Шедевры человеческого гения
Список включает в себя:
- Поставление иконы Богоматери во Владимирской Богородицкой церкви в 1158—1160 годах
- Успенский собор Андрея Боголюбского, построенный в XII—XV веках
- Белокаменные памятники Владимирского княжества, внесенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО
В этом списке не перечисляются:
- Детали русско-византийской войны 941—944 года
- Терминология использованная для обозначения княжества на разных этапах его существования
Роль Владимирского княжества в культуре
Интересный факт о Владимирском княжестве – это его значительное влияние на культурное развитие в период пребывания у власти князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Благодаря этим правителям, княжество стало центром более высокой культуры с постройкой около сотни городов в XII — начале XIII веков.
Неведомый герой Слова о полку Игореве
Первый выпуск колонки Второстепенный персонаж знакомит нас с Овлуром, о человеке, о котором известно не так уж много. Однако, без его вмешательства, главный герой Слова о полку Игореве мог бы закончить свой земной путь раньше времени. Овлур, половец, совершил рискованный поступок, освобождая государственного преступника, и это вызывает много вопросов о его мотивах.
Русско-византийская война 941—944 годов
Важным событием была русско-византийская война 941—944 годов, в которой флот князя Игоря был разгромлен у входа в Босфор византийской эскадрой, применившей греческий огонь. После этого, боевые действия продолжались ещё три месяца на черноморском побережье. Важными участниками событий стали роман I Лакапин, адмирал Феофан и другие.
Текст: Ольга Лапенкова
История Владимирского княжества
В летописях княжество именовалось Суздальская земля́ (название преобладает до конца XIII века) и Великое княжение Владимирское (преобладает в последующее время); в литературных памятниках иногда — Залесская земля, Зале́сье (то есть то, что находилось за лесом по отношению к киевским землям); в новгородском летописании — Низовская земля.
Список войн Российского государства
С 1478 года, год образования единого Русского государства, были проведены войны с некоторыми странами-противниками. Вот список стран и количество конфликтов:
Казанское ханство – 7 войн
- Русско-казанские войны
Иран (Персия) – 7 войн
- Русско-персидские войны
Япония – 5 войн
- Русско-японская война
- Японское участие в Сибирской интервенции
- Хасанские бои (1938)
- Бои на Халхин-Голе
- Советско-японская война
Германия (Пруссия) – 3 войны
- Семилетняя война
- Первая мировая война
- Великая Отечественная война
Особенности Владимирского княжества
Для работы над обозначенной темой, важно учитывать несколько ключевых моментов:
- Запрос Владимирское княжество перенаправляется сюда; также см. другие значения.
- Столица: Суздаль (1125—1157), Владимир (1157—1389)
- События:
- Перенос столицы во Владимир
- Слияние с Московским княжеством
- История:
- Киевская Русь (IX—XII век или XIII век)
- Удельная Русь (XII—XVI век)
- Великое княжество Владимирское
- Новгородская республика (1136—1478)
- Великое княжество Литовское (XIII век—1795)
- Великое княжество Московское (1263—1478)
- Русское государство (1478—1721)
- Русское царство (1547—1721)
- Российская империя (1721—1917)
- Российская республика (1917—1918)
- Российская Федерация (с 1991)
Вели́кое кня́жество Влади́мирское до 1157 года — Су́здальское княжество — русское княжество XII—XIV веков, ставшее ядром Русского государства.
Переложение Слова о полку Игореве
Переложение написано в 1817—1819 гг. (более точная дата неизвестна). При жизни Жуковского не публиковалось. Впервые напечатано Е. В. Барсовым в Чтениях в императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете, 1882, кн. 2, по копии, находящейся в архиве А. С. Пушкина. Барсов считал автором переложения Слова о полку Игореве Пушкина. Вскоре, однако, В. Е. Якушкин высказал сомнение в его авторстве (Русская старина, 1884, т. XLIV, декабрь, стр. 543).
Принадлежность переложения Жуковскому была установлена затем публикацией И. А. Бычковым текста Слова о полку Игореве по черновому автографу Жуковского, находящемуся в ГПБ, № 27 (см. отчет ИПБ за 1884 г., СПб., 1887, Приложение, стр. 80 и 182—199). Этот черновой автограф, носящий многочисленные, в несколько слоев, поправки, был, по-видимому, тогда же (около 1819 г.) перебелен Жуковским. Беловая рукопись до нас не дошла, но с нее позднее (вероятно, не ранее 1833 г.) была снята писарская копия, вновь пересмотренная и исправленная Жуковским.
В конце 1833 или в 1835 г. он передал эту копию А. С. Пушкину, изучавшему Слово о полку Игореве. Пушкин нанес на копию свои поправки и замечания. Копия находится в Институте русской литературы (Пушкинский дом), ф. 244, оп. 1, № 1093, и напечатана Т. Г. Зенгер-Цявловской, с подробным комментарием, в сборнике Рукою Пушкина, М. — Л., Academia, 1935, стр. 127—145. В 1837 г., при подготовке посмертного издания сочинений Пушкина, с этой копии, исправленной Жуковским и Пушкиным, были изготовлены две другие писарские копии, ошибочно вплетенные в сборник материалов для этого издания (ИРЛИ, ф. 244, оп. 8, № 93). Текст, далеко не исправный, одной из этих двух копий и был напечатан Е. В. Барсовым как принадлежащий Пушкину.
Настоящий текст Слова о полку Игореве
Печатается по копии ИРЛИ № 1093 с учетом поправок, внесенных в нее Жуковским. Некоторые места, пропущенные, искаженные или недописанные в этой копии, исправлены по автографу ГПБ № 27; поправки и замечания Пушкина в текст не вводятся.
Текст Жуковского перепечатывается в ряде современных изданий Слова о полку Игореве как одно из лучших поэтических переложений Слова на современный русский язык.
Города княжества
Характерной особенностью княжества было отсутствие одного самого крупного центра. Длительное время здесь существовали два центра — Ростов и Суздаль. В XII веке к ним добавился Владимир. По мнению историка М. Н Тихомирова, важнейшими городами княжества были:
- Ростов
- Суздаль
- Владимир
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли — это…
В Поисках Реки Каялы
24 ноября, 00:00
Место битвы дружины Игоря с половцами по разным гипотезам; авторы этих гипотез; название реки, которую они приняли за Каялу и расстояние по прямой от южных границ Киевской Руси (от окраин древнерусского города Донец):
Следы Древних Воинов: Река Каяла и маршрут дружин князя Игоря
Купить вторичный контент и текст (для таймлаин) можно в блоге Константина Демидова.
Карамзин Н.М. (р. Кагальник, 420 км); Балагей Д.И., Аристов Н.Я., Бутков П.Г. (р. Кальмиус, 270 км); Афанасьев В.А. (р. Быстрая, 400 км); Стеллецкий В.И. (р. Калитва, 350 км); Арцыбашев Н.С. (р. Айдар, 220 км); Сибилев Н.В., Кудряшов К.В., Гетманец М.Ф. (р. Макатиха, 150 км); Лонгинов А.В. (р. Мокрые Ялы, 220 км); Рыбаков Б.А. (Каяла — поэтич. вымысел, р. Сюурлий-Гнилуша, 150 км); Федоров В.Г. (протока Кривель, 110 км); Гойгел-Сокол М.Т., Пядышев Г.Е. (р. Малая и Крайняя Балеклейка, 60 км). Путь дружин князя Игоря (и Всеволода) до брода у Изюма.
Вот уже более двух веков ученые и краеведы ищут эту загадочную реку и никак не могут найти. Выдвинуты разные гипотезы, произведены исследования, основанные на разборке текста замечательного поэтического произведения Слово о полку Игореве, а также Ипатьевской и Лаврентьевской летописей. Были проведены и археологические поиски. И написано на эту тему изрядное количество книг.
Чтобы лучше понять те события, маршрут дружин и их маневры, совершим небольшой экскурс в прошлое — в XII век. В те далекие времена Киевская Русь занимала площадь чуть побольше современной Украины. Восточные ее границы проходили по линии Мурома, Курска, Ворсклы, Днепра. Состояла она из 15 княжеств, которые враждовали между собой, часто вели братоубийственные войны. При этом в союзники брали тех же половцев, что усугубляло еще больше страдания жителей древнерусского государства.
Летом 1184 Святослав с Рюриком отправились в новый поход на половцев и разгромили их в районе притоков Днепра — Самары и Орели, захватив в плен 17 ханов во главе с грозным Кобяком и несколько тысяч пленных. А князь Игорь Святославич в том походе не участвовал.
Наступил уже и 1185 год, и снова на Киевскую Русь двинулись половцы, теперь уже во главе с могущественным ханом Кончаком,стремясь взять реванш. И снова стали скликать рать большую Святослав с Рюриком (Святослав, двоюродный брат князя Игоря, по договоренности в 1181 году стал править Киевом, а Мономахович Рюрик — остальными городами Киевского княжества). И на этот раз князь Игорь не учавствовал в походе. Ему, по некоторым летописям, будто бы помешал туман выйти со своим войском к месту общего сбора русских дружин. И вновь киевские князья одержали победу над половцами. Большую победу! Бежал могущественный Кончак, но значительная часть его войск попала в плен. И вся Русь праздновала победу!
Честолюбивый князь не находил себе места. Авторитет его заметно падал в среде русских князей, да и народ теперь восхищался больше подвигами Святослава и Рюрика. Игорь стал тайно готовиться к самостоятельному походу, желая как бы реабилитировать свое имя, доказать всем, что он и сам не менее предан Киевской Руси и не менее способный полководец.
Большинством историков принят следующий график похода дружин Игоря в половецкие степи. Сам поход длился с 23 апреля по 12 мая. Календарный план выглядит так:
- 23 апреля — выступление дружин Игоря из Новгорода-Северского;
*Следов Древних Воинов
Река Каяла и маршрут дружин князя Игоря
Купить вторичный контент и текст (для таймлаин) можно в блоге Константина Демидова.*
Благодарим за внимание, уважаемые читатели!
1-мая — переход через верховья Северского Донца (в тот день было солнечное затмение, что отмечено и в самом «Слове», и в летописях, и в астрономических документах);
3 и 4 мая — отдых и соединение с дружиной Всеволода чуть ниже города Короча;
5 — 8 мая — переход общих войск к Сальнице у Изюма;
9 мая — встреча с разведчиками у Сальницы и переход в оставшуюся часть дня и в ночь с 9 на 10 мая до «обеднего» времени от Сальницы (от Изюма) до Сюурлия;
10 мая — первый удачный бой дружин молодых князей с половцами у р. Сюурлий;
11 мая — окружение рати Игоря войсками кочевников;
12 мая — гибель полков князя Игоря.
Таков общий план того похода дружин князя Игоря. Почти все историки сходятся во мнениях, пока речь идет о перемещении рати русичей от Новгорода-Северского до Изюма (до р. Сальница). А дальше, уже от Изюма, после перехода Северского Донца, пути дружин по той или иной гипотезе сильно расходятся.
Но опять же, опираясь на реальные сроки похода, на реальную скорость перемещения русичей, историки пришли к выводу — место сражения дружин Игоря с половцами следует искать в радиусе 40 80 км от Изюма в «половецкой» степи,а не возле Тмутаракани, у Азовского моря!
Для правильного определения маршрута движения рати Игоря от Новгорода-Северского до Изюма нужно знать и расположение древних дорог, а также помнить и то, что владения князя находились значительно выше княжества Святослава, Рюрика, и еще то, что Игорь выступил ранней весной, когда многие реки разлились и вышли из берегов. По Муравскому шляху на Русь скакали половецкие конники, наводя на жителей страх и ужас, разоряя их и забирая в плен женщин, мужчин, детей. Но по этому же древнему шляху ходили и караваны купцов с товаром, и возы с солью от половцев. Не из одних же только войн и стычек складывались отношения? Некоторые из кочевников были породнены с русскими князьями. Да и сам-то князь Игорь собирался женить своего сына на дочери хана Кончака. Они были уже помолвлены.
А теперь приведу читателям карту- схему. На ней указаны места битвы рати Игоря с кочевниками по разным гипотезам. И вы уже сами сможете оценить, где более реальная версия, а где и «смелый полет фантазии».
Из существующих в настоящее время гипотез по передвижению рати Игоря и последующих событиях наиболее разработаны три: это гипотезы профессора генерал-лейтенанта инженерно-технической службы В.Г.Федорова, академика Б.А.Рыбакова и профессора Харьковского пединститута М.Ф.Гетманца.
Изучая работы своих предшественников, читая с огромным интересом опубликованные статьи и монографии, я и сам не удержался и занялся разработкой уже своей собственной гипотезы. А главным поводом, эмоциональным толчком послужили последние «самые научные» доводы профессора М.Ф.Гетманца, напомнившие чем-то слова из рассказа А. П. Чехова «Письмо к ученому соседу»: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»,— которыми он подвел итог своим исследованиям в поисках Каялы-реки.
«Если Сальница — река, впадающая в Северский Донец в районе Изюмского кургана,— что признается фактически всеми исследователями,— если Игорь ставил перед собой цель «испити шеломом Дону»,— что представляется совершенно бесспорным,— то другого варианта (кроме, видимо, гипотезы самого проф. М.Ф.Гетманца. — Авт. ) нет и быть не может».
Сказав «а», профессор должен был бы сказать и «б». Сказав, что реку Каялу следует искать в радиусе 25-30 км от Изюма, следовало бы и на другие речушки поглядеть, оценить и их с позиции возможности присвоения имени Каялы. Неподалеку от Изюма по правому берегу Донца в него впадает река Берека. Длина ее не менее 90 км. Это не крошечная Макатиха, затерявшаяся где-то в половецкой степи. И еще одно преимущество имеет она. Ее знали все! Она была известна хорошо на Руси, ибо купцы, что ходили по тому Муравскому шляху, обязательно ее видели. И не один раз!
Почему же ученые, историки, краеведы не обратили на нее внимание? А не заложен ли здесь тот же парадокс, что и с тем важным письмом, украденным у знатной дамы, в известном рассказе А. Конан Дойла. Так, возможно, произошло и с Каялой-рекой. Все много раз встречали название Берека. Все видели его на картах. Но никто почему-то не захотел предположить, что это и есть та легендарная Каяла-река, которую ученые ищут вот уже два века и не могут найти.
Е.С.Отин проводит параллель в названиях между реками Каяла и Берд. Он считает, что это название одной и той же реки, а точнее, многих рек, но разными кочевниками. Каяла — это половецкое название. Берд — это ногайское. Есть и совместные названия, они даны выше. Могло название Берда, по мнению Е. Отина, произойти и от личных имен ханов Золотой Орды — Бердыбека и Давлет-Берды. А теперь сравните — Берека, Берек, Берд, Берт, Берды-бек.
Однако, как я уже говорил, и этот ученый считает, что «быстрая Каяла», что встречается в «Слове» — это поэтический образ. Настоящая же река, где произошло то сражение, носит название Сюурлий! (Такого же мнения и академик Б.А.Рыбаков). Назваине реки и зафиксировано в летописях.
Окончание см. на следующей стр. «Украина Incognita»
Выпуск газеты №:
Князь Игорь в «Слове о полку Игореве»
В отличие от летописного описания в памятнике древнерусской литературы сам князь появляется нечасто, а говорит он лишь однажды. Можно выделить те эпизоды, в которых мы видим князя Игоря или слышим о нём и его судьбе. Можно собрать такой материал в таблицу.
Зачин. Воспоминания о Бояне Упоминание имени князя Игоря —
Решение князя о походе Исполнившись мужества, навёл свои полки на землю Половецкую за землю Русскую Автор создаёт образ эпического героя, мужественного и бесстрашного. Его не страшит предзнаменование, поэтому он говорит о желании «преломить копьё на границе поля Половецкого, либо голову сложить, либо шлемом испить из Дону». При этом автор замечает, что «ум князя уступил желанию»: отправляясь в поход, князь не учёл многое, поступил своевольно и недальновидно, что делает его человеком своего времени сов всеми его достоинствами и недостатками.
Затмение солнца Обращение к дружине
Начало похода. Движение русского войска. Встреча с братом Всеволодом. Два брата («оба мы Святославичи») объединяются. Мы не видим князя Игоря ни в действии, ни в его реакции на встречу с братом. Но он впереди войска («сел в золотое седло», «воинов к Дону ведёт!»)
Вторая битва Игорева войска с половцами Игорь в бою не изображён, но он пытается помочь брату, разворачивая полки Бьются русские три дня (фольклорные традиции дают себя знать!). Лишь «на третий день пали стяги Игоревы»
Повествование о русских междоусобных войнах (крамолах) Игорь и Всеволод упоминаются автором Называя их храбрыми, автор говорит, что они «коварство разбудили раздором», он же обвиняет князя за то, что погубил русское войско, «просыпав русское богатство не дне Каялы – реки половецкой». Сам же Игорь- князь пересел из седла золотого в седло рабское».
Золотое слово Святослава Горькая весть о гибели русских воинов и пленении князей. В своём золотом слове князь киевский Святослав, отдавая дань мужеству Игоря и Всеволода («ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены»), укоряет их за поспешное, своевольное решение («Рано стали вы себе славы искать. Что же сотворили вы моей серебряной седине?»)
Оплакивание погибших Вся Русская земля скорбит. «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы, — так и Русской земле без Игоря
Побег князя Игоря Возвращение князя на Русскую землю «Села рады, грады рады».
Первый вариант сочинения
Сквозь века дошло к нам величайшее творение древнерусской литературы, созданное неизвестным автором. «Слово о полку Игореве» — без сомнения, бесценное достояние мировой культуры. В нём отражена главная проблема своего времени – разобщенность русского народа, раздробленность русских земель.
Князь Игорь. Иллюстрация П. Скотарь
Главный герой «Слова о полку Игореве» — молодой русский князь Игорь Святославович, правивший славным городом-государством Новгородом. В историю он вошёл как организатор неудачного похода против половцев.
В произведении он описывается как честный и справедливый правитель, а также мужественный и отважный воин. Не один раз он доказывал собственную храбрость в боях за родную землю. Однако ему свойственны такие качества, как излишняя самоуверенность, эгоизм и тщеславие, которые неоднократно приводили его к совершению необдуманных действий.
Не все исследователи «Слова о полку Игореве» видят князя Игоря таким, каким его представляет автор. Одни учёные называют его патриотом и защитником своей земли, а другие – осуждают князя за совершение необдуманного поступка, который свёл на нет предыдущие успехи князя Святослава Киевского.
К примеру, знаменитый академик Д.С. Лихачёв называет князя Игоря храбрым и мужественным, но легкомысленным человеком. А исследователь Б.А. Рыбаков отзывается об Игоре Святославиче как об эгоистичном и самонадеянном человеке, мечтающем только о славе.
В действительности князь Игорь и правда жаждет лёгкой победы, для того чтобы прославиться на всю землю русскую, поэтому отправляется в рискованный поход против половцев. Будучи уверенным в своей силе, Игорь не захотел объединяться с соседями. Тщеславие застило ему глаза, и он не видел реальной картины происходящего.
Князю Игорю было необходимо доказать окружающим собственную значимость и силу. Он хотел, чтобы другие князья убедились в том, что он по праву занимает своё место. Но его поход говорит не столько о храбрости героя, как о его безрассудстве и недальновидности. Как правитель, он должен был понимать, что идти с небольшим войском против превосходящего силами противника очень рискованно. Он обязан был думать о сохранности жизней своих подданных, а не о собственной славе.
Недальновидность князя Игоря стала причиной неоправданной гибели сотен преданных ему воинов. Кроме того, он открыл путь врагу к остальным русским землям, уничтожив предыдущие достижения других князей в укреплении обороны.
Образом князя Игоря автор хотел показать, к чему ведёт разобщённость русских княжеств и разрозненные действия их правителей. Даже благородный, любящий свою Родину человек может совершить настоящую катастрофу, взвалив на свои плечи слишком тяжёлую для него ношу.
Рабочая гипотеза
Но, так или иначе, самая правдоподобная гипотеза на данный момент такова: Овлур помог князю Игорю сбежать, потому что был сыном русской женщины, которую много лет назад насильно увезли в половецкую степь. И каким-то неведомым образом пленница, на всю жизнь затаившая обиду на похитителей, смогла привить сыну любовь к родине — родине, которую он никогда не видел. В примечаниях к «Слову о полку Игореве», вышедшему в издательстве «Советский писатель», со ссылкой на историка В. Н. Татищева читаем:
Так что Овлур — не только значимый для сюжета «Слова о полку Игореве», но и по-настоящему уникальный персонаж: благородный предатель.
Князь Игорь в летописи
События, связанные с походом новгород-северского князя Игоря, приходятся на весну 1185 года. Небольшое русское войско движется в «дикое поле», в «незнаемую страну». Это дружина князя Игоря и немногих его союзников.
Воины помнят о солнечном затмении, которое было истолковано как дурное предзнаменование: «Княже! се есть не на добро знамение се». Однако Игорь, обратившись к войску, сказал: «А нам что сотворить бог, — или на добро, или на наше зло, — а то же нам видети». Иначе говоря, князь говорит о невозможности предугадать судьбу, незачем думать о том, что будет понятно потом. Тяжкое предчувствие не оставляет воинов, они прощаются с Русской землёй, которая уже «за шеломянем еси», продолжая двигаться вглубь Половецкой степи.
Разведка, высланная вперёд, доносит, что половцы не были застигнуты врасплох, что они готовы к бою, но князь Игорь не поворачивает коней, хотя и не уверяет воинов в близкой победе, однако он говорит о бесчестье возвращения без боя. Перед первой битвой Игорь вновь обращается к дружине: «Братья, сего есмы искали, да потягнем». При этом он не сулит воинам ничего: ни военной добычи, ни победы. Он лишь обращается к их мужеству, чувству долга и чести.
После первой лёгкой победы русичи увидели «всю половецкую землю», собравшуюся вокруг них. Игорь вновь обращается к дружине со словами ободрения, сказав о том, что все знали, на что шли, выступая в поход.
Именно чувство чести диктует и тактику ведения боя. В войске князя не только дружинники, ехавшие на конях, но и «чёрные люди» (крестьянское ополчение), передвигавшиеся пешком. Князь повелел дружинникам сойти с коней, чтобы сражаться вместе, не опережая друг друга. В этом проявилась забота князя о «чёрных людях», оставить которых он считает грехом: «Поидем, но или умремь, или живи будемь на единомь месте».
Русичи терпят страшное поражение. Раненный в руку князь Игорь связан и взят в плен. Он принял вину за произошедшее на себя и каялся в преступлениях, совершённых им во время междоусобных войн. Он вспоминает о кровопролитии на своей родной земле, когда «живые завидовали мёртвым». «И всё то я совершил. Недостоин я жить!» — говорит Игорь. Теперь он объясняет поражение от половцев предшествующими междоусобными войнами с другими русскими князьями. Теперь им не хватает единства, чтобы выступить против сильнейшего врага хана Кончака.
Второй поход Игоря (943 год)
Все оригинальные сведения о втором походе князя Игоря, который ряд историков считает вымыслом летописцев, и последующем мирном договоре содержатся только в древнерусских летописях.
Историки датируют поход 943 годом (Н. М. Карамзин, Б. А. Рыбаков, Н. Я. Половой). Новгородская первая летопись младшего извода, которая содержит фрагменты летописи XI века, ошибочно датирует первый поход 920 годом и сообщает о повторном походе через год (предводителем второго похода назван Олег, представленный здесь воеводой Игоря). Византийский хронист Продолжатель Феофана под 943 годом упоминает о большом походе «турок», который завершился мирным договором с Византией. Под «турками» греки обычно подразумевали венгров, начавших совершать набеги на Византию с 934 года, и не исключено, что древнерусский летописец просто спутал венгров с печенегами. По крайней мере Продолжатель Феофана сообщает о том, что после договора с «турками» в 943 году мир сохранялся 5 лет.
Второй вариант сочинения
В «Слове о полку Игореве» повествуется о событиях 1185 года, когда князь Игорь Святославович решил в одиночку отправиться в поход против половцев. В результате его войско потерпело поражение, а сам он попал в плен к врагу.
Причины подобного поведения князя неоднозначны и вызваны тем, что ранее ему не удалось принять участие в обороне родной земли от вражеского посягательства.
Сцена из оперы «Князь Игорь». Красноярский театр оперы и балета
Центральный персонаж «Слова о полку Игореве» — князь Игорь Святославович. Все события произведения становятся результатом его действий.
Игорь Святославович был князем небольшого города-государства, именующегося Новгород-Северским. Игорь – сын Святослава Ольговича и внук Олега Святославича. Женат князь Игорь был на дочери галицкого князя Ярослава, прозванного за свою мудрость Осмомыслом. В браке у них родилось пятеро сыновей и дочь.
По мере развития сюжета раскрывается характер главного героя. Мы видим его в начале похода, во время кровопролитного сражения, становимся свидетелями его пленения, а затем освобождения и возвращения домой. Ему было уже тридцать четыре года, поэтому его характер полностью сформировался.
Положительные черты князя — это мужество, отвага, храбрость, честность, патриотизм, благородство, самоотверженность. Его отрицательными чертами можно назвать гордыню, тщеславие, горячность, эгоизм, самоуверенность, недальновидность.
Народ воспринимает вернувшегося из плена князя Игоря как победителя. Однако автор не показывает нам ни покаяния князя, мы не слышим никаких его слов, но сама личность князя и его история нужны автору для того, чтобы говорить о самом сокровенном. Поэтому так важно возвращение Игоря, потому что это вселяет надежду на светлое будущее Русской земли.
Дела давно минувших дней
Конец XII века. Некогда единая, Киевская Русь распалась на полтора десятка мелких княжеств, в каждом из которых человек человеку — волк. Какого князя ни возьми, он только и ждёт, когда соседнее «государство в государстве» ослабнет, ведь тогда его можно будет завоевать. Вот что на эту тему пишет Б. А. Рыбаков, автор учебника «Киевская Русь и русские княжества XII—XIII веков»:
Ситуация — врагу не пожелаешь! Особенно если учесть, что большинство этих князей, живущих на «самостоятельных землях», являлись близкими родственниками и должны были, по-хорошему, друг друга защищать. Тем более что защищать было от кого. Кочевники-половцы, которых по сей день называют «стервятниками степи», — это вполне реальная угроза.
О том, чтобы завоевать всю Киевскую Русь, половцы не мечтали: силёнок маловато. И даже «ухватить» себе отдельное княжество никто из местных вельмож всерьёз не планировал. Но вот напасть на какой-нибудь город на южной границе Руси, отбить ресурсы, захватить трофеи, увезти девушек — от этого ни один порядочный половец не отказывался.
Отношения между русскими князьями и половецкой знатью простотой не отличались. С одной стороны, оседлые русичи и диковатые кочевники на протяжении столетий были заклятыми врагами — и, учитывая воинственный нрав последних, примириться никак не могли. С другой стороны, иногда они вполне «культурно» общались и даже заключали династические браки. В статье Н. С. Гусева читаем:
Как бы то ни было, к моменту монгольского нашествия русская и половецкая аристократии были тесно оплетены родственными связями, культуры обоих народов взаимно обогащались».
Однако — обогащение обогащением, а если кочевой народ привык нападать на земли, которые лежат у него под носом, то перевоспитать этот народ практически невозможно. Поэтому неудивительно, что главный герой «Слова о полку Игореве» решил что-нибудь с этим сделать и проучить половцев. Уничтожить их всех славный воин не стремился; но ведь и половцы, повторимся, не питали надежд прибрать к рукам русские земли. Поход князя Игоря планировался как очередная дисциплинарная мера. Иными словами, это было неизбежное обострение вялотекущего конфликта.
И вот самонадеянный князь Игорь, не дождавшись, когда кто-нибудь из других князей предложит ему военную поддержку (а они бы не предложили), выступает против половцев. Помогает ему только брат — тот самый буй-тур (то есть «яростный бык») Всеволод — со своей не слишком-то большой, но славной и гордой дружиной. И на том спасибо!
Но мало того, что сил у князя Игоря не слишком-то много, — вмешиваются и другие причины, которые в итоге приводят воина к поражению. Во-первых, главный герой выступает в поход без благословения отца. Даже не то что без благословения, а наперекор его воле! Князь Игорь, конечно, человек взрослый и самостоятельный, но у древнерусской знати так было не принято. (И хотя Святослав, по-хорошему, приходился Игорю и Всеволоду не отцом, а опекуном, разницы никакой: более опытного воителя полагалось уважать и слушаться.) А во-вторых, князь Игорь пренебрегает не только волей «старшего по званию», но и самих небес. Перед походом происходит самое настоящее солнечное затмение. Дурной знак! Но Игорь всё равно стоит на своём:
Любопытный, кстати, монолог. Убеждая дружину отправиться в путь, Игорь произносит не очень-то позитивную речь. По-хорошему, он должен был сказать: «Не переживайте, ребята, мы молодцы, мы всех победим, да ещё и всё награбленное отберём обратно!» А вместо этого Игорь говорит: «Давайте вместе сложим головы на поле боя или утонем в реке». Возможно, он и сам понимает, что шансов на победу немного?
Тут-то и выходит на сцену Овлур.
Первый поход Игоря (941 год)
Набег на Константинополь в 941 году и последующие события того же года отражены в византийских Хронике Амартола (заимствовано в Продолжателе Феофана) и Житии Василия Нового, а также в историческом труде Лиутпранда Кремонского (книга «Антаподосис»). Сообщения древнерусских летописей (XI—XII вв.) основываются в целом на византийских источниках с добавлением отдельных деталей, сохранившихся в русских преданиях.
Поражение у Иерона
Поход Игоря. Иллюстрация из Радзивилловской летописи
Продолжатель Феофана так начинает рассказ о набеге:
Наиболее подробный рассказ о первой морской битве оставил Лиутпранд:
Согласно Повести временных лет и Лиутпранду, на этом война закончилась: Игорь вернулся с уцелевшими воинами домой (по Льву Диакону, у него осталось едва ли десять кораблей). Император Роман повелел казнить всех пленных русов.
Военные действия в Малой Азии
Расправа воинов Игоря над греками. Иллюстрация из Радзивилловской летописи
Византийский военачальник с воинами X века. Рисунок XIX века
Таким образом в течение всего лета 941 года русское войско грабило малоазиатское побережье Чёрного моря, пока не подошли основные силы византийской армии. Повесть временных лет сообщает о 40 тысячах воинов в армии доместика Куркуаса помимо отрядов Варды Фоки (из Македонии) и стратилата Федора (из Фракии). Боевые действия велись русами набегами с ладей, которые были недоступны для византийских боевых кораблей на малоазиатском мелководье. При попытке прорваться, предпринятой вечером 15 сентября 941 года, флот русов был обнаружен в море и уничтожен возле города Килы (Κοιλία) близ входа в Босфор. Судьба русского войска после второго разгрома на море осталась неизвестной.
Древнерусские источники так перестраивали повествование, чтобы все боевые действия оканчивались на первом и единственном морском поражении. Этот факт историк Н. Я. Половой объясняет тем, что после поражения у Иерона русское войско разделилось. Часть войска с Игорем вернулась на Русь, в русских летописях оказалась отражена только их судьба, однако большая часть флота спаслась на мелководье у побережья Малой Азии, куда греческие корабли не могли подобраться из-за глубокой осадки. В качестве начальника оставшейся в Малой Азии части русского войска Н. Я. Половой рассматривает известного по вышеупомянутому хазарскому источнику Хальгу, который воевал с Византией 4 месяца. Также 4 месяца, с июня по сентябрь 941 года, продолжались боевые действия по Амартолу.
Предыстория и роль Хазарского каганата
Хельгу захватил город Самкерц (возле Керченского пролива), после чего против него и Византии выступил хазарский военачальник Песах, который разорил три византийских города и осадил Херсонес в Крыму. Затем Песах атаковал Хельгу, отбил добычу того из Самкерца и с позиции победителя вступил в переговоры. Хельгу был вынужден согласиться на требование Песаха начать войну с Византией.
Действие «греческого огня» при осаждении Константинополя Игорем. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 год
Дальнейшее развитие событий в «Кембриджском документе» в целом совпадает с описанием похода князя Игоря на Византию, известного по византийским и древнерусским источникам, но с неожиданной концовкой:
Чудесное спасение
Примечательное обстоятельство: вступить в сговор с пленным князем для Овлура не составило никакого труда, а потом, чтобы позвать Игоря, половцу потребовалось просто свистнуть. Значит, герои имели возможность общаться наедине, не привлекая внимания, — а пробраться в тюрьму не менее сложно, чем оттуда удрать. Поэтому велика вероятность, что Овлур был назначен охранником пленного князя (или начальником над охранниками).
Если так, то из того, что Овлуру доверили такое важное поручение — следить за пленным князем, — можно сделать вывод, что это человек особо почитаемый. Значит, в половецких степях у него есть всё, о чём только можно мечтать. Богатство, слава, трофеи и прочие «фантики» — это не то, ради чего Овлур будет предавать половцев и бежать «туда, не знаю куда». Тем более что это мы, читатели, знаем: князь Игорь хороший — и оказанной ему услуги не забудет. А для Овлура это вовсе не очевидно. Мало ли, чего можно ждать от человека, с которым ты знаком всего пару дней?
Но, несмотря на все эти обстоятельства, Овлур помогает Игорю вернуться на Русь. И сам, разумеется, тоже отправляется следом.
Итак, уважаемые читатели, ваши версии! Почему Овлур так поступил? Ответ «У него было не в порядке с головой» не засчитывается.
Русско-византийский договор 944 года
Борис Чориков. Мир с греками 944 года
На следующий год после предполагаемого второго похода князя Игоря византийский император Роман прислал послов с целью восстановить мир. Повесть временных лет датирует мирный договор 945 годом, но упоминание в договоре имени Романа указывает на 944 год (в декабре 944 года Роман был свергнут сыновьями, Стефаном и Константином, которых тут же от власти отстранил новый император Константин Багрянородный).
Через год после заключения этого договора князь Игорь был убит древлянами.