Тема урока: Язык и история
На уроке предмета Основы духовно-нравственной культуры народов России восьмого класса мы будем изучать важность языка, его влияние на мировоззрение личности и формирование языка как носителя духовно-нравственных ценностей культуры.
Цели урока:
- Понимание соотношения языка и истории.
- Осознание коммуникативной роли языка в организации межкультурного диалога.
- Применение правил лингвистической гигиены и речевого этикета.
- Воспитание уважительного отношения к историческому и культурному наследию России.
План урока:
- Активизация знаний учащихся.
- Изучение новой темы.
- Работа с учебником и компьютером.
- Применение полученных знаний на практике.
- Обсуждение различных точек зрения и сравнение их.
Оборудование:
- Доска
- Учебник
- Компьютер
- Презентация
- Рабочий лист
Перед началом урока активизируем знания учащихся и проверим домашнее задание. После этого предложим ребуc, чтобы узнать тему урока. Далее рассмотрим новую тему, применим полученные знания на практике и обсудим различные точки зрения.
Подготовьте учебники и рабочие листы. Начинаем!
Урок по русскому языку: Семья – хранитель духовных ценностей
Важность языка в обществе
Учитель спрашивает: Как вы понимаете, что такое язык? Язык – это то, что мы используем ежедневно. Он хранит в себе духовные и культурные ценности людей. Посредством языка народ высказывает свои мысли, выражает эмоции. Давайте посмотрим на задание 2 в рабочем листе. Составьте определение к слову Язык.
Язык является важным не только для каждого человека, но и для всего общества, государства. Роль языка в жизни общества поистине велика. Он выполняет функцию передачи социальной наследственности. С помощью языка люди могут представлять мир, описывать различные процессы, получать, хранить и воспроизводить информацию, свои мысли.
- Вопросы к тексту:
- Сколько языков было до строительства башни?
- А после строительства?
- В чем сила языка?
- Почему люди не смогли договориться?
- Предполагают, рассуждают.
Язык — это знаковая система произвольной природы, посредством которой осуществляется человеческое общение на различных уровнях коммуникации и трансляции, включая операции мышления, приобретение, хранение, преобразование. Читают высказывание: Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
- Задание 5:
- Составьте пословицы.
- Язык много может натворить: и настроение поднять, и дело испортить. (морд)
- Язык до края земли доведет. (коми)
- Языком можно заслужить и славу и позор. (груз)
- Сабля порубила одного, а язык — армию. (арм)
- Забудешь родной язык — забудешь родную мать. (удм)
- Кто владеет языком, спасает голову. (татар)
Таблица Де Боно
! – что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы.
+ | ! | - |
---|---|---|
Учащиеся проводят рефлексию с помощью таблицы Де Боно, отмечая на полях рабочего листа.
Заключение
Открытый урок по курсу ОДНКНР в 5 классе по теме Семья – хранитель духовных ценностей проводился 23.11.2023 г. с применением методов групповой и индивидуальной работы, практических занятий, игровых технологий и интерактивных упражнений. Урок был наполнен обсуждением роли языка в обществе и значимостью его сохранения для будущих поколений.
Учитель: Швидкая И.А.
Духовно-нравственные ценности в семье
Понимание семьи и ее значения является важным аспектом нашей жизни. Это место, где формируются основные ценности и отношения. В этой статье мы подробно рассмотрим роль семьи в формировании духовно-нравственных ценностей.
Духовные ценности семьи
Для начала, давайте определим, что такое духовные ценности. Это набор принципов, которые определяют наши убеждения, мораль и взгляды на жизнь. Важно помнить, что духовные ценности различаются в разных культурах и семьях.
Наследие семейных ценностей
С рождения мы наследуем определенные ценности от своих родителей и предков. Работа с родословными семей детей позволяет лучше понять и уважать культурные и нравственные традиции.
Ключевые компоненты семьи
Чтобы успешно формировать духовные ценности в семье, необходимы определенные инструменты и подходы. Например, использование видеопроектора, интерактивной доски, презентаций и других материалов может сделать процесс обучения более интересным и понятным.
Мотивация учебной деятельности
На уроке о духовно-нравственных ценностях в семье важно поставить задачи, которые мотивируют учащихся. Постоянное взаимодействие и обсуждение темы позволит им лучше понять и оценить важность семьи в жизни.
Итак, семья является основой для формирования духовно-нравственных ценностей. Понимание значимости семьи и уважение к ней помогут нам стать лучше и мудрее. Давайте ценить наших близких и создавать гармоничные отношения в семье.
Источники:
- Апостол, Евангелие, Домострой, Помните, дети пятую заповедь!, Букварь школьника. Слова, том 5 и том 8; Навстречу детским сердцам Б.А. Ганаго.
- Деяния святых апостолов. Послание к Галатам Святого апостола Павла 6 стих, 2
- Святителя Иоанн Златоуст
Значение семьи и ее внутренние ценности
Счастливая семья — это спасательный круг, с помощью которого в душе царит душевный покой.
Работа в чек листах. Задание 1
Посмотрите на задание в рабочих листах. Это фраза писателя Льва Толстого, но часть слов была случайно стерта, давайте восстановим её:
По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей __, в своём__.
Вы думаете, что хотел показать писатель этой фразой?
Данное выражение подчеркивает важность дома и домашнего уюта в жизни человека. Оно говорит о том, что истинное счастье можно найти только в том месте, где мы чувствуем себя комфортно, спокойно и безопасно – дома. Человек, который чувствует себя счастливым у себя дома, обычно имеет крепкие семейные связи, гармоничные отношения со своими близкими и чувствует себя защищенным и уверенным в своем будущем.
Работа в чек-листах. Задание 2
- Каждую семью объединяют. В семье ими дорожат и передают их из поколения в поколение.
- Подумайте сейчас о своей семье. Какие семейные духовные ценности есть в ваших семьях? Назовите первые слова, которые у вас ассоциируются, со словом семья.
- Почему у Вас у всех разные семьи, а слова вы подобрали почти одинаковые?
Каждая семья имеет свои семейные ценности. Это что-то важное, дорогое, то, что объединяет семью, не даёт ей распасться. Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.
Работа с определением понятия – ЦЕННОСТИ
Человек ценит в жизни то, что ему придает особый положительный жизненный смысл, значимость, пользу и полезность. В семье ребёнок учится правилам поведения, приобретает знания о хорошем и плохом, о разрешенном и запрещенном. Семья прививает милосердие, любовь к людям, положительное отношение к труду, бережное отношение к природе и памяти предков.
Здесь человек учится быть самостоятельным, заботливым, ответственным за себя и своих близких. Если семью связывают отношения дружбы, любви, доверия, то человек получает огромный положительный заряд для своего духовно-нравственного развития.
Динамическая пауза
(выполнение учениками заданий, упражнений и практических задач для закрепления изученного материала). Работа в группах. Составление кластера РОМАШКА. Работа с терминологией слов.
Очень трудно однозначно ответить на вопрос: Что важнее всего в семье?. Давайте попробуем выяснить, какие ценности главные в семье. Я предлагаю собрать кластер -, лепестки у неё будут название семейной ценности. Вы должны соотнести термин духовно-нравственной ценности с толкованием к нему. Я называю ценность, группа, которая обнаруживает у себя соответствующее толкование, получает листик.
Символом семьи в России является ромашка. Что символизируют лепестки цветка?
– На чём держатся лепестки?
– Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? /Он погибнет/
После того, как РОМАШКА построена делаетсяГлавная ценность – это любовь. Если её не будет, все остальные ценности уйдут из дома.
Но вот что говорит апостол Павел о подлинной любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.»
Любовь долготерпит. Это свойство относится к обидам, оскорблениям, наносимых человеку, как словами, так и поступками ближних. Человек любящий умеет ждать, когда близкий поймет и осознает, что причинял боль. При этом продолжает любить, как будто это раскаяние уже наступило — это и означает «Любовь долготерпит». Любовь милосердствует. Это значит сострадает, сочувствует, старается помочь любимому человеку, не судит и не осуждает.
Семейные традиции. (слайд 7)
– За минувшие столетия много разных знаний было накоплено человечеством. Важно ведь не только создать знания, но и суметь правильно передать их следующим поколениям.
Для этого – то как раз и существует Это латинское слово. В переводе оно буквально означает
В первую очередь она передаёт ценный опыт наших предков из поколения в поколение.
— это передача КУЛЬТУРЫ (обычаи, порядки, правила поведения) от старшего поколения к младшему. (учебник стр. 13)
– Какие семейные традиции есть в вашей семье?
– Наши предки за многие века создали удивительную православную культуру. Прекрасные традиции праздников, выдающие произведения искусства, особый образ жизни, отношения к людям и к окружающему миру.
Традиции в семье бывают разными. Одной из таких традиций может стать традиция составления генеалогического дерева. Это традиция узнавать о своих предках и составлять свою родословную. (Но об этом мы поговорим на других занятиях).
6. Первичное усвоение новых знаний.
Знакомство с устоями в православной семье.
Показ, чтение и обсуждение книги «Домострой» – (Слайд – 8)
– Семья – это особый мир из самых близких людей. Своими корнями семья уходит глубоко в прошлое.
«Домострой» и «Букварь школьника. Слова».
В XVI веке появилась книга – «Домострой» — это памятник русской литературы, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Эта книга была семейным учебником. По ней многие учились хранить свою семью.
В «Домострое» говорилось о правилах семейных отношений, она раскрывала секреты КРЕПКИХ СЕМЕЙНЫХ УСТОЕВ:
– Как воспитать своих детей в поучениях разных. Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать. Как детей учить и страхом спасать.КАК С ДОМОЧАДЦАМИ УГОЩАТЬ БЛАГОДАРНО ПРИХОДЯЩИХ В ТВОЙ ДОМ. КАК ДЕТЯМ ПОЧИТАТЬ И БЕРЕЧЬ ОТЦА И МАТЬ И ПОВИНОВАТЬСЯ ИМ. КАК ЖЕНЕ С МУЖЕМ СОВЕТОВАТЬСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ И ОБО ВСЕМ СПРАШИВАТЬ: И КАК В ГОСТИ ХОДИТЬ, И К СЕБЕ ПРИГЛАШАТЬ, И С ГОСТЯМИ, О ЧЕМ БЕСЕДОВАТЬ.
о семейных устоях:
Стр. 274. – Строгое почитание старших. Авторитет родителей, соединенный с любовью к детям, обуславливал послушание детей и доверие к старшим. На главе семьи лежала ответственность за своих домочадцев (близких) о соблюдении ими христианских обязанностей. Каждые член семьи имел свои обязанности. Дети с раннего детства приобретали в труде нравственные качества.
Семья – это первая школа ребенка, (стр. 275!!! Зачитать)
Букварь. Слова. Стр. 593
Букварь школьника. Слова. – это многотомник, он состоит из 12 томов. На каждый месяц года.
Домострой Стр. 18 – 19
Старых чтите, как отца, а молодых как братьев.
Куда бы вы не держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран
Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.
Их любовью и терпением достигается семейное счастье.
*** Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле.
21. НАКАЗ МУЖУ И ЖЕНЕ, И ДЕТЯМ, И СЛУГАМ О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ИМ ЖИТЬ – стр. 62
22. КАКИХ СЛУГ ДЕРЖАТЬ ПРИ СЕБЕ И КАК О НИХ ЗАБОТИТЬСЯ. ВО ВСЯКОМ ИХ УЧЕНИИ И ПО БОЖЕСТВЕННЫМ ЗАПОВЕДЯМ, И В ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ – стр. 64
Самые сложные обязанности лежат на родителях. с появлением детей становится главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Родители не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности, а в каждой в семье традиции и ценности. Их должны выполнять без напоминания.
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Я не буду оценивать вас за это сравнение. Вы сами честно должны дать самооценку НАСКОЛЬКО ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ВОСПИТАННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.
Юности честное зерцало. Стр. 157
8. Первичная проверка понимания.
а) Работа с пословицами. Интерактивная игра
– Народная мудрость передает ценные наставления в устном творчестве. Очень ценными являются пословицы. Пословица — это простое традиционное высказывание, выражающее воспринимаемую истину, основанную на здравом смысле или опыте. Они помогают нам научиться размышлять о жизни, принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Давайте вспомним пословицы о семье. Посмотрим, чему нас учит народная мудрость. Ребята нам надо закончить пословицу. Из предложенных вариантов выбрать правильный ответ.
Неправильный ответ – исчезнет. Правильный ответ увеличится в размере, вы услышите барабанную дробь. Появится стрелка перехода на следующий слайд.
(Прочитать и объяснить смысл любой пословицы по выбору).
– Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных семьях или нет? Что в них общего? Что мы будем считать хранителем духовных ценностей?
И получается, «Семья – хранитель духовных ценностей». Семья — это наше первое общество. Находясь в обществе, нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным. А для этого надо быть культурным и хранить ценности, которые передают нам наши предки.
подведение итогов урока, обобщение основных понятий и выводов, выявление успехов и сложностей в освоении материала).
— Ребята, у каждого из Вас у вас есть семья. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.
Берегите свои семейные духовные и нравственные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «хранителем», которая отличает все семьи друг от друга.
– Мы много говорили о семье. Давайте подведем итог уроку, составив СИНКВЕЙН.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – существительное. Семья
2 строчка – два прилагательных. Какая она?
3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают?
4 строчка – четыре слова – предложение. Предложение о семье или пословица.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью
Дети пишут по группам и озвучивают. Например
Сплачивает, объединяет, оберегает.Семья – лучшая школа жизни.Родные. (Родственники. Близкие.)Любят, заботятся, живут.Семья – хранитель духовных ценностей.
Обобщение изученного материала
– Каждый из нас является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через собственный, уникальный, неповторимый опыт.
И где бы вы ни находились, ваша жизнь всегда будет отражать духовно – нравственные ценности и тот жизненный опыт, который вы приобрели в своей семье.
Пусть ваша семья всегда остаётся для вас хранителем семейных ценностей.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
– Домашнее задание по выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):
Поговорить с родителями о ценностях и традициях своей семьи.
Нарисовать рисунок к пословице о семье.
Написать сочинение о своей семье.
Продолжить работу над составлением генеалогического древа.
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Выставление отметок
Планы-конспекты ОДНКНР 5 класс
«Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Тема 2. Наш дом — Россия. Тема 3. Язык и история. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Тема 5. Истоки родной культуры. Тема 6. Материальная культура. Тема 7. Духовная культура. Тема 8. Культура и религия. Тема 9. Культура и образование. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Тема 12. Родина начинается с семьи. Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Тема 15. Труд в истории семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Тема 17. Личность — общество — культура. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Тема 21. Литература как язык культуры. Тема 22. Взаимовлияние культур. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Тема 33. Итоговый урок. Тема 34. Промежуточная аттестация.
Планы-конспекты ОДНКНР 6 класс
Комплект состоит из 34 рабочих листов: Тема 1. Мир культуры: его структура Тема 2. Культура России: многообразие регионов Тема 3. История быта как история культуры Тема 4. Прогресс: технический и социальный Тема 5. Образование в культуре народов России Тема 6. Права и обязанности человека Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие) Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека Тема 10. Взросление человека в культуре народов России Тема 11. Религия как источник нравственности Тема 12. Наука как источник знания о человеке Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры Тема 14. Самопознание (практическое занятие) Тема 15. Труд делает человека человеком Тема 16. Подвиг: как узнать героя? Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества Тема 24. Моя профессия (практическое занятие) Тема 25. Гражданин Тема 26. Патриотизм Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Тема 28. Государство. Россия — наша родина Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие) Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие) Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие) Тема 32. Человек и культура (проект) 33. Итоговый урок 34. Промежуточная аттестация.