Проверяем домашнее задание№ 45(б)
Самостоятельная работа №1В-1
B-2 Заполните пропуск так, чтобы утверждение стало верным.
Самостоятельная работа №2В-1
Монитор – стоимости компьютера.
Сколько стоит монитор?
Запишите решение.
Укажите какое действие надо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи.
B-2 Решите задачу: Автобус проехал 180 км, что составляет всего расстояния между городами. Найдите расстояние между городами. Запищите решение.Укажите верный ответ:
B-3 Решите задачу: Во время рейса в самолете 90 мест было занято и 20 мест свободно. Какая часть всех мест самолета была занята? Запишите решение. Укажите верный ответ: 1) ; 2) ; 3) ; 4) .
Процент от некоторой величины
Чтобы найти один процент от величины, нужно эту величину разделить на 100.
- Найти 1% от 600р.
- 1% от 7 кг
- 1% от 120 мин
Размышляем
Размышляем
Закрепляем
Работа в группе
№105(1)
Подводим итоги
Домашнее задание
Кому тема показалась трудной?
Культура и религия
Культура и религия – два важнейших аспекта, определяющие образ жизни человека. Давайте разберемся подробнее, что они представляют из себя.
Культура
Что это такое?
Культура – это все, что создал человек собственными руками. Это изменения, которые человек внес в окружающий мир своим трудом. Наш уровень культуры определяется нашими поступками и нормами поведения, которые мы выполняем. Культура – это накопленный опыт человечества.
Примеры культуры
Относится к культуре | Не относится к культуре |
---|---|
Искусство | Дикие животные |
Литература | Природные элементы |
Музыка | Природные явления |
Религия
Что это такое?
Религия – это вера человека в силу, которая превышает его понимание мира. Это убеждения, которые формируют поведение и культуру человека. Религия помогает людям объединяться в общности и находить смысл жизни.
Мировые религии
На нашей планете существуют три мировые религии, которые объединяют миллионы людей по всему миру:
- Христианство
- Ислам
- Буддизм
Таким образом, культура и религия играют значительную роль в жизни человека, определяя его ценности, мораль и поведение.
Роль православия в русской культуре
Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры тесно связаны с православной религией. Например, русское слово спасибо – это сокращённое произнесение пожелания: Спаси (тебя) Бог!. Каждый раз, когда ты говоришь спасибо, ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.
Православие и его значения
Слово православие переводится как ортодоксия. Первый из греческих корней – орто, означает верный, правильный. Второе значение корня докса в греческом языке может быть учение или прославление. Таким образом, слово ортодоксия отражает понятие правильная вера, верное учение, которые придерживаются христиане.
Мировые религии
Одна из мировых религий – ислам, и её последователи называют мусульманами.
Ритуалы в религиях мира
Ритуал – это традиционный порядок проведения какой-либо церемонии или религиозного обряда.
Вопросы для обсуждения
- Как вы понимаете термин религия?
- Как вы понимаете термин культура?
- О каких религиях мы услышали сегодня на уроке?
- Какую роль культура играет в жизни людей?
- Чем определяется уровень культуры?
- Чем становится религия для глубоко верующих людей?
- Кем создается культура?
- Какое обращение христиане считают более точным: православный или православный христианин?
- Одинаковой ли является культура разных народов мира?
- Назовите общие черты, характерные для разных культур народов мира.
Конспект урока по теме Совесть
Цель:
Сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия совесть.
Учебные задачи:
Личностные результаты:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
- Чувство взаимопомощи, поддержки
- Акцентировать внимание обучающихся на свою личность
Метапредметные результаты:
- Слушать и слышать собеседника
- Вести диалог
- Излагать свою точку зрения
- Совершенствовать умение работы с терминами
- Строить позитивные отношения в процессе познавательной деятельности
Ожидаемые результаты:
- Составление представления о понятиях совесть, стыд
- Анализ поступков людей в разных ситуациях
- Высказывание собственной точки зрения
- Осознание значения совести в жизни людей
Целевая аудитория:
Учащиеся 4 класса
Формы организации познавательной деятельности:
- Коллективная
- Фронтальная
- Групповая
Эпиграф урока:
Самое главное украшение – чистая совесть. – Цицерон
Организационный момент. Мотивация
Начальство, ребята! Сегодня мы начнем урок на поляне мудрецов, где растет дуб мудрости. Давайте заглянем в себя, чтобы понять себя лучше.
Актуализация знаний
Учитель читает стихотворение о трех мудрецах, которые дали свое видение главных качеств человека – разума, воли и совести. Дети высказывают свои мысли о самом главном качестве человека. Затем они узнают, что один из мудрецов считает, что главное у человека – совесть.
Выводы
Урок помог детям понять значение совести в их жизни, научил анализу поступков и формированию собственной точки зрения. Он пробудил интерес к нравственным вопросам и внутреннему развитию каждого ученика.
Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы
- Тема урока: Совесть. (Слайд 3)
- Высказывание древнеримского философа Цицерона: Самое главное украшение человека – чистая совесть. (На доске)
Вопросы и задачи урока:
- Что такое совесть?
- Как совесть влияет на наши поступки?
- Какие цели мы ставим перед собой в изучении этой темы?
План урока:
- Организационный момент.
- Определение целей и задач.
- Знакомство с определением (в парах).
- Работа с притчей. (На доске)
Поиск решения проблемы. Открытие новых знаний
Работа с определениями:
- В парах определить понятие совесть.
- Выбрать ключевое слово-синоним из цитат известных людей.
<table>
<tr>
<td>Паскаль Блез</td>
<td>Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать</td>
</tr>
<tr>
<td>Кант И.</td>
<td>Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону</td>
</tr>
<tr>
<td>Гольбах П.</td>
<td>Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких</td>
</tr>
<tr>
<td>Дени Дидро</td>
<td>Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла</td>
</tr>
<tr>
<td>Генри Луис Менкен</td>
<td>Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит</td>
</tr>
</table>
Работа со словарем:
- Первая группа: самостоятельно даст определение слову совесть.
- Вторая группа: определение из Словаря Ожегова.
- Третья группа: работа с этимологическим словарём.
Выводы:
- Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.
- Слово совесть происходит от со – вместе и весть – знать, то есть это совместное знание человека со своим внутренним миром.
- Демокрит первым задумался о совести и сравнил ее с ответственностью за поступки.
Задача урока заключается в понимании сущности и значения совести в жизни человека.
Совесть – заставляет размышлять о своих поступках
Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это стыд перед самим собой).
С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).
Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит (древнегреческий философ)
Чувство стыда
Стыд – это тяжелое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка.
Синонимы слова стыд
- Позор
- Сопереживание
Однокоренные слова
- Стыдливый
- Постыдный
- Стыдливость
Различия между стыдом и совестью
Стыд
- Перед самим собой, даже если люди тебя не осудили
- Тяжелое переживание позора перед людьми за свое поведение
Работа с притчей
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться.
Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, – сказал человек.
Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце всю жизнь, – ответил слепой.
Вопросы по притче
- Кто главный герой?
- Кого встретил молодой человек? Что сделал человек, увидев слепого?
- Как складывалась его дальнейшая судьба?
- Почему его мучила совесть?
- Как он искупил свою ошибку?
- Какие осколки он носил в душе много лет?
- По совести ли поступил человек? Почему?
Вывод
Совесть – заставляет размышлять о своих поступках.
Обобщение знаний
Игра Найди пару.
Найди пару
- Поступать вопреки своим убеждениям
- Жить, по совести
- Жить честно, справедливо
- Поступать без зазрения совести
- Делать что-либо хорошо, добросовестно
- Жить со спокойной совестью
- Жить спокойно, не испытывая угрызения совести
- Поступать против совести
- Поступать без стыда, без стеснения
- Делать на совесть
Проверка знаний
Вернемся к таблице Знаю – хочу узнать – узнал. Что вы сегодня на уроке, отметьте в таблице.
Заключение стихотворением Совесть
Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах –
Сразу же теряет свой покой.
А другой – уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.
Знаем, что она – бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Как маяк дана нам Духом Божьим
Нравственные ценности и идеалы: краткий обзор
Введение
Существует множество определений нравственных ценностей и идеалов в обществе. Однако важно понимать, что ценности играют важную роль в формировании характера и поведения человека. В данной статье мы рассмотрим основные понятия, связанные с нравственными ценностями, идеалами и принципами.
Определение нравственных ценностей
Нравственные ценности – это то, что имеет большое значение для человека и влияет на его поведение и решения. Ценности могут быть материальными (деньги, имущество) и духовными (любовь, справедливость). Главная ценность для человека обычно считается жизнь.
Нравственные принципы
Нравственные принципы – это правила или основания, от которых нельзя отступить в своем поведении. Принципы могут включать в себя честь, достоинство и человечность.
Идеалы и образцы
Идеалы часто являются образцами для подражания, нечто совершенное, к чему можно стремиться. Идеалы могут быть различными для разных людей, но они играют важную роль в формировании характера и ценностей.
Заключение
Понимание нравственных ценностей, идеалов и принципов поможет человеку развиваться как личность и принимать осознанные решения в своей жизни. Важно помнить, что жизнь как высшая нравственная ценность требует уважения и защиты.
Воспользуйтесь этими понятиями, чтобы лучше понять себя и окружающих, а также принимать осознанные решения в своей жизни. Старайтесь жить по совести и быть лучшими версиями себя самих.
Жизнь — это кофе, а не чашка
Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, а те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.
Так чему учит эта притча? Любить жизнь, наслаждаться ею.
Жизненные принципы и уроки
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
Работа над понятиями честь и достоинство
Ребята давайте вспомним героя из сказки Золотая антилопа. Какие моральные качества присущи ему? Честный, настоящий друг.
Честь и достоинство в истории
Когда вы слышали это слово? Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь. А ещё когда обещаем маме что-то выполнить, мы говорим: Даю честное слово!
(Щ) Честь – это доброе имя человека, хорошая незапятнанная репутация. Честь – это внутреннее достоинство человека.
Пример чести в истории
Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам – это значит раскроем это понятие на примере исторической личности.
Много славных подвигов совершили люди оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя собственной чести и защиты Родины.
Я предлагаю Вам познакомиться с одним из них. Это Александр Невский. Прочитайте материал и найдите примеры понятия чести. Выделите их.
Битва для чести
Всемирную известность князь Александр получил после Невской битвы. Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами не в силе Бог, а в правде, разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя- Невский.
Искренность и мудрость
Двумя годами позже. Ледовое побоище. Союзником князя стала сама погода: апрельское теплое солнце и озеро, поглотившее тевтонских рыцарей, вместе с которыми ушел на дно и их замысел превратить православную Русь в католическую.
Хан Батый, зная о победах князя, захотел, чтобы храбрый Александр Невский приехал к нему в Орду. Один ты не хочешь мне покориться, но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне, и увидишь от меня честь.
Достижение чести
Александр Невский отправился в дальний путь ко временным покорителям родной земли, он смог выкупить из плена, тех кого прежде угнали в Орду. Он проявлял дипломатическую мудрость, чтоб добиться хотя бы малейших послаблений татарского гнета. Батый был поражен умом и достоинством князя. Истину мне сказали, что нет князя подобного ему.
Моральные принципы
Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).
Достоинство помогает осознать собственную ценность. Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.
Работа с понятием человечности
У каждого человека есть главная ценность – это жизнь. Также у человека есть его имя, честь, достоинство, но есть ещё и принципы.
Как вы понимаете это слово? Приведите примеры принципов (человечность, почтительность, разумность, мужество и честь)
Я предлагаю вам посмотреть видеоролик За руку с богом и понять о каком принципе или качестве говорится?
Видеоролик За руку с богом (до 8 минут)
- Ваше мнение (доброте, щедрости, бескорыстности, человечности)
Принцип человечности: ключевое качество человека
Сегодня мы остановимся на таком важном и значимом качестве, как человечность. Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом.
Человек должен оставаться человеком даже в самых тяжелых ситуациях, согласно своей высокой нравственной ступени развития. Это важное качество позволяет нам быть лучше, заботиться о других и оставаться в гармонии с миром вокруг.
Итог урока
Сегодня мы говорили о многих аспектах нравственности человека, о ценностях, принципах и идеалах. Что вы можете сказать в заключение урока? Над чем задумались?
Завершая сегодняшний урок, давайте вспомним фразы, которые напомнят нам о важности человечности:
- Самое дорогое у человека – это жизнь.
- Моя честь — это моя жизнь.
- Берегите в себе человека.
Спасибо за урок! Было интересно провести время с вами.