Урок по орксэ модуль основы православной культуры тема пасха

Религиозные, музыкальные и общественные аспекты использования колоколов

В настоящее время колокола широко используются в различных сферах, таких как религиозные церемонии (призыв верующих на молитву, выражение торжественности богослужения), музыка (создание музыкальных инструментов) и даже в качестве сигнального средства на флоте. Например, рында является колоколом, используемым на судах.

Изображение колокольчика в веб-интерфейсе

В веб-интерфейсе и компьютерных программах изображение колокольчика часто символизирует уведомление пользователей о различных событиях, что помогает в создании удобных и информативных интерфейсов.

Происхождение и использование слова колокол в различных языках

В других индоевропейских языках можно встретить слова, родственные по происхождению слову колокол. Например, латинское слово означает созывать или восклицать, греческое – звать или созывать, а немецкое – колокол. Эти слова связаны с древнегреческими и праславянскими корнями.

Размещение публикации о Пасхе

Статья Урок по Орксэ, Модуль „Основы православной культуры“, Тема „Пасха“ размещена в разделах, формирующих представления о религиозных традициях, а также о их исторической значимости для Российского государства.

Урок по теме Пасха

Цель урока

Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.

Задачи урока

  1. Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни предков на протяжении веков.
  2. Развивать умение выделять важную информацию из различных текстов, готовность к диалогу и слушанию.

Лилия Борисовна Подбельцева проводит урок по Орксэ, который способствует формированию представлений о православной культуре и принципах веры.

Наследие колоколов в России

Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля.

История использования

В доисторические времена

В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. При возникновении пожара необходимо было ударить в ближайший колокол.

В дореволюционной России

Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России.

На железнодорожных путях

Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов.

Типы колоколов

Сигнальные колокола

Тональность сигнальных колоколов специально делалась отличной от церковных, для легкого опознавания сигнала.

Куранты

Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах.

Наследие курантов в России

В России часы-куранты на Спасской башне являются одними из древнейших в мире. Куранты принимали место и в других исторических местах, таких как Петропавловская крепость и ростовская соборная колокольня.

Куранты протоиерея Израилева

Протоиерей Аристарх Александрович Израилев создал гармонически настроенные куранты, которые находятся в различных городах, включая Петербург, Ореанда, Киев и др.

Заключение

Колокола и куранты имеют богатое историческое наследие в России и продолжают использоваться в различных контекстах до настоящего времени.

Колокол в Уханьском даосском храме Чан Чунь, подвешенный за дракончика-пулао


Колокола доимперской эпохи

Китайская колокольная культура, дошедшая до нашего времени, предстала в новой перспективе в свете археологических открытий XX в. Было обнаружено, что в отличие от современных круглых колоколов, имеющих индийское происхождение, древнейший исконно-китайский тип как правило имел миндалевидный поперечный срез.

Колокола такого типа отличались меньшей продолжительностью звука, однако могли издавать два чётких тона и, в наиболее развитой форме, составляли комплекты, охватывающие до 5 октав и выверенные по хроматической гамме (см. Гробница маркиза И). Расцвет производства миндалевидных колоколов пришёлся на династию Чжоу. О находке крупнейшего среди колоколов такого типа (более 1 м высотой) было объявлено в 1986.

Форма колоколов

Примечательна характерная форма некоторых колоколов: тип нао устанавливался, подобно кубкам, звучащей частью вверх (об этом свидетельствует длинная ровная нога, не приспособленная для подвешивания инструмента), а развившийся из него юнчжун сохранил ногу для установки, однако подвешивался благодаря креплению веревки вдоль поперечного кольца на ней, или за специальную петлю. Полая изнутри нога колокола при этом сохранялась, предположительно по соображениям акустики.

Китай после династии Чжоу

Любопытно, что после периода Сражающихся царств, вместе с закатом чжоуского ритуала, закончился и золотой век китайского колокольного дела. Последним отголоском старой традиции, утерянной уже к династии Хань, стало изготовление гигантских ритуальных колоколов Цинь Шихуана. По его повелению они были изготовлены из оружейной бронзы покорённых царств.

История колоколов

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

Карильон в Петропавловской крепости: история и особенности


В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, названным Saufang (Свиная добыча). Свиньи, согласно легенде, обнаружили этот колокол в грязи. Однако после его очистки и установки на колокольню, он не звенел до тех пор, пока не был освящен епископом. Некоторые колокола имеют неблагочестивые имена, но это не всегда указывает на их отрицательную духовную сущность – часто это связано с особенностями звучания.

В средневековой христианской Европе церковный колокол символизировал голос церкви. На многих колоколах были изображения из Библии и символическая триада – Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango (Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю). Сами части колокола (язык, туловище, губа, уши) имеют сходство с частями тела человека. В Италии до сих пор сохраняется обычай крещения колокола, подобно освящению в Православной церкви.


В 1920-1930 годах, в результате государственного переворота 1917 года, были уничтожены десятки тысяч колоколов, которые представляли собой значительное культурно-историческое наследие. Советские циркуляры предписывали перечислять колокола в Госфонд для последующей реализации, либо сдавать их в Комцветметфонд на переплавку как обычный металлический лом.

Карильон в Петропавловской крепости


Карильон представляет собой набор колоколов, чьи язычки управляются специальной клавиатурой. Карильон в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге был установлен на колокольне Петропавловского собора благодаря инициативе бельгийского карильониста Йозефа Виллема Хаазена. Он состоит из 51 колокола диапазоном 4 октавы и был приобретен на пожертвования 352 спонсоров из десятков стран, включая фонд Романовых и королевскую чету Бельгии. Самый тяжелый из колоколов весит более трех тонн.

Карильон в Петропавловской крепости


Арка-звонница на Крестовском острове часто ошибочно называется карильоном, но на самом деле представляет собой автоматический игральный механизм с карильонными колоколами, который уже не работает из-за поломок.

На колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс колоколов — голландских и русских. Из 103 колоколов, расположенных на четырёх уровнях соборной колокольни, 31 колокол датируется 1757 годом — это сохранившаяся часть второго голландского карильона. История часов Петропавловского собора с боем и курантами началась в 1720 году, когда в Петербург из Голландии был доставлен часовой механизм, комплект из 35 колоколов и клавиатура карильона. В 1725 году на колокольне Петропавловского собора во втором ярусе была устроена русская звонница. Благовест, раздававшийся с Петропавловского собора, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах.

Читайте также:  Добродетель терпения во взаимодействиях

К началу XX века русские колокола звонницы обветшали, и 27 новых колоколов для звонницы были изготовлены в 1905 году гатчинским заводом А. С. Лаврова. После Октябрьской социалистической революции часы остановили. В 1937 году их неудачно пытались настроить на исполнение «Интернационала». Часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1947 году началась реставрация курантов Петропавловского собора, и через пять лет русские колокола бывшей звонницы начали вызванивать первые такты гимна Советского Союза. Гимн исполнялся четыре раза в сутки вплоть до 1989 года, когда куранты вновь остановили для комплексных реставрационных работ.

В классической музыке

Данные в этой статье приведены по состоянию на 1900 год.Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблён колокол весом в 22,9 т. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31 т.), московского (70,5 т) или Царь-Колокола (200 т). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время обычные колокольчики заменены на более технически подвижный музыкальный инструмент в виде пластинчатых колокольчиков.

В русской музыке

Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков как в оперном, так и в инструментальном жанрах.

Колокола в Русской православной церкви

Православный храм с куполом в виде колокола

Звонарь на колокольне Ипатьевского монастыря в Костроме

Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.

В русских летописях впервые о колоколах упоминается 988 год. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Великом Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нём «великий звон». Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком. Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойдённые в Европе колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский (действует на колокольне Ивана Великого) 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г.), Ревун (действует на колокольне Ивана Великого) 1622 г. (19 тонн). После 1917 г. литьё колоколов продолжалось на частных заводах в 1920 гг. (эпоха НЭПа), но в 1930-е прекратилось полностью. В 1990-е гг. многое приходилось начинать с нуля. Литейное производство освоили такие гиганты как московский ЗИЛ и санкт-петербургский Балтийский завод. На этих заводах изготовлены нынешние колокола-рекордсмены: Первенец 2002 г. (27 тонн), Благовест 2002 г. (35 тонн) завода ЗИЛ, Царь-колокол 2003 г. (72 тонны) Балтийского завода.

См. также Система управления звоном.

В Русской православной церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние (подзвонные) и малые (зазвонные) колокола.

Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые «часовые» колокола, в которые «отбиваются» часы.

Подзвонные колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику. Отдельно подзвонные колокола используются при так называемом звоне «в двои», который осуществляется на литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост. При отсутствии благовестников звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.

Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее двух колоколов. Как правило, связка состоит из 2, 3 или 4 колоколов.

Посредством использования зазвонных и подзвонных колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к божественной литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

Церковь Св. Екатерины у Тучкова моста

Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является примитивная звонница, выполненная в виде перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии.

В церковной традиции первоначально был распространён архитектурный приём, когда специальную башню — колокольню — устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В древнем Пскове звонница нередко включалась в конструкцию основного здания.

В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. В наиболее поздних постройках, преимущественно в XIX веке, колокольню вводили в конструкцию церковного здания. И тогда колокольня, бывшая первоначально вспомогательным сооружением, становилась доминирующим элементом в его облике. Примером такого вмешательства является пристройка колокольни к православной церкви Св. Екатерины на Васильевском острове Петербурга. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы». До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населённом пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удалённых уголках большого города.

Читайте также:  Чтения священного писания

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.

Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей.

О миг священный.

О чудо, выше всех чудес,

Какие были во вселенной.

– Итак, кто даст ответ на вопрос «Как этот праздник называется?»

– Верно – это Пасха.

II. Подготовка к новой теме.

– А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

III. Подготовка к восприятию.

Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день.

На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)

(Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворения)

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Ученик 2. Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв.

Ученик 3. Пасха наступила –

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

Ученик 4. Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

Ученик 5. Летят слова в простор небес:

И рады люди всей земли,

Что силы мрака не смогли

Заполонить собою мир,

И ждет Христос на брачный пир

В небесный град всех прихожан

Из разных стран.

И нет возвышенней чудес,

Чем это чудо всех времен:

Ученик 6. Воистину – Сын Бога Он!

Поздравляю с лаской,

С богоданной пасхой –

Чудом из чудес.

Из полуденных краев.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес.

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идет полна чудес!

IV. Работа по теме урока.

– История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия

Христос вернулся к жизни – воскрес.

– Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)

Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28

Запись в тетради, что такое Воскресение.

Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать «прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.

На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века.

Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)

– воскресение – день возобновления жизни;

– Пасха – «переход», «избавление», «освобождение»;

– Иисус – «Бог спасает», «Спаситель»

А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило – это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

– А что же предшествует празднику Пасхи? (возможные ответы детей)

– За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.

-А что такое пост? (ответы детей)

Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

-За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.

Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.

– Кто знает, что значит разговляться (возможные ответы детей)

– Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца.

После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости,а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.

– Радостное событие Воскресения в православной культуре

отражено, в том числе и на иконах.

Демонстрация икон «Воскресение Христово» из электронного

приложения. Дети рассматривают иконы под руководством

учителя. Особое внимание обращается на лица и краски.

– Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная

смерть Иисуса Христа? (Предположения детей)

Чтение и обсуждение 3 абзаца на странице 29.

– Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан,

которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха –

праздник воскресения к жизни.

Запись в тетради понятие Пасхи.

-В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о

(Приводится пример из учебника на странице 29).

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Читайте также:  Презентации по оркисэ

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше.

И легко-легко подышим.

VI. Продолжение работы по новой теме.

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на странице 30.

Работа с интерактивным моментом.

– Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола?

(Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная

пасха) К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали и красили яйца. Обычай обмениваться на пасху красными яичками, говоря: «Христос Воскрес!» давний. По преданию, он ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что–либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.

С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия : “Христос воскресе!

Люди стали считать, что яйцо – знак жизни, а в красный цвет его красили потому, что Христос своей кровью даровал нам жизнь вечную. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.

Существовало два вида яиц: крашенка и писанка.

Крашенка – это окрашенное варенное яйцо.

А писанка – это яйцо, покрытое разноцветными узорами. Существуют сотни узоров – символов, магических знаков-оберегов.

Рыба – символ Христа.

Завитки и спирали – знаки космической силы.

Треугольник с точками – это символ засеянного поля, знак достатка и богатства.

Листья дуба, сосны, ясеня – это символы древа жизни.

Цветы на писанках – это символы народившихся душ. Женщина, которая хотела иметь детей, писала много писанок с цветами и дарила их детям.

Зеленые сердечки – символ любви (девушки дарили парням).

Цвета тоже имеют свою символику: красный цвет – цвет радости, жизни; желтый – знак солнца, тепла; зеленый символизирует весну; голубой – цвет неба; коричневый и черный – цвет земли; синий – цвет ноги, цвет тайных духов.

Сегодня и мы попробуем нанести на яйца узоры. Рисовать можно гуашью, лаком, фломастерами. Мы будем раскрашивать фломастерами.

Фломастер не любит торопливости, неточности, ведь линию нельзя стереть. Сначала решите, как вы будете расписывать яйцо. Нарисуйте картинки или придумайте узор. Если вы затрудняетесь сразу рисовать фломастерами, то сначала прорисуйте простым карандашом.

А пока вы будете наносить узор, я расскажу о существовавших на Руси верованиях о чудодейственных силах писанки.

С писанкой шли в поле и подбрасывали ее вверх, чтобы хлеба росли такими же высокими.

Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия почвы. Яйцами обкатывали спины домашних животных, чтобы они не болели, приговаривая: «Как яичко гладко и кругло, так и моя лошадка, будь гладка и светла». Писанку использовали при лечении некоторых болезней. Высохшим желтком писанки лечили ожоги, мокрую экзему. Осколок яичной скорлупы нанизывали на шерстяную нитку и носили от простуды и лихорадки. Писанкой поминали умерших родственников. Писанки часто дарили друг другу на счастье, на здоровье, на радость.

К пасхе каждая семья собирала и окрашивала в луковой шелухе по 100 – 200 яиц. Их раздавали приходящим похристосываться, детям или же разговлялись сами свей семьей. А еще на Пасху готовили творожную пасху и пекли вкусные сладкие сдобные булки-куличи

VII. Групповая работа – Пасхальные игры.

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.

Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, – также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!

(Игры могут быть различные, какие найдут дети и групп может быть больше)

VIII. Подведение итогов урока. (Чтение стихов учащимися)

1 ученик Сердце с бедами свыкнется –

Но когда ускачет бес,

К нам на крыльях опускается

Пасха яркая с небес.

2 ученик Пасха русская, старинная,

С пестротой и толчеей,

Неподдельная, былинная –

Та, что празднует семьей.

Рано утром разговеемся

По укладу стариков.

И любить и жить надеемся

Еще тысячу веков.

3 ученик Соберемся, не рассоримся,

Есть надежда – будем жить.

Пахнет терпкая акация,

Возвращайся, празднуй, нация,

Пасху русскую свою.

Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

ВОПРОСЫ и задания:

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4. В чем состоит христианский пост?

5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»?

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!» Всех вас я ещё раз поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *