Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. Шемшурина А.И.
Милосердие – закон жизни
Цель урока:
- Обеспечить усвоение понятий милосердие, сочувствие, сопереживание, сострадание, как основу отношений между людьми.
- Способствовать пониманию учащимися быть милосердными.
- Формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сердоболие, добро как об основополагающих в этике.
- Развивать познавательный интерес к предмету.
- Развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли.
- Развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу.
- Развивать творческие способности.
- Формировать положительное отношение к нравственным поступкам.
Планируемые образовательные результаты урока:
- Осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение к процессу познания.
- Умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание узнать больше.
- Принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата.
- Обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации.
- Составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.
- Научатся осознанно воспринимать притчи, понимать нравственное содержание прочитанного.
По ведущей дидактической цели:
Урок изучения нового материала
По способу организации:
Комбинированный:
- Беседа
- Проблемный вопрос
- Устный рассказ на тему
- Работа с иллюстративным материалом
- Самостоятельная работа с источниками информации
- Участие в учебном диалоге
По ведущему методу обучения:
- Объяснительно-иллюстративный
- Проблемный
- Частично-поисковый
- Словесный
- ИКТ
Средства обучения:
- Учебник Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики.4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.
- Ноутбук, мультимедийный проектор, наглядность.
- Толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова.
- Карточки для групповой работы, лепестки.
Методы оценки, самооценки.
Метод стимулирования и мотивации
Добрый день всем! Добрым быть – совсем не просто, не зависит доброта от роста, не влияют на нее года, добрым надо быть всегда. Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки!
Улыбайтесь!
Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Как у вас настроение? Покажите смайлики. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других. А теперь тихонько садитесь на свои места.
- Включаются в учебную деятельность
- Эмоционально настраиваются на урок
Цели урока
- Выработать учебную мотивацию
- Формирование навыков поисковой деятельности
- Способность анализировать и действовать позиции содержания
- Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов
Создание проблемной ситуации, актуализация знаний
Постановка проблемного вопроса
Послушайте, ребята притчу. Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке? (См. Приложение 1)
- Если ты такой милосердный, то забирай даром
- О чём эта притча?
- Как назвал продавец мальчика?
- Каким качеством обладал мальчик?
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
Осознают поставленную проблему
Урок Милосердие – закон жизни
Формулирование темы и целей урока. Постановка учебной задачи
На сегодняшнем уроке мы обсудим понятие милосердия, сочувствия, сострадания и поставим перед собой следующие задачи:
- Разобраться в значении слов милосердие, сопереживание, сострадание.
- Обсудить, как милосердие проявляется в жизни людей.
- Провести анализ произведений поэтов и писателей на эту тему.
Открытие новых знаний
Работа в группах
Разделите учеников на группы. Каждая группа ищет значение одного из слов: милосердие, сострадание, сопереживание в словаре и представляет его всем.Высказывание Ф.И. Тютчева и эпиграф
Прочитайте на слайде высказывание Ф.И. Тютчева и обсудите его значение. Попросите учеников поделиться своим мнением.История милосердия в России
Расскажите об истории милосердия в России, начиная с 1764 года. Остановитесь на примерах благотворительных организаций и фондах.
Как проявляется милосердие?
- Помощь, не обидная для человека
- Основные черты милосердия в народе
- Современные благотворительные организации
Разница между милосердием, сопереживанием, состраданием
Мера выраженности чувств
Попросите учеников оценить свою способность к сопереживанию. Как они будут помогать другому человеку?Слова в столбик
Пусть ученики составят список слов и опишут, кому и как они готовы помогать. Обсудите их ответы.
Заключение
Милосердие – важный аспект жизни каждого человека. Позаботьтесь о ближних и останьтесь добрыми и чуткими к окружающим. Уважайте и цените чувства других людей, помогайте им в трудные моменты.
Значение милосердия и сострадания в нашей жизни
Введение
Под музыку М. Пляцковского Улыбка, у нас в руках милый зайчик. Будем по кругу передавать игрушку и говорить друг другу добрые слова. Необходимо не только произносить добрые слова, но и действовать так же добротно, чтобы не стыдиться перед учителями, родителями и друзьями за свои поступки.
1. Понятие милосердия
Милосердие – это проявление сострадания, жалости и помощи к бедным и нуждающимся
2. Разница между милосердием и помощью
- Милосердие – это чувство жалости и сострадания, которое проявляется через помощь и поддержку, как материальную, так и моральную.
- Помощь – это активные действия, направленные на поддержку человека в трудной ситуации, которые требуют включенности и понимания проблемы.
3. Примеры действий, связанных с милосердием
- Подать милостыню
- Прощать обиды
- Накормить голодного
- Утешить печального
- Помочь немощному по хозяйству
4. Цветок милосердия
- Составьте список слов, которые соответствуют милосердию
- Опишите качества милосердного человека
5. Заключение
Милосердие должно стать важным правилом в жизни каждого человека. Помогая другим, мы делаем мир лучше и сами становимся счастливее.
6. Заключительные соображения
- Извлекайте информацию из текста
- Стройте свои высказывания на основе анализа
- Слушайте и понимайте других
- Оформляйте свои мысли в письменной форме
- Умейте самостоятельно работать и контролировать время
Давайте станем более внимательными и отзывчивыми друг к другу, проявляя милосердие и сострадание в повседневной жизни.
-Какую тему мы сегодня с вами изучали? -Почему «Закон жизни»? -Можно ли милосердие считать достойным проявление человечности?Составим синквейн (работа в группах на карточках).заботиться, помогать, прощатьДоброта должна спасти мирРазговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это – маме усталой помочь Это – бабушку навестить. И обиду свою превозмочь. И того, кто обидел – простить. Это – птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать.Милосердие – закон жизни. Так как человек не может прожить ни разу не обратившись за помощью, и ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную им помощь. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный Коллективное составление синквейна: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. делать выводы по результатам работы; ориентироваться в содержании предмета; аргументировать свое мнение. принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
1. Вырежьте из бумаги солнышко милосердия и подумайте, какие милосердные поступки вы вместе с семьёй можете совершить в течение недели. Напишите на лучиках те милосердные дела, которые вы совершили за это время. 2.Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии. Дети записывают в дневниках самостоятельное создание образов способов решения проблем творческого и поискового характера
Ребята, сейчас я вам даю микрофон и хочу чтобы вы высказали свое мнение. Вам понравился урок?Оценить себя по плану:Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосерднымиСпасибо за урок!: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; систематизировать, обобщать изученное, делать выводыРазвиваем умения выказывать своё отношение к уроку,выражать эмоции.