Роль буддизма как мягкой силы в современном мире
В последние годы буддизм становится не только все более популярной религией в разных уголках мира, но и объектом углубленного внимания со стороны государственных органов стран, на чьей территории это учение имеет распространение.
Особенности буддийской культуры
Буддийская культура пронизана духовными ценностями и учениями, которые способны оказать мягкое воздействие на общество и способствовать решению внутренних и внешних проблем государства.
Международные инициативы
Значимым событием стало участие в Международной буддийской конференции Продвижение, защита и сохранение буддийской культуры и наследия, прошедшей в Лумбини, Непал.
Ревитализация буддизма через мягкую силу
Государства, такие как Китай, начинают придавать все большее значение буддизму как мягкой силе, способной способствовать стабильности между странами и развитию внутренних и внешних линий политики.
Пример Китая
Идеология КПК способствует развитию буддизма в стране, где религия и социализм идут рука об руку. Буддийская дипломатия активно используется для продвижения политических и экономических интересов Китая в странах Юго-Восточной Азии.
Поддержка буддийским странам
Китай уделяет особое внимание отношениям с буддийскими странами региона, поддерживая культурные и религиозные инициативы и уважая местные святыни. Посещение буддийских памятников становится неотъемлемой частью визитов китайских политических лидеров.
Автор: Б. У. Китинов, кандидат исторических наук, Российский университет дружбы народов.
Конференции буддистов в Южной Корее, Японии и Китае
Со второй половины 1990-х гг. в Южной Корее, Японии и Китае проходят конференции буддистов этих трех стран, проводятся регулярные обмены делегациями. Согласно мнению руководства китайских буддистов, когда вступаем в XXI век, буддистам всех стран нужно последовательно развивать дружеские связи и сотрудничество, сообща вносить новый вклад в дело мира во всем мире, чтобы буддийская идеология равенства, глубокой любви в XXI веке по-новому засияла.
Современный подход к религии в Китае
Современный подход китайских властей к религии сформировался в декабре 2001 года, когда ЦК КПК и Госсовет КНР провели Всекитайскую конференцию по религиозной работе. Председатель КНР Цзян Цзэминь (1993 – 2003) заявил, что в период социализма религия носит массовый и долговременный характер.
Международные инициативы китайских буддистов
Китайские буддийские организации совместно с государственными органами выступают инициаторами экспонирования за рубежом предметов поклонения, организовывают международные научные семинары. Например, семинар, посвященный Сюань Цзану (602 – 664), проводился в сентябре 2006 года в Чэнду (провинция Сычуань) с участием представителей из Индии, Японии, Вьетнама, Шри-Ланки и других стран.
Мировые буддийские форумы
Буддистские форумы стали значительным событием в современном буддизме. Был организован международный буддийский форум в городе Ханчжоу (провинция Чжэцзян) в апреле 2006 года, где собрались более 1000 делегатов из 10 стран практикующих буддизм.
Заключение
Современные буддистские инициативы, конференции и форумы демонстрируют стремление китайских буддистов к укреплению международных отношений и распространению буддийской культуры по всему миру. Китай продолжает активно участвовать в международных буддистских мероприятиях, способствуя развитию и сотрудничеству в буддийском сообществе.
Развитие культурных связей между Индией и Китаем через буддийские святыни
Вплоть до недавнего времени Китай не поддерживал контактов с Индией по буддийской линии. Ситуация стала меняться в связи с постепенной нормализацией межгосударственных отношений.
Строительство буддийского храма в Китае
Индийские строители возвели в 2006 г. буддийский храм в городе Лоян – прежней столице династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), откуда буддизм стал распространяться по всему Китаю. В мае 2010 г. храм посетила в ходе государственного визита в Китай президент Индии Пратибха Патил.
Мероприятия по изучению буддизма в Индии
В Индии с конца 1990-х гг. проводятся конференции и другие научные мероприятия по изучению буддизма, в том числе в сотрудничестве с другими странами. Например, в марте 2011 г. состоялась международная буддийская конференция в Канди (Шри-Ланка), а в ноябре 2011 г. в Дели прошел первый Глобальный буддийский конгресс.
Развитие буддийской культуры в Индии
Конференция Буддизм возвращается в великий разговор Индии в конце ноября 2014 г., организованная Индийским институтом буддийских исследований и университетом Оксфорда, подтверждает интерес Индии к развитию буддийской культуры.
Значение буддийского наследия для Непала
Власти Непала также обратили внимание на буддийское наследие своего государства, в частности в Непале проходила Международная буддийская конференция Продвижение, защита и сохранение буддийской культуры и наследия в 2014 году.
* Карма Кагью – одна из Четырех главных школ тибетского буддизма, основанная в XII в. Тренлоджем Джехве Дордже.
** Лама – тябалочник, религиозный учитель в буддизме.
Буддийская Конференция Лумбини: сохранение и продвижение наследия
На открытии с приветственным обращением выступили президент Непала Рам Баран Ядав, несколько министров его правительства, было зачитано послание президента Мьянмы У Тен Сейна, также выступили министр по делам религии Мьянмы У Соэ Вин и министр культуры и искусств Шри-Ланки Т. Еканаяке.
Карма Кагью и Хамбо-лама
- Карма Кагью – подшкола Кагью, вторая по значимости школа тибетского буддизма после школы Гелук, к последней принадлежит Далай-лама.
- Хамбо-лама (тибет., монг.) – титул настоятеля монастыря.
Такие известные современные деятели тхеравады, как махатхера Ашин Ньяниссара, глава вышеупомянутой буддийской академии Ситагу, один из лидеров южного буддизма, и махатхера бхикшу Джнянапурник, президент Всенепальской ассоциации бхикшу, вице-президент Буддийской академии тхеравады, говорили о значимости как самого Лумбини, так и целей, которые ставит конференция.
Махатхера Ашин Ньяниссара отметил следующую особенность сакральности Лумбини: здесь произошли два чудесных события – рождение Сиддхартхи и сделанные им семь шагов, когда он провозгласил о своем рождении как последнем в цепочке рождений. Он также упомянул о найденных археологами в Лумбини и близ него остатков колонн, возведенных по приказу Ашоки (правитель империи Маурьев, 273 – 232 гг. до н.э.), на капители которых были скульптуры таких сакральных животных, как лошадь, бык, слон и лев. В конце своего выступления он призвал участников работать в секциях быстро, как лошадь, спокойно, как бык, упорно, как слон, и храбро, как лев.
Бхикшу Сугандха (секретарь Высшего патриарха, Таиланд) и бхикшу Кхаммай Дхаммасами (университет Оксфорда, Великобритания) в своих выступлениях указали на слова Будды, что совместный труд не только сближает, но и позволяет уточнять цели и задачи, которых перед буддистами стоит немало.
Секции на конференции
Всего действовало пять секций:
- Буддийское наследие Лумбини
- Сохранение окружающей среды в Лумбини
- Мировое буддийское наследие
- Буддийская культура
- Буддийская образовательная система
Буддийскому наследию Лумбини уделялось особое внимание: как отмечал в своем выступлении махатхера Ашин Ньяниссара, основной целью конференции является поиск возможностей для сохранения, защиты и продвижения бесценного буддийского культурного наследия Лумбини. Вероятно, в т.ч. и по этой причине, все заседания этой секции проходили в красивом главном зале Храма дхармы Мьянмы.
Самым значимым выступлением стал обширный доклад проф. Р. Коннингхэма (Великобритания) о результатах своих многолетних раскопок в Лумбини и дистрикте Тилауракот, всего в нескольких километрах от индийской границы. В Лумбини он проводит раскопки как в самом храме Махамайи (назван в честь матери Сиддхартхи, возведен на месте его рождения), так и рядом, в пределах Сакрального сада.
В дистрикте Тилауракот (около 20 км от Лумбини) работы были начаты им еще в апреле 2001 г. при финансовой поддержке ЮНЕСКО. Обнаруженные развалины и другие находки, вкупе с данными ряда письменных источников, позволили ему идентифицировать место раскопок как Капилавасту – столицу государства Шакьев, где Сиддхартха прожил до 29 лет, прежде чем ушел на поиски смысла жизни, и спустя 6 лет стал Буддой.
Надо сказать, что и Индия заявляет о том, что Капилавасту, в действительности, находится на ее территории близ селения Пипрахава (штат Уттар-Прадеш), в 15 км юго-восточнее от Тилауракота. Здесь еще в 1970-х гг. были найдены терракотовые печати с надписью "сангха Капилавасту". Судя по всему, в настоящее время между странами достигнут определенный консенсус относительно того, что Капилавасту, ввиду войн и бедствий, мог менять свое местоположение, и в истории могло быть два Капилавасту.
На секции "Сохранение окружающей среды в Лумбини" отмечалась исключительная важность сохранения Лумбини, поскольку в регионе возрастает экономическая активность (увеличение пахотной территории, рост сельских поселений, строительство промпредприятий), и, как следствие, ухудшается сохранность культурных памятников.
Выступавшие отмечали, что теперь, когда здесь природа стала возрождаться и проведены значимые раскопки, необходимо ограничить антропологическое воздействие ради сохранения парка и уникальных буддийских артефактов – как уже найденных, так и еще не раскопанных.
Целый конгломерат проблем Лумбини озвучил проф. Б. Бидари из Индии: питьевая вода; дороги; мусор; места для медитации, поклонений и церемоний; предметы, необходимые для обрядов (свечи, шарфы, цветы и т.д.) и многое другое. Он пришел к заключению, что пока упомянутые проблемы не будут разрешены местными властями, нет никакой возможности для сохранения и защиты наследия Лумбини.
На секции "Мировое буддийское наследие" обсуждалось буддийское наследие в Индии, Мьянме, Шри-Ланке, Камбодже, Бангладеш, Индонезии, Пакистане, КНР. Интересный доклад о
* Махатхера (яз. пали) – великий старейшина, старший наставник.
** Бхикшу (санскр.) – полностью посвященный монах, соблюдающий более чем 220 обетов.
*** Дхарма (санскр.) – учение.
последних находках (статуи Будды и бодхисаттвы Майтрейи*) в регионе Гандхары (Бадалиур, Пакистан) представил проф. Ашраф Ханом, известный пакистанский ученый, бывший директором музея в Карачи, ныне директор Института азиатских цивилизаций в Таксиле, в древности известном как важный буддийский центр.
Выступавшие в секции "Буддийская культура" поднимали вопросы сохранения и развития культуры буддизма, ее проявлений в различных сферах жизнедеятельности: в философии, повседневной жизни, влияние буддизма на западный мир, практики медитации, значение тех или иных текстов, организация паломничества и т.п. Руководитель медитационного центра Вараиунья преп. С. М. Суджано (Великобритания) рассказал о специфике преломления понятий буддийской культуры в менталитете западного человека на примере жителей г. Абердин (Шотландия) и отметил важность понимания "чистой" буддийской культуры, не зависящей от этнического компонента.
Автор данной статьи представил доклад "Буддийская культура и наследие в России" на секции "Буддийская культура" (о строительстве первого буддийского храма в Москве в районе Отрадное) и выступление "Основы буддийской культуры" как новый предмет в школах России" (я являюсь главным автором соответствующего учебника, опубликованного издательством "Дрофа"7) на секции "Буддийская образовательная система".
Вероятно, большое внимание к моим выступлениям явилось следствием и того обстоятельства, что я единственный представлял Россию на этой конференции. Секция "Буддийская образовательная система" была по-своему особенной – на ней обсуждались вопросы не только буддийского образования для монахов и мирян, но также специфика воспитания детей в современных условиях поликультурного мира.
Выступавшими и участниками отмечались достижения и успехи в деле сохранения и распространения буддизма, предлагались пути и методы разрешения имеющихся проблем и задач, от глобальных до локальных, в т.ч. и в отношении самого Лумбини.
НЕПАЛ: ОТ ЛУМБИНИ К БОЛЬШОМУ ЛУМБИНИ
Лумбини (около 200 км к юго-западу от Катманду) представляет собой небольшой дистрикт, в пределах которого находится парк Лумбини – территория прямоугольной формы размерами 1,5 км на 3 км. Парк состоит из трех частей: Сакрального сада, монастырской зоны и т.н. новой деревни Лумбини.
В монастырской зоне находится комплекс действующих и еще строящихся монастырей, храмов, иных культовых буддийских сооружений из различных стран мира, где буддизм имеет известное распространение: Индии, Японии, Китая и др., а также Франции, Австралии, Германии.
К сожалению, место, зарезервированное под постройку российского буддийского храма, ввиду невостребованности, утеряно. Однако представители "Треста по развитию Лумбини"8 выразили уверенность, что позже, при разработке проекта Большого Лумбини, в новом расширенном парке для нашего государства вновь будет выделена территория, поскольку Россия имеет давнюю историю этого древнего учения на своей территории.
Большой и искренний интерес к возведению российского буддийского храма в Лумбини выражает и посол Российской Федерации в Непале С. В. Величкин, не однажды посещавший эту местность. По его мнению, Россия обязательно построит это сакральное сооружение, которое подтвердит поликультурную уникальность нашей страны и ее достойное место в системе мировых цивилизаций.
Недалеко от водного канала, проходящего по центральной части парка, в центре Сакрального сада расположен храм Махамайи, у западной стены которого высится известная колонна упоминавшегося выше правителя Ашоки, принявшего на восьмом году своего царствования буддизм как официальную религию своей империи, охватившей почти весь Индийский субконтинент. В 249 г. до н.э. он совершил поклонение к месту рождения Будды, и благодаря его колонне удалось точно установить место рождения Сиддхартхи. Также недалеко от храма находится дерево бодхи – под ним в одну из майских ночей на территории современной Бодагайи в Индии Сиддхартха стал Буддой.
В новой деревне Лумбини находятся Музей Лумбини, Международный исследовательский институт Лумбини (МИИЛ) и открывшийся в 2004 г. Буддийский университет Лумбини. Библиотека МИИЛ обладает интересной и довольно обширной коллекцией изданий по буддийской (и не только) тематике, в т.ч. и на русском языке. Мне удалось договориться с директором МИИЛ К. Куэиперсом, с которым я встречался еще в далеком 1992 г. в Дхарамсале (Индия) во время своей стажировки в Библиотеке тибетских работ и архивов, о сотрудни-
* Бодхисаттва – в буддизме существо, достигшее Просветления, но остающееся в миру для спасения всех живых существ; Майтрейя – одна из наиболее известных бодхисаттв.
честве между МИИЛ и библиотекой будущего Московского буддийского храма.
Лумбини возглавляет список сакральных буддийских мест, хотя и не входит в число наиболее посещаемых. Кроме Лумбини, все остальные сакральные места находятся в Индии.
Вероятно, есть ряд причин для такой ситуации, прежде всего – удаленность Лумбини, особенности непальской политической и религиозной истории. Конечно, можно сослаться и на специфику учения, когда, согласно отдельным буддийским представлениям, место кремации наставника становится более священным, чем его прежняя родина.
Генеральный план развития Лумбини был разработан японским архитектором Кензо Танге в период 1972 – 1978 гг. В 1976 г. был создан Комитет по развитию Лумбини (преобразован в 1985 г. в Трест по развитию Лумбини – см. выше). Однако перемены шли медленно, и ситуация стала позитивно меняться лишь в 1990-х гг., в связи с общими процессами ревитализации в буддизме, в т.ч. по причине роста значения буддизма как "мягкой силы".
Уже в 1997 г. Лумбини был включен ЮНЕСКО в список объектов мирового культурного наследия, в первое десятилетие нового века были презентованы проекты преобразования Лумбини в т.н. Большой Лумбини (Greater Lumbini), площадью около 7 тыс. кв. км с населением 2 млн. человек и включающий в себя дистрикты Рупандеви, Навалпараси и Капилавасту.
Как отметил в своем выступлении Дипак Чандра Аматья, министр культуры, туризма и гражданской авиации Непала, через три года аэропорт Гаутам Будда в Бхайрахава (муниципальный район в Лумбини) сможет принимать международные рейсы из ближайших стран, и высказал уверенность, что расширение возможностей аэропорта позволит увеличить поток туристов в это значимое для всех буддистов место. Однако, как отмечалось на секции по сохранению окружающей среды, ввиду того, что к 2020 г. предполагается рост числа туристов с нынешних 500 тыс. до двух миллионов в год, важно предварительно провести необходимые мероприятия по консервации и сохранению памятников буддийской культуры.
В последний день конференции мы посетили храмы и монастыри, расположенные в парке Лумбини, и совершили ознакомительную поездку в Капилавасту. Согласно известному китайскому путешественнику V в. Фа Сяню, недалеко от Капилавасту родились и достигли просветления и двое предыдущих будд* -Кракучхандха и Канакамуни. Уже при Фа Сяне Капилавасту находилась в запустении: "В городе нет ни правителя, ни подданных, (кругом) опустевшие развалины". В Капилавасту раскопан фундамент дворца Шуддходаны, отца Будды, обнаружены остатки ступ, возведенных в свое время для поклонения особым событиям.
Также участникам была роздана "Декларация Лумбини", принятая в результате работы Международной конференции. В ней, в частности, содержится призыв к монахам и мирянам, путем использования информационных и социальных сетей, "создать глобальный мир буддийского культурного осознания для сохранения, продвижения и защиты буддийских ценностей и культурного наследия"; подчеркивается важность пропаганды буддийских ценностей толерантности и предупреждения "неэтической конвертации в традиционных землях буддизма"; указывается необходимость изучения ценности наследия буддизма в курсе образовательных программ светских и религиозных институтов, не коммерческих культурных и образовательных структур.
Судя по всему, можно говорить о "новом открытии" Лумбини как для верующих, так и для ученых, особенно применительно к периоду после 2018 г., когда станет значительно проще посещать эту удаленную священную местность ввиду завершения реконструкции местного аэропорта. Прошедшая конференция не только обозначила новые векторы в развитии буддизма, но и подтвердила устоявшуюся тенденцию влияния государства на будущность религий, что, впрочем, было характерной чертой в истории буддизма.
* Согласно учению буддизма, из 1000 будд, которые будут спасать мир, четверо уже были (кроме упомянутых выше, также Кашьяпа и будда современности – Будда Гаутама), имя пятого, грядущего – Майтрейя.
1 Цзян Цзэминь. Реформа, развитие, стабильность. Статьи и выступления. М., 2002. С. 132.
2 Цит. по: Кузнецов В. С. Китайское буддийское общество и мировой буддизм -http://dazan.spb.ru/_documents/2007 – 06 – 15-niezkonf-otnosh/kitai-buddhism.txt
4 Religion in China Today. Cambridge University Press, 2003. P. 17 – 18.
5 2-й Всемирный буддийский форум открылся в г. Уси – http://www.russian.xinhuanet.com/russian/2009 – 03/28/content_ 846858.htm
6 Цит. по: President Patil gifts China Indian-style Buddhist temple – http://break-ingnews.gaeatimes.com/2010/05/29/presiden t-patil-gifts-china-indian-style-buddhist-temple-31001/
7 Китинов Б. У., Савченко К. В., Якушкина М. С. Основы буддийской культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2012, 2013.
8 "Трест по развитию Лумбини" (Lumbini Development Trust) был основан в 1985 г. правительством Непала для сохранения и пропаганды региона Лумбини, как родины Будды. Более подробно http://www.lumbinitrust.org
Постоянный адрес данной публикации
Похожие публикации: L L Y G
Опубликовано 18 июля 2023 г. в 13:40 (GMT+3). Последнее обновление 18 июля 2023 г. в 13:40 (GMT+3).
Предпосылки возникновения буддизма
Прежде всего буддизм — настическое учение, поэтому ему непосредственно предшествовали джайнизм и локаята.
Согласно традиции, исторический Будда Сиддхартха–Гаутама родился в роде Шакья касты кшатриев в стране Магадха (546—324 до н. э.), в районе Лумбини на юге современного Непала. Его также называли Шакьямуни — мудрец, принадлежащий к клану Шакья.
Во время медитации под деревом Бодхи он принял решение во что бы то ни стало найти Истину, и в возрасте 35 лет достиг Просветления. После этого он стал называться Будда Гаутама, или просто Будда, что означает «пробуждённый».
Остальные 45 лет жизни он путешествовал по Центральной Индии в долине Ганга, обучая своих последователей и учеников.
В дальнейшем последователи Будды в течение последующих 400 лет сформировали много разных учений — школы раннего буддизма (Никая), из которых сохранилось учение Тхеравада и многочисленные ветви Махаяны.
Ученики Будды в соответствии с обычаем кремировали тело Учителя. Правители соседних государств прислали гонцов с просьбой дать им частицы останков Будды. Как описывается в Махапариниббана сутте, останки были разделены на восемь равных частей. Эти части останков были помещены в особые реликварии — ступы, культовые строения конусовидной формы, в столицах государств. Одну из частей, в ступе древнего города Капилаваттху, обнаружили в 1898 году вблизи деревни Пипрахва. Сейчас эта часть останков находится в Индийском Национальном музее в Нью-Дели.
Эти ступы стали как бы предшественниками китайских пагод и тибетских чортенов (монгольских субурганов).
Позднее в ступы стали класть тексты сутр, почитавшихся как запись подлинных слов Будды. Поскольку суть Будды есть Дхарма, его Учение, то сутры как бы представляли собой Дхарму как духовное тело Будды. Эта замена (физическое тело — духовное тело; «мощи» — тексты; Будда — Дхарма) оказалась очень важной для последующей истории буддизма, поскольку здесь, видимо, коренятся истоки чрезвычайно важного учения махаянского буддизма о Дхармовом Теле Будды (Дхармакая).
Первый буддийский собор, V век до н. э.
Предание утверждает, что вскоре после нирваны Будды произошёл первый буддийский «собор», когда собрались все ученики Будды и двое из них — Ананда и Упали на память воспроизвели всё, чему учил Будда — нормы и правила монашеского общежития, «дисциплинарный устав» сангхи (Виная), проповеди и поучения Будды (Сутры) и его философское учение, «сверх-Дхарму» (Абхидхарма). Так возник буддийский Канон — Трипитака (на пали — Типитака), то есть «Три Корзины» Учения (в Древней Индии писали на пальмовых листьях, которые носили в корзинах). Первый из известных нам вариантов Канона — палийская Типитака — долгое время, в соответствии с традицией, передавался устно, и был впервые записан на Ланке около 80 до н. э. в связи с угрозой потери Учения. И в наши дни некоторые монахи, которых называют «держателями Типитаки» («типитакадхара»), традиционно заучивают наизусть отдельные части Типитаки или всю её полностью. В Синей Летописи указано, что сложилась иерархия учения (В смысле передачи Винаи): от Шакьмуни к Кашьяпе, от него к Ананде, от него к Шанавасике, от него к Упагупте, от него к Дхитике, от него к Кришне, от него к Сударшане
Второй буддийский собор 383 год до н. э.
Второй буддийский собор провёл царь Каласока в Вайшали, и был он связан с конфликтом между традиционными школами буддизма и более либеральными интерпретациями, известными как Махасангхика.
В соответствии с традиционными школами, Будда был лишь обычным человеком, достигшим просветления, и этот опыт могли повторить монахи, следуя монашеским правилам. Преодолевая страдания, монахи могли стать архатами. Сторонники Махасангхики считали такой взгляд эгоистичным. Они считали, что цель достижения архатства несущественна, а истинная цель — достижение полного состояния Будды. Подобное воззрение в дальнейшем переросло в Махаяну. Они были сторонниками более облегчённого монашеского устава, отчего их поддерживало большинство монахов и сторонников буддизма.
Собор закончился осуждением Махасангхиков, которые покинули собрание. В дальнейшем сторонники Махасангхики обитали в северо-западной Индии и Средней Азии.
Разделение на 18 школ
Существует 2 классификации 18 школ. Первая:
Правление царя Ашоки (около 260 до нашей эры)
Фрагмент стелы с эдиктами Ашоки (238 до н. э.)
Царь империи Мауриев Ашока (273—232 до н. э.) обратился в буддизм после того, как он учинил кровавую расправу над территорией Калинга (штат Орисса) на востоке Индии. Раскаиваясь в содеянном, царь решил обратиться к вере и построить многочисленные ступы и колонны в знак уважения ко всем живым существам, и чтобы побудить население следовать Дхарме. По всей стране он построил дороги и больницы.
В это время буддизм стал распространяться за пределы Индии. Согласно колоннам и ступам с надписями короля Ашоки, эмиссары были посланы во все страны с целью проповеди буддизма, а также в греческое царство на западе (в соседнюю греческую Бактрию, но, возможно, и далее до Средиземноморья).
Третий буддийский собор 250 до н. э.
Царь Ашока провёл собор около 250 до н. э. в Паталипутре (современная Патна). Собрание проводил монах Тисса Моггалипутта. Речь шла о примирении различных буддийских школ, очищении буддийского движения от оппортунистских фракций, выросших под царской опекой, и организации миссионеров через весь известный к тому времени мир.
В это время более чётко установился состав канона Трипитаки, содержащего слова, переданные непосредственно от Будды.
Третий собор осудил школы сарвастивады и дхармагуптаки, которые потом были влиятельными в северо-западной Индии и Средней Азии во времена Кушанской империи в начале нашей эры. Дхармагуптаки считали, что Будда отделён от общины и находится над ней. Сарвастивадины выдвигали тезис о однородности времени — настоящего, прошедшего и будущего.
Миссии Ашоки в эллинистическом мире
Распространение буддизма при царе Ашоке (260—218 до н. э.)
Некоторые из эдиктов царя Ашоки описывают деятельность Ашоки по распространению буддизма в эллинистическом мире, который простирался от Индии до Греции. Из эдиктов видно, что Ашока хорошо разбирался в структуре и организации греческих стран, там присутствовали имена царей, которые обозначены как новопринявшие буддизм — селевкидский царь Антиох II Теос (261—246 до н. э.), Птолемей II Филадельф — египетский фараон (285—247 до н. э.), Антигон Гонат, царь Македонии (276—239 до н. э.), Магас Киренский (288—258 до н. э.) и Александр Эпирский (272—256 до н. э.).
Согласно палийским источникам, многие эмиссары Ашоки были греками, что показывает широкий обмен религиозными идеями между культурами того времени.
Двуязычная надпись короля Ашоки на греческом и арамейском из Кандагара. Кабульский музей.
В Александрии были найдены также и буддийские надгробия эпохи Птолемеев, украшенные изображениями Колеса Дхармы (Тарн, «Греки в Бактрии и Индии»).
Распространение буддизма в Азии
К востоку от Индии на территории Мьянмы индийская культура оказала сильное влияние на народ мон. Мон, как утверждается, обратились в буддизм примерно в 200 году до н. э. в результате миссии царя Ашоки, ещё до разделения буддизма на Махаяну и Хинаяну. Ранние храмы в государствах Мон, такие как Пейтхано в центральной Бирме, были основаны в период I—V веков.
Монское колесо дхармы, VIII век.
Буддийское искусство монов претерпело сильное влияние индийского искусства времён династии Гупта и последующих династий, и этот стиль распространился далее по Юго-Восточной Азии в результате экспансий государства Мон в V—VIII веках.
Под влиянием этого государственного образования учение Тхеравады широко распространилось, пока не было заменено буддизмом Махаяны в VI веке.
Шри-Ланка была обращена в буддизм сыном Ашоки Махиндой и его шестью сподвижниками во II веке до н. э. Буддизм принял король Деванампива Тисса и многие аристократы. В это время был основан монастырь Махавихара, превратившийся в центр традиции сингальцев. Во время правления короля Виттагамани в Шри-Ланка был написан палийский канон (29—17 до н. э.), традиция Тхеравады достигла расцвета, появились такие знаменитые комментаторы, как Буддхагхоша IV—V века. Хотя Махаяна тоже имела хождение, Тхеравада превалировала, и Шри-Ланка осталась последним оплотом Тхеравады, откуда это учение в XI веке снова распространилось по Юго-Восточной Азии.
По легендам, царь Ашока посылал миссионеров через Гималаи в районы Хотана, в бассейн Тарима, и в страну индоевропейцев Тохаристан.
Преследование буддизма в государстве Шунга (II век до н. э. — I век до н. э.)
Династия Шунга (185 до н. э. — 73 до н. э.) была основана через 50 лет после смерти Ашоки. После убийства последнего царя Мауриев Брихадраты трон занял военачальник Пушьямитра Шунга, ортодоксальный брамин. Он известен своей жестокостью в преследовании буддизма, согласно летописям, он разрушал монастыри и убивал монахов, и снёс около 84 тысяч ступ (Divyavadana, pp. 429—434), предлагая по сто золотых монет за голову каждого буддийского монаха. Большое количество буддийских монастырей были обращены в индуистские храмы, в частности Наланда, Бодхгая, Сарнатх и Матхура.
Греко-буддийский диалог (II век до н. э. — I век н. э.)
Серебряная драхма царя Менандра I: BASILEOS SOTHROS MENANDROY lit. «Saviour King Menander».
Греческие государства располагались к западу от Индии в Бактрии, на территории северного Афганистана со времён Александра Македонского около 326 до н. э.: царство Селевкидов возникло в 323 до н. э., потом Греко-бактрийское царство возникло в 250 до н. э..
Греко-буддийская статуя Будды I—II века, Гандхара.
Греко-бактрийский царь Деметрий I вторгся в Индию в 180 до н. э. дойдя до Паталипутры, и основал Индо-греческое царство, которое занимало различные части северной Индии вплоть до конца I века до н. э.. При индо-греческих царях буддизм процветал, и даже считалось, что вторжение греков в Индию было вызвано желанием оказать поддержку империи Мауриев, для защиты буддийской веры от преследований династии Шунга (185—73 до н. э.).
Один из наиболее известных индогреческих царей Менандр I (160—135 до н. э.) активно поддерживал буддизм и в традиции Махаяны он рассматривается как великий покровитель веры, подобно царям Ашоке или Канишке — последнему Кушанскому властителю. Хорошо известен диалог в Милинда между царём Менандром и монахом Нагасеной около 160 до н. э.
Монета царя Менандра I с колесом дхармы
Не исключено, что взаимодействие буддийской и греческой культур привели к эволюции Махаяны, кроме того греческое представление о человеко-боге могло повлиять на формирование образа Будды.
См. также Греко-буддизм.
Буддизм и Рим
Римские источники описывают посольство «индийского царя Пандиона (Пандья?)», к Цезарю Августу около 13 года н. э.
Они приехали с дипломатическими письмами к грекам, и один из послов был шраманом, который сжёг себя заживо в Афинах для демонстрации веры.
Это событие стало сенсационным, и описано Николаем Дамасским, который встретил посольство в Антиохии, и упоминается также Страбоном. Могила этого шрамана сохранилась до времени Плутарха, который также оставил упоминание «ΖΑΡΜΑΝΟΧΗΓΑΣ ΙΝΔΟΣ ΑΠΟ ΒΑΡΓΟΣΗΣ» («Мастер шраман из Бхаруха в Индии»). Речь шла о буддистах, а не о брахманах, которым противостояли шраманы.
«Среди индийцев есть философы, следующие рекомендациям Boutta, которого они почитают как бога из-за своей непревзойдённой святости».
Отделение махаяны от тхеравады I век
Золотая монета царя Канишки I правящем около 126 в Кушанском царстве с эллинистическим изображением Будды и словом «Boddo» греческим шрифтом.
После падения Индо-греческого царства, а его культура была перенята индоевропейскими кочевниками из Средней Азии, индо-скифами и потом Юэчжи, основавшими Кушанское царство около 12 г. до н. э.. Кушаны поддерживали буддизм, и созвали Четвёртый буддийский собор во время правления царя Канишки около 100 г. н. э. в Джаландаре или в Кашмире, именно этот собор обычно ассоциируется с датой подъёма буддизма Махаяны и его отделения от буддизма Тхеравады. Представители традиции Тхеравады не признают этого собора, и иногда называют его «собором еретических монахов».
Царь Канишка собрал в Кашмире 500 бхикшу во главе с Васумитрой для редакции Трипитаки. В течение собора было собрано триста тысяч стихов и более девяти миллионов положений, которые приводили в порядок около двенадцати лет. Новый канон не опирался более на палийскую Типитаку, а был переписан на классическом Санскрите вместе с основными положениями Махаяны.
Распространение Махаяны (I—X века н. э.)
Распространение буддизма Махаяны
С этого времени Махаяна стала процветать и распространяться на восток из Индии в юго-восточную Азию, на север в Среднюю Азию, а также в Китай, Корею и наконец в Японию в 538.
После распада Кушанского царства буддизм расцвёл в Индии при династии Гупта (IV—VI век). Были созданы многочисленные центры по изучению Махаяны, в первую очередь — университет Наланда в северо-восточной Индии, который многие сотни лет был наиболее влиятельным из буддийских университетов, где преподавал в частности Нагарджуна. Буддийское искусство стилей династии Гупта распространилось по юго-восточной Азии и попало в Китай.
Индийский буддизм ослаб в VII веке по причине вторжения белых гуннов и нашествия ислама.
Однако у буддизма был ещё период подъёма в империи Пала, в которой буддизм Махаяны процветал с VIII по XII века, они строили немало храмов в различных стилях буддийского искусства.
Большой удар по буддизму был нанесён в 1193 году, когда тюрки во главе с мусульманским фанатиком Мухаммадом Кхилджи разрушили Наланду. В конце XII века, когда мусульмане заняли ключевые буддийские места в Бихаре, значение буддистов в Индии стало несущественным. В это же время набрали силу индуистские движения, в первую очередь адвайта и бхакти.
Хотя буддизм родился в Индии, к XX веку здесь остались лишь небольшие островки буддизма на окраинах.
См. также Буддизм в Индии, Буддийские места паломничества в Индии.
Северная и Центральная Азия
Буддизм проник в Среднюю Азию вероятно со времён самого Будды. Согласно палийским легендам, два брата-торговца из Бактрии Тапассу и Бхалика посетили Будду и стали его учениками. Потом они вернулись в Бактрию и построили буддийские храмы (Ричард Фольц).
Средняя Азия играла важную роль как место встречи Китая, Индии и Персии. Во II веке до н. э. экспансия Китая (династии Хань) на запад привела к контакту Китая с эллинистической цивилизацией, и в частности с Греко-Бактрийским Царством. Таким образом распространение буддизма на север привело к формированию буддийских общин и государств в среднеазиатских оазисах. В ряде городов Великого Шёлкового Пути имеется множество буддийских ступ и монастырей, которые видимо использовались для обслуживания путников.
Различные школы раннего буддизма существовали в Средней Азии и Китае вплоть до VII века. Потом стала доминировать Махаяна, но в монастырях сохранялись ещё порядки Винаи, как в школах Сарвастивада и Дхармагуптака.
Буддизм в Средней Азии стал приходить в упадок с приходом ислама начиная с VII века. Здесь мусульмане не были толерантны, так как буддисты не принадлежали к народам «Книги». Они считали буддистов идолопоклонниками и преследовали.
См. также Великий Шёлковый Путь, Буддизм в Средней Азии.
Восточная часть Средней Азии (Китайский Туркестан, Таримский бассейн, Синьцзян) знаменита богатством буддийского искусства (настенная роспись, рельефы в пещерах, картины на холсте, скульптуры, ритуальные предметы), заметно при этом влияние как индийской, так и эллинистической культур.
Историки отмечают, что Средняя Азия могла играть ключевую роль в распространении буддизма на восток. Первые переводы буддийских сочинений на китайский язык могли быть как парфянскими (Аньси) как Ань Шигао (148 н. э.) или кушанскими (Ань Сюань) народа Юэчжи как Локаксема (178 н. э.), а также согдийскими (Канцзю) типа Кан Сенкай. Большинство из тридцати семи ранних переводчиков буддийских текстов могут быть идентифицированы как выходцы из Средней Азии.
Фрески Таримского бассейна показывают взаимосвязь среднеазиатских и китайских буддийских общин вплоть до X века.
См. также Дуньхуан, Хотан.
Предположительно, буддизм проник в Китай в I веке н. э. из Средней Азии, хотя имеются легенды о том, как буддийские монахи посетили Китай во время правления царя Ашоки. До VIII века Китай был очень активным очагом буддизма.
67 н. э. считается официально годом появления буддизма в Китае, который принесли монахи Мотон и Чуфарлан. В 68 г. н. э., под покровительством императора они основали Храм Белой лошади (白馬寺), который до сих пор сохранился недалеко от столицы Лояна. В конце II века большая община была основана в Пэнчэне (сейчас Сюйчжоу, пров. Цзянсу).
Первые тексты школы Махаяна перевёл на китайский язык кушанский монах Локакшема в Лояне между 178 г. и 189 г. н. э.
Процветание буддизма пришлось на период правления династии Тан (618—907 гг). В это время Китай был открыт иноземному влиянию, тогда восстановились отношения с Индией, и многие китайские монахи ездили в Индию с IV по XI век.
Столица династии Тан Чанъань (современный Сиань) превратился в духовный центр буддизма. Отсюда буддизм распространился в Корею и Японию.
Однако к концу эпохи Тан иностранное влияние перестало приниматься с радушием и в 845 г. император У-цзун запретил все иностранные религии, включая несторианство, зороастризм и буддизм, чтобы поддержать китайский даосизм. По всей территории Китая он конфисковал собственность буддийских общин, разрушил монастыри и казнил монахов, после чего культурное и интеллектуальное преобладание буддизма в Китае закончилось.
Школы Чистых земель и Чань смогли при этом продержаться ещё несколько столетий, школа Чань передалась в Японию в виде Дзен. В Китае период расцвета Чань приходится на династию Сун (1127—1279), когда чаньские монастыри превратились в мощные культурные и учебные центры.
Буддийское искусство в Китае хорошо сохранилось до настоящего времени, многие памятники искусства и архитектуры охраняются как мировое культурное наследие ЮНЕСКО.
См. также Буддизм в Китае.
Буддизм проник в Корею около 372 года, когда китайские послы посетили королевство Когурё, принеся с собой рукописи и изображения. Буддизм расцвёл в Корее, и в частности школа Сон (Дзэн) начиная с VII века. Однако с началом правления неоконфуцианской династии И (Ли) периода Чосон в 1392 году буддизм стал преследоваться и почти исчез, за исключением оставшейся школы Сон.
См. также Буддизм в Корее.
Сейчас Япония стала самой большой буддийской страной. Буддизм пришёл в Японию в VI веке, принесённый странствующими монахами. С буддизмом пришли многочисленные книги и произведения искусства. В следующем веке буддизм был принят как государственная религия.
Находясь на дальнем конце Великого Шёлкового Пути, Япония смогла сохранить немало аспектов буддизма, которые были утрачены в Индии или подавлены в Средней Азии и Китае.
C 710 н. э. множество храмов стало строиться в столице Японии, Нара, в частности пятиярусная пагода и знаменитый Золотой Павильон. Бесчисленные картины и скульптуры создавались нередко при поддержке государства. Особенно значительные произведения искусства были созданы в периоды Нара, Хэйан и Камакура.
В XII—XIII век наступил расцвет дзэн-буддизма и связанной с ним утончённой культуры.
Сейчас в Японии находится около 80,000 буддийских храмов, которые регулярно реставрируются.
См. также Буддизм в Японии, Японское искусство, Дзэн.
Тантрический буддизм возник в восточной Индии в V—VI веке. Много практик тантрического буддизма пришли из брахманизма (мантра, йога, сожжение сакральных жертв). Тантрический буддизм стал доминировать в Тибете начиная с VI века.
По другим данным буддизм в его китайском варианте принес Тибету царь Сонгцен Гампо (627—649 гг). Он женился на непальской (622 г.) и китайской (640 г.) принцессах; обе принцессы привезли с собой изображения Будды, а также астрологические и медицинские тексты тех традиций, которым следовали. Все трое очень почитаются в Тибете и играют важную роль в его мифологии.
См. также Тибетский буддизм.
В течение I века н. э. торговля по Великому Шёлковому Пути была ограничена по причине подъёма Парфии, находившейся во вражде к Риму, хотя римляне богатели и их потребности в азиатской роскоши возрастали. По этой причине стали широко использоваться морские пути между Средиземноморьем и Китаем через посредство Индии. С этого времени влияние Индии на страны Юго-восточной Азии возросло. Торговые пути соединяли Индию с южной Бирмой, центральным и южным Таиландом, нижней Камбоджей и южным Вьетнамом, где были построены города и укрепления.
Более тысячи лет культуру стран Юго-восточной Азии определяло индийское влияние, туда попадали священные тексты на пали и на санскрите, индийские сочинения, Тхеравада, Махаяна, Веды, Рамаяна и Махабхарата попадали непосредственно от индийских проповедников и торговцев.
С V по XIII века в Юго-восточной Азии образовались сильные империи, которые активно строили буддийские храмы, в этих странах процветало буддийское искусство. К югу образовалось государство Шривиджая, а на севере — Кхмерское царство, в которых процветала Махаяна c обширным пантеоном Бодхисаттв.
Империя Шривиджая (V—XV века)
Государство Шривиджая с центром на острове Суматра в Индонезии, приняло буддизм Махаяны и Ваджраяны при династии Сайлендра. Это привело к широкому распространению искусства и скульптуры. Многочисленные статуи махаянских Бодхисаттв очень изящной работы были найдены в этом районе. Остался потрясающий по изяществу и архитектурному решению буддийский храмовый комплекс Борободур, построенный на острова Ява около 780. Империя Шривиджая пришла в упадок вследствие конфликтов с индийскими царями Чола, а потом потерпела поражение в период экспансии ислама в XIII веке. См. также «Буддизм в Индонезии».
Кхмерская империя (IX—XIII века)
Позже, в IX-XIII века во всей Юго-Восточной Азии доминировал буддизм Махаяны и индуизм, и центральную роль играла Кхмерская империя. В это время в Камбодже и соседнем Таиланде было построено 900 храмов. Храмовый комплекс Ангкор был в самом центре и обслуживал город с более чем миллионным населением. Великий кхмерский царь Джаяварман VII (1181—1219) построил немало махаянских сооружений в Байоне и Ангкор-Тхоме.
См. также Буддизм в Камбодже.
Так как в XI веке буддизм Махаяны в Индии пришёл в упадок, Махаяна стала приходить в упадок и в Юго-Восточной Азии, а в дальнейшем на смену Махаяне пришла Тхеравада из Шри-Ланки.