Некоторые традиционные разновидности свастики
Происхождение и значение
Прототип свастики на вазе Трипольской культуры
Левосторонняя „саувастика“ (слева) и правосторонняя „свастика“ (справа)
Среди исследователей имеются существенные разногласия, различаются ли правосторонняя и левосторонняя свастики смыслом во всех культурах и во все времена.
Самаррская чаша, датируемая 4000 годом до н. э., была найдена немецким археологом Эрнстом Герцфельдом в иракском городе Самарра. Экспонируется в Пергамском музее
Южная и Восточная Азия
Печать, индская культура
Лево- и правосторонняя свастики встречаются в доарийской индской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае.
Различные виды свастики (3-лучевая, 4-лучевая, 8-лучевая) присутствуют на керамическом орнаменте андроновской археологической культуры (Южный Урал эпохи бронзы, XVII—IX века до н. э.), принадлежащей индо-иранским племенам.
Свастика в индуистском храме
Балийский индуистский алтарь
Символ джайнизма со свастикой
Свастика и джапа-мала
Широко используется в Непале, а также Южной Корее. Храмы, божества, а также жилища и транспорт украшается свастикой, присутствует при большинстве свадеб, праздников и гуляний.
В колониальный и современный период символ свастики известен у большинства индейских народов Северной Америки. Исключением являются регионы побережья Тихого океана, Аляски и севера Канады.
Свастики на полу собора Тампико
Культуры, населявшие мексиканские и центральноамериканские земли, такие как майя, ацтеки и толтеки, также использовали этот крест и почитали его как священный символ, использовали свастику в ритуалах Солнца в качестве вечного элемента, в Мексике ее можно увидеть в различных соборах, таких как Собор Святого Лудовика, Тампико, Каса-Антигуа-Паррас-Коауила, а также в других культурных центрах.
Кавказ и Закавказье
Древний аварский петроглиф
Петроглифы со свастиками изображались и на средневековой чеченской и ингушской башенной архитектуре.
Символы свастики на арке средневековой башни в селе Химой, Чеченская Республика
В Армении и Грузии популярны древние розеткообразные свастики: армянский аревахач „“ и грузинский борджгали „“.
Поволжье, Урал и Сибирь
Различные виды свастики (3-лучевая, 4-лучевая, 8-лучевая) присутствуют на керамическом орнаменте андроновской культуры (Южный Урал и Южная Сибирь эпохи бронзы, XVI—XII века до н. э.), принадлежащей ариям.
Свастика имеет место в культуре народов России, традиционно исповедующих буддизм (буряты, калмыки и тувинцы) либо испытавших монголо-буддийское влияние (алтайцы).
Греческий шлем со свастикой, 350—325 годы до нашей эры из Тарента, найденный в Геркуланумe. Кабинет медалей, Париж
Известна древнекритская закруглённая свастика из растительных элементов.
Свастика изображалась в дохристианских римских мозаиках и на монетах Кипра и Крита.
Древнегреческий меандр со свастиками
Известны изображения 4-х конечной свастики, принадлежащих древнегерманским племенам (см. Свастика (германский железный век)
Варианты латышской свастики
История и использование свастики в культуре
Свастика, как символ, имеет длинную и разнообразную историю использования в различных культурах до прихода нацизма. В данной статье мы рассмотрим различные контексты, в которых свастика использовалась как символ, и как её восприятие изменилось после нацистской идеологии.
Свастика в разных странах
Россия
В России свастика использовалась как символ с древних времен, а также была популярна в первые годы революции. Например, в 1917 году свастика была изображена на 250-рублевой купюре и использовалась в культурной сфере. Однако, после нацизма свастика стала ассоциироваться с негативными коннотациями и перестала активно использоваться в культуре.
Немецкий шлем
В Германии свастика была принята в качестве эмблемы ультранационалистических организаций еще до прихода нацизма к власти. Под эгидой Германского ордена даже выпускался журнал с изображением свастики на обложке. После нацистского режима свастика стала запрещенным символом.
Запрет свастики
После Второй мировой войны и приговора Нюрнбергского трибунала, распространение символики нацизма, включая свастику, было признано противозаконным. Это привело к запрету использования свастики во многих странах, включая Германию и Россию.
Заключение
Свастика, как символ, имела разнообразное использование в разных культурах до прихода нацизма. Однако, после периода нацизма свастика стала ассоциироваться с негативными коннотациями и использование её было запрещено. Это напоминает нам о важности понимания истории символов, прежде чем использовать их в контексте современной культуры.
[Иллюстрация из каббалистической книги]
Ссылки:
Свастики ККЯ и тибетские свастики
В блоке Унифицированные идеограммы ККЯ (англ. CJK Unified Ideographs) стандарта Юникод начиная с версии 1.0.1 встречаются китайские идеограммы:
- 卐 (U+5350)
- 卍 (U+534D)
Японский язык также использует их в качестве кандзи.
Географические объекты в виде свастики
Лесная свастика — лесопосадка в форме свастики. Встречаются как на открытой местности в виде соответствующей схематичной высадки деревьев, так и на территории лесного массива. Обычно используется сочетание хвойных и лиственных деревьев.
Примеры лесных свастик:
- Лесная свастика недалеко от поселения Церников в земле Бранденбург, Германия
- Свастика Эки Нарин в деревне Таш-Башат, Киргизия
Лабиринты и их изображения
Комплекс 320—325 — одно из зданий военно-морской базы десанта в Коронадо, Калифорния. Здание было построено между 1967 и 1970 годами. При взгляде на него сверху, оно напоминает свастику.
Также взлетно-посадочные полосы Международного аэропорта Денвера выполнены в виде свастики при наблюдении сверху.
История изображений свастики также представлена в фотографиях и исследованиях:
- Greg R. Ph. On the Meaning and Origin of the Fylfot and Swastika
- Jaeger K. Zur Geschichte und Symbolic des Hakenkreuzes
- McKay, George. Subcultures and New Religious Movements in Russia and East-Central Europe
История в фотографиях часто бывает познавательней длинных описаний и размышлений. Они отражают жизнь и события прошлого, а также обычных людей в разные эпохи.
Тайна монаха-мумии из Непала
В горах Непала обнаружен тибетский монах в возрасте 205 лет, которого можно считать старейшим человеком в мире! Он находится в состоянии транса или медитации такатет. Когда его обнаружили в пещере, спасатели сначала подумали, что это просто мумия. Но ученые, в дальнейшем изучавшие его, обнаружили, что у него есть пульс, хоть и очень редкий.
В его вещах была найдена бумага, на которой было написано: Читатели Афтершока! Продолжайте верить во всю херню, которую выкладывают в интернете.
История фотографии: от обмана к шедевру
Сама история фотографии началась с обмана. На снимке – Ипполит Байар, один из изобретателей фотографии, который разработал собственную технологию получения фотографических изображений. В 1839 году он представил свои работы секретарю Французской академии наук Франсуа Араго, чтобы организовать показ научной общественности.
Однако друг секретаря, Луи Дагер, также претендовал на лавры изобретателя фотографии. Поэтому секретарь попросил Байара отложить презентацию, и первым выступил Дагер, которого признали создателем. Байара возмутила такая несправедливость, и он создал первое в истории постановочное фото.
На снимке Автопортрет в образе утопленника в 1840 году, на нем он представляет себя жертвой самоубийства. На обратной стороне фотографии написано: Труп, который вы видите здесь, – это труп месье Байара, изобретателя процесса, который вам только что показали.
Удивительный автопортрет Пушкина
Автопортреты – это отражение не только лица человека, но и его внутреннего мира. Один из знаменитых автопортретов принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину – единственный прижизненный фотопортрет поэта. Созданный Луи Дагером, он стал настоящим произведением искусства.
Эти истории позволяют нам заглянуть в прошлое и оценить умение и талант людей, стоявших у истоков фотографии. Они становятся частью нашего культурного наследия и исторического наследия человечества.
Когда-то статью в «Википедии» о музыканте Никколо Паганини украшал этот дагеротип. Это изображение впервые было выставлено в Риме в 1915 году и якобы было сделано в 1840 году. Знатоки обратили внимание на то, что у человека на дагеротипе руки мясника, тогда как у Паганини руки были длинными и очень худыми. Кроме того, его костюм относится к 1870-м годам, когда музыкант уже давно умер, да и ордена не те, которыми был награжден Паганини. Однако европейская пресса еще долго восхищалась находкой, обнаруженной, по легенде, в Турине.
Самая большая лошадь в истории была высотой с двухэтажный дом. Просматривая старые архивы, исследователи обратили внимание на крайне необычное фото лошади. Ее размеры явно превышают двухэтажный дом, на первом плане взрослые мужчины едва достают до седла. Снимок предположительно сделан в июне 1846 года. Фото нашли в архивах состоятельного фермера, семья которого владела этим участком земли более 300 лет. Сам фермер ничего о необычной лошади не знал, упоминания о ней в семейных летописях нет.
В 1858 году впервые был выполнен фотомонтаж. Фотография «Угасание» сделана из 5 разных негативов. На ней изображена девочка, умирающая от туберкулеза в кругу своих родственников. Получив фотоотпечаток девочки, фотограф Генри Пич Робинсон добавил родственников, а потом дорисовывал карандашом и ретушировал недостающие детали композиции.
Знаменитый портрет 16-го президента США Авраама Линкольна — подделка. Линкольн никогда не позировал для него: изображение создано с помощью редактуры. Фигуры и фон взяты с портрета Джона К. Кэлхуна, влиятельного политика и защитника рабства. А голову Линкольна взяли с портрета, который сделал Мэтью Брэди (это изображение используется на пятидолларовой купюре). Кроме того, надписи на бумагах Кэлхуна «строгая конституция», «свободная торговля» и «суверенитет штатов» заменили в изображении Линкольна на другие: «конституция», «союз» и «провозглашение свободы». Этот портрет появился уже после убийства Линкольна в 1865 году. Его автор — художник Томас Хикс. Считается, что изображение смонтировали, потому что народу не хватало «героических» снимков бывшего президента. Подделку обнаружили спустя век. Фотокорреспондент Стефан Лорант собирал фотографии Линкольна для своей книги и обнаружил на портрете президента странность — родинка Линкольна была не на той стороне лица. Проведя расследование, корреспондент понял, что фото Линкольна точно совпадает с изображением на пятидолларовой купюре за исключением того, что оно было отзеркалено.
В конце XIX — начале XX века фотографирование становилось все более популярным и доступным. Каждый хотел иметь фотопортрет и часто в уникальном исполнении. Фотографы вскоре поняли, что фиксировать события и людей можно не только манипулируя взглядом камеры, но и физически манипулируя самими фотографиями, используя для этого другие изображения.
Основной процесс создания такого фото прост: фотограф берет два отпечатка, один — фоновый пейзаж, а другой — крупный план объекта, аккуратно вырезает второй и накладывает его на рисунок. И потом делает фотосъемку полученной комбинации, чтобы создать окончательную композицию. Обработка снимков, конечно, в первую очередь была связана с несовершенством фототехники. Кадры получались не такими хорошими по качеству, как хотелось бы, поэтому их приходилось улучшать вручную. Обычно дорисовывали те элементы снимаемого объекта, которые плохо получались на снимке: глаза, губы, украшения, волосы прически. Их дорисовывали, чтобы в готовом варианте они были резкими, выразительными, а фотография получалась полноценной.
Уже к концу XIX века такие художники по фотографиям выделились в отдельную профессию, которая и сегодня пользуется большим спросом. Это ретушер. Да, профессии ретушер более века. Как и сегодня, сто лет назад они исправляли мелкие дефекты на снимках, дорисовывали недостающие детали, а позже даже переводили черно-белую фотографию в цвет. Скоро ретушеры начали творить невероятные вещи. Среди их работ были как ужасный юмор или юмористический ужас, кому как, выбирайте сами, а также серьезные измененные фотографии, которые использовали в самых разных целях от портретов на стены, до рекламных плакатов.
«Спарринг между человекоподобным роботом и чемпионом мира в супертяжелом весе американцем Джеком Джонсоном в 1910 году». С такой подписью можно увидеть в интернете это необычное фото.
Но на самом деле это фото фейковое. Примерно в 2000 году американский художник Пол Гинен пририсовал к этому снимку робота. Вот так выглядит оригинальная фотография боя Джека Джонсона и Джонни Марти «Малыша» Катлера. Кстати, робота никогда и не существовало, это вымышленный персонаж книги «Boilerplate: механическое чудо истории», в которой описываются приключения механического солдата.
В 1917 году две девочки из британской деревни Коттингли, шестнадцатилетняя Элси Райт и ее девятилетняя двоюродная сестра Френсис Гриффитс, решили доказать родителям существование фей. Для этого Элси одолжила камеру у отца и создала первое «доказательство». На снимке Фрэнсис окружили четыре летающие феи. А через несколько недель девочки сделали еще одну фотографию — Элси с танцующим гномом. В 1920 году снимки привлекли внимание Эдварда Гарднера — президента Теософского общества, в котором состояла мать Элси. В том же году он, убедившись в подлинности снимков, прочитал в Лондоне серию лекций о феях и подтвердил свою речь фотографиями девочек. Так информация дошла до Артура Конана Дойла, писавшего в тот момент статью о жизни фей. Писатель попросил нескольких экспертов изучить фотографии. Они пришли к выводу, что снимки настоящие.
В декабре 1920 года Конан Дойл опубликовал статью Fairies Photographed в журнале The Strand Magazine (том самом, который издавал его произведения о Шерлоке Холмсе). В ней он написал: «Доказательство существования фей выбьет материальный разум XX века из колеи и заставит признать, что в жизни есть очарование и тайна». После публикации статьи в Великобритании материал появился в Австралии и США, благодаря чему изображения получили всемирную известность и вызвали ожесточенные дискуссии. В 1921 году Конан Дойл купил камеры для девочек и попросил их сделать дополнительные снимки. Сестры не смогли отказать писателю, и в 1921 году появилась вторая серия изображений. Их опубликовали в The Strand Magazine в статье The Evidence for Fairies. Через девять лет Конан Дойл умер, а споры о фотографиях растянулись на десятилетия. В 1978 году исследователи неожиданно наткнулись на детское произведение «Книга подарков принцессы Мэри», которое вышло небольшим тиражом в 1915 году. Иллюстрации в книге очень напоминали фей из Коттингли. А уже в 1983 году в программе BBC Nationwide 82-летняя Элси призналась, что фотографии были подделкой. Гнома сделали из глины, а изображения фей вырезали из книги. Чтобы феи «летали» на фотографиях, их прикрепили к деревьям шпильками для шляп. Позже эксперты NASA проверили снимки на суперкомпьютере и подтвердили слова Элис и Фрэнсис.
Опиумная вечеринка 1918 года. Это изображение часто выдают за подлинную фотографию из притона для курения опиума. Но на самом деле это всего лишь постановочный кадр, который был вырезан из старого немого кинофильма «Dandy-Pacha», снятого французским режиссером Жоржем Ремоном.
Известная фотография поэта Маяковского и мексиканской художницы, яркой личности и ярой коммунистки Фриды Кало якобы сделанная в 1922 году. Только вот проблема – Фрида с Маяковским знакома никогда не была! И даже тело на фото не Фриды, а Доннетт Тайер участницы американской рок-группы! Фотохудожник Роберт Торен снял Доннетт Тайер в 1983 году, а гораздо позднее, очарованный личностью Фриды Кало, создал "Фриду с револьвером". Коллаж оказался настолько удачным, что быстро разлетелся по миру, не вызывая ни малейших сомнений в своей подлинности.
Хотя эти фотографии уже много лет циркулируют в интернете, но на них изображены не несчастные дети, которых бедные и отчаявшиеся родители вынуждены продавать, как указано в описании к этим снимкам. На самом деле, эти фотографии являются частью серии французских открыток 1920-х годов, которые были задуманы как юмористические, хотя не похоже, что изображенным на них младенцам очень смешно.
Вот такая фотография уже давно ходит по интернету под заголовком «На лекции по сексологии, 1929 год». Шутники в комментариях стараются перещеголять друг друга, угадывая, что же такое им там показали?
Это, наверное, самая эпичная подделка всех времен. Респектабельный врач Роберт Кеннет Уилсон сделал снимок, а британская газета Daily Mail опубликовала его «находку» в 1934 году, утверждая, что он запечатлел чудовище, плавающее в озере Лох-Несс в Шотландии. Разумеется, тогда не было технологии, которые бы позволили проверить подлинность изображения. После публикации снимка в одном из самых престижных журналов Шотландию охватил туристический бум, потому что все хотели поглядеть на Лох-Несское чудовище. Неудивительно, что никто до сих пор не встретил это существо, хотя озеро не очень большое. Как публика верит в то, что огромный монстр может прятаться в маленьком Лох-Нессе, оставаясь незамеченным? Я полагаю, что люди не хотят думать о реальном мире, если вымышленный больше подходит им. Поэтому даже сейчас толпы туристов прибывают к шотландскому озеру в надежде найти Несси. На самом деле Уилсон согласился, чтобы его имя использовали для покрытия более раннего мошенничества, которое совершил охотник на диких животных Мармадюк Монтегью Уэторл. Последний был командирован в Шотландию лондонской газетой Daily Mail, чтобы поймать монстра, о котором ходили легенды в тех местах. Уэторл и его фотограф Густав Паули обшарили берега озера и 18 декабря 1933 года нашли на южном берегу у деревеньки Дорес ряд странных следов. И сообщили о существовании чудовища! Но отпечаток следа был отправлен в Лондон на экспертизу в Музей естественной истории. При ближайшем рассмотрении загадочные следы, найденные Уэторлом, оказались отпечатками ноги чучела гиппопотама, какие обычно использовались в качестве тумбы для зонтиков. Однако Уэторл решил не сдаваться, так как деньги за эту сенсацию ему уже заплатили и их надо было отрабатывать. Уэторл изготовил нечто похожее на голову динозавра и сфотографировал его. Он и его сын использовали хирурга Уилсона, уважаемого врача, чтобы придать обману достоверность и сообщили, что это он сделал снимок. Только в 1994 году, спустя 60 лет, было установлено, что этот снимок — фальшивка, изготовленная Уилсоном и тремя сообщниками — тем самым Монтегью Уэторлом, его родным сыном Яном, приобретавшим материалы, и пасынком Уэторла Кристофером Спарлингом, изготовившим саму фигурку. Двое из сообщников Уилсона добровольно сознались в содеянном, причем первое признание (в 1975 году) осталось без внимания общественности из-за известности имени доктора Уилсона.
Если вам доводилось встречать в интернете фотографию легендарного Мохандаса Карамчанда Ганди, более известного как Махатма Ганди, в 1936 году весело отплясывающего с белокожей девушкой на вечеринке, выдохните с облегчением – это не он. Это австралийский актер, изображающий Ганди на благотворительном гала-концерте в Сиднее.
Этот кадр, сделанный в Торонто в 1937 году, можно встретить во многих исторических подборках. Его позиционируют как первую фотографию женщин, решивших прогуляться по городу в шортах. В действительности в Городском архиве Торонто хранится немало изображений женщин в шортах, сделанных в более ранние годы. А это всего лишь постановочный кадр. Кстати, на «аварийной» машине даже вмятины нет.
Вы удивитесь, насколько легко создаются и разлетаются по сети фальшивки. Фотография, на которой слились в поцелуе немецкий солдат и красноармейка, постепенно набрала популярность. Ей уже иллюстрировали серьезные исторические материалы о взаимоотношениях СССР и Германии в 1939 году. Не раз видели на западных форумах пометку, что снимок сделан 22 сентября 1939 года на параде немецких войск в Бресте. Так ли это? Давайте разбираться.
Нет, конечно. Это фальшивка. Снимок, который теперь мелькает то тут, то там, на самом деле был сделан в 2007 году в Севастополе. И он изначально цветной. Кто-то специально сделал его черно-белым и убрал лишние детали. На фото – судя по отзывам очевидцев, муж и жена, москвичи, специально приехавшие в Крым на историческую реконструкцию решающей битвы за Севастополь в мае 1944-го. Об этом мероприятии даже сохранился сюжет Первого канала. Происходило всё на Сапун-горе. Реконструкторы – люди дотошные. Как в том же сюжете Первого канала рассказывал один из «фрицев», у многих – настоящие каски и суконная форма, максимально приближенная к настоящей.
Два американских пограничника пытаются удержать беглеца, который уже успел частично пересечь границу с Мексикой. Окрестности Эль-Пасо, штат Техас, США. 1 октября 1939 года. Это фотография была инсценировкой побега специально для фотографа. Как поясняет подпись к фотографии в National Geographic, фотография была сделана Луисом Марденом примерно в 1939 году в Эль-Пасо, штат Техас, эта фотография была раскрашена (в 1939 году цветная пленка была редкостью).
Чтобы выглядеть более героически, Бенито Муссолини приказал убрать с оригинальной фотографии тренера, держащего лошадь за поводья и стоящего за ним солдата. 1942 год.
К сожалению, далеко не все переправы через Волгу в те августовские дни 1942 года работали без перебоев: в ряде случаев немецкие пикировщики поражали переправочные средства. Хотя этот снимок часто относят к периоду самого сражения, на деле это кадр из художественного фильма «Сталинградская битва», 1949 года (режиссер Петров), снимавшегося в послевоенном разрушенном городе.
Ил-2, потрёпанный и обстрелянный, возвращается домой с задания. И, ведь, летит, чертяка! 1943 год. Штурмовик Ил-2 прежде всего знаменит благодаря своей невероятной живучести в бою. По этой причине самолет получил множество различных прозвищ общего характера. Сами конструкторы, вследствие бронирования кабины пилота, назвали самолет "Летающим танком", а солдаты вермахта дали ему прозвище "Бетонный самолет". Но на самом деле, конкретно эта фотография оказалась скриншотом из компьютерной игры «Ил-2 Штурмовик: Битва за Сталинград».
Фотография Альберта Эйнштейна, колесящего на велосипеде на фоне испытания атомной бомбы в 1950 году. Эта фотография настолько нелепа, что трудно поверить в существование людей, считающих ее настоящей. Однако, таких людей множество. Газеты и крупные интернет-журналы публиковали снимок примерно с таким заголовком: «Вот, как выглядит человек весёлого нрава». Слева снимок, на котором физик с улыбкой разъезжает на велосипеде сделал Марк Хом в 1933 году в Санта-Барбаре, Калифорния. А справа фотография с военными, которая была сделана в Неваде в 1962 году. Чтобы понять фейк это или нет, достаточно было знать годы жизни Эйнштейна: 1879 – 1955 г. На самом деле снимки объединили в фотошопе 2011 году, тогда же он и стал популярным.
Считается, что эта поддельная фотография способствовала поражению на выборах сенатора Милларда Тайдингса в 1950 году. Фотография самого Тайдингса (справа), беседующего с Эрлом Браудером (слева), лидером американской коммунистической партии, должна была свидетельствовать о симпатиях Тайдингса к коммунистам.
Американские актеры Мэрилин Монро и Джеймс Дин прожили гламурную и невероятно короткую жизнь. Возможно, поэтому их так часто склеивают в фотошопе, подобном этому.
Оригинальная фотография Мэрилин была сделана в марте 1955 года на крыше отеля «Амбассадор» в Нью-Йорке. Я не смог точно определить, кто сделал оригинальную фотографию Дина, но, судя по свитеру, который был на Дине, я предполагаю, что это кадр из его фильма 1955 года «К востоку от рая».
Альфред Хичкок, получает вдохновение в реке Темзе, 1958 год. Возможно, Альфред Хичкок когда-то и купался в Темзе, но точно не в тот день, когда была сделана эта фотография. Вместо него купалась кукла, изготовленная для съемок трейлера к фильму «Безумие». На снимке ниже Хичкок держит собственную резиновую голову.
Фотография голого человека, сидящего на чемодане и печатающего на машинке, разлетелась по социальным сетям после того, как она появилась в твиттере с утверждением, что на ней изображен Джером Дэвид Сэлинджер, имеющий странную привычку писать нагишом. Нет, человек на фотографии – не автор «Над пропастью во ржи». Это Джейсон Лоам (Jayson Loam), также известный как Стэн Солер, – популярный автор американского журнала Sunbathing Magazine. На фото он работает в Lupine Lodge – нудистском лагере между Лос-Гатосом и Санта-Крус, штат Калифорния. Фото сделал Эд Ланге в 1958 году. Забавно, что именно благодаря этой фотографии, Сэлинджер регулярно попадает в обзоры, описывающие «необычные привычки великих писателей» – хотя фейковый снимок голого писателя служит единственным доказательством наличия у него этой странности. Напомним, что Сэлинджер был замкнутым человеком, вёл жизнь затворника и не имел ни малейшей склонности к эпатированию почтенной публики.
Мэрилин Монро и Джон Кеннеди фото через дверь, 1962 год. В свое время в США ходили слухи о романе президента Кеннеди и Мэрилин Монро. И продолжали ходить даже после их смерти. Очевидно, поэтому интригующие совместные фотографии политика и артистки многие приняли за чистую монету. На самом деле их сделала художница Элисон Джексон, известная своими подставами с использованием двойников. За последние 20 лет Элисон Джексон стала известна благодаря фейковым фотографиям знаменитостей в компрометирующих или необычных ситуациях. При этом на самом деле на снимках не реальные известные люди, а их двойники. У Джексон нет цели обмануть публику или продать скандальный материал: ее интересует исследование границ между настоящим и вымышленным. В интервью The Guardian в 2020 году она рассказала: «Мы живем в этом искусственном, сконструированном мире, где невозможно отличить что настоящее, а что — фальшивое. Самое безумное, что нам все равно. Это просто круглосуточный цикл развлекательных новостей». Одно из самых известных произведений Джексон — фото подставных Мэрилин Монро и Джона Ф. Кеннеди в 2001 году. Слухи о романе актрисы и президента продолжались даже после их смерти. Фотограф обыграла эту историю, сделав снимки, якобы фиксирующие их свидание.
Момент спустя после попадания пули в Джона Ф. Кеннеди 22 ноября 1963 года во время его поездки в Даллас. Можно встретить немало утверждений о том, что эта фотография была снята через мгновение после убийства американского президента Джона Кеннеди. Но на самом деле это кадр-реконструкция из документального фильма «Испытание Ли Харви Освальда», снятого в 1977 году.
4 июня 1965 года военный летчик Валентин Привалов на истребителе МиГ-17 проскочил под центральным пролетом Коммунального (Октябрьского) моста Новосибирска через реку Обь. Редкий житель столицы Сибири не видел легендарной фотографии самолета, вылетающего из-под моста. День был жарким и солнечным, пляж на берегу заполнен отдыхающими, среди которых были и офицеры штаба округа, и вдруг рев самолета и серебристая стрела устремляется у всех на глазах под мост, затем резко взмыв вверх, подняв огромную волну уходит в небо. Расстояние между опорами моста 120 м, высота пролета 30 м. Самолет заходил в это “окно” на скорости 700 км/ч. При такой скорости даже слабое прикосновение к ручке управления меняло высоту самолета на метры. Самолет пролетел всего в метре над поверхностью воды. Обстоятельства усложнялись еще тем, что всего на расстоянии 950 м от Коммунального моста ниже по течению реки находится железнодорожный мост важнейшей магистрали ЗапСиб и по нему проходил состав. У летчика было всего 5 секунд, чтобы успеть взмыть вверх не задев этого моста. Его, конечно, арестовали. Допрашивал сам министр обороны маршал Родион Малиновский. Маршал грозил трибуналом, увольнением. Но в итоге пощадил. Валентин Привалов благополучно служил еще двенадцать лет, командовал эскадрильей в Горьковской области. Сам Привалов позже говорил, что самолет прошел почти впритирку к фермам железнодорожного моста. Тело отсалютовало победным хрустом всех косточек на чудовищную перегрузку. Он не опоздал на аэродром, сел по своему графику. Размещенную выше «фотографию» сделал по заказу музея Новосибирска дизайнер Евгений Социховский. Причем намеренно с нарушениями пропорций, чтобы никто здравомыслящий и подумать не мог, что это реальность. Масштабы самолета относительно моста сильно увеличены, а угол полета предполагает чуть ли не его выныривание из воды. Да и набережная тогда еще не была построена.
Лицо хоккейного вратаря НХЛ Терри Савчука в 1966 году, до того, как ввели обязательное ношение защитных масок и шлемов в хоккее. Эта фотография действительно появлялась на страницах журнала LIFE в 1966 году. Но шрамы и раны этого хоккейного вратаря делали визажисты, чтобы показать все травмы, которые хоккеист получил за время своей карьеры.
Канцлер ФРГ Вилли Брандт (крайний слева), встретился с Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым (крайний справа). По сообщения СМИ, атмосфера была доброжелательная и сердечная. Но немецкая пресса публикует фотографию, отличающуюся от той, которая была опубликована в газете «Правда», на ней на столе стоят бутылки алкоголя и лежат сигареты. Сентябрь 1971 года.
Снимок Че Гевары, который якобы играет на гитаре вместе с Джоном Ленноном. Однако эти великие люди не только никогда дуэтом не играли, но и вообще не встречались. В оригинале ливерпулец сидел напротив американского гитариста Уэйна Габриэла из группы Elephant’s Memory, которая пару раз играла с Ленноном в 1972 году.
Сентябрь 1976 года: Так называемая «банда четырех» была убрана с этого фото мемориальной церемонии Мао Цзэдуна на площади Тяньаньмэнь.
На фото В. Путин руководит задержанием милиционерами диссидента В. Терехова. В пояснениях к снимку указывалось, что эта фотография якобы из книги российского правозащитника Юлия Рыбакова и на ней изображено задержание лидера Демократического союза Валерия Терехова в 1989 году в Ленинграде под руководством сотрудника КГБ. Вся соль в том, что в биографии В. Путина указано, что с 1985 по 1990 год он служил в резидентуре советской внешней разведки в ГДР, работал в Дрездене под прикрытием в должности директора дрезденского Дома дружбы СССР-ГДР и не был в СССР. Появившуюся в 2013 году фотографию пресс-секретарь президента Д. Песков прокомментировал: «Он (Путин) удивился больше меня. Так как он вернулся из Германии (где в то время работал) не ранее чем через три месяца после того, как была сделана эта фотография», — сказал Песков журналистам.
Турист на крыше Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 г. Возможно, это одна из самых известных из когда-либо сделанных фотоподделок. На первых порах люди верили, что эта фотография действительно была получена с чьего-то фотоаппарата, найденного в обломках башен-близнецов после трагедии. На фото турист из Венгрии Питер Гузли – он же и автор подделки, который признался, что сделал её для друзей. Оригинальный снимок сделан 28 ноября 1997 года. На фото куча неточностей, начиная с того, что изображен другой самолёт другой авиакомпании, заканчивая тем, что смотровая площадка в момент теракта была еще закрыта для посетителей.
В 2014 году широкую известность приобрело это фото, на котором изображен сирийский мальчик, который, как утверждалось, спал между могилами своих родителей. Спекуляции на теме боли, страданий, трагедии очень популярная тема в наши дни. Мало кого фотографии с мест не очень хороших, где война или голод оставят равнодушными. Большинство легко верят такому контенту.
Этот снимок является инсценировкой. На этом фото видно, насколько у мальчика «горе». Данное фото было сделано во время фестиваля искусств в Саудовской Аравии. Арабский фотограф Абдул Азиз аль-Отаиби (Abdul Aziz al-Otaibi) делал фотопроект о силе любви детей к своим родителям, который ничего общего с происходящим в Сирии не имеет. На самом деле, у мальчика все хорошо, и он счастлив и веселится! К сожалению, такой трюк часто используют многие СМИ с целью формирования общественного мнения, вызвать нужные эмоции. Старайтесь фильтровать такой контент и не верить всему подряд.