Святоотеческое учение о душе и светская психология поиск диалога

Развитие Примордиальной Традиции в России

Изображение горы Меру и Вселенной согласно буддийской космологии. Буддийская танка, Тронгса-дзонг, Бутан. Меру в индийских учениях, или Каф у арабов, ― символ Полюса, который, в свою очередь, согласно Генону, представляет Единую Примордиальную Традицию.

В настоящее время в России концепцию Примордиальной Традиции развивает Александр Дугин.

Метафизическая философия именуется непреходящей по причине своей вечности, универсальности и неизменности, это Мудрость несотворённая, ныне та же, что и была всегда и всегда будет Августина; религия, которая, как он говорил также, лишь приобрела имя христианства после пришествия Христа.

Ибн Араби (1165―1240) верит, что истину видит лишь глаз веры, а различие верований не является тайной.

Вера и Истина

Вера содержит ту истину, форму которой приняло сердце, и которая открылась сердцу, чтобы быть им познанной. Глаз видит лишь истину своей веры. Различие верований не тайна. Тот, кто привязывает Его к какой-либо вере, отрицает Его в любой вере, отличной от той, с которой он его связал, и утверждает его в вере, с которой он его связал в его манифестации. Но тот, кто освобождает его из связанности, тот вовсе не отрицает Его, но утверждает Его в каждом обличье, в которое Он превращает Себя.

Рене Генон (1886 ― 1951) и Ананда Кумарасвами (1877―1947) также привнесли свои взгляды на Примордиальную Традицию.

Критика интегрального традиционализма

Арктический палеоконтинент (гипотетическая Гиперборея), область происхождения Примордиальной традиции (согласно Генону), на карте Герарда Меркатора 1595 года.

Возникновение Единой Традиции

Король Артур и его рыцари за круглым столом. Согласно Генону, легенды об Артуре и рыцарях Круглого стола являются отражением знания о существовании высшего центра Примордиальной Традиции и его иерархии посвящения.

Примордиальная традиция определяется как извечная и непреходящая, поскольку длится столько же, сколько длится цикл существования данного человечества, но она не вечная в абсолютном, вневременном смысле, как вечен сам Принцип. В начале каждого человеческого цикла — манвантары — она провозглашается, устанавливается первочеловеком и законодателем Ману, символизирующим трансцендентный божественный разум.

— Рене Генон. Очерки об индуизме. Санатана Дхарма. Пер. Т. Любимовой.

Осознание метафизических принципов и их первичности придаёт любой деятельности законный с точки зрения традиции характер:

Генон даёт такое определение Примордиальной традиции, или Санатана Дхарме.

Метафизика и символизм Рене Генона

Рене Генон, в своих работах, излагал основы метафизики, обращая внимание на соотношение непроявленного и проявленного, единого и множественного, символы неизменного средоточия и изменчивой периферии, а также другие аспекты. Каждый раз, он берет новую отправную точку для своего рассуждения.

Основные понятия метафизики Генона

Единое, или принцип Бытия, проявляется через разделение на два полюса — сущностный и активный, а также субстанциальный и пассивный. Между этими началами возникают различные состояния Бытия.

Важность мистерий в традициях

Различие между малыми и великими мистериями в традициях объясняется тем, что полноценной считается только та традиция, которая охватывает обе стадии. Те же традиции, которые ограничиваются малыми мистериями, ограничены космологическим измерением.

Процесс инициации

Процесс инициации, согласно Генону, ведет к выходу за пределы Космоса, посредством символических Врат Богов. Это позволяет достичь сверхиндивидуальных состояний и привести к Высшему Отождествлению.

Законы циклического развития

Символ змея-Уробороса изображает непрерывный цикл проявления, который воспринимается человеком как вечность. В этот цикл встроены законы, согласно которым к следующему этапу ведет отдаление от Принципа и деградация.

Стадии борьбы Традиции

Генон также рассматривал финальные стадии борьбы Традиции и контртрадиции в своих работах. Он подчеркнул важность этих концепций для понимания развития традиций.

Ответвления единой традиции

Статуэтка танцующего Шивы Натараджи символизирует преобразующую функцию Принципа. Она отражает осознание иллюзорности мира и переход к более высоким уровням реальности.

В работах Рене Генона заложены основы метафизики и символизма, которые до сих пор актуальны и важны для понимания многообразия мировоззрений.

Сущностное единство всех традиционных форм

Приводя многочисленные примеры совпадения концепций, терминов и символов различных ответвлений единой Традиции, Рене Генон приходит к выводу:

Рене Генон. Заметки об инициации, гл. XLVII. Пер. Т. Фадеевой.

На русском языке

Публикации Т. Б. Любимовой

  • Рене Генон об изначальном духовном принципе, Традиции и контртрадиции. // Сб. Эстетика на переломе культурных традиций. М., 2002.
  • Конец мира — это конец иллюзии.// В кн.: Р. Генон. Восток и Запад. М.,2005.
  • Рене Генон и дух Индии // Рене Генон. Избранные произведения. М., 2003.
  • Рене Генон об универсальных символах // Рене Генон. Символизм креста. М., 2008.
  • Нескрываемая тайна. // Рене Генон. Заметки о посвящении. М., 2010.
  • Точка зрения и Принцип. // Рене Генон. Великая Триада. М., 2010.
  • Это чистая метафизика Принципа. // Рене Генон. Множественные состояния бытия. М., 2012.

Публикации Ю. Н. Стефанова

Изложение метафизики традиционализма

На иностранных языках

Произведения Рене Генона

Vahvī- daēnā- māzdayasna-

Фаравахар, символ зороастризма

Основание VII–VI вв. до н. э.

Страны:

Иран, Индия, Регион Курдистан (Ирак), США, Канада, Таджикистан, Пакистан, Афганистан, Великобритания, Европейский союз, Австралия, Новая Зеландия

  • Исторически: Узбекистан, Туркменистан, Армения, Азербайджан, юг Дагестана, север и восток Ирака, юго-восток Турции, крайний запад Китая, юг Казахстана, запад Киргизии.
Читайте также:  Честь и ее важность

Этнические группы Арийские народы

Число последователей: 300,000 человек

Медиафайлы на Викискладе

Информация в Викиданных

Фаравахар

Один из главных символов зороастризма (Персеполь, Иран)


Зороастризм — термин европейской науки, происходящий от греческого произношения имени основателя религии. Другое её европейское название маздеизм, происходящее от имени бога в зороастризме, в настоящее время воспринимается в целом как устаревшее, хотя оно ближе к главному самоназванию зороастрийской религии — авест. Почитание Мазды, пехл. . Другое самоназвание зороастризма — vahvī- daēnā- Благая Вера, точнее Благое Ви́дение, Благое Мировоззрение, Благое Сознание. Отсюда основное самоназвание последователей зороастризма перс. به­дӣн — behdin‎ — благоверный, бехдин.

Ахура-Мазда

Творец духовного и физического миров, всеблагой единый бог светлой силы, основные эпитеты которого Светлый и Славный (точнее Полный хварна, сияющей царской славы).


Аша и Друдж

В основе этического учения зороастризма противопоставление двух понятий: Аша и Друдж.

Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло). Благодаря поддержке Ахура-Мазды праведные должны побеждать Друдж и мешать её приверженцам губить мир.

Дух в зороастрийском понимании — это mainyu (перс. minu), то есть мысль. Два изначальных духа — добрый и злой (Спента и Ангра) — символизируют две противонаправленные ментальности: направленную на созидание и направленную на разрушение. Последняя (Ангра-Маинью, Ахриман) объявляется главным врагом Ахура-Мазды и его мира, его Разрушителем и прежде всего губителем человеческого сознания, чьё разрушение оборачивается деградацией общества и затем всего мира. Отсюда проистекает задача зороастрийца — следовать Спента-Маинью (доброму духу, созидательному мышлению) и подобно своему творцу Ахура-Мазде воплощать в своих деяниях Ашу (вселенский закон добра) и отвергать Друдж (ложь, зло, разрушение).


Заратустра (ок. III века н. э., найдено в Сирии)

Зороастр ни в коем случае не отделяет этих духов-богов в две отдельные составляющие, что могло бы дать основание говорить об абсолютном дуализме. Существует Ахурамазда — создатель всего сущего, где выбор и жизненный путь каждого существа определяется на добровольной и ненасильственной основе. Каждый волен выбрать путь правды и истины или же разрушения и лжи.

Выбор праведного пути не означает отказа от материальных благ и красот мира. В зороастризме к материальному миру относятся с большим уважением.

Основная статья Заратуштра

Заратуштра — согласно учению зороастрийцев, единственный пророк Ахура-Мазды, принёсший людям благую веру и заложивший основы нравственного развития. В источниках описывается как идеальный священник, воин и скотовод, боец, образцовый глава и покровитель людей всего мира. Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а также утверждала веру в единого бога (Ахуры). Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции, и карапанов — арийских колдунов, а именно насилие, грабительские набеги, кровавые ритуалы и безнравственная религия, поощряющая всё это.

Ясна 12 представляет собой зороастрийский «символ веры» (Фраваран). Основное её положение: «Ахура-Мазде я причисляю все блага». Иначе говоря, последователь Заратустры признаёт единственным источником блага Ахура-Мазду. Согласно «Исповеданию», зороастриец именует себя:

Благие мысли, Благие слова, Благие деяния

Авест. humata-, huxta-, hvaršta- (читается хумата, хухта, хваршта). Эта этическая триада зороастризма, следовать которой должен каждый зороастриец, специально подчёркивается в «Исповедании» и многократно восхваляется в других частях Авесты.

Амешаспенты (авест. ) — Бессмертные Святые, шесть духовных первотворений Ахура-Мазды. Для объяснения сущности Амешаспентов обычно прибегают к метафоре шести свечей, зажжённых от одной свечи. Таким образом Амешаспентов можно сравнить с эманациями бога. Амешаспенты являют собой образ семи ступеней духовного развития человека, а кроме того, называются покровителями семи телесных творений, каждое из которых представляет собой зримый образ Амешаспента.

Авестийское имя Имя на персидском Значение Покровительствуемое творение

Ахура-Мазда Ормазд/Ахура-Мазда (восстановленное) Господь Мудрый человек

Воху Мана Бахман Благой Помысел скот, животные

Аша Вахишта Ардибехешт Истина Наилучшая огонь

Хшатра Ваирья Шахривар Власть Избранная металлы

Спента Армаити Спандармаз/Эсфанд Святое Благочестие земля

Язаты, раты и фраваши

Другими значимыми категориями зороастризма являются:

Огонь и свет

Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Между тем, не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет.

По традиционным представлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бытие, как духовное, так и телесное. Иерархия огней приводится в Ясне 17 и Бундахишне:

В исполнении религиозных церемоний огонь является наиболее важным фактором. Несмотря на то, что огонь долгое время был важен в жизни и ритуалах индоевропейских народов, Заратустра придал ему новое религиозно-духовное значение. В понимании Зороастра огонь — это живой символ чистоты и нравственности.

Читайте также:  Еврейская культура

Рай и ад

Учение Заратустры было одним из первых, что провозгласило личную ответственность души за совершённые деяния в земной жизни. Заратустра называет рай vahišta ahu «наилучшим существованием» (отсюда перс. behešt «рай»). Ад именуется dužahu «дурное существование» (отсюда перс. dozax «ад»). Рай имеет три ступени: благие мысли, благие слова и благие деяния и высшую ступень Гародману «Дом Песни», Анагра раоча «Бесконечные сияния», где пребывает Сам Бог. Симметрично ступени ада: дурные мысли, дурные слова, дурные деяния и средоточие ада — Друджо Дмана «Дом Лжи».

Избравших Праведность (Ашу) ждёт райское блаженство, избравших Ложь — мучения и саморазрушение в аду. Зороастризм вводит понятия посмертного суда, представляющего собой подсчёт деяний, совершённых в жизни. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, язаты ведут душу в Дом песен. Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша (дэв смерти).

Распространена также концепция Моста Чинвад (разделяющего или различающего), ведущего в Гародману над адской пропастью. Для праведников он становится широким и удобным, перед грешниками он обращается в острейшее лезвие, с которого они проваливаются в ад.

Эсхатология зороастризма коренится в учении Заратустры о конечной трансформации мира («на последнем повороте колесницы (бытия)»), когда восторжествует Аша, а Ложь будет окончательно и навеки разбита. Это преображение называется Фрашо-керети (Фрашкард) — «Делание (мира) совершенным». Каждый праведный человек своими деяниями приближает это радостное событие. Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти три саошьянта (спасителя). Первые два саошьянта должны будут восстановить учение, данное Заратустрой. В конце времён, перед последней битвой придёт последний саошьянт. В результате битвы Ангра Майнью и все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые — праведники и грешники — воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём (огненной ордалии). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

Зороастризму с его развитой эсхатологией чужды представления о цикличности творения и реинкарнации.

Страница из рукописи Авесты. Ясна 28:1

Священная книга зороастрийцев называется Авестой. По сути это собрание разновремённых текстов, составлявшихся в зороастрийской общине в архаичный период на древнеиранском языке, именуемом теперь «авестийским». Даже после появления в Иране письменности, тысячелетия основным способом передачи текстов был устный, хранителями текста были священники. Известная традиция записи появилась лишь при поздних Сасанидах, когда в V—VI в. для записи книги был изобретён специальный фонетический авестийский алфавит. Но и после этого авестийские молитвы и богослужебные тексты заучивались наизусть.

Главной частью Авесты традиционно считаются Гаты — гимны Заратустры, посвящённые Ахура Мазде, в которых излагаются основы его вероучения, его философский и социальный посыл, описывается награда праведникам и поражение злобных. Некоторые реформистские течения в зороастризме объявляют только Гаты священным текстом, а остальную Авесту имеющей историческое значение. Однако наиболее ортодоксальные зороастрийцы считают всю Авесту словом Заратустры. Поскольку значительную часть внегатической Авесты составляют молитвы, даже реформисты в большинстве своём не отвергают эту часть.

Сосуд с огнём — символ зороастризма

Главным нательным символом приверженца учения Заратустры является нижняя белая рубаха седре, сшитая из одного куска хлопчатобумажной ткани и всегда имеющая ровно 9 швов, и кошти (кушти, кусти) — тонкий пояс, сплетённый из 72 нитей белой овечьей шерсти и полый внутри. Кошти носится на талии обёрнутый трижды и завязанный на 4 узла. Начиная молитву, перед любым важным делом, принятием решения, после осквернения зороастриец совершает омовение и перевязывает свой пояс (обряд Падъяб-Кошти). Седре символизирует защиту души от зла и соблазнов, её кармашек — копилку благодеяний. Кошти олицетворяет связь (пуповину) с Ахура Маздой и всем его творением. Считается, что человек, регулярно повязывающий пояс, будучи связан им со всеми зороастрийцами мира, получает свою долю от их благодеяний.

Ношение священной одежды является долгом зороастрийца. Религия предписывает находиться без седре и кошти как можно меньше времени. Седре и кошти необходимо постоянно поддерживать в состоянии чистоты. Допускается наличие сменного комплекта, на случай, если первый выстиран. При постоянном ношении седре и кошти их принято менять два раза в год — на Новруз и праздник Мехрган.

Другим символом зороастризма является огонь и аташдан — огненный переносной (в виде сосуда) или стационарный (в виде платформы) алтарь. На таких алтарях поддерживают священные огни зороастризма. Данная символика получила особое распространение в искусстве Сасанидской империи.

Популярным символом также стал фаравахар, человеческий образ в крылатом круге с наскальных рельефов Ахеменидов. Зороастрийцы традиционно не признают его образом Ахура Мазды, а считают его изображением фраваши.

Важным символическим значением для зороастрийцев обладает белый цвет — цвет чистоты и благости, а во многих обрядах также цвет зелёный — символ процветания и возрождения.

Иранские верования до Заратустры

Зороастрийские цвета на флаге Ирана: зелёный — символ процветания, белый — символ праведности, красный — символ доблести

Читайте также:  Основы религиозных культур и светской этики основы православной культуры 4 класс

После получения откровения проповедь Заратустры долго оставалась безуспешной, в разных странах его изгоняли и унижали. За 10 лет ему удалось обратить только своего двоюродного брата Маидьомангху. Затем Заратустра явился ко двору легендарного Кеянида Кави Виштаспы (Гоштасба). Проповедь пророка произвела на царя впечатление и после некоторых колебаний он принял веру в Ахура Мазду и начал способствовать её распространению не только в своём царстве, но и направлять проповедников в сопредельные страны. Особенно близки к Заратустре стали его ближайшие соратники, визири Виштаспы, братья из рода Хвогва — Джамаспа и Фрашаоштра.

Течения в зороастризме

Основными течениями зороастризма всегда были региональные варианты. Сохранившаяся ветвь зороастризма связана с официальной религией державы Сасанидов, прежде всего в том варианте, что сложился при последних из этих царей, когда при Хосрове I была произведена последняя канонизация и запись Авесты. Эта ветвь по-видимому восходит к тому варианту зороастризма, что был принят мидийскими магами. Несомненно в других областях иранского мира существовали другие варианты зороастризма (маздеизма), судить о которых мы можем только по фрагментарным свидетельствам, прежде всего арабским источникам. В частности, от маздеизма, бытовавшего до арабского завоевания в Согде, который был ещё менее «письменной» традицией, чем сасанидский зороастризм, сохранились только отрывок на согдийском языке, повествующий о получении Заратустрой откровения, и данные у Бируни.

Распространившееся в Римской Империи при Аврелиане почитание Митры (митраизм) также часто относят к зороастрийским ересям, хотя митраизм скорее представлял синкретическое учение не только с иранским, но и сирийским субстратом.

Основными вариантами современного зороастризма являются зороастризм Ирана и парсийский зороастризм Индии. Однако различия между ними носят в целом региональный характер и касаются в основном ритуальной терминологии, благодаря происхождению из одной традиции и поддерживающемуся общению между двумя общинами, никаких серьёзных догматических расхождений между ними не сложилось. Заметно лишь поверхностное влияние: в Иране — ислама, в Индии — индуизма.

Среди парсов известны «календарные секты», придерживающиеся одного из трёх вариантов календаря (Кадими, Шахиншахи и Фасли). Чётких границ этих групп нет, догматического различия между ними — также. В Индии также возникали различные течения с уклоном в мистику, испытывавшие влияния индуизма. Самым известным из них является течение Илм-и-Хшнум.

Некоторую популярность среди зороастрийцев приобретает «реформистское крыло», выступающее за отмену большинства обрядов и древних правил, за признание священными только Гат и т. д.

Изначально учение Заратустры было активной прозелитической религией, страстно проповедуемой пророком и его учениками и последователями. Последователи «благой веры» весьма чётко противопоставляли себя иноверцам, считая тех «почитателями дэвов». Тем не менее, в силу целого ряда причин по-настоящему мировой религией зороастризм так и не стал, его проповедь оказалась ограничена главным образом ираноязычной ойкуменой, а распространение зороастризма на новые земли происходило параллельно иранизации их населения.

Зороастризм оставался прозелитически активен до самого конца сасанидского периода. Последователи Заратустры страстно проповедовали необходимость борьбы с силами зла, которым, по их мнению, поклонялись последователи всех других религий. Переход иноверца в «благую веру» рассматривался как благое и правильное деяние, а потому стать зороастрийцем в древнем Иране мог практически любой желающий, вне зависимости от классовой, этнической или языковой принадлежности. Благодаря разработанной до мелочей обрядности, развитому космологическому и, что важнее всего, этическому учению зороастризм стал первой в истории государственной религией. Тем не менее, по-настоящему мировой религией учение Заратустры так и не стало.

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Проверьте соответствие информации приведённым источникам и удалите или исправьте информацию, являющуюся оригинальным исследованием. В случае необходимости подтвердите информацию авторитетными источниками. В противном случае этот раздел может быть удалён. (28 августа 2021)

Причинами этого стали следующие факторы:

Вскоре после арабского завоевания зороастризм окончательно перестал быть прозелитической религией. Возвращение новообращённых мусульман Ирана к религии предков каралось по шариату смертью, в Индии же зороастрийцы-парсы быстро оказались вовлечены в индийскую кастовую систему в качестве одной из замкнутых эндогамных религиозных групп. Реализация заложенного в основах этой религии потенциала прозелитизма стала вновь возможна лишь в Новое время — под влиянием модернизаторских тенденций с Запада благодаря широкому интересу в мире к наследию Древнего Ирана.

До сих пор консенсуса в отношении неопрозелитизма в среде зороастрийского священничества не выработано. Консервативные парсийские дастуры в Индии не признают возможность обращения в зороастризм кого-либо, чьи родители не зороастрийцы. Мобеды Ирана, напротив, обычно утверждают, что зороастризм является универсальной прозелитической религией, и хотя зороастрийцы не ведут миссионерской деятельности, людям, которые пришли к зороастризму самостоятельно, при соблюдении некоторых условий не может быть отказано в его принятии.

Тем не менее, перед новообращаемыми в зороастризм встают многочисленные проблемы. В Иране отказ от ислама до сих пор считается тягчайшим преступлением и карается смертной казнью — и для неофита, и для обратившего его мобеда. Из-за давления исламского режима полностью включиться в иранское зороастрийское сообщество по сути невозможно, даже формально приняв веру. Общины прозелитов объединяются с урождёнными зороастрийцами в основном в эмиграции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *