Открытый урок по орксэ

Публикация Урок по Орксэ, Модуль „Основы православной культуры“, Тема „Пасха“ размещена в разделах

3)Формировать первоначальные представления о религиозных традициях, об их исторической роли в становлении Российского государства. Основные понятия : Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха).

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, магнитофон, карточки со словами

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.

Лилия Борисовна Подбельцева Урок по Орксэ. Модуль Основы православной культуры. Тема Пасха

Тема: Пасха

Цель урока:

Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.

Задачи урока:

  1. Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.
  2. Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и вести диалог.

Открытый урок по ОРКСЭ

В Год педагога и наставника в Красносельском районе Санкт-Петербурга 4 декабря 2023 года на базе ГБОУ гимназии № 293 проведен открытый урок по ОРКСЭ модуль Основы светской этики для учителей начальных классов.

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме Жизнь протекает среди людей провела учитель высшей категории Зелина Марина Евгеньевна. Тип урока: открытие новых знаний. Цель учителя: формирование у учащихся системы духовных ценностей и нравственных качеств, цель для учащихся: учиться правильно общаться с другими людьми. Задачи: узнать и обсудить правила поведения человека в обществе других людей, сделать выводы на основе изречений мыслителей других эпох о необходимости правил общения во все времена.

На уроке учитель использовала системно-деятельностный подход в рассмотрении темы, более 60% урока учащиеся осваивали материал в активной форме. На всех этапах учащиеся осуществляли критериальную оценку своей деятельности. Цель урока достигнута, все поставленные задачи урока решены. Урок соответствует требованиям обновленных ФГОС НОО.

На уроке присутствовали 11 человек из ОУ № 252, 385, 293, 390, 509, 548, 675.

Благодарим администрацию гимназии № 293 и Зелину Марину Евгеньевну за организацию и проведение открытого урока.

Нечаева Н.Н.

Заместитель директора ИМЦ

В рамках года педагога и наставника 13 апреля 2023 года в ГБОУ СОШ № 352 с углублённым изучением немецкого языка Красносельского района Санкт-Петербурга прошел районный семинар Формы организации работы по курсу Основы православной культуры для заместителей директоров и будущих учителей основ религиозных культур и светской этики (далее ОРКСЭ).

Цель: обобщение практического опыта ГБОУ СОШ № 352 в реализации курса Основы православной культуры; пропедевтика занятий ОРКСЭ как часть работы по выбору модулей ОРКСЭ.

Районный семинар по педагогике: обзор мероприятий

С радушием встретила участников семинара Гоголева Ольга Юрьевна, заместитель директора школы №352.

Открытие и приветствие

Нечаева Надежда Николаевна, методист ГБУ ИМЦ Красносельского района, открыла мероприятие и поприветствовала всех присутствующих.

Проведенные уроки и занятия

  1. Урок ОРКСЭ
    Проведен в 4-ом классе на тему Отношение христианина к природе
    Провела: Кузьмина Полина Владиславовна

  2. Внеурочное занятие в 1-ом классе
    Тема: Святой Александр Невский-защитник Земли русской
    Провела: Эспиноса Сантана Ульяна Сергеевна

  3. Внеурочное занятие в 2-ом классе
    Тема: Исаакиевский собор – памятник, музей, храм
    Провела: Белова Елена Алексеевна

  4. Опыт организации внеурочных занятий с 3- классниками
    Поделилась Кривоногих Наталья Николаевна

Завершение и обсуждение

Семинар завершился активным обсуждением представленных материалов и итоговым выступлением старшего преподавателя Ирины Ивановны.

Участники и результаты

Участвовали 28 педагогов из школ района ОО № 131, 252, 270, 271, 276, 285, 290, 291, 369, 383, 391, 398, 509, 675.

Республиканский конкурс

Институт развития образования Республики Башкортостан провел конкурс лучших видеоуроков по предмету Основы религиозных культур и светской этики. Было принято 69 заявок, соответствующих требованиям конкурса.

Ссылка на материалы семинара: Google Drive

Благодарности руководству и коллективу школы №352 за проведение успешного мероприятия.

Результаты конкурса Лучший видеоурок по предмету ОРКСЭ – 2023 в Республике Башкортостан

Конкурс проводился для педагогических работников образовательных организаций, реализующих предмет Основы религиозных культур и светской этики. На кафедре дошкольного и начального образования Института развития образования Республики Башкортостан 30 января 2023 года членами жюри были подведены итоги республиканского конкурса.

Победители и призеры

Номинация Основы религиозных культур и светской этики

  • Победитель: Галиуллина Екатерина Петровна, учитель начальных классов
  • Призеры:
    1. Антонова Маргарита Владимировна
    2. Ахметьянова Алина Илшатовна
    3. Арсланова Энье Латыйповна
    4. Мельникова Светлана Александровна
    5. Ибрагимова Гузалия Мунировна

Номинация Основы религиозных культур народов России

  • Победитель: Мухаметшина Лариса Рифатовна
  • Призеры:
    1. Ялаева Ирина Ренатовна
    2. Муллагалина Розалина Ринатовна
    3. Мусина Динара Минулловна

Номинация Основы исламской культуры

  • Победитель: Фасхутдинова Аклима Ягафаровна
  • Призеры:
    1. Саубанова Гульсира Факиловна
    2. Галина Нурзида Гумеровна
    3. Валеева Гузель Ришатовна
    4. Аюпова Гузель Каримовна

Онлайн-круглый стол

Итоги конкурса были обсуждены на онлайн-круглом столе, который прошел 18 января 2024 года. Цель мероприятия – обсудить актуальные вопросы преподавания предмета ОРКСЭ в учебном году 2023-2024 и найти решения.

Направления обсуждения

В рамках круглого стола планируется обсудить следующие проблемы:

  • Актуальные вопросы преподавания предмета
  • Возможности улучшения качества образования
  • Поддержка педагогов в реализации образовательных программ

Мероприятие призвано способствовать развитию образовательной среды и повышению профессионализма педагогов.

Поздравляем победителей и призеров конкурса и желаем им дальнейших успехов в своей педагогической деятельности!

Взаимодействие с религиозными организациями

Проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения является важным аспектом современного образования. Разнообразные пути совершенствования и повышения качества преподавания предмета Основы религиозных культур и светской этики всегда находятся на повестке дня.

Спикеры мероприятия

  1. Протоиерей Хабибуллин Роман Константинович, руководитель Отдела Религиозного Образования и Катехизации Уфимской епархии Русской Православной церкви (г. Уфа).
  2. Халикова Розалия Идрисовна, председатель Союза мусульманок Башкортостана, аспирант БГПУ.
Читайте также:  Учимся понимать

Итоги конкурса

На конкурсе Лучший видеоурок по предмету Основы религиозных культур и светской этики 2023 были определены победители, которые поделились своим профессиональным опытом на мероприятии. Модератором круглого стола стала Рахматуллина Шаура Мажитовна, доцент кафедры ДиНО ГАУ ДПО Института развития образования Республики Башкортостан.

Награждение участников

По завершении конкурса прошло торжественное награждение победителей дипломами Института развития образования Республики Башкортостан. Руководители религиозных организаций вручили благодарственные письма и памятные подарки победителям и призерам конкурса.

Заключение

Мероприятие подчеркнуло важность сотрудничества между педагогическим сообществом и представителями духовенства для дальнейшего развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Поздравляем победителей и желаем им дальнейших успехов!

Ссылка на запись мероприятия доступна здесь.

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ

  1. Урок 1: Добро и зло
  2. Урок 2: Священные книги религий
  3. Урок 3: Основы православной культуры. Десять заповедей

Научно-методические основы преподавания

Цель учебного курса ОРКСЭ заключается в формировании мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций. Задачи данного курса включают в себя:

  • Поддержку диалога с представителями других культур и мировоззрений.

Курс ОРКСЭ направлен на обучение обучающихся принципам нравственности и уважения к культурному разнообразию.

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 579 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).

В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

о содержании и модулях учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

о безотметочном обучении по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах

по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ в 2023-2024 учебном году

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.

Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей.

О миг священный.

О чудо, выше всех чудес,

Какие были во вселенной.

– Итак, кто даст ответ на вопрос «Как этот праздник называется?»

– Верно – это Пасха.

II. Подготовка к новой теме.

– А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

III. Подготовка к восприятию.

Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день.

На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)

(Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворения)

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Ученик 2. Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв.

Ученик 3. Пасха наступила –

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

Ученик 4. Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

Ученик 5. Летят слова в простор небес:

И рады люди всей земли,

Что силы мрака не смогли

Заполонить собою мир,

И ждет Христос на брачный пир

В небесный град всех прихожан

Из разных стран.

И нет возвышенней чудес,

Чем это чудо всех времен:

Ученик 6. Воистину – Сын Бога Он!

Поздравляю с лаской,

С богоданной пасхой –

Чудом из чудес.

Из полуденных краев.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес.

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идет полна чудес!

IV. Работа по теме урока.

Читайте также:  Основы православной культуры

– История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия

Христос вернулся к жизни – воскрес.

– Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)

Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28

Запись в тетради, что такое Воскресение.

Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать «прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.

На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века.

Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)

– воскресение – день возобновления жизни;

– Пасха – «переход», «избавление», «освобождение»;

– Иисус – «Бог спасает», «Спаситель»

А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило – это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

– А что же предшествует празднику Пасхи? (возможные ответы детей)

– За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.

-А что такое пост? (ответы детей)

Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

-За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.

Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.

– Кто знает, что значит разговляться (возможные ответы детей)

– Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца.

После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости,а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.

– Радостное событие Воскресения в православной культуре

отражено, в том числе и на иконах.

Демонстрация икон «Воскресение Христово» из электронного

приложения. Дети рассматривают иконы под руководством

учителя. Особое внимание обращается на лица и краски.

– Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная

смерть Иисуса Христа? (Предположения детей)

Чтение и обсуждение 3 абзаца на странице 29.

– Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан,

которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха –

праздник воскресения к жизни.

Запись в тетради понятие Пасхи.

-В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о

(Приводится пример из учебника на странице 29).

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше.

И легко-легко подышим.

VI. Продолжение работы по новой теме.

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на странице 30.

Работа с интерактивным моментом.

– Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола?

(Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная

пасха) К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали и красили яйца. Обычай обмениваться на пасху красными яичками, говоря: «Христос Воскрес!» давний. По преданию, он ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что–либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.

Читайте также:  Фрп основы религиозных культур и светской этики 4 класс

С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия : “Христос воскресе!

Люди стали считать, что яйцо – знак жизни, а в красный цвет его красили потому, что Христос своей кровью даровал нам жизнь вечную. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.

Существовало два вида яиц: крашенка и писанка.

Крашенка – это окрашенное варенное яйцо.

А писанка – это яйцо, покрытое разноцветными узорами. Существуют сотни узоров – символов, магических знаков-оберегов.

Рыба – символ Христа.

Завитки и спирали – знаки космической силы.

Треугольник с точками – это символ засеянного поля, знак достатка и богатства.

Листья дуба, сосны, ясеня – это символы древа жизни.

Цветы на писанках – это символы народившихся душ. Женщина, которая хотела иметь детей, писала много писанок с цветами и дарила их детям.

Зеленые сердечки – символ любви (девушки дарили парням).

Цвета тоже имеют свою символику: красный цвет – цвет радости, жизни; желтый – знак солнца, тепла; зеленый символизирует весну; голубой – цвет неба; коричневый и черный – цвет земли; синий – цвет ноги, цвет тайных духов.

Сегодня и мы попробуем нанести на яйца узоры. Рисовать можно гуашью, лаком, фломастерами. Мы будем раскрашивать фломастерами.

Фломастер не любит торопливости, неточности, ведь линию нельзя стереть. Сначала решите, как вы будете расписывать яйцо. Нарисуйте картинки или придумайте узор. Если вы затрудняетесь сразу рисовать фломастерами, то сначала прорисуйте простым карандашом.

А пока вы будете наносить узор, я расскажу о существовавших на Руси верованиях о чудодейственных силах писанки.

С писанкой шли в поле и подбрасывали ее вверх, чтобы хлеба росли такими же высокими.

Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия почвы. Яйцами обкатывали спины домашних животных, чтобы они не болели, приговаривая: «Как яичко гладко и кругло, так и моя лошадка, будь гладка и светла». Писанку использовали при лечении некоторых болезней. Высохшим желтком писанки лечили ожоги, мокрую экзему. Осколок яичной скорлупы нанизывали на шерстяную нитку и носили от простуды и лихорадки. Писанкой поминали умерших родственников. Писанки часто дарили друг другу на счастье, на здоровье, на радость.

К пасхе каждая семья собирала и окрашивала в луковой шелухе по 100 – 200 яиц. Их раздавали приходящим похристосываться, детям или же разговлялись сами свей семьей. А еще на Пасху готовили творожную пасху и пекли вкусные сладкие сдобные булки-куличи

VII. Групповая работа – Пасхальные игры.

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.

Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, – также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!

(Игры могут быть различные, какие найдут дети и групп может быть больше)

VIII. Подведение итогов урока. (Чтение стихов учащимися)

1 ученик Сердце с бедами свыкнется –

Но когда ускачет бес,

К нам на крыльях опускается

Пасха яркая с небес.

2 ученик Пасха русская, старинная,

С пестротой и толчеей,

Неподдельная, былинная –

Та, что празднует семьей.

Рано утром разговеемся

По укладу стариков.

И любить и жить надеемся

Еще тысячу веков.

3 ученик Соберемся, не рассоримся,

Есть надежда – будем жить.

Пахнет терпкая акация,

Возвращайся, празднуй, нация,

Пасху русскую свою.

Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

ВОПРОСЫ и задания:

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4. В чем состоит христианский пост?

5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»?

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!» Всех вас я ещё раз поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *