Учитель начальных классов
Просвещение Учебник Основы православной культуры
Цель и задачи:
- Сформировать представление о семье как о базовой ценности общества.
- Ознакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи.
- Познакомить с таинством венчания.
- Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье.
- Развивать способности коммуникативного общения и положительные эмоции.
Участники:
Обучающиеся 4 класса
Основные понятия:
- Семья
- Христианская семья
- Ценность
- Традиция
- Дисциплина
Планируемые результаты урока:
- Знание о семье и нужности бережного отношения к ней.
- Понимание понятия Христианская семья.
- Участие в проекте Моя семья.
- Навыки извлечения информации и постановки учебной задачи.
- Участие в коллективном обсуждении вопросов урока.
Формы контроля:
- Тестовые задания по предметному содержанию урока.
- Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе урока.
Литература:
- Учебник Основы православной культуры
- С.И. Ожегов
- Желтое, красное солнышко, пословицы
Интернет – ресурсы:
- Электронное пособие к модулю Основы православной культуры
- Мультимедийная презентация
Конспект урока
Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками, улыбнитесь и подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.
Эмоциональный настрой
- Учащиеся описывают, за что их любят.
- Создание позитивной атмосферы для усвоения материала.
Цели урока
- Развитие представлений о семье и христианской семье.
- Обсуждение понятия венчания и его значения.
- Запись темы урока в тетрадь для осознанного усвоения материала.
Вопросы
- Кто создал первую христианскую семью?
- Как должна быть христианская семья?
- На чем основана христианская семья?
Заключение
Развитие учебного процесса с акцентом на семейные ценности и христианскую культуру имеет важное значение для формирования учащихся. Урок обязательно следует проводить с использованием разнообразных методов и интерактивных заданий для наилучшего усвоения материала.
Мир позволяет сохранить семейные ценности!
Роль семьи в христианстве
Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, таинством любви, вечным единением супругов друг с другом во Христе. В христианской традиции семья представляет собой малую церковь (от греческого οικοσ – дом), в которой присутствует Бог и человек.
Качества христианской семьи
Православная семья должна строиться на таких ценностях, как любовь, смирение, послушание, единство, аналогично Церкви. Примерами смирения и кротости являются Спаситель, Пресвятая Богородица, святые.
Значение слова семья
1. Группа живущих вместе близких родственников.
2. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе – определение слова семья в словаре Д.Н. Ушакова.
Как появилось слово семья
Стихотворение
(читает подготовленный ученик)
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
- Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила Я. - Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: Я. - Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: Я.
…и так на земле появилась семья.
Активизация личного опыта ученика, использование его в обучении. Формирование умений анализировать, выделять существенные признаки, умение слушать и понимать речь других, обобщение и систематизация знаний, информационная работа в парах, контроль и усвоение знаний.
День семьи
Отмечается 8 июля – День семьи, любви и верности.
Русская культура и семейная святость
Русская культура богата примерами супружеской любви, верности и духовного благочестия в семье. Один из ярких образцов супружеской святости – Благоверный князь Пётр и его супруга. Вступив на престол в 1203 году, князь Пётр страдал от проказы, но благодаря чуду и любви девы-исцелительницы, он был исцелен и женился на ней. Супруги терпели гонения, но снова благополучно княжили в Муроме.
Их жизнь была примером супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья, что послужило основой для канонизации благоверных на церковном соборе 1547 года.
Царская семья Романовых
Царь и Царица Романовы – благочестивые и глубоко верующие люди. Они жили по Божьему замыслу, считая целомудрие основой своего брака. Целомудрие означало уважение друг к другу как к святыне, их супружество было наполнено святостью и верой.
Работа в парах
- На чем основана семья?
- Результаты работы с парами.
Венчание в православии
Христианский брак традиционно скрепляется таинством Брака, или Венчания. На Руси православные женихи и невесты венчались в церкви, прося благословения у родителей перед этим важным событием.
Символика и значимость венца
На венчание венцы возлагаются на головы жениха и невесты. Это символ того, что они становятся князем и княгиней, важными и уважаемыми людьми в округе. Венец также является наградой за решимость создать семью и символизирует мученическую готовность пройти сквозь тернии ради любви и благополучия семьи.
Подобно мученикам, жених и невеста готовы пожертвовать собой и претерпеть трудности ради сохранения своего союза.
Семейные ценности и традиции
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.
Обряд венчания
Для совершения обряда необходимы:
- Иконы Спасителя и Божьей Матери, которыми во время таинства благословляют жениха и невесту
- Белое (розовое) полотенце, символизирующее чистоту брака
Раньше эти иконы брались из родительских домов, передавались как домашняя святыня от родителей к детям, знаменующие ту любовь, которую молодые должны питать друг к другу.
Роль мужа и жены
Главою семьи обычно считается и должен быть муж. На нем, на его трудах основывается благосостояние семьи. И эти труды – его первый долг. О тех, кто не заботиться о своей семье, апостол Павел говорит кратко, но: Если кто о своих и о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
Воспитание детей
Дело воспитания детей, конечно, по преимуществу лежит на матери. Она близка к душе и сердцу ребенка, и ей великая задача: воспитать верующего христианина, доброго, отзывчивого, трудолюбивого, полезного работника Церкви и государства. Муж должен ценить этот огромный воспитывающий труд жены.
Поисковое чтение в парах
- Что такое семья? (1 пара)
- Венчание (2 пара)
- Про венец и кольцо, что они означают (3 пара)
Тестовые задания:
- Церковное таинство бракосочетания:
- Венцы в таинстве венчания символизируют:
- Долгую жизнь
- Единство любви и испытаний
Работа с пословицей
- Запись на слайде 1 части пословицы: Семья без детей, что цветок без запаха
- К какой же мысли привела нас русская пословица?
- Рождение детей наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом.
Ребята, издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Детей очень любили, осознавая ответственность перед Богом, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости). Почитание Бога и Святой Церкви прививалось с первых дней жизни и составляло основу нравственного воспитания детей от рождения.
– Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей.
– Давайте почитаем вместе.
ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕТИ НА ЗЕМЛИ.
А еще есть пословица «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому». (Я начинаю с этих слов 1 родительское собрание). ители являются во всем примером для своих детей. Но не меньше, чем родители, должны помнить о своих обязанностях и дети
А еще есть понятие – жертвенность в христианской семье. Что это? Мы говорили о подвиге и жертве. А в семье, в чем жертва?
– это по значению готовность жертвовать собой. Люди увидели великую жертву Христа.исус пожертвовал собой для нашего спасения. Мы так же должны жертвовать для своей семьи. И это может быть разная жертва. Мы все очень разные люди и для одного человека что то сделать легко а для другого то же самое сделать гораздо сложнее. На самом деле неважно как это для тебя лично легко или сложно, важно сделать правильно и тогда твои действия получат соответственную оценку.
Я хочу вам рассказать об удивительной семье, в которой было 9 детей. Это семья Степановых из . Мать звали Все сыновья ушли на войну и погибли, защищая свою родину.
– Ребята, как Вы думаете, что еще делает семью дружной и крепкой.
– Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищенной от всех невзгод
* Дисциплина в семье.
* Молитва.
А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому ученику нашему класса.
А на доске мы создадим одну большую ромашку как символ семьи нашего класса. Прикрепите лепестки, на которых вы писали, какой должна быть семья.
Скажите ребята, о чем мы сегодня вели разговор.
– В чем особенность христианской семьи?
– Какую семью называют дружной?
. Вывод: старец говорил: «Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья – погибнет мир. Когда разрушится семья – разрушится все: и духовенство и монашество».
Дружба, мир и покой в семье всего дороже.
клад, коли в семье
Вот так, воспитываясь на народной мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.
– Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно.
-Вы многое узнали, были активными.
Покажите ваше отношение к уроку с помощью волшебных камней
* Найти и прочитать стихотворение о семье.
* Составить генеалогическое древо семьи
* Подобрать пословицы, характеризующие ценность семьи.
– Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.
– ВСЕМ СПАСИБО! УРОК ОКОНЧЕН.
Наша дружная семья:
рат и я.
Спортом любим заниматься,
И конечно, закаляться.
Мы – счастливая семья.
Мама, папа, брат и я. (прыжки)
Дети открывают страницу 86 и читают первое предложение
Семья – наш дом, наша защита, наша опора.
Дети отвечая, рассуждают на тему.
Ребята работают в паре
ети работают с текстом парами и подчеркивают
Зачитывают подчеркнутую информацию, выделяя для себя новое и удивительное.
– Семью создают два человека, полюбившие друг друга.
Внимательно смотрят на экран и слушают учителя.
У каждого ученика на столе лежат тестовые задания.
Дети дома должны посмотреть пословицы о семье
(это 5 заповедь.)
Дети читают хором.
(это порядок, нам надо слушаться своих родных
бывать в церкви и общаться с богом).
Выходят к доске и прикрепляют лепестки к ромашке.
Уходя с урока, дети кладут в вазу: зеленый камень – все получилось, доволен; желтый – что-то не понял; красный е понравилось, не понял.
Дети записывают домашнее задание.
Снять умственное
напряжение, дать детям небольшой отдых.
о христианской семье
Развитие творческих способностей.
Поиск и выделение
Развитие речи. Связь
с уроками русского языка
Восприятие и
новых знаний о семье.
Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень
Подводят итоги своей деятельности.
активности учеников, выборочного чтения.
Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень
Подводят итоги своей деятельности.
Контроль и усвоение знаний.
Рефлексия (выбери правильный ответ)
Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя.
Зарифуллина Венера Фанисовна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Школа №82» г.Казани;
Пыркова Инна Михайловна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Школа №169» г.Казани
• Развитие представлений учащихся о семье.
• Формирование понятий о семейных ценностях, традициях, истории семьи.
• Воспитание глубокого уважения и любви к семье, к Родине.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
– формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
– развитие умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– формирование умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров;
– развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;
– формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем;
– создание условий для размышления учащихся о роли семьи в их жизни;
– развитие навыков сотрудничества
– развитие положительных эмоций и чувств, связанных с темой урока;
-формирование уважительного и бережного отношения к членам своей семьи и общества в целом;
– помочь детям увидеть своё место в семье.
проектор, интерактивная доска.
– Ребята, отгадайте, о ком идет речь: близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. (Семья)
Семья – самое главное в жизни для каждого человека.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
. Определение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
– Определите тему урока. (семья)
– Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с понятием «семья». Мы поговорим о таких понятиях, как «семейные традиции», «семейные ценности», узнаем об истории вашей семьи, попробуем создать герб семьи.
. Актуализация знаний обучающихся.
-Прочитайте высказывания Л.Н.Толстого. Объясните, как вы их понимаете.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
с возможностью делать добро людям».
. Работа над новым материалом.
1. Семейные ценности
– Что такое семейные ценности? Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
– Что же может объединять семью?
Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности.
– Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?»
Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово.
– Как вы думаете, какое это слово? (Понимание)
– Какую семь можно назвать счастливой?
Ценности счастливой семьи:
• Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)
• Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)
• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)
• Компромисс. (Умение уступать друг другу.)
• Любовь. (Нежная забота друг о друге.)
• Верность. (Преданность друг другу.)
• Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)
• Совместное времяпрепровождение.
2. Составление кластера
– Чем крепка семья? Давайте составим кластер «Семья».
3. Семейные традиции.
– Семьи все разные. А чем они отличаются? Привычками, укладом, историей, традициями, которые передаются из поколения в поколение.
Традиция – от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
– Назовите основные семейные традиции:
• Домашняя уборка, домашние обязанности членов семьи.
• Совместные игры с детьми.
• Семейный совет, на который собираются все члены семьи.
• Традиции гостеприимства, семейный обед.
• Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
• Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
• Передача семейных реликвий подрастающему поколению.
4. Работа в группах. Представление проектов по темам: «Традиции моей семьи», «История моей семьи», «Герб моей семьи»
5. Составление синквейна «Семья»
Первая строка – существительное – центральное понятие темы,
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих главное понятие,
Третья строка – три глагола, объясняющих суть происходящих событий,
Четвертая строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,
Пятая строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы.
Воспитывает, защищает, помогает
Моя семья – ячейка общества
. Рефлексия. Игра «Свеча любви»
Учитель: Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви».
Конечно же, каждый из вас любит свою семью. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься о том, как дороги вам ваши близкие.
Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи и т. д., а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (лицам — маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.
. Подведение итогов.
2. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».
3. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., № 6.
4. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., № 3.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п.Озинки»
Модуль «Основы православной религии»
Урок № 27
Тема «Христианская семья» (урок)
Жарманова Наталья Борисовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п.Озинки»
Жарманова Наталья Борисовна, учитель начальных классов
Модуль «Основы православной культуры»
А.В.Кураев «Основы православной культуры»
Создание на уроке условий для приятия семейного жизненного уклада как одного из основополагающих условий существования сильного государства, понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, умения видеть беды другого человека и стараться помочь.
Обучающая: Знакомство детей со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре.Воспитательная: Воспитание ответственности членов семьи друг за друга, усвоение, что означает выражение «носите бремена друг друга»Развивающая: Развитие чувства ответственности за свои поступки, понимания, какие качества необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи (любовь, решимость подарить себя друг другу, готовность все претерпеть ради сохранения семьи, верность)
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов
Тема урока: «Христианская семья».
Курс ОРКСЭ. Блок «ОПК»
Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия
Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. Бремя.
Основные вопросы урока
МОУ «СОШ р.п.Озинки»
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.Православные люди часто обращаются к молитвам. Просят, чтобы их защитили, сохранили, помогли, дали здоровья и т.д.- Мы обращаемся к Богородице. Называем её Дево, Мати Божия, Благодатная Богородица. Сейчас мы послушаем молитву, в которой обращаются к Богородице для того, чтобы она не оставила нас, вознесла над нашими главами и душами светлую радость, как Голубица. Просят о том, чтобы она заступилась и помиловала нас от лукавых и нечистых, которые встречаются у нас на пути. Просят, чтобы радовалась светом небесным, а от этой радости наши души согреваются. Благодарят за радость.Учитель включает молитву Пресвятой Богородице см. папку «Семья. Музыка)Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.Слушают молитву Пресвятой Богородице.-нацеливает на успешную деятельность.- создание соответствующего настроения- формирование умения слушать и слышать-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познать новое.
2. Актуализация знаний. Постановка темы урока, определение учебных целей.Посмотрите на слайд, и постарайтесь отгадать ребусПочему часто говорят, что слово семья означает «семь Я»?- Другие члены семьи – это тоже немножко Я?- «Сироту пристроить, что храм построить»? – Объясните, почему народ сложил такую пословицу.Итак, сформулируйте тему урока.- Попробуйте определить цели урока.Ещё цель урока узнать, что такое венчание, что обозначает обручальное кольцо.Вы только что прослушали молитвуПресвятой Богородице. Что бы вы просили у Богородицы для семьи?Отгадывают ребус. Слово – отгадка: семья.Участвуют в диалоге с учителем.Формулируют тему урока и предполагают цели.- постановка учебной задачи на основе того. Что уже известно и усвоено обучающимися и того, что не известно.- развитие познавательных интересов учебных мотивов.- умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
3. Открытие новых знаний.Постановка проблемного вопроса. Работа в группах.Подумайте, и дайте ответ, что такое семья?- В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я»., т.е. семь таких же как Я. И действительно, в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.Число «7» само по себе особенное – оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех.Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «СЕМЯ». Как вы думаете почему? – Какое определение даёт православная культура слову «семья»? Найдите ответ в учебнике в тексте на стр.86.- На чём строится семья?- Существует древняя легенда о том, что когда – то давным – давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой – то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половинку. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.- Что такое венчание?Вступление в брак в православии называется ВЕНЧАНИЕ. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе.Работа в группах. Решение проблемного вопроса. Дети совещаются и высказывают свои предположения о том, что такое семья.Отвечают на вопрос учителя. Работают с учебником стр.86. Дают ответ на поставленный вопрос.Высказывают свои предположения. Читают текст и находят ответ.- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий- выражать положительное отношение к процессу познания;
4. Исследовательская работа с текстом.Прочитайте текст на стр. 86 – 87 и подготовьте ответы на вопросы.- Что символизирует венец над молодожёнами?- Венец имеет форму круга, что это означает?- Как может рождаться и крепнуть любовь? (учитель показывает на диске фото)А теперь первая группа исследует значение слова «тактичность», а другая группа – «хамство» Работают в группах.Отвечают на поставленные вопросы.Работают с учебником, выбирают нужную информацию о значении слова «тактичность» и «хамство»выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.взаимодействие в группе.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. –рассказ о Петре и Февронии. (см. приложение) – Какой же праздник и когда отмечается в честь семьи?« 8 июля – день Семьи» см. папку «Семья.Музыка»Слушают рассказ учителя.Отвечают на вопрос.-умение слушать говорящего.
6. Заключительный этап и рефлексия.Разъяснение домашнего задания.- Продолжите предложенияНаписать мини – сочинение о своей семье: рассказать о традициях в семьях, о совместных семейных праздниках. -Составить генеалогическое древо семьи.Оценка учебной деятельности- оценка, осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;- осуществлять итоговый контроль.- оценить собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативы, причины неудач.
Петр и Феврония — покровители семьи и брака. Их брак многие века является образцом христианского супружества. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел и никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивой, благочестивой и доброй девушкой. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж. Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания. Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им. Благоверные князь Петр и княгиня Феврония В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. В преклонных летах, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 8 июля (по новому стилю) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году. Ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики —
это курс, который
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
Основы православной культуры
Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль «Основы православной культуры» знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Цель и задачи
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: «Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».
Вопросы и ответы
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.
Проект к уроку ОСЭ "Моя родословная. Герб моей семьи"Проекты учащихся 1-4 класс • -4 класс • повторение, систематизация , презентация 03.02.2014
Порядок вывода комментариев: Очень необычный материал! спасибо!Интересная работа, много полезной информации. Думаю, материал окажет помощь коллегам! А герб семьи Зайцевых – просто блеск!Замечательная и интересная работа. Благодарю Вас, Надежда Ивановна! Успехов Вам и хороших учеников!Очаровательная презентация. Толкает на творчество. Спасибо.Надежда Ивановна! Спасибо за интересный и познавательный ресурс!