Глава книги
На этой странице рассмотрим все ответы на Параграф 9 из учебника по биологии 8 класс Сивоглазов §9.
Строение и функции головного мозга
Каково строение головного мозга у позвоночных животных?
Думай, делай выводы, действуй
Проверь свои знания:
- Из каких отделов состоит головной мозг?
- Каковы функции промежуточного мозга?
- Что такое мозжечок? Каковы его функции?
- Каково строение больших полушарий головного мозга?
- Каковы функции коры больших полушарий?
Выполни задания
- Сравните функции продолговатого и спинного мозга.
- На рисунке 41 найдите зону кожно-мышечной чувствительности. Какова её функция?
Обсуди с товарищами
- Объясните, что произошло с больным, если у него нарушена двигательная функция правой половины тела.
- Почему повреждение продолговатого мозга может быть смертельно?
Выскажи мнение
Верна ли фраза Не действуй мне на нервы? Почему?
Работа с текстом
- Составьте план раздела параграфа Передний мозг.
- Используя текст учебника, составьте список зон коры полушарий.
Проводим исследование
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Изучение строения головного мозга
- Рассмотрите модель (муляж) головного мозга человека. С помощью текста параграфа и рисунков учебника найдите на модели отделы мозга, назовите их. Вспомните, какие функции они выполняют.
- Рассмотрите готовые препараты Срезы головного мозга. Большие полушария. Найдите кору больших полушарий, извилины, борозды. Рассмотрите полушария сверху и сбоку.
- Зарисуйте схему Строение головного мозга в продольном разрезе и отметьте на ней распределение серого и белого вещества.
- Ответьте на вопрос: как размеры конечного мозга связаны с функциями, за которые он отвечает.
- Сделайте выводы.
Выберите номер параграфа
Введение в биологию
§ 1. Живая и неживая природа — единое целое.
§ 2. Биология — система наук о живой природе.
§ 3. Роль биологии в жизни современного человека.
Глава 1. Методы изучения живой природы
§ 4. Методы исследования в биологии.
§ 5. Измерения в биологических исследованиях.
§ 6. Эксперимент в биологических исследованиях.
§ 7. Описание результатов исследований.
Глава 2. Организмы — тела живой природы
§ 8. Организм — единое целое.
§ 9. Увеличительные приборы для исследований.
§ 10. Клетка — основная единица живого организма.
§ 11. Жизнедеятельность организмов.
§ 12. Разнообразие организмов и их классификация.
§ 13. Многообразие и значение растений, животных и грибов.
§ 14. Многообразие и значение бактерий и вирусов.
Глава 3. Организмы и среда обитания
§ 15. Среды обитания.
§ 16. Водная среда обитания.
§ 17. Наземно-воздушная среда обитания.
§ 18. Почвенная среда обитания организмов.
§ 19. Организмы как среда обитания.
§ 20. Сезонные изменения в жизни организмов.
Глава 4. Природные сообщества.
Глава 5: ЖИВАЯ ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
Предисловие
Друзья, добро пожаловать в удивительный и уникальный мир живых организмов! Вашим гидом в этом мире будет учебник Линия жизни. Этот учебник – первая книга из комплекта, который поможет вам понять живую природу.
Учебник организован следующим образом:
- Разделен на главы и параграфы
- По содержанию каждой главы указано в оглавлении
- Перед каждым параграфом вы найдете вопросы, чтобы лучше усвоить материал
- Обязательно изучите иллюстрации и подписи к ним
- Ответьте на вопросы, помеченные значком ?
Важные подсказки
- Термины, которые нужно запомнить, выделены жирным шрифтом
- Необходимые к запоминанию термины выделены наклонным шрифтом
- Новые понятия помечены значком и выделены шрифтом
Интересные факты и заключение
Каждый параграф содержит интересные факты и важные заключения, не пропустите их!
Заключение
В конце каждой главы вы найдете краткое содержание и темы для исследований. В предметном указателе в конце учебника вы сможете быстро найти нужную информацию.
Навигация по записям
Урок: Открытие новых знаний
Организационный момент
Приветствую, друзья! Как настроение? (прикрепить зеленый смайлик на доску) Покажите свой смайлик!
Актуализация знаний
Давайте разгадаем загадку: Местоимение как часть речи – наша тема сегодня.
Открытие новых знаний
Попробуем понять предложение: Он узнал, что такая погода установится через несколько дней. Кто он? Какая погода? Через сколько дней?
Давайте изменим предложение: Владимир узнал, что солнечная погода установится через семь дней.
Ответьте на вопросы:
- Кто он? (Владимир)
- Какая погода? (Солнечная)
- Через сколько дней? (Семь дней)
Поехали в увлекательное путешествие по миру живой природы!
Местоимения в русском языке
Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, такая, несколько? (Владимир, солнечная, несколько)
А какими частями речи являются эти слова?
Что они обозначают? (Слово Владимир – это имя существительное, оно обозначает предмет; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – имя числительное, обозначает количество.)
Молодцы, а теперь посмотрите, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами)
Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ.
Итак, есть местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные.
Разновидности местоимений
Давайте вернемся к первому предложению. Почему же мы не смогли понять его? (Местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на что-то).
Итак, МЕСТОИМЕНИЯ – это слова, которые указывают на предмет, признак, количество, но не называют их.
Особенности местоимений
Поэтому мы не можем понять смысл отрывка из знаменитой Алисы в стране чудес Л.Кэрролла.
Вы поняли? А почему? (Нет, потому что в тексте много местоимений, которые на что-то указывают, но ничего не называют).
А как вы думаете, если местоимения заменяют три разные части речи, могут они отвечать на один и тот же вопрос, иметь одинаковые морфологические признаки и синтаксическую роль? (НЕТ!)
Практическое задание
Тогда предположите, какие вопросы, признаки и роль в предложении. (Зависит от того, какую часть речи заменяют.)
Давайте вернемся к первоначальному предложению.
Что можете определить у местоимения он? (М.р., ед. ч., им.п., подлежащее)
Что можете определить у местоимения такая? (Ж.р., ед. ч., им. п., определение)
Что можете определить у местоимения сколько? (В.п., обстоятельство)
Итак, местоимения разные. Если они разные, то можете предположить, какой у них морфологический признак? (Разряд по значению!)
Волшебная страна Местоимений
Поработаем в группах.
В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города.
Город | Местоимения |
---|---|
Личный | Я, Мы, Ты |
Возвратный | СЕБЯ, МЫ |
Притяжательный | ЕГО, ЕЕ, ИХ |
Указательный | ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ |
Вопросительный | КТО, ЧЬЯ, ЧТО |
Относительный | КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧЕЙ |
Отрицательный | НИКТО, НИЧЕГО, НИКАКОЙ |
Определительный | КАЖДЫЙ, ТАКОВ |
Неопределенный | НЕКТО, НЕКОГО, НЕКОТОРЫЙ |
И жило в этой сказочной стране великое множество местоимений.
На улице Яколки живут Я, Мы. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. На улице Тыколки живут ВЫ и их детки – ТЫ. На Дружной улице живут ОН, ОНА и ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.
Самый маленький город в стране – Возвратный. В нём живёт только одна семья – возвратные себялюбки, так их называют в других городах, потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ.
Города местоимений
Притяжательный
Третий город – Притяжательный. В этом городе живут очень дружные жители – местоимения: МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны.
Указательный
В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ.
Вопросительный
Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает, вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название – Вопросительный.
Определительный
В городе Определительный живут всякие разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.
Отрицательный
Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю.
1-2 минуты для завершения работы.
Закрепление новых знаний
Продолжаем работать в группах.
Выпишите из текста все местоимения и определите их разряд с помощью таблицы.
- Я – личное, никакой – отрицательное, какие-то – неопределённое, передо мной – личное, за ними – личное
- Мне – личное, какая-то – неопределённое, я – личное, по ней – личное
- Какой-то – неопределённое
- Я – личное, в таких – указательное, нигде – отрицательное, никакого – отрицательное
- Моим – притяжательное, самым – определительное
Обратите внимание на слово НИГДЕ. Некоторые лингвисты выделяют группу местоимений-наречий. Например, Бабайцева В.В.
Местоимение – встать, не местоимение – сесть.
Она, быстро, всякий, теплый, тот, бежит, несколько, два, ваш, любой.
Ребята, для чего нам нужны местоимения? Для чего мы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы после эксперимента, который мы сейчас проведем.
Перед вами текст. Прочитайте его.
Миша пришел к Маше домой. Миша попросил у Маши тетрадь. В тетради было записано домашнее задание. Задание было сложным.
Какие недочеты вы заметили в этом тексте? Повторение в предложении слов, стоящих рядом. Давайте их исправим.
Миша пришел к Маше домой. Он попросил у нее тетрадь. В ней было записано домашнее задание. Оно было сложным.
Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторов. Они являются средством грамматической связи предложений в тексте. Но обращаться со словами этой части речи следует осторожно. Чрезмерное употребление местоимений приводит к тому, что наша речь становится неточной и непонятной, возникает двусмысленность.
Послушайте рассказ А.П.Чехова «Моя «Она»
Это, конечно, лень. Почему вам было трудно? (В тексте много местоимений)
Приложение №1
Проверим! Выполните задание в тестовой форме.
Тест «Да-нет»
Максимальное количество баллов за тест – 10. Поставьте на полях тетради то число, которое вы наберете.
Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Слайд №11
Оцените: 10 баллов – зелёный, 9б -8 б – жёлтый, 7 и менее – красный.
Заполните в «Листе достижений» п. 1.1 в графе «Взаимооценка».
Рефлексия
Вспомните, что планировали узнать. Узнали? Выберите и наклейте смайлик, обозначив настроение: мне комфортно, спокойно, тревожно. Покажите, пожалуйста, смайлики.
Домашнее задание
Изучите тему «Личные местоимения» (стр.246-248).
Составьте таблицу/схему/рисунок по теме или придумайте лингвистическую сказку/загадку/кроссворд о личных местоимениях. Слайд №12
№ п/п Оценка учителя
Знаю, что такое местоимение.
1.2. Различаю местоимения по значению (знаю разряды)
2.1. Знаю личные местоимения и их морфологические признаки 2.2. Знаю возвратные местоимения и их морфологические признаки 2.3. Знаю притяжательные местоимения и их морфологические признаки 2.4. Знаю определительные местоимения и их морфологические признаки 2.5. Знаю указательные местоимения и их морфологические признаки 2.6. Знаю вопросительные и относительные местоимения и их морфологические признаки 2.7. Знаю неопределённые местоимения и их морфологические признаки 2.8. Знаю отрицательные местоимения и их морфологические признаки
Знаю синтаксическую роль местоимений
Знаю порядок морфологического разбора и умею его производить
5.1. Знаю, как пишутся местоимения с предлогами 5.2. Знаю, как пишутся не и ни с местоимениями 5.3. Знаю, как пишутся с местоимениями кое-, -то, -либо, -нибудь
Знаю условия употребления в речи местоимений
Знаю, как отличить местоимения от слов других частей речи
Контрольный тест Контрольная работа
Современный учебник и его применение при обучении биологии в школе
Н. Д. Андреева, Е. Г. Митина, В. В. Скворцов
Андреева Н. Д., Митина Е. Г., Скворцов В. В. Современный учебник и его применение при обучении биологии в школе. 2023;:31-36.