Основы духовно нравственной культуры народов россии

Изменения в преподавании области ОДНКНР с 2023/24 учебного года

С 2023/24 учебного года в школах начнут поэтапно вводить учебный предмет ОДНКНР. В 2022 году ОДНКНР включили в перечень обязательных учебных предметов (приказ Минпросвещения от 18.07.2022 № 568). Кроме того, в стандарте конкретизировали предметные результаты для учебного предмета Основы духовно-нравственной культуры народов России (п. 45.8 ФГОС ООО – 2021).

Раньше в стандарте не было отдельного предмета ОДНКНР, была только предметная область Основы духовно-нравственной культуры народов России. Школы сами включали в эту область учебные курсы или модули, которые выбрали школьники и родители. После поправок во ФГОС ООО 2021 года появился учебный предмет Основы духовно-нравственной культуры народов России (п. 33.1 ФГОС ООО – 2021).

Варианты учебных планов в ФОП ООО регламентируют изучение ОДНКНР в 5–6-м классе по 1 часу в неделю. Однако федеральной рабочей программы по ОДНКНР в ФОП ООО нет. Минпросвещения рекомендовало отложить разработку рабочей программы по ОДНКНР до лета. Ведомство в письме от 03.03.2023 № 03-327 проинформировало, что планирует включить в ФОП федеральные рабочие программы по предметам, которые обязательны для изучения, до 1 июня 2023 года.

Также с 2022 года необходимо учитывать концепцию преподавания предметной области ОДНКНР (протокол решения ФУМО от 29.04.2022 № 2/22). По концепции для изучения ОДНКНР необходим единый учебный курс, который будет учитывать федеральную и региональную специфику. В рамках федерального уровня школьники будут изучать значимые для всей Российской Федерации исторические события, культурные явления и достояния. В рамках регионального уровня ученики познакомятся с культурным наследием, ключевыми историческими личностями и самобытными историко-культурными явлениями своего региона.

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) – обязательная предметная область и обязательный учебный предмет в учебном плане на уровне начального общего образования. В соответствии с п. 32.1 приказа о введении ФГОС НОО-2021 в учебном плане на уровне начального общего образования предметная область Основы религиозных культур и светской этики и учебный предмет Основы религиозных культур и светской этики являются обязательными. На его изучение в 4 классе отводится 34 учебных часа (1 час в неделю). Он включает шесть учебных модулей по выбору:

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы светской этики
  • Основы религиозных культур народов России

Реализация модулей обучения религии в государственных школах

Независимо от выбранного модуля обучение религии в государственных образовательных организациях в рамках преподавания ОРКСЭ не предусмотрено. Изучение любого модуля носит культурологический характер.

Содержание программы начального общего образования

В содержании основной образовательной программы начального общего образования образовательной организации представлены общие планируемые результаты и результаты по каждому модулю. Это обеспечивает свободный информированный выбор родителями модуля для изучения ОРКСЭ в соответствии со статьей 87 Закона Об образовании в Российской Федерации.

Планируемые результаты и содержание по модулям

Примерные планируемые результаты и содержание по модулям представлены в ПООП НОО (целевой и содержательный разделы). Образовательная организация в соответствии с ФГОС НОО разрабатывает свою основную образовательную программу с учётом планируемых результатов и содержания программы в ПООП НОО.

Преподавание комплексного учебного курса

Преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ на уровне начального общего образования осуществляется в соответствии с нормативными актами и документами. Согласно статье 87 ФЗ Об образовании в Российской Федерации, образовательная организация обязана обеспечить свободный добровольный информированный выбор родителем каждого обучающегося модуля для изучения учебного курса ОРКСЭ.

Комплексный учебный курс

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей.

Цель и задачи комплексного учебного курса

Цель и задачи комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики остаются важными аспектами образования в начальной школе. Это позволяет сформировать у обучающихся толерантное отношение к различным религиям и культурам, а также развить их моральные ценности и этические принципы.

Курс Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. Введение курса: 1 сентября 2012 года.
  2. Нормативные акты:
    • Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 №84-р.
    • Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089.
    • Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312.
    • Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761.

Модули курса ОРКСЭ:

МодульОбъем часов
Модуль 120
Модуль 215
Модуль 325
Модуль 430

Часто задаваемые вопросы:

  1. Кто решает вопрос о выборе модуля курса для изучения?
  2. Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?
  3. Можно ли изучать одновременно несколько модулей?
  4. Каковы основные принципы преподавания курса?
  5. Предусматривается ли при изучении курса обучение религии?

Оценка успеваемости:

Освоение учащимися курса ОРКСЭ будет оцениваться согласно установленным нормам и регламентам школы.

Заключение

Курс Основы религиозных культур и светской этики имеет важное значение для формирования мировоззрения и нравственных ценностей учащихся, с учетом культурного многообразия России. Соблюдение указанных правил и норм поможет обеспечить эффективное и гармоничное изучение данного курса в образовательных учреждениях.

Утверждение модуля курса Основы религиозных культур и светской этики

Письмо Минобрнауки России от 31.03.2015 № 08-461 утверждает регламент выбора модуля курса ОРКСЭ, включенного в школьную программу в качестве федерального компонента. Ученики или их родители (законные представители) могут выбрать один из шести модулей для изучения.

Методические рекомендации и основные принципы

Письмом Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 утверждены методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по реализации комплексного учебного курса. Данные рекомендации направлены на улучшение процесса обучения религиозным и светским культурам в школах.

Содержание и объем учебных часов

Курс ОРКСЭ включает в себя шесть модулей: Основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, религиозных культур народов России и светской этики. Все модули равны по объему и составляют 34 учебных часа в 4 классе. Первый и последние уроки проводятся совместно для всех учеников.

Читайте также:  Преподавание учебного курса основы религиозных культур и светской этики

Процесс выбора модуля

Выбор модуля осуществляется родителями абсолютно добровольно, самостоятельно и индивидуально. Никакое принуждение со стороны учителей или большинства учеников не допускается. Педагог должен вести уроки с учетом разнообразия мнений и уважать выбор каждой семьи.

Важность уважительного отношения и диалога

Мировоззренческая позиция педагога не должна доминировать в преподавании, а должна быть построена на принципах уважения и диалога. Учитель должен уважать мнения учеников и их семей, не навязывая свое мировоззрение. Учитывая культурные особенности и разнообразие семей, преподавание ОРКСЭ должно быть осуществлено с учетом индивидуальных предпочтений и выбора каждой семьи.


References:

Следует отметить, что Письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 N 08-461 "О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ" утвержден примерный Регламент выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", которым предусмотрен выбор модуля обучения на родительском собрании. Полагаем, что это Письмо противоречит продекларированному в иных нормативных актах принципу свободы выбора каждым отдельным ребенком (родителями) конкретного курса ОРКСЭ.

Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.

При общении администрации школы/преподавателей с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.).

Столько, сколько выберут родители.

Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).

Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.

Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.

Предметная область ОРКСЭ реализуется в соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии. Изучение предметной области ОРКСЭ в общеобразовательной организации проводится на основании волеизъявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Принятие решения об изучении определенного модуля без согласия обучающегося и его родителей (законных представителей) не допускается.

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи обучающегося соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.). Занятия должны соответствовать принципам свободы совести и вероисповедания, носить светский, культурологический характер, не предусматривать обучение религии, а также не содержать критических оценок других религий и мировоззрений.

Предметная область ОРКСЭ носит светский, культурологический характер и не предусматривает обучение религии.

Педагогам, преподающим учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России, необходимо неукоснительно соблюдать Закона «Об образовании в РФ», запрещающую принуждение обучающихся к принятию религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов.

Цель курса- понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом устойчивого развития человечества, что его уважение является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества.

Согласно Конституции Российской Федерации, пункту 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря . N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", части 2 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября . N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" Российская Федерация, как светское государство, провозглашая одним из принципов государственной политики в сфере образования светский характер образования, обеспечивает его в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Установление преимуществ в зависимости от отношения к религии не допускается.

В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии.

Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее – Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.

В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.

Читайте также:  Мбоу новосибирская классическая гимназия № 17

В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Привлечение к преподавательской деятельности представителей религиозных конфессий не допускается.

При преподавании ОРКСЭ допускается использование исключительно учебников, вошедших в Федеральный .

Все школы области будут обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок.

ОРКСЭ – безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учебное заведение может самостоятельно решать вопрос о введении оценочной системы. Оценивание осуществляется в формате «зачет/незачет».

Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п.

Нет. Этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования, так же как и математика, и русский язык.

Отказ родителей от изучения всех модулей ОРКСЭ рассматривается как нарушение п.4 ст.44 ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. При этом, согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей, по согласованию с администрацией школы . Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.

Да. Как и при изучении, например, иностранных языков, дети разных классов одной параллели могут изучать выбранный модуль на одном занятии, если их общая численность не превышает допустимые нормы.

17. Правовые основания организации и обеспечения духовно-нравственного образования в общеобразовательной организации включают:

  1. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая из религий не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

  1. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"

Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством; признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России; считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный Закон.

Статья 3 Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии.

Статья 5 Религиозное образование

и предусматривают и права граждан на обучение религии как таковой. Это оказывается возможным по просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

  1. О ПРАВАХ РЕБЕНКА

  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  1. воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Российской Федерации.

Читайте также:  Размышления у парадного подъезда николая некрасова

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования.

1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

3. Примерные основные образовательные программы и части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.

4. К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области геологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.

18. Может ли право выбора любого из модулей ОРКСЭ быть ограничено? Что делать, если в школе настойчиво рекомендуют выбрать именно один из возможных курсов, поскольку предложить другие школа не может по причине отсутствия учителей соответствующей квалификации?

ОРКСЭ представляет собой предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который предусмотрен ФГОС начального общего образования.

Данный предмет входит в число учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативных им учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных ч. 1 ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно названной статьи выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

Приведенная формулировка, к сожалению, не дает четкого ответа на вопрос, может ли администрация образовательной организации в рамках предметной области ОРКСЭ включить и, соответственно, предложить выбор только, например, «основ православной культуры» и «основ исламской культуры» или должна обеспечить возможность изучения всех предусмотренных вариантов по выбору родителей.

В ФГОС НОО, утв. Приказом Минпросвещения № 286 от 31.05.2021г. сказано: «По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики».

В п. 43.6. ФГОС НОО указано: по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в рамках учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" изучаются учебные модули: "Основы православной культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы исламской культуры", "Основы религиозных культур народов России" или "Основы светской этики".

Это означает, что в рамках данной предметной области выбор осуществляют сами родители, причем не из предложенного администрацией образовательной организации перечня, а из всех перечисленных предметов.

Обратимся еще раз к Федеральному закону.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Очевидно, что данный пункт не может быть истолкован таким образом, что родители могут выбрать предметы в рамках ОРКСЭ только из перечня, например «основ православной культуры» и «основ исламской культуры», если именно эти предметы предлагаются образовательной организацией. При этом трудно предположить появление рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии по такому специфическому вопросу.

Таким образом, выбор родителей (законных представителей) в силу указанных требований ФГОС начального общего образования не может быть сужен по сравнению с установленным перечнем предметов в рамках предметной области ОРКСЭ: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Пишем заявление на имя директора, в котором указываем, что:

Согласно п. 43.6. ФГОС НОО, родителям гарантируется свобода выбора изучаемого модуля.

Согласно ст.28 Конституции РФ, ребёнку, как гражданину РФ гарантируется свобода вероисповедания и если он атеист, принуждать его к изучению религии никто не имеет права.

Согласно п.2 ст.14 Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. То есть, школа, как государственное учреждение, не имеет права распространять религиозные воззрения.

Далее идём к директору.

Директор, скорее всего, пойдёт вам на встречу. Если же нет — можно привлечь прессу и социальные сети, написать жалобу в Управление образования либо в прокуратуру. Такая огласка школе не нужна, поэтому всё равно заявление родителей будет удовлетворено.

Форма заявления о выборе модуля ОРКСЭ

Форма жалобы в ограничении выбора модуля ОРКСЭ

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *