Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Предмет Основы религиозных культур и светской этики был введен в школьную программу с целью формирования у детей уважительного отношения к различным культурным и религиозным традициям. Основная задача предмета – прививать уважение к мнению других людей, учить детей толерантности и пониманию разнообразия взглядов и ценностей в обществе.

Для ребенка изучение этого предмета также поможет развить критическое мышление, способность анализировать информацию, формировать свое мнение и аргументировать его. В контексте современного мира, где многонациональные и многоконфессиональные общества становятся все более общим явлением, умение понимать и уважать различия в культуре и религии становится важным навыком для успешной адаптации в обществе.

Таким образом, изучение предмета Основы религиозных культур и светской этики поможет вашему ребенку стать более открытым, толерантным и образованным гражданином.

Основы религиозных культур и светской этики в школе: важные моменты

В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики.

Цель обучения

Важно отметить, что это не склонение ребенка к выбору какой-то из традиционных религий, а культурологический предмет. Он направлен на духовно-нравственное развитие ребенка в соответствии с семейными и общероссийскими ценностями.

Содержание учебного плана

В рамках изучения предмета дети узнают о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях своей Родины, учатся быть добрее. Такие темы уроков, как Россия — наша Родина, Родители и дети, Любовь — вершина добродетелей, помогут детям понять основы религиозных культур и светской этики.

Преподаватели и обучение

Преподавать уроки ОРКСЭ могут учителя, прошедшие специальные курсы повышения квалификации и имеющие соответствующие документы. Обучение проходит за счет директора, который направляет педагога на обучение.

Часто задаваемые вопросы

Сколько классов длится обучение ОРКСЭ?

Предмет ОРКСЭ изучается только в 4-м классе в объеме 34 часа в год, то есть 1 час в неделю.

Имеет ли право школа пригласить священнослужителя на урок или водить детей в церковь?

Такое решение может быть принято на уровне администрации школы по предварительному согласованию с родителями.

Что делать, если я категорически против любого из этих модулей?

Придется пересмотреть свое мнение, чтобы не нарушать Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации. Родители могут ознакомиться с преподавателями и учебным планом.

Как контролировать качество преподавания?

Родители могут установить доверительные отношения с ребенком, проявлять интерес к предмету и активно участвовать в мероприятиях школы.

  • Предмет включает в себя шесть модулей на выбор родителей ученика. Раз в неделю все четвероклассники ходят на урок ОРКСЭ.

Основы религиозных культур и светской этики: что это за предмет

Он посвящен религиозным культурам — можно выбрать конкретную или изучать мировые религии в целом. Если вообще не хочется касаться этой темы, есть возможность отдать предпочтение модулю Светская этика. Совсем отказаться от ОРКСЭ нельзя.

Расскажу, какие религии дети изучают на этом уроке, кто ведет ОРКСЭ и как все устроено в целом.

Что это за предмет

Как расшифровывается ОРКСЭ. Полное название предмета — основы религиозных культур и светской этики — слишком длинное, поэтому обычно его называют просто ОРКСЭ.

В 2010 году предмет появился в расписании нескольких российских регионов в рамках эксперимента. С 2012 года курс ОРКСЭ стал обязательным. Он состоит из шести параллельных модулей:

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики

В каких классах вводится предмет ОРКСЭ. Дети изучают курс на протяжении всего четвертого класса. Но выбрать, какой из шести модулей предпочтительнее для ребенка, родители должны еще в третьем классе. Дальше расскажу об этом подробнее.

Цели и задачи учебного курса ОРКСЭ

Курс ввели для того, чтобы дети узнали о культурных и религиозных традициях многонационального населения России. А еще — научились вести диалог с представителями других мировоззрений.

Как правило, курс вызывает у родителей вопросы, поэтому на сайте многих школ есть страницы, посвященные ОРКСЭ.

На одних размещены развернутые статьи, которые объясняют мамам и папам суть предмета, на других — памятки, на третьих — видео.

Читайте также:  Заповеди запрещают заповеди обязывают

Что изучают в рамках курса ОРКСЭ

Закон говорит, что образование должно содействовать взаимопониманию между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. А ученики имеют право на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор, а не из единой программы для всех.

Все модули начинаются с вводного урока Россия — наша Родина, затем каждый изучает свое. Вот какие темы входят в разные программы.

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики

Кто ведет курс ОРКСЭ

Уроки может вести любой педагог школы. Главное — он должен пройти специальные курсы профессиональной переподготовки. На уроках используют учебники нескольких издательств: в том числе Дрофы, Просвещения и издательства Вентана-Граф.

Как выбрать курс ОРКСЭ

Уроки ОРКСЭ проводятся в четвертом классе, первое упоминание аббревиатуры может появиться уже в третьем классе. Обычно классные руководители проводят родительские собрания и представляют различные модули ОРКСЭ.

После собрания, родителям выдают бланк заявления, где необходимо указать выбранный модуль, данные ученика и родителя, поставить дату и подпись. Эти формы хранятся в школе и передаются в местное управление образованием.

Правила ОРКСЭ

Есть несколько правил, касающихся ОРКСЭ:

  • Представители религиозных конфессий не могут вести этот предмет.
  • Запрещено склонять детей к выбору одной из религий.
  • Не предусмотрены экскурсии в церкви, мечети, синагогу или буддийский храм, но учителя иногда проводят их на практике.

Личный опыт

В четвертом классе моя старшая дочь изучала модуль Основы светской этики. В нашей семье интерес к религии преимущественно культурологический, поэтому мы решили обойтись без религиозной составляющей.

На уроках этики дети обсуждали нравственные ценности, учились уважать других людей и соблюдать этикет в различных ситуациях. Кроме того, были уроки, посвященные религиям.

Содержание курса полностью устроило меня, и моя дочь осталась довольна проектами о морали и культурных ценностях.

Родителям на заметку

В первой половине курса (первое полугодие IV класса) проводятся уроки по введению в духовные ценности, нравственные идеалы, основы религиозных культур и светской этики.

Во второй половине курса (второе полугодие IV класса) уделяется внимание духовным традициям многонационального народа России.

История преподавания предмета

Этот раздел содержит лишние детали, не являющиеся значимыми. Если есть предложения по изменению, пожалуйста, укажите их в обсуждении.

Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства. Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.

В школах Мордовии факультатив «Основ православной культуры» был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.

С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».

С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4—5 классах.

В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса «ОПК» с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.

В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях региона.

Статистика отношения к предмету в обществе

14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» — распределились следующим образом:

Читайте также:  Русский национальный костюм

целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно 6% затрудняюсь ответить 11%

Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.

Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап

Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.

Округ Область Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК

Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616)

Тверская область 62,3% (более 6680)

Костромская область 75% (более 4080)

Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915)

Калининградская область 34% (2494)

Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804)

Новосибирская область 18,5% (5143)

Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050)

Камчатский край 39% (893)

Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764)

Удмуртская Республика 16% (более 2230)

Чувашская Республика 34,8% (более 3920)

Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)

Республика Калмыкия 30% (898)

Учебники по ОПК

В. Васнецов. «Радость праведных о Господе». Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.

История появления учебника

В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.

Пособия для учителей

В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя «Основы православной культуры в первом классе» (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры» (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.

Всероссийская олимпиада по «Основам православной культуры»

Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах. Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре. Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа. Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.

Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Мы разные, но мы вместе

Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.

Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.

Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.

это курс, который

Шесть модулей на выбор

Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.

В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.

Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.

Основы православной культуры

Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль «Основы православной культуры» знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.

Читайте также:  Челпанова о м конспект урока по орксэ на тему в тебе рождается патриот и гражданин 4 класс

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:

Основы исламской культуры

Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Основы буддийской культуры

Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Основы иудейской культуры

Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Основы мировых религиозных культур

Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Основы светской этики

Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Цель и задачи

Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: «Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Зачем про что кто его преподает и какой модуль выбрать

Вопросы и ответы

Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.

Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.

Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».

В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *