Цель данного направления – развитие чувства прекрасного, вкуса и эстетического восприятия в мире вокруг себя. Это включает в себя стимулирование интереса к искусству, музыке, литературе, театру, кино и другим видам культуры.
Для достижения этой цели в Лицее проводятся различные мероприятия, включающие в себя концерты, выставки, литературные вечера, походы в музеи и театры. Занятия по искусству и музыке являются обязательными для всех учащихся Лицея.
Учителя и педагогический коллектив активно работают над формированием эстетического вкуса учащихся, приобщая их к различным формам искусства и культуры.
Работа с родителями
Цель работы с родителями – создание партнерских отношений между школой и семьей, чтобы обеспечить наилучшие условия для всестороннего развития ребенка.
Наши педагоги активно взаимодействуют с родителями на родительских собраниях, консультациях и других мероприятиях. Мы стремимся к построению доверительных и взаимовыгодных отношений, чтобы совместно принимать решения по воспитанию и обучению детей.
Дополнительные образовательные программы
МБОУ Лицей №4 предлагает широкий спектр дополнительных образовательных программ для развития учащихся:
Кружки по интересам (спортивные секции, художественные студии, научные кружки и др.).
Участие в проектах и олимпиадах.
Экскурсии и путешествия.
Мастер-классы и семинары.
Благодаря этим программам учащиеся имеют возможность раскрыть свой потенциал, обрести новые навыки и знания, а также общаться с одноклассниками и педагогами в неформальной обстановке.
Итак, воспитательная работа в МБОУ Лицей №4 является комплексным процессом, охватывающим различные аспекты развития личности учащихся. Педагогический коллектив активно работает над достижением поставленных целей через разнообразные мероприятия, программы и традиции, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Работа по нравственно-этическому воспитанию
Работа по нравственно-этическому воспитанию способствует духовному формированию личности, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов.
В течение всего учебного года проводятся различные мероприятия, такие как выставка поделок из природного материала, праздник Новогодний фестиваль, Хэллоуин, День влюбленных, праздничные концерты к 8 Марта, Дню учителя, Масленице, акции АнтиСПИД, праздник Последнего звонка.
Заинтересованность учащихся
Уровень заинтересованности учащихся в подобных мероприятиях высокий, что говорит о достаточно высоком уровне сформированности нравственных и духовных качеств учащихся.
Школьный театр Зеркало
В течение года в школе работает школьный театр Зеркало, где учащиеся принимают непосредственное участие в организации творческих концертов и постановке спектаклей.
Педагогический коллектив и развитие личности
Педагогический коллектив школы стремится создать благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого ученика, отводя определенную воспитательную роль учебно-познавательной деятельности.
Чебно-познавательная деятельность
На уроках и в учебной деятельности учителя-предметники формируют научное мировоззрение учащихся, что находит продолжение и во внеклассной работе и во внеурочных занятиях. Различные формы внеурочной деятельности включают в себя предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, устные журналы, выпуск газет и другие.
Экскурсии
Большое воспитательное значение имеют экскурсии. Учащиеся посещают музеи города Москвы и Московской области, а также организуются выездные двухдневные экскурсии по золотому кольцу и в культурную столицу России – Санкт-Петербург.
Изкультурно – оздоровительное направление
Физкультурно – оздоровительное направление деятельности школы осуществляется с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, а также формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Управляющий Совет
С 2008 года в лицее работает коллегиальный выборный орган – Управляющий Совет лицея, в который входят представители от родителей, от учащихся и от педагогического коллектива.
Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних
Работа по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних включает в себя несколько функций, такие как содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, формирование законопослушного поведения, оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, выявление детей и семей в социально-опасном положении, а также профилактика раннего семейного неблагополучия.
Работа с родителями
Для реализации поставленных задач предполагается также работа с родителями учащихся.
Эффективность воспитания детей в лицее
Эффективность воспитания детей в лицее сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Формы и методы работы
Формы и методы воспитательной работы предусматривают тесное взаимодействие учителей с родителями, применение нетрадиционных форм взаимодействия с семьей, процессы включения родителей в процесс управления школой, проведение внеурочных мероприятий, совместных праздников.
Дополнительные образовательные программы в лицее
Программа воспитательной работы в МБОУ Лицей №4 на 2021-2025 годы включает в себя планы воспитательной работы на каждый учебный год, отчеты по воспитательной работе и реализации программы воспитания, а также организацию воспитательной работы в Институте педагогического образования и менеджмента (ИПОМ).
Концепция воспитательной работы в ИПОМ
В Институте педагогического образования и менеджмента воспитательная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть непрерывного многоуровневого образовательного процесса. Она регламентируется нормативными документами и, в первую очередь, Концепцией воспитательной работы. Основной целью этой концепции является социализация личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием.
Основные задачи организации воспитательной работы
Основными задачами организации внеаудиторной воспитательной работы в Институте являются:
- Создание целостной системы воспитания студенческой молодежи в условиях вуза.
- Выбор видов, форм и методов воспитательной работы, соответствующих основным заданиям.
- Разработка системы воспитания на основе общих положений, принципов, участников и их обязанностей, содержания, форм и методов организации работы со студентами.
Общим руководством воспитательной деятельностью занимается заместитель руководителя Института по воспитательной работе, а текущую работу осуществляют и контролируют кураторы учебных групп и органы студенческого самоуправления.
Роль Студенческого совета в университете
Для решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив, а также обеспечения прав обучающихся на участие в управлении образовательным процессом в университете был создан Студенческий совет.
Структура и деятельность
Студсовет является совещательным органом и состоит из нескольких комиссий, каждая из которых занимается определенными направлениями деятельности:
Учебно-воспитательная комиссия – работает над улучшением организации учебного процесса, вовлечением студентов в научно-исследовательскую работу, созданием условий для эффективного использования учебного времени.
Социально-правовая комиссия – занимается разработкой нормативно-правовых документов, участвует в распределении стипендий и влияет на социальную защиту студентов.
Комиссия по культуре и спорту – организует культурно-воспитательные мероприятия, поддерживает здоровый образ жизни и обеспечивает общественный порядок на территории университета.
Жилищно-бытовая комиссия – контролирует соблюдение санитарных норм, качество питания в столовой и помогает студентам с вопросами проживания в общежитии.
Особенности воспитательной работы
- Предметное содержание дисциплин
- Инновационные методы обучения
- Внеаудиторная деятельность преподавателей и студентов
- Участие волонтеров в различных проектах
Студенческий совет и его комиссии играют важную роль в жизни университета, способствуя развитию студенческого сообщества и обеспечивая комфортные условия обучения и проживания.
– организацию психолого-педагогического сопровождения детей в детских-домах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Армянска (спектакли, проведение диагностических и коррекционных мероприятий, организация сбора гуманитарной помощи детям и др.)
– работу со старостами групп;
– организацию учебных занятий вне стен института (Армянский историко-краеведческий музей, музей ЧАО «Крымский Титан»).
дополнительного образования «Гончарная мастерская»
Педколлектив гимназии наиболее оптимальным, на сегодняшний день, считает личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе, который способствует раскрепощению в каждом учащемся творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя.
предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.
Позволяет нам более целенаправленно и эффективно проектировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретную воспитательную деятельность, направленную на развитие индивидуальности как отдельного ребёнка, так и школьного сообщества в целом в форме диалога и творчески как для педагога, так и для ученика – деятельностный подход.
к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы).
Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Важной частью воспитательной системы школы является укрепление школьных традиций. Системно-деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в областных, региональных, всероссийских и международных мероприятиях.
в воспитательной деятельности заключается в организации взаимодействия школы со средой, использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка.
Цель воспитательной работы школы
образованной, трудолюбивой и самостоятельной личности, способной жить и работать в современных условиях.
Задачи воспитательной работы школы
1. Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры со знанием истории своего народа.
2. Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю.
3. Рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.
4. Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
5. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование сознательного отношения к своему здоровью.
6. Использование всевозможных средств воспитания общей культуры учащихся, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской культуры.
7. Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися и с их семьями. Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения образовательных проблем.
Конечной целью всей работы школы является воспитание человека, востребованного современным обществом, черты которого отражает идеальная модель выпускника основной школы, разработанная коллективом школы.
уважение и защита прав человека и его основных свобод;
признание свободы мысли, совести;
осмысление понятий: честь, совесть, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность, Отечество;
восприятие человеческой жизни как главной ценности;
стремление к здоровому образу жизни.
умение устанавливать коммуникативные отношения с другими людьми, не основанные на подавлении;
умение решать конфликты ненасильственным путем;
умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них;
умение использовать механизмы защиты прав человека.
знания, умения и навыки, соответствующие образовательным стандартам;
навыки аналитического и критического мышления;
способности к активной умственной деятельности.
этическая и эстетическая культура;
художественно-творческая активность на оптимальном для каждого ученика уровне.
способность к самоопределению и самореализации;
Технологии реализации воспитательной системы
Для реализации и выполнения концептуального подхода предполагается использование следующих видов деятельности:
Традиционные общешкольные мероприятия
Внеучебная воспитательная деятельность в классных коллективах
Организация дополнительного образования
Диагностика и мониторинг
Организация взаимодействия семьи и школы
Организация взаимодействия школы со средой
Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса
Воспитание понимаем как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию. Ребёнок рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом воспитательного и образовательного процесса, а само – воспитание переходит в вид духовных отношений. Так происходит взаимодействие растущего человека с постоянно совершенствующимся взрослым в ходе духовного, интеллектуального, психического развития и социально становления. Взаимодействие детей и взрослых реализуется через практику сотворчества, педагогическую поддержку, общение.
Особенности управления воспитательной системой
Важнейшая задача управления – привлечение к управленческой деятельности возможно большего числа педагогов, учеников, родителей, общественности, стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.
Сложившаяся система управления воспитательной системой в нашей школе позволяет эффективно решать следующие задачи:
целеполагание и прогнозирование результатов своей работы;
оптимальная расстановка кадров;
формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности;
качественный внутришкольный контроль с целью корректировки воспитательного процесса;
активное включение в воспитательный процесс на правах сотрудничества всех школьных структур и субъектов воспитательного процесса.
В школе сложился коллектив единомышленников, что позволило перевести школу в режим развития. Управление носит диалоговый характер, осуществляется на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива.
Основные принципы, на которых строится система управления воспитательной системой школы:
принцип уважения и доверия;
принцип индивидуального подхода;
принцип коллективного принятия решений;
принцип личностного стимулирования.
Администрация в лице директора руководит учебно-воспитательным процессом. При этом главная роль администрации – координация. Именно администрация обеспечивает оптимальность учебного процесса, организует контроль за деятельностью педагогов. Только при условии, что все члены коллектива знают свои прав и обязанности, полномочия и грани ответственности, возможна оптимизация управленческих воздействий.
Основные способы достижения целей воспитательной системы
Воспитательная система школы включает 10 направлений деятельности:
Изучение личности учащихсяИзучение интересов и увлечений учащихся, взаимоотношений со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенностей характера, эмоционального состояния ребёнка.
Развитие умственных и творческих способностей учащихся; реализация интересов и потребностей детей.Выпуск газет и плакатовИнтеллектуально – познавательные игрыПосещение библиотечных уроков
Развитие духовно-нравственных ценностей, формирование культуры поведенияДень защитника ОтечестваМеждународный женский день 8 мартаМероприятия на оздоровительной площадке
Воспитание патриотических чувств, понимание смысла человеческого существования, формирование и осознание исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны.Встречи с ветеранами ВОВ и горячих точекПомощь пожилым людямДень защитника ОтечестваАкция «Дари добро людям»Экскурсии учащихся в музеи Изучение истории своей семьи, села, школы, государственных символов РФ
Развитие творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.Выставка предметов быта, русского наряда, декоративно-прикладного творчества;Участие в конкурсах рисунков, плакатов, публикацийБеседы эстетической направленностиЭкспромт – театры
Показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил; профилактика детского дорожно – транспортного травматизма; охрана жизни и здоровья учащихся.Спортивно-оздоровительные праздники для родителей и детейУчастие в соревнованиях различного спортивного уровняВнутришкольные спортивные соревнованияОздоровительный лагерь с дневным пребыванием детейПропаганда здорового образа жизниОхрана жизни и здоровья учащихсяМероприятия по правилам ПДТТМедосмотр и наблюдения состояния здоровья учащихся
Приобщение к труду, развитие навыков в самообслуживании; воспитание целеустремленности в трудовых отношениях.Благоустройство пришкольной территорииЛетняя трудовая практика учащихсяИзготовление кормушек для птицРабота на пришкольном участке
Профилактика правонарушений и экстремизмаВоспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности, профилактика и предупреждение участия детей в антисоциальной деятельности; воспитание толерантности и милосердия.Составление социальных паспортовРабота Совета профилактики правонарушенийВыявление неблагополучных семей, «трудных подростков» и детей «группы риска»Мероприятия тематической направленностиПрофилактические беседы с учащимисяПропаганда юридических знаний о правах, обязанностях и уголовной ответственности учащихсяВстреча с инспектором ПДНДни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании
Работа с родителями и общественностьюВключение в воспитательный процесс родителей и общественностиРабота с родителями и общественностьюВключение в воспитательный процесс родителей и общественности
Одним из важнейших направлений деятельности школы является гражданско-патриотическое и духовно – нравственное воспитание учащихся, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества. Школа работает по программе патриотического воспитания«Россия – моё Отечество».
Формирование нравственных основ для молодого человека в настоящее время является одной из главных задач процесса его восхождения в различные структуры жизни общества, и это интуитивно чувствуют старшеклассники. Поэтому в школе сейчас необходимо уделять первостепенное внимание нравственному воспитанию, особенно важно это для учащихся 7-9 классов.
По опросам родителей и по нашим собственным наблюдениям, количественным и качественным диагностикам можно сделать вывод о том, что наши учащиеся отличаются более высоким уровнем воспитанности и мотивацией к обучению. Учащиеся школы бережно относятся к школьному имуществу, наводят порядок в классах и на пришкольном участке, участвуют в субботниках.
В школе проводятся единые тематические классные часы, Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании. Учащиеся принимают участие в различных конкурсах профилактической направленности.
Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям в сфере экстремизма и терроризма:
классные часы с учащимися: «Давайте дружить народами», «Богатое многообразие мировых культур», «Все мы такие разные, но все мы заслуживаем счастья»;
классные родительские собрания: «Современные тоталитарные экстремистские секты и организации религиозной направленности»;
рейдовые мероприятия с участием педагогов: «Профилактика и разрешение конфликтов».
80 % учащихся школы считают, что овладели навыками толерантного поведения, установили толерантные взаимоотношения с семьёй и социумом;
100% – не разделяют идейных взглядов экстремистских группировок, осуждают их деятельность.
Уделяется большое внимание воспитательному потенциалу каждого урока с целью активизации познавательного интереса учащихся, воспитания. В школе традиционно проходят предметные недели, на которых дети раскрывают свой творческий потенциал. Предметные недели охватывают практически всех детей, которые принимают участие в разнообразных видах игр, интеллектуальных турнирах, олимпиадах и др.
Реализация творческих возможностей и способностей учащихся в рамках школы проходит при проведении традиционных праздников:
– Праздник 1 сентября – проходит традиционно во дворе школы, где на торжественной линейке присутствуют учащиеся всех классов, родители, гости. Праздник для первоклассников готовят старшеклассники, в чем выражается шефская помощь, и реализация их творческих способностей.
– концерт, посвященныйДню Учителя.
– Новогодняя сказка – это, наверное, самый любимый праздник детей и взрослых
Фольклорный праздник Масленица – цель которого заключается в развитии у школьников интереса к русским народным традициям, формировании уважительного отношения к фольклорному богатству.
. Цель проведения «Дня здоровья» снятие статической и психологической усталости, накопившейся за период учёбы, создание общественного мнения о значении здоровья в жизни современного человека; формирование осознанного отношения к сохранению собственного здоровья, пропаганда здорового образа жизни.
– Праздник Последнего звонка – яркое и значимое событие в жизни школы, праздник выпускников, на котором подводятся итоги школьной жизни, награждаются лучшие ученики.
Наличие в школе печатного издания «Калейдоскоп» — это прекрасная возможность для творческих пишущих ребят размещать свои произведения на страницах школьной газеты. Все статьи посвящены наиболее значимым и ярким событиям школьной жизни.
Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в школе ведётся работа с родителями. Систематически проводились классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты):
«Как живёшь семья?»
«Семейный кодекс РФ о защите прав несовершеннолетних».
Тематика родительских собраний иногда предлагалась самими родителями: «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Наши трудные дети», «Вредным привычкам скажем «Нет»» на которых обсуждались:
-проблемы воспитания в семье трудного ребёнка и поиск их решения;
-пополнение знаний родителей о причинах и признаках употребления подростками наркотических веществ, наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков;
-развитие самосознания родителей и педагогов, коррекция позиций педагогов по отношения к ученикам и родителям.
Традиционными в школе стали мероприятия с участием родителей. Среди мероприятий необходимо отметить такое, как «Моя семья», где учащиеся вместе со своими родителями рассказывали о семейных традициях, увлечениях. Такие мероприятия способствуют сплочению семей, укреплению взаимопонимания между родителями, детьми и школой.
Максимальное привлечение родителей к участию во всех сторонах жизни школы: от управления до организации системы дополнительного образования – требование настоящего времени.
Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:
анкета «Изучение уровня воспитанности учащихся» Н.П. Капустина, М.И. Шиловой;
анкета «Наши отношения» Л.М. Фридмана
тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой;
методика «Изучения социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;
методика «Определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;
методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;
комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;
Классный руководитель, как и прежде, остаётся одной из ключевых фигур в школе, осуществляющей воспитание и развитие ребёнка. Он изучает и анализирует его индивидуальные особенности, условия жизни, прогнозирует развитие коллектива, помогает учащимся в формировании их личностного самоопределения. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений.
В нашей школе классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а творческая работа, интересна как для младших, так и для старших учащихся. Проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители участвуют в работе как консультанты разновозрастного коллектива, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления.
Управление образовательным учреждением как воспитательной системой
Управление воспитательной системой – это особое управление, оно глубокое и многоаспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым её компонентом в отдельности с учётом его своеобразия.
Управление воспитательной системой школы осуществляется через структурные компоненты: УС школы, классы, кружки, детские общественныеорганизации, методическое объединение классных руководителей, родительские комитеты классов. Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, внешняя среда и родительская общественность.
Планирование процесса воспитания
Планирование в школе осуществляется на основе Концепции воспитательной системы с учётом традиционно сложившихся мероприятий, возможностей школьного коллектива. Вся деятельность планируется в соответствии с календарными датами и мероприятиями, проводимыми ежегодно в течение длительного периода. Кроме того, учитывается и тематика календарного года, по которому также планируется работа на год с оформлением материала в отчётную папку. Исходя из анализа итогов предшествующего года, определяются воспитательно-образовательные задачи для школы в целом и для каждой класса, требующие особого внимания педагогического коллектива. При этом учитываются опыт и квалификация преподавателей, особенности контингента детей.
План может корректироваться и дополняться в соответствии с мероприятиями, проводимыми в городе.
Классные руководители составляют план работы с коллективами в соответствии с общешкольным планом, интересами учащихся и возможностями педагога. В план включаются общешкольные мероприятия, традиционные дела класса, классные часы, коллективно-творческие дела. Учащиеся заранее обдумывают, а затем предлагают интересующие темы, дела на четверть. Классный руководитель помогает определить вид деятельности, форму занятий, назначить ответственных, пригласить гостей и назначить сроки проведения классного мероприятия.
В связи с намеченными в плане задачами воспитательно-образовательной работы планируются и другие разделы деятельности образовательного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с классными руководителями, тематика педагогических советов, консультаций, пополнение оборудования и др., определяется содержание работы с родителями.
Организация работы педагогических кадров
Воспитательные функции призваны выполнять все педагогические работники. В школе налажено взаимодействие классных руководителей, учителей предметников, социально – психологической службы, библиотекаря. Эти связи необходимы при качественной подготовке и проведении мероприятий, выходящих за рамки классного дела, подготовке к конкурсам, проведении внеклассных мероприятий.
Все вопросы, связанные с осуществлением воспитательной работы выносятся на совещания при заместителе директоре по ВР и МО классных руководителей. На заседания МО выносятся выступления по запланированной теме, которые обсуждаются и по которым даются определённые рекомендации. Помимо выступлений проводится обзор новой методической литературы и достижений педагогической науки, решаются текущие вопросы. На заседании обсуждаются результаты посещения открытых внеклассных мероприятий.
Методическое объединение классных руководителей координирует методическую и организационную работу классных руководителей.
Меняется время, становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализация её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Классный руководитель обязан постоянно совершенствовать свои умения, навыки, знания, владеть современными методами воспитания детей.
Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов
Мотивация придаёт деятельности человека смысл, побуждает его развитие в определённом направлении. Мотивация призвана повышать качество работы, результативность, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение.
Ключевая роль в поддержке и усилении мотивации педагогов принадлежит руководителю учреждения, который,учитывая то, что все люди мотивируются разными факторами, определяет соответствующую систему мотивации:
Удовлетворение материальных потребностей педагогов (заработная плата, возможность приобретения научно-методической, учебной литературы);
Поощрений в соответствии с результативностью труда;
Применение стимулирующего характера контроля;
Осознание своей позиции, значимости в результате обобщения педагогического опыта, проведение открытых внеурочных дел, участие в семинарах, педсоветах.
Участие в конкурсе «Учитель года».
Практика проведения данных мероприятий в школе активно развивается. Конкурс «Учитель года» с первых лет своего зарождения является инструментом строгой оценки профессионализма учителя. Педагоги нашего коллектива являются участниками, в том числе и победителями конкурса «Учитель года». Целенаправленная работа по подготовке и участию в муниципальных и областных конкурсах позволяет достигать результатов, способствует повышению качества образования в школе.
Контроль процесса воспитания
Контроль в школе – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно – образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава школы и Программы развития школы.
Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе тематического контроля, который направлен на глубокое изучение тех или иныхнаиболее значимых сторон воспитательного процесса и выработку рекомендаций. Он позволяет руководителю глубоко проникнуть в сутьтех или иных сторон воспитательного процесса, изучить его, объек
В начале учебного года составляется план – график внутришкольного контроля, который охватывает всех участников воспитательного процесса, в котором указывается объект контроля, тема контроля и цель. Составные части внутришкольного контроля – анализ воспитательного процесса и планирование.
В течение года один раз проверяются планы классных руководителей. На педсовете в августе подводятся итоги воспитательной работы за год в школе и на педсоветах по результатам каждой учебной четверти классные руководители делают анализ в каждом классе. Регулярно проверяется качество проведения классных часов, классных мероприятий путём их посещения. Итоги обсуждаются на МО классных руководителей, совещании при директоре.
Наша концепция воспитания предполагает создание условий для развития личности ребёнка, т. е. создание системы отношений, помогающих ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.
Таким образом, наша школа – общеобразовательное учреждение, направляющее свою деятельность на формирование образованной, трудолюбивой и самостоятельной личности, способной жить и работать в современных условиях.
Своевременное и оперативное решение социальных, культурно-просветительных и оздоровительных проблем
В этой работе на первое место ставим охрану труда и технику безопасности в училище и интернате. Так же решение вопросов социальной защиты обучающихся предусматривает медицинское обслуживание, круглосуточно работающий медицинский пункт, оснащенный необходимым медицинским оборудованием: массажный кабинет, физиотерапевтический кабинет, изолятор. В штате здравпункта: врач-педиатр, массажист, диетолог, четыре медицинские сестры. Медицинская часть училища активно взаимодействует с лечебными учреждениями города.
В училище разработана программа по оздоровлению обучающихся, ежегодно на средства колледжа проводятся профилактические мероприятия лечебно-профилактического, социально-медицинского и медико-просветительского характера. Получают профессиональное лечение и оздоровление в санаториях и домах отдыха Пермского Края, а также на Черноморском побережье.
Совместно со здравпунктом разрабатывает и утверждается специальное меню. Обучающиеся, проживающие в интернате получают 5 разовое питание.
Училище имеет спортивный зал, в котором проводятся занятие по гимнастике.
Для обучающихся также имеются льготные возможности посещения театров, музеев, в частности театра оперы и балета им. Чайковского. Проводятся праздники, на которых обучающиеся получают подарки и памятные призы за счёт финансирования культурно -массовой работы.
Обучающиеся получают полный комплект учебников к учебному году.