Фрп основы религиозных культур и светской этики 4 класс

Выбор модулей в курсе Основы религиозных культур и светской этики

Основы мировых религиозных культур

Модуль ознакомит с базовыми представлениями о религиях мира, их историей и особенностями. Погрузит в образ жизни и традиции верующих, а также расскажет о духовном и материальном богатстве каждой религии.

Основы иудейской культуры

Изучение основ иудаизма, его значения в формировании личности, поведении и влиянии на мировые религии. Модуль охватывает историю еврейского народа, жизнь евреев в России.

Основы буддийской культуры

Познакомьтесь с основами буддизма, учением, ценностями, ритуалами искусством этой религии. Подводит к пониманию буддизма как традиционной веры в России.

Основы исламской культуры

Ислам – основы духовной культуры, история, этика, обязанности мусульман. Подробное изучение значимости Корана и Сунны, искусства и жизни мусульман в России.

Основы светской этики

Модуль рассматривает понятия хорошего и плохого, этикета, патриотизма и золотого правила этики. Учит решению жизненных проблем, развивает нравственность и уважение к окружающему миру.

Основы православной культуры

Знакомство с православной культурой в российской истории и культуре. Передача ценностей христианской морали, веры, искусства и традиций православия. Основан на понимании нравственности и духовности.


При выборе модулей для курса Основы религиозных культур и светской этики обращайте внимание на разнообразие тем, которые позволят учащимся получить более глубокое понимание различных культур и этических систем. Каждый модуль представляет ценные знания о важных аспектах религий и мировоззрений, способствуя формированию толерантного и гуманного отношения к разнообразию мировых культур.

Основные моменты урока

  • Дата и место проведения: 4 декабря 2023 года, ГБОУ гимназия № 293 в Санкт-Петербурге.
  • Тема урока: Жизнь протекает среди людей.
  • Цель учителя: формирование системы духовных ценностей и нравственных качеств учащихся.
  • Цель для учащихся: научиться правильно общаться с другими людьми.
  • Задачи: изучить и обсудить правила поведения в обществе, анализ изречений мыслителей о необходимости правил в общении.
  • Методы обучения: системно-деятельностный подход, активная форма работы на 60% урока.
  • Присутствовали учащиеся из 7 школ.
  • Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.

Рецензия

  • Открытый урок организован Мариной Евгеньевной.
  • Благодарность гимназии № 293 за проведение урока.
  • Заместитель директора ИМЦ – Нечаева Н.Н.

Цель урока

  • Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.
  • Уважение к культурным и религиозным традициям.
  • Диалог с представителями других культур.

Основы православной культуры

  • Цель предмета: воспитание доброты, честности, ответственности.
  • Помощь детям стать высоконравственными личностями.
  • Поддержка школьников в развитии позитивных качеств и отношения к разным людям.

Вопросы и ответы

  • Учителя проходят специальную подготовку.
  • Представители религиозных организаций могут быть экспертами или поддерживать учителей.
  • Учитель несет ответственность за содержание курса.
  • Родители могут написать заявление директору для обучения по модулю ОРКСЭ.
Читайте также:  Календарно тематическое планирование по орксэ с краеведческим компонентом по учебнику опк а кураева 4 класс календарно тематическое планирование по орксэ 4 класс

Учебный курс Основы религиозных культур и светской этики в начальной школе

Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации, статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников.

Возрастные особенности и основные цели курса

В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.

Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
  • развитие интереса к окружающему миру;
  • формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
  • содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.

Комплексный учебный курс о нравственных и мировоззренческих ценностях

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Читайте также:  Образование

Основные ценности курса

Содержание модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

  1. Отечество
  2. Семья
  3. Культурная традиция

Методика обучения

Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. На уроках учащиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.

Используемые технологии

Освоение курса включает в себя как традиционные, так и современные обучающие технологии, такие как:

  • Деятельностный подход к обучению
  • Различные виды проектов
  • Мозговой штурм
  • Анализ жизненных ситуаций
  • Игровые технологии
  • Дискуссии

Программа курса и его длительность

На данный момент курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год в 4 классе. Программа предполагает 1 час (урок) в неделю, что в сумме составляет 34 часа в течение учебного года.

Ориентация содержания

Принципиальной особенностью преподавания является ориентация на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. Важной задачей является обеспечение свободного, добровольного информированного выбора модуля для изучения родителями несовершеннолетних учащихся.

Основное содержание модулей курса Основы религиозных культур и светской этики

  1. Введение в православную духовную традицию
  2. Культура и религия в православии
  3. Добро и зло в православной традиции
  4. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему
  5. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание
  6. Православие в России
  7. Символический язык православной культуры. Христианское искусство
  8. Христианская семья и ее ценности
  9. Этика – наука о нравственной жизни человека
  10. Этика общения и правила общения
  11. Этикет и его значение в обществе
  12. Этика человеческих отношений и чувств
  13. Нравственные истины и принципы
  14. Душа трудится и живет достойно
  15. Судьба и Родина важны для каждого гражданина

Основы религиозных культур народов России

  1. Культура и религия. Древние верования
  2. Религии мира и их основатели
  3. Священные книги религий мира

Важным аспектом является не только передача знаний, но и воспитание ценностей и нравственного характера учеников.

Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.

Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.

Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Читайте также:  Религиозное обращение

Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.

Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы, ритуалы, святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:

Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.

Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Открытый онлайн-урок по теме Справедливость

Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей

План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ

Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ

Мы разные, но мы вместе

Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.

Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.

Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.

Основы религиозных культур и светской этики —

это курс, который

Шесть модулей на выбор

Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.

В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.

Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *