ОРКСЭ: Светская этика и религиозные культуры
6 мая 2023
Орксэ – искусство изображений
Орксэ – это коллекция изображений, посвященных миру орков и их культуре. Здесь вы найдете разнообразные и живописные картинки, погружающие в мир орков. Данная коллекция предлагает уникальный взгляд на фантастические существа и подходит для любителей фэнтези и приключений.
Захватывающие изображения
Зачаровывающие детали и яркие цвета создают неповторимую атмосферу, которая позволяет полностью погрузиться в мир орков. Орксэ картинки – это отличный способ добавить магию и захватывающие истории в свою жизнь.
Орксэ в разных сферах
Основы религиозных культур и светской этики
ОРКСЭ для родителей
Школьный предмет ОРКСЭ
ОРКСЭ творческая работа
Заключение
Орксэ предлагает увлекательный взгляд на мир орков и их культуру. Используйте эти картины, чтобы добавить немного волшебства в свою жизнь.
Родительское собрание по выбору модуля ОРКСЭ
На родительском собрании по выбору модуля общественно-религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) родители будут ознакомлены с различными видами деятельности, которые проводятся на уроках ОРКСЭ.
Виды деятельности на уроках ОРКСЭ
На уроках ОРКСЭ проводятся различные виды деятельности, которые способствуют развитию и воспитанию учащихся. Вот некоторые из них:
- Обсуждение важных общественных и этических вопросов.
- Изучение основ религиозных культур и светской этики.
- Работа с историческими источниками.
- Прохождение различных тестов и опросов.
- Проведение творческих проектов и мероприятий.
Орк и СЭ модули
Модули ОРК и СЭ представляют собой различные учебные блоки, которые специально разработаны для изучения основ религиозных культур и светской этики.
- Модуль Основы светской этики: основные принципы этики и морали, важные вопросы социальной ответственности.
- Модуль Основы религиозных культур и светской этики: изучение основ религий и культур различных народов мира.
Выбор модуля ОРКСЭ основы светской этики
Выбор модуля ОРКСЭ по основам светской этики позволяет учащимся углубить свои знания в области общественных и моральных норм, а также понять важность социальной ответственности.
Основы религиозных культур и светской этики модули
Модули ОРКСЭ по основам религиозных культур и светской этики помогают учащимся изучить различные религиозные традиции и культурные особенности разных народов.
Сэм это орки
Сэм – это орки, которые представляют собой группу учеников, изучающих основы религиозных культур и светской этики в рамках уроков ОРКСЭ.
Титульный лист основы религиозной культуры и светской этики
Титульный лист курса по основам религиозных культур и светской этики содержит важную информацию о содержании и целях изучения данного предмета.
ОРКСЭ школа России
ОРКСЭ – это программа общественно-религиозной культуры и светской этики, которая проводится в школах России с целью воспитания и развития учащихся.
Собрание по ОРКСЭ для родителей
На собрании по ОРКСЭ для родителей будут обсуждаться вопросы, связанные с изучением основ религиозных культур и светской этики учащимися.
Предмет ОРКСЭ 4 класс
ОРКСЭ в 4 классе включает в себя изучение основ религиозных культур и светской этики, которые помогут учащимся лучше понять мир вокруг себя.
Модули ОРКСЭ В начальной школе
Вера Зиновьева Технологические карты уроков по Орксэ
Общая часть
Предмет: ОРКСЭ. Основы светской этики Класс 4
Тема урока: Добро и зло
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности. Сравнение и классификация по заданным критериям. Установление аналогий.
Метапредметные: Умение ставить коллективную цель и организовывать деятельность. Умение планировать и контролировать способ решения. Согласование принятых решений друг с другом. Умение задавать вопросы. Умение использовать речь для регуляции своего действия. Формирование ценности добра, вред зла.
Личностные: Формирование своего образа, как человека несущего добро. Формирование ценностных отношений к доброте. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Цель урока
Знакомство с понятиями добро и зло
Основные понятия, изучаемые на уроке
Добро, зло, насилие, зависимость, свобода
Средства ИКТ, используемые на уроке
Проектор, интерактивная доска, ноутбук
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство)
- К. И. Чуковский. Доктор Айболит
- В. Шаинский. Если добрый ты. Песня из мультфильма Кот Леопольд
- Ю. Шмидт. О добре и зле
- Толковый словарь С. Ожегова (определение добра и зла)
- Притча. Два волка
- Репродукции: В. Г. Перов Тройка, Н. В. Неврев Торг, В. И. Суриков Утро стрелецкой казни, В. В. Верещагин Шипка-Шейново
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Длительность этапа: 11 минут
Основные формы работы учителя и учащихся: Диагностика и коррекция эмоционального состояния. Проверка домашнего задания.
Создание проблемной ситуации:
- Учитель читает отрывок из стихотворения
- Почему он добрый?
- Если посадить под это же дерево Бармалея, будет ли он добрым?
Работа со словарем Ожегова: найти определения добра и зла.
Формируемые УУД:
- П: извлекать информацию из текста; строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов
- К: слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме
- Р: определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
Длительность этапа: 5 минут
Групповая работа. Учитель предлагает репродукции: В. Г. Перов Тройка, Н. В. Неврев Торг, В. И. Суриков Утро стрелецкой казни, В. В. Верещагин Шипка-Шейново.
Восприятие добра и зла в искусстве: практическое занятие
Каждая группа должна обсудить и ответить на вопросы:
Восприятие изображения
- Что вы видите на картине?
- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
- Что изображено на картине, является добром или злом?
- Как чувствуют себя люди на картине?
- О чем хотел нам сказать художник?
Этап 3: Практикум
8 минут выполнение группами учащихся задания учителя. Учитель переходит от одной группы к другой и корректирует обсуждение учащихся. Умение работать в команде, определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми.
Этап 4: Проверка результатов
12 минут создание таблицы. Завершите предложение.
Этап 5: Подведение итогов
7 минут рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам.
Заключение
Понимание добра и зла как способа восприятия мира, а также развитие нравственных ценностей учащихся являются основной целью данного урока. Мы надеемся, что учащиеся смогут применить полученные знания в повседневной жизни и делать осознанные нравственные выборы.
Работа с высказываниями. «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В. О. Ключевский.) «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». (Древнекитайское изречение.)
В следующие высказывания предлагается вставить пропущенные слова.
Зачитывание и анализ домашних эссе. Регулятивные УУД: рефлексия своих чувств.
П: -строить речевое высказывание в устной форме;
Р: -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
2 минуты Самостоятельное чтение В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек». Подготовить ответ на вопрос, почему так назван рассказ? Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.
5 минут Самостоятельное чтение текста. Познавательные УУД: «Прием информации» (навык смыслового чтения).
11 минут Ответы учащихся.
Вывод: доброе поведение, продиктованное любовью к людям, это не доблесть и не заслуга, это норма для человека.
Работа с учебником (с. 45-47).
Чтение сказки «Богатырь Добрыня Никитич».
-Почему богатыря прозвали Добрыней?
-Какой подвиг совершил Добрыня Никитич?
-Вспомните сказки, в которых рассказывается о добре и зле.
-Рассмотри рисунки, найди в тексте предложения, которые они иллюстрируют. Составь рассказ по рисункам. Коммуникативные УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия.
10 минут – Итак, давайте уточним понятия добра и зла. Что они означают, и какими примерами вы можете это подтвердить? Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой – то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете? -Предложу посмотреть сказку вместе с братом. -Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом. -Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить. -Пойду погуляю с братом. -Придумаю брату какую–нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять. – Почему вы выбрали именно этот вариант?
Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?
развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других);
2 минуты Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках). Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло».
Тема урока Дружба
Понимание дружбы как ценностной ориентации П. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления
Р. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей К. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации Формирование ответственности за поддержание дружеских отношений.
Опираясь на основы общечеловеческих нравственных ценностей, делать выбор в предложенных ситуациях.
Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний
Цель урока Осознание личной ответственности за поддерживание дружеских отношений
Основные понятия, изучаемые на уроке Дружба, друг, друзья, доверие, доверительные отношения, обида, прощение
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство, используемые на уроке Песни : «Улыбка» сл. М. Пляцковского муз. В. Шаинского, «Когда мои друзья со мной» сл. М. Танича муз. В. Шаинского.
Стихотворение «Что такое дружба?»
Толковые словари С. Ожегова и В. И. Даля.
7 минут Вводное слово учителя (обращает внимание на разнообразие взаимоотношений в обществе).
(Демонстрация слайдов, иллюстрирующих различные виды взаимоотношений в обществе – родственные, деловые, соседские. Уч-ся отгадывают и называют каждый вид.)
– Вопрос к классу: Какие еще отношения мы не назвали? (На слайде появляются картинки, иллюстрирующие дружбу и звучит фонограммы «Когда мои друзья со мной» сл. М. Танича муз. В. Шаинского, : «Улыбка» сл. М. Пляцковского муз. В. Шаинского. Уч-ся отгадывают – дружеские отношения). Регулятивные УУД: «Сбор информации» (проблемный вопрос)
Познавательные УУД: Прием информации и работа со словарем
12 минут Беседа с классом. – Начнём с лингвистического исследования слова «дружба». – Разберите слово дружба по составу. Выделите корень слова. – Найдите значение слова дружба в толковом словаре. – Найдите значение слова друг в толковом словаре. – Назовите близкие по смыслу слова. -Найдите значения слов в толковом словаре. – Что значит, по-вашему, дружить? – Что значит, настоящая дружба, прочная дружба? – Каждый из нас хочет, чтобы у него был друг. Нет такого человека, который смог бы всю жизнь жить один. Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую»
Познавательные УУД: «Визуализация понятия»
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение
10 минут Чтение и работа над притчей
Рисунок мандалы (рисунок в окружности) после прочтения притчи Познавательные УУД: рисунок (мандала)
5 минут Чтение стихотворения «Что такое дружба?»
-Я буду читать стихотворение, а вы представляйте себе все, о чем говорится, и мысленно отвечайте на вопросы
Что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение? Коммуникативные УУД: распознание эмоций
9 минут Давайте подведем итоги. Для этого выполним небольшое творческое задание по теме урока.
– Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящую из 5 нерифмованных строк.
– Это стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна
2 строка – два прилагательных, выражающие главную мысль
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы
4 строка – фраза, несущая определенный смысл
5 строка – заключение в форме сущ-ого Познавательные УУД: «Синквейн»
работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Придумать и нарисовать символ дружбы
1. Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика 4 класс. Учебник. – М. : Баласс, 2012.
2. Данилюк А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Программы общеобразовательных. учреждений. 4–5 классы – М. Просвещение, 2012.
5. Любимов Л. Искусство Древнего мира. — М. : Просвещение, 1980.
6. Мифы и религии мира. — М. ,2003.
7. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. — М., 1990.
Приложение к уроку 1.
Айболит, Корней Чуковский
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
Всех излечит, исцелит
Стихотворение Юрия Шмидта Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Добро и Зло – их некем заменить.
Притча «Два волка»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Приложение к уроку 2.
В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек» «В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-И это еще не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? – спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, – ответил дед.»
Приложение к уроку 3.
Притча: «Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и 100 друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свою отару на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облако пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли помочь ему. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего.
Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».
Научно-методические основы преподаваниярелигиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
развитие интереса к окружающему миру;
формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Основы православной культуры
Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
Христианская семья и ее ценности.
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:
Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики —
это курс, который
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
Основы православной культуры
Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль «Основы православной культуры» знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Цель и задачи
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: «Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».
Вопросы и ответы
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.