Царица Савская: легенда или реальность?
Царица Са́вская (или Малка́т Шва́) является легендарной фигурой, правившей аравийским царством Саба в X веке до н.э. Ее визит к царю Соломону описан в Библии и стал одним из наиболее известных мифов.
Легенда о царице Савской
Согласно легенде, царица Савская была известной своим богатством, мудростью и красотой. Ее визит к Соломону был связан с обменом дарами и знаниями. Прекрасная и загадочная царица стала объектом обожания и восхищения многих народов.
Исторические факты
Хотя историческое существование царицы Савской не доказано, ее легендарная личность оказала значительное влияние на культуру и искусство многих стран. Различные интерпретации ее личности и роли в истории открывают простор для размышлений и дискуссий.
Возможные теории
Некоторые исследователи предполагают, что царица Савская могла быть одной из известных исторических фигур, таких как Хатшепсут из Древнего Египта. Другие теории связывают ее с фараоном Псусеннесом II. Однако точного ответа на этот вопрос пока нет.
Заключение
Царица Савская остается загадочной фигурой в истории, вдохновляя многих людей на изучение и анализ. Ее легенда будет продолжать жить и развиваться в культуре и искусстве, придавая ей особое место среди других исторических личностей.
Легенда о любовной связи Соломона и царицы Савской
В библейском тексте нет ни слова о предполагаемой любовной связи Соломона и царицы Савской. Но подобная связь описывается в легендах. Из Библии известно, что у Соломона было 700 жён и 300 наложниц (3Цар. 11:3), в число которых некоторые легенды включают и царицу Савскую.
Легендарная встреча
Заинтересовавшийся Соломон послал птицу в сопровождении огромной птичьей свиты в Савскую землю с посланием к царице. Когда правительница вышла совершать религиозный обряд поклонения солнцу, как это светило затмила прилетевшая стая, и страну покрыли сумерки. Поражённая невиданным зрелищем царица разорвала свои одежды.
Письмо от Соломона
В это время к ней подлетел удод, к крыльям которого было привязано письмо от Соломона. В нём гласило:
От меня, царя Соломона. Мир тебе и мир вельможам твоим! Ведомо тебе, что Господь царём-властелином поставил меня над зверями полевыми, над птицами небесными, над бесами, оборотнями, дьяволицами, и все цари Востока и Запада, Полудня и Полуночи приходят на поклон ко мне.
Прибытие царицы
Прочитав письмо, царица разорвала оставшуюся одежду. Её советники рекомендовали ей не ездить в Иерусалим, однако она захотела увидеть такого могущественного повелителя. Загрузив корабли дорогостоящей древесиной кипариса, жемчугом и драгоценными камнями, она отправилась в путь, и достигает Израиля за 3 года (вместо обычных для этого расстояния 7 лет).
Завершающий обряд
Согласно Таргум Шени к Книге Эсфирь, царь Соломон принял царицу Савскую в тронном зале своего дворца, имевшем стеклянный пол. Ступив на него, царица решила, что трон стоит в воде, и машинальным движением приподняла край своего платья, чтобы не намочить его. Таким образом, Соломон смог увидеть её ноги, которые оказались поросшими густыми волосами.
Выводы
Легенды о любовной связи Соломона и царицы Савской остаются одним из увлекательных сюжетов библейских рассказов. Интересно остановиться на различных источниках и их интерпретациях, чтобы понять разнообразие взглядов на эту историю.
Царица Савская и ее загадки: история и интерпретации
Когда царица Савская прибыла к Царю Соломону, она принесла с собой не только богатства, но и загадки, которые предстояло разгадать самому мудрому из людей. В различных источниках нам рассказывается о том, как эти загадки стали испытанием для царя и важным моментом в их встрече.
История в арабской литературе
Ас-Салаби в своей работе История пророков описывает ситуацию, когда злые джинны решают навредить царице, распространяя слухи о своем необычном внешнем виде. Они утверждают, что у нее ослиные копыта и волосатые икры, что приводит к сомнениям в ее благородстве. Однако царица смело принимает вызов и предлагает загадку для царя.
В арабских текстах имена царицы
Не менее интересным является вопрос об именах царицы Савской. В различных текстах она упоминается под разными именами, такими как Балмака, Ялмака, Ялааммака и др. Это позволяет нам погрузиться в многомерность ее личности и судьбы.
Загадки царицы Савской
Царица приносит с собой не только богатства, но и тайны, которые никак не укладываются в голове многих. Она предлагает Царю Соломону загадки, которые становятся испытанием для его мудрости и интеллекта. Список этих загадок пересекается в разных источниках и становится частью их встречи и общения.
Царица Савская остается загадкой сама по себе, ее история и личность окутаны тайной, привлекая к себе внимание и интерес многих поколений. Ее загадки, столкновения с Царем Соломоном и детали их встречи остаются предметом дискуссий и интерпретаций в различных культурных контекстах.
Markdown formatted text sent. Let me know if you need any more assistance.
Загадки царицы Савской: рассмотрение из разных ракурсов
Большая часть загадок из этого списка основаны не на бытовой мудрости, а на знании истории еврейского народа и выглядят достаточно странно в устах царицы-солнцепоклонницы из далёкой страны. Более того, загадки про Даниила, Илию и Иону не могли быть придуманы царицей Савской, так как те родились после царствования Соломона.
В результате этого диспута царица Савская была вынуждена признать превосходство Соломона над ней в мудрости.
В прочих культурах
В отличие от еврейской литературы, прочие народы не прорабатывали тему загадок настолько подробно, хотя встречается несколько оригинальных вопросов.
Подарки царицы Савской
В легендах и преданиях разных народов царице приписываются разные подарки:
Народ | Подарок |
---|---|
Аравии | Представитель арабской породы лошадей |
Кроме этого, в литературе позднейшего времени можно найти упоминания множества других даров (сапфиры, изумруды, чаши и т. д.), которые, скорее всего, можно проследить до конкретного писателя.
В христианской т
Изображение человека с копытами. Гравюра из Нюрнбергской хроники
Некоторые из упомянутых ниже легенд предлагают свои, явно позднейшие, объяснения копыт у царицы:
И когда мать этой Царицы (то есть царицы Савской) была беременна, она увидела толстого и красивого козла, посмотрела на него со страстным желанием и сказала: «Как красив этот зверь! И как красивы его копыта!» И она тосковала по нему, как тоскуют беременные женщины. И когда дочь её полностью сформировалась у неё в утробе, одна нога у неё была человеческая, а другая — с козлиным копытом. И мать Царицы родила эту необычную девочку и вырастила её, и когда девица готова была для замужества, то не захотела выходить ни за кого замуж из-за своей уродливой ноги и оставалась девственницей, пока не начала править.
Царица Савская с копытом. Норманнская мозаика XII в., Собор Отранто, Южная Апулия
В фалеристике и нумизматике
В память о Богоявлении язычникам в католических храмах в этот день совершается торжественная служба, во время которой совершаются жертвоприношения Христу: как царю — золото, как богу — ладан, как человеку — мирра.
В полночь после вечерней мессы устраивается семейный ужин. Практически ни один праздник в Австрии не обходится без специальных кушаний, вот и в этот вечер на столе обязательно присутствует «рождественское полено».
Просьба о благословении у дверей монастыря Мариенберг в Южном Тироле
Старинное обрядовое действо
Король-гигант Мельхиор на улице Компанья 01
В православии Богоявление тесно связано с Крещением, а в католических странах акцент делается на событиях после Рождества, главным образом на принесении даров Иисусу тремя странствующими волшебниками королевских кровей. Считается, что, следуя за Вифлеемской звездой, мудрецы пришли к новорожденному Спасителю, Иисусу Христу и оставили ему в качестве знака преклонения золото, мирру и ладан. В православии принято считать странствующих мудрецов волхвами-волшебниками.
Согласно Библии, волхвы преподнесли младенцу Иисусу дары. Поэтому и сейчас подарки являются важнейшей составляющей празднования Дня Трёх Королей. Постепенно к VII в. сформировался окончательный вариант легенды. Стали считать, что всего королей-волшебников было трое. Ведомые пророчеством о Христе Первосвященнике и Спасителе Мира, они пришли в город Вифлеем, где нашли младенца. Впервые имена волшебников встречаются в работах Беды Достопочтенного — английского богослова и монаха ордена св. Бенедикта, жившего в VII в.
Каждый из волшебников представляет одну страну света и три возрастных этапа человека:
Мельхиор — старец с белой бородой и светлыми волосами. Это представитель Европы. Он преподнес Иисусу золото.
Гаспар или Каспар
Гаспар или Каспар — юноша с каштановыми волосами, является выходцем из Азии. Его дар — ладан.
Бальтазар, Бальтасар или Валтасар — чернокожий мужчина средних лет, представляющий Африку. По легенде он подарил Христу мирру.
Символы и традиции праздника
Эти три персонажа являются главными действующими лицами проходящих по всей стране торжеств. Праздник Трёх Королей является одним из самых любимых праздников среди жителей Испании. Согласно традиции, Мельхиор, Бальтазар и Гаспар приносят детям подарки в канун Дня Богоявления в Испании. В этом они напоминают Санта-Клауса, который менее популярен в Испании. Дети заранее пишут королям письма с пожеланиями, чтобы получить заветный подарок.
Странствуют маги на верблюдах, поэтому следует налить в ведро воды, чтобы животные смогли утолить жажду. В канун праздника нужно обязательно до блеска натереть свою обувь, выстлать её изнутри соломой и выставить за дверь. В ночь с 5 на 6 января семья накрывает стол с угощениями для королей-магов. Утром дети находят в своих ботинках подарки. Послушный ребёнок обнаруживает там сладости, игрушки, иногда — то, что он просил в письме. Непослушным детям волхвы могут насыпать в обувь уголь. Но сказочные короли — добрые персонажи, поэтому вместо угля они кладут в башмаки особую сладость — чёрный сахар, называемый карбоном.
На Праздник Трёх Королей в Испании жители освящают в церквях воду, ладан и мел, которым на дверях домов пишут начальные буквы имён королей — M, С, B. По традиционным народным поверьям это помогает сохранить здоровье и благополучие семьи и уберечь её от злых сил. При этом мел, которым была сделана надпись, следует хранить весь следующий год.
В разных регионах Испании сохранились свои традиции празднования. Яркие наряды являются непременным атрибутом Дня Королей Магов в Испании. Жители одеваются в костюмы, изображающие свиты волшебников. Дети часто носят длинные белые рубашки и короны, сделанные из бумаги. Если есть повозки принимающие участие в шествии на празднике, то их тоже обязательно украшают.
Дома принято декорировать яркими плакатами и гирляндами для того, чтобы странствующие маги не пропустили жилище и не оставили его обитателей без подарков. Так же популярны вертепы — самодельные композиции, изображающие сценки Рождества Христова, выполненные из дерева, металла, керамики и других материалов.
Праздничное блюдо — Роскон
Щедрый стол — это обязательный атрибут праздника Богоявления в Испании. Главное блюдо — сдобный пирог, который называется roscón de reyes, или просто роскон. Он имеет форму кольца или короны. В состав должны обязательно входить следующие ингредиенты:
Лакомство разрезается на несколько кусков и распределяется между собравшимися за столом членами семьи. Нередко внутрь угощения хозяйки прячут боб и небольшую керамическую фигурку, изображающую одного из королей.
Согласно традиции, человек, которому достанется вместе с пирогом бобовое зерно, должен купить роскон на следующий год. Счастливчик, получивший фигурку, объявляется королем или королевой вечера.
Образ в искусстве
«Царица Савская».Миниатюра из средневекового немецкого манускрипта
В изобразительном искусстве
Изображения царицы как «Королевы Гусиная Лапа» были впервые описаны историком искусства Жаном Мабильоном ещё в 1682 г. Это были портальные статуи аббатства Сен-Бенинь (Дижон), церкви св. Петра в Невере (Бретань), Сен-Пурсен-сюр-Сьюль (Овернь) и в церкви Девы Марии в Нель-ла-Репост (Шампань). Эти скульптуры не сохранились, будучи разрушены в антиклерикальный период Французской революции.
Рост интереса к царице происходит в эпоху Ренессанса, когда особое внимание уделяется её царственному величию и пышности. Наиболее интересным из всех её изображений является цикл фресок работы Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо, посвящённый истории Животворящего Креста, одним из значимых персонажей которой, согласно «Золотой Легенде», являлась царица. Пьеро делла Франческо изобразил её женщиной белой расы в европейских одеждах, несколько раз, в различных ситуациях.
Миниатюра к книге Боккаччо «Достославные женщины», Франция, XV в.
«Царица Савская на троне». Персидская миниатюра XVI в.
Лоренцо Гиберти. «Райские врата»: Встреча Соломона и царицы Савской
«Святая Македа, царица Савская». Современная икона
Флобер, «Искушение святого Антония»
В русской литературе
Афиша кинофильма 1921 года
В Священных Писаниях
«Встреча Соломона и царицы Савской». Фреска Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо
В Ветхом Завете
И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всём, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царём, творить суд и правду. И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда ещё не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота (2Пар. 9:13). В этой же главе описывается роскошь, которую смог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, великолепие которого превосходило любой другой престол того времени. Кроме того, Соломон сделал себе 200 щитов из кованного золота, и все сосуды для питья во дворце и в Храме были золотыми. «серебро во дни Соломона вменялось ни во что» (2Пар. 9:20) и «превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью» (2Пар. 9:22). После этого визита многие цари также желали визита к царю Соломону (2Пар. 9:23).
Страна Сава упоминается также в книгах пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, а также в книге Иова и Псалмах.
«Соломон и царица Савская», картина Тинторетто, ок. 1555, Прадо
В Новом Завете
«Поклонение волхвов», картина Рубенса
Это трактовка во многом основывается на ветхозаветном пророчестве Исайи о поднесении даров Мессии, где он также упоминает страну Сава, и сообщает о дарах, аналогичных преподнесённым царицей Соломону: «Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис. 60:6). Новозаветные волхвы также преподнесли младенцу Иисусу ладан, золото и мирру. Родство этих двух сюжетов даже подчёркивалось в западноевропейском искусстве, например, их могли помещать на одном развороте манускрипта, напротив друг друга (см. раздел В изобразительном искусстве).
«Соломон на троне среди зверей». Персидская миниатюра XVI в.
Согласно мусульманской традиции Соломон узнаёт от птицы худ-худ (удода), о существовании царицы Балкис — правительницы сказочно богатой страны Саба, восседающей на троне из золота, украшенном драгоценными камнями, и поклоняющейся солнцу. Он пишет ей письмо со словами: «От слуги Бога, Соломона, сына Давида, (к) Балкис, Царице Шебы. Во Имя Бога всемилостивого. Мир да пребудет с тем, кто следует по пути истины. Не восставайте на меня, но придите и предайтесь мне». Письмо передаёт царице та же птица, что рассказала Соломону о её царстве.
Получив письмо, Балкис испугалась возможной войны с Соломоном и послала ему богатые дары, которые он отверг, сказав, что пошлёт войска, захватит её города и выгонит их жителей с позором. После этого Балкис решила сама приехать к Соломону, выразив этим свою покорность.
«Царица Билкис и удод». Персидская миниатюра, ок. 1590—1600
Таким образом она признала всемогущество Сулеймана и его Бога, и приняла Ислам.