Буддизм в Калмыкии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 января 2021 года; проверки требуют 113 правок.
История буддизма в Калмыкии
При правителе Аюке, эти связи, несмотря на огромные расстояния, разделявшие калмыцкие степи и Тибет не только не прекратились, но и упрочились. В Калмыкии начали строиться буддийские монастыри (хурулы), названия которым давал лично Далай-лама. От имени последнего в 1690 году Аюке был послан ханский титул.
После 1771 года
В 1771 году после Торгутского побега Калмыцкое ханство было упразднено, а его территория была включена в состав Астраханской губернии. Военные традиции оставшихся калмыков были сохранены в Калмыцкой коннице, которая принимала участие в том числе и в Отечественной войне 1812 года.
В 1903 году появился Чёёря-хурул. Известным калмыцким ламой этого времени был Менько Борманжинов. После смерти на его могиле был возведен субурган
Современное состояние буддизма в Калмыкии
Храм Великой Победы (Большой Царын). Начало XXI века
Также на территории хурула могут располагаться жилые, учебные и хозяйственные постройки, а также субурган (реликварий). Иногда в хурулах может присутствовать молитвенный флаг (Хиймори), который содержит красные, белые и желтые ленты.
Кюрдэ в Золотой обители Будды Шакьямуни (Элиста)
Калмыцкий буддизм традиционно развивался под сильным влиянием тибетского буддизма (школы гелуг), отличительной чертой которой были красные одежды (оркимджи) и желтые шапки (шасэр). Авторитет тибетского Далай-ламы был неоспорим. Престижным для служителей культа считалось обучение в монастыре Дрепунг.
Праздники и культовая практика
Объявление о праздновании Цаган Сар в Калмыкии
Калмыцкий новый год Цаган Сар изначально имел китайское происхождение.
на русском языке
на других языка
Буддизм в России
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2020 года; проверки требуют 77 правок.
Буддизм в России — одна из распространённых на территории страны религий. Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай и Забайкальский край. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Традиционным для России является тибетский буддизм школы Гэлуг, к которой принадлежит большинство буддистов России. Имеются также последователи других направлений буддизма Махаяны и Тхеравады.
Регионы России со значительным буддийским населением
История буддизма в России
Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной РФ относятся к VIII веку н. э. Они связаны с государством Бохай, которое в 698—926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья духовная культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны.
Буддизм в России
Как живая традиция буддизм в его тибетской форме существует в России с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство.
Ко времени установления российско-китайской границы по Кяхтинскому договору 1727 года буддизм играл заметную роль в жизни бурятского общества. В 1764 году Екатерина II учредила пост Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Это событие считается признанием буддизма одной из государственных религий России.
Распространение буддизма
В 1766 году бурятские ламы, в свою очередь, признали Екатерину Великую воплощением Белой Тары на Земле. Манифестом императора Павла Петровича от 18 марта 1797 года и указом императора Александра Павловича от 22 июля 1822 года вновь было подтверждено разрешение свободного исповедания и распространения буддизма.
Статистика по уездам
Доля буддистов по уездам и округам Российской империи по данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года:
Уезд/Округ | Доля буддистов |
---|---|
Уезд А | 20% |
Округ Б | 15% |
Уезд В | 30% |
Буддизм в Советском Союзе
В 1914 году под протекторат России перешёл Урянхайский край (ныне — Республика Тыва), где были давние буддийские традиции. Распространение буддизма в Туве началось ещё в XIII веке, после присоединения края к России власти в духовные дела территории не вмешивались, в 1917 году в Тыве проживало около трёх тысяч лам и послушников.
Буддизм в Забайкалье
В 1917 году буддизм занимал одно из господствующих мест в духовной жизни народов Забайкалья. Его исповедовало почти всё проживающее здесь бурятское население (около 160 тысяч человек). Действовало 44 дацана, 144 малых храма, в которых насчитывалось около 16 тысяч монахов-лам.
Возрождение буддизма
В 30-е годы, в пятилетку безбожия правительство СССР предприняло меры, направленные на борьбу и с буддизмом. К началу 1941 года в стране не сохранилось ни одного действующего дацана, большая часть духовенства была репрессирована. Храмы разрушались, священные изображения и книги уничтожались.
Таким образом, к концу 30-х годов с буддизмом в СССР, как одной из официальных религией, было покончено.
Послевоенное развитие
Частичное возрождение буддизма в СССР началось в 1945 году, после поражения Японии в Советско-японской войне, когда по просьбе верующих был построен и начал действовать Иволгинский дацан, а в 1946 году правительством СССР было принято Положение о буддийском духовенстве в СССР, в соответствии с которым этот дацан стал резиденцией главы буддистов СССР.
В 1972 году Б. Дандарон был арестован и обвинён в организации буддийской секты. Вместе с ним были арестованы его четверо учеников, у остальных взяли подписку о невыезде. В 1974 году Дандарон умирает в лагере в возрасте 60 лет. В общей сложности он провёл в заключении около 18 лет, в том числе по обвинению в шпионаже на Японию в 1937 году.
Последующая либерализация религиозной политики властей СССР и РФ позволила российским буддистам различного происхождения выйти из подполья и открыто заниматься религиозной деятельностью.
В 1990 году за короткий срок открылось более 10 дацанов и велось строительство ещё нескольких. Наличие трёх буддийских регионов в составе империи и непосредственная близость других стран с буддийской культурой во многом способствовали тому, что в XIX — начале XX века в России сформировалась одна из самых сильных в мире востоковедческих школ.
Востоковедческие школы
В университетах Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Харькова, а также других крупных научных центрах открывались кафедры санскритологии, тибетологии, синологии, переводились важнейшие буддийские трактаты, снаряжались экспедиции в Азию. Труды В. П. Васильева (1818—1900), Ф. И. Щербатского (1866—1942), Е. Е. Обермиллера (1901—1935) и других выдающихся отечественных востоковедов служат образцом для учёных всего мира.
При активном содействии ведущих буддологов и поддержке царского правительства бурятский лама Агван Доржиев (духовный наставник и посол Далай-ламы XIII) в 1915 году построил Буддийский храм в Санкт-Петербурге.
Период гонений и возрождение
В 1930-е годы наступил период гонений как на буддизм, так и на буддологию. Почти на два десятилетия в России прекратились буддологические исследования.
Частичное возрождение буддизма и буддологической традиции началось в 1950-е и в 1960-е годы, но на официальном уровне они были реабилитированы лишь на рубеже 80—90-х годов. Бидия Дандарон смог в семидесятые годы организовать среди учёных-буддологов небольшую буддийскую группу, против которой начался судебный процесс.
Вместе с тем, дзен (чань-буддизм), как прежде всего эстетическое направление, стал популярен уже к середине 70-х годов, особенно в кругах интеллигенции, ленинградской и московской.
Современность
В 1989 году создается группа буддологии Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН под руководством В. И. Рудого — первое со времен Щербатского официально оформленное буддологическое направление.
В 1997 г. БИОН СО РАН переименован в Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИМБТ СО РАН).
Таким образом, развитие буддизма и буддологии в России имело сложный исторический путь, от периода гонений к восстановлению и широкому признанию на современном этапе.
Популярность буддизма в России
В регионах Бурятии, Калмыкии, Туве и даже в Санкт-Петербурге в настоящее время происходит восстановление уцелевших буддийских храмов и открытие новых. При монастырях активно создаются учебные заведения, и тибетские учителя приглашаются для проведения курсов и мастер-классов.
Развитие буддизма в России
Буддизм в России становится все более популярным среди русских и представителей других народов. Сегодня в России представлены различные буддийские школы: тхеравада, махаяна (включая японский дзэн, корейский сон) и практически все направления тибетского буддизма.
Статус буддизма в России
Буддизм в Российской Федерации считается одной из четырех традиционных религий наряду с православием, исламом и иудаизмом. Признание буддизма в России свидетельствует о многообразии религиозной культуры страны.
Обращение участников Международного буддийского форума
Международный буддийский форум – это площадка для объединения людей различных культур, национальностей и религиозных школ. Участники форума стремятся к обогащению понимания буддийского учения и его применения в повседневной жизни. Форум также подтверждает идею о единстве и взаимосвязи всех живых существ.
Предоставленный текст подчёркивает важность буддизма в современной российской культуре, а также акцентирует значение диалога и взаимопонимания между различными культурными и религиозными группами.
Мы глубоко ценим возможность устанавливать новые связи и развивать сотрудничество с таким разнообразным и вдохновляющим сообществом. Мы также осознаем важность изучения, сохранения и продолжения уникальных традиций и наследия буддизма. Мы призываем обратить особое внимание на развитие программ образования в области науки и этики для обеспечения безопасного и процветающего мира и вопросам воспитания молодежи на основе истинных духовных ценностей, чтобы буддийская мудрость и практика оставались доступными для будущих поколений. Во время наших дискуссий и обмена мнениями, мы пришли к осознанию важности сотрудничества и взаимной поддержки в нашем стремлении к миру и благополучию всех живых существ. Мы призываем все буддийские организации и практикующих по всему миру объединиться, чтобы расширить наши усилия в содействии гармонии, пониманию и состраданию. Мы обращаемся ко всем лидерам стран и конфессий, ко всем людям доброй воли объединить наши усилия для построения безопасного, справедливого и процветающего мира на нашей планете.
С пожеланиями всеобщего мира и благополучия! Да хранят вас Три Драгоценности – Будда, Дхарма и Сангха!
Отношения с государством
Названия и места написаны на тувинском языке
Названия написаны на алтайском языке
Россия представляет собой крупнейшую в мире страну, на территории которой преобладает христианство. Но среди жителей РФ также распространены и другие религии. Буддизм в России пользуется наибольшей популярностью в отдельных регионах, где является основным направлением вероисповедания. РФ объединяет различные религиозные школы запада и востока.
Народы России, исповедующие буддизм
Буддизм стал развиваться на территории России достаточно давно, поэтому не является новинкой для населения. Его популярность постепенно растет с каждым годом. Эта религия интересна за счет красочности и многогранности, поэтому может привлечь внимание даже людей другого вероисповедания. Буддизм наиболее популярен в нескольких республиках РФ:
Буддизм постепенно завоевывает остальные территории России. В наиболее крупных городах страны построены храмы и существуют специальные центры для просвещения населения. Активному распространению религии способствуют визиты знаменитых буддистов из других стран в Россию. Они проводят коллективные встречи с коллегами из РФ.
История буддизма в России
История Буддизма в России началась в XVI-XVII вв. В это время религия прочно закрепилась в Монголии с помощью ойратов – кочевых племен, прибывших из Джунгарии. После этого вероисповедание было принято в Поволжье и на Дону. В 1609 г. у ойратских племен уже были кочевые буддистские монастыри, а стационарные стали появляться только в 1616 г. Эта религия исповедовалась только на некоторых территориях. В процессе развития страны она терпела гонения и подвергалась запрету.
Основные этапы, когда в России становился буддизм
Образовалось Калмыцкое княжество, объединившее ойратов и давшее новый толчок развитию буддизма. В XVII-XVIII вв.ханство поддерживало общение с Джунгарией и тибетскими монахами. Далай-лама предоставлял калмыкам литературу и специальные предметы, необходимые для буддийских ритуалов. Также народу была передана «Повесть о Варлааме и Иоасафе», откуда были почерпнуты основы учения.
Время царствования Елизаветы Петровны, при котором в России буддизм стал официально признанной религией. Благодаря ее указу в Бурятии утвердили ламаизм, организовали 11 монастырей и 150 учителей вероисповедания.
Началось притеснение калмыков царской властью. Большая часть народа покинула Российскую империю вместе с кочевыми храмами. К концу XVIII в. сохранилось 14 стационарных монастырей.
Утверждено Положение об управлении, согласно которому лидер духовенства среди народов, которые исповедовали буддизм в России, получал статус Ламы. Его кандидатуру выдвигал губернатор, а утверждал указ царя. В XIX-XX в. Россия являлась одним из крупнейших государств, в котором изучался буддизм.
К Российской империи присоединена Тува (Тыва), где преобладали культуры ламаизма и шамаизма. В результате на территории государства буддизм стал традиционным вероисповеданием бурят, тывинцев и калмыков. Остальные народные группы стали интересоваться буддизмом только в конце XIX в. благодаря православным и политическим миссиям России в восточных странах.
Открыт первый на территории Европы храм, построенный в Петрограде. В 30-х годах XX в. буддисты преследовались советской властью, а монастыри закрывались.
Храм В Санкт-Петербурге был разорен и разгромлен. Буддизм официально перестал существовать к началу 40-х годов XX в.
Около гор Хамар-Дабан с разрешения советских властей открыли Иволгинский дацан. Он стал негласной столицей сангхи в России.
Был организован съезд ламаистов в Улан-Удэ, который определил участников советского управления буддистов (ЦДУБ). Этот сбор также утвердил Положение о духовенстве. Народы России, придерживающиеся буддизма, получили официальное разрешение на проповедническую деятельность.
В СССР возродился интерес к восточным религиям. Ему способствовали идеи рериховского направления и официальная организация, управляющая движением буддистов. У нее были взаимовыгодные отношения с советской властью, возложившей на ЦДУБ обязанность пропагандировать политические идеи. Управлению буддистов разрешали проповедовать религию в дацанах и контактировать с иностранными делегациями.
В СССР регистрируется множество буддистских групп. Постепенно были восстановлены разгромленные монастыри, находившиеся в Тыве, Санкт-Петербурге, Забайкальских территориях и Калмыкии. В Иволгинском дацане организовано учебное заведение для буддистов-послушников.
Произошла первая встреча русских буддистов с Букулой Ринпоче, являвшимся крупным политическим и духовным деятелем. Он был известным наставником тибетского ламаизма. Также Ринпоче провел первую проповедь в возвращенном Иволгинском храме.
Возрождение религии продолжилось в 1990-х годах. В 1996 г. ЦДУБ был переименован в БТСР (российская традиционная сангха) и стал частью Всемирного буддийского сообщества. Эта организация была преемником советского управления буддистов. Также было образовано отдельное ЦДУБ, объединившее часть религиозных групп разных регионов России.
Распространение буддизма в России
Наибольшее развитие буддийской философии пришлось на начало XXI в. В этот промежуток времени активно стали развиваться технологии, которые способствовали распространению информации. Появились разные ответвления буддизма и варианты толкования его традиций. Основными являются сангха, ламаизм, шаманизм и классическое учение Гаутамы.
В начале XXI в. уровень развития буддизма в России был ниже, чем в других странах. Отставание составляло около 30 лет, и было обусловлено советской политикой. В СССР в течение нескольких десятилетий буддизм официально отсутствовал, а храмы были разгромлены и разграблены. Духовенство этой религии подвергалось репрессиям, и было вынуждено вернуться к мирскому существованию.
После Второй мировой войны часть ограничений на вероисповедание сняли, так как различные конфессии активно пропагандировали патриотические идеи. Но отсутствие развития буддизма в СССР на протяжении нескольких десятилетий сказывается на ее современном развитии.
В России восточная религия продолжает интенсивно развиваться в различных регионах. За 15 лет было восстановлено множество старых храмов и организовано большое количество новых центров. По договоренности Далай-Ламы и местных властей для распространения буддизма в Россию были отправлены тибетские монахи, призванные возродить религию и обучить будущих послушников.
Люди разных возрастов, решившие посвятить себя духовной жизни, могут поступить в специальные буддийские образовательные заведения. Часть приверженцев религии обращаются в дхарма-центры, где обучаются мирские жители и монахи. Послушникам также дают шанс получить образование в восточных странах, являющихся источником вероисповедания.
Основы, особенности
В основе буддизма стоит учение Сиддхартхи Гаутамы, которого относят к числу святых. Его считают реальным человеком, жившим на Земле много веков назад. Учение Будды базируется на четырех благородных истинах, рассказывающих о возможности избавления от страданий и достижения счастливой жизни.
В России существует несколько работающих школ, в каждой из которых преобладают определенные принципы буддизма. Разница между взглядами на жизнь незначительна, так как в основе каждого направления лежит стремление к избавлению от страданий, путь к благим деяниям.
Буддизм исповедуют в России многие народы. Эта религия принята в РФ в качестве традиционного вероисповедания вместе с исламом и православием. Первый европейский дацан-храм был организован в Санкт-Петербурге, куда направлялись многие представители интеллигенции, ученые, тибетологи. Благодаря ему в России появилась буддийская община, состоящая из людей разных национальностей. Другие храмы представлены в разных регионах:
С развитием буддизма в России появилось множество направлений этой религии. Стоит понимать, сколько разновидностей этого вероисповедания присутствует в каждом регионе. Их может быть от одной до нескольких десятков, но в качестве основной принимается обычно только одна школа. В России существует три основных республики, исповедующих буддизм:
Существует множество мирян в России, кто исповедует буддизм. Обычно это зрелые люди, выбравшие себе в наставники определенного учителя. Крупнейшей считают ассоциацию последователей Оле Нидала, организовавшего общину Алмазного пути Кагью. В России существует около 100 центров, преподающих это учение.
К крупным буддийским школа также относят Московскую общину «Ганден Тендар Линг», существующую с 2001 г. Он является подразделением Фонда поддержки махаянских традиций, имеющих сообщение с различными странами. К нему также относят группу Арьяведы, находящуюся в г. Санкт-Петербург и поддерживающую школу гелуг.
Русские буддисты
Среди последователей религии есть люди, которых называют этническими буддистами. К ним относят тех, кто проживает в определенных регионах. На этих территориях буддистское направление имеет исторические корни и признано основной религией. В России также существует множество групп и общин, которые основаны недавно. Они обычно приходят к вероисповеданию через ее изучение. В российской истории есть несколько знаменитых буддистов:
В XIX-XX вв. многих русских буддистов православные и советские люди воспринимали как диковинку. В России XXI века эта религия стала вариантом нормы и активно развивается. В последние годы было восстановлено множество буддистских дацанов, молельных мест и монастырей.
Во многих регионах основаны общины, в которых можно получить духовную поддержку, узнать о религии. Специальная литература продается в большинстве современных книжных супермаркетов. Она в широком ассортименте представлена также в интернет-магазине «Ашанти». Информацию о буддизме можно получить в различных источниках самостоятельно, без вступления в конкретную общину.
Основные идеи буддизма
Учение Гаутамы привлекает все больше последователей на территории Евразии. Буддизм интересен многим народам в России, так как основан на любви ко всему живому и сущему. Религия включает в себя принципы достижения гармонии с миром с помощью саморазвития и самопознания. В основе буддизма лежат четыре благородных истины. Каждая из них содержит знания, способствующие достижению просветления:
В России много людей, кто исповедует буддизм. Он является философией, в которой нет цели достижения нирваны за счет поклонения единому богу. Религия позволяет познать себя и все сущее через специальные практики. Они базируются на восьмеричном пути, каждый шаг которого приближает человека к просветлению:
Буддизм имеет множество ответвлений, но сохраняет общие принципы. Они основаны на любви к миру, себе и всему живому. Вероисповедание позволяет прийти к просветлению и познанию всего сущего – от духовного до материального. С помощью этой религии русские буддисты достигают гармонии с миром, самим собой, избавляются от беспокойства и неудовлетворенности.