- Какие исследователи и ученые занимаются изучением нравственности?
- Какие меры для развития нравственности могут быть предложены в нашем классе?
- Что каждый из вас сегодня сделал для улучшения мира вокруг себя?
Заключение
Сегодня на уроке мы обсудили значение нравственных ценностей и их влияние на нашу жизнь. Мы провели интересные игры и эксперименты, чтобы показать, как важно проявлять доброту и внимание к окружающим.
Помните, что нравственные ценности – это основа нашего общества, и каждый из нас может внести свой вклад в создание лучшего мира. Будьте добрыми, внимательными и заботливыми друг к другу.
Спасибо за внимание!
Работа в группах: Пословицы недаром молвятся
- Откуда мы с раннего детства узнаём об этике поведения? О нравственности поступков? (Из народной мудрости.)
- Где мы можем встретить народную мудрость? (В сказках, песнях, пословицах и поговорках.)
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Работа в группах)
Листок с пословицами:
Пословица | Пропущенные слова |
---|---|
Кто сам ко всем лицом | к тому и добрые |
сам будешь стар | – |
что большое слово сказать | – |
Все, что прекрасно – | – |
так всем будет милее | – |
Доброе семя – добрый и всход | – |
на добро не надейся | – |
не будет прав | – |
Дома, как хочу, а в людях, как велят | – |
Участники зачитывают свои пословицы. Затем каждая группа презентует одну пословицу по выбору.
Этические задачи. Сценки
Сценка первая
Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.
Что посоветуете Рите?
Что посоветуете Зое?
Правило: Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом.
Сценка вторая
Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
Что посоветуете Гоше?
Что посоветуете Тиме?
Ребята, сделаем выводы:
- Чему учат нас этика и народная мудрость?
- Уменьшать зло на белом свете, увеличивать и сеять добро.
Золотое правило: что поливаем, то вырастет!
VI. Рефлексия
- Вспомните ещё раз урок, себя, свои эмоции и ощущения.
- Что вас удивило?
- Что заставило задуматься?
- Какое новое качество для себя вы взяли на заметку?
VII. Итог урока
Пусть эти простые, но очень важные правила будут постоянными ориентирами в вашей жизни. Они подсказаны вековым опытом жизни людей.
Домашнее задание: Сделать книжку-малышку с мини-сказкой Дорогою добра.
2020 (№ 3-16)
Лавшук Л.И. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ КУРСА ОРКСЭ МОДУЛЯ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Лавшук Любовь Иннокентьевна
Учитель начальных классов и курса ОРКСЭ, Мунициальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1, Иркутская область, р.п. Куйтун
Библиографическое описание:
Лавшук Л.И. Духовно-нравственное воспитание на уроках курса ОРКСЭ модуля Основы православной культуры // Современная начальная школа. 2020. № 8.
URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf
Эффективность воспитания детей: важность взаимодействия школы и семьи
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета Основы религиозных культур и светской этики будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития. Что проявляется в формировании основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой для всех модулей – Россия наша Родина. Урок Православный Храм послужил толчком, опорой не только для дальнейшей познавательной деятельности обучающихся, но и являлся воспитывающим стимулом доброты, света, радости. Развивал мотивацию к изучению православной культуры, обогащал историко-культурный словарь учащихся и воспитывал ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Сценарий урока Православный храм
Цели урока:
- Познакомить с понятием храм – дом Божий.
- Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
- Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
- Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Основные термины и понятия:
- Храм
- Икона
- Иконостас
- Царские врата
- Алтарь
Методы обучения:
- Графические изображения
- Презентация изображения храмов
- Аудиозапись колокольного звона
План урока:
Самоопределение к деятельности
- Звучит церковная музыка.
- Где можно услышать такое пение?
- Что изображено на фотографиях?
- В каком из этих домов можно услышать такую музыку?
Постановка учебной проблемы
- О чём мы сегодня будем говорить?
- Запишите в тетради тему урока: Православный храм.
Открытие детьми нового знания
- Храмы величественны и красивы.
- Что такое храм?
Школьные уроки по православной культуре могут стать не только источником знаний, но и духовным развитием для детей, помогая им формировать ценностные отношения и понимание культурного наследия. Важность взаимодействия школы и семьи в этом процессе несомненно.
Роль храма в религиозной практике
Храм – это общей молитвы зов. Храм – это свечи, кресты, иконы. Храм – это светлая песнь веков.
Жизнь христиан на Руси
На Руси жизнь христиан была тесно связана с жизнью храма. В храме всё необычно и очень красиво потому, что это Дом Божий. Храм ещё называют церковью.
Церковь – здание для богослужения.
Храм Всех Сибирских Святых
Храм Всех Сибирских Святых – это наш Куйтунский храм. Первая служба в новоотстроенном храме была совершена на Пасху (12 апреля 2015 года).
Структура православного храма
Православный храм делится на три части:
- Притвор
- Собственно храм (средняя часть)
- Алтарь
Притвор
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Иконостас
Иконы размещаются по стенам храма в больших киотах – в специальных больших рамах, а также на аналоях – на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой. Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.
Солеи
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунника или кануна. Перед канунником служатся заупокойные Богослужения – панихиды.
Алтарь и иконостас
Алтарь находится за иконостасом. Священник молится именно там, и никто без его благословления не имеет права туда входить.
Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери, справа – икона Спасителя, слева – икона Божией Матери.
Заключение
Православные люди ходят в храм помолиться Богу, обратиться к Нему за помощью в своих молитвах, поставить свечи о живых и об усопших, совершить таинства. Красота храма, священные изображения, церковные песнопения – всё прославляет Бога. В православном богослужении используется и колокольный звон, а звонит в колокола только звонарь. Все христиане могут позвонить в колокола лишь на Пасхальной неделе по благословению священника.
Звоны колокольные бывают разные, послушаем их.
3. (Звучат колокольные звоны аудиозапись) Благовест. Перезвон. Трезвон.
Поясняет их значение, и ученики записывают в тетрадь.
«Колокольные звоны: благовест, перезвон, трезвон».
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Раздаю схемы устройства церкви.
Ребята, а сейчас я хочу посмотреть, как вы меня слушали. Вам сейчас надо отметить на схеме основные части церкви и предлагаю разгадать загадки. Вы не только отгадываете загадки, но и в ответах находите основные части устройства храма и отмечаете их на чертеже.
1.Дом на горке стоит
А вверху крест горит
Ярко, будто солнце. (Храм, церковь)
2.Очень громко звенит,
В церковь всем идти велит. (Колокол)
3.Как одна они стройны,
Как одна они равны,
Все торжественно стоят,
Пред иконами горят. (свечи)
4.В те врата войдёт не каждый,
Даже сильный и отважный.
И должны мы все учесть:
Только в церкви они есть. (Царские врата)
5.В церкви место есть такое:
Там Господь – Небесный Царь.
Место то зовут ____алтарь_______
6.В алтаре как будто стол,
7.Есть в церкви она обязательно,
Глядят с неё очи внимательно.
Кто мимо идёт – ей поклонится
И тихо, неспешно помолится. (икона)
1. Стоит высокая стена.
Она украшена прекрасно –
На ней и крест, и образа.
Ответьте дружно мне сейчас:
Проверяем, обсуждаем, исправляем ошибки.
-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?
Что нового вы узнали?
Люди, приходя в храм, учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.
И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.
Ребята получают ангелочков на память.
– Спасибо, ребята, за урок!
1. Православная энциклопедия «Азбука веры» http://azbyka.ru/
2. Фото на презентации из сети –интернет и сайта храма всех Сибирских святых п.Куйтун http://xram-kuitun.cerkov.ru/
3. Учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураев-4 класс.
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.
Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.
Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
формирование у обучающихся представлений о милосердии.
«Основы светской этики» А.И. Шемшурина «Основы религиозных культур и и светской этики»
Образовательная цель этапа урока
Формы, методы и приемы
Планируемые результаты(П, М, Л)
Дидактические средства и интерактивное оборудование
(1 – 2 мин)
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Александровна, и сегодня урок ОРКСЭ у вас проведу я.
– Повернитесь к соседу по парте и пожелайте хорошей работы.
– Пусть этот урок принесет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
Актуализация знаний и мотивация
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий
Практический: работа впарах
1. Организует повторение того, что знают дети.
– Напомните, какой раздел мы с вами изучаем? Как он называется? Если забыли, то давайте обратимся к учебнику на странице 159. (слайд 2)
– Назовите мне золотое правило жизни. (слайд 3)
– Давайте вспомним, что такое милосердие? (слайд 4)
– В чём различие: проявить милосердие и подать милостыню?
В чем проявляется милосердие?
– Вы считаете себя милосердным?
2. Работа в парах.
На слайде представлены два столбика. В левом начало пословиц, в правом конец.
– Соотнесите эти два столбика так. Чтобы получились пословицы. (слайд 5-6)
– Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.
3. Проверка домашнего задания.
Вашим домашним заданием было привести примеры сказок, в которых герои проявляют милосердие, записать в тетрадь.
1.Отвечают на вопросы учителя.
Простые нравственные истины.
– Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
– Не обижающая человека помощь, внимание к его положению и искренне стремление решить возникшую проблему.
добровольная раздача (пожертвование) своих денег, помощь нуждающимся. В этом и различие.
2. Выполняют задание.
– Милосердие украшает сильного.
Против милосердия и меч бессилен.
Милосердие никогда не бывает ошибкой.
3. Зачитывают домашнее задание
М: научатся адекватно оценивать
правильность или ошибочность
учебной задачи, еѐ объективную
трудность и собственные
возможности еѐ решения;
Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои
мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи
П: перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать факты и явления.
Постановка учебной задачи (4 – 5 мин)
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
Словесный: беседа, рассказ
1. Подведение к формулировке темы и целей урока
Прочитайте слова, изображенные на слайде, и распределите их по группам.
– По какому принципу распределите? (слайд 7-8)
- Злость Гнев Ненависть
Из первых букв первой группы составьте слово. Это ключевое слово темы нашего урока. Подберите синонимы.
– Сформулируйте тему урока. (слайд 9)
-Поставьте цели на урок при помощи слов-помощников на слайде. (слайд 10)
На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?
-У нас получился своеобразный план урока. (слайд 11)
1. Определяют тему урока, ставят задачи на урок совместно с учителем
– Положительные и отрицательные качества и чувства человека
– Польза, добро.
«Жить во благо
себе и другим»
Цели: узнать, что такое благо; учиться поведению лучшему для вас и полезному для окружающих.
-Что такое благо?
-Как нужно относиться к окружающим?
– Узнать в чём взаимосвязь блага с жизнью людей?
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
составлять план и последовательность действий
Л: организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
взаимодействовать и находить общие способы работы
"Открытие" детьми нового знания
(7 – 8 мин)
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
Ф.р., Наглядный: демонстрация опытов Словесный: беседа,
-Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос «Что такое благо».
Где можем найти определение? Где еще?
(задача – найти определение понятия благо)
– Пока наши эксперты работают, попробуем разобраться самостоятельно.
Ведь слово говорит само за себя. Как вы его понимаете?
– Любое слово, как магнит притягивает к себе другие слова. Какие слова «притянет» к себе слово «благо»?
– Мы дали своеобразное определение данному понятию.
– Очень важно соотносить свои желания и потребности с тем, чтобы их осуществление не причинило никому вреда и неудобства.
– Скажите, какое отношение к себе вызывает человек, который не соблюдает этой нормы?
– Что вы предпочтете в своем взаимодействии с таким человеком: осудите его поведение и не будете иметь с ним никаких отношений или попытаетесь убедить его в неправильности поступков и доброжелательно решить проблему?
-Вы правы, в чём же различие этих позиций?
-Попытайтесь понять, что входит в понятие благо «доброжелательность» или «недоброжелательность»
-Есть другие мнения?
– Давайте обратимся к нашим экспертам, что же они нашли в своих словарях, говорится ли там что-то про доброжелательность? (слайд 12)
1. Слушают учителя.
2. Следуют плану выполнения задания.
В словарях, справочниках, Интернете.
2 чел работают со словарями
«Благо – это добро, доброжелательность, благополучие
«Благо – это добро, всё доброе, полезное, служащее к нашему счастью».
– Осуждение, раздражение
– Доброжелательно решим проблему
«Искренность и доброжелательность помогают нам услышать друг друга, а осуждение и недоброжелательность приносит вред каждому
П: формирование представления о понятиях «молитва»,
Л: развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: овладение
базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими
связи и отношения между объектами и процессами
П: использовать текст учебника для поиска необходимой информации.
Первичное закрепление(4-5 мин)
Усвоение нового способа действий
1. Работа с учебником
– Благо – это и есть нравственное поведение людей.
– Считаете ли вы важным достижение справедливости в разрешении возникшего конфликта?
– Самое главное правило в отстаивании своей правоты не должно переходить в оскорбление другого человека. Как вы считаете, что предполагает справедливость? (слайд 13)
– И еще одно главное правило в конфликте быть тактичным. Как вы понимаете определение понятия «тактичность»? (слайд 14)
– Прочитаем 1и 2 абзац с. 96.
2. Организует аналитическую работу.
– Видеофрагмент из ералаша «компот». (слайд 15)
– Справедливо ли вели себя мальчики?
– Как бы следовало поступить по-другому?
– Как бы поступили вы?
– Как нужно относиться друг к другу?
– Какой можно сделать вывод из наших размышлений? Давайте прочитаем его на стр 97, 2 абзац последнее предложение.
3. Организует и проводит динамическую паузу (видеофрагмент).
– Встаньте со своих мест, старайтесь не мешать друг другу, если мало места, то выйдите немного вперед, чтоб образовалась колонна.
– Ответы детей.
– Не оскорблять и не критиковать людей попросту.
– Умение вести себя в соответствии с нормами поведения.
1. Отвечают на вопросы.
2. Делают вывод.
М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
находить выходы из спорных ситуаций.
П: устанавливать причинно-
следственные связи; строить логические
Презентация, раздаточный материал, видеофрагмент, учебник
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха
Индивидуальная работа Практический:
Сейчас вы поработаете самостоятельно. (слайд 16)
У вас на партах лежат карточки. Положите их перед собой.
– Соотнесите поговорки и пословицы с понятиями.
Понятия: доброжелательность, справедливость, тактичность.
Поговорки, пословицы: доброго человека пчела не жалит; на добрый привет – добрый и ответ; правое дело светлее солнца; деньги – мусор, справедливость – золото; такт – это умение не говорить того, что думают все; такт – это разум сердца.
– Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде. (слайд 17)
– Если всё верно, то нарисуйте довольный смайлик, если одна-две ошибки – нейтральный смайлик, если больше двух ошибок, то грустный смайлик. (слайд 18)
1. Выполняют самостоятельную работу.
– Доброжелательность (доброго человека пчела не жалит; на добрый привет – добрый и ответ). Справедливость (правое дело светлее солнца; деньги – мусор, справедливость – золото). Тактичность (такт – это умение не говорить того, что думают все; такт – это разум сердца).
делать выводы на основе полученных знаний. М:
адекватно оценивать правильность или ошибочность
выполнения учебной задачи
Презентация, раздаточный материал
Включение в систему знаний, повторение
Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
– Давайте обратимся к изречениям мыслителей на стр. 97. Прочтем только первое. Объясните, как вы понимаете смысл этих слов. Согласны ли вы с ними?
– Что такое благо, по-вашему, понимаю?
– Как нужно относиться к другим людям?
2. Задаёт домашнее задание
– Стр. 98 написать маленькое сочинение на тему «К какому благу я стремлюсь в своей жизни».
1. Отвечают на вопросы для закрепления материала.
Записывают домашнее задание.
следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения
М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
Л: формирование уважительного отношения к иному мнению.
Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания
Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.
– Давайте вспомним тему нашего урока. (слайд 19)
– Какие цели мы ставили? (слайд 20)
– Достигли ли мы их?
-Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас лично?
2.Проводит работу по самооценке.
– Продолжите фразу:
– Я желаю вам всем жить среди добрых людей и быть благородным. Спасибо за урок!
1. Анализируют урок с точки зрения
Относиться к людям так, как хотите, чтобы относились к вам.
2. Дают оценку своей работе на уроке.
учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои
П: развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
У этого термина существуют и другие значения, см. ОПК (значения).
Первая половина курса (первое полугодие IV класса) Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine
Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)
История преподавания предмета
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства. Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.
В школах Мордовии факультатив «Основ православной культуры» был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.
С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».
С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4—5 классах.
В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса «ОПК» с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.
В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях региона.
Статистика отношения к предмету в обществе
14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» — распределились следующим образом:
целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно 6% затрудняюсь ответить 11%
Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.
Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап
Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.
Округ Область Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК
Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616)
Тверская область 62,3% (более 6680)
Костромская область 75% (более 4080)
Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915)
Калининградская область 34% (2494)
Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804)
Новосибирская область 18,5% (5143)
Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050)
Камчатский край 39% (893)
Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764)
Удмуртская Республика 16% (более 2230)
Чувашская Республика 34,8% (более 3920)
Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)
Республика Калмыкия 30% (898)
Учебники по ОПК
В. Васнецов. «Радость праведных о Господе». Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.
История появления учебника
В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.
Пособия для учителей
В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя «Основы православной культуры в первом классе» (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры» (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.
Всероссийская олимпиада по «Основам православной культуры»
Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах. Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре. Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа. Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.
Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
Список проблемных ссылок