История и традиции православного праздника

Модуль о православной культуре

Модуль о православной культуре знакомит учащихся с основными принципами православной веры, церковными обрядами, историей христианства в России, значимыми праздниками и традициями. Учебный материал позволяет глубже понять роль православия в формировании нравственных ценностей и культурного наследия России.

Темы, затрагиваемые в модуле:

  • Основы православной веры
  • История христианства в России
  • Символы и обряды православной церкви
  • Праздники и традиции православия
  • Роль православия в современном обществе

Цели модуля:

  • Привлечение внимания учащихся к основным принципам православия
  • Формирование уважения к культурному наследию православной церкви
  • Понимание роли христианства в истории и современной жизни России

Интересные факты:

  • Православная церковь является одним из старейших христианских течений мира
  • Празднование Пасхи является одним из самых значимых событий в православном календаре
  • Иконы играют важную роль в православной культуре, являясь объектами почитания и молитвенного обращения

Выводы:

Модуль Основы религиозных культур и светской этики предоставляет учащимся ценные знания о различных религиозных традициях и культурах, способствуя их разностороннему развитию и формированию уважительного отношения к многообразию мировоззрений. Каждая тема модуля открывает новые горизонты понимания и помогает проникнуть в глубины религиозной культуры России.

Православная культура

Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль Основы православной культуры знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.

Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.

Презентация на тему

Презентацию подготовили ученики лицея “Юные Таланты” класса 6r1: Гусейнли Акшин, Мустафазаде Хикмят и Джабиев Рауль.

Image

Буддизм

Буддизм – одна из трех мировых религий. Возникла в Древней Индии в середине 1-го тысячелетия до н. э. В ее основе – религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи). Основатель учения – Сиддхартха Гаутама, который потом получил имя Будда. В возрасте 29 лет он понял, что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны. Никакие богатства не защитят от них, путь самопознания – единственный путь для постижения причин страданий. Он оставил свой дом, семью и имущество и отправился на поиски пути для избавления от страданий. В 35 лет Гаутама достиг пробуждения и полного представления о природе. Он пвыводу, что причина человеческих страданий – это невежество. Он узнал о шагах, которые необходимы для устранения этой причины. Данное знание потом получило название Четырёх Благородных Истин.

Image

Распространение буддизма

Буддизм стал государственной религией в Тибете со второй в., в Тангутском государстве IX-XIII вв. (северо-западная часть современного Китая) – в X в., в Монголии – во второй половине XVI в. С этого времени его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в XVII-XVIII вв. огромное Джунгарское ханство (простиралось от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и Тувы на востоке), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в середине XVII в. в Московское царство. Тогда же в него вошло Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм.

Image

Исторические личности

  • Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – лидеры Второго ополчения в годы Смуты
  • Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из села Домнино, прославившийся спасением царя Михаила Федоровича от польско-литовского отряда во время русско-польской войны.
  • Валерий Павлович Чкалов – советский летчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза, командир экипажа самолета, совершившего 18-20 июня 1937 года первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Америку.

Image

Георгий Константинович Жуков

Георгий Константинович Жуков – советский полководец и государственный деятель. Маршал Советского Союза, кавалер двух орденов Победа.

Подвиг: как узнать героя

Подвиг – героический самоотверженный поступок; важное по своему значению деяние; преодоление эгоизма и корысти; жертва человека во имя добра и справедливости.

  • Подвиг:
    • Героизм
    • Жертва
    • Подарок
    • Благородство
  • Подвиг это движение к:
    • Добру
    • Корысти
    • Гордости
    • Победе

Что лежит в основе подвига?

  • Любовь
  • Смелость
  • Совесть
  • Эгоизм

Ради кого совершаются подвиги?

  • Ради самого себя
  • Ради другого человека
  • Ради Бога

Героизм и самопожертвование

Героизм – мужество, стойкость, самоотверженность, способность к совершению подвига.

Жертва – помощь, милостыня, самоотречение, благотворительность.

Самопожертвование – готовность отказаться от удовольствий, от личных жизненных целей, от собственной жизни ради защиты интересов других людей. Крайняя форма альтруизма.

Заключение

Великий российский полководец Александр Суворов однажды произнес фразу: Запомни, сынок: героями не рождаются, героями становятся.

Цель и задачи

Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Вопросы и ответы

Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.

Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.

Школьный урок об основах религиозных культур и светском государстве

Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации, статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников.

Роль образования в формировании личности младшего подростка

В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.

Пасхальные традиции и обычаи

Что это за праздник?

Празднование Пасхи — переходящее, и вычисляется Пасхалия (методика расчета даты Пасхи) следующим образом: отмечается Светлое Христово Воскресение после первого весеннего полнолуния — это первое полнолуние, наступившее не раньше дня весеннего равноденствия. И в 2023 году Пасха выпадает на 16 апреля.

Традиции и обычаи празднования Пасхи

Сейчас идет страстная седмица (неделя) и главное для христиан в эти дни — посещение богослужений и участие в таинствах. В эту неделю, особенно в четверг, пятницу и субботу вспоминаются последние дни и часы земной жизни Иисуса Христа.

13 апреля 2023 года, в день воспоминания Тайной Вечери, владыка Максимилиан совершил Божественную литургию Василия Великого в кафедральном соборе Богоявления Господня

Например, в Великий четверток (четверг) вспоминаем Тайную Вечерю, когда Христос установил таинство евхаристии (таинство причащения); поэтому в четверг люди причащаются, а вечером в храмах совершается богослужение двенадцати Евангелий, когда прочитываются отрывки из Евангелия, повествующие о последних часах жизни Спасителя: о предательстве Иуды, о молитве в Гефсиманском саду, об избиениях и издевательствах над Иисусом, об его аресте, о том, как его судили у Пилата, заставили нести крест на Голгофу и распяли.

А вот народные традиции, среди которых, например, приготовление пасхальной трапезы, это все-таки вторично. Идет окончание Великого поста и православные верующие, которые постились 49 дней, с пасхального дня начинают вкушать не постную пищу. В Пасху на праздничный стол ставят творожные пасхи, куличи (пасхальный хлеб), крашеные яйца.

Пасхальные традиции

Кулич — это домашний артос (хлеб из квасного теста), который символизирует возрождение Христа.

Есть бытовая культура празднования Пасхи, есть религиозная. Например, раньше был другой уклад жизни у людей, поэтому старались заранее готовить блюда на праздничный стол, чтобы высвободить время (в пятницу и субботу) для посещения служб. Пятница в страстную неделю (Великий Пяток) — это день смерти Иисуса Христа и день скорби, а в субботу мы вспоминаем, как Христос сошел в ад. Поэтому люди свою бытовую жизнь подстраивали под богослужебный цикл и старались приготовить блюда заранее.

Читайте также:  Учение будды и его применение в повседневной жизни

Сейчас существует традиция в Чистый четверг прибираться в квартирах, красить яйца и выпекать куличи. Но по религиозным правилам уборку нужно делать к четвергу, а не в этот день, а готовить праздничные блюда можно в любой день до воскресенья. Раньше утром в четверг православные христиане шли в храм, чтобы присутствовать на каждом богослужении, а между службами старались успеть приготовить часть пасхальной трапезы, так как в другие дни им было некогда. Сейчас же темп жизни другой и не у всех верующих есть возможность посещать все богослужения, как принято, в страстную неделю.

История и традиции православного праздника

В день Великой и Преблагословенной Субботы митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан объезжает храмы города Иркутска. 2022 год.

Раньше яйца красили только в красный цвет. Существует предание, согласно которому Мария Магдалина пришла к царю Тиберию и сообщила ему весть о воскрешении Иисуса Христа. Правитель не поверил, сказав, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в чудо. Чудо свершилось: яйцо изменило цвет. И в память об этом предании в Пасху православные христиане красят яйца в красный цвет. Конечно, не все придерживаются этой традиции, красят яйца в разные цвета, даже наносят на них рисунки, но это для красоты, ничего общего с традициями празднования Пасхи это не имеет.

Как проходит служба на Пасху?

История и традиции православного праздника

После заутрени совершается ранняя литургия, на которой верующие причащаются. В храмах, в которых есть такая возможность, проходит и поздняя литургия — в 9:00 или 10:00 и длится два часа. В 16:00 или 17:00 в иркутских храмах начинается вечерняя праздничная литургия. В Кафедральном Богоявленском соборе вечернее богослужение совершает митрополит Максимилиан. В этот же день в храме священников отмечают богослужебными наградами, например, за усердное служение.

В Иркутске 26 храмов, в которых совершаются богослужения, в среднем на праздничные службы в Пасху приходят столько верующих, сколько храм может вместить. Например, на службы в Богоявленском Соборе собираются около 500 человек.

Христос Воскресе — Воистину Воскресе!

Анастасия Маркова, IRK.ru Фото с сайта Иркутской епархии www.iemp.ru

Класс: 4 класс.

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая задача: формирование представления о нравственных ценностях и их значения в жизни.

Ресурсы: учебник Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, песня «Добрым жить на белом свете веселей», на ватмане рисунок цветущего дерева, бумажные жаворонки, сделанные накануне ко дню весеннего равноденствия.

I. Самоопределение

– Закройте глаза и послушайте. Каковы ваши эмоции и ощущения? (Песня «Добрым жить на белом свете веселей»)

– Как вы считаете, чему мы будем учиться на этом уроке?

II. Актуализация учебного действия

– Что приобретает человек, когда взрослеет? (Опыт, мудрость)

– Ощущаете ли вы, как постепенно приобретаете мудрость? Нравственное взросление?

III. Мотивация учебной деятельности

– Что такое экология?

– А слышали ли вы о понятии «экологичность» поступков?

– Что приходит вам на ум? Поделитесь друг с другом.

IV. Открытие нового знания

– Ребята, задумываетесь ли вы перед тем как совершить тот или иной поступок?

– Это значит, что при этом вы совершаете нравственный выбор. Сейчас с вами мы это продемонстрируем.

  1. Игра «Сделай выбор». Дети передают друг другу волшебное перо, заканчивают начатое предложение учителем и делают нравственный выбор. При этом они дополняют, всегда ли верны своему выбору.

– Когда наши гости уходят, я (обязательно провожаю их до дверей).

– Что же такое «экологичность» поступков?

– Это означает, что наши поступки никому не должны наносить вреда.

– Простая и важная истина состоит в том, что любые наши действия не должны быть во вред кому-либо. Ведь главное – благо человека, его жизнь.

– Чем должен руководствоваться человек перед выбором поступка?

– Стремлением сделать благо.

– Что же такое благо?

– Хорошее, приятное для другого.

– Сейчас мы проведём эксперимент, в котором скажем друг другу приятные слова

  1. Работа в парах: эксперимент «Волшебный жаворонок».

Ученики берут бумажного жаворонка и цветным маркером пишут на нём одно хорошее качество соседа по парте. При затруднении учитель предлагает написать качество-подарок своему товарищу. Зачитывают надпись.

– Посмотрите, ребята, какое волшебство произошло в нашем классе. Мы все увидели лучшее друг в друге и поняли, какие мы хорошие. Вам было это приятно?

– Что было приятнее, говорить добрые слова или слышать?

– Видите, как важно и как хорошо, когда в тебе стараются увидеть лучшее.

– Подумайте, какое простое этическое правило мы с вами можем сформулировать?

(Опирайся на лучшее в человеке, и он расцветёт.)

Поиграем в игру "Будь внимательным". Если вы услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет – то не выполняете.

Встаньте, пожалуйста. Поднимите руки. Поднимите, пожалуйста, руки. Будьте добры опустите руки. Поднимите, пожалуйста, правую руку. Опустите, пожалуйста, правую руку. Похлопайте. Будьте добры, хлопните 3 раза. Тихонько сядьте. Тихонько сядьте, пожалуйста. Спасибо! Молодцы!

V. Применение полученных знаний

  1. Работа в группах: «Пословицы недаром молвятся».

– Откуда мы с раннего детства узнаём об этике поведения? О нравственности поступков?( Из народной мудрости.)

– Где мы можем встретить народную мудрость?( В сказках, песнях, пословицах и поговорках.) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Работа в группах)

(Листок с пословицами, где необходимо вставить пропущенные слова).

Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

сам будешь стар.

что большое слово сказать.

Все, что прекрасно –

так всем будет милее.

Доброе семя – добрый и всход.

на добро не надейся.

не будет прав.

Дома, как хочу, а в людях, как велят.

Участники зачитывают свои пословицы.

Затем каждая группа презентует одну пословицу по выбору.

  1. Этические задачи. Сценки.

Сценка первая

Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.

Что посоветуете Рите?

Что посоветуете Зое?

Правило. Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом.

Сценка вторая

Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.

Что посоветуете Гоше?

Что посоветуете Тиме?

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Не предлагай другу совершать плохие поступки.

Ребята, сделаем выводы:

– Чему учат нас этика и народная мудрость?

– Уменьшать зло на белом свете, увеличивать и сеять добро.

– Совершенно верно! Мир должен быть соткан из доброты и чистоты. А мы жить в нём и стремиться раскрывать свои лучшие качества, подпитывать их правильными поступками, видеть в других людях хорошее, быть терпимыми друг к другу!

Золотое правило: что поливаем, то вырастет!

– А сейчас, ребята, посмотрите на наше «Дерево нравственности». Теперь мы заселим его нашими жаворонками добра. Пусть они разлетятся по всему свету и приумножают добро, такт, вежливость, терпение, гуманность, дружелюбие, бескорыстие и другие хорошие человеческие качества.

VI. Рефлексия

– Вспомните ещё раз урок, себя, свои эмоции и ощущения.

Что вас удивило?

– Что заставило задуматься?

Какое новое качество для себя вы взяли на заметку?

VII. Итог урока

Пусть эти простые, но очень важные правила будут постоянными ориентирами в вашей жизни. Они подсказаны вековым опытом жизни людей.

Домашнее задание: Сделать книжку-малышку с мини-сказкой «Дорогою добра».

МБОУ ООШ 24 Киселёвского городского округа Кемеровской области Урок по курсу ОРКСЭ на тему: «Храм» Составитель: Г. Ф. Трухина учитель начальных классов МБОУ ООШ 24 Киселёвск, 2013

Цель: познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем. Задачи урока: узнать о назначении и устройстве православного храма; осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме. Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь. Новые слова: апсида, закомара, алтарник, канун, панихидный столик, поминальные записки. .

Читайте также:  Бикмулина светлана валентиновна работа № 311522

Храм – это «Небо на земле», место встречи людей с Богом, происходящей в молитвах и церковных таинствах. Всё в его внешнем облике и внутреннее убранство свидетельствует об этой встрече.

Купол (глава): шлемовидный и луковичный

Барабан Барабан — венчающая часть храма, несущая купол или многогранный сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму. Световой барабан – имеющий оконные проемы

Апсида Апсида (от греч. hapsis— свод), абсида (лат. absis) — архитектурная форма — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный

Формы здания церкви: 1) крест – символ Иисуса Христа; 2) круг – символ вечности; 3) корабль – символ Ноева ковчега; 4) восьмиугольник или четырёхугольник – символ путеводной Вифлеемской звезды

Цвет здания церкви: 1) белый – в честь Триединого Бога и его праздников; 2) голубой в честь Пресвятой Богородицы и её праздников; 3) красный – в честь мучеников и исповедников; 4) зелёный, жёлтый – в честь преподобных и др. святых

Форма креста: 1) крест очевидным образом выступает как символ Христа, тогда как луна в христианской традиции символизирует Богородицу; 2) кресты позолоченные православные шестиконечные с шарообразным утолщением в основании ; 3) четырехконечный крест без полумесяца в основании

Архитектурный проект церкви

Новостройка: церковь в честь праведных богоотцев Иоакима и Анны

Царские врата Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (стола, находящегося в середине алтаря), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарь

Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (стола, находящегося в середине алтаря), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарь Алтарь – лат. altar (altare, altaria), вероятно, от alta ara — возвышенный жертвенник

Три окна в алтаре – символ Света Святой Троицы На православном христианском Востоке алтарём называют восточную часть христианского храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтарной части храма находится престол в виде квадратного стола, на котором обычно находится антиминс, крест и Евангелие. Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. В алтаре обычно находится также жертвенник или особый стол для совершения проскомидии.

Алтарь от остального храма отделяется иконостасом — перегородкой с помещенными на ней иконами.

Первый ряд иконостаса Первый ряд иконостаса, самый верхний, — праотеческий ряд, на котором изображены праотцы от Адама до Моисея. Центральной иконой в нем всегда является «Троица Ветхозаветная».

Второй ряд иконостаса Второй ряд иконостаса — пророческий ряд. Само название указывает на смысл этого ряда: здесь располагаются иконы с изображением пророков, через которых Церковь возвещает о Богородице и о рождении Христа. В центре помещается икона «Знамение».

Третий ряд иконостаса — деисусный ряд — это моление всей Церкви Христу В центре — икона «Спас в силах». Христос восседает как грозный Судия всего мироздания. Слева и справа — изображения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи.

Четвертый ряд иконостаса В четвертом ряду иконостаса, праздничном ряду, рассказывается о событиях Нового Завета, начиная с рождества Богородицы.

Пятый ряд иконостаса Самый нижний ряд иконостаса – местный ряд. Икона «Целование Иоакима и Анны у Золотых ворот»

Внутреннее убранство церкви Аналой – подставка для возложения богослужебных книг или икон. В центре храма перед алтарём расположена икона праздника.

Канун – поминальный столик со свечами и распятием

Кадило – один из символов православного богослужения; металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан для каждения во время службы

Свеча — символ нашей молитвы.

Церковные записки о здравии

Церковные записки о упокоении

ПАМЯТКА для желающего подать записку о живых и усопших 1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. 2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва. 3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок. 4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого? "). Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан – например, "о здравии" епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам "о упокоении" – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т. д. 5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли), 6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства. 7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец – младенца Иоанна. 8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть "болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного". Не пишут в записках – "страждущего", "озлобленного", "нуждающегося", "заблудшего". 9. В записках "О упокоении" усопший в течение 40 дней по кончине именуется "новопреставленный". Допускается в записках "О упокоении" написание перед именем "убиенный", "воин", "приснопамятный" (день смерти, день именин усопшего). 10. Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно. Сретенский монастырь, "Новая книга" 1997.

Подведение итогов урока Рефлексия

Задание на дом: 1) подготовить сообщение о храме нашего района; 2) найти пословицы и поговорки про церковь; 3) прочитать выразительно стихотворение, с. 49, учебник

Отношения с государством

Названия и места написаны на тувинском языке

Названия написаны на алтайском языке

Шесть модулей на выбор

Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.

В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.

Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.

Буддизм в России

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2020 года; проверки требуют 77 правок.

Буддизм в России — одна из распространённых на территории страны религий. Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай и Забайкальский край. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Традиционным для России является тибетский буддизм школы Гэлуг, к которой принадлежит большинство буддистов России. Имеются также последователи других направлений буддизма Махаяны и Тхеравады.

Регионы России со значительным буддийским населением

Ход мероприятия

Вед. 1: Добрый день, дорогие друзья!

Вед. 2: Здравствуйте, уважаемые гости!

Вед. 1: Христос Воскрес!

Весна идёт в венце зелёном,

Вед. 2: У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы с вами отмечаем всех праздников Праздник — Светлое Христово Воскресение, Пасху Господню.

Вед. 1: Светлому празднику Пасхи посвящен наш сегодняшний праздник.

Вед. 2: Сегодня самый лучший в мире праздник

И самый светлый день, что есть в году.

На сердце каждого сегодня радость,

Всецело посвященная Христу.

Вед. 1: Христос воскрес! – несется над землею

Многоголосым эхом до небес.

И на приветствие звучит святое

Один ответ: Воистину Воскрес!

Вед. 2: Слово предоставляется настоятелю храма отцу Владимиру.

Выходят на сцену воспитанники

История и традиции православного праздника

1. Из года в года, из века в век

Услышит каждый человек

Христос Воскрес- Воистину!

2. Пасху радостно встречаем

И поём – «Христос воскрес!»

Мы все дружно отвечаем:

«Он воистину воскрес!»

3. Чередой проходят годы

Под лазурностью небес.

И поют везде народы:

4. Всюду радость и объятья:

Брат, сестра, Христос воскрес!

Ад разрушен, нет проклятья

5. Ты в сердце Господа впусти

Читайте также:  Будда шакьямуни

Не расставайся с Ним в пути.

Восторжествуй под благовест:

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вед. 2: Почему сегодня все радуется, почему солнце в небе смеется?

Вед. 1: Потому что праздник – светлое Христово Воскресение.

История и традиции православного праздника

Вед. 2:А почему этот праздник так называется? Мы сейчас всем ребятам расскажем об истории этого праздника.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прохождение», «избавление».

История и традиции православного праздника

Вед1: Давным-давно на земле жил Иисус Христос. Он был добрым, творил хорошие дела, учил людей правильным вещам, но самое главное — Он был Сыном Бога.

Он пришел на землю, чтобы спасти людей от их грехов. Многие стали Его учениками, другие стали Ему завидовать, а третьи боялись его. И вот когда Иисус Христос пришел в Иерусалим, многие люди радовались, ведь Он исцелял больных и учил, как жить по совести. Но злые люди решили Его убить.

Вед. 2: Предатель Иуда привел стражников туда, где был Иисус. Господа били, а потом осудили на смерть.

Вед. 1: Его казнили в пятницу, похоронили в пещере и завалили вход огромным камнем и поставили стражу, чтобы тело Христа не похитили.

Вед. 2: Господь говорил, что Он воскреснет на третий день.

Вед. 1: Так и случилось. Когда женщины пришли помазать тело Иисуса, они увидели, что камень отброшен от входа в пещеру, а Христа нет в пещере.

Вед. 2: Женщины увидели ангела, он сказал женщинам, «Вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес из мёртвых». А вскоре женщины и сами увидели живого Господа.

Вед. 1: В честь этого события мы и отмечаем Пасху. Мы всем говорим: «Христос воскресе!»

Вед. 2: А отвечать надо: «Воистину воскресе!»

История и традиции православного праздника

Вед. 1: Пасха – праздник радостный, прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.

Вед. 1:В день светлого Христова Воскресения ликуют все : и люди, и природа, все славят воскресшего Бога.

Пасха Красная пришла,

Весть благую принесла

Весть счастливую с небес:

— Иисус Христос Воскрес!

А с Христовым Воскресеньем

Наши души ждут спасенья!

Слышится со всех сторон!

Звон зовет к добру людей

Голубой планеты всей!

Что ж, ребята, обнимитесь,

Те, кто в ссоре, — помиритесь!

Нужно проявить старанье,

Быть примером послушанья!

Не давать в обиду слабых,

Помогать, коль это надо!

В школе хорошо учитесь,

И с усердием трудитесь.

По труду всем нам награда,

Это, дети, помнить надо!

Нынче чудо из чудес,

ВСЕ. Иисус Христос Воскрес!

История и традиции православного праздника

Песня «Пасха Христова»

Вед. 2:А сейчас давайте все вместе прославлять Христово Воскресение. Мы будем читать начало строчки из стихотворения, а вы её заканчивать словами «Христос Воскрес»

Игра со зрителями

Весенний свежий лес

Шумит Христос Воскрес!

И солнышко с небес

Блестит Христос Воскрес!

И медный благовест

Гудит: Христос Воскрес!

На храме яркий крест

Звенит Христос Воскрес!

Весна пора чудес

Поет Христос Воскрес!

Нет радостней словес

Сказать: Христос Воскрес!

История и традиции православного праздника

Вед. 1: Как у любого праздника – у Пасхи есть свои обычаи, обряды и приметы. Как православные готовятся к Пасхе?

Встретим Пасху хорошо,

Весело и светло :

Сыром, маслом и яйцом,

Да румяным куличом,

Песней, да весельем!

Пасха – семейный праздник. Обязательно одевались во всё белое, светлое. На Пасху готовили такие кушанья, которые готовили один раз в году: куличи, пасхи, красили яйца. Ходили в гости обязательно – христосоваться. Христосование – это обычай всеобщего целования. Приговаривая «Христос воскрес! Воистину воскрес!», обменивались яйцами (крашенками) и целовались.

История и традиции православного праздника

Вед. 2:Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. «Дорого яичко к Христову дню!» – говорит православный русский народ. Без красного яйца нельзя представить себе Светлого праздника. Предлагаю вам послушать о том, как яйцо стало красным.

Сценка «О том, как яйцо стало красным»

История и традиции православного праздника

Вед. 1: Подходите, собирайтесь

И вокруг располагайтесь.

Расскажу я вам сейчас

Вед. 2: Мы яички несем,

Всем в подарок их даем:

Круглые и целые.

Вед. 1: Давно это было,

Как Мария Магдалина

Яйцо царю подарила.

Оно было все бело,

Оно было все кругло.

«Христос Воскрес», — говорила.

Вед. 2: А Тиберий принимал,

Подарок не отвергал,

Говорил, что верить буду,

Если сам увижу чудо.

Он яйцо в руках держал,

Сам с собою размышлял:

«Пусть яичко покраснеет —

В Воскресенье я поверю».

Вед. 1:Яйцо будто услыхало,

Алым цветом запылало

У Тиберия в руках, —

Ужас был в его глазах.

Вот так чудо! Вот так чудо!

Спорить я с тобой не буду.

Это чудо из чудес!

Христос воистину воскрес!

Вед. 1: Продолжим традицию красить яйца. Приглашаем всех в мастерскую.

Вед. 2: Посмотрите, вот некоторые варианты современного украшения пасхальных яиц. Пока вы будете смотреть, подумайте, а как бы вы расписали пасхальное яйцо?

Настало время для творчества. Возьмите на столе у каждого из вас лист с контуром яйца и, используя все имеющиеся материалы, нарисуйте на этой форме.

А сейчас давайте представим свои работы всем.

Вед. 1: Кроме крашенных яиц главным блюдом на столе были куличи. Пасхальный кулич – это сдобный хлеб, сдобренный сладостями, изюмом, орехами.

Вед. 2: Печь его старались всегда круглым и высоким, похожим на купол церкви, и украшали сверху изображением креста.

Вед. 1: Сейчас мы с вами попробуем испечь свой пасхальный кулич. Мы будем читать рецепт, если вы согласны хором будете говорить ДА, если не согласны – НЕТ.

Игра «Пасхальный кулич»

1. Все любят пасхальные куличи —

И сибиряки, и москвичи.

Из чего же печется кулич?

Мы бросим туда огромный кирпич? (Нет.)

2. Мы положим туда конфет? (Нет.)

1. Тогда возьмем муки пакет? (Да.)

2. Сливочного масла пачку? (Да.)

1. Положим вкусную жвачку? (Нет.)

2. Штук шесть добавим мы яиц? (Да.)

1. Из шкатулки бросим пуговиц? (Нет.)

2. Нальем большой стакан молока? (Да.)

1. Изюм в кулич добавляют всегда? (Да.)

Вед. 1: Пасха – особое блюдо из творога. Оригинальная форма пасхи символизирует Гроб Господний. Для приготовления используется специальная деревянная форма – пасочница. Пасхи делают двух видов : сырые и варёные.

Вед. 2: Наши дети приготовили пасхальную композицию «Вот какой чудесный дом». Встречайте!

Композиция «Вот какой чудесный дом»

История и традиции православного праздника

Дети читают поочередно, расположившись вокруг глобуса.

1. Вот какой чудесный дом!

Много есть соседей в нем.

Только кто его построил?

Кто порядок в нем устроил?

2. Кто посеял мох, цветочки?

Кто деревьям дал листочки?

3. В реки кто воды налил?

Кто в них рыбок поселил?

4. За весной послал к нам лето?

Кто же, кто придумал это?

Кто все так устроить мог?

Все. Ну конечно, это Бог.

5. Бога видеть невозможно.

Лишь дела увидеть можно

Те, что делает для нас

Каждый день Он, каждый час.

6. Вот за что и почему

Благодарны мы Ему.

7. Чтоб Его не огорчать,

Душу надо освящать,

Зла не делать никому

И послушным быть Ему.

Вед. 1: В этот чудесный праздник хочется самому стать хоть немножечко лучше, делать добрые дела, улыбаться, смеяться, дарить радость всему миру.

Вед. 2: Храм Господний озарён

Льётся колокольный звон –

Звон пасхальный чистый.

Зажигает лица он

Ведь поёт пасхальный звон

Нам о жизни вечной.

Вед. 1: Ребята, вспомним все, о чем мы сегодня говорили, что для вас было новым, что вы знали и раньше, что вам больше всего запомнится? Какие эмоции вызвало у вас это мероприятие?

Наш праздник подошёл к концу.

Вед. 2: До новых встреч!

Дети: Воистину Воскресе!

История и традиции православного праздника

Заканчивается праздник чаепитием с куличами.

Воспитатели : Липкина Л. А., Романькова С. Н.

Мы разные, но мы вместе

Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.

Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.

Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.

Основы религиозных культур и светской этики —

это курс, который