Фразеологизм из предложений 65-71
Целебные капли – выражение, значащее полезные, исцеляющие вещества или эффекты.
В солнечный мартовский день в городе начинают таять сосульки. Они отсчитывают целебные капли больной, простуженной зиме. По городу идет мальчик с коньками.
И тут в конце переулка он видит человека. Мальчик не обратил бы на него никакого внимания, но человек оказался единственным прохожим и шел прямо ему навстречу.
И вдруг прохожий остановился. Потом он качнулся вперед и сделал несколько неуверенных шагов, словно собирался упасть. Но не упал, а удержался на ногах. Он беспомощно начал двигать руками: искал в воздухе невидимую опору. На этот раз он наверняка бы упал, но рука вовремя ухватилась за стену дома.
Когда мальчик поравнялся с прохожим, тот стоял прислонясь к стене, крепко зажмурив глаза. Лицо его было неестественно бледно. У рта запали две глубокие складки. Он тяжело дышал. Одной рукой человек держался за каменную стену, другой силился расстегнуть железный крючок воротника. Крючок был цепкий, и у руки не хватало сил освободить его из петли. На лбу у прохожего выступили мелкие бисеринки пота.
Мальчик с коньками невольно остановился. И тогда прохожий открыл глаза и посмотрел на мальчика. Его глаза смотрели из-под нависших бровей откуда-то издалека. Они были полны боли и тревоги. И во всем облике этого большого, грузного человека чувствовалась неловкость за свою беспомощность.
И вдруг человек сказал: Он произнес одно только слово и начал тяжело дышать. Видимо, у него не хватало сил на остальные слова.
Услышав слово сынок, мальчик с недоумением посмотрел на незнакомца. Так называла его только мама.
Незнакомец опять собрался с силами и заговорил: Мальчик молча подставил плечо. Человек неуверенно отнял руку от стены и оперся на плечо мальчика. Он был большой и тяжелый, а мальчик был худой и неустойчивый. Незнакомец старался полегче опираться на мальчика. Мальчик торопливо шагал, мужчина старался не отставать.
Наконец у низкого подъезда человек остановился. Человек вытер со лба холодный пот и, ни к кому не обращаясь, будто сам себе, сказал: Зашевелился осколочек! Сколько лет не беспокоил – и вот на тебе!
Мальчик насторожился и с недоверием поднял глаза на мужчину.
– Какой осколочек?
Он еще стоял, прислоняясь к стене, а мальчик внимательно рассматривал его.
– Пойдем, что ли, – сказал мужчина, открывая дверь подъезда. – Тяжелый тебе солдат достался.
И они двинулись дальше.
Подниматься по лестнице мужчине было больно. А мальчику тяжело. Но оба терпели. Мальчик думал об осколке, который зашевелился в груди у незнакомца, и ему на минуту показалось, что он ведет бойца, только что раненного разорвавшимся снарядом. А человек думал, как бы поскорее добраться до постели.
Очутившись дома, человек стал раздеваться, он делал это с такими усилиями, будто одежда весила по меньшей мере два пуда.
Литературный текст на русском языке
Пока человек раздевался, мальчик стоял в сторонке и следил за ним. Сам он не снял пальто, даже не вынул из кармана руки, которая локтем придерживала коньки английский спорт.
Человек тяжело опустился, почти упал на диван. Старые пружины жалобно скрипнули. Человек откинулся назад и закрыл глаза.
А мальчик продолжал стоять перед ним. Он был растерян и не знал, что полагается делать в подобных обстоятельствах. Перед ним лежал человек. Не просто заболевший гриппом или ангиной, а старый боец с осколком в груди. Зеленые глаза мальчика, привыкшие бесцеремонно разглядывать все, что ни попадется, сейчас утратили свою дерзкую самоуверенность. Они вопрошающе смотрели на человека, с которым судьба свела его в переулке по дороге на каток.
Трудно сказать, сколько времени человек лежал с закрытыми глазами. Когда он поднял веки, мальчик все еще стоял перед ним.
Только сейчас он заметил под мышкой у мальчика коньки.
Да, да! – эти два коротких слова должны были сорваться с губ мальчика, но вместо них прозвучали совсем другие:
(По Ю. Яковлеву)
Часть 1
Вдоль широких лугов катит она свои воды не спеша, лаская волнами светло-жёлтые и совсем белые песчаные косы.
Так и человек – прежде чем принять на свои плечи тяжёлый груз жизненных забот, должен пройти длинную дорогу с крутыми поворотами, спусками и подъёмами, окрепнуть душой и телом, набраться ума-разума.
(по Б.Ф. Шахову)
Задания:
- Пункт 1: Наречие для заполнения пропуска – навстречу.
- Пункт 2: Варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте – 1, 2, 4.
- Пункт 3: Варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста – 2.
Основные функциональные типы речи в тексте
Одним из основных функциональных типов речи в данном тексте является повествование. Повествование позволяет хорошо представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Литературные приёмы
Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор использует различные образные средства. Эпитеты, метафоры, сравнения и другие фразеологические выражения помогают создать яркую и запоминающуюся картину.
Ошибки и исправление
В предложении Вратарь хоккейной команды НАДЕВАЕТ экипировку, слово надевает употреблено неверно. Правильное слово – ОДЕВАЕТ, защищающую его от ударов шайбы.
Лексическая ошибка
Передел мирового энергетического рынка ВСТУПИЛ? – лексическая ошибка в слове ВСТУПИЛ, верное слово – ВОЙДИТ.
Лишнее слово
Актриса Сергеева получила роль Настасьи Филипповны в романе Фёдора Достоевского Идиот. Лишнее слово – ОДНОИМЁННОМ.
Ошибка в образовании
При подскользивающемся (у скамейки) есть ошибка в образовании слова. Правильно – ПОДСКОЛЬЗНУВШИСЯ.
Грамматические ошибки
Устраняется, для деревни, нормальные
Не допустимые, в доме, потребителей
Ваша, во всём, справка
Отсутствующая буква
- омрАчить, соприкАсаться, лИтерея
Пароним
Адресат отличается незаурядным красноречием, неверно употреблено слово адресант. Правильный пароним – адресант.
Совпадающая буква
- терпИщий (бедствие), невменяЕмый
- (пассажиры) дремлЯт, клЕИт (обои)
- обгрызЕННЫЙ (карандаш), (народ) борЕтся
- порочАщий (его поступок), (друзья) выручаТ
- оберегаИмый, (окна) завешАны (шторами)
Тестовые задания по русскому языку
Определение предложений
Лёгким кружевом поднялась высокая белая колокольня, (КАК)БУДТО вознесённая (В)ВЫСЬ небесную утренним ветерком.
В Московском дворике В.Д. Полéнова, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, проявилось ТО(ЖЕ) умение поднять непритязательный сюжет до высокого художественного обобщения, что и в пейзажах Саврасова и Серова.
Но вот сосны стали (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы (КОЕ)ГДЕ уже начала проглядываться равнина.
С молодым дирижёром театра, (В)ПОСЛЕДСТВИИ знаменитым пианистом, а ТАК(ЖЕ) композитором Сергеем Васильевичем Рахманиновым, Шаляпин познакомился в 1898 году.
(ИЗ)ПОД снега вода находит себе путь к реке, и (ПО)НЕМНОГУ лёд поднимается.
Правильные ответы: 4
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Старички очень любили грибы, жаренные в масле и тушеные в сметане, отваренные в рассоле, а всего более соленые и маринованные.
Правильный ответ: 5
Расставьте знаки препинания.
На небе были звёзды, и светился изредка застилаемый дымом месяц.
Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.
Дорога бежала стремительно и ровно, и по полям, и по лесу.
Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми, то чуть голубоватыми.
Звук произносят и слышат, букву пишут и читают.
Расставьте знаки препинания:
Погасив свечу, мальчик укрылся одеялом, сшитым из разноцветных кусочков ткани, и тотчас же уснул, свернувшись калачиком.
Скажи-ка, дядя, ведь, недаром Москва, спалённая пожаром, Французу, отдана? Ведь, были ж схватки боевые, да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся, Россия, про день Бородина!
Пунктуации в предложениях
- Жеребёнок, стоявший около Рыжко, сорвался с места и поскакал к медвежатам.
- Он скакал, играя, задрав курчавый хвост, врастопырку ставя неуклюжие длинные ноги с толстыми коленками.
- Жеребенок скакал, сбивая сияющую росу; бледно-зелёный матовый след, дымясь, тянулся за ним.
- Медведица опустилась на все четыре лапы и подалась вперёд.
- И так замерла.
Правильные ответы: 1, 2
(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2) В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые – крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперёд, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далёкого страшного дня.
(8)- Ваш сын приговорён к казни.
(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
(11)- Можно мне видеть коменданта?
(13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нём был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нём проступали следы недосыпания и усталости.(17)Под глазами начинали вырисовываться тёмные мешки.
(18) – Я пришла умолять вас о моём сыне!
(21)Ему надо помочь?
(22)- Он приговорён к казни.
(23)Мейер вытер лоб ладонью.
(28)Я не могла взять в толк – издевается он надо мной или сочувствует. (29)Хотела думать, что он сочувствует. (30)Смотрела на него глазами, полными слёз.
(31)- Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, – после недолгого молчания сказал комендант.
(34)- Понимаю, – сказал он и как бы ушёл в себя.
(35)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (36)И чтобы он самостоятельно не пришёл к отрицательному решению, я заговорила:
(37)- Ваша мать жива?
(38)- Моя матушка? – Он слегка посветлел. – Моя матушка?
(39)По-немецки это звучало "мейн муттерхен".
(40)- Она служит в госпитале в Дюссельдорфе.(41) Старшей фельдшерицей. (42)Вы знаете, – комендант оживился, – она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
(43)- Все матери похожи друг на друга.
(44)- Совершенно верно, – он как бы перенёсся в далёкий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (45)Потом он сказал:
(49)- Правда, – отозвалась я.
(50)- А один мог быть задержан случайно. (51)Могло ведь так случиться?
(52)- Могло, – с готовностью подтвердила я.
(53)На меня нашло материнское ослепление.(54)Никого вокруг не существовало. (55)Только мой сын. (56)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (58) Обязанности перед близкими людьми. (59)Только бы он жил! (60)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
(61)Комендант покосился на часы и сказал:
(62)- Вам придётся поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
(63)- Куда мне бежать?
(64)- Бежать не нужно. (65)Вас довезут на автомобиле.
(68)- Он крикнул: – Рехт!
(69)Появился длинный, худой Рехт. (70) Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (71)Я спасла сына!
(72)Мальчики стояли у освещённой солнцем кирпичной стены. (73)Их было четверо. (74) Все четверо – мои ученики. (75)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (76)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (77)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
(79)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (80)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (81)Он распрямился и крикнул:
(82)- Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (83)Который из вас сын госпожи учительницы?
(84)Мой сын не шелохнулся. (85)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (86)Тогда я сделала ещё несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (87)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
(88)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (89)Я почувствовала – он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (90)Его веки слегка вздрагивали. (91)Глаза смотрели виновато. (92)Перед кем он чувствовал вину? (93)Передо мной или перед самим собой? (94)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
(95)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (96)Стоит мне кивнуть – "вот мой сын", – и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
(106)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне, близость смерти уравняла их в моем сердце.
(107)- Госпожа учительница!.. Берите любого и уходите.
(109)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (110)Я взглянула на сына. (111)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков.
(112) А его я увидела совсем маленьким. (113)В кроватке с сеточкой. (114)Его мучила корь. (115)Он метался в жару. (116)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (117)Он и сейчас не звал меня на помощь.
(118)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (119)Я повернулась и сказала:
(120)- Они все мои сыновья.
(По Ю.Я. Яковлеву*)
* Юрий Яковлевич Яковлев (1922 — 1995) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.
Какие из высказываний НЕ СООТВЕТСТВУЮТ содержанию текста? Укажите номера ответов.
Чтобы спасти сына от казни, учительница была готова на всё.
Учительница просила коменданта о снисхождении к ребятам.
Кирилл не хотел встретиться взглядом с мамой, чтобы не проявить слабость.
Учительница хотела спасти сына, потому что у него была корь.
Четверо мальчишек были казнены.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
В содержится описание.
объясняют причину того, о чём говорится в
В представлено рассуждение.
В содержится пояснение к
В представлено повествование.
Из выпишите фразеологизм.
Среди найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
«Создавая образ матери и показывая её душевное состояние, Ю.Я. Яковлев использует различные средства выразительности, среди которых синтаксические – (А) _____ (предложения 57-58,65-67, 112-115). Кроме этого, переживания главной героини подтверждает (Б) _____ (). А тропы (В) _____ () и (Г)_____ () показывают, какие муки испытывает учительница».
лексический повтор
ряд однородных членов
риторическое обращение
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.
(5)Шестакова я знал по Большой земле, по Бутырской тюрьме. (6)На прииске Шестаков не работал в забое. (7)Он был инженер-геолог, и его взяли на работу в геологоразведку.
– (8)Мне надо с тобой поговорить, – сказал Шестаков.
– (9)Со мной?
– (11)Отойдем подальше, – сказал Шестаков и провел указательным пальцем по горизонту. – (12)Как ты смотришь на все это?
– (13)Умрем, наверно, – сказал я. (14) Меньше всего мне хотелось думать об этом.
– (15)Ну нет, умирать я не согласен.
– (17)У меня есть карта, – вяло сказал Шестаков. – (18)Я возьму рабочих, тебя возьму и пойду на Черные Ключи – это пятнадцать километров отсюда. (19)У меня будет пропуск. (20)И мы уйдем к морю. (21)Согласен?
(22)Он выложил все это равнодушной скороговоркой.
– (23)А у моря? (24)Поплывем?
– (25)Все равно. (26)Важно начать. (27)Так жить я не могу. (28)«Лучше умереть стоя, чем жить на коленях», – торжественно произнес Шестаков.
(29)Я засучил брюки, показал красные цинготные язвы.
– (30)Вот в лесу и вылечишь, – сказал Шестаков, – на ягодах, на витаминах.
– (41)Я согласен, – сказал я, открывая глаза. – (42)Только мне надо подкормиться.
(52)Хрипло загудел гудок, и я пошел к бараку, где жил Шестаков. (53)Он ждал меня на крыльце. (54)Карманы его телогрейки оттопыривались.
(55)Углом топора я пробил банку. (56)Густая белая струя потекла на крышку, на мою руку.
(57)Я сел поудобнее и ел молоко без хлеба, запивая изредка холодной водой. (58)Я съел обе банки. (59)Шестаков смотрел на меня сочувственно.
– (60)Знаешь что, – сказал я, тщательно облизывая ложку, – я передумал. (61)Идите без меня.
(62)Шестаков понял и вышел, не сказав мне ни слова.
(63)Что я мог сделать еще? (64)Предупредить других – я не знал их. (65)А предупредить было надо – Шестаков успел уговорить пятерых. (66)Они бежали через неделю, двоих убили недалеко от Черных Ключей, троих судили через месяц. (67)Дело о самом Шестакове было выделено производством, его вскоре куда-то увезли, через полгода я встретил его на другом прииске.
(Варлам Шаламов, писатель)