Архангельская епархия

Важность православной культуры

Основы православной культуры и Закон Божий – это понятия, которые имеют глубокий смысл в религиозном контексте. Следует уделить внимание значимости православной культуры в современном обществе.

Этапы олимпиады

Школьный этап олимпиады проводится в октябре, муниципальный – в ноябре, региональный – в декабре-январе, а заключительный этап – в апреле. Участие в олимпиаде дает ученикам возможность проявить свои знания и навыки в области православной культуры.

Строительство храмов в Архангельске

Значительной частью православной культуры является строительство храмов. Архангельск активно развивается, что требует создания новых церквей. С появлением новых земельных участков, открываются возможности для строительства новых храмов. Поддержка со стороны губернатора и других органов власти имеет важное значение для успешного завершения строительства.

Новый кафедральный собор в Архангельске

Новый Михаило-Архангельский кафедральный собор не является копией разрушенного храма. Предыдущий собор был посвящен Святой Троице и был одним из самых красивых в стране. Новый собор расположен на новом месте и не имеет прямого связанного исторического контекста с предыдущим зданием.

Завершение

Понимание и уважение православной культуры играют важную роль в формировании современного общества. Олимпиады, строительство храмов и сохранение исторических памятников способствуют сохранению и развитию этой богатой и древней культуры.

Восстановленный собор Архангельска

Спустя столетие после разрушения Свято-Троицкого собора, Божией помощью в самом сердце столицы Поморья — на площади Профсоюзов — возвышается прекрасный беломраморный собор в честь покровителя города Архистратига Божия Михаила. Тем самым восстановлена историческая справедливость, и я уверен: новый собор станет духовным центром Архангельска.


Новая архитектурная деталь

Новопостроенному храму сопутствует немаловажная архитектурная деталь, которую можно воспринимать как память об утраченном Троицком соборе. Тот был достаточно аскетичен в планировке, но зато его фасад украшали огромные настенные фрески.


Иконография храма

Архитектор Дмитрий Яскорский использовал этот прием, и на фасадах Михаило-Архангельского кафедрального храма установлены мозаичные панно с изображением Архистратига Михаила, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери. Это еще одна символичная отсылка к прошлому Архангельской епархии.


Возвращение святыни

До революции чудотворный Грузинский образ Богородицы хранился в Красногорском монастыре на Пинеге и славился по всей России. Молиться перед святым образом Царицы Небесной приезжали великие князья и княгини, двинские градоначальники и архангельские губернаторы, не затихала и людская река богомольцев из простого народа. Таким образом мы возвращаем северянам утраченную святыню разрушенного Красногорского монастыря.

Собор


Вопрос об изменении названия площади

Получится ли на ваш взгляд, переименовать прилегающую площадь в Соборную? Предыдущий глава региона Игорь Орлов долгое время пытался реализовать эту идею, но у него ничего не вышло. Каков нынешний настрой городской власти и самих горожан на этот счет?


Инициатива горожан

Да, такая инициатива не раз возникала среди горожан, люди даже собирали подписи. Соборная площадь — более логичный топоним для территории возле кафедрального храма, тем более совсем рядом к новому собору расположен еще один исторический религиозный объект — Сурское подворье. Этот духовный дуэт вполне бы оправдал новое название. К тому же, если мы вспомним этимологию прилагательного соборный, увидим, что слово подразумевает свободное единение людей не только в церковной, но и в мирской жизни, означает общение в братстве и любви.


Синоним площади мира

Соборная площадь — это почти синоним площади мира, символ единения народа. Но переименовывать площадь следует только при едином согласии большинства горожан, и это одна из наших задач на перспективу.

Собор


Юбилей храма Покрова Пресвятой Богородицы

В этом году храм Покрова Пресвятой Богородицы в Черкизове отметил свое 120-летие. За этими скупыми словами история Москвы и ее люди, а главное – дорога к Богу, которая у каждого своя, и святая вера, которая нас объединяет.


Церковь


Великолепие Церкви

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова Божией Матери в поселке Черкизово: история и память

В России храмы в честь Покрова Божией Матери стали появляться в XII веке. Первым был храм Покрова на Нерли. И эта традиция осталась в веках.

История поселка Черкизово

К югу от города Пушкино, у станции Тарасовская, с левой стороны, находится поселок Черкизово, справа – Тарасовка. В XIV веке этими землями владел царевич Серкиз (Черкиз), выходец из Большой Орды. В XV веке хозяевами этих земель становится знатный род Ховриных-Головиных, затем – московский князь Иван III и его родственник князь Михаил Глинский.

В конце XIX века строительство Московско-Ярославской железнодорожной ветки вызвало дачный бум. Среди живописных лесов и полей ближнего Подмосковья, рядом с рекой Клязьмой стали возникать богатые дачные усадьбы. В полуверсте от полустанка Тарасовская по левую сторону дороги находилось село Черкизово. Здесь начиная с 1897 года строили свои владения многие знатные и состоятельные люди.

Развитие поселка

В начале XX века в дачном поселке среди крестьянских домов стоит уже около 200 дач с террасами и мезонинами, фруктовыми садами и оранжереями. На берегу реки разбит Черкизовский парк, есть фонтан и спортивные площадки, клуб с библиотекой и чайной. В 1909 году в Черкизове состоялся первый в России планерный полет через Клязьму, который совершил Борис Илиодорович Россинский. В 1903 году возводится храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1914 году открывается школа. Развитие дачного поселка прервет Октябрьский переворот 1917 года, жизнь пойдет по другому руслу.

Дмитрий Петрович Бахрушин и другие дачники

Дмитрий Петрович Бахрушин имел в местечке Ясенки, что находится на территории Черкизово рядом с парком, две дачи. Чудо, что эти строения сохранились до наших дней. Бахрушин являлся попечителем Троицкой церкви в Кожевниках и финансировал строительство Покровского храма в Черкизове, став его ктитором. Члены семьи Бахрушиных делали взносы и на строительство школы в дачном поселке, появившейся по инициативе сестер Ефимовых и инженера-строителя В. Г. Чиркова, который в 1917 году создал черкизовский народный дом.

Семья Петра Алексеевича Бахрушина

История сохранила имена других дачников, которые финансировали строительство церкви в Черкизове. Это Орест Федорович Курлюков, купец второй гильдии, владелец фабрики серебряных изделий, работавшей с 1884 по 1917 год, зять знаменитого ювелира Ивана Хлебникова. Серебряные изделия в основном производились в оригинальном русском стиле, поэтому заказчиками часто были храмы и монастыри. Хотелось бы представить, какую церковную утварь мог дарить Курлюков Покровскому храму.

Храм

История и благотворители Церкви Покрова Богородицы в Черкизове

Введение

Церковь Покрова Богородицы в Черкизове наряду с богатой историей имеет за собой поддержку и благотворительность выдающихся личностей и семей. В данной статье мы рассмотрим некоторых из них.

Василий Павлович Новиков

Совладелец ткацкой фабрики в Черкизове, Василий Павлович Новиков, вложил свои средства в строительство церкви. Его усилия и вложения помогли возвести Покровскую церковь.

Семья Сорокоумовских

Известные как меховые короли, семья Сорокоумовских не только поставляла меха для царской семьи, но и активно участвовала в благотворительности, включая финансовую поддержку больниц и учебных заведений.

Михаил Зензинов

Михаил Михайлович Зензинов, сын выдающегося исследователя, был известным купцом первой гильдии и фольклористом. Его вклад в напечатание издания про декабристов стоит особого внимания.

Борис Шнауберт

Инженер-архитектор и основатель московского модерна, Борис Шнауберт, не только оставил след в архитектуре России, но и вложил свои средства в строительство усадеб и церквей.

Заключение

Эти выдающиеся личности и семьи, прославившие свои имена в истории России, также отличались благотворительностью и поддержкой церкви Покрова Богородицы в Черкизове. Их вклад помог создать этот прекрасный храм, который стал местом молитв и благословения для многих жителей окрестностей.

Архангельская епархия

Пожертвования на внутреннее убранство церкви вносили и простые жители Тарасовки, Черкизова и близлежащих поселений.

2 ноября 1898 года местные жители и дачники села Черкизово на Клязьме написали прошение о строительстве «трехпрестольного храма Божия во имя Покрова Пресвятой Богородицы» в честь коронации императора Николая II Романова. 14 (26) мая 1896 года состоялось священное коронование императора Николая II Александровича и его супруги Александры Феодоровны. Это была последняя коронация в Российской империи.

Храм построен в честь коронации императора Николая II

Место для храма выбрали красивое – небольшой холм на живописном берегу реки Клязьмы. В 1899 году началось строительство Покровского храма с приделами святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, для чего пригласили архитектора Владимира Павловича Десятова, сына известного портретиста, академика, преподавателя МУЖВЗ Павла Алексеевича Десятова. Пятиглавая церковь из красного нештукатуреного кирпича с шатровой колокольней высотой более 50 метров возводилась в русском стиле, в духе храмов Ярославля и Костромы XVII века. В храме установили резной деревянный иконостас дивной работы.

Читайте также:  Презентация храм христа спасителя к уроку орксэ в 4 классе по теме храм

Архангельская епархия

Б. Кустодиев. «Портрет Ф. М. Шаляпина»

И вновь вспоминаются имена. Кирпич для строительства церкви привозили из Мытищ с кирпичных заводов И. П. Воронина и С. В. Челнокова. И сегодня на кирпичной кладке можно различить клеймо фабрики Воронина. Люстра над алтарными вратами – дар И. П. Санкова. Икона святителя Николая Чудотворца в правом приделе – от И. Г. Седова, владельца лавки в Черкизове. Образ преподобного Серафима Саровского в левом приделе – от купца С. И. Лямина, кстати, попечителя местной земской школы, открытой в 1912 году. Колокола подарены семьей Н. И. Шишелова.

Покровский храм имеет прекрасную акустику, что отмечал Федор Иванович Шаляпин, который, случалось, пел в его церковном хоре. Очевидно, что он приезжал сюда из Абрамцева, когда гостил в имении Мамонтовых и на их даче «Яснушка», или из усадьбы «Путятино» Татьяны Любатович. К тому же в подмосковные дачные поселки оперный певец приезжал, чтобы давать концерты.

В отечественной архитектуре русский стиль преобладал в 1830–1910 годы, в чем чувствовалось желание в какой-то мере восстановить национальные традиции древнерусского зодчества. И вновь вернулось русское узорочье с его замысловатой фигурной кладкой, изразцами, колонками, гирьками и другими деталями, которые всегда радуют глаз. В 1917 году ценность русского стиля была поставлена под сомнение, сам он переименован в псевдорусский, а значение храмов и вовсе признано враждебным новому строю, что повлекло за собой снос часовен, церквей, монастырей. Но храм Покрова Пресвятой Богородицы в Черкизове сохранился как символ стойкости и уникальный памятник русского зодчества.

В 1917 году ценность русского стиля была поставлена под сомнение, но храм в Черкизове сохранился как уникальный памятник русского зодчества

В 1906 году архитектор Десятов построил дом причта. Появилась и церковно-приходская школа. Все строения из красного кирпича. Так сложился ансамбль церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Над голубыми куполами, что свойственно богородичным храмам, засияли золотые кресты, а над Клязьмой, полями, лесом, дачами и домами крестьян поплыл колокольный звон. Однако новый храм Покрова Пресвятой Богородицы возник в Черкизове, как говорится, не на пустом месте. Три столетия назад здесь была церковь с таким же посвящением.

Бохов стан, древний храм Покрова Святей Богородицы

Бохов стан – забытое название, говоря казенным языком, административной единицы, входившей в состав Замосковной половины Московского уезда Московской губернии. Это было до губернской реформы Екатерины II, проведенной в 1755 году. В стан входили в числе прочих село Черкизово, деревни Тарасовка и Листвень. В писцовых книгах за 1584–1586 годы есть запись, в которой говорится, что в Бохове стане на реке Клязьме есть село, а в нем деревянная церковь Покрова «Святей Богородицы» с приделом святителя Николая Чудотворца. Кроме того, указывалось, что «церковное строение монастырское». С 1538 года владельцем этих земель, а также сел Звягино и Офросинки являлся Троице-Сергиев монастырь. Данный факт подтверждается и записями 1624–1625 годов.

В 1615 году, после Смутного времени (1598–1613), Покровский храм был перенесен из села Черкизово в Звягино и освящен в честь Сретения Господня. На его месте, по легендам, поставили часовню. Затем Покровская церковь вновь поменяла свой адрес и была передана приходу «приселка» Жегалова, где была переосвящена в честь святителя Николая Чудотворца. В 1772 году в селе Кудрино решено построить каменный храм, а до тех пор перенести сюда уже ветхую церковь из Жегалова и подновить ее. К храму, освященному в честь Николая Чудотворца, причислить и Звягинский приход. В 1806 году храм сгорел.

При этом относительно судьбы Покровского храма в Звягине существует и другая версия, согласно которой в селе было три храма: Покровский, Сретенский, Никольский. Два из них перенесли, а остался именно Покровский. В 1914 году обветшавший храм Покрова был перестроен, вновь освящен с тем же посвящением и действовал вплоть до 1936 года, когда был сожжен комсомольцами.

Время роковых перемен

После Октябрьского переворота дачи в Черкизове опустели, но хозяева покидали их не по своей воле. Дома национализировались и заселялись новыми жильцами, превращаясь в общежития – символ коммунальной жизни советской страны. Так дача Челнокова стала многоквартирным домом. На дачах фабриканта Козлова и чаеторговца Печатнова разместились музыкальный техникум, столовая, народный дом.

При этом строятся дачи для полярника Папанина, маршала Тухачевского, ударника Стаханова, а также видных партийных деятелей – Троцкого, Свердлова, Фрунзе, Булганина и других. В 1934 году происходит почти невероятное: здесь появляются дачи для работников посольства США. При этом храм Покрова Пресвятой Богородицы действует!

Строятся дачи видных партийных деятелей, но храм действует

В феврале 1934 года на заседании сельсовета было принято решение закрыть Покровский храм. Семья священника Ключарева была выселена из своего дома. В это время церковь уже потеряла часть своих колоколов. При этом встречается и другая информация, что колокола были сняты во время Великой Отечественной войны и переплавлены для нужд фронта.

Новая советская власть искала помещение под клуб, возможно, для членов Центрального аэроклуба имени тов. Косарева, а с 1938 года – имени Чкалова. Начиная с 1935 года в Черкизове проводились показательные выступления парашютистов и планеристов. Был и маленький аэродром для самолетов У-2. А может быть, место было необходимо под клуб для работников сельхозартели им. тов. Когановича. Но прихожане отстояли Покровскую церковь, для чего по домам собирались подписи тех, кто был против закрытия. И ключи от храма так и не попали в сельсовет.

Архангельская епархия

Год – полувековой юбилей храма

В год 50-летия Покровский храм окружили каменной оградой. И вновь строительство шло усердием прихожан, а также настоятеля протоиерея Николая Морозова и старосты Е. Ф. Тюняевой. Это был знаковый год в жизни страны. Церковная жизнь начиная с 1945 года начала меняться, но слишком медленно. Разрешили колокольный звон, позволили, а потом затормозили открытие церковной типографии в Москве, передали часть храмов и помещений, а также мощи преподобного Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавре. Но вплоть до смерти Сталина в 1953 году не было дано ни одного разрешения на открытие новых храмов. Антирелигиозная пропаганда все так же существовала. И еще долгие годы монастыри и храмы продолжат закрывать, сносить или использовать как склады и хозяйственные помещения.

В этих условиях церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Черкизове, бывшем нарядном дачном поселке, уже заселенном совсем другими людьми, с Божией помощью имела прихожан, в ней проводились службы. Она оберегала могилы местных жителей, в том числе тех, кто строил храм и служил в нем.

Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК

Архангельская епархия

Глава Архангельской митрополии — о том, реально ли увековечить места подвигов жертв «Большого террора», обрести мощи святых праведных Антония и Феликса на территории оборонного предприятия и спасти Холмогорский храмовый комплекс

Побывав в городе на Северной Двине, обозреватель «Журнала Московской Патриархии» Дмитрий Анохин узнал у митрополита Корнилия, как наполнить новый Михаило-Архангельский собор прихожанами, каким образом правящий архиерей планирует исполнять патриаршее благословение о возрождении Николо-Корельского монастыря, и правдив ли, на его взгляд, расхожий стереотип о холодных скованных северянах.

Архангельская епархия

Первая половина курса (первое полугодие IV класса) Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

Помнить об исповедниках веры

— Николо-Корельский монастырь, территория которого занята входящим в Объединенную судостроительную корпорацию предприятием «Севмаш», по-прежнему изолирован от городской территории Северодвинска, а его храм недоступен для посещения и молитвы. Каким вам видится разрешение этой ситуации?

— У нас есть патриаршее благословение на возрождение монашеской жизни в обители. Место это для Архангельской области, да и для всей России, знаковое — ведь здесь исторически располагались, говоря образно, ворота в Русскую Арктику. Уже создан фонд возрождения обители, и с помощью Божией мы сможем сдвинуть всю эту ситуацию в лучшую сторону.

Читайте также:  Урок по орксэ модуль основы православной культуры тема пасха

— Территория монастыря останется закрытой для посещений паломниками?

— Руководство «Севмаша» согласилось рассмотреть варианты доступа верующих на монастырскую территорию. Сейчас разрабатываются несколько схем, в том числе предполагающих передачу от оборонного предприятия городу небольших земельных участков, по которым верующие могли бы проходить в обитель.

— На месте автостоянки «Севмаша» под спудом могут находиться могилы святых отроков Антония и Феликса — небесных заступников Северодвинска. Усматриваете ли вы возможность обретения их честных мощей?

— Специалисты, которые занимаются этим вопросом, исходят из данных георадарных исследований, которые подтвердили на возможном месте захоронения наличие похожих на могилы неоднородных пустот. Сейчас многое будет зависеть от практической деятельности попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению и реставрации этого значимого памятника архитектуры — Николо-Корельского монастыря. В фонд вошли академик Александр Сергеев, генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко, председатель регионального правительства Алексей Алсуфьев и другие ответственные люди. В июне в Северодвинске работала экспедиция Института археологии РАН, ученые которого внимательно и подробно ознакомились с состоянием монастырского комплекса и сделали необходимые измерения, благодаря которым будет разработана программа археологических исследований на территории обители. Мы надеемся, что с помощью Божией и при широкой поддержке северян древний монастырь будет восстановлен.

Архангельская епархия

Иллюстрация из концепции восстановления Николо-Корельского монастыря в Северодвинске, представленной московскими архитекторами

— Архангелогородчина — место массовых казней и захоронений жертв Большого террора. В здешних лагерях окончили земной путь тысячи репрессированных за веру исповедников. Какие места из этого скорбного списка, на ваш взгляд, реально музеефицировать и мемориализовать? В каком направлении вообще вы считаете правильным продолжать эту деятельность?

Наша земля — это антиминс России, здесь почти каждый уголок полит кровью новомучеников. Например, в Новодвинске действует открывшийся в 2014 году музей Новомучеников и исповедников земли Архангельской. Приснопамятный краевед Николай Суханов, детищем которого был этот музей, организовывал экспедиции в район Волкозера на место гибели последнего соловецкого настоятеля — преподобномученика Вениамина (Кононова) и одним из первых написал о «Потаенных Соловках» — скитской жизни сосланных в архангельскую тайгу монахов. Сейчас духовенство Северного благочиния нашей епархии регулярно совершает , хотя добраться до этого места и сегодня крайне трудно.

Не могу не упомянуть о крестном ходе, который совершается в Архангельской епархии ежегодно в июле. Богомольцы идут по местам захоронений жертв политических репрессий и возносят молитвенное пение о невинных страдальцах, о тех, для кого Север стал мученической лестницей в Небо. Символично, что движение начинается от храма Новомучеников Российских на Привокзальной площади Архангельска. Именно в этом районе на окраине города раньше было болото, которое называли Мхи. В 1920 году название приобрело трагическое звучание. Занявшие город красноармейцы устроили здесь «полигон смерти» — место массовых расстрелов. Убийства продолжались вплоть до 1940-х годов. В наше время на территории бывших «Мхов» вырос город, но места трагической памяти обозначены поклонными крестами, которые не позволят забыть скорбные страницы нашей истории и страдания людей того времени.

Архангельская епархия

Архангельская епархия

Участники ежегодного Крестного хода по местам памяти невинно убиенных в советские годы

Силами волонтеров, ученых, музейных сотрудников и просто людей, неравнодушных к сохранению памяти о невинных страдальцах советской власти, в регионе существуют всевозможные добровольческие организации и проекты, цель которых — выявить на карте региона те болевые точки, где действовали подразделения репрессивной государственной машины. Сохранением памяти о жертвах большевистского и богоборческого террора занимаются сегодняучастники проекта «Последний приют неугодных». Они устанавливают информационные таблички и терновые венцы в тех местах Приморского района, где в XX веке располагались подразделения ГУЛАГА и лагеря спецпереселенцев — раскулаченных и сосланных на Север крестьян. Например, в Сосновке, Кислухе, Кеге, Конюхове и многих других местах на Летнем берегу Белого моря. Кроме того, паломническая служба «Архангел» регулярно разрабатывает паломнические маршруты по таким местам памяти. Как неугасимая лампада тянутся ручейки богомольцев к этим скорбным местам и возносят молитвы за страдальцев. Принять участите в таких поездках довольно просто — надо лишь связаться с паломнической службой «Архангел» и узнать расписание и подробности маршрута.

История преподавания предмета

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства. Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.

В школах Мордовии факультатив «Основ православной культуры» был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.

С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».

С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4—5 классах.

В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса «ОПК» с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.

В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях региона.

Статистика отношения к предмету в обществе

14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» — распределились следующим образом:

целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно 6% затрудняюсь ответить 11%

Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.

Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап

Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.

Округ Область Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК

Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616)

Тверская область 62,3% (более 6680)

Костромская область 75% (более 4080)

Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915)

Калининградская область 34% (2494)

Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804)

Новосибирская область 18,5% (5143)

Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050)

Камчатский край 39% (893)

Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764)

Удмуртская Республика 16% (более 2230)

Чувашская Республика 34,8% (более 3920)

Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)

Республика Калмыкия 30% (898)

Как спасти церкви-памятники

— Одна из болевых точек Архангельской области — гибнущие деревянные церкви в статусе охраны культурного наследия (ОКН) и без него. Каковы темпы утраты памятников, что вы как правящий архиерей в силах сделать, чтобы противостоять этой негативной тенденции?

—Сейчас на территории нашей области почти две с половиной сотни деревянных храмов — объектов культурного наследия религиозного назначения. Это примерно половина всех деревянных церквей России! Многие из них пребывают в аварийном состоянии. Конечно, сохранение и передача грядущим поколениям бесценного духовного наследия русского Православия, запечатленного в памятниках архитектуры, всегда было очевидной и насущной задачей государства. При этом понятно, что для Церкви главное в этом направлении — проведение богослужений в деревянных церквях.

— Во скольких храмах все же совершаются богослужения, сколько взяты епархиальными структурами на баланс? Что делать с церковными зданиями, у которых отсутствует балансодержатель?

— В 29 деревянных храмах в статусе ОКН созданы официально зарегистрированные православные общины. Все эти здания уже оформлены или будут в ближайшее время оформлены в безвозмездное пользование либо в собственность Русской Православной Церкви. В них проводятся ремонтно-восстановительные работы. А в тех храмах, где не зарегистрированы православные общины, богослужениями и созданием условий для их проведения занимаются волонтеры. Кроме того, добровольцы проводят там противоаварийные и ремонтные работы. Наиболее массовая волонтерская организация из тех, что нам помогают в этом направлении — «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» из Москвы. Есть свое региональное волонтерское движение и в Архангельской епархии — «Добровольцы Зимнего берега Белого моря». Стараниями его активистов созданы эскизные проекты противоаварийных работ в деревянных храмах. Также спасением деревянных храмов и часовен на Севере занимается добровольческий фонд «Вереница».

Читайте также:  Классный час человек рождён для счастья классный час 10 класс

— В ожерелье архитектурных памятников вашей епархии находится еще один интереснейший комплекс каменных построек, фокусирующий на себе из-за аварийного состояние пристальное внимание без преувеличения всей России. Он находится на малой родине Михаила Ломоносова — в селе Холмогоры, которое, к слову, входит в ваш титул как правящего архиерея Архангельской епархии. Каковы перспективы его спасения и восстановления?

— Холмогорский храмовый комплекс включает в себя построенные в XVII столетии колокольню, Архиерейские палаты и Спасо-Преображенский собор, а также надвратный храм Сошествия Святого Духа с колокольней, которые возвели к середине XIX столетия на месте разобранной надвратной церкви апостола Иакова. Храм Двенадцати апостолов был построен в XVIII веке отдельно от первоначального ансамбля. Центр всего комплекса — конечно же, Спасо-Преображенский собор, внешне напоминающий Успенский храм Московского Кремля.

Последний раз величественный собор капитально ремонтировали в конце XIX века. Затем памятник сильно обветшал (противоаварийные работы выполнялись в 1970-е годы). В 2004 году силами местного прихода удалось отремонтировать здание Архиерейских палат, а затем колокольню. В 2008 году после ремонта был освящен храм Двенадцати апостолов и отремонтирована надвратная церковь. Тогда же начались проектные работы по реставрации Преображенского собора. К тому времени храм лишился двух глав из пяти, сквозная трещина пронзила один из фасадов сверху донизу. Пришли в движение фундаменты, от многолетнего протекания кровли начали гнить своды. В таком виде памятник был передан Церкви.

В 2009 году в президентский Указ о праздновании 300-летия Михаила Васильевича Ломоносова вошел пункт о выделении средств на реставрацию собора. В тех ценах это «весило» около десятой части от всей необходимой сметы. Дело в том, что архитекторы XVII столетия, которых пригласил архиепископ Афанасий (Любимов) для строительства первого каменного храма на Севере, ошиблись с местом: поставили собор точно на стык песка и глиняной линзы, и поэтому спустя три века здание переломилось пополам. В том же 2009 году архангельские реставраторы поставили связку на полуметровую трещину, идущую по южному фасаду храма. Также проводились противоаварийные работы, которые, к сожалению, не были завершены. Зато строители заложили новым кирпичом обширные трещины на южном и западном фасадах собора, выполнили текущий ремонт временной кровли. Внутри и снаружи собора выросли строительные леса, частично привели в порядок колокольню. Увы, на этом деньги закончились. В 2013 году Минкульт РФ выделил средства на уточнение первоначального проекта реставрации.

В апреле 2022 года был подписан договор с государственным предприятием «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские». Сейчас специалисты выполняют противоаварийные работы в Спасо-Преображенском соборе, которые помогут сохранить этот величавый памятник. Конечно, и этого недостаточно: остается необходимость в обширном списке работ, которые позволят восстановить утраченные барабаны, купола и кровлю храма. Кроме того, необходимо разработать проект приспособления объекта к современному использованию. Надеюсь, Божией помощью, это удастся осуществить.

Крайне важно, что этот духовный маяк не остается без молитвы. В двух храмах старинного комплекса проводятся богослужения, есть община — в церквях Сошествия Святого Духа и Двенадцати апостолов.

Архангельская епархия

На фото Кирилла Иодаса Спасо-Преображенский собор в Холмогорах

— Применительно к архангелогородцам бытует стереотип, что они, во многом потомки ссыльных разных эпох либо выросших в суровой природе поморов, привыкли выживать самостоятельно и с недоверием относятся в любой власти, в том числе к церковному священноначалию. Приходилось ли вам это ощутить на себе?

— Думаю, это штамп постсоветских лет, мало относящийся к реальности. Во всяком случае, мне за три года ни с чем подобным лично сталкиваться не приходилось. Менталитет у здешних жителейв сдержанности и скупости на эмоции. Народ Божий повсюду искренний и честный, и с паствой я общаюсь с любовью и со взаимопониманием. К тому же я стараюсь не забывать о наших небесных заступниках — святых, которых подарила Церкви архангельская земля. Чего стоит один всероссийский батюшка — уроженец Суры святой праведный Иоанн Кронштадтский! Перечитывая жития таких угодников Божиих, мы стараемся брать с них пример. В этом, я считаю, и должна выражаться любовь православных верующих к своей малой родине.

Материал опубликован в «Вестнике Архангельской митрополии» №1/2023.

Учебники по ОПК

В. Васнецов. «Радость праведных о Господе». Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.

История появления учебника

В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.

Пособия для учителей

В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя «Основы православной культуры в первом классе» (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры» (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.

Позиция президента Д. А. Медведева по вопросу преподавания ОПК

— Ваше Высокопреосвященство, вы родились на Средней Волге, а впервые возглавили кафедру на юге нашей страны — в городе Волгодонске. Сейчас, продолжая служение на Русском Севере, с каким чувством вспоминаете те годы?

— Вырос я в Самаре (в советское время — Куйбышеве). С самого раннего возраста меня сначала приносили, а потом приводили в церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Родной для меня храм был одним из двух действующих в городе в те не простые для верующих годы. Там Господь судил мне нести первые церковные послушания. Затем довелось быть иподиаконом правящего архиерея, старшим алтарником и помощником ризничего в Покровском кафедральном соборе. Там же меня рукоположили во иеромонахи в 1995 году. Затем нес различные послушания и в Самарской области, и в самом областном центре. Был и настоятелем разных храмов, и благочинным церковных округов.

Одиннадцать лет назад решением Святейшего Патриарха и Священного Синода мне было определено возглавить новообразованную Волгодонскую епархию в Ростовской области. Конечно, южный край не был мне сильно знаком. Но служить Христу Спасителю можно и нужно везде. Всюду, если искренне полагаешь труды во славу Божию, находятся добрые помощники и готовые поддержать люди. Так было всегда — и в годы служения на родной самарской земле, и на Дону, и сейчас, в Архангельской епархии. Всегда помогает Господь, и созидается круг единомышленников и доброхотов. Поэтому я благодарен Богу за тот путь, который Он определил мне пройти, и благодарен всем людям, которые вместе со мной несли тогда и несут сейчас служение Святой Матери Церкви.

— Волгодонскую епархию в Донской митрополии вам пришлось созидать с нуля. Каково это — быть правящим архиереем на периферии территории, прежде относившейся к одной из крупнейших епархий Русской Церкви?

— Когда я приехал в Волгодонск, на территории новообразованной епархии не было ни кафедрального собора, ни здания епархии, ни архиерейского дома. Когда уезжал восемь лет спустя, в главном городе стоял прекрасный, расписанный и готовый к освящению 56-метровый кафедральный собор; был построен Кирилло-Мефодиевский кафедральный собор во втором епархиальном граде — в Сальске; удалось возвести двухэтажное здание епархиального управления с Духовно-просветительским центром совокупной площадью 1200 кв.м; появилось архиерейское подворье в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Более чем вдвое — с 70 до 149 — увеличили число действующих храмов.

—Как же вам это удалось?

— Здесь как раз мы работали не с нуля. Дело в том, что во многих исторически относившихся к казачьему краю районах Ростовской области, где в советское время церкви открывать не разрешали, действовали молитвенные дома. Поэтому приходы там существовали, и запросы на созидание полноценных храмов были налицо. Когда я получал от верующих прошение о строительстве храма, к нему прикладывались по две-три тысячи подписей прихожан.В райцентрах, кстати, мы строили в основном типовые храмы.

Архангельская епархия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *