Применение активных методов обучения на уроках информатики

Тематический план

С 09 октября по 11 октября 2023 года состоялась вторая сессия курсов повышения квалификации по теме Методика преподавания курса Основы религиозных культур и светской этики в рамках обновлённого ФГОС НОО. С педагогами работали преподаватели института О.Н Дёмина, Е.И. Подвинцева и педагог дополнительного образования ЦДО Радуга г.Кудымкара Ю.В. Поспелов.

На курсах рассматривались следующие теоретические вопросы:

  • новое в аттестации педагогических работников
  • создание портфолио педагога
  • формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов
  • педагогические технологии при изучении курса ОРКСЭ
  • особенности содержания и методика преподавания курса Основы православной культуры
  • особенности преподавания школьного курса Основы светской этики
  • сотрудничество школы и церкви в рамках реализации курса ОРКСЭ.

Практические занятия

На практических занятиях были проведены мастер-классы по следующим темам:

  1. Духовно-нравственное воспитание обучающихся с позиции системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС НОО на уроках ОРКСЭ
  2. Формирование учебно-познавательной мотивации на уроках ОРКСЭ
  3. Культурологический подход в преподавании ОРКСЭ

Открытые уроки

Учителями школ были показаны два открытых урока:

  • Урок православной культуры в 4 классе Христос и его крест учитель Архангельской школы Ольга Селина
  • Урок светской этики в 4 классе по теме Золотое правило нравственности провела учитель Пешнигортской школы Татьяна Хозяшева

Итог сессии

Итоговая аттестация была проведена в форме защиты технологической карты урока ОРКСЭ, все аттестационные работы слушатели подготовили на высоком уровне. По результатам проведена диагностика качества обучения, и слушатели высоко оценили полученные материалы и новизну знаний.

В.В.Дерябина, старший методист

Применение активных методов обучения на уроках информатики

Применение активных методов обучения на уроках информатики

Информация о материале

Категория: География, информатика, экономика География, информатика, экономика

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач. Активный метод – это метод, при котором учитель и ученики взаимодействуют друг с другом в процессе урока, и вторые здесь не пассивные слушатели, а активные участники урочного процесса.

16 марта 2023 года на базе ИМЦ в рамках работы районного методического объединения состоялся круглый стол Активные методы обучения на уроках географии: теория и практика. В работе круглого столя приняли участие 9 педагогов из 9 ОУ№433, 434, 435, 442, 447, 450, 466, 545, 69.

Активные методы обучения на уроке географии


В своем докладе методист ИМЦ Леухина Елена Владимировна расставила акценты на теоретических аспектах активных методах обучения и особенно отметила структуру современного урока географии.

Современный урок должен быть построен на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Учитель на уроке это и артист, и психолог, прежде всего навигатор в получении знаний. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого интереса к изучаемому материалу.


Опыт преподавателей

Ковалева Марина Викторовна, учитель географии ГБОУ гимназии №433 представила свой опыт работы по использованию активных методов обучения на разных этапах уроков географии.

Юрченкова Валентина Алексеевна, учитель географии ГБОУ школа №69 провела со слушателями круглого стола небольшой мастер – класс , на котором продемонтрировала активные методы обучение в формате викторины, синквейна, игры.


Решение ученого совета

В ходе круглого стола педагоги активно обсуждали представленные доклады и вынесли общее решение, что выбор методов активного обучения зависит от различных факторов, однако в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.


Программа круглого стола 16.03.2023

ВремяМероприятие
10:00-11:00Презентация активных методов обучения
11:00-12:00Демонстрация опыта использования методов на практике
12:00-13:00Круглый стол для обсуждения прошедших мероприятий и выработки общих выводов
13:00-14:00Заключительный этап – планирование дальнейших шагов и применение полученных знаний в работе

Применение активных методов обучения на уроках информатики


Поздравление коллеги

Дорогой Александр Николаевич! Коллектив ГБОУ ДПО РК Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования сердечно поздравляет Вас с днем рождения!

Пусть дело, которому Вы служите, неизменно крепнет, инициативы реализуются, свершения множатся, а счастье и благополучие постоянно присутствуют в Вашей жизни.

Позвольте от всей души пожелать Вам, Александр Николаевич, согласия, процветания и стабильности, всесторонних успехов, семейного благополучия, добра и мирного неба над головой!

Пусть будет как можно больше хороших и интересных событий, пусть Вас не покидает энергия и вдохновение, а поддержка и забота родных и близких Вам людей дарят силы для новых свершений.


Заседание Ученого Совета в мае 2021 года

Было проведено заседание Ученого Совета, на котором обсуждались направления развития активных методов обучения на уроке географии. Результаты мероприятия будут использованы для улучшения педагогической практики и повышения эффективности образовательного процесса.


При подготовке статьи использовались материалы исследований педагогов и специалистов по образованию.

Заседание Ученого совета

24 мая 2021 года состоялось заседание Ученого совета. С целью создания условий для выражения гражданской позиции и обеспечения прав работников на получение информации о предварительном голосовании на повестку дня был вынесен вопрос о гарантии избирательных прав работников при участии в процедуре открытого предварительного голосования в онлайн-режиме по кандидатурам для выдвижения в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания VIII созыва, а также в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках проведения Единого дня голосования в сентябре 2021 года.

Членами Ученого совета было высказано мнение о необходимости информировать работников Института о возможности участия в предварительном голосовании как важной составляющей в выражении осознанного волеизъявления граждан и соблюдении гласности предварительного голосования.

Бенефис авторской ДПП ПК состоялся!

В мае 2021 года 29 учителей русского языка и литературы выбрали для повышения своих профессиональных компетенций авторскую программу повышения квалификации Современные принципы интерпретации и преподавания русской литературы в школе как путь к успешному выполнению ФГОС, которую разработал доктор филологических наук, профессор Перзеке А.Б.

Торжественное мероприятие в честь праздников

По доброй традиции, 30 апреля 2021 года, накануне майских праздников – Дня Весны и Труда и Дня Победы в КРИППО состоялось торжественное мероприятие для сотрудников института. В своем поздравительном обращении к коллективу КРИППО, ректор Александр Николаевич Рудяков отметил, что Первомай всегда был и остается символом весеннего обновления, единства, уважения и почета к труду. Весенний лозунг Мир! Труд! Май! вселяет в нас новые силы и светлые надежды, объединяет и наполняет оптимизмом, а День Победы – символ мужества и доблести победителей, героизма, стойкости и силы духа великого народа, символ беззаветного служения Отечеству тружеников тыла.

Александр Николаевич пожелал коллегам крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия, успешного и созидательного труда на благо нашего любимого Крыма!

Активные методы обучения функциональной грамотности

18 октября учителя начальных классов Севастополя приняли участие в семинаре-практикуме Применение активных методов обучения для формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе, подготовленном начальником центра дошкольного и начального образования ГАОУ ПО ИРО Якубиной В.Б. и педагогическим коллективом ГБОУ СОШ № 44. Цель семинара – транслирование успешных практик формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе.

Читайте также:  Мбоу сош № 92

Семинар

Образовательные инновации в начальной школе

Открытые уроки подготовили учителя начальных классов СОШ № 44:

  1. Толда Н.В. (урок окружающего мира в 1-А классе Объекты неживой и живой природы. Сравнение объектов неживой и живой природы)
  2. Иванова Е.П. (урок окружающего мира во 2-Б классе Жизнь животных осенью и зимой. Явления природы)
  3. Вострикова Т.А. (урок математики в 4-А классе Единицы площади)
  4. Корытина Т.В. (урок литературного чтения в 4-Б классе Л.Н. Толстой. Детство)

Педагоги ресурсного центра (Шитенкова Д.С., учитель-логопед; Винник А. В., учитель-дефектолог; Камцева Н.А., педагог-психолог) подготовили и провели мастер-класс Функциональная грамотность в коррекционной работе с детьми ОВЗ.

Функциональная грамотность

Педагог и член-корреспондент РАО Наталья Виноградова пишет в своей книге о функциональной грамотности младших школьников:

Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребенку важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Формирование функциональной грамотности

В докладе Формирование основ функциональной грамотности обучающихся в начальной школе Якубина В. Б. напомнила об одной из главных задач профессиональной деятельности учителя начальных классов – сформировать умения младшего школьника самостоятельно добывать знания и ими пользоваться в жизни.

Применение активных методов обучения

Заместитель директора ГБОУ СОШ № 44, Зайцева Ю.Н., рассказала о направлениях деятельности и успешных практиках педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся начальных классов. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

Способы активизации познавательной деятельности

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности.

Учителя начальной школы обязаны научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. В СОШ № 44 используются различные способы активизации познавательной деятельности, такие как игровые формы, методы и приёмы обучения, самостоятельные работы, проблемные ситуации, нетрадиционные формы учебных занятий, проектно-исследовательская деятельность и современные образовательные технологии.

Присутствующие на семинаре учителя отметили высокий уровень подготовки, организации семинара и профессионализма организаторов. В отзывах и выступлениях во время обсуждения и анализа уроков было высказано много интересных мыслей о важности и значимости таких мероприятий в становлении молодых педагогов, в понимании задач и уровня их реализации, в изучении интересного опыта коллег и самообразовании.

Научно-методические основы преподаваниярелигиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;

развитие интереса к окружающему миру;

формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;

содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.

Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).

В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ

Введение в православную духовную традицию.

Культура и религия. Во что верят православные христиане.

Добро и зло в православной традиции.

Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Православие в России. Православный храм и другие святыни.

Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.

Христианская семья и ее ценности.

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.

Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.

Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.

Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.

Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.

Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.

Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.

Читайте также:  Конспект урока орксэ православный календарь и праздники план конспект урока по орксэ 4 класс

Основы религиозных культур народов России

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.

Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.

Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.

Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.

Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы, ритуалы, святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:

Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.

Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Открытый онлайн-урок по теме Справедливость

Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей

План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ

Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ

Основная задача современного учителя в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является формирование компетентности ученика, то есть формирование личности, способную брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовую расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Формирование компетентности ученика осуществляется в рамках компетентностного подхода в обучении, который предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Одним из основных приемов компетентностного подхода в обучении могут служить активные методы, при которых деятельность учащихся носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Включение активных методов на уроках информатики позволяют мне активизировать учебную деятельность учащихся, усилить мотивацию учащихся к изучению предмета, развивать способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между учащимся и учителем, да и просто делают скучные и привычные уроки более интересными и познавательными.

При выборе методов активного обучения в первую очередь я руководствуюсь дидактической задачей занятия, так же каждому этапу урока подбираются свои активные методы обучения, соответствующие определенным целям и задачам.

Остановлюсь более подробно на некоторых методах, которые я применяю на своих уроках информатики.

Этап урока «Постановка целей урока. Мотивирование на учебную деятельность»

Цель: Развитие мотивации учащихся, интереса к теме, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Метод «Мысли великих»

Описание метода: Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека, относящегося к теме урока. Знакомятся с автором высказывания, его краткой биографией. Коллективно обсуждают фразу. Учитель задает наводящие вопросы, которые позволяют учащимся сформулировать тему урока.

Пример: 10 класс, тема урока «Вредоносные программы. Защита и меры безопасности».

«Если у тебя на компьютере постоянно живут вирусы, то ещё надо подумать, кому в первую очередь надо лечиться». Эти слова принадлежат российскому информатику и юмористу Стасу Яновичу Янковскому.

Этап урока «Актуализация знаний УУД в начале урока»

Цель: Активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, проверить знания учащихся, подвести учащихся к изучению нового материала.

Метод «Правда или ложь»

Описание метода: Учитель читает утверждения по определенной теме, ученики должны быстро ответить верное это утверждение или нет. При использовании этого приема лучше давать утверждение каждому ученику в классе. Таким образом, учитель может узнать уровень подготовки каждого ученика. Данный метод можно применить практически к любой теме курса «Информатика». Данный метод эффективен, если количество утверждений больше количества учащихся в классе хотя бы в два раза.

Метод «Самый умный»

Описание метода: Учащиеся встают и по цепочке называют термины, понятия по теме, заданной учителем. Если учащийся долго думает (более 5 секунд) или повторился, то он садится на место. Побеждает тот ученик, который остался стоять.

Данный метод можно проводить в конце изучения какого-либо раздела курса информатики или на первом уроке в начале четверти (года), а так же после изучения какой-либо темы, в которой большое количество понятий или терминов.

Пример: 7 класс. Тема «Единицы измерения информации»

Учащиеся по порядку называют единицы измерения информации и обратно, кто ошибся или долго думает, садится.

Метод «Своя игра»

Описание метода: Данный метод можно использовать как после изучения каждой темы, так и всего раздела. Метод построен по принципу популярной российской телевизионной игры-викторины, транслируемой на канале НТН. Основной процесс в игре – ответы на вопросы. Основная цель – набрать как можно больше очков. Каждый ученик выбирает категорию и вес вопроса сам. В игре есть вопрос «Кот в мешке», здесь вопрос скрыт, это может быть как легкий вопрос, так и сложный. Ученик может оставить этот вопрос себе и отвечать на него, в случае правильного ответа получает 5 за урок, в случае неправильного – 2. Или отдать однокласснику, тот в свою очередь может получить, как 5 за урок, так и 2. Эта методика позволяет проверить сплоченность коллектива, ответственность, смелость и решимость ученика, которому достался вопрос.

Метод «Быстрый опрос»

Описание метода: Учащиеся сами оценивают уровень своих знаний по данной теме и сообщают об этом учителю. Данная методика позволяет проверить такие качества у учащихся как смелость, честность и ответственность.

Этап урока «Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала»

Цель: развитие способности к самостоятельному обучению, оживление внимания учащихся, формирование и развитие коммуникативных навыков, навыков работы в коллективе.

Метод «Сам учитель»

Описание метода: После объявления новой темы, класс делится на группы. Группам раздаются карточки, в которых указан план-карта или алгоритм самостоятельного разбора темы или смысловых отрывков темы. Учащиеся, в течение определенного времени, работают по данному плану-алгоритму, используя при этом любой вспомогательный материал (учебник, рабочую тетрадь, интернет-ресурсы, помощь учителя). Во второй части урока из группы делегируется один учащийся, который представляет изученный материал для всего класса. Рассказ может прервать учитель, тогда учащийся другой группы продолжает представлять материал.

Читайте также:  Рп по орксэ основы православной культуры 4 класс фгос ноо фоп ноо

Пример: 9 класс, тема урока «Как устроен Интернет?»

Этап урока «Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий. Закрепления знаний и способов действий»

Цель: закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков по определенным темам.

Необходимое ПО: генератор случайных чисел http://randomus.ru/

Описание метода: Этот метод применяется на уроках закрепления навыков решения задач по определенным темам. У учащихся на столах карточки с задачами. Учитель на главном компьютере генерирует случайное число и к доске выходит тот ученик, чей номер выпал. Если выпал номер учителя, то задачу решает сам учитель.

Чем больше задач будет решено на уроке, тем меньше будет задано на дом.

Данный метод эффективен, если количество задач будет намного больше, чем количество учеников в классе и задачи разного уровня сложности.

Описание метода: Этот метод применяется так же на уроках закрепления навыков решения задач по определенным темам. Количество задач 10 (по количеству компьютеров в классе), время ограничено. Ученики за компьютерами решают тот номер задачи, за каким номером ПК они сидят и решения вносят в готовые электронные бланки решения задач (документ Word). Сохраняя, документу дают любой номер ПК, только не номер своего компьютера. Далее после окончания времени задачу у доски объясняют те ученики, которые сидели за тем компьютером, под номером которого был сохранен документ.

Данный метод позволяет: во-первых, закрепить навыки решения задач по темам, во-вторых, вспомнить навыки работы с текстовым редактором (вставка формул, форматирование документа и т.д.), в-третьих, формирует навыки чтения решенных задач и исправления найденных ошибок.

Этап урока «Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков»

Цель: применение изученного материала в нестандартных ситуациях, формирование и развитие коммуникативных навыков, навыков работы в коллективе, формирование умения отстаивать свою точку зрения.

Метод «Суд над темой»

Описание метода: Учащиеся делятся на три группы: прокуроры, которые обвиняют (ищут «минусы»), адвокаты, которые защищают (ищут «плюсы») и судьи, которые должны разрешить противоречие (убрать «минусы», оставить «плюсы»).

Пример: 9 класс, тема урока «Сетевое коллективное взаимодействие»

Адвокаты должны подобрать аргументы в пользу использования различных форм коллективного взаимодействия пользователей ПК.

Прокуроры должны сформулировать перед судом, в чем социальные сети, форумы, чаты и т.д. обвиняются перед человечеством.

Суд должен вынес­ти вердикт: наносит ли вред человечеству активное использование различных форм коллективного взаимодействия человека или, наоборот, способствует гармо­ническому развитию общества.

Этап урока «Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД»

Цель: Обобщение и систематизация теоретических знаний по определенным темам, закрепление практических умений и навыков.

Описание метода: Учащимся предлагается ответить на вопросы, например, в кроссворде по определенной теме, но вопросы эти не доступны, пока ученик не выполнит задания по только что изученной теме. Одно правильное решенное задание, открывается один вопрос и т.д. В данном методе ученик закрепляет практические и теоретические знания и умения по новой теме и повторяет ранее изученную тему (или раздел).

Пример: 7 класс, тема урока «Единицы измерения информации»

Учащиеся отрабатывают навыки перевода из одной единицы измерения информации в другую, при правильном переводе открываются вопросы в кроссворде «Информация и информационные процессы».

Применение активных методов обучения на уроках информатики

Описание метода: Учащимся предлагается решенное задание (задача, блок-схема, текст программы, текстовый фрагмент, определение понятий и т.д.) в котором есть ошибка (или ошибки). Учащиеся должны найти ошибки и их исправить.

Метод «Самое главное»

Описание метода: В данном методе материал темы (раздела) структурирован и представлен в виде схемы в онлайн-программе для майндмэппинга MindMeister. По ходу изучения какой либо темы (раздела) учащиеся и учитель выделяют самое главное и вносят материал в онлайн-программу MindMeister. Процесс наполнения карты материалом можно проводить как со всем классом, так и разбить его на группы. Данный метод полезен тем, что учащиеся, которые пропустили тему или недопоняли, могут самостоятельно изучить или повторить. В конце изучения темы (раздела) учитель добавляет тесты, задания или вопросы для закрепления. С данным материалом учащиеся могут работать как в школе, так и дома.

Пример: 7 класс, тема урока «Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации».

Ссылка на карту темы https://www.mindmeister.com/513695398

Этап урока «Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся»

Цель: проверка и оценка усвоения учащимися учебного материала конкретной темы, отслеживание развития ключевых компетенций учащихся, формирование способности учащихся к самооценке.

Метод «Ученик – учитель»

Описание метода: Учащиеся делятся на пары, каждой паре дается карточка с вопросами (задачами). Учащиеся совместно повторяют материал и оценивают уровень знаний по данной теме. В течение урока пара должна поработать со всеми карточками, предложенными учителем и оценить степень своей подготовки по данной теме.

Такой контроль можно проводить при подготовке к проверочной работе по определенному разделу курса информатики. Учитель выполняет роль помощника, если при работе с карточкой трудности возникли у обоих учеников.

Пример. 10 класс, тема урока «Подготовка к контрольной работе по теме «Кодирование информации, определение количества информации»

Метод «Вспомнить все!»

Описание метода: Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач, которые были решены в классе или были заданы на дом. Задания контрольных работ формируются из списка этих задач. Чем больше задач нарешал сам ученик, чем внимательнее был он на уроке, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней. При выполнении данного метода весь вспомогательный материал (тетради, учебники, телефоны) сдаются учителю на время урока.

Этап урока «Рефлексия»

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Метод «Лампочка гори»

Необходимое ПО: программа моделирования логических схем внутренних блоков компьютера Multimedia Logic.

Описание метода: Учитель заранее строит с помощью программы Multimedia Logic логическую схему. В конце урока каждый ученик должен ответить себе на вопросы: все ли было понятно на уроке, со всеми ли заданиями справился, хорошая ли атмосфера была на уроке и т.д. Если да, то выключатель включают, если что-то на уроке было не так или ученик запутался, не понял чего-то, то выключают. Лампочка загорелась, урок прошел на «отлично», а если нет, то выясняем, какие моменты были не понятны. Данный метод применяется после изучения тем «Логические основы компьютера».

В заключение хочется отметить, что систематическое применение активных методов обучения на уроках информатики влечет за собой постоянную активность учащихся, повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении по сравнению с традиционными методами обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *