Учитель начальных классов
Просвещение Учебник Основы православной культуры
Цель и задачи:
- Сформировать представление о семье как о базовой ценности общества.
- Ознакомить с таинством венчания.
- Развивать способности коммуникативного общения и положительные эмоции.
- Обогащать словарный запас детей.
Участники:
Обучающиеся 4 класса
Методы:
- Подготовка презентации для теоретического материала.
- Проект Моя семья.
- Работа в тетради и обсуждение иллюстраций.
Основные понятия:
- Семья.
- Христианская семья.
- Ценность.
- Традиция.
- Дисциплина.
Планируемые результаты урока:
- Знание о семье и важности бережного отношения.
- Понимание понятия Христианская семья.
- Работа над проектом Моя семья.
Формы контроля:
- Тестовые задания.
- Наблюдение за деятельностью учащихся.
Литература:
- Учебник Основы православной культуры.
- С.И. Ожегов.
- Интернет-ресурсы.
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему Христианская семья
Приветствие и создание положительного эмоционального настроя на уроке. Постановка целей и задач урока для мотивации учебной деятельности.
- Ребус для активации мыслительной деятельности.
- Формулирование темы и цели урока.
- Запись темы урока в тетради для осознанного восприятия материала.
Вопросы для обсуждения:
- Кто создал христианскую семью?
- Каковы основные принципы Христианской семьи?
- На чем основана христианская семья? (Любовь)
Методы:
- Коллективное обсуждение.
- Подготовка к презентации.
- Работа с тетрадью и дополнительными материалами.
Урок Христианская семья поможет учащимся понять ценность семьи и развить уважительное отношение к ней. Он способствует формированию позитивных эмоций и развитию коммуникативных навыков.
Семья в христианской традиции
Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, таинством любви, вечным единением супругов друг с другом во Христе. В христианской традиции семья представляет собой малую церковь (от греч. οἶκος), в которой присутствует Бог и человек.
Качества христианской семьи
Примером смирения и кротости являются:
- Спаситель
- Пресвятая Богородица
- Святые
Качества, на которых должна базироваться православная семья:
- Любовь
- Смирение
- Послушание
- Единство, как в Церкви
Слово семья в толковых словарях
Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение слова семья:
- Группа живущих вместе близких родственников.
- Семья в словаре Д.Н. Ушакова: группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью малой церковью.
Стихотворение Как появилось слово семья
(читает подготовленный ученик)
Когда- то о нем не
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
- Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: Я.
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя
- Я, я, я - Ева молвила Я.
Сказала она знаменитых семь Я.
И так на земле появилась семья
День семьи в России
А кто знает, когда отмечают День семьи? 8 июля – День семьи, любви и верности
Активности для учеников:
- Работа со словарями Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н.
- Изучение учебных пособий
- Обсуждение темы семья
- Игровые упражнения
Пусть каждый из нас ощущает тепло и уют семьи, как свет лучей солнышка, наполненного любовью и заботой. Семья – это основа нашего бытия, центр нашего мира, в котором мы растем, учимся, и любим друг друга.
Русская культура и примеры супружеской любви
Русская культура богата примерами супружеской любви, верности и духовного благочестия в семье. Примером супружеской святости можно назвать Благоверного князя Петра и его супругу. Эти два человека стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. Их трагическая, но великая история навсегда останется в сердцах русских людей.
Благоверный князь Пётр и его супруга
Благоверный князь Петр, вступивший на престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева – дочь бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой. Вместе они терпели гонения, но в итоге благополучно княжили в Муроме. Пётр и его супруга умерли в один день – 25 июня (по новому стилю – 8 июля) 1228 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Царская семья Романовых
Другим примером семейной любви и благочестия является царская семья Романовых. Царь и Царица были глубоко верующими людьми, которые жили по Божьему замыслу и старались относиться друг к другу как к святыне. Они верили, что умирают мучениками за свою родину и человечество.
Основа семьи – целомудрие
Семья в православии основана на целомудрии – осознании святости друг друга. Когда муж и жена смотрят друг на друга и видят в нем святость, они относятся друг к другу как к святыне.
Венчание в православии
Христианский брак традиционно скрепляется таинством Брака, или Венчания. Венчание будущих супругов совершается священником в церкви. Супруги надевают венцы на свои головы, что символизирует их решимость и святость семейной жизни.
Завершение
Чистота, любовь, верность – вот основные принципы, на которых строится семейная жизнь в русской культуре. Будьте вдохновлены этими историями и стремитесь к семейному счастью, сохранив в сердце святость ваших отношений.
Венчание и семейные традиции
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что жених и невеста должны быть верны друг другу до самой смерти, когда станут мужем и женой.
Обряд венчания
Для совершения обряда венчания необходимы:
- Спаситель и Божия Матерь, которые во время таинства благословляют жениха и невесту.
- Иконы, которые раньше брались из родительских домов и передавались от родителей к детям.
- Венчальные свечи, которые традиционно бережно хранятся вместе с подножьем.
Семейные обязанности
Главой семьи обычно считается и должен быть муж. На нем лежит ответственность за благосостояние семьи, и его первым долгом является забота о ней. Апостол Павел говорит, что тот, кто не печется о своих домашних, отрекся от веры.
Роль матери в воспитании детей
Воспитание детей, главным образом, лежит на матери. Никто не так близок к душе и сердцу ребенка, как его мать. Задача матери – воспитать верного христианина, доброго и трудолюбивого члена общества.
Материалы учебного пособия
Просмотрите материалы на стр. 86 текстового поля и подчеркните информацию о семье, венчании, венцах и кольцах, а также о тактичности в семейных отношениях.
Тестовые задания
Церковное таинство бракосочетания называется:
- а) Венчание
- б) Крещение
- в) Причастие
Венцы в таинстве венчания символизируют:
- а) Долгую жизнь
- б) Единство любви и испытаний
- в) Богатство и процветание
Вычеркни лишнее слово:
- а) Добро
- б) Месть
- в) Милосердие
- г) Любовь
- д) Уважение
- е) Вежливость
Работа с пословицей
На слайде представлена первая часть русской народной пословицы. Попробуйте дополнить ее и поделитесь своими мыслями о том, как дети делают семью светлее и радостнее.
Семья без детей, что цветок без запаха…
- Какую мысль приводит нас к этой пословице?
- Почему рождение детей является важной частью семейной жизни?
Вместе с женихом и невестой, целью каждой семьи является создание прочных уз, основанных на любви и преданности. А нежные и трогательные семейные традиции только укрепляют связь между поколениями.
Ребята, издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Детей очень любили, осознавая ответственность перед Богом, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости). Почитание Бога и Святой Церкви прививалось с первых дней жизни и составляло основу нравственного воспитания детей от рождения.
– Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей.
– Давайте почитаем вместе.
ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕТИ НА ЗЕМЛИ.
А еще есть пословица «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому». (Я начинаю с этих слов 1 родительское собрание). ители являются во всем примером для своих детей. Но не меньше, чем родители, должны помнить о своих обязанностях и дети
А еще есть понятие – жертвенность в христианской семье. Что это? Мы говорили о подвиге и жертве. А в семье, в чем жертва?
– это по значению готовность жертвовать собой. Люди увидели великую жертву Христа.исус пожертвовал собой для нашего спасения. Мы так же должны жертвовать для своей семьи. И это может быть разная жертва. Мы все очень разные люди и для одного человека что то сделать легко а для другого то же самое сделать гораздо сложнее. На самом деле неважно как это для тебя лично легко или сложно, важно сделать правильно и тогда твои действия получат соответственную оценку.
Я хочу вам рассказать об удивительной семье, в которой было 9 детей. Это семья Степановых из . Мать звали Все сыновья ушли на войну и погибли, защищая свою родину.
– Ребята, как Вы думаете, что еще делает семью дружной и крепкой.
– Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищенной от всех невзгод
* Дисциплина в семье.
* Молитва.
А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому ученику нашему класса.
А на доске мы создадим одну большую ромашку как символ семьи нашего класса. Прикрепите лепестки, на которых вы писали, какой должна быть семья.
Скажите ребята, о чем мы сегодня вели разговор.
– В чем особенность христианской семьи?
– Какую семью называют дружной?
. Вывод: старец говорил: «Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья – погибнет мир. Когда разрушится семья – разрушится все: и духовенство и монашество».
Дружба, мир и покой в семье всего дороже.
клад, коли в семье
Вот так, воспитываясь на народной мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.
– Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно.
-Вы многое узнали, были активными.
Покажите ваше отношение к уроку с помощью волшебных камней
* Найти и прочитать стихотворение о семье.
* Составить генеалогическое древо семьи
* Подобрать пословицы, характеризующие ценность семьи.
– Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.
– ВСЕМ СПАСИБО! УРОК ОКОНЧЕН.
Наша дружная семья:
рат и я.
Спортом любим заниматься,
И конечно, закаляться.
Мы – счастливая семья.
Мама, папа, брат и я. (прыжки)
Дети открывают страницу 86 и читают первое предложение
Семья – наш дом, наша защита, наша опора.
Дети отвечая, рассуждают на тему.
Ребята работают в паре
ети работают с текстом парами и подчеркивают
Зачитывают подчеркнутую информацию, выделяя для себя новое и удивительное.
– Семью создают два человека, полюбившие друг друга.
Внимательно смотрят на экран и слушают учителя.
У каждого ученика на столе лежат тестовые задания.
Дети дома должны посмотреть пословицы о семье
(это 5 заповедь.)
Дети читают хором.
(это порядок, нам надо слушаться своих родных
бывать в церкви и общаться с богом).
Выходят к доске и прикрепляют лепестки к ромашке.
Уходя с урока, дети кладут в вазу: зеленый камень – все получилось, доволен; желтый – что-то не понял; красный е понравилось, не понял.
Дети записывают домашнее задание.
Снять умственное
напряжение, дать детям небольшой отдых.
о христианской семье
Развитие творческих способностей.
Поиск и выделение
Развитие речи. Связь
с уроками русского языка
Восприятие и
новых знаний о семье.
Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень
Подводят итоги своей деятельности.
активности учеников, выборочного чтения.
Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень
Подводят итоги своей деятельности.
Контроль и усвоение знаний.
Рефлексия (выбери правильный ответ)
Официальный портал Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Православный взгляд на образование и воспитание.
Видеоролик в разработке. Ориентировочное время публикации — июль 2023 года.
Навигация по записям
Go to Top
Цель урока: формирование у обучающихся представления о «Ноев ковчеге» и разницы между понятиями «расстройство» и «обида» .
1.Познакомить учащихся с именем жены Адама;
2.Познакомить учащихся, чем отличается понятие «расстройство» и «обида»;
3.Сформировать представление о том, как мир был спасен благодаря «Ною».
1.Развивать у обучающихся умение работать в коллективе сверстников посредством выполнения заданий в команде;
2.Развивать навыки самостоятельной работы посредством самостоятельного выполнения упражнений.
1.Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
2.Воспитывать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.
1.Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
2.Расширение кругозора и культурного опыта, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
1.Готовность к нравственному саморазвитию, способность оценивать свои поступки;
2.Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Цель урока: формирование у обучающихся представления о первых людях и понятие «ошибка».
1. познакомить учащихся с первыми людьми на Земле, объяснить чем человек похож на Бога;
2. познакомить учащихся с понятием «грех».
1. развивать у обучающихся умение работать в коллективе сверстников посредством выполнения заданий в команде;
2. развивать навыки самостоятельной работы посредством самостоятельного выполнения упражнений.
1. воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности
2. воспитывать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.
1. использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
2. расширение кругозора и культурного опыта, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
1. готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки;
2. высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Самоопределения к деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Постановка учебной задачи.
Открытие нового знания.
Работа по теме урока.
Самостоятельная работа и самопроверка
Итог урока. Рефлексия.
Поприветствуем друг друга. Улыбнитесь своему товарищу по парте.
Пожелайте своем соседу хорошей работы на уроке.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать важные этические понятия и нормы, правила поведения.
-А наш класс можно назвать коллективом? Почему?
Давайте обратимся к словарям и выясним как образовалось слово КОЛЛЕКТИВ
Просмотр и работа над видеороликом «Ежик. О доброте и дружбе»
Главная мысль ролика? (Доброта и дружба в коллективе).
– Сформулируйте тему урока.
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ так говорил: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях.
– Тема сегодняшнего урока Дружба. Мы будем с вами играть и придумывать собственные законы. Мы продолжим развивать в нашем коллективе дружеские и теплые отношения, будем стараться быть доброжелательными и при необходимости помогать одноклассникам. Лучше узнаем друг друга и будем стараться в своих одноклассниках увидеть прежде всего положительные качества, оказывать поддержку.
– Какое важное качество должно быть в жизни коллектива?
Слово зашифровано на доске:
– Почему так важно уважать друг друга?
Работа с учебником.
– Давайте прочитаем об этом в учебнике. с. 69
– Запишите себе в тетрадь одно понравившееся высказывание
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
Включается веселая песня про дружбу.
За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
– Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.
– Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! — подскочила к ней Наташа.
– Что случилось? Почему слезы? — закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
– В чем была их ошибка?
– Правильно. Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие.
–Какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?
– Взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
Работа с учебником с. 71. Чтение стихотворения О. Высоцкой «Ёжик», про себя.
– Как бы вы поступили?
– Что бы вы сделали для одноклассника просто так?
Я сейчас задам вам несколько вопросов, если вы отвечаете на этот вопрос “положительно”, то в тетрадке вы ставите «+», если нет – «- «
Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?
Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?
Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты сделаешь это?
4-5 баллов – ты хороший товарищ.
3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится.
1-2 балла – всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам.
– У кого получилось 4 – 5 баллов? Встаньте.
– Посмотрите, сколько в нашем классе заботливых, чутких, внимательных ребят.
У вас на столе лежит карточка с заданием. На ней написаны слова – качества человека, черты характера.
– Подчеркните те качества, которые вы считаете, необходимы для дружбы:
Доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, заботливость, злопамятность, сострадание, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, доброта, обидчивость, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, лживость, преданность, эгоизм, хвастовство, вежливость.
– Остались, какие качества?
– Ребята, а что больше всего укрепляет дружбу, коллектив? (Общие дела).
с. 71 Рассказ Валентины Александровны Осеевой «Ни за то и ни за это». Чтение 3-4 учениками.
– Можно ли взять название девизом?
– Пусть будут эти слова девизом нашего класса.
А теперь ребята, мы с вами сделаем Законы о дружбе для нашего класса, но не просто напишем, а красиво оформим.Как вы считаете, существуют ли «законы дружбы». Обсудите и скажите по одному закону, который является самым важным.
Обведите ладошку и сформулируйте свой «закон дружбы».
Чтобы наше общение стало еще ближе, мне хотелось бы, чтобы мы встали в круг, улыбнулись друг другу, посмотрели в глаза и, крепко взялись за руки. Посмотрите, на что похож наш круг. Мы с вами объединены общей идеей, идеей дружбы.
Сочини короткий рассказ (4-5 предложений) о своём друге, опиши его хорошие качества. Подари ему этот рассказ.
Дети приветствуют, улыбаются и говорят добрые пожелания.
Дети работают со словарями в паре.
Образование слова из Этимологического школьного словаря.
(Коллектив Заимствованное из латинского «коллективус» — «сборный» (от «коллигерэ» — «собирать»). Сюда же относится слово «коллекция» — «собрание», английское «колледж» — «школа с пансионом».
Дети смотрят видеоролик, отвечают на вопрос и формулируют тему урока.
«Мой класс – мои друзья».
Внимательно слушают легенду.
Предлагают варианты ответов.
Работают с учебником и тетрадью.
Включается веселая песня про дружбу, дети танцуют.
Анализируют, высказывают мнения.
Работают с учебником.
Высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.
Работают в тетради.
Работают в карточках, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.
Работа с учебником, чтение текста, высказывают своё мнение.
Дети объединяются в групп по 7-8 человек. Обсуждают, что может быть законом дружбы. На большом листе обводят свои ладошки и пишут на ней закон дружбы. Готовые работы помещаются на доску.
Дети встают в круг.
Ожидаемые образовательные результаты:
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Метапредметные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения.
Предметные: знать важные для дружбы качества, связь дружбы и социального здоровья.
соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое дружба и что значит «верный друг». Построение рассуждений на тему: «Кто мой друг и почему я считаю его своим другом?». Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий.
целеполагание; постановка темы и учебных задач на основе; освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование результата деятельности.
учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
умение внимательно слушать, участвовать в обсуждении проблемы; умение выбирать метод разрешения проблемной ситуации и на этой основе выбирать метод выдвижения и проверку ими гипотез, умение работать в парах, группах.