Культурное наследие и влияние религии
Балнова Елена Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №103 г. Воронежа, 2023 г.
Культура – это то, чего нет в дикой природе. Это слово пришло из латинского языка и изначально означало то, что выращено в саду, а не само проросло в природе.
Сегодня понятие культуры более широко: это вообще все, что создал человек. Все, что человек изменяет в мире своим трудом – это культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя, становясь более заботливым и менее ленивым.
Влияние культуры на поведение и мышление
Уровень культуры определяется делами, которые мы совершаем. Дела, одобряемые обществом, закрепляются и становятся ориентиром для всех.
Культура копит опыт человеческих успехов и неудач. Например, участниц группы Pussy Riot были приговорены к двум годам колонии общего режима.
Различия в народных культурах
Есть области культуры, общие для всех людей или для целой страны, но также существуют различия в народной культуре.
Влияние религии на культуру
Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум не одинок. Для многих людей вера становится столь глубокой, что определяет их поведение и культуру в целом.
На планете существуют три мировые религии, которые имеют огромное количество последователей.
По одной из картин внизу, определите, что относится к культуре, а что нет. Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.ех и культуру.
Роль православной религии в русской культуре
Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры тесно связаны с православной религией. Например, русское слово спасибо представляет собой сокращённое произнесение пожелания: Спаси (тебя) Бог!. Каждый раз, когда вы говорите спасибо, вы даже неосознанно обращаетесь к Богу.
Значение православия и ортодоксии
Слово православие является переводом сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней – орто – означает верный, правильный, а слово докса имеет два значения: учение и прославление. Таким образом, ортодоксия и православие подразумевают собой правильную веру, верное учение, которое основано на учениях Христа.
Мировые религии
Одной из мировых религий и ее последователи являются мусульмане. Ритуалы играют важную роль в религиозных обрядах и обычаях многих религий мира.
Ритуалы в религиях мира
Ритуал представляет собой традиционный порядок проведения какой-либо церемонии или религиозного обряда. В разных культурах и религиях мира ритуалы могут различаться, но играют важную роль в духовной практике и обрядности верующих.
Вопросы для обсуждения
- Каково ваше понимание терминов религия и культура?
- Какую роль культура играет в жизни людей?
- Чем определяется уровень культуры в обществе?
- Кем создается культура в разных народах мира?
- Какое обращение православные считают более точным: православный или православный христианин?
- Каковы общие черты, характерные для разных культур народов мира?
Понимание роли религии, культуры и обычаев в различных обществах мира поможет лучше понять многообразие мировой культуры и стимулирует к обсуждению и взаимопониманию между различными народами.
Рабочая программа для обучения Основам Православной Культуры
Рабочая программа разработана с учетом модуля Урочная деятельность, описанного в Рабочей программе воспитания МАОУ СОШ № 27, и предполагает следующее:
- Максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей
- Подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений
- Включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания
- Включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы
- Выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания
- Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий
- Применение интерактивных форм учебной работы интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий
- Побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками
- Организация наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками
- Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности
Содержание учебного предмета Модуль ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
- Россия – наша Родина
- Введение в православную традицию
- Культура и религия
- Во что верят православные христиане
- Добро и зло в православной традиции
- Золотое правило нравственности
- Любовь к ближнему
- Отношение к труду
- Долг и ответственность
- Милосердие и сострадание
- Православие в России
- Православный храм и другие святыни
- Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь
- Праздники
- Христианская семья и её ценности
- Любовь и уважение к Отечеству
- Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- Понимание основ гражданской идентичности
- Формирование национальной и гражданской самоидентичности
- Понимание значения гуманистических и демократических ценностей
- Понимание роли нравственных норм и ценностей
- Осознание прав гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию
- Умение строить общение на основе правил коммуникации
- Соотношение своих поступков с нравственными ценностями
- Понимание необходимости обогащения знаний о духовно-нравственной культуре
Метапредметные результаты
- Овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
- Умение работать с информацией
- Овладение навыками смыслового чтения текстов
- Умение анализа, сравнения, синтеза информации
- Умение организации коллективной деятельности
Универсальные учебные действия
- Познавательные УУД
- Работа с информацией
- Коммуникативные УУД
- Регулятивные УУД
- Совместная деятельность
Тематическое планирование
Подробное разбиение уроков и материалов на предметы и темы идет по ссылке: Тематическое планирование
Учебно-методическое обеспечение
Обязательные учебные материалы для ученика
- Учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс
Методические материалы для учителя
- Методическое пособие для учителя к учебнику Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. В двух частях
Цифровые образовательные ресурсы
Для дополнительной поддержки и обучения доступно использование цифровых ресурсов по ссылке: Цифровые ресурсы
Эта программа поможет студентам не только понять основы православной культуры, но и сформировать личностные и метапредметные навыки, необходимые для полноценного развития.
Памятка для родителей обучающихся начальной школы
План-график проведения родительских собраний по выбору модулей учебного курса Основы религиозных культур и светской этики на 2024-2025 учебный год МБОУ СОШ№92.
Информация о результатах выбора
03.03.23г. и 17.03.23г. в МБОУ СОШ№92 были проведены родительские собрания в 3 классах. Родители обучающихся 3-х классов познакомились с модулями ОРКСЭ и смогли сделать свой выбор.
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Мероприятия
- Ознакомление с содержанием курса ОРКСЭ
- Выбор модуля
Информирование родителей
Проведение родительских собраний и предоставление информации о курсе ОРКСЭ представителями религиозных организаций.
Методические рекомендации
Рекомендации для органов исполнительной власти по совершенствованию процесса реализации курса и предметной области.
Модули курса
Ученики выбирают для изучения один из шести модулей.
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Цель изучения модуля— систематическое изучение православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях. Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности». Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.
Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама.
Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.
Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий.
Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматриваетосвоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».
Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.
Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа»,«Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».
Модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.
Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религияхмира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.
Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственногосамосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований.