Курс для учителей математики об обновлённых фгос ооо, соо

Сравнение ФГОС СОО 2012 и 2022 года

ФГОС СОО 2012

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
  • Формированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Система значимых социальных и межличностных отношений.
  • Ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности.
  • Антикоррупционное мировоззрение.
  • Правосознание.
  • Экологическая культура.
  • Способность ставить цели и строить жизненные планы.
  • Способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

ФГОС СОО 2022

  • Осознание обучающимися российской гражданской идентичности.
  • Готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению.
  • Мотивация к обучению и личному развитию.
  • Развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей.
  • Формирование системы ценностно-смысловых установок.
  • Антикоррупционное мировоззрение.
  • Правосознание.
  • Экологическая культура.
  • Способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные результаты

ФГОС СОО 2012

  • Освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий.
  • Способность использовать их в познавательной и социальной практике.
  • Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности.
  • Организация учебного сотрудничества.
  • Способность к построению индивидуальной образовательной траектории.
  • Навыки учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

ФГОС СОО 2022

  • Освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий.
  • Готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
  • Организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
  • Участие в построении индивидуальной образовательной траектории.
  • Навыки учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Предметные результаты

ФГОС СОО 2012
  • Формирование целостных представлений о мире.
  • Освоение систематических научных знаний и способов действий.
ФГОС СОО 2022
  • Освоение научных знаний, умений и способов действий специфических для соответствующей предметной области.

ФГОС СОО 2022. Предметные результаты:

Например, предметные результаты по математике:

  • сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
  • сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
  • владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
  1. умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, следствие, свойство, признак, доказательство, равносильные формулировки; умение формулировать обратное и противоположное утверждение, приводить примеры и контрпримеры, использовать метод математической индукции; проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений;
  2. умение оперировать понятиями: множество, подмножество, операции над множествами; умение использовать теоретико-множественный аппарат для описания реальных процессов и явлений и при решении задач, в том числе из других учебных предметов.

Несколько других отличий

Направление

ФГОС СОО 2012 годаФГОС СОО 2022 года
Требования к электронной средеНе было требований к безопасности.
Условия использования электронной информационно-образовательной среды должны обеспечивать безопасность хранения информации, цифровых образовательных ресурсов. Материально-технические условия использования электронной ИОС должны соответствовать СанПиН и СП. Например, общие требования к работе с ЭСО и продолжительность использования ЭСО на уроке закрепляют пунктами 2.10.2, 3.5.9 СП 2.4.3648-20. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО – таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21.
Требования к результатам освоения ООП СООСодержание не было конкретизировано.
Масштабные изменения коснулись личностных, предметных и метапредметных результатов. Они стали похожи на требования ФГОС НОО и ФГОС ООО третьего поколения. Прежние формулировки почти полностью заменили на новые. Поэтому педагогам нужно будет скорректировать рабочие программы с учетом новых предметных результатов. А заместителям – изменить всю ООП по новым личностным и метапредметным результатам.
Перечень обязательных предметов учебного планаУточнений по учебному плану не было.
Изменили пункт 18.3.1 ФГОС СОО. Теперь учебный план школа формирует с учетом профиля получаемой специальности за счет введения профильных предметов. Теперь 16 предметов обязательны для изучения на базовом или углубленном уровне. Учебный план профиля и индивидуальный учебный план должны содержать минимум 13 предметов. Минимум два предмета должны быть на углубленном уровне.

Обновленные стандарты для учебных предметов

Уточнения по предметам

Алгебра, начало матанализа, геометрия были частью математики. Не было понятно, что они собой представляют: модуль, курс или раздел учебника.
Теперь предмет математика включает курсы Алгебра и начала математического анализа, Геометрия, Вероятность и статистика. Раньше ФГОС СОО предусматривал, что математика включает алгебру и начала математического анализа, геометрию. Курс Вероятность и статистика отдельно не выделяли.
Прописали особенности для обучения детей с ОВЗ на уровне средней школы. Углубленное изучение разрешили не вводить в АООП. Для учебных планов АООП предусмотрели, что физкультуру заменяет предмет адаптивная физическая культура. Во внеурочную деятельность надо включить занятия по программе коррекционной работы.

Общий объём занятий

Количество занятий за два года на одного обучающегося было 2590 часов.
Количество учебных занятий за два года на одного обучающегося изменили. Теперь на уровне СОО занятий за все два года обучения должно быть не менее 2170 часов и не более 2516 часов. Раньше максимум был на отметке – 2590 часов. Родной язык, родная литература и второй иностранный язык теперь изучаются, если есть условия в школе и заявления родителей.

Читайте также:  Испанская розничная сеть одежды и аксессуаров 4 буквы

Дополнительные материалы

  • Примерные рабочие программы среднего общего образования
  • Рекомендации для педагогических работников по совершенствованию современного учебного процесса на основе научно-методического анализа
  • Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде

Занятие 2. Определение количества/списка изучаемых учебных предметов в соответствии с ФГОС СОО

В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения.

Предметные области и учебные предметы

Русский язык и литература

  • Русский язык

Родной язык и родная литература

  • Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации

Иностранные языки

  • Иностранный язык

Математика и информатика

  • Математика

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

  • Физическая культура

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы Второй иностранный язык, Родной язык, Родная литература может быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.

Расширение учебных предметов в российских школах: основные изменения

Расширение списка обязательных учебных предметов на уровне среднего общего образования имеет целью обеспечить качественную подготовку обучающихся, включая изучение предметов естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла.

Изучение русского языка

Сохранение обязательного изучения русского языка на базовом уровне связано с его статусом государственного языка России. Владение современным литературным языком необходимо каждому выпускнику.

Углубленное изучение предметов

Значительное изменение включает изучение некоторых учебных предметов на углубленном уровне, в том числе правоведение и экономиковедение интегрированы в предмет обществознания.

Изменения предметов

  • Содержание Астрономии включено в Физику
  • Естествознание и Экология включены в Биологию, Химию, Физику
  • Россия в мире вошла в Историю и Обществознание

Оценка знаний

Образовательные результаты указанных учебных предметов теперь будут предметом оценки в рамках системы ГИА и других оценочных процедур.

Дополнительные предметы

Учебные заведения могут включить в учебные планы дополнительные учебные предметы и курсы по выбору, соответствующие профилю обучения и возможностям организации.

Таким образом, обновленный учебный план сохраняет и расширяет предыдущие учебные предметы, предоставляя более широкие возможности для развития обучающихся.

Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.

Занятие 3. Методическая поддержка педагогических работников и управленческих кадров

Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО педагогический работник и руководитель образовательной организации могут получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования».

На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.

Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации.

Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются методической базой как для самоподготовки учителя в соответствии с обновленным ФГОС СОО, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб институционального (школьного), муниципального и регионального уровней.

Модуль 9. Примерные рабочие программы по математике

На март 2023 года разработаны две рабочие программы:

Планируется разработка и других программ, поэтому необходимо отслеживать обновления рабочих программ в разделе Примерные рабочие программы среднего общего образования

Программа состоит из пояснительной записки, планируемых результатов, примерных рабочих программ по учебным курсам «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика».

Пояснительная записка включает общей характеристики, целей изучения и месте в учебном плане учебного предмета «Математика».

В рабочей программе учтены идеи и положения «Концепции развития математического образования в Российской Федерации». В соответствии с названием концепции, математическое образование должно предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе. Именно на решение этой задачи нацелена примерная рабочая программа базового уровня.

Читайте также:  Воспитательный потенциал духовно нравственного наследия народов россии

В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в жизни после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число специальностей, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг обучающихся, для которых математика становится значимым предметом, существенно расширяется.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчёты и составлять несложные алгоритмы, находить нужные формулы и применять их, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.

Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике даёт возможность развивать у учащихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Приоритетными целями обучения математике в 10—11 классах на базовом уровне являются:

Основные линии содержания курса математики в 10—11 классах:

Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого, их объединяет логическая составляющая, традиционно присущая математике и пронизывающая все математические курсы и содержательные линии. Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования требование «владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение формулировать определения, аксиомы и теоремы, применять их, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач» относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на уровне среднего общего образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования математика является обязательным предметом на данном уровне образования. Настоящей примерной рабочей программой предусматривается изучение учебного предмета «Математика» в рамках трёх учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Формирование логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения в старшей школе, а элементы логики включаются в содержание всех названных выше курсов.

В учебном плане на изучение математики в 10—11 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 350 учебных часов.

Тематическое планирование учебных курсов и рекомендуемое распределение учебного времени для изучения отдельных тем, предложенные в настоящей программе, надо рассматривать как примерные ориентиры в помощь составителю авторской рабочей программы и прежде всего учителю. Автор рабочей программы вправе увеличить или уменьшить предложенное число учебных часов на тему, чтобы углубиться в тематику, заинтересовавшую обучающихся, или направить усилия на преодоление затруднений. Допустимо также локальное перераспределение и перестановка элементов содержания курса внутри данного класса.

Читайте также:  Сервировка стола

Количество проверочных работ (тематический и итоговый контроль качества усвоения учебного материала) и их тип (самостоятельные и контрольные работы, тесты) остаются на усмотрение учителя.

Также учитель вправе увеличить или уменьшить число учебных часов, отведённых в Примерной рабочей программе на обобщение, повторение, систематизацию знаний обучающихся. Единственным, но принципиально важным критерием, является достижение результатов обучения, указанных в настоящей программе.

Распределение часов на изучение курсов на базовом уровне

Предметные областиУчебные предметыКоличество часов в неделю

10 класс11 классВсего

Математика и информатикаАлгебра23(350 ч. за два года обучения

Вероятность и статистика11

Приоритетными целями обучения математике в 10—11 классах на углублённом уровне продолжают оставаться:

Основные линии содержания курса математики в 10—11 классах углублённого уровня: «Числа и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого, их объединяет логическая составляющая, традиционно присущая математике и пронизывающая все математические курсы и содержательные линии. Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования требование «умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, следствие, свойство, признак, доказательство, равносильные формулировки; умение формулировать обратное и противоположное утверждение, приводить примеры и контрпримеры, использовать метод математической индукции; проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений» относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на уровне среднего общего образования.

В учебном плане на изучение математики в 10—11 классах на углублённом уровне отводится 8 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 560 учебных часов.

Тематическое планирование учебных курсов и рекомендуемое распределение учебного времени для изучения отдельных тем, предложенные в настоящей программе, надо рассматривать как примерные ориентиры в помощь составителю авторской рабочей программы, и прежде всего учителю. Автор рабочей программы вправе увеличить или уменьшить предложенное число учебных часов на тему, чтобы углубиться в тематику, заинтересовавшую обучающихся, или направить усилия на преодоление затруднений. Допустимо также локальное перераспределение и перестановка элементов содержания курса внутри данного класса.

Количество проверочных работ (тематический и итоговый контроль качества усвоения учебного материала) и их тип (самостоятельные и контрольные работы, тесты) остаются на усмотрение учителя.

Также учитель вправе увеличить или уменьшить число учебных часов, отведённых в Примерной рабочей программе на обобщение, повторение, систематизацию знаний обучающихся. Единственным, но принципиально важным критерием является достижение результатов обучения, указанных в настоящей программе.

Распределение часов на изучение курсов на углублённом уровне

Математика и информатикаАлгебра44(560 ч. за два года обучения

Занятие 3. Особенности курсов учебного предмета «Математика» на базовом и углублённом уровнях

Данный курс интегративный, объединяет несколько математических дисциплин:

Курс для учителей математики об обновлённых фгос ооо, соо

Учебный курс «Геометрия»

Курс для учителей математики об обновлённых фгос ооо, соо

Учебный курс «Вероятность и статистика»

Курс для учителей математики об обновлённых фгос ооо, соо

Занятие 5. Структура рабочих программ

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

Рабочая программа воспитания

Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы среднего общего образования. Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:

Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания.

Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся (при их наличии).

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы (далее – Программа) должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *