Мбоу сош № 27

.

Трансепт Трансепт — это поперечный корпус базилики, на стыке которого с главным залом располагается перистиль, условно отделяющий предоставленные для службы и посвящения части.

Иконостас Иконостас (от греч. иконо — образ и сто — стена, ряд) — в обычном архитектурном смысле — это вертикальное разделение в восточно-православных и греко-католических храмах заупокойной части церкви, просветителя (разделяет алтарную часть), а в иконографии — специальное размещение исторической раздельной множественности.

Царские врата Царские врата — в живописи и литургии иконографического фронтона христианской церкви, которая читается как аллегория расположена. На источник которой соседний властелин находится.

Алтарь Алтарь — платформа или здание, на которых освящаются совершающиеся богослужения и богослужения.

Богоматерь Богоматерь — почитаемое священником изображение Пресвятой Богородицы с её дитём.

Надеемся, что данная статья поможет вам лучше понять особенности внутреннего устройства и традиций храма. Будьте внимательны к культурным нормам и правилам поведения, соблюдайте уважение к местам хранения духовной энергии.

Определение формы здания церкви

Формы здания церкви:

  1. Крест – символ Иисуса Христа;
  2. Круг – символ вечности;
  3. Корабль – символ Ноева ковчега;
  4. Восьмиугольник или четырёхугольник – символ путеводной Вифлеемской звезды.

Выбор цвета здания церкви

Цвет здания церкви:

  1. Белый – в честь Триединого Бога и его праздников;
  2. Голубой – в честь Пресвятой Богородицы и её праздников;
  3. Красный – в честь мучеников и исповедников;
  4. Зелёный, жёлтый – в честь преподобных и др. святых.

Форма креста и его символика

Форма креста:

  1. Крест очевидным образом выступает как символ Христа, тогда как луна в христианской традиции символизирует Богородицу;
  2. Кресты позолоченные православные шестиконечные с шарообразным утолщением в основании;
  3. Четырехконечный крест без полумесяца в основании.

Архитектурный проект церкви

Новостройка: церковь в честь праведных богоотцев Иоакима и Анны.

Царские врата и их символика

Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола, главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарь.

Алтарь как центр храма

Алтарь – лат. altar (altare, altaria), вероятно, от alta ara — возвышенный жертвенник.

Три окна в алтаре – символ Света Святой Троицы.

Структура иконостаса

Первый ряд иконостаса

Первый ряд иконостаса, самый верхний, — праотеческий ряд, на котором изображены праотцы от Адама до Моисея. Центральной иконой в нем всегда является Троица Ветхозаветная.

Второй ряд иконостаса

Второй ряд иконостаса — пророческий ряд. Само название указывает на смысл этого ряда: здесь располагаются иконы с изображением пророков, через которых Церковь возвещает о Богородице и о рождении Христа. В центре помещается икона Знамение.

Третий ряд иконостаса

Третий ряд иконостаса — деисусный ряд — это моление всей Церкви Христу. В центре — икона Спас в силах. Слева и справа — изображения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи.

Четвертый ряд иконостаса

В четвертом ряду иконостаса, праздничном ряду, рассказывается о событиях Нового Завета, начиная с рождества Богородицы.

Пятый ряд иконостаса

Самый нижний ряд иконостаса – местный ряд. Икона Целование Иоакима и Анны у Золотых ворот.

Внутреннее убранство церкви

Церковь Аналой является местом, где каждая деталь имеет свою значимость. Внутри храма вы можете обнаружить следующие элементы:

Подставка для возложения

Подставка для возложения богослужебных книг или икон расположена в центре храма перед алтарем. Это важное место, где происходит особенное служение.

Канун

Канун – это поминальный столик, украшенный свечами и распятием. Это место памяти и молитвы.

Кадило

Кадило – один из символов православного богослужения. Это металлическая чаша на цепочках, в которую кладут ладан для каждения во время службы.

Свеча

Свеча является символом нашей молитвы. Она ярко светится и напоминает нам о важности молитвенного общения.

Церковные записки

Также в церкви можно увидеть церковные записки о здравии и упокоении. Это специальные записки, в которых можно помнить близких и ближе к Богу.

Памятка для желающих подать записку

  1. Записки следует подавать до начала литургии.
  2. Помните, что имена живых и усопших поминаются с искренним желанием блага.
  3. В записке необходимо указывать не более пяти-десяти имен.
  4. Имена должны быть написаны в родительном падеже.
  5. Все имена должны быть даны в церковном написании.
  6. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец.
  7. В записках О упокоении усопший в течение 40 дней по кончине именуется новопреставленный.

Подведение итогов урока

На уроке мы поговорили о церковных обрядах и символах, а также о важности молитвы и поминания близких. Вместе мы узнали много интересного и познавательного о внутреннем убранстве церкви.

Задание на дом

  1. Подготовить сообщение о храме нашего района.
  2. Найти пословицы и поговорки про церковь.
  3. Прочитать выразительно стихотворение из учебника.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7 х. Новоселовка

(346677, МБОУ-СОШ № 7 х. Новоселовка, ул. Советская, 99, Мартыновский р/н Ростовская обл.)

Конспект урока по ОРКСЭ

Тема: Проповедь Христа

Учитель: Мазепина Анастасия Евгеньевна

Цель: начало осмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой культуры; дать представление о том, что учение Христа является духовно-нравственным фундаментом культуры большей части человечества.

Урок о Нагорной проповеди Иисуса Христа


Цели урока:

  1. Обучающая: узнать о представлении христиан об Иисусе Христе, начать знакомство с Нагорной проповедью, понять смысл словосочетания духовные сокровища.

  2. Развивающая: понять, что большее мужество проявляет тот, кто терпит причиненное ему зло, чем тот, кто отвечает злом на зло.

  3. Воспитывающая: усвоить, что счастье мало зависит от наличия богатства у человека.


Ключевые понятия урока:

  • Иисус Христос
  • Учение Христа
  • Нагорная проповедь
  • Духовные сокровища

Оборудование:

  • Электронная презентация
  • Учебник
  • Рабочая тетрадь
  • Карточки с заданиями
  • Клей

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сейчас улыбнитесь друг другу, мне, садитесь. Желаю вам удачи на уроке. Будьте внимательны.

Учитель: Сейчас мы подведем итоги прошлого урока. Посмотрите на слайд. Почему Библию называют Книга книг? Из каких частей она состоит?

Ученик: Потому что она считается самой читаемой книгой и самым главным книгой христианства. Ветхий Завет, Новый Завет.

Учитель: Как переводится слово Евангелие?

Ученик: Благая весть.


Проповедь Христа

Учитель: Христиане следуют учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени. Посмотрите на слайд, какова тема нашего занятия?

Ученик: Проповедь Христа.

Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока. Вы знаете, что такое проповедь?

Ученик: Наставление, поучение.

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Ученик: (версии учащихся).

Учитель: На уроке вы узнаете, как поступить, если вас обидели. Давайте посмотрим в учебнике на стр. 27, чему учил Иисус Христос в своих проповедях: Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас.


Избегаем окаменелости сердца

Учитель: Легко ли так поступить? (ненавидеть врага своего?)

Ученик: Нет, не легко.

Учитель: Очень немногие люди смогли прожить жизнь в соответствии с этим советом Христа. Но если бы этих немногих людей не было, если бы все всегда мстили за себя, – наш мир стал бы менее человечным. А что такое месть?

Учитель: Если отвечать злом на зло – зло будет расти. Чтобы вся жизнь не превратилась в войну всех против всех, кто-то должен мужественно отказаться от защиты своих мелких интересов, перестать копить обиды. Именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Поэтому даже мастера боевых искусств говорят, что Лучший бой – это тот, которого удалось избежать!.

Учитель: Откуда в сердце берется зло? (мы растим его там сами)

Учитель: Наше сердце подобно саду. Часто так и говорят: сердце – сад души. Что взрастим – то и получим. Как же избежать окаменелости сердца?

Ученик: Нужно ко всему окружающему миру относиться хорошо, нужно быть добрым, чистым, мягким.


Урок был насыщенный и интересный. Дети поняли важность темы Нагорной проповеди и научились смотреть на вещи с другой стороны. Благодарю за внимание!

У:Сейчас прочтем о том, чему научил Христос стр.28 .

Мир во времена Христа славил победоносных императоров и великих воинов. Христос же открыл человеку богатство его внутреннего мира. Он сказал: чтение детей с учебника «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?» Можно всех сокрушить, двигаясь к вершине власти. Весь мир будет бояться такого «героя». Но там, на вершине, ему будет очень холодно оттого, что он окружен лишь страхом и ненавистью. Пусть лучше немногие люди о тебе знают и тебя любят, нежели весь мир будет тебя бояться!

У: (Слайд). Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Объясните свою позицию.

Д: Последнее утверждение правильное.

4.2 Чтение Притчи

У: В учебнике на стр.28 прочтем по цепочке притчу : «Как исцеляла ледей любовь Христа»

Д: Читают притчу.

У: О чем говорится в притче?

Д: Как однажды Бог исцелил парализованного человека, сказав « Дитя, прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Ранее неподвижный человек встал на свои ноги, взял носилки свои и пошёл домой, славя Бога.

У: Вот смотрите ребята, как чудеса творил Иисус Христос. Скольких людей Он спас от бед. А люди как верили Ему, Его силе.

По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте),

И про добрые дела никогда не забываем (поклонились).

Всем всегда поможем дружно (взялись за руки),

Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).

4.3Беседа о богатстве

У: (Слайд ). Чтение учеников со слайда

Христос не советовал видеть цель жизни в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

У: Найдите в учебнике что такое сокровище на небе?

Д: (чтение детей с учебника). «Сокровища на Небе» – это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог. Такое сокровище нельзя украсть, потерять.

У: Найдите в учебнике что такое духовные сокровища.

Д: (Чтение детей с учебника)-Духовные сокровища Евангелие связывает с «Небом» потому, что Бог не позволяет душе исчезнуть. Даже если тело, которым душа управляла, окончило свою жизнь, душа остается. Богатство, успех, слава – все останется в этом мире: богатство достанется другим или истлеет, слава померкнет. Но свои «нажитки» (добрые и плохие дела) душа приносит на Небо – пред лицо Бога.

Читайте также:  Диакритические знаки

У: Земные богатства и радость одно и то же?

Д: Это разное.

У: Земные богатства и радость – не одно и то же. Если человек тяжело болен, никакое богатство не принесет ему радости.

У: (Слайд ). Распределите, какие сокровища никогда не исчезнут и какие сокровища исчезнут: слава, добрые дела, богатство, красота, знания, здоровье, успех, сила, доброе сердце.

Д: Исчезнут: слава, богатство, красота, здоровье, успех, сила.

Не исчезнут: добрые дела, знания, доброе сердце.

4.3. Беседа о нагорной проповеди

У: (Слайд ). Сейчас мы прочтем нагорную проповедь Иисуса Христа на стр.29.

Д: (чтение детей в учебнике)

Христос учил так, как никто до Него: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них! Не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы».

У: Чему она нас учит?

У: Почему она называется нагорная проповедь?

У: Давайте мы сейчас найдем об этом в учебнике на с. 30.

У: Так почему же она называется «нагорная проповедь»? Прочитайте этот кусок, где написано об этом

Д: (зачитывают тот абзац, где написано о «нагорной проповеди»).Своё учение Христос проповедовал людям на небольшой горе. Именно здесь он говорил собравшимся о том, месть может привести к раздорам и войнам, что главное богатство человека – это его душа и душевные качества. И эта проповедь получила название «Нагорная проповедь». ( Слайд)

У: Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они-то потом и записали эту проповедь в Евангелии.

У: (Слайд ). Но Христос говорил людям не только о том, как они должны относиться друг ко другу. Еще Он говорил об отношениях Бога и людей. Прочитайте к чему призывал каждого человека Бог. Каждого человека Он призывал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумом твоим». (Чтение детей со слайда)

У: Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название?

Д: Потому что учение проходило на горе.

У: Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

Д: Доброта, милосердие, вера в Бога.

У: Посмотрите в учебник на с. 31 прочтем по цепочке о Завете Христа.

Д: (читают о новом завете).

У: У каждой пары лежать карточки с заданиями. Вам необходимо соеденить стрелочками правильные ответы.

В Новом Завете говорится добровольный отказ

Жертва-это Что в Его Лице Бог Сам стал

человеком, чтобы быть вместе с людьми.

Бог, ставший человеком, – это и есть

Христос говорил Какую жертву Бог Сам приносит

людям и ради людей

У: Для проверки посмотрите на слайд. (Слайд )

Молодцы ребята, вы очень внимательно прочитали текст.

6. Закрепление нового знания

У: Ребята, у каждого на парте лежит конверт. Вам необходимо собрать фразы. Когда соберете ,приклеите на лист бумаги далее выходите по одному к доске и клеите к кластеру.

Чему учил Иисус Христос?

Отказ от мести;

не собирать сокровища на Земле;

Царствие Божие внутри нас;

Больше делать добрых поступков.

У: А сейчас, ребята откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: прочитать с. 27 – 32. Расскажите своим родителям, что вы узнали сегодня на уроке.

Самоанализ урока по ОРКСЭ (основы православной культуры)

МБОУ-СОШ №7 х.Новоселовка

Количество учащихся: 11

Присутствовало на уроке 10

Тема: Проповедь Христа Тип урока: открытие новых знаний

Урок составлен в соответствии с рабочей программой ,является 8 в курсе «Основы православной культуры» после урока по теме «Библия и Евангелие», на котором учащиеся познакомились с книгой которая рассказывала о том, как люди ждали рождение Христа, как Он родился, жил и чему учил людей. Познакомились с понятием Ветхий Завет и Новый Завет. Поэтому урок тесно связан с предыдущим: расширяет , дополняет и закрепляет усвоенные на прошлом уроке знания. На уроке учащиеся поняли, что нельзя отвечать злом на зло, нужно больше совершать добрых поступков, любить своих врагов.

Главным этапом на уроке было открытие нового знания.

В начале урока был организован настрой ребят на дружную работу и хорошее настроение.

Были подведены итоги прошлого урока. Дети отвечали на вопросы где они не только обобщили ранее полученные знания по ОРКСЭ , но и закрепили их.

Цели урока были обозначены совместно с учениками.

При работе над новым материалом использовались разнообразные формы работы и наглядность (выборочное чтение, чтение и анализ притчей, рассказ учителя, работа по карточкам, создание кластера, просмотр презентации)

В середине урока мною проведена физкультминутка.

В конце урока дети составили кластер «Чему учил Иисус Христос» При подведении итогов урока дети ещё раз ответили на главный вопрос урока «Что такое Нагорная проповедь?» Проведена рефлексия- итог урока учащиеся ответили на вопросы ( Что нового узнали? С каким новым понятием познакомились? Что вас удивило?)

Домашнее задание было прочитать пройденный материал. Рассказать родителям , что нового узнали на уроке.

Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам. Материал урока доступный, логичный.

Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся.

В целом урок я считаю удавшимся, так как:

  1. реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и запланированные достижения;

  2. этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом.

  3. Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.

4)Я сама в целом осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей.

В заключении хочется сказать. Профессия учителя очень ответственна. Написано о почетной педагогической миссии и ответственности много строк: торжественных, официальных, возвышенных. Поэтому хочется просто пожелать вам учеников, которые превзойдут своих учителей. Ведь для настоящего наставника самая большая награда и признак педагогического таланта – успешные ученики.

Тема 22. Православный календарь и праздники (уч. Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры» стр. 68-71)

– познакомить с устроением церковного календаря;

– дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.

– учебное пособие, иллюстрации №64-77, православные календари, мультимедийная презентация.

Задания для опроса:

Задания для закрепления: стр. 70 №1, стр. 71 №3.

Проблемные вопросы для обсуждения: Можно ли выделить самые главные христианские праздники? В чем различие между православными и светскими праздниками?

Задание на дом: творческим группам подготовить рассказ о христианских праздниках Рождества Христова и Воскресения Христова.

1. Мотивация на приобретение новых знаний.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу прочитать вам стихотворение, послушайте внимательно.

Хотите, счастье подарю?

Отмерю столько, сколько надо.

Его горстями раздаю,

Я вам насыпать счастья рада!

Берите больше, про запас,

Его не будет слишком много.

Пусть защитит от горя вас,

Возьми его с собой в дорогу.

И поделитесь с ближним им,

Раздайте до последней крошки!

И обойдя весь шар земной,

Оно вернётся к вам в ладошки!

2. Актуалицация опорных знаний, повторение, рассказ учителя.

– Скажите, ребята, какие чувства у вас вызывает это стихотворение?

(Ответы ребят: добрые, светлые чувства и т.д.)

– Какие поступки и дела вам захотелось совершать?

(Ответы ребят: хорошие и добрые поступки, делиться с ближними радостью и т.д.).

– Так какую основную заповедь христианина мы с вами вспомнили, чему учит Христос?

(Ответ: «золотое правило» христианина – возлюби ближнего своего, как самого себя, поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой).

– Урок православной культуры привносит в нашу с вами, ребята, жизнь радость: от того, что мы узнаем о красивом мире, о добрых людях, о великой книге – памятнике мировой культуры – Библии, в которой рассказывается о Премудром Творце красивого мира, Отце Небесном Боге и Его великой любви к людям. И даже от получаемого книжного знания на душе становится радостно: в мире есть добро, красота, любовь. Но это радость нашей души, наши чувства – радость душевная.

В православной культуре есть особое понятие – радость духовная. Кто вспомнит, что это означает? (Ответы детей). У христиан радость часто и прежде всего связана со священными событиями – жизнью Иисуса Христа, Богородицы, святых, с церковью. Какая же для христиан радость самая главная? Конечно, это радость о спасении человека Христом Богом. Христианская радость – это радость о Господе, Господе Воскресшем – радость спасения.

Даже когда человек спасается от небольшой опасности, он радуется. А радость спасения от вечной смерти, радость вновь обретенной возможности быть с любящим человека Богом – это особое духовное состояние. Радость столь велика, что не вмещается в человека, но переполняет его. Даже посторонние люди могут заметить, как меняется такой человек – он как бы весь становится пресветлый, очень-очень добрый. Всех любящий. Но вот выразить словами это чувство невозможно. Душа радуется, ей хорошо! А слов подходящих нет! Но ведь были такие люди, которые испытывали такое чувство – это святые люди, мы вскоре будем читать о них. По словам святых людей состояние христианской радости невозможно описать так, чтобы и другим передать.

Читайте также:  Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Святые люди рассказывают о пути духовной жизни человека. Но каждому христианину доступна, конечно, не в такой мере как человеку святому, радость христианская, радость жизни с Богом. Например, в молитве (это разговор с Богом), в праздновании событий, связанный с почитанием Христа, Богородицы.

3. Постановка проблемы, определение темы и задач урока.

– О чём мы поговорим сегодня на уроке, вы узнаете, разгадав загадки.

Сам дней не знает, а другим указывает (календарь).

Если он пришёл к нам в дом, будут рады все кругом.

Мы его так долго ждали, пост с тобой мы соблюдали (праздник).

– Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

– Ответьте, зачем нам необходимы календари?

– Как вы думаете, какие бывают календари?

– Какие ассоциации у вас возникают со словом «праздник»?

– Как вы думаете, существуют ли иные праздники?

– Какие вопросы мы с вами обсудим, с чем познакомимся на уроке?

– Сегодня наш урок будет радостным. Мы поговорим с вами о христианских праздниках. А праздник разве может быть грустным? Мы с вами вспомнили, что когда мы говорим о православной культуре, в ней понятие «радость» следует понимать не только в житейском плане, но в христианском – как радость о Господе. Именно эту радость несут в себе христианские праздники.

4. Приобретение новых знаний.

– Ребята, у вас на партах календарь, рассмотрите его внимательно и ответе на следующий вопрос: даты вроде бы те же самые, что и в обычном календаре, так в чем отличие православного церковного христианского календаря от обычного, которым мы привыкли пользоваться?

(Ответ: в нем отмечены церковные христианские праздники и дни постов).

– Молодцы, правильно! В нашем обычном календаре, которым мы ежедневно пользуемся, отмечены дни недели и мирские праздники, а православный календарь указывает на церковные христианские праздники.

Давайте подумаем, как связаны слова «праздник» и «праздность». (Ответы ребят: они говорят об отсутствии работы, трудовых усилий человека в это время). Праздник – это радостный (в житейском смысле) день: человек не работает, отдыхает. Но христианские праздники – особые. И радость христианских праздников так же не обыкновенная, но духовная. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий из жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.

Работа по тексту учебника стр. 68-69. Чтение текста «Чему посвящены православные праздники?».

– Ребята, а как вы думаете, среди христианских праздников можно выделить самые главные праздники? Какие это праздники? (Дети пробуют ответить на вопросы).

– Давайте почитаем дальше и узнаем ответы на эти вопросы. (Чтение текста стр. 68-69 «День седьмой»).

– Ребята, в какой день Бог отдыхал от Своих дел? (Ответ: в седьмой день). Сколько существует самых главных православных праздников? (Самых главных православных праздников 12). Давайте найдем примеры таких праздников в тексте и еще раз зачитаем. (Дети зачитывают названия праздников со стр. 69: Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение Господне, Рождество Богородицы).

– Какой христианский праздник самый великий? Как его еще называют? (Ответ: Воскресение Христово – Пасха. Его еще называют праздник праздников и торжество торжеств).

– Ребята, а сейчас мы с вами рассмотрим иконы праздников.

Учитель показывает презентацию с иконами праздников (слайды 2-13), сопровождая каждый слайд кратким описанием праздника.

Слайд 2. Рождество Пресвятой Богородицы.

Богородицей в христианской церкви называют мать Иисуса Христа, святую Деву Марию. По преданию, вблизи Иерусалима жили бездетные и уже немолодые муж и жена, Иоаким и Анна, которые происходили из рода легендарного царя Давида. У израильтян считалось большим грехом не иметь детей. О тех людях, у которых не было детей, говорили, что их за что-то наказал Бог. Но Иоакима и Анну не за что было упрекнуть. Они никогда никому не делали зла и всегда только помогали людям. И не обижались на Бога за то, что он не дал им детей, только ещё больше молились и просили его о милости. Однажды, когда Иоаким, как всегда, отправился в Иерусалим, чтобы там в храме принести жертву Богу, Бог не принял его жертву. Иоаким не вернулся домой, а пошёл в пустыню и там горячо молился Богу. Здесь ему явился ангел, который сказал, что его молитва услышана и что у них с Анной родится дочь. Анна в это время была у себя дома. Она вышла в сад и увидела на дереве гнездо с птенцами. Женщина заплакала, подумав, что вот и птицы имеют птенцов и только у неё нет ребенка. Она вернулась домой и тоже стала горячо молиться Богу, обещая ему, что если у неё родится дитя, то она посвятит его Богу.

Так и произошло. Через несколько месяцев у Иоакима и Анны родилась девочка, которую назвали Марией. Так об этом рассказывается в Священном Писании. В память рождения Божией Матери православная церковь установила праздник Рождество Божией Матери, который празднуется 21 сентября и считается двунадесятым праздником в христианстве и отмечается очень торжественно.

Слайд 3. Воздвижение Креста Господня.

Этот праздник связан с интересным преданием, которое рассказывает о распространении христианства среди народов, о том, как с помощью Христа римскому императору Константину Великому удалось победить врагов, а его мать Елена разыскала крест, на котором был распят Христос.

У Константина, который только недавно стал римским императором, возникли распри с другими правителями Рима, и началась между ними война. «Накануне решающей битвы, — рассказывается в предании, — когда уже стало заходить солнце, Константин и всё его войско увидели на небе крест с надписью: «Сим победишь».

Во сне Константину приснился Иисус Христос с крестом. Христос велел ему нарисовать на знамёнах, с которыми они шли в бой, кресты и обещал ему победу. Константин всё сделал так, как во сне велел ему Христос, и победил. А когда вошёл в город Рим, велел поставить на главной площади города статую с крестом в руках. С тех пор в Римской империи прекратились преследования христиан, и сам Константин крестился незадолго до своей смерти.

В это время мать императора Елена по просьбе сына поехала в Иерусалим, чтобы там разыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. По приезде в Иерусалим царица Елена расспрашивала всех: может быть, кто-то помнил, где находится этот крест. Наконец от одного очень старого местного жителя ей удалось узнать место, где он находится. Оказывается, крест вместе с крестами двух распятых с Христом разбойников по тогдашним законам был зарыт в землю. Царица приказала копать землю в этом месте, и скоро землекопы нашли здесь 3 креста. Никто не мог сказать, какой же из трёх найденных крестов тот, на котором был распят Христос.

Тогда царица Елена и все, кто её сопровождал, подняли крест и отдали его епископу, который встал на возвышенное место и несколько раз поднимал крест над головой, или воздвигал, а народ при этом повторял: «Господи, помилуй». Впоследствии на том месте, где, по преданию, он был найден, соорудили храм, освящение которого состоялось 13 сентября 335 года, а с начала V века в христианской церкви стал торжественно отмечаться праздник Воздвижения Святого Креста Господня. В русской православной церкви он отмечается 27 сентября.

В России этот праздник называется ещё медовый спас, и мёд по традиции обязательно освящается в церкви.

Слайд 4. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Ребята, мы уже говорили с вами, что перед рождением Пресвятой Богородицы ее родители дали Богу обещание, что отдадут родившегося у них ребёнка на служение Богу.

И вот когда Марии исполнилось 3 года, родители пригласили соседей и родных с их детьми и торжественно, с зажжёнными свечами, повели свою дочь к огромному Иерусалимскому храму.

К храму вели широкие каменные ступени. По этим ступеням трёхлетняя Мария взошла сама, как взрослая, без помощи родителей.

У входа Марию уже ожидал первосвященник, т.е. самый старший священник. Никогда не встречал он никого у дверей храма. Только Марию встретить вышел.

Девочка осталась в храме, она училась здесь читать священные книги, молилась, занималась рукоделием.

Празднуют Введение во Храм Пресвятой Богородицы 4 декабря.

Слайд 5. Рождество Христово.

– Ребята, давайте вместе прочитаем об этом замечательном празднике (чтение текста учебника стр. 70-71 Празднование Рождества Христова).

Слайд 6. Сретение Господне.

Отмечается этот праздник 15 февраля. В переводе с церковнославянского языка «сретение» означает «встреча». А событие, которому посвящён этот христианский праздник, согласно Библии, произошло на сороковой день после рождения Христа.

По закону, принятому в церкви, первый сын в израильской семье посвящался Богу. Для этого маленьких мальчиков на сороковой день после рождения приносили в Иерусалимский храм, где над ними совершался обряд посвящения. Родители мальчиков должны были приносить жертву Богу: богатые — овец или быков, а бедные — голубей. Так поступили и Иосиф с Марией, родители Иисуса Христа.

При входе в храм их встретил старец Симеон. Бог сказал ему когда-то, что он не умрёт до тех пор, пока на землю не придёт Спаситель, а он уже был очень старый и устал жить.Увидев Марию с младенцем, Симеон подошёл к ней, взял на руки Иисуса и обратился к Богу с благодарственными словами:

— Теперь ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твоё, которое ты приготовил для всех людей.

Слайд 7. Крещение Господне.

Крещение Господне — большой православный праздник, который ежегодно отмечают все верующие христиане 19 января. Этот день связан с принятием веры Иисуса Христа в реке Иордан, когда произошло великое чудо.

На землю спустился сам Бог и провозгласил Иисуса своим сыном.

Согласно древним писаниям, появлению Крещения Господне предшествовала обычная земная жизнь Иисуса. Он до 30 лет проживал в Назарете с матерью и пожилым Иосифом. Занимался плотничеством и этим зарабатывал себе на пропитание.

Читайте также:  Технологическая карта урока по орксэ вдали от рая умк основы православной культуры 4 класс план конспект урока по орксэ 4 класс

Когда ему исполнилось ровно 30 лет, Иисус изъявил желание принять веру и отправился к реке Иордан к Крестителю Иоанну. Последний знал, что Иисус не обычный человек, поэтому сначала отказывал ему в крещении.

Но вскоре согласился. Когда Иисус Христос вошел в священную реку, Иоанн Предтеча возвел руки на голову Иисуса и тот погрузился в воду. Когда он вышел на берег Иордана, вмиг открылось небо и спустился к нему Бог в виде голубя и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение».

Слайд 8. Благовещение.

Благовещение — это значит «благая весть» (хорошая новость). Русская православная церковь отмечает этот праздник 7 апреля.

Предание рассказывает, что Мария рано осиротела и воспитывалась при Иерусалимском храме. А когда ей исполнилось 13 лет, то по обычаю её должны были выдать замуж. Но Мария не хотела выходить замуж, потому что дала обещание посвятить свою жизнь Богу. Тогда её взял в свой дом её дальний родственник, плотник Иосиф, который жил в маленьком городке Назарете, к северу от Иерусалима. Мария жила в его доме, помогала ему по хозяйству.

Но вот однажды в Назарете произошло необычное событие. Когда Мария находилась в доме одна, перед ней неожиданно предстал ангел («ангел» переводится с греческого как «вестник»). Это был архангел Гавриил (архангел — это старший ангел), посланник Бога. Он сообщил деве Марии радостную весть о том, что она родит сына и назовёт его Иисусом. И он будет сыном Бога. Мария поверила ему, и, действительно, через 9 месяцев у неё родился Иисус Христос.

Слайд 9. Вход Господень в Иерусалим.

В расположенном недалеко от города Иерусалима селинии Вифания жили две сестры, Марфа и Мария, и их брат Лазарь. Эту семью очень любил Иисус Христос. И вот однажды Лазарь заболел и умер. Когда пришел в это селение Иисус, прошло уже четыре дня с тех пор, как умер Лазарь. Спаситель подошел к пещере, в которой положили тело умершего, и громко сказал: "Лазарь, выйди из пещеры!" И на глазах удивленных людей вышел живой Лазарь.Многие люди, узнав о воскрешении Лазаря, поверили, что Иисус Христос действительно Сын Божий.

На другой день после этого события Господь отправился в Иерусалим. За Ним следовали Апостолы и множество народа. Когда Христос прошел половину пути, к Нему привели молодого осленка. Христос сел на него и продолжал путь дальше.

Сопровождавшие Христа вспомнили, как в давние времена встречали в торжественных случаях царей иудейских, и в восторге стали приветствовать великого Учителя и Чудотворца: одни снимали с себя одежду и постилали ее под ноги Христу, другие срывали с деревьев ветки и украшали ими дорогу. Отовсюду слышались радостные голоса народа: «Осанна Сыну Давидову благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! Это означает: «Даруй спасение, Сын Давидов, даруй спасение, Боже, живущий на небесах!

Особенно громко восклицали дети. Все думали, что Иисус будет царем, и они будут жить гораздо лучше. Но Господь пришел дать людям значительно большее – любовь и Царство Небесное.

Этот праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. Название это происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений – вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России пальмы не растут. А верба – это первое дерево, которое начинает расцветать, как только сходит снег: оно выпускает на своих веточках маленькие пушистые белые почки, похожие на зайчиков. На службе священник окропляет веточки святой водой, потом их приносят домой и хранят около икон.

Слайд 10. Вознесение Господне.

Церковь празднует Вознесение Господне на сороковой день после Пасхи. Вознесением, а не смертью, как у всех людей, заканчивается земная жизнь Богочеловека.

После Своего Воскресения из мертвых Господь продолжал видимым образом являться своим ученикам, разговаривал с ними, позволял осязать себя и даже разделял с ними их обычную пищу.

Апостолы Христовы и святые отцы учат нас, что Господь взошел на Небо и воссел на одном престоле с Отцом Небесным, не расставшись со своим человеческим естеством. Так же как, родившись Человеком на земле, Он не расставался со Своей Божественной природой.

Слайд 11. Троица.

Троица – это День Рождения Церкви. А история этого праздника такова: в День Пятидесятницы – пятидесятый день после Пасхи, ученики Христа – Апостолы собрались вместе в большой комнате – и вдруг послышался шум похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами Апостолов появились огненные языки чудесного пламени, которые светились, но не жгли. Так сошёл на Апостолов Святой Дух, после чего они заговорили на разных языках и наречиях и стали проповедовать учение Христа по всему миру. Это и были первые священники. Поэтому этот день празднуют как День Рождения Православной Церкви.

Троица – один из самых любимых русским народом православных праздников. Как нарядна церковь в этот день! На полу рассыпана молодая трава, кругом свежие цветы, веточки молоденьких берёзок с клейкими блестящими листочками. Снопы зелени стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из веточек и цветов. Даже Священники в Храме одеты в зелёные облачения. Зелёный цвет на Троицу – это знак обновления жизни. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица.

Слайд 12. Преображение Господне.

Многие люди думали, что Иисус Христос только человек. Но Он был не только человеком, но и Богом. Однажды Он показал людям Свое Божество. Случилось это так.

"Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие". (Моисей и Илья жили задолго до того, как пришел на землю Иисус Христос. С ними говорил Сам Бог, и поэтому они могли открывать всем Божью волю. Таким людей называют пророками).

Вдруг ученики почувствовали необыкновенную радость, которой раньше никогда не ощущали. В этой радости, в этом свете им хотелось быть вечно. И "Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (шалаша): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии".

Когда он еще говорил, их покрыло светлое облако, из которого был голос Бога: "Это есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте".

"И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса". (Мф.17,1-13)

Дивное чудо закончилось, но ученики в сердце своем сохранили память о Божественном свете и о пережитой ими необычайной радости.

Преображение – цель жизни каждого человека. Только для этого нужно победить в себе зависть, гордость, гнев, непослушание и другие плохие качества и стараться жить так, чтобы наша душа и наши добрые дела были подобны свету, который так обрадовал учеников Иисуса Христа.

Слайд 13. Успение Божией Матери.

Этот праздник отмечается 28 августа.

Прошло довольно много лет после Воскресения Христа, когда к Божьей Матери опять явился архангел Гавриил (тот самый, который принёс ей благую весть). На этот раз он был с райской ветвью в руках и сказал ей, что приближается час её смерти. Это было за три дня до её успения. Дева Мария пожелала видеть всех апостолов, чтобы проститься с ними, и все они, кроме Фомы, собрались ко дню её кончины.

В назначенный архангелом день Божья Матерь лежала на постели, радостно приготовившись к смерти (она знала, что на небе она встретится со своим сыном). А апостолы, друзья и близкие окружали её с зажжёнными свечами в руках. Настало 3 часа дня — ожидаемый час кончины Божьей Матери. Внезапно горевшие свечи потускнели в ярких лучах света, наполнившего комнату, и апостолы увидели Иисуса Христа, которому спокойно, как бы уснув, Божья Матерь и отдала свою душу.

Вот такая радостная и спокойная кончина Святой Девы Марии, матери Иисуса Христа, и стала в православной церкви тем знаменательным событием, которое получило название «Успение Богородицы». Успение (от слова «уснуть») говорит о том, что Богородица не умерла. Она вместе со своим сыном, Иисусом Христом, смотрит на нас и помогает тем, кто верит ей и любит.

– Ребята, а сейчас откройте стр. 69. Давайте прочитаем вопросы и ответим на них (учитель проверяет, насколько хорошо дети усвоили материал).

– Мы с вами поговорили о двунадесятых праздниках. А теперь прочитаем о самом главном христианском празднике – Пасхе (задание №1 стр. 70 – чтение текста Праздник Воскресения Христова, затем дети рассказывают о традициях праздника).

– Ребята, часто перед праздником православные соблюдают пост. Но что это такое и для чего он нужен? (Задание №3 стр. 71) Дети высказывают свои предположения, затем читают текст на стр. 71 (Что такое пост?).

– Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы узнали? Что показалось особенно интересным? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Праздники являются неотъемлемой частью православной культуры, и детям необходимо познакомиться с ними. В конспекте урока дается краткий обзор на самые главные православные праздники, сделан акцент на их смысловое содержание, упоминаются традиции и обычаи. Также в данной разработке уделяется внимание развитию духовно-нравственных ценностей детей, таких как: доброта, вера, надежда, милосердие, любовь к ближнему, признание своих ошибок и т.д., что очень важно в воспитании подрастающего поколения.

Список использованных источников:

1. Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры» – методическое пособие для учителя. Москва, 2018г.

2. Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры» – учебник для учащихся начальных классов. Москва, 2020г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *