Бикмулина светлана валентиновна работа № 311522

Учитель начальных классов


Просвещение Учебник Основы православной культуры

Цель и задачи:

  • Сформировать представление о семье как о базовой ценности общества.
  • Ознакомить с таинством венчания.
  • Развивать способности коммуникативного общения и положительные эмоции.
  • Обогащать словарный запас детей.

Участники:

Обучающиеся 4 класса

Методы:

  • Подготовка презентации для теоретического материала.
  • Проект Моя семья.
  • Работа в тетради и обсуждение иллюстраций.

Основные понятия:

  • Семья.
  • Христианская семья.
  • Ценность.
  • Традиция.
  • Дисциплина.

Планируемые результаты урока:

  • Знание о семье и важности бережного отношения.
  • Понимание понятия Христианская семья.
  • Работа над проектом Моя семья.

Формы контроля:

  1. Тестовые задания.
  2. Наблюдение за деятельностью учащихся.

Литература:

  • Учебник Основы православной культуры.
  • С.И. Ожегов.
  • Интернет-ресурсы.

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему Христианская семья

Приветствие и создание положительного эмоционального настроя на уроке. Постановка целей и задач урока для мотивации учебной деятельности.

  1. Ребус для активации мыслительной деятельности.
  2. Формулирование темы и цели урока.
  3. Запись темы урока в тетради для осознанного восприятия материала.

Вопросы для обсуждения:

  • Кто создал христианскую семью?
  • Каковы основные принципы Христианской семьи?
  • На чем основана христианская семья? (Любовь)

Методы:

  • Коллективное обсуждение.
  • Подготовка к презентации.
  • Работа с тетрадью и дополнительными материалами.

Урок Христианская семья поможет учащимся понять ценность семьи и развить уважительное отношение к ней. Он способствует формированию позитивных эмоций и развитию коммуникативных навыков.

Семья в христианской традиции

Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, таинством любви, вечным единением супругов друг с другом во Христе. В христианской традиции семья представляет собой малую церковь (от греч. οἶκος), в которой присутствует Бог и человек.

Качества христианской семьи

Примером смирения и кротости являются:

  • Спаситель
  • Пресвятая Богородица
  • Святые

Качества, на которых должна базироваться православная семья:

  • Любовь
  • Смирение
  • Послушание
  • Единство, как в Церкви

Слово семья в толковых словарях

Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение слова семья:

  1. Группа живущих вместе близких родственников.
    • Семья в словаре Д.Н. Ушакова: группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью малой церковью.

Стихотворение Как появилось слово семья

(читает подготовленный ученик)

Когда- то о нем не
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
- Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: Я.
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя
- Я, я, я - Ева молвила Я.
Сказала она знаменитых семь Я.
И так на земле появилась семья

День семьи в России

А кто знает, когда отмечают День семьи? 8 июля – День семьи, любви и верности

Активности для учеников:

  • Работа со словарями Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н.
  • Изучение учебных пособий
  • Обсуждение темы семья
  • Игровые упражнения

Пусть каждый из нас ощущает тепло и уют семьи, как свет лучей солнышка, наполненного любовью и заботой. Семья – это основа нашего бытия, центр нашего мира, в котором мы растем, учимся, и любим друг друга.

Русская культура и примеры супружеской любви

Русская культура богата примерами супружеской любви, верности и духовного благочестия в семье. Примером супружеской святости можно назвать Благоверного князя Петра и его супругу. Эти два человека стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. Их трагическая, но великая история навсегда останется в сердцах русских людей.

Благоверный князь Пётр и его супруга

Благоверный князь Петр, вступивший на престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева – дочь бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой. Вместе они терпели гонения, но в итоге благополучно княжили в Муроме. Пётр и его супруга умерли в один день – 25 июня (по новому стилю – 8 июля) 1228 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Царская семья Романовых

Другим примером семейной любви и благочестия является царская семья Романовых. Царь и Царица были глубоко верующими людьми, которые жили по Божьему замыслу и старались относиться друг к другу как к святыне. Они верили, что умирают мучениками за свою родину и человечество.

Основа семьи – целомудрие

Семья в православии основана на целомудрии – осознании святости друг друга. Когда муж и жена смотрят друг на друга и видят в нем святость, они относятся друг к другу как к святыне.

Венчание в православии

Христианский брак традиционно скрепляется таинством Брака, или Венчания. Венчание будущих супругов совершается священником в церкви. Супруги надевают венцы на свои головы, что символизирует их решимость и святость семейной жизни.

Завершение

Чистота, любовь, верность – вот основные принципы, на которых строится семейная жизнь в русской культуре. Будьте вдохновлены этими историями и стремитесь к семейному счастью, сохранив в сердце святость ваших отношений.

Венчание и семейные традиции

Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что жених и невеста должны быть верны друг другу до самой смерти, когда станут мужем и женой.

Читайте также:  Буддизм и война

Обряд венчания

Для совершения обряда венчания необходимы:

  • Спаситель и Божия Матерь, которые во время таинства благословляют жениха и невесту.
  • Иконы, которые раньше брались из родительских домов и передавались от родителей к детям.
  • Венчальные свечи, которые традиционно бережно хранятся вместе с подножьем.

Семейные обязанности

Главой семьи обычно считается и должен быть муж. На нем лежит ответственность за благосостояние семьи, и его первым долгом является забота о ней. Апостол Павел говорит, что тот, кто не печется о своих домашних, отрекся от веры.

Роль матери в воспитании детей

Воспитание детей, главным образом, лежит на матери. Никто не так близок к душе и сердцу ребенка, как его мать. Задача матери – воспитать верного христианина, доброго и трудолюбивого члена общества.

Материалы учебного пособия

Просмотрите материалы на стр. 86 текстового поля и подчеркните информацию о семье, венчании, венцах и кольцах, а также о тактичности в семейных отношениях.

Тестовые задания

  1. Церковное таинство бракосочетания называется:

    • а) Венчание
    • б) Крещение
    • в) Причастие
  2. Венцы в таинстве венчания символизируют:

    • а) Долгую жизнь
    • б) Единство любви и испытаний
    • в) Богатство и процветание
  3. Вычеркни лишнее слово:

    • а) Добро
    • б) Месть
    • в) Милосердие
    • г) Любовь
    • д) Уважение
    • е) Вежливость

Работа с пословицей

На слайде представлена первая часть русской народной пословицы. Попробуйте дополнить ее и поделитесь своими мыслями о том, как дети делают семью светлее и радостнее.

Семья без детей, что цветок без запаха…

  • Какую мысль приводит нас к этой пословице?
  • Почему рождение детей является важной частью семейной жизни?

Вместе с женихом и невестой, целью каждой семьи является создание прочных уз, основанных на любви и преданности. А нежные и трогательные семейные традиции только укрепляют связь между поколениями.

Ребята, издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Детей очень любили, осознавая ответственность перед Богом, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости). Почитание Бога и Святой Церкви прививалось с первых дней жизни и составляло основу нравственного воспитания детей от рождения.

– Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей.

– Давайте почитаем вместе.

ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕТИ НА ЗЕМЛИ.

А еще есть пословица «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому». (Я начинаю с этих слов 1 родительское собрание). ители являются во всем примером для своих детей. Но не меньше, чем родители, должны помнить о своих обязанностях и дети

А еще есть понятие – жертвенность в христианской семье. Что это? Мы говорили о подвиге и жертве. А в семье, в чем жертва?

– это по значению готовность жертвовать собой. Люди увидели великую жертву Христа.исус пожертвовал собой для нашего спасения. Мы так же должны жертвовать для своей семьи. И это может быть разная жертва. Мы все очень разные люди и для одного человека что то сделать легко а для другого то же самое сделать гораздо сложнее. На самом деле неважно как это для тебя лично легко или сложно, важно сделать правильно и тогда твои действия получат соответственную оценку.

Я хочу вам рассказать об удивительной семье, в которой было 9 детей. Это семья Степановых из . Мать звали Все сыновья ушли на войну и погибли, защищая свою родину.

– Ребята, как Вы думаете, что еще делает семью дружной и крепкой.

– Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищенной от всех невзгод

* Дисциплина в семье.

* Молитва.

А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому ученику нашему класса.

А на доске мы создадим одну большую ромашку как символ семьи нашего класса. Прикрепите лепестки, на которых вы писали, какой должна быть семья.

Скажите ребята, о чем мы сегодня вели разговор.

– В чем особенность христианской семьи?

– Какую семью называют дружной?

. Вывод: старец говорил: «Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья – погибнет мир. Когда разрушится семья – разрушится все: и духовенство и монашество».

Дружба, мир и покой в семье всего дороже.

клад, коли в семье

Вот так, воспитываясь на народной мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.

– Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно.

-Вы многое узнали, были активными.

Покажите ваше отношение к уроку с помощью волшебных камней

* Найти и прочитать стихотворение о семье.

* Составить генеалогическое древо семьи

* Подобрать пословицы, характеризующие ценность семьи.

– Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

– ВСЕМ СПАСИБО! УРОК ОКОНЧЕН.

Наша дружная семья:

рат и я.

Спортом любим заниматься,

И конечно, закаляться.

Мы – счастливая семья.

Мама, папа, брат и я. (прыжки)

Дети открывают страницу 86 и читают первое предложение

Семья – наш дом, наша защита, наша опора.

Дети отвечая, рассуждают на тему.

Ребята работают в паре

ети работают с текстом парами и подчеркивают

Читайте также:  Гбоу сош № 481

Зачитывают подчеркнутую информацию, выделяя для себя новое и удивительное.

– Семью создают два человека, полюбившие друг друга.

Внимательно смотрят на экран и слушают учителя.

У каждого ученика на столе лежат тестовые задания.

Дети дома должны посмотреть пословицы о семье

(это 5 заповедь.)

Дети читают хором.

(это порядок, нам надо слушаться своих родных

бывать в церкви и общаться с богом).

Выходят к доске и прикрепляют лепестки к ромашке.

Уходя с урока, дети кладут в вазу: зеленый камень – все получилось, доволен; желтый – что-то не понял; красный е понравилось, не понял.

Дети записывают домашнее задание.

Снять умственное

напряжение, дать детям небольшой отдых.

о христианской семье

Развитие творческих способностей.

Поиск и выделение

Развитие речи. Связь

с уроками русского языка

Восприятие и

новых знаний о семье.

Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень

Подводят итоги своей деятельности.

активности учеников, выборочного чтения.

Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень

Подводят итоги своей деятельности.

Контроль и усвоение знаний.

Рефлексия (выбери правильный ответ)

Официальный портал Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Православный взгляд на образование и воспитание.

Видеоролик в разработке. Ориентировочное время публикации — июль 2023 года.

Навигация по записям

Go to Top

Цель урока: формирование у обучающихся представления о «Ноев ковчеге» и разницы между понятиями «расстройство» и «обида» .

1.Познакомить учащихся с именем жены Адама;

2.Познакомить учащихся, чем отличается понятие «расстройство» и «обида»;

3.Сформировать представление о том, как мир был спасен благодаря «Ною».

1.Развивать у обучающихся умение работать в коллективе сверстников посредством выполнения заданий в команде;

2.Развивать навыки самостоятельной работы посредством самостоятельного выполнения упражнений.

1.Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;

2.Воспитывать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.

1.Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

2.Расширение кругозора и культурного опыта, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

1.Готовность к нравственному саморазвитию, способность оценивать свои поступки;

2.Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Цель урока: формирование у обучающихся представления о первых людях и понятие «ошибка».

1. познакомить учащихся с первыми людьми на Земле, объяснить чем человек похож на Бога;

2. познакомить учащихся с понятием «грех».

1. развивать у обучающихся умение работать в коллективе сверстников посредством выполнения заданий в команде;

2. развивать навыки самостоятельной работы посредством самостоятельного выполнения упражнений.

1. воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности

2. воспитывать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.

1. использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

2. расширение кругозора и культурного опыта, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

1. готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки;

2. высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Самоопределения к деятельности.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Постановка учебной задачи.

Открытие нового знания.

Работа по теме урока.

Самостоятельная работа и самопроверка

Итог урока. Рефлексия.

Поприветствуем друг друга. Улыбнитесь своему товарищу по парте.

Пожелайте своем соседу хорошей работы на уроке.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать важные этические понятия и нормы, правила поведения.

-А наш класс можно назвать коллективом? Почему?

Давайте обратимся к словарям и выясним как образовалось слово КОЛЛЕКТИВ

Просмотр и работа над видеороликом «Ежик. О доброте и дружбе»

Главная мысль ролика? (Доброта и дружба в коллективе).

– Сформулируйте тему урока.

О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ так говорил: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях.

– Тема сегодняшнего урока Дружба. Мы будем с вами играть и придумывать собственные законы. Мы продолжим развивать в нашем коллективе дружеские и теплые отношения, будем стараться быть доброжелательными и при необходимости помогать одноклассникам. Лучше узнаем друг друга и будем стараться в своих одноклассниках увидеть прежде всего положительные качества, оказывать поддержку.

– Какое важное качество должно быть в жизни коллектива?

Слово зашифровано на доске:

– Почему так важно уважать друг друга?

Работа с учебником.

– Давайте прочитаем об этом в учебнике. с. 69

– Запишите себе в тетрадь одно понравившееся высказывание

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.

– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

Включается веселая песня про дружбу.

За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

– Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.

– Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! — подскочила к ней Наташа.

Читайте также:  Занимались теорией и знакомились с практикой чтобы нести свет христовой веры воспитанникам

– Что случилось? Почему слезы? — закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.

– В чем была их ошибка?

– Правильно. Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие.

–Какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?

– Взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

Работа с учебником с. 71. Чтение стихотворения О. Высоцкой «Ёжик», про себя.

– Как бы вы поступили?

– Что бы вы сделали для одноклассника просто так?

Я сейчас задам вам несколько вопросов, если вы отвечаете на этот вопрос “положительно”, то в тетрадке вы ставите «+», если нет – «- «

Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?

Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?

Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?

Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?

Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты сделаешь это?

4-5 баллов – ты хороший товарищ.

3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится.

1-2 балла – всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам.

– У кого получилось 4 – 5 баллов? Встаньте.

– Посмотрите, сколько в нашем классе заботливых, чутких, внимательных ребят.

У вас на столе лежит карточка с заданием. На ней написаны слова – качества человека, черты характера.

– Подчеркните те качества, которые вы считаете, необходимы для дружбы:

Доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, заботливость, злопамятность, сострадание, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, доброта, обидчивость, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, лживость, преданность, эгоизм, хвастовство, вежливость.

– Остались, какие качества?

– Ребята, а что больше всего укрепляет дружбу, коллектив? (Общие дела).

с. 71 Рассказ Валентины Александровны Осеевой «Ни за то и ни за это». Чтение 3-4 учениками.

– Можно ли взять название девизом?

– Пусть будут эти слова девизом нашего класса.

А теперь ребята, мы с вами сделаем Законы о дружбе для нашего класса, но не просто напишем, а красиво оформим.Как вы считаете, существуют ли «законы дружбы». Обсудите и скажите по одному закону, который является самым важным.

Обведите ладошку и сформулируйте свой «закон дружбы».

Чтобы наше общение стало еще ближе, мне хотелось бы, чтобы мы встали в круг, улыбнулись друг другу, посмотрели в глаза и, крепко взялись за руки. Посмотрите, на что похож наш круг. Мы с вами объединены общей идеей, идеей дружбы.

Сочини короткий рассказ (4-5 предложений) о своём друге, опиши его хорошие качества. Подари ему этот рассказ.

Дети приветствуют, улыбаются и говорят добрые пожелания.

Дети работают со словарями в паре.

Образование слова из Этимологического школьного словаря.

(Коллектив Заимствованное из латинского «коллективус» — «сборный» (от «коллигерэ» — «собирать»). Сюда же относится слово «коллекция» — «собрание», английское «колледж» — «школа с пансионом».

Дети смотрят видеоролик, отвечают на вопрос и формулируют тему урока.

«Мой класс – мои друзья».

Внимательно слушают легенду.

Предлагают варианты ответов.

Работают с учебником и тетрадью.

Включается веселая песня про дружбу, дети танцуют.

Анализируют, высказывают мнения.

Работают с учебником.

Высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.

Работают в тетради.

Работают в карточках, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.

Работа с учебником, чтение текста, высказывают своё мнение.

Дети объединяются в групп по 7-8 человек. Обсуждают, что может быть законом дружбы. На большом листе обводят свои ладошки и пишут на ней закон дружбы. Готовые работы помещаются на доску.

Дети встают в круг.

Ожидаемые образовательные результаты:

Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Метапредметные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения.

Предметные: знать важные для дружбы качества, связь дружбы и социального здоровья.

соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое дружба и что значит «верный друг». Построение рассуждений на тему: «Кто мой друг и почему я считаю его своим другом?». Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий.

целеполагание; постановка темы и учебных задач на основе; освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результата деятельности.

учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

умение внимательно слушать, участвовать в обсуждении проблемы; умение выбирать метод разрешения проблемной ситуации и на этой основе выбирать метод выдвижения и проверку ими гипотез, умение работать в парах, группах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *