Эволюция русского традиционного костюма
Русские крестьяне, гравюра Е. М. Корнеева, 1812 г.
Преобладающий силуэт в русском традиционном костюме — вытянутый, либо прямоугольный, либо постепенно расширяющийся к низу, трапециевидный.
Портрет мальчика кисти Ивана Хруцкого, 1834 г.
История и стиль
Деталь вышивки подола передника, начало-середина XIX века, из собрания Метрополитен-музея
Набойная ткань, Россия, XVIII в., из собрания Смитсоновского музея дизайна
В русском костюме также присутствуют и узоры, заимствованные с Востока. Прежде всего они используют растительный орнамент.
Современные тенденции
Довольно поздними по происхождению являются реалистичные изображения и надписи в орнаментике, появляющиеся в XIX веке.
Значение костюма в истории
Фрагмент гравюры 1576 года Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге. Гравюра является важным изобразительным источником русского костюма XVI века.
Одежда Московской Руси, XVI-XVII веков, по большей части была долгополой.
Влияние советской эпохи
С наступлением советской власти рукодельницы стали использовать в орнаментике серп и молот, красные звёзды и другие узорные элементы.
Современное воплощение традиций
Пример псевдорусского сценического костюма, выступление ансамбля Гжель (Москва)
Искусство ткачества
Изготовление ткани на ручном ткацком станке, Оричевский краеведческий музей (Кировская область), 2023 г.
Заключение
Русский традиционный костюм имеет богатую историю, отражающую различные этапы развития культуры и ремесел. Сохранение и передача этих традиций играют важную роль в культурном наследии России.
Традиционные головные уборы и костюмы в русской культуре
Жительницы села Тростенец (Белгородская область) в народной одежде — красных шубах и повязанных на голове хранцузских платках, 27 декабря 2014 года.
Лапти, экспозиция музея вятского самовара, Киров.
История головных уборов в русской культуре
- Вне дома и церкви как и мужчины, так и женщины носили головные уборы, выходить простоволосым(ой) на улицу считалось неприличным.
- Обычай ломания шапки перед вышестоящими по иерархии сохранялся и в XX веке.
- На Руси XVII века меховая шапка с наушами была популярной среди знатных женщин.
- Кика и сорока — архаичные украшенные головные уборы, распространенные на юге и в центре России.
Традиционные украшения и костюмы
- В русском традиционном костюме применялись застежки на крючки, украшения из монет.
- Рушники и пояса являлись неотъемлемой частью народных костюмов.
- Гайтаны — одно из традиционных украшений на фестивалях, пример таких украшений можно увидеть на фестивале Узорный хоровод 2017 в селе Головчино.
- Коновалы из Мезени, Архангельская губерния, 1890 год, представлены в длинноухих чебаках.
В русской культуре существует богатое наследие традиционных головных уборов и костюмов, которые отражают историю, обычаи и красоту этносов. Эти элементы играли важную роль в жизни людей и до сих пор вызывают интерес и уважение к традициям предков.
Одежда сословно-социальных и религиозных этнографических групп
Мария, королева Румынии в стилизованном кокошнике-тиаре, начало-середина 1920-х гг.
Модели Ламановой, представленные на Всемирной выставке 1925 года
Сегодня русский традиционный костюм фактически вытеснен из нашей жизни в музеи и на эстраду. Его место занял некий безликий импортный ширпотреб, и отечественные производители одежды и хранители традиций русской старины информационно заблокированы как от широкого потребителя, так и от деловых кругов, то есть от столь необходимых для поддержки нашей национальной культуры инвестиций.
В одном из своих интервью Зайцев отметил:
На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчеркивала возрастные и семейные отличия.
Национальный, народный костюм. Национальная одежда
Фотоотчет о рисовании русского народного костюма в подготовительной к школе группе
Национальный, народный костюм. Национальная одежда
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в средней группе Русский национальный костюм
День национального калмыцкого костюма в старшей группе
Конспект занятия Знакомство с татарским национальным костюмом
Игра для старшего дошкольного возраста Народные костюмы
Национальный, народный костюм. Национальная одежда
Для перехода на главную страницу рубрики с национальным костюмом, перейдите по ссылке.
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это безусловно повлияло на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, и детали.
Русский национальный костюм в истории
Учёные считают, что русский национальный костюм складывался примерно в XII веке и носили его как крестьяне, так и бояре, а также цари до XVIII века. Однако после указа Петра I произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I признавал важность культурного общения с Европой для России и считал, что русский костюм для этого не подходит. Таким образом, национальный костюм сохранился в основном в крестьянской среде.
Петр I запретил производство и продажу русской одежды, угрожая штрафами и лишением имущества. Только крестьянам было разрешено носить национальный костюм.
Русский женский костюм: рубаха
У многих комплектов русского женского костюма была рубаха, которая издавна являлась основой женского наряда. Рубахи изготавливались из льна, хлопка и шелка. Элементы рубахи, такие как подол, рукава и ворот, украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блестками, аппликациями и различными узорными вставками.
В различных регионах губерний узоры, орнаменты и цветовые гаммы рубах могли различаться. Например, рубахи Воронежской губернии часто украшались черной вышивкой, придавая им строгий и изысканный вид.
Сарафан
Сарафан, основная женская одежда северно-русских областей, также имел несколько видов: глухие, распашные и прямые. Распашные сарафаны, популярные в Приуралье, имели трапециевидный силуэт. Они отличались тем, что перед сарафана сшивался из двух полотен ткани, а не одного, как в глухом сарафане. Застежки на распашных сарафанах могли быть на пуговицах или красивых застежках.
Русский национальный костюм является важной частью истории и культуры России, сохраняя свою уникальность и красоту до сегодняшних дней.
Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках. Он появился несколько позднее. Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.
Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.
Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы.
Понёва
Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной.
Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали ещё передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.
В разных регионах понёвы декорировали по-разному. Они также отличались по цветовой гамме. Например, в Воронежской губернии, понёвы богато украшались оранжевой вышивкой и блёстками.
А в Рязанской и Калужской губерниях понёвы были украшены сложными ткаными узорами. В Тульской губернии в основном была понёва красного цвета, а чёрная клетчатая понёва встречалась в Калужской, Рязанской и Воронежской губерниях.
Понёвы были украшены дополнительными деталями, в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, блёстками, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.
Кроме сарафанов и понёв в русском национальном костюме встречались юбка-андарак и платье-кубелёк. Надо отметить, что эти наряды использовались не повсеместно, а лишь в отдельных регионах и сёлах. Например, платье-кубелёк было отличительной одеждой казачества. Его носили донские казачки и казачки Северного Кавказа. Это было платье, которое надевалось поверх рубахи с широкими рукавами. Под это платье часто носили шаровары.
В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.
Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.
Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.
Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.
Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.
На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).
Особо хотим обратить внимание, к статье прикрепляем редкие книги по истории Русского Национального костюма: