Местоимение как часть речи

Глава книги

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи

На этой странице рассмотрим все ответы на Параграф 9 из учебника по биологии 8 класс Сивоглазов §9.

Строение и функции головного мозга

Каково строение головного мозга у позвоночных животных?

Думай, делай выводы, действуй

Проверь свои знания:

  1. Из каких отделов состоит головной мозг?
  2. Каковы функции промежуточного мозга?
  3. Что такое мозжечок? Каковы его функции?
  4. Каково строение больших полушарий головного мозга?
  5. Каковы функции коры больших полушарий?

Выполни задания

  1. Сравните функции продолговатого и спинного мозга.
  2. На рисунке 41 найдите зону кожно-мышечной чувствительности. Какова её функция?

Обсуди с товарищами

  1. Объясните, что произошло с больным, если у него нарушена двигательная функция правой половины тела.
  2. Почему повреждение продолговатого мозга может быть смертельно?

Выскажи мнение

Верна ли фраза Не действуй мне на нервы? Почему?

Работа с текстом

  1. Составьте план раздела параграфа Передний мозг.
  2. Используя текст учебника, составьте список зон коры полушарий.

Проводим исследование

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Изучение строения головного мозга

  1. Рассмотрите модель (муляж) головного мозга человека. С помощью текста параграфа и рисунков учебника найдите на модели отделы мозга, назовите их. Вспомните, какие функции они выполняют.
  2. Рассмотрите готовые препараты Срезы головного мозга. Большие полушария. Найдите кору больших полушарий, извилины, борозды. Рассмотрите полушария сверху и сбоку.
  3. Зарисуйте схему Строение головного мозга в продольном разрезе и отметьте на ней распределение серого и белого вещества.
  4. Ответьте на вопрос: как размеры конечного мозга связаны с функциями, за которые он отвечает.
  5. Сделайте выводы.

Выберите номер параграфа

Введение в биологию

§ 1. Живая и неживая природа — единое целое.
§ 2. Биология — система наук о живой природе.
§ 3. Роль биологии в жизни современного человека.

Глава 1. Методы изучения живой природы

§ 4. Методы исследования в биологии.
§ 5. Измерения в биологических исследованиях.
§ 6. Эксперимент в биологических исследованиях.
§ 7. Описание результатов исследований.

Глава 2. Организмы — тела живой природы

§ 8. Организм — единое целое.
§ 9. Увеличительные приборы для исследований.
§ 10. Клетка — основная единица живого организма.
§ 11. Жизнедеятельность организмов.
§ 12. Разнообразие организмов и их классификация.
§ 13. Многообразие и значение растений, животных и грибов.
§ 14. Многообразие и значение бактерий и вирусов.

Глава 3. Организмы и среда обитания

§ 15. Среды обитания.
§ 16. Водная среда обитания.
§ 17. Наземно-воздушная среда обитания.
§ 18. Почвенная среда обитания организмов.
§ 19. Организмы как среда обитания.
§ 20. Сезонные изменения в жизни организмов.

Глава 4. Природные сообщества.

Глава 5: ЖИВАЯ ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Предисловие

Друзья, добро пожаловать в удивительный и уникальный мир живых организмов! Вашим гидом в этом мире будет учебник Линия жизни. Этот учебник – первая книга из комплекта, который поможет вам понять живую природу.

Учебник организован следующим образом:

  1. Разделен на главы и параграфы
  2. По содержанию каждой главы указано в оглавлении
  3. Перед каждым параграфом вы найдете вопросы, чтобы лучше усвоить материал
  4. Обязательно изучите иллюстрации и подписи к ним
  5. Ответьте на вопросы, помеченные значком ?
Читайте также:  Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Важные подсказки

  • Термины, которые нужно запомнить, выделены жирным шрифтом
  • Необходимые к запоминанию термины выделены наклонным шрифтом
  • Новые понятия помечены значком и выделены шрифтом

Интересные факты и заключение

Каждый параграф содержит интересные факты и важные заключения, не пропустите их!

Заключение

В конце каждой главы вы найдете краткое содержание и темы для исследований. В предметном указателе в конце учебника вы сможете быстро найти нужную информацию.

Навигация по записям

Урок: Открытие новых знаний

Организационный момент

Приветствую, друзья! Как настроение? (прикрепить зеленый смайлик на доску) Покажите свой смайлик!

Актуализация знаний

Давайте разгадаем загадку: Местоимение как часть речи – наша тема сегодня.

Открытие новых знаний

Попробуем понять предложение: Он узнал, что такая погода установится через несколько дней. Кто он? Какая погода? Через сколько дней?

Давайте изменим предложение: Владимир узнал, что солнечная погода установится через семь дней.

Ответьте на вопросы:

  • Кто он? (Владимир)
  • Какая погода? (Солнечная)
  • Через сколько дней? (Семь дней)

Поехали в увлекательное путешествие по миру живой природы!

Местоимения в русском языке


Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, такая, несколько? (Владимир, солнечная, несколько)


А какими частями речи являются эти слова?


Что они обозначают? (Слово Владимир – это имя существительное, оно обозначает предмет; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – имя числительное, обозначает количество.)


Молодцы, а теперь посмотрите, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами)


Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ.


Итак, есть местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные.

Разновидности местоимений

Давайте вернемся к первому предложению. Почему же мы не смогли понять его? (Местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на что-то).

Итак, МЕСТОИМЕНИЯ – это слова, которые указывают на предмет, признак, количество, но не называют их.

Особенности местоимений

Поэтому мы не можем понять смысл отрывка из знаменитой Алисы в стране чудес Л.Кэрролла.

  • Вы поняли? А почему? (Нет, потому что в тексте много местоимений, которые на что-то указывают, но ничего не называют).

  • А как вы думаете, если местоимения заменяют три разные части речи, могут они отвечать на один и тот же вопрос, иметь одинаковые морфологические признаки и синтаксическую роль? (НЕТ!)

Практическое задание

Тогда предположите, какие вопросы, признаки и роль в предложении. (Зависит от того, какую часть речи заменяют.)

Давайте вернемся к первоначальному предложению.

  • Что можете определить у местоимения он? (М.р., ед. ч., им.п., подлежащее)

  • Что можете определить у местоимения такая? (Ж.р., ед. ч., им. п., определение)

  • Что можете определить у местоимения сколько? (В.п., обстоятельство)

Читайте также:  Основы религиозных культур и светской этики

Итак, местоимения разные. Если они разные, то можете предположить, какой у них морфологический признак? (Разряд по значению!)

Волшебная страна Местоимений

Поработаем в группах.

В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города.

ГородМестоимения
ЛичныйЯ, Мы, Ты
ВозвратныйСЕБЯ, МЫ
ПритяжательныйЕГО, ЕЕ, ИХ
УказательныйЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ
ВопросительныйКТО, ЧЬЯ, ЧТО
ОтносительныйКОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧЕЙ
ОтрицательныйНИКТО, НИЧЕГО, НИКАКОЙ
ОпределительныйКАЖДЫЙ, ТАКОВ
НеопределенныйНЕКТО, НЕКОГО, НЕКОТОРЫЙ

И жило в этой сказочной стране великое множество местоимений.

На улице Яколки живут Я, Мы. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. На улице Тыколки живут ВЫ и их детки – ТЫ. На Дружной улице живут ОН, ОНА и ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.

Самый маленький город в стране – Возвратный. В нём живёт только одна семья – возвратные себялюбки, так их называют в других городах, потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ.

Города местоимений

Притяжательный

Третий город – Притяжательный. В этом городе живут очень дружные жители – местоимения: МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны.

Указательный

В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ.

Вопросительный

Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает, вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название – Вопросительный.

Определительный

В городе Определительный живут всякие разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.

Отрицательный

Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю.


1-2 минуты для завершения работы.


Закрепление новых знаний

Продолжаем работать в группах.

Выпишите из текста все местоимения и определите их разряд с помощью таблицы.


  1. Я – личное, никакой – отрицательное, какие-то – неопределённое, передо мной – личное, за ними – личное
  2. Мне – личное, какая-то – неопределённое, я – личное, по ней – личное
  3. Какой-то – неопределённое
  4. Я – личное, в таких – указательное, нигде – отрицательное, никакого – отрицательное
  5. Моим – притяжательное, самым – определительное

Обратите внимание на слово НИГДЕ. Некоторые лингвисты выделяют группу местоимений-наречий. Например, Бабайцева В.В.

Читайте также:  Технологическая карта урока по орксэ вдали от рая умк основы православной культуры 4 класс план конспект урока по орксэ 4 класс

Местоимение – встать, не местоимение – сесть.

Она, быстро, всякий, теплый, тот, бежит, несколько, два, ваш, любой.


Ребята, для чего нам нужны местоимения? Для чего мы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы после эксперимента, который мы сейчас проведем.


Перед вами текст. Прочитайте его.

Миша пришел к Маше домой. Миша попросил у Маши тетрадь. В тетради было записано домашнее задание. Задание было сложным.

Какие недочеты вы заметили в этом тексте? Повторение в предложении слов, стоящих рядом. Давайте их исправим.

Миша пришел к Маше домой. Он попросил у нее тетрадь. В ней было записано домашнее задание. Оно было сложным.

Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторов. Они являются средством грамматической связи предложений в тексте. Но обращаться со словами этой части речи следует осторожно. Чрезмерное употребление местоимений приводит к тому, что наша речь становится неточной и непонятной, возникает двусмысленность.

Послушайте рассказ А.П.Чехова «Моя «Она»

Это, конечно, лень. Почему вам было трудно? (В тексте много местоимений)

Приложение №1

Проверим! Выполните задание в тестовой форме.

Тест «Да-нет»

Максимальное количество баллов за тест – 10. Поставьте на полях тетради то число, которое вы наберете.

Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Слайд №11

Оцените: 10 баллов – зелёный, 9б -8 б – жёлтый, 7 и менее – красный.

Заполните в «Листе достижений» п. 1.1 в графе «Взаимооценка».

Рефлексия

Вспомните, что планировали узнать. Узнали? Выберите и наклейте смайлик, обозначив настроение: мне комфортно, спокойно, тревожно. Покажите, пожалуйста, смайлики.

Домашнее задание

Изучите тему «Личные местоимения» (стр.246-248).

Составьте таблицу/схему/рисунок по теме или придумайте лингвистическую сказку/загадку/кроссворд о личных местоимениях. Слайд №12

№ п/п Оценка учителя

Знаю, что такое местоимение.

1.2. Различаю местоимения по значению (знаю разряды)

2.1. Знаю личные местоимения и их морфологические признаки 2.2. Знаю возвратные местоимения и их морфологические признаки 2.3. Знаю притяжательные местоимения и их морфологические признаки 2.4. Знаю определительные местоимения и их морфологические признаки 2.5. Знаю указательные местоимения и их морфологические признаки 2.6. Знаю вопросительные и относительные местоимения и их морфологические признаки 2.7. Знаю неопределённые местоимения и их морфологические признаки 2.8. Знаю отрицательные местоимения и их морфологические признаки

Знаю синтаксическую роль местоимений

Знаю порядок морфологического разбора и умею его производить

5.1. Знаю, как пишутся местоимения с предлогами 5.2. Знаю, как пишутся не и ни с местоимениями 5.3. Знаю, как пишутся с местоимениями кое-, -то, -либо, -нибудь

Знаю условия употребления в речи местоимений

Знаю, как отличить местоимения от слов других частей речи

Контрольный тест Контрольная работа

Современный учебник и его применение при обучении биологии в школе

Н. Д. Андреева, Е. Г. Митина, В. В. Скворцов

Андреева Н. Д., Митина Е. Г., Скворцов В. В. Современный учебник и его применение при обучении биологии в школе. 2023;:31-36.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *