Начальное образование эйнштейн

Публикация материала на портале ЦРТДП ЭЙНШТЕЙН

Подать заявку на публикацию своего материала на портале всероссийского СМИ Центр роста талантливых детей и педагогов ЭЙНШТЕЙН.

Авторское право на размещённый материал принадлежит авторам публикаций. Редакция ЦРТДП ЭЙНШТЕЙН не несет ответственность за достоверность и не отвечает за качество авторских продуктов. Редакция ЦРТДП ЭЙНШТЕЙН может не разделять и не поддерживать мнения авторов публикаций. Копирование материалов публикаций разрешается только при наличии ссылки на сайт ЦРТДП ЭЙНШТЕЙН (centreinstein.ru).

Уроки нравственности

Для учащихся 4–5-х классов (10–12 лет) общеобразовательных школ.

Для чего

Представлены конспекты, а также дополнительные материалы к 5 урокам по ОПК в рамках предметной области ОРКСЭ в 4-м классе. Также могут быть реализованы в рамках предметной области ОДНКНР в 5-х классах.

Гордость и смирение

Совесть и раскаяние

Труд и безделие

Кудашкина Елена Анатольевна

Учитель начальных классов в организации МБОУ Гимназия г. Абакана. Призер (3-е место) конкурса Клевер ДНК за 2022 год в номинации Классический подход к ДНК, подноминации Уроки по ОПК и ОДНКНР. Последнее изменение: Понедельник, 23 октября 2023, 21:52.

Открытый урок по ОРКСЭ

В Год педагога и наставника в Красносельском районе Санкт-Петербурга 4 декабря 2023 года на базе ГБОУ гимназии № 293 проведен открытый урок по ОРКСЭ модуль Основы светской этики для учителей начальных классов.

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме Жизнь протекает среди людей провела учитель высшей категории Зелина Марина Евгеньевна. Тип урока: открытие новых знаний. Цель учителя: формирование у учащихся системы духовных ценностей и нравственных качеств, цель для учащихся: учиться правильно общаться с другими людьми. Задачи: узнать и обсудить правила поведения человека в обществе других людей, сделать выводы на основе изречений мыслителей других эпох о необходимости правил общения во все времена.

На уроке учитель использовала системно-деятельностный подход в рассмотрении темы, более 60% урока учащиеся осваивали материал в активной форме. На всех этапах учащиеся осуществляли критериальную оценку своей деятельности. Цель урока достигнута, все поставленные задачи урока решены. Урок соответствует требованиям обновленных ФГОС НОО.

Открытый урок по сказкам А.С.Пушкина

На уроке присутствовали 11 человек из ОУ № 252, 385, 293, 390, 509, 548, 675. Мы выражаем благодарность администрации гимназии № 293 и Зелиной Марине Евгеньевне за организацию и проведение открытого урока.

Руководитель урока

Нечаева Н.Н.
Заместитель директора ИМЦ

Ключевые слова

А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Оборудование урока

  • Портрет А.С.Пушкина
  • Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина
  • Компьютер, проектор, экран
  • Шкатулка с волшебными предметами
  • Фломастеры
  • Презентация

Методика проведения

Комбинированный урок-исследование:

  • Беседа с элементами развития речи
  • Словесное рисование
  • Словарная работа
  • Выразительное чтение
  • Чтение наизусть

Ход урока

Мобилизующий этап

Организационный момент

Все учащиеся дружно читают наизусть У лукоморья дуб зеленый на фоне мультфильма, где приглушили звук (читает Андрей Панюков) / 3 мин

Фронтальная беседа

Учитель: Вы прослушали отрывок У лукоморья дуб зеленый. Назовите отрицательных персонажей.

Учащиеся: Леший, Русалка, Баба Яга, Колдун, Царь Кощей

Учитель: Предлагаю поговорить о Бабе Яге. Почему она вам не нравится?

Образ Бабы Яги

Учащиеся: Уродливая старуха, страшная (баба Яга, костяная нога), злая.

Детали характеристики

Учитель: Скажите, когда вы говорили о Бабе Яге плохо, на какие детали вы обращали внимание?

Учащиеся: на внешность, черты характера, поведение, поступки

Учитель: Скажите, а в сказках А.С.Пушкина тоже встречается Баба Яга?

Предлагаю выполнить задание.

Учитель: Посмотрите на экран. Исключите 4 лишнее.

Ответ: Даны картинки: 1-я из сказки А.С.Пушкина ., 2 – из сказки А.С.Пушкина ., 3-я из сказки А.С.Пушкина ., 4-я из сказки А.С.Пушкина .. Итак, делаем вывод: перед нами 3 картинки из сказок А.С.Пушкина, а 4-я принадлежит другому автору. Значит. Это и есть 4 лишнее.

Учитель: Я думаю, все догадались. Скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какая тема нашего урока?

Читайте также:  Информация о выборе модулей орксэ ведении однкнр используемых умк

Учащиеся: Сказки А.С.Пушкина.

Учитель: Сколько сказок написал А.С.Пушкин? Назовите их.

Учащиеся: Александр Сергеевич Пушкин написал 7 сказок.

Учитель: Вспомните, какая главная идея всех сказок?

Учащиеся: Добро побеждает Зло.

Учитель: Если мы эти понятия применим к сказке Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях А.С.Пушкина, как мы сформулируем тему нашего урока?

Учащиеся: Тема нашего урока

Сегодня мы будем исследовать тему Добро и Зло в Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях А.С.Пушкина. Предлагаю провести урок в форме исследования.

Объект исследования

Мы рассмотрим сказку А.С.Пушкина Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Главный фокус будет на добре и зле в этой сказке.

Гипотеза

Наша гипотеза: Добро всегда побеждает Зло.

Цель и способы достижения

Какую цель мы ставим перед собой? Мы будем использовать методы сопоставительного и аналитического анализа для достижения этой цели.

Этапы работы

Овладение новыми знаниями

Для начала разделимся на группы. Первая группа получает задание по анализу героинь сказки.

Задание для 1 группы

  1. Описание внешности (портрет)
  2. Черты характера
  3. Лексическая работа
  4. Куда смотрят они
  5. Отношение автора к героине
  6. Вывод

Ответы для 1 группы

  • А.С.Пушкин не дает описания портрета царицы-матери, видимо, ему не важно, как она выглядит. Царь любит ее такой, какая она есть.
  • Царица-мачеха красива, но эгоистична. Обратите внимание на деталь с зеркальцем.
  • Образы цариц контрастируют.

Анализ черт характера

Для второй группы задание связано с анализом черт характера героинь и их символическим значением.

Задание для 2 группы

  • Какими чертами характера обладает каждая героиня?
  • Что олицетворяют эти героини?

Прошу приступить к выполнению задания.

С помощью этого исследования мы сможем лучше понять тему добра и зла в сказке А.С.Пушкина.

Ответы для 2 группы

Описание внешности (портрет) Белолица, черноброва (Автор) Но царевна всех милее. Всех румяней и белее (Зеркальце)

Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.. Нраву кроткого такого

Лексическая работа

  • Горда (от гордыня) – признающая свое превосходство над другими;
  • Ломлива (от ломаться) – любит кривляться;
  • Своенравна- упряма, капризна, поступает так, как вздумается
  • Кротость – спокойствие, доброта, незлобивость

Царица эгоистичная (любит только себя), гордая (гордыня) (не допускает мысли, что кто-то может быть красивей ее), – Как тягаться ей со мною? – Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? – Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, Хоть весь мир; мне равной нет. Царевна – милая (даже волшебное зеркальце признает ее на свете всех милее), кроткая (она не стала кичиться своим царским происхождением, не угрожала, а, напротив, стала умолять Чернавку пощадить ее, обещая потом отблагодарить за добро), скромная (не кричит братьям с порога, что она царская дочь – они догадываются по речи, что царевну принимали):

  • И царевна к ним сошла,
  • Честь хозяям отдала,
  • В пояс низко поклонилась:
  • Закраснелась, извинилась,
  • Что-де в гости к ним зашла,
  • Хоть звана и не была

добрая, сердобольная (жалеет старушку и подает еймилостыню -хлеб), доверчивая (берет у какой-то нищенки яблоко и ест), домовитая и хозяйственная (когда братья-богатыри возвращаются домой, они видят все так чисто и красиво:

  • Все порядком убрала.
  • Засветила богу свечку,
  • Затопила жарко печку),
  • целомудренная (несмотря на лестные предложения братьев взять ее в жены, остается верна сыскавшемуся жениху королевичу Елисею,

Вывод

Царица-мачеха и молодая царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Внешний облик царицы-мачехи не соответствует ее внутренним качествам, а у молодой царевны все в гармонии: она милее всех и добрее. Пушкин представляет героинь (добрую и злую) одинаково красивыми, чтобы сосредоточить внимание на их внутренней противоположности, так как красота души важнее всего.

Физкультминутка

Задание для 3 группы (по Сказке о мертвой царевне и семи богатырях)

Переходим к следующему этапу нашего исследования. Волшебная шкатулка.

Деталь в художественном произведении

(Индивидуальная творческая работа для сильных детей.

Проверка домашнего задания)

Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. Каким волшебным свойством обладало зеркало? Что скрывается за этим волшебным предметом? Зеркало – это отверстие в потусторонний мир. С этим связано большое число гаданий, обрядов и предрассудков (например, запрет глядеться в разбитое зеркало, или завешивание зеркал в доме после смерти человека, примета: если зеркало разобьется, значит, кто-то умрет)). Кроме того, через зеркало заглядывали в будущее. Зеркало – источник силы и могущества для колдунов Автор прямо не говорит, но можно догадаться, что хозяйка зеркала – ведьма. В сказке зеркало настраивает царицу против царевны и выдает тайну, что царевна живет у богатырей

Читайте также:  Конкурс стихов по пдд 3 б класс

Что означает черный цвет? Черный цвет – символ траура, горя, гибели, смерти, несчастья, зависти, зла. В переносном значении фраза: «Она, черной зависти полна»

Чернавка Чернавка. Кто такая? Почему это слово написал Пушкин с большой буквы? Разве это имя? ЧЕРНАВКА (разг. устар. , нар. – поэт.). 1) Смуглянка. Девка-чернавка. (в сказках). Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова. 2) перен. устар. Служанка, выполнявшая черную работу. Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой: Чернавка – это служанка, делает черную работу. Пушкин написал это слово с большой буквы, чтобы показать ее значительность.

Как реализуется этот намёк в сказке? Чернавка получает приказ: «Весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной оставить там на съедение волкам.» Царица поручила Чернавке выполнить чёрную работу, в соответствии с её предназначением – убить царевну,

А царевна подозревает, что Чернавка способна причинить ей зло? Да, «царевна догадалась и до смерти испугалась».

Почему же Чернавка не исполнила приказ?

Нищая черница Что означает это слово? Почему оно, имея сходное звучание. пишется с маленькой буквы? Чернецами называют монахов – тех, кто посвятил себя служению Богу. Для понимания образа черницы это значение необходимо.

Но есть ли кто-нибудь в сказке, кто подозревает, что черница совсем не та, за кого себя выдаёт? Но только ли он один? Да, это пёс Соколко. Он не пускает царевну к чернице – «лишь пойдёт старуха к ней, он лесного зверя злей».

Каков финал встречи царевны и черницы?

Яблоко Что означает это слово? Яблоко (в славянской мифологии) означает любовь, плодородие, но вместе с тем обманчивость и смерть.

Уместен ли здесь союз НО? Яблоко прекрасно, НО ядовито. Описывая его, автор не говорит об этом. Откусив от него, царевна отравилась. Оказывается, в нём есть две стороны: внутренняя и внешняя и снова они в дисгармонии. Пушкин делает это намеренно. Ему важно было сказать, что противоречия между внешним и внутренним не всегда на виду – налицо. Часто они выступают в скрытых формах. Главное не то, что яблоко красиво, а то, что оно ядовито (догадаться об этом просто невозможно)

Что означает это число? Семь – это самое магическое и священное число, олицетворяющее мудрость, святость и тайное знание. Это символ добра. Древние люди видели отражение многих реальностей мира: – Бог создал Землю за 6 дней, а на 7-й отдыхал – неделя делилась на 7 дней, – в далёкие времена было известно 7 планет на небе, – на земле существовало 7 чудес света, – Рим стоял на 7 холмах, – 7 нот в музыке и т.д. Используя цифру 7, Пушкин намекает на то , что героиня встретится с добрыми людьми

– Охарактеризуйте семерых богатырей Почему при таких сильных защитниках царевна мертва? Это символ силы, защиты, надежности Это художественные образы героев, защищавших русские земли и русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданные народным фольклором (в былинах, сказаниях, песнях). Зло трудно распознаваемо, коварно и неожиданно наносит удар.

Почему богатыри положили царевну в хрустальный гроб? Хрусталь – символ невинности и постоянства, скромности и целомудрия, верности и чистоты помыслов, образ гармонии в природе В христианстве хрусталь связывался с Девой Марией. В древнегреческих мифах боги, герои и цари пьют в основном из хрустальных кубков. В древности считалось, что этот минерал изгоняет болезни из воды. В Тибете монахи при лечении ран прикладывают хрустальные шары к ранам, чтобы через камень на пораженное место попадали солнечные лучи. С древних времен считается, что хрусталь наделяет своего владельца даром ясновидения. Считается, что хрусталь, положенный под подушку, спасает человека от ночных кошмаров, избавляет от бессонницы и беспричинных страхов. Кристаллы с непрозрачными включениями игольчатой формы имеют название «стрелы Амура», с волокнистыми включениями – волосы Венеры. Само название этих камней говорит об их назначении – привлекать любовь и счастье. В качестве талисмана кристаллы горного хрусталя привлекают к владельцу любовь, радость жизни, симпатию других людей, удачу, душевный комфорт и благополучие Автор сравнивал душу царевны с хрусталем. Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: «Хрустальная».

Читайте также:  Информация о выборе модуля орксэ

Что означает это имя? Кто помогает Елисею найти царевну? Елисей (от древнееврейского) «спаситель» После того, как молва «протрезвонила», что пропала царская дочь, царь затужил, но ничего не сделал, чтобы найти дочь. Елисей отправляется на поиски «за красавицей-душой, за невестой молодой». Он горько плачет, люди ему не помогают и отказывают: «кто в глаза ему смеется, кто скорее отвернется». Но это не останавливает его. И тогда он обращается к силам природы. Солнце и Месяц сразу говорят, что не видели царевну, а Ветер произносит страшную весть. Но Елисею важно увидеть это своими глазами. Удостоверившись в том, то царевна мертва, королевич от отчаяния ударился всей силой о гроб хрустальный – сила его любви разрушила чары колдовские, и царевна ожила. Добро победило Зло

Гордость и гордыня урок для 4 класса Курс ОРКСЭ

Кем можно гордиться? Чем можно гордиться? Гордость – это? Гордость- это чувство самоуважения .

Самоуважение Уважение других Достоинство Чувство собственного достоинства Скромность Гордость

Тщеславие (высокомерие, важниченье, заносчивость, самодовольство) Гордыня- это гордость вне всякой меры .

Гордыня — это черта характера, которая выражается в ложном чувстве собственного превосходства над другими, иначе надменность, высокомерие. Чтобы лучше понять, что такое гордыня, необходимо разобраться, чем она отличается от гордости: Это однокоренные слова, но их смысл сильно отличается.

Чувство собственной правоты и непогрешимости и неправоты окружающих. Ощущение, что ты всегда прав. Такой белый и пушистый. Даже если не прав, то другой ещё хуже. А раз он хуже, значит, я – лучше. Возникает желание постоянно говорить о ком-то, кого-то обсуждать, обвинять и критиковать окружающих ПРИЗНАКИ ГОРДЫНИ:

Если гордыня считается отрицательным явлением, производящим неприятное впечатление на окружающих, то гордость – это скорее положительное переживание. Приведи примеры из жизни.

Составь пословицу 1.Всякая лисица своим хвостом А. Гордятся 2.Почет и славу собирают Б. Кружит. 3.С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством В.В делах тверд 4.Слава голову Г. Гордится. 5.Русский народ в словах горд, Д. По капле

Лепесток и цветок Расцвел белый цветок георгина. Летали над ним, шмели, пчелы брали нектар. В цветке 42 лепестка. И вот один лепесток возгордился: – Я самый красивый! Без меня и цветок не цветет. Я самый главный! Вот возьму и уйду! Поднатужился лепесток, вылез из цветка, спрыгнул на землю и сел в травке. Смотрит – что будет делать цветок. А цветок как ни в чем не бывало улыбается солнышку, зовет к себе пчел. Пошел лепесток прочь от цветка . Встретил муравья. -Ты кто? – спрашивает муравей. -Я лепесток. Самый главный, самый красивый! Без меня и цветок не цветет. -Лепесток? Я знаю лепестки в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, – не знаю. Ходил лепесток, ходил – до вечера засох. Цветок и без одного лепестка – цветок, а лепесток без цветка – ничто.

Распредели слова из списка по двум колонкам таблицы Что хорошо? Что плохо? Трудолюбие, гордость, лень, прилежание, милосердие, зависть, ложь, доброта, злость, кротость, упрямство, скупость, щедрость, честность, благодарность, скука, радость, горе.

До свидания! Удачи, Успехов, Хороших отметок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *