Наблюдать жизнь на пасеке, тот видел, что каждая пчела точно знает свое дело. Она служит не себе, а потомству, не зевает и не ругается на своих сородичей. Каждая трудится без оглядки на возможное вознаграждение.
Справедливость царила и в зверином мире. Когда волк научился добыче, он не стал грабить и насиловать других животных. Он принял закон законного добычища, не трогая никого, кто сам по правилам честно орет, вылавливает рыбу, собирает ягоды или добывает семена.
Слайд 9 Эта мудрая сойка долго могла бы заговаривать об этой красивой
Теме, но, увы, ее обитатели леса разбрелись, а хитрым воровским свистом объявили о чьи-то следы.
Животные спрятались. А в эту минуту кошка вязко заерзала с забора и стала крадкой приставать к мыщатам в поле. Бедные грызуны закричали, но уже для того, чтобы предупредить молодежь о том, что избранного выйдет очень далеко.
Слайд 10 Мудрая сова жадно засвистела, и вот на земле опустилась ее
Грустная тень.- Кому же мудрость сейчас долетит?
В лесу находилась только неопытная улитка. Она бормотала о том, что-то знает, а что, и сама не понимала. Нахлобучила она себе на уши кору и в обывательном заблуждении заявила:
Слайд 11 – Неужели меня одну в Лесу важно затормозить?
Улитка картинку целовал, плитки ремонтировала, да подергиваться.
Вдруг сквозь лесной ковер наскакала живая вода, затесалась невидимо, и деревья стали дымиться, как шары зеленые. Влажные горы стали напоминать обои для новогоднего дома и заставили улитку плюснуть в себя лядю.
Слайд 12 Лишь немного придя в себя, та стала ошалевать от того
Как судьба всех заразит; а когда уши вели, увидела, что она находится среди незнакомцев.
Всяк ведь начинает от что, и история, казалось, все равно, как кто.
Slides:
Видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи.
У одних пчел основная забота – сбор нектара с цветов, у других – работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
Слайд 9 В природе все мудро и продумано, всяк должен
Заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость
К окружающим, к самому себе).А что значит быть справедливым?
Не ищи правды в других, ком добра нет,
Справедливость есть высшая из всех добродетелей.Справедливость заключается
В том, чтобы воздать каждому своё.Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер)
Гнев часто бывает причиной несправедливости.Неизвестный автор
Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
Слайд 15 СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это моральное правило, регулирующее отношения между
Людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.
Слайд 16 СПРАВЕДЛИВОСТЬ – правда правосудия. Справедливый – правильный, сделанный
Законно, по правде, по совести, по правоте.Толковый словарь Даля
Слайд 18 Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому
Своё. Несправедливость достигается двумя способами
Туллий Цицерон(106-43 до н.э.) — римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии.
Справедливость есть высшая из всех добродетелей.
Марк Туллий Цицерон:
Слайд 19 Не от богатства и бедности люди поступают
Несправедливо. Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях – не значит ещё быть справедливым на деле.
Аристотель(384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
внутренней мотивации и понимания ценности образования.
(3 – 5 мин)
Актуализация знаний
– Давайте вспомним, что мы уже знаем о понятии справедливости. Как вы бы это определили?
– Что значит быть справедливым?
– Какие примеры справедливости вы можете привести из жизни?
Л: формирование у обучающихся представлений о справедливости и развитие их умения применять ее в реальной жизни.
(5 – 7 мин)
Активизация познавательной деятельности
– Посмотрите на слайды. Какие мысли у вас возникают, когда вы видите эти картинки?
– Какие эмоции вызывают у вас эти изображения?
– Какие ассоциации у вас появляются?
Л: развитие креативного мышления, воображения и эмоциональной сферы обучающихся.
(7 – 10 мин)
Формирование умений анализа и синтеза
– Давайте организуем мозговой штурм. Какие ситуации в жизни вы можете назвать справедливыми или несправедливыми?
– Как вы думаете, какие факторы влияют на появление справедливости или несправедливости?
– Как можно повлиять на справедливость в своей жизни и окружающем мире?
Л: формирование критического мышления, умения анализировать, делать выводы и принимать обоснованные решения.
(10 – 12 мин)
Ассоциативное и абстрактное мышление
– Посмотрите на пословицы и поговорки о справедливости на слайде. Какие из них вам запомнились? Как вы их понимаете?
– Как можно применить эти пословицы в своей жизни?
– Поделитесь своими мыслями и впечатлениями.
Л: развитие абстрактного мышления, умения видеть взаимосвязи и аналогии, формирование ценностного отношения к культурному наследию.
(12 – 15 мин)
Итоги и обсуждение
– Что нового для себя вы узнали на этом уроке?
– Как изменилось ваше представление о справедливости и его значении?
– Какие выводы вы сделали для себя?
Л: закрепление полученных знаний и умений, обобщение основных понятий, подведение итогов.
Планируемые результаты:
Познание: обучающиеся узнают, что такое справедливость и как применять её в повседневной жизни.
Умение: обучающиеся смогут анализировать ситуации на предмет справедливости, принимать обоснованные решения, основанные на ценностях справедливости.
Личностное: формирование у обучающихся понимания ценности справедливости, развитие креативного мышления и эмоциональной сферы.
Дидактические средства и интерактивное оборудование:
- Презентация со слайдами
- Таблица с пословицами и поговорками
- Мозговой штурм
- Групповые обсуждения
Урок по основам светской этики и морали о справедливости поможет обучающимся не только понять значение этого понятия, но и научиться применять его в повседневной жизни, делая мир вокруг себя честным и справедливым.
Мотивация к обучению и познанию
Сотрудничество и совместная деятельность с учителем и актуализация знаний и мотивация – это ключевые факторы успешного обучения. Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий являются важными элементами образовательного процесса.
Практический опыт: работа в парах
Организация повторения
- Напомните, какой раздел мы с вами изучаем и как он называется.
- Назовите золотое правило жизни.
- В чем различие между проявлением милосердия и подачей милостыни?
- Каково значение милосердия в вашей жизни?
Работа в парах
На этом этапе предлагается соотнести предложения по началу и концу для формирования пословиц.
Проверка домашнего задания
Студенты должны подготовить примеры сказок, где герои проявляют милосердие.
- Отвечают на вопросы учителя.
- Выполняют задание и обсуждают его.
- Зачитывают домашнее задание для обсуждения и анализа.
Постановка учебной задачи
На данном этапе ученики работают над выявлением причин затруднений, формулированием целей урока и определением темы.
Подведение к формулировке темы и целей урока
Студенты должны прочитать слова на слайде и распределить их по группам.
Формулировка темы урока и постановка целей
Студентам предлагается сформулировать тему урока, опираясь на ключевые слова и понятия.
Определение задач на урок
Ученики должны определить позитивные и негативные качества человека и принципы добра.
Заключение
Совместная работа учителя и учеников, а также передача знаний и мотивация к обучению, играют важную роль в формировании успешного учебного процесса. Поставленные цели урока и активная работа в парах способствуют улучшению понимания и овладению новыми знаниями.
взаимодействовать и находить общие способы работы
"Открытие" детьми нового знания
(7 – 8 мин)
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
Ф.р., Наглядный: демонстрация опытов Словесный: беседа,
-Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос «Что такое благо».
Где можем найти определение? Где еще?
(задача – найти определение понятия благо)
– Пока наши эксперты работают, попробуем разобраться самостоятельно.
Ведь слово говорит само за себя. Как вы его понимаете?
– Любое слово, как магнит притягивает к себе другие слова. Какие слова «притянет» к себе слово «благо»?
– Мы дали своеобразное определение данному понятию.
– Очень важно соотносить свои желания и потребности с тем, чтобы их осуществление не причинило никому вреда и неудобства.
– Скажите, какое отношение к себе вызывает человек, который не соблюдает этой нормы?
– Что вы предпочтете в своем взаимодействии с таким человеком: осудите его поведение и не будете иметь с ним никаких отношений или попытаетесь убедить его в неправильности поступков и доброжелательно решить проблему?
-Вы правы, в чём же различие этих позиций?
-Попытайтесь понять, что входит в понятие благо «доброжелательность» или «недоброжелательность»
-Есть другие мнения?
– Давайте обратимся к нашим экспертам, что же они нашли в своих словарях, говорится ли там что-то про доброжелательность? (слайд 12)
1. Слушают учителя.
2. Следуют плану выполнения задания.
В словарях, справочниках, Интернете.
2 чел работают со словарями
«Благо – это добро, доброжелательность, благополучие
«Благо – это добро, всё доброе, полезное, служащее к нашему счастью».
– Осуждение, раздражение
– Доброжелательно решим проблему
«Искренность и доброжелательность помогают нам услышать друг друга, а осуждение и недоброжелательность приносит вред каждому
П: формирование представления о понятиях «молитва»,
Л: развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: овладение
базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими
связи и отношения между объектами и процессами
П: использовать текст учебника для поиска необходимой информации.
Первичное закрепление(4-5 мин)
Усвоение нового способа действий
1. Работа с учебником
– Благо – это и есть нравственное поведение людей.
– Считаете ли вы важным достижение справедливости в разрешении возникшего конфликта?
– Самое главное правило в отстаивании своей правоты не должно переходить в оскорбление другого человека. Как вы считаете, что предполагает справедливость? (слайд 13)
– И еще одно главное правило в конфликте быть тактичным. Как вы понимаете определение понятия «тактичность»? (слайд 14)
– Прочитаем 1и 2 абзац с. 96.
2. Организует аналитическую работу.
– Видеофрагмент из ералаша «компот». (слайд 15)
– Справедливо ли вели себя мальчики?
– Как бы следовало поступить по-другому?
– Как бы поступили вы?
– Как нужно относиться друг к другу?
– Какой можно сделать вывод из наших размышлений? Давайте прочитаем его на стр 97, 2 абзац последнее предложение.
3. Организует и проводит динамическую паузу (видеофрагмент).
– Встаньте со своих мест, старайтесь не мешать друг другу, если мало места, то выйдите немного вперед, чтоб образовалась колонна.
– Ответы детей.
– Не оскорблять и не критиковать людей попросту.
– Умение вести себя в соответствии с нормами поведения.
1. Отвечают на вопросы.
2. Делают вывод.
М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
находить выходы из спорных ситуаций.
П: устанавливать причинно-
следственные связи; строить логические
Презентация, раздаточный материал, видеофрагмент, учебник
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха
Индивидуальная работа Практический:
Сейчас вы поработаете самостоятельно. (слайд 16)
У вас на партах лежат карточки. Положите их перед собой.
– Соотнесите поговорки и пословицы с понятиями.
Понятия: доброжелательность, справедливость, тактичность.
Поговорки, пословицы: доброго человека пчела не жалит; на добрый привет – добрый и ответ; правое дело светлее солнца; деньги – мусор, справедливость – золото; такт – это умение не говорить того, что думают все; такт – это разум сердца.
– Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде. (слайд 17)
– Если всё верно, то нарисуйте довольный смайлик, если одна-две ошибки – нейтральный смайлик, если больше двух ошибок, то грустный смайлик. (слайд 18)
1. Выполняют самостоятельную работу.
– Доброжелательность (доброго человека пчела не жалит; на добрый привет – добрый и ответ). Справедливость (правое дело светлее солнца; деньги – мусор, справедливость – золото). Тактичность (такт – это умение не говорить того, что думают все; такт – это разум сердца).
делать выводы на основе полученных знаний. М:
адекватно оценивать правильность или ошибочность
выполнения учебной задачи
Презентация, раздаточный материал
Включение в систему знаний, повторение
Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
– Давайте обратимся к изречениям мыслителей на стр. 97. Прочтем только первое. Объясните, как вы понимаете смысл этих слов. Согласны ли вы с ними?
– Что такое благо, по-вашему, понимаю?
– Как нужно относиться к другим людям?
2. Задаёт домашнее задание
– Стр. 98 написать маленькое сочинение на тему «К какому благу я стремлюсь в своей жизни».
1. Отвечают на вопросы для закрепления материала.
Записывают домашнее задание.
следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения
М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
Л: формирование уважительного отношения к иному мнению.
Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания
Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.
– Давайте вспомним тему нашего урока. (слайд 19)
– Какие цели мы ставили? (слайд 20)
– Достигли ли мы их?
-Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас лично?
2.Проводит работу по самооценке.
– Продолжите фразу:
– Я желаю вам всем жить среди добрых людей и быть благородным. Спасибо за урок!
1. Анализируют урок с точки зрения
Относиться к людям так, как хотите, чтобы относились к вам.
2. Дают оценку своей работе на уроке.
учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои
П: развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.