Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики

Основы мировых религиозных культур

Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Основы иудейской культуры

Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Основы буддийской культуры

Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Основы исламской культуры

Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Основы светской этики

Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими взрослыми вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля Основы светской этики. Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Основы православной культуры

Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль Основы православной культуры знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Важность образования

Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению у детей имеет ключевое значение. Это основано на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также на диалоге с представителями других культур и мировоззрений.

Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, отмечает: Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет Основы православной культуры. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым, честным, трудолюбивым, ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Рекомендации и ответы

Для проведения курса Основы православной культуры в школах, учителя проходят специальную подготовку. Представители религиозных организаций могут выступать в качестве экспертов по теме, проводить экскурсии или внешкольные мероприятия, но ответственность за содержание курса несет учитель. Заявление на введение курса следует направить директору школы, образцы которого часто предоставляются на родительских собраниях.

Школы в России являются светскими учреждениями, поэтому в рамках образовательного процесса не допускается политическая агитация, побуждение к принятию религиозных норм и убеждений. Это установлено в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации, статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников.

Воспитательный потенциал

Возрастной критический момент для детей приходится на 10-11 лет, когда они начинают осознавать взрослый мир, ценности и свое место в нем. Предмет Основы православной культуры помогает подготовить их к изучению других гуманитарных предметов в школе и способствует формированию доверительных отношений между учениками и педагогами.

Цель и методы

Одной из целей курса является формирование у детей представления о семье. Ученики знакомятся со словами, относящимися к семейным членам, составляют рассказы о своих семьях и участвуют в оформлении выставок детско-родительского творчества.

Image

Image

Воспитатель: Дети, сегодня мы отмечаем добрый праздник – День семьи. А у вас есть семья? (Ответы детей)

Загадки и игры о семье

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, у каждого из вас есть мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Как назвать их одним словом?

Все вместе:

Семья

Воспитатель:

Молодцы! А теперь поиграем в игру Назови ласково каждого члена семьи.

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним игру с пальчиками.

Проводится пальчиковая игра Семья:

  • Этот пальчик – дедушка.
  • Этот пальчик – бабушка.
  • Этот пальчик – папочка.
  • Этот пальчик – мамочка.
  • Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!

Воспитатель:

О чем эта игра? Конечно, о семье! Семья – это дом, это место, где нас любят и ждут. Семья – это наши родные, кого мы больше всех любим.

Воспитатель:

Мы с вами недавно учили стихотворение про семью. Кто хочет рассказать? (Дети по желанию рассказывают)

Воспитатель:

А у вас дружная семья? Вы любите свою семью? (Ответы детей)

Воспитатель:

В дружной семье всегда все спорится, потому что все помогают друг другу, вместе работают, вместе играют, вместе отдыхают.

Воспитатель:

А каждая семья живет в своем доме. Посмотрите, у меня есть крыша, а дом вы поможете мне построить.

Воспитатель:

Дом – это семья, а чтобы он был крепким и надежным, как надо относиться друг к другу в семье? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Если кто-то заболеет? Если кому-то грустно? Если мама или папа устали? Если маленькие братик или сестренка не могут достать игрушку?

Воспитатель:

Если вы случайно обидели свою бабушку? (подвести детей к тому, что надо любить свою семью, заботиться, помогать, прощать.)

Дети выполняют коллективную аппликацию, украшают цветочками и бабочками.

Воспитатель:

Вот какой у нас получился замечательный дом! Он крепкий и надежный! И ваши семьи тоже дружные и счастливые, любящие и заботливые! Берегите себя, ведь всех вас ждут дома!

Легенда и цели обучения

Расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя.

Зарифуллина Венера Фанисовна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ Школа №82 г.Казани;

Пыркова Инна Михайловна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ Школа №169 г.Казани

Цели проведения урока:

  • Развитие представлений учащихся о семье.
  • Формирование понятий о семейных ценностях, традициях, истории семьи.
  • Воспитание глубокого уважения и любви к семье, к Родине.

Учебные задачи:

  1. Формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний.
  2. Развитие умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
  3. Формирование умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Важно развивать интерес к семье и воспитывать глубокое уважение к ней для дальнейшего формирования личностных качеств учащихся.

Развитие умения выделять и формулировать проблемы

Умение выделять и формулировать проблемы – это ключевая навык, который помогает нам в повседневной жизни. Этот навык позволяет нам с четкостью определять сложности, с которыми мы сталкиваемся, выдвигать гипотезы о причинах этих проблем и строить алгоритмы по их решению.

Формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу

Для эффективного обучения необходимо уметь формулировать учебные задачи и удерживать интерес к их решению. Этот навык помогает нам оставаться мотивированными и находить пути к достижению поставленных целей.

Создание условий для размышления учащихся о роли семьи в их жизни

Роль семьи в нашей жизни очень важна. Создание условий для размышления об этой роли позволяет нам лучше понять значимость семейных отношений и ценностей.

Развитие навыков сотрудничества

Сотрудничество – это неотъемлемая часть нашей жизни. Развитие навыков сотрудничества помогает нам эффективно работать в команде, достигать общих целей и взаимодействовать с другими людьми.

Развитие положительных эмоций и чувств, связанных с темой урока

Положительные эмоции и чувства играют важную роль в обучении. Они способствуют легкости и радости в процессе учебы, делают урок интересным и запоминающимся.

Формирование уважительного и бережного отношения к членам своей семьи и общества в целом

Уважение и бережное отношение к членам семьи и окружающим людям является основой гармоничных отношений. Этот навык помогает нам строить доверительные и взаимовыгодные отношения с окружающими.

Помощь детям увидеть своё место в семье

Важно, чтобы дети понимали свою роль и место в семье. Помощь им в этом поможет им лучше понимать себя и своих близких, уважать и ценить свою семью.

Применение технических средств

Для эффективного обучения и развития вышеперечисленных навыков необходимо использовать современные технические средства, такие как проекторы и интерактивные доски. Эти инструменты помогают сделать урок более интересным и наглядным, что способствует лучшему усвоению материала.

Определение темы урока и постановка учебной задачи

Для начала урока необходимо определить его тему – в данном случае это Семья. После этого следует поставить учебную задачу, которая направлена на изучение этой темы.

Читайте также:  Мбоу сош № 92

Актуализация знаний обучающихся

Чтобы произошло активное усвоение материала, необходимо провести актуализацию знаний обучающихся. Это поможет им лучше понять тему урока и создаст базу для дальнейшего изучения.

Работа над новым материалом

После актуализации знаний можно начать работу над новым материалом. В данном случае рассматриваются семейные ценности и традиции, которые играют важную роль в жизни каждой семьи.

  1. Семейные ценности

Семейные ценности – это то, что объединяет семью и делает её крепкой. Это доброе отношение, любовь, уважение к старшим поколениям, общие традиции и ценности.

  1. Составление кластера Семья

Для лучшего понимания темы урока можно провести составление кластера Семья, который позволит обобщить информацию и выделить основные аспекты этой темы.

  1. Семейные традиции

Семейные традиции играют важную роль в формировании культуры и ценностей семьи. Изучение и сохранение семейных традиций помогает укрепить отношения внутри семьи и сохранить её единство.

– Семьи все разные. А чем они отличаются? Привычками, укладом, историей, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Традиция – от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

– Назовите основные семейные традиции:

• Домашняя уборка, домашние обязанности членов семьи.

• Совместные игры с детьми.

• Семейный совет, на который собираются все члены семьи.

• Традиции гостеприимства, семейный обед.

• Празднование знаменательных событий в жизни семьи.

• Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.

• Передача семейных реликвий подрастающему поколению.

4. Работа в группах. Представление проектов по темам: «Традиции моей семьи», «История моей семьи», «Герб моей семьи»

5. Составление синквейна «Семья»

Первая строка – существительное – центральное понятие темы,

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих главное понятие,

Третья строка – три глагола, объясняющих суть происходящих событий,

Четвертая строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,

Пятая строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы.

Воспитывает, защищает, помогает

Моя семья – ячейка общества

. Рефлексия. Игра «Свеча любви»

Учитель: Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви».

Конечно же, каждый из вас любит свою семью. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься о том, как дороги вам ваши близкие.

Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи и т. д., а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (лицам — маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.

. Подведение итогов.

2. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

3. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., № 6.

4. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., № 3.

Тема урока: «Образ семьи в культуре народов России»

изучение нового материала

познакомить с семейными ценностями народов России, дать базовое представление о взаимосвязи истории семьи и истории народа, государства, человечества.

знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;

– уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;

– знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;

– понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.

– определение темы урока;- формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения этой проблемы;- извлечение информации, представленной в разных формах (текст, видеоряд, иллюстрация).

– применение информации из собственного опыта;- умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний;- проявление активности в решении поставленных задач.

– оценивают и сравнивают разные точки зрения и свою собственную;- применяют правила сотрудничества.

– технология проблемно-диалогического обучения;- здоровье сберегающая технология ;- технология оценки образовательных достижений.

оска, учебник, компьютер, презентация, рабочий лист.

1.Мотивация к учебной деятельности.

– Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть. Вы готовы активно работать на уроке? Молодцы! Начнем.

: подумать о смысле, заложенном в песне «Родительский дом» — 2 мин.

Какой смысл заложен в песне? Что нам хотели сказать авторы? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Учащиеся высказывают предположения. Формулируют и записывают тему: «Образ семьи в культуре народов России»

у В.А.Сухомлинского есть замечательные слова: «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро».

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Назовите качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.

родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг и т.д.

Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей стране. В нашей стране проживает много народов и каким представляется образ семьи у них, мы сегодня и узнаем.

3.Изучение нового материала.

Приглашаю вместе со мной отправиться в путешествие на поезде. С собой берем посадочный талон, где прописаны станции, которые мы сегодня посетим.

Станция 1. Сказочная.

Я вам предлагаю прочитать чувашскую сказку «Два кума» и подумать, какие ценности заложены в этой сказке и какие из них относятся к семье? Какие слова вы услышали впервые?

Поехал как-то раз в дальнее село на базар богатый мужик. Задержался он там и вспомнил, что в этом селе кум его живет. «На постоялом дворе за постой надо платить да коню сена купить», – думает. И заехал к куму. Кум с женой приняли гостя радушно, угостили на славу. На другой день поднялась такая метель – свету не видно. Принялись хозяин с женой гостя уговаривать:

– Повремени, куманёк дорогой, погости, покуда непогода пройдет! Метет вьюга день, другой и третий.

Богатый мужик думает: «Вот бы на постоялом дворе такая непогода застала, сколько денег пришлось бы потерять, а тут конь в тепле и сам в холе. Худо ли?».

На четвертый день унялась метель, запряг гость коня. Стал с хозяевами прощаться:

– Спасибо за хлеб-соль, за угощение! Через неделю моя жена именинница. Приезжайте к нам в гости!

Через неделю в назначенный день приехали званые гости. Выбежал богатей на двор гостей встречать, а приезжий кум, глянув в окно, успел заметить, как хозяйка поспешно убирала со стола угощение: тарелку с блинами сунула в печь, а сваренную баранью голову на блюде запихнула под печь. Спрятала все и дверь открыла, с поклоном гостей встретила:

– Вот спасибо, что не побрезговали, приехал, желанные гости! А мне, как на беду, занедужилось, и не поспели ни с чем управиться, не обессудьте, коли что не так. Постных щей кое-как сварила и хлебы испекла. Голодными не отпустим!

– Вот ведь какая вышла незадача, – поддакивает хозяин, – так ли бы следовало принять тебя, куманёк дорогой, коли б не эта напасть!

А приезжий кум раздевается и говорит:

– Это все ничего, лишь бы хозяйка скорее поправилась. А вот мы дорогой страху натерпелись – век не забыть.

– Что же с вами приключилось? – спросили хозяева.

– Да вот когда ехали сюда, – стал рассказывать гость, – увидели мы с женой страшного змея! Лежал он возле самой дороги и шипел так, что схватил я большущий камень – не меньше, чем баранья голова у вас под печкой, – и так ударил змея по голове, что она расплющилась, ни дать, ни взять, как блины, что у вас в печи! Нечего делать скупым хозяевам, пришлось всё угощение на стол поставить.

Примерные ответы учеников: необходимость поддерживать доброжелательные отношения среди близких, приходить на помощь в трудную минуту, быть честными и открытыми.

Станция 2. Музыкальная

Есть ещё одно направление культуры, которое отражает ценности и традиции разных народов. Это музыка.

В нашей стране есть красивый регион, наполненный историями и особыми смыслами – Калмыкия. Первые расселения здесь происходили еще в древние времена, больше тысячи лет назад. Основной религией является буддизм.

Читайте также:  Мбоу сош № 92

Я вам предлагаю послушать песню «Джунгары». После мы с вами подумаем, какие ценности здесь отражены и как они связаны с семьей?

преемственность поколений, важность сохранения исторической памяти о своих близких, связь между народом и отдельно взятой семьей.

Станция 3. Поговоркино.

Ребята, пока я шла к вам, у меня выпали пословицы и поговорки о семье и все перемешались. Помогите мне собрать их правильно (в рабочем листе пословицы представлены в разбросанном виде.

• В гостях хорошо, а дома лучше.• В дружной семье и в холод тепло.• В недружной семье добра не бывает.• В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.• В семье разлад, так и дому не рад.• Вся семья вместе, так и душа на месте.• Дом согревает не печь, а любовь и согласие.• На что и клад, когда в семье лад.• Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Станция 4. Творческая.

Нарисуйте "Оберег семьи"- "Ожерелье мудрости" (Пока рисуют звучит музыка "Гимн семьи").

– Давайте покажем и расскажем о своём "Ожерелье мудрости". (Кто желает – может подарить кому – то из присутствующих).

Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.

Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию –дом, солнце и счастливые семьи. Я хочу, чтоб в Ваших семьях было также мило и тепло и чтоб царило только счастье.

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

выполняют задание, презентация работ.

Фамилия, Имя, класс ____________________

Тема урока: ____________________________

Ответьте на вопросы.

1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»? _____________________________________________________

2. Вспомни качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании____________________________________________

3. Что такое традиция? _________________________________

4. Какие традиции могут быть в семье? ___________________

5.Как ты оцениваешь свою работу на уроке? _______________

6.Что бы ты хотел еще узнать по данной теме? _____________

Задание на дом. Придумать мини-рассказ о своей семье (4-5 предложений).

Материалы для использования по подготовке к уроку:

1. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник /Н.Ф.Виноградова.- 2-е изд., стер.-Москва: Просвещение, 2022. – 123, (5) с.: ил.

2. Толковый словарь С.И Ожегова.

Шесть модулей на выбор

Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.

В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.

Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.

Мы разные, но мы вместе

Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.

Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.

Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.

Основы религиозных культур и светской этики —

это курс, который

Подписи к слайдам

* http://aida.ucoz.ru * * http://aida.ucoz.ru * праздник Семейные праздники * http://aida.ucoz.ru * Семейные праздники Как называется мой любимый праздник.Как моя семья отмечает этот праздник.Какие чувства вызывает этот праздник.Как появилась традиция отмечать праздник именно так. * http://aida.ucoz.ru * Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.Праздники помогают поддерживать связь поколений.Праздники помогают узнать традиции своего народа.Праздники учат уважать культуру других людей.Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.” * http://aida.ucoz.ru * праздник Встречи, веселье, радость, общение, игры, развлечения Историческая память человечества * http://aida.ucoz.ru * Праздники ГосударственныеОбщественныеСемейные * http://aida.ucoz.ru * * http://aida.ucoz.ru * Смысл праздника Праздник Вспоминаем защитников Родины Благодарим женщин за их труд и заботу Празднуем День ангела-хранителя Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью 23 февраля 8 марта День именинника Новый год Вербное воскресенье(Вход господен в Иерусалим День Победы Создавайте свои праздники и подарки * http://aida.ucoz.ru * Спасибозаурок! * http://aida.ucoz.ru *

Конспект урока+презентация по ОРК СЭ на тему: "Семейные праздники"

Просмотр содержимого документа «конспект урока»

Основы религиозных культур и светской этикиМодуль «Основы светской этики»

Разработала: Конкина Валентина Ивановна, учитель начальных классов МОУ СШ № 4 г. Богородицка

Предмет: ОРКСЭ (Основы светской этики)

Тема урока: «Семейные праздники»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях.

Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение.

Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.

Планируемые результаты урока: личностные (развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; воспитание доброжелательности и отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; метапредметные (овладении е способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные дейтвия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладение навыками смыслового чтения текстов; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предметные (формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе)

Оборудование: учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики//А.Я. Данилюк// Основы светской этики. 4-5 классы //М,: Просвещение, 2012; мультимедийный проектор; экран; компьютер; презентация на тему: «Семейные праздники»; раздаточный материал, письменные принадлежности.

Слайд 2 – Звенит, заливается школьный звонок, Вас ждёт интересный, полезный урок. Хорошим пусть будет у вас настроение, Легко нам сегодня дается учение.

Какие правила этикета должен знать каждый?

Мы очень часто ходим в гости, или принимаем у себя гостей. – А как вы думаете нужно ли соблюдать правила этикета в гостях? Когда принимаем гостей?

Слайд 3 -Давайте вспомним сказку о Винни-Пухе. Соблюдал ли он правила этикета в гостях у Кролика?

Ребята, а в какие дни мы чаще всего ходим в гости?

Слайд 4. – Ребята, посмотрите на слайд с фотографиями. Что их объединяет?(Ответы детей: Это праздники)

Вы любите праздники? Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете.

У меня в мешке подарки

Вокруг елки хоровод

Что за праздник? (Новый год)

Праздник добрый, школьный, славный –

Всех учителей мы славим.

Принесем подарки им

И букет цветов вручим.

Хвалим мы учителей.

Что за день, скажи скорей? (День учителя)

В этот день стихи читаем,

В классе чай с печеньем пьем,

Всех мальчишек поздравляем,

Им подарки раздаем.

Ранцы, бантики мелькают,

Каждый свой букет несет,

Школа двери открывает

Нам в учебный новый год. (День знаний)

Праздник любви, шоколада, внимания,

Праздник «сердечек» и обниманий.

Дарят мальчишки девчонкам конфеты,

Пишут мальчишки стихи и сонеты.

Дарят девчонки мальчишкам сердца,

Пишут слова о любви без конца.

Праздник такой – просто причина

В школе блинчики пекут,

На обед их нам дадут,

А в большую перемену

Возле школы непременно

Чучело зимы сожжем

И весну к нам зазовем.

В этот праздник всю неделю

Мы блины в обеды ели. (Масленица)

Мы сегодня выступаем,

Грустные стихи читаем

В память тех, кто погибал,

Молча встанет целый зал.

Праздник скорбный и счастливый,

Вечером салют красивый

Мы для мам концерт даем:

Пляшем, песни им поем.

На стене висит газета,

Рядом – наших мам портреты.

В классе шум и тарарам,

Ведь сегодня праздник мам. (День матери)

Этот праздник отмечают

Те, кто космос покоряет.

Мы же в школе рисовали,

Как ракеты ввысь взмывали.

Про Гагарина узнали.

Что за праздник, отгадали? (День космонавтики)

День сегодня не простой,

Читайте также:  Фрп основы религиозных культур и светской этики 4 класс

С девочками в день такой

Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

В школе мы заранее

Проявим все старание.

Будут яйца расписные,

Храма купола златые.

Клеим, лепим, вырезаем,

Дома близких поздравляем.

В душах свет, добро и ласка

В нашем классе у ребят

Нынче праздник, говорят.

Не у всех, а лишь у Таньки.

Ей подарим мы мозаику.

Таня нынче с угощеньем.

Что за праздник? (День рожденья)

А как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О праздниках)

Как вы думаете, что такое праздник?

Как вы думаете, что предстоит нам узнать на уроке? (Какие бывают праздники, как вести себя во время проведения праздника, как правильно преподносить подарки, как выбрать подарок?)

Мы с вами отгадали загадки о праздниках, а теперь объединитесь в группы, возьмите листы с таблицами, которые лежат у вас на столах, и распределите праздники, о которых мы говорили по группам.

Обсуждение – фронтальный опрос.

Какие государственные праздники вам известны? Почему они называются государственными?

Какие профессиональные праздники вы знаете?

Какие религиозные праздники вам знакомы?

Какие семейные праздники вы знаете?

Как вы думаете, как и зачем возникла традиция праздновать?

Ответить на эти вопросы вам поможет учебник (стр.58-59). Прочитайте текст самостоятельно.

Что нам известно о возникновении традиции праздновать?

Слайд 6 – Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.

Слайд 7 – И слово «праздник» в славянских языках – столь же древнее, как и сами праздники. Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя многие люди уже забыли о его настоящих корнях.

Слайд 8 – Первое упоминание о Москве появилось в летописях именно благодаря празднику, который устроил Юрий Долгорукий.

Слайд 9 -Что же такое праздник в наше время?

В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности.

Праздники – это составляющая часть нашей культуры, которая помогает нам лучше понять друг друга.

А как сейчас мы можем отмечать праздники?

А какие праздники сочетают в себе и то и другое?

Слай10 – А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..

Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы.

Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ – ромашка.

Слайд 11 – Так же и в нашем городе проводится праздник в честь этого дня, где чествуют создание новых семей и семьи, которые прожзили долгую семейную жизнь.

Давайте каждый из вас нарисует ромашку на листе бумаги. Центр ромашки -это «Я». А в лепестках напишите имена членов вашей семьи.

Что вы можете рассказать о своих семейных праздниках?

В понедельник мы стирали,

Пол во вторник подметали.

В среду – мы пекли калач.

Весь четверг играли в мяч.

В пятницу мы чашки мыли,

А в субботу – торт купили.

И, конечно, в воскресенье

Звали всех на день рожденья.

Пели, прыгали, плясали,

Дни недели – посчитали.

Работа в паре.

У вас на столах лежат листочки, рассмотрите их. Что там написано? Соедините стрелочками части пословиц.

Семья – печка:коли в семье лад.

В семье любовь да совет,как холодно, все к ней собираются.

Не надобен и клад,и сердце на месте.

Когда семья вместе,когда над ней крыша одна.

так и нужды нет.

Как вы понимаете эти пословицы?

– Ребята, а что особенно приятно нам получать на праздники?(подарки)

Чтобы от праздника остались только приятные впечатления и все были довольны необходимо соблюдать несколько простых правил.

Слайд 12 – Как можно пригласить гостей?

Пригласить гостей можно по телефону, по электронной почте, при помощи открытки – приглашения. Главное – приглашать следует лично и заранее, точно указывая место и время проведения праздника.

Слайд 13 – Как вы думаете, как принимаются подарки?

Принимают подарок стоя, а не сидя;

Улыбаются дарителю и благодарят за подарок;

Подарок желательно рассмотреть;

Любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

Слайд 14 -Как выбрать правильно подарок (продолжи предложение):

Слайд 15 -Скажите, а как нужно себя вести за столом во время праздника?

Сидеть за столом надо прямо.

Нельзя облокачиваться на стол, качаться на стуле, баловаться.

Никогда не бери нож в рот.

Не ковыряй вилкой в зубах.

Нож должен быть в правой руке, а вилка в левой.

Нельзя брать кушанье из общих тарелок своей вилкой или руками.

Есть надо спокойно, не торопясь.

V . Домашнее задание

VI . Оценочно-рефлексивный блок

Выразите свои впечатления от урока

1. учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики//А.Я. Данилюк// Основы светской этики. 4-5 классы //М,: Просвещение, 2012Интернет ресурсы: 1. http ://ru .wikipedia .org 2. festival .1september .ru 3. pedsovet .org

Просмотр содержимого презентации «Семейные праздники»

Выполнила: Конкина Валентина Ивановна, учитель начальных классов МОУ СШ № 4 г. Богородицка

ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики»

Тема «Семейные праздники»

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Когда появились праздники?

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Правила этикета (как пригласить гостей)

*Пригласить гостей можно по телефону

*по электронной почте

*при помощи открытки –приглашения.

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Правила этикета (для получающего подарок)

*принимают подарок стоя, а не сидя;

*улыбаются дарителю и благодарят за подарок;

*подарок желательно рассмотреть;

*любой подарок принимают с радостью;

*если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Правила выбора подарка

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Правила этикета (за столом)

*Сидеть за столом надо прямо.

*Нельзя облокачиваться на стол, качаться на стуле, баловаться.

*Никогда не бери нож в рот.

*Не ковыряй вилкой в зубах.

*Нож должен быть в правой руке, а вилка в левой.

*Нельзя брать кушанье из общих тарелок своей вилкой или руками.

*Есть надо спокойно, не торопясь.

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Список литературы: 1. «Основы светской этики. 4-5 классы»: М,: Просвещение, 2012. Интернет ресурсы: 1. http: //ru.wikipedia.org 2. festival.1september.ru 3. pedsovet.org

Назарова Т.Н., учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов им. И.А.Куратова»

Города Сыктывкара Республики Коми

Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. Именно там он получает первые уроки любви, доверия, понимания. Ведь семья – это среда для формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Основным фактором семейного воспитания является эмоциональный характер, основанный на родственных чувствах и любви к детям. В той семье, где люди по-настоящему ценят, уважают, любят друг друга, интересная совместная жизнь. Близким людям хочется дарить подарки, устраивать праздники. Но в наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. Они мало интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. В результате этого дети не смогут вырасти достойными, успешными, уважаемыми людьми. Поэтому возникла необходимость в создании проекта, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье, через проведение семейных праздников. Данный проект обогатит детей и их родителей опытом эмоционального общения, совместной творческой деятельности.

Формирование ценностного отношения учащихся к значимости семейных праздников в жизни человека.

Ученики 4 класса, родители, педагоги.

Четвертая четверть IV класса.

организация целеполагания детей проведение классных часов на темы: «Семь Я», «История семьи. Памятные даты», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» защита мини проектов «Моя семья», «Семейные праздники», «Любимый праздник», «Семейные традиции»»,

составление устного рассказа о любимом празднике семьи проведение родительского собрания «Семейные ценности, праздники, традиции» конкурс поэтического творчества «моя семья»

подготовка рисунков на тему «Любимый праздник моей семьи» проведение урока ОРКСЭ на тему «Семейные праздники» создание общеклассной презентации «Любимые праздники нашего класса»

создание фотовыставки «Семейные праздники» просмотр семейных видеозаписей праздник учеников и родителей класса «наша дружная семья»

создание мини проектов на темы: «Моя семья», «Семейные праздники», «Любимый праздник», «Семейные традиции» просмотр и обсуждение художественных фильмов подведение итогов проекта

Подготовка к поэтическому конкурсу «Моя семья».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *