Четыре благородные истины

Четыре благородные истины в учении Будды

Первая благородная истина о страдании

Существует страдание (dukkha): невозможность удовлетворенности, неспособность выдержать или противостоять чему-либо;

Вторая благородная истина о происхождении причин страдания

Существует источник страдания – привязанность к желаниям;

Третья благородная истина о возможности прекращения страдания и его причин

Существует возможность прекращения страдания, освобождения от привязанности к желаниям;

Четвёртая благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания

Это Благородный Восьмеричный Путь:

  • Правильный Взгляд
  • Правильное Намерение
  • Правильная Речь
  • Правильное Действие
  • Правильные Средства к Существованию
  • Правильное Усилие
  • Правильное Памятование
  • Правильное Сосредоточение

Необходимо внимательно изучить и применить эти истины в жизни. Следуя им, можем достичь правильного понимания себя и окружающего мира.

Психологическая составляющая учения Буддизма

Страдание в учении Будды не только физическое. Это также недовольство, желание и недоверие. С помощью психологических методик можно преодолеть страдания и добиться свободы.

Представления о двух истинах в раннем буддизме

В разных философских школах буддизма существуют различия в понимании относительной и абсолютной истин. Вайбхашика выявляет относительное и абсолютное через эмпирическое исследование объектов.

Относительное vs Абсолютное в буддийской философии

То есть, относительное (saṃvṛtisat) существует как умопостигаемое (prajñāptisat), но состоит из частей, подвержено физическому или аналитическому расчленению, и является обусловленным.

Абсолютное (paramārthasat) же, наоборот, противостоит любому расчленению — как физическому, так и интеллектуальному, является несоставным и безусловным.

Таким образом, в вайбхашике считаются реальными вещами (dravyasat) только мельчайшие частицы бытия и мельчайшие моменты восприятия, или сознания. То есть реальны только дхармы, которые нерасчленимы, и представляют собой окончательный предел абхидхармического анализа эмпирического существования.

Однако, здесь надо отметить следующее. Если дхармы определяются как реальные, то это не значит, что они независимы, и обладают природой абсолютных сущностей. В палийской традиции каждая дхарма рассматривается как отдельная частица только с целью ее определения и описания. В действительности же, ни одна дхарма не является единичным явлением, имеющим самостоятельное существование.

Саутрантика (малая колесница)

В саутрантике (санскр. sautrāntika, приверженцы сутр) абсолютным считается то, что может выполнять функции. Примером реального, абсолютного тут может служить непосредственно воспринимаемая (pratyakṣa) вещь — горшок, колонна и т. д., которая обладает собственной, присущей только ей характеристикой (svalakṣṇa).

Реально существующая вещь, в отличие от идеи или мысли о ней, может выполнять функцию объекта для непосредственного восприятия сознанием через органы чувств. Таким образом, критерием выявления абсолютного объекта здесь является непосредственное восприятие. А представление (ментальный объект), которое воспринимается концептуально (kalpanā), и не может выполнять функции (например, пространство или идея горшка), является относительным.

Относительный объект имеет общую характерисику (sāmānyalakṣana), распространяющуюся на многие схожие объекты.

Читтаматра (великая колесница)

Асанга, основоположник читтаматры (санскр. cittamātra, только сознание), в трактате Украшение сутр махаяны (Mahāyānasūtrālaṃkāra) обозначает три характеристики абсолютного:

  1. Всегда свободное от двойственности
  2. Основание для ошибочного
  3. Никоим образом не выразимое — само отсутствие измышлений и есть абсолютная реальность.

Это также называется объектом познания, объектом отбрасывания и объектом очищения, хотя и является незагрязненным по своей природе.

В соответствии с этим, понимание относительного и абсолютного в читтаматре связано с теорией трех природ бытия (trisvabhāva).

Влияние кармических отпечатков на восприятие объектов

Это проявление внешних объектов из-за кармических отпечатков, которые активируются вследствие возникновения концепций объектов. То есть, внешний объект (artha) является объектом восприятия (ālambana), которое соответствует произошедшей концептуализации. Причина всей этой воображаемой конструкции — кармические отпечатки (vāsanā).

Сущность воображаемого

Воображение всегда связано с объектом (artha) и обозначением (namā). Называется воображаемым потому, что имеет двойственную характеристику воспринимающего и воспринимаемого (grāhya-grāhaka-lakṣaṇa), является концептуализацией, и совершенно не существует (atyanta). Воображаемая природа должна быть узнана и познана как несуществующая.

Влияние загрязнений на зависимую природу

Зависимое от причин и условий, но, вследствие загрязнений (клеша), является основанием для ошибочного (заблуждений). Зависимая природа, в отличие от воображаемой, существует, но не как реальная.

Проявления слова, смысла и объективного

Зависимое определяется как проявления слова, смысла и объективного (pada, artha, deha).

Восприятие и концептуализация

Зависимая природа характеризуется как ошибочное представление, и должна быть отброшена. Ментальная активность всегда подвержена волнению, беспокойствам.

Соотношение между воображаемым и зависимым

Зависимое — это то, что проявляется (yat khyāti). Воображаемое — это то, каким образом проявляется (yathā khyāti).

Осознание абсолютного и относительного

В данной философской традиции абсолютное отождествляется с совершенной природой (pariniṣpanna), а относительное — с воображаемой (parikalpita) и зависимой (paratantra) природами. Обусловленная природа может быть абсолютной или относительной в зависимости от качества восприятия — соответственно, чистого или загрязненного.

Истинная реальность: читтаматра и мадхьямака

На основании двух относительных природ читтаматры можно сделать вывод, что они рассматриваются с точки зрения функций ума. Характеристикой совершенной природы, которая рассматривается как абсолютная реальность, является таковость (tathata).

Читайте также:  Образовательные практики по рейтингу по дате

Определяющая характеристика пустоты (śūnyata) — это несуществование двойственности (dvaya-abhāva), а также существование этого несуществования (abhāvasya-bhāva). Синонимами пустоты являются: таковость (tathatā), предел истинного (bhūta-koṭi), отсутствие признаков (animitta), абсолютное (paramārtha) и пространство явлений (dharma-dhātu).

Мадхьямака (великая колесница)

Название школы Мадхьямака (санскр. mādhyamaka, средний, срединный) перекликается с понятием срединный путь (мадхьяма пратипад) — наиболее древним и общим самоназванием буддизма.

В индо-тибетском буддизме существуют два направления, определяющие по-разному, что есть истинная реальность:

  1. Читтаматра — учение о единой природе ума и вещей.
  2. Мадхьямака — учение о пустотности всех явлений.

Мадхьямака-рангтонг (пустота сама по себе)

Таким образом, мадхьямака утверждает срединность между существующим и несуществующим. На основании этого отрицается субстанциональное существование, но устанавливается всеобщая взаимная зависимость (pratityasamutpāda), или пустотность (śūnyata). Пустотность означает, что все явления, которые предстают перед нами как объективно или субъективно воспринимаемые, не имеют самобытия (niḥsvabhāva) вследствие тотальной взаимозависимости и относительности. Объектом отрицания, который пуст, здесь является так называемое самобытие или собственная природа (svabhāva) феноменов.

С точки зрения мадхьямаки, относительное — это всё, что связано с неведением, которое закрывает истинную реальность всех вещей — таковость. Это зависимо существующие феномены, а также условное, общепринятое (saṃketa, loka-vyavahāra), что является способом восприятия и описания реальности.

Абсолютное скрыто от восприятия обычного существа, и Нагарджуна определяет его так:

Это не происходит из другого — покой;

Это не измышляется посредством измышлений;

Это свободно от мыслей и без разделения;

Такова характеристика Реальности (tattva).

Чандаракирти во Вступлении на срединный путь (Мадхьямакаватара) описывает разницу между абсолютным и относительным следующим образом:

Всё сущее воспринимается как обладающее двойной природой,

Посредством истинного или ошибочного вида;

Объект истинного вида — это то, как есть (tattva),

Объект ошибочного вида — относительное.

То есть, две истины зависят от способа восприятия, но не отличаются по своей сути. Относительное и абсолютное являются двумя различными аспектами одного и того же, и неразделимы. По словам Нагарджуны, абсолютное не может быть познано без опоры на общепринятое, относительное, а без постижения абсолютного не может быть достижения нирваны. Нирвана, или абсолютная реальность, — это то, что за пределами концепций. При этом, она тождественна сансаре, которая в абсолютном смысле не отлична от нирваны.

— Что такое сансара?

— Суть сансары — шуньята, форма — иллюзия, качество — страдание.

— Что такое нирвана?

— Суть нирваны — тоже шуньята, форма — отсутствие иллюзий, качество — отсутствие страдания.

Мадхьямака-жентонг («пустота от другого»)

Как и в читтаматре, здесь имеет место учение о трех природах. Они классифицируются относительно двух истин следующим образом:

В мадхьямаке относительная и абсолютная истины соответствуют проявлениям омрачений и пустотности (snang stong). В «великой мадхьямаке» относительная и абсолютная истины определяются по способу пребывания и способу проявления:

Относительная истина — это субъект и объект несоответствия способа пребывания и способа проявления (gnas shang mi mthun pa’i yul dang yul can). То есть, относительное — это результат восприятия, связанного с неведением и заблуждением. Абсолютная истина — это субъект и объект соответствия способа пребывания и способа проявления. То есть, абсолютное — это объект безошибочного и необманчивого восприятия.

Если в мадхьямаке-рангтонг абсолютный аспект — это пустотность, отождествляемая со взаимозависимым возникновением, то в мадхьямаке-жентонг абсолютным аспектом считается не только собственная пустотность всех явлений (svabhāva / prakṛti-śūnyata, тиб. rang bzhin stong pa), но и пустотность от другого.

Таким образом, в мадхьямаке-жентонг имеет место разделение абсолютного принципа на две неотделимые друг от друга части: 1) собственная природа (свабхава) — пустотность от самого себя (или 18 видов пустотности), 2) другая природа (парабхава) — изначальное осознавание (джняна), пустотное от другого. Ко второй части абсолютного принципа относится дхармата, или Сугатагарбха, которая сама по себе не пуста от присущих ей совершенных качеств, но пуста от скрывающих ее завес неведения и прочих омрачений.

Сугатагарбха, или татхагатагарбха (природа Будды) — это абсолютный принцип, пронизывающий и охватывающий собой всё: и вводящие в заблуждения проявления (тиб. snang ba), и истинную пустотность (stong pa). Но совершенное и абсолютное по своей собственной природе не имеет ничего общего с относительными явлениями: оно не возникает и не исчезает, не единичное и не множественное, не причина и не результат, не существует и не не существует, оно не состоит из частей, вечно и находится за пределами любых определений и сравнений. Природа Будды в традиции жентонг является абсолютным объединяющим принципом, выходящим за пределы сансары и нирваны.

Читайте также:  Новый тренажер по чистописанию добукварный и букварный периоды 1 класс

Четыре благородные истины и Сутра Сердца Праджняпарамиты

Праджняпарамита-сутры (от санскр. prajñāpāramitā, «совершенство мудрости») радикально переформулируют основные идеи буддизма. «Сутра Сердца» — один из самых известных текстов северного буддизма, возникший не позднее III в., который кратко формулирует самую суть доктрины Праджняпарамиты.

В начале « Сутры Сердца » говорится о пустоте пяти скандх от самобытия. И тем самым разрушается представление о незыблемости истинности описания бытия посредством элементов пяти скандх. Затем, говорится о тождественности воспринимаемых форм и пустоты и о пустотности всех дхарм, Далее, проводится деструкция описания бытия в терминах 12-и источников сознания (аятан) и в терминах 18-и классов элементов (дхату). После этого, отрицается теория 12-и звеньев взаимозависимого возникновения, начиная с неведения и заканчивая старостью и смертью, и отрицается пресечение неведения, старости и смерти. И, наконец, отрицаются четыре благородные истины («нет страдания, источника, пресечения, пути»), вместе с возможностью достижения освобождения и ее противоположностью — возможностью недостижения.

Однако, противоречие тут только кажущееся. Основоположник махаяны Нагарджуна главу 24 «Коренных строфах о срединности (Мула-мадхьямака-карика)» посвящает исследованию Четырех благородных истин. При подвержении анализу логических категорий, выясняется, что они представляют собой «лишь пары дихотомически противостоящих и взаимодополняющих понятий», и ни на чем не основаны. Таким образом, базисные принципы буддизма, такие как Четыре благородные истины, оказываются тоже пустыми относительно собственной сущности. Они не принадлежат к абсолютной реальности, так как семантически основаны на дихотомической концептуализации, а прагматически являются обыденным, мирским уровнем. В строфах 8 и 9 Нагарджуна пишет:

Покоится на двух истинах:

Истине, обусловленной (сокрытой) мирскими значениями,

И истине наивысшего смысла (абсолютной).

Те, которые не знают различия

Между этими двумя истинами,

Не знают сокровенной сути (высшей реальности)

В буддийском Учении.»

В строфе 23 Нагарджуна, обращаясь к оппоненту-этерналисту, противнику мадхьямаки, пишет, что если бы страдания имели самосущую причину, то было бы невозможно пресечение причины и прекращение страданий:

«Нет прекращения страдания,

Таким образом, признание причины страданий (см. 2-я благородная истина) самосущей является отрицанием истины о прекращении страданий (3-й благородной истины). После этого, в строфе 24 Нагарджуна замечает, что если бы Путь (4-я благородная истина) был самосущим, то не надо было бы его осуществлять, и духовно-созерцательная практика была бы бесполезной и бессмысленной.

Далай-лама XIV по этому поводу говорит следующее:

«Мы воспринимаем условную природу, то есть относительный мир во всем его многообразии, через повседневное использование ума и наших способностей к ощущению. Однако, абсолютную истину, истинную природу вещей и событий мы можем постичь только посредством углублённого анализа. Постичь ее означает увидеть „таковость“ явлений, их подлинный способ бытия, который является абсолютной истиной о природе реальности.»

«Полная гармония трех истин» (сань ди юань жун) — важнейшее понятие китайской буддийской философии, разработанное в школе тяньтай-цзун. Тяньтайские адепты выдвинули теорию трех истин:

«Буддизм и современный человек» (Лекция-семинар)

ул. Алексеевская, д. 17

Четыре благородные истины

История самого спокойного из людей (кто не видел статуэток Будды?) поражает своим драматизмом. Драматизмом человеческого поиска, разочарования и прозрения. И поэтому Будда близок каждому из нас.

Жизнь есть страдание. У этого страдания есть причина. Есть освобождение от страданий. И есть путь к этому освобождению. Вот так, если одной строкой, звучат четыре благородные истины набирающего популярность буддизма. Так просто, что даже странно — это и есть истина?! В этом и было его Просветление?!

О лекторе

Чвертка Наталья Владимировна

Выпускница ГИСИ им. Чкалова. Инженер по образованию, преподаватель философии с 15-летним стажем. Занималась восточными боевыми искусствами. Преподаватель курсов творческого развития. Разрабатывает и проводит экскурсии по Нижнему Новгороду и области.

Ванюшина Оксана Юрьевна

Закончила Нижегородскую консерваторию, свободно владеет скрипкой, гитарой и пианино. Преподает более десяти лет психологию, риторику, этику, курс «Философия для жизни». Жизнерадостная и смелая, любит классическую музыку и театр. Уверена, что философия спасет мир, потому что философия – это не знание теорем и афоризмов, а житейская мудрость. Замужем.

Четыре благородные истиныВ переводе наПалиСанскритКитайскийЯпонскийситайВьетнамскийTứ Diệu ĐếТайский

Страдание (санскр. дуккха) — термин, значение которого в буддизме намного шире общепринятого: кроме неприятных переживаний разного характера, природы и интенсивности в него включены и обыденные приятные переживания, называемые страданием перемен, а также обусловленность загрязнёнными скандхами — т. н. всепроникающее страдание.

Причины страдания — омрачения (санскр. клеши), основные из которых — неведение, влечение (жажда) и цепляние (страстное желание), а также загрязнённая карма.

Читайте также:  Проект милосердие и сострадание 4 класс

Прекращение страдания в буддизме называется нирвана, а путём, ведущим к прекращению страданий, является указанный Буддой благородный восьмеричный путь (арьяаштангамарга)

Учение о четырёх благородных истинах имеет 16 аспектов (у каждой истины по 4 аспекта), раскрывающих суть этих истин и предназначенных для медитации — глубокого аналитического созерцания.

Первая благородная истина о страдании

Истина о дуккхе или беспокойной неудовлетворённости (санскр. , duḥkha; пали dukkha, dukkhaṃ — «страдание», «беспокойная неудовлетворённость», «дискомфорт», «расстройство»).

Три уровня страдания:

Часто термин дуккха переводят как страдание, хотя это не совсем верно. Под словом «дуккха» в буддизме понимается вся совокупность «болезненных пристрастий» и доставляемых ими неприятных чувств в течение жизни человека.

Вторая благородная истина о причине страданий

Истина о возникновении дуккхи (дуккха самудая (санскр. ), пали dukkhasamudayo (samudayo — «возникновение», «происхождение», «появление»)).

Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности приводит к разочарованию, потому что многие желания невозможно осуществить в полной мере. Это в итоге приводит к возникновению кармы (совокупность действий человека, включая его мысли и поступки). Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому. Этот процесс приводит к возникновению новой кармы. Так возникает «круговорот сансары», в котором непрерывно находятся живые существа.

Таким образом, причина неудовлетворённости состоит в жажде. Удовлетворение желаний очень скоротечно и через короткое время приводит к появлению новых желаний. Таким образом получается замкнутый цикл по удовлетворению желаний. Чем больше желаний не могут быть удовлетворены, тем больше растут страдания.

Источник плохой кармы, связанной с пребыванием в сансаре, кроме привязанности также часто лежит в ненависти, причиной которой также является неведение, незнание истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истины, ошибочное понимание реальности.

Третья благородная истина о прекращении страданий

Состояние, в котором нет дуккха, достижимо. Устранение загрязнений ума (ненужных привязанностей, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами «страдания». Но мало просто так прочитать об этом. Чтобы понять эту истину, нужно использовать медитацию на практике, чтобы очистить ум. О том, как реализовывать это в повседневной жизни, говорит четвёртая истина.

Некоторые монахи, странствовавшие с Буддой, понимали третью истину неверно, как полный отказ от всех желаний вообще, самоистязание и полное ограничение всех потребностей, поэтому Будда в своей речи предостерегает от такого толкования (см. цитату ниже). Ведь даже сам Будда имел желания есть, пить, одеваться, постигать истину, и т. д. То есть тут важно отделить правильные желания от неправильных, и следовать «срединному пути», не вдаваясь в крайности.

Четвёртая благородная истина о пути

Истина о пути, ведущем к прекращению дуккхи (дуккха ниродха гамини патипада марга (санскр. , IAST: , буквально «путь»); пали dukkhanirodhagāminī paṭipadā (gāminī — «ведущий к», paṭipadā — «путь», «практика»)).

Благородная истина о Срединном (или Восьмеричном) пути:

И вот Всеблагой обратился к окружающим его пяти монахам и сказал:

Две есть крайности, о братья, которым не должен следовать тот, кто отрекся от мира. С одной стороны, — влечение к вещам, вся прелесть которых зависит от страстей и от всего более, от чувственности: это низкий путь похоти, недостойный, недолжный для того, кто отдалился от мирских обольщений. С другой стороны, путь самоистязаний, недостойный, мучительный, бесплодный.

Есть средний путь: о братья, далекий от тех двух крайностей, возвещенный Совершенным — путь, отверзающий очи, просветляющий разум и ведет тот путь к душевному миру, к возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване!

Каков же тот средний путь, о монахи, — путь далекий от обеих крайностей, возвещенный Совершенным, что ведет к Совершенству, к возвышенной Мудрости, к душевному миру, к совершенному пробуждению, к Нирване?

Альтернативы Восьмеричному Пути

Нагарджуна в «Коренных строфах о срединности (Муламадхьямака-карика)» в главе 24 «О Четырех благородных истинах» пишет (строфы 8-10):

«Будды наставляли в Дхарме, опираясь на две истины: истину мирских конвенций (локасамвиритти-сатья) и истину в высшем смысле (парамартхатах)».

Ряд современных учёных-буддологов (К. Р. Норман, Л. Шмитхаузен, Э. Ламотт, А. Баро, Питер Скиллинг и другие) утверждают, что «учение о четырёх благородных истинах является добавкой, хотя и сравнительно ранней, к древнейшей версии „биографии“ Будды» или последующей систематизацией учения Будды.

Буддолог Б. И. Кузнецов после изучения большого количества наиболее древних текстов выразил мнение о том, что четыре благородные истины и некоторые другие известные концепции сформировались окончательно только в сарвастивадской буддийской школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *