Учебный курс ОРКСЭ в начальной школе
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.
Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)
Блок 1: Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
Блок 2: Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)
Блок 3: Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4: Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
- Развитие интереса к окружающему миру;
- Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
- Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ:
- Преподавание основывается на законодательстве Российской Федерации;
- Выбор модуля является правом родителей;
- Курс направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях.
Учебный курс ОРКСЭ в начальной школе ведут светские педагоги и имеет культурологический характер. Содержание всех модулей подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России.
Курс Основы религиозных культур и светской этики
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
- Отечество
- Семья
- Культурная традиция
Организация курса
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Инструменты обучения
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы. В урочной и внеурочной деятельности используются как традиционные, так и современные обучающие технологии.
Основное содержание модулей
Основы православной культуры
- Введение в православную духовную традицию.
- Культура и религия. Во что верят православные христиане.
- Добро и зло в православной традиции.
- Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
- Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
- Православие в России. Православный храм и другие святыни.
- Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
- Христианская семья и ее ценности.
Основы светской этики
- Этика – наука о нравственной жизни человека.
- Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
- Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
- Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
- Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
- Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
- Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
- Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
- Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
- Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
- Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
- Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии и мораль: Нравственные заповеди и обычаи
Религиозные ритуалы:
Календари и праздники религий мира
- Праздники и обычаи
- Семейные ценности и традиции
- Долг и ответственность
- Учение и труд
Социальные проблемы и милосердие:
- Милосердие и забота о слабых
- Взаимопомощь и социальное взаимодействие
- Отношение разных религий к социальным проблемам общества
Основы исламской культуры:
- Пророк Мухаммад и его учение
- Столпы ислама и исламская этика
- Семейные ценности в исламе
- Праздники и особенности проведения исламом народов
Основы буддийской культуры:
- Учение Будды и буддийские святые
- Буддийские символы и ритуалы
- Буддийские святыни и храмы
- Буддийский календарь и праздники в буддийской культуре
Основы иудейской культуры:
- Главная книга иудаизма – Тора и классические тексты
- Пророки и праведники в иудейской культуре
- Роль и назначение синагоги в жизни иудеев
- Суббота (Шабат) в иудейской традиции
Открытые уроки и презентации:
- Онлайн-уроки по различным темам
- Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
- План мероприятий и регламент выбора модулей курса ОРКСЭ
Нравственные ценности и идеалы
- Что такое ценности и честь
- Взаимосвязь понятий человечности и достоинства
- Буддийский календарь и праздники в буддийской культуре
Организационный момент
- Введение в тему урока
- Разговор о жизненных ценностях и принципах
- Знакомство с основными понятиями нравственности
- Воспитание уважения и уважительного отношения к интересам других людей
На уроке обсуждаются различные аспекты религий, ритуалов, культур и моральных ценностей. Открываются важные темы, связанные с семейными ценностями, социальными проблемами и идеалами. Онлайн-уроки и презентации позволяют более глубоко погрузиться в мир религиозных традиций и культур.Нравственные ценности и принципы играют ключевую роль в формировании личности каждого человек.
Определения ценности и жизни
Давайте вспомним определения, которые сегодня нам понадобятся.
Соедините понятие с их определением (работа в опорном листе):
- Образцы: это для подражания, нечто совершенное.
- Ценность: это то, что мы считаем важным и ценным в нашей жизни.
- Принцип: это правило или основание, от которого нельзя отступить.
(самопроверка по образцу на доске)
Ценности в жизни
Изучение нового материала. Мы знаем что ценность, это всё что имеет большое значение для человека.
- Какие ценности для вас являются важными?
- На какие группы мы можем их разделить? (материальные и духовные)
- А какая главная ценность для человека?
Докажите своё мнение.
Притча Чашка кофе
Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору.
Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешевые остались.
И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем.
В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка.
Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
Урок притчи
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
(заслушать варианты ответа нескольких учеников)
Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.
Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей. Жизнь любого человека ценна!
2. Работа над понятиями «честь» и «достоинство».
Ребята давайте вспомним героя из сказки «Золотая антилопа»отрывка из мультика, фрагмент, когда паша просит мальчика позвать антилопу)
Что вы можете сказать о главном герое?
– Какие моральные качества присуще ему?честный, настоящий друг)
Когда вы слышали это слово?Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!».)
(Щ) Честь – это доброе имя человека, хорошая незапятнанная репутация. Честь – это внутреннее достоинство человека.
Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам – это значит
Раскроем это понятие на примере исторической личности.
Много славных подвигов совершили люди оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя собственной чести и защиты Родины.
Я предлагаю Вам познакомиться с одним из них. Это Александр Невский. Прочитайте материал и найдите примеры понятия чести. Выделите их.
Всемирную известность князь Александр получил после Невской битвы. Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами «не в силе Бог, а в правде», разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя- Невский.
Двумя годами позже. Ледовое побоище. Союзником князя стала сама погода: апрельское теплое солнце и озеро, поглотившее тевтонских рыцарей, вместе с которыми ушел на дно и их замысел превратить православную Русь в католическую.
Хан Батый, зная о победах князя, захотел, чтобы храбрый Александр Невский приехал к нему в Орду. «Один ты не хочешь мне покориться, но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне, и увидишь от меня честь».
Александр Невский отправился в дальний путь ко временным покорителям родной земли, он смог выкупить из плена, тех кого прежде угнали в Орду. Он проявлял дипломатическую мудрость, чтоб добиться хотя бы малейших послаблений татарского гнета. Батый был поражен умом и достоинством князя. «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему».
Слайд 10, Щ (Ответы детей: князь Александр Невский, проявил себя в боях за освобождения земли русской, сохраняя свою честь и достоинство ездил на переговоры с ханом Батыем, что смягчить учесть русского народа.)
– Все правильно. Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).
Достоинство помогает осознать собственную ценность
Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.
3. Работа с понятием «человечность».
У каждого человека, есть главная ценность – это жизнь. Так же у человека есть его имя, честь, достоинство, но есть ещё и принципы.
-Как вы понимаете это слово? Приведите примеры принципов (человечность, почтительность, разумность, мужество и честь)
-Я предлагаю вам сейчас посмотреть видеоролик, и понять о каком принципе или качестве говорится?
Видеоролик «За руку с богом» ( до 8 минуты)
– Ваше мнение (доброте, щедрости, бескорыстности, человечности)
– Я предлагаю сегодня остановится на таком качестве – принципе, как человечность.
Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом.
Человек даже самых тяжелых ситуациях, он должен оставаться человеком, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.
4. Итог урока
-Мы сегодня говорили с вами о многих составляющих нравственности человека, о ценностях, принципах, идеалах.
-Какой вывод вы можете сделать для себя в конце урока?
– Над чем задумались?
Вы все правильно сказали. И завершить сегодняшний урок я хотела фразами . Прочитайте их.
Слайд 13 + Щ в облаке слов
Самое дорогое у человека – это жизнь.
Моя честь — это моя жизнь;
Берегите в себе человека.
– Спасибо за урок! Мне было с Вами интересно.