Основы светской этики

Учебный курс ОРКСЭ в начальной школе

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.


Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)

Блок 1: Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

Блок 2: Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)


Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)

Блок 3: Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4: Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)


Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
  • Развитие интереса к окружающему миру;
  • Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
  • Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Особенности курса ОРКСЭ:

  • Преподавание основывается на законодательстве Российской Федерации;
  • Выбор модуля является правом родителей;
  • Курс направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях.

Учебный курс ОРКСЭ в начальной школе ведут светские педагоги и имеет культурологический характер. Содержание всех модулей подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России.

Курс Основы религиозных культур и светской этики

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

  1. Отечество
  2. Семья
  3. Культурная традиция

Организация курса

Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

Инструменты обучения

На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы. В урочной и внеурочной деятельности используются как традиционные, так и современные обучающие технологии.

Основное содержание модулей

Основы православной культуры

  • Введение в православную духовную традицию.
  • Культура и религия. Во что верят православные христиане.
  • Добро и зло в православной традиции.
  • Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
  • Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
  • Православие в России. Православный храм и другие святыни.
  • Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
  • Христианская семья и ее ценности.

Основы светской этики

  • Этика – наука о нравственной жизни человека.
  • Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
  • Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
  • Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
  • Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
  • Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
  • Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
  • Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
  • Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Читайте также:  Числа фибоначчи

Основы религиозных культур народов России

  • Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
  • Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
  • Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.

Религии и мораль: Нравственные заповеди и обычаи


Религиозные ритуалы:

Календари и праздники религий мира

  • Праздники и обычаи
  • Семейные ценности и традиции
  • Долг и ответственность
  • Учение и труд

Социальные проблемы и милосердие:

  • Милосердие и забота о слабых
  • Взаимопомощь и социальное взаимодействие
  • Отношение разных религий к социальным проблемам общества

Основы исламской культуры:

  • Пророк Мухаммад и его учение
  • Столпы ислама и исламская этика
  • Семейные ценности в исламе
  • Праздники и особенности проведения исламом народов

Основы буддийской культуры:

  • Учение Будды и буддийские святые
  • Буддийские символы и ритуалы
  • Буддийские святыни и храмы
  • Буддийский календарь и праздники в буддийской культуре

Основы иудейской культуры:

  • Главная книга иудаизма – Тора и классические тексты
  • Пророки и праведники в иудейской культуре
  • Роль и назначение синагоги в жизни иудеев
  • Суббота (Шабат) в иудейской традиции

Открытые уроки и презентации:

  • Онлайн-уроки по различным темам
  • Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
  • План мероприятий и регламент выбора модулей курса ОРКСЭ

Нравственные ценности и идеалы

  • Что такое ценности и честь
  • Взаимосвязь понятий человечности и достоинства
  • Буддийский календарь и праздники в буддийской культуре

Организационный момент

  • Введение в тему урока
  • Разговор о жизненных ценностях и принципах
  • Знакомство с основными понятиями нравственности
  • Воспитание уважения и уважительного отношения к интересам других людей

На уроке обсуждаются различные аспекты религий, ритуалов, культур и моральных ценностей. Открываются важные темы, связанные с семейными ценностями, социальными проблемами и идеалами. Онлайн-уроки и презентации позволяют более глубоко погрузиться в мир религиозных традиций и культур.Нравственные ценности и принципы играют ключевую роль в формировании личности каждого человек.

Определения ценности и жизни


Давайте вспомним определения, которые сегодня нам понадобятся.

Соедините понятие с их определением (работа в опорном листе):

  • Образцы: это для подражания, нечто совершенное.
  • Ценность: это то, что мы считаем важным и ценным в нашей жизни.
  • Принцип: это правило или основание, от которого нельзя отступить.

(самопроверка по образцу на доске)


Ценности в жизни

Изучение нового материала. Мы знаем что ценность, это всё что имеет большое значение для человека.

  • Какие ценности для вас являются важными?
  • На какие группы мы можем их разделить? (материальные и духовные)
  • А какая главная ценность для человека?

Докажите своё мнение.


Притча Чашка кофе

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору.

Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.

Читайте также:  Презентация на тему иудаизм

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:

— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешевые остались.

И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем.

В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка.

Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.


Урок притчи

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это долг, исполни его.

Жизнь – это игра, сыграй в нее.

Жизнь бесценна, береги ее.

Жизнь – это богатство, храни его.

Жизнь – это таинство, познай его.

Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.

Жизнь – это обещание, исполни его.

Жизнь – это скорбь, преодолей ее.

Жизнь – это песня, спой ее.

Жизнь – это борьба, прими ее.

Жизнь – это трагедия, перебори ее.

Жизнь – это возможность, не упусти ее.

Жизнь – это красота, восхищайся ею.

Жизнь – это блаженство, вкуси его.

Жизнь – это мечта, реализуй ее.

Жизнь – это приключение, испытай его.

Жизнь – это удача, поймай ее.

Жизнь драгоценна, не разрушай ее.

Жизнь – это борьба, борись за нее.

(заслушать варианты ответа нескольких учеников)

Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.

Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей. Жизнь любого человека ценна!

2. Работа над понятиями «честь» и «достоинство».

Ребята давайте вспомним героя из сказки «Золотая антилопа»отрывка из мультика, фрагмент, когда паша просит мальчика позвать антилопу)

Что вы можете сказать о главном герое?

– Какие моральные качества присуще ему?честный, настоящий друг)

Когда вы слышали это слово?Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!».)

(Щ) Честь – это доброе имя человека, хорошая незапятнанная репутация. Честь – это внутреннее достоинство человека.

Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам – это значит

Раскроем это понятие на примере исторической личности.

Много славных подвигов совершили люди оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя собственной чести и защиты Родины.

Я предлагаю Вам познакомиться с одним из них. Это Александр Невский. Прочитайте материал и найдите примеры понятия чести. Выделите их.

Читайте также:  Оркисэ модуль основы мировых религиозных культур урок № 3 культура и религия

Всемирную известность князь Александр получил после Невской битвы. Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами «не в силе Бог, а в правде», разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя- Невский.

Двумя годами позже. Ледовое побоище. Союзником князя стала сама погода: апрельское теплое солнце и озеро, поглотившее тевтонских рыцарей, вместе с которыми ушел на дно и их замысел превратить православную Русь в католическую.

Хан Батый, зная о победах князя, захотел, чтобы храбрый Александр Невский приехал к нему в Орду. «Один ты не хочешь мне покориться, но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне, и увидишь от меня честь».

Александр Невский отправился в дальний путь ко временным покорителям родной земли, он смог выкупить из плена, тех кого прежде угнали в Орду. Он проявлял дипломатическую мудрость, чтоб добиться хотя бы малейших послаблений татарского гнета. Батый был поражен умом и достоинством князя. «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему».

Слайд 10, Щ (Ответы детей: князь Александр Невский, проявил себя в боях за освобождения земли русской, сохраняя свою честь и достоинство ездил на переговоры с ханом Батыем, что смягчить учесть русского народа.)

– Все правильно. Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).

Достоинство помогает осознать собственную ценность

Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.

3. Работа с понятием «человечность».

У каждого человека, есть главная ценность – это жизнь. Так же у человека есть его имя, честь, достоинство, но есть ещё и принципы.

-Как вы понимаете это слово? Приведите примеры принципов (человечность, почтительность, разумность, мужество и честь)

-Я предлагаю вам сейчас посмотреть видеоролик, и понять о каком принципе или качестве говорится?

Видеоролик «За руку с богом» ( до 8 минуты)

– Ваше мнение (доброте, щедрости, бескорыстности, человечности)

– Я предлагаю сегодня остановится на таком качестве – принципе, как человечность.

Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом.

Человек даже самых тяжелых ситуациях, он должен оставаться человеком, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.

4. Итог урока

-Мы сегодня говорили с вами о многих составляющих нравственности человека, о ценностях, принципах, идеалах.

-Какой вывод вы можете сделать для себя в конце урока?

– Над чем задумались?

Вы все правильно сказали. И завершить сегодняшний урок я хотела фразами . Прочитайте их.

Слайд 13 + Щ в облаке слов

Самое дорогое у человека – это жизнь.

Моя честь — это моя жизнь;

Берегите в себе человека.

– Спасибо за урок! Мне было с Вами интересно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *