Выбор модулей предмета Основы религиозных культур и светской этики
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.
Основы светской этики
Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Основы православной культуры
Модуль знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.
Важность основ православной культуры
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, подчеркивает важность воспитания нравственности у современных детей уже с младших школьных классов. Предмет Основы православной культуры играет значительную роль в этом процессе, помогая детям становиться высоконравственными личностями – добрыми, честными, уважающими других и стремящимися к добрым делам.
Участие религиозных организаций
Школьные учителя проходят специальную подготовку, чтобы обучать предмету Основы православной культуры. Возможно привлечение представителей религиозных организаций для разработки курсов, повышения квалификации педагогов и проведения внеклассных мероприятий.
Необходимость заявления
Для введения предмета в школьную программу необходимо написать заявление на имя директора. Обычно образец заявления предоставляется на родительском собрании в начале учебного года.
Этика в учебном процессе
Школы в России являются светскими учреждениями, поэтому важно соблюдать нейтральность в отношении политических и религиозных вопросов. Данная норма закреплена в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации.
Изучение этических понятий
Предмет Основы православной культуры в 4 классе помогает формировать у учащихся представления об основных этических понятиях, таких как Добро и Зло. Цель урока – развивать у детей стремление к добрым поступкам, уважению к окружающим и осознание нравственной ответственности.
Таблица: Цели урока
Цель урока |
---|
1. Воспитание стремления к добрым поступкам и анализу действий других |
2. Развитие доброты, милосердия и уважения к окружающим |
3. Формирование представления о нравственной ответственности |
Важно начинать формировать этические ценности в детях с раннего возраста, чтобы они могли стать благородными и нравственными членами общества.
Развитие нравственных чувств учащихся
Для развития учебно-познавательных, информационных компетенций при работе с разными источниками, а также развития этических чувств, как регуляторов морального поведения, важно использовать разнообразные методы и формы работы.
Методы:
- Эвристическая беседа
- Игровой метод
- Проблемно-поисковый метод
- Метод релаксации
- Наглядный метод
Формы работы:
- Фронтальная
- Парная
- Индивидуальная
Оборудование урока:
- Ноутбуки
- Интерактивная доска
- Учебники
Развитие самостоятельности и ответственности
На основе представлений о нравственных нормах, важно развивать следующие навыки у детей:
- Умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- Умение анализировать и оценивать поведение людей с позиции нравственных норм
- Готовность к диалогу, умение слушать и аргументировать свою точку зрения
Содержание педагогического взаимодействия
Организация рабочего места и приветствие учащихся:
- Приветствие гостей урока, создание благожелательной атмосферы
- Начало урока с притчи Белка и волк
Изучение понятий Добро и Зло:
- Размышления и обсуждение о понятиях Добра и Зла в истории человечества
- Работа по учебнику: определение Добра и обсуждение понятия Зла
Работа с ноутбуками в парах:
- Распределение слов по группам Добра и Зла
- Проверка выполненного задания и обсуждение результатов
Поощряйте учащихся активно участвовать, делиться своим мнением и аргументировать свои решения. Помогайте им осознавать моральные аспекты и развивать свои нравственные чувства.
Самостоятельная работа на основе полученных знаний
Индивидуальная работа на ноутбуках. Проверка и коллективное обсуждение
- Часто в обычной жизни люди при общении вместо слов используют жесты. Жесты как и слова могут быть добрыми и злыми.
- Поиграем в игру Жесты.
- На экране ваших ноутбуках картинки, на которых люди в разных жизненных ситуациях. Подумайте и назовите, что обозначает жест.
- Надеюсь, что ваши жесты в общении будут только положительные и добрые
Ученики самостоятельно выполняют задание. Проверка коллективная
Игра Лишнее слово – коллективная работа
- Доброе сеодце, словно магнит, притягивает добрых и хороших людей. Лев Николаевич Толстой сказал думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.
- В следующем задании вам нужно подумать и найти в каждом столбике лишнее слово, а потом объяснить почему вы так решили. На экране ряды слов.
Задание:
- мастерить, сооружать, ломать, создавать
- храбрый, смелый, трусливый, отважный
- грустный, печальный, веселый, унылый
- благородный, рыцарский, подлый, геройский
- Давайте проверим правильность выбора (учитель нажимает на слова – подчеркиваются)
Рефлексия учебной деятельности
- Наш урок подошел к концу. Опишите ваши впечатления от урока. Делятесь мнением о выполненной работе. О своей деятельности на уроке, все ли получилось
Стихотворение читает София
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
Добрый день и Добрый вечер.
И не зря ведь есть у нас
Пожелание В добрый час.
Доброта — она от века
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики
- Это курс, который
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.