Ислам в России: история и современность
Ислам является второй по численности верующих религией в Российской Федерации после христианства.
Субъекты РФ, где преобладают мусульмане
Вот некоторые субъекты Российской Федерации, где большинство населения составляют представители мусульманских народов:
- Мечеть Сердце Чечни имени Ахмата Кадырова, Грозный
Участие мусульман в политической жизни
Группа депутатов Мусульманской фракции II Государственной Думы
- Стоят: Махмудов М., Тевкелев К., Зейналов З., Бадамшин Г.
- Сидят: Кощегулов Ш., Хасанов М., Усманов Х., Атласов Х., Мусин Г.
Алимардан-бек Топчибашев, председатель Мусульманской фракции I Государственной думы
История мусульман в России
I всероссийский съезд мусульман
С 16 по 25 сентября 1920 года в Уфе под председательством муфтия Г. Баруди прошёл I всероссийский съезд мусульман, на котором было создано Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) как преемник Оренбургского магометанского духовного собрания в делах религиозного управления мусульман Европейской России, Сибири и Казахстана.
II съезд мусульманских деятелей
С 10 по 25 июня 1923 года в Уфе проходил II Всероссийский съезд мусульманских деятелей, где присутствовало 285 делегатов и муфтии Коканда, Ташкента и Крыма. Муфтием и председателем Диния назараты был избран Р. Фахретдин.
Современность
Сегодня в России действуют различные религиозные организации, представляющие интересы мусульман. Ислам в Российской империи в истории страны имел свою роль и сегодня продолжает оставаться значимой религией для многих верующих.
Рост исламского фундаментализма
С развалом Советского Союза и распадом Чечено-Ингушской АССР в 1992 году, Чечня объявила независимость от России. В это же время в Чечне начались боевые действия между сепаратистами и российскими войсками. Ислам получил еще больше популярности среди боевиков и мирного населения, что привело к усилению исламского фундаментализма в регионе.
Исламская идентичность и борьба за независимость
Ислам окреп в сердце чеченцев как символ их национальной идентичности. Для большинства чеченцев, особенно в условиях войны, мотивацией для борьбы за независимость стало не только политическое и экономическое освобождение, но и восстановление и закрепление ислама как духовного ориентира.
Терроризм и исламский экстремизм
С появлением в 1999 году чеченских боевиков в дагестанских горах, началась новая бурная волна террористической активности. Исламское экстремистское движение распространилось за пределы Чечни, затронув такие регионы, как Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и другие. Боевики проводили атаки на правительственные здания, сотрудников правоохранительных органов, больницы, школы и гражданских лиц.
Борьба с экстремизмом и терроризмом
Российское правительство приняло ряд мер для борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом. Это включает в себя проведение спецопераций, проведение антитеррористических операций, ужесточение законодательства и контроль над финансированием экстремистских группировок. Вместе с этим, важную роль играет предотвращение радикализации через образовательные программы, пропаганду толерантности и поддержку мирных исламских общин.
Исламский фундаментализм и экстремизм остаются серьезными угрозами для российской безопасности, требующими комплексного подхода и согласованных усилий всех уровней власти и общества. Важно понимать, что ислам как религия несет в себе мирные принципы и ценности, и что крайне важно различать между истинным духовным учением и манипулированием с помощью религии в целях политической или идеологической агитации.
Исламизация в Чечне
После окончания военных действий в Чечне в 1996 году, президент Зелимхан Яндарбиев начал ускоренную исламизацию республики. В сентябре того же года был упразднен исламский уголовный кодекс, светские суды были закрыты, и ислам был провозглашен государственной религией.
Противоречия и протесты
Шариатские законы привели к недовольству населения, так как вело к ограничениям, в том числе запретам свадеб, молодежных вечеринок и музыки. Вымогательство и недостаточная справедливость также усугубили ситуацию.
Сдерживание исламизации
После второй чеченской войны федеральные силы начали контроль над регионом, что вынудило радикальных исламистов покинуть Чечню и распространиться по другим республикам Северного Кавказа. Возникли протесты и сепаратистские движения, усугубленные ошибками властей в отношении верующих мусульман.
Исламисты на Северном Кавказе
На республиках Северного Кавказа идеология сепаратистов набирает популярность среди молодежи, претендующей на введение шариата в ситуации недовольства коррупцией и несправедливостью. Джихад и вооруженная борьба за веру играют важную роль в этой концепции.
Мусульманский мир Москвы
На международной ярмарке интеллектуальной литературы в Москве была представлена книга Фарида Асадуллина, посвященная вкладу мусульманских этносов в историю и развитие российской столицы.
Этническое многообразие Москвы: сплав культур и религий
Любая столица — это в миниатюре вся страна. Отметившая свое 874-летие Москва как город в этом смысле тоже не исключение. Уже в средневековой Москве наблюдается самое настоящее разнообразие культур и религий.
Разнообразие культур и религий
Здесь можно было встретить послов, представлявших различные страны и культуры. Известный французский литератор и путешественник маркиз А. де Кюстин полагал, что Москва была своеобразным культурным пограничьем.
Азиатское происхождение горожан
Важно отметить, что значительный состав горожан азиатского происхождения по своим историческим корням принадлежал к арабо-мусульманскому культурному ареалу. Историческая прописка евразийских народов, этнически и духовно связанных с исламом, началась задолго до создания Московского государства.
Архитектурные памятники и топонимика
Примеры прошлого и сегодняшнего дня столицы, такие как московская топонимика, сохранили для нас исконно азиатские, тюркско-мусульманские наименования улиц – Балчуг, Арбат, Басманная, Таганка, Ордынка, Остоженка, Китай-город и другие.
Подземные археологические находки
Музей Чудова монастыря в Кремле открыл свои двери для посетителей, предлагая уникальные подземные археологические экспозиции, раскрывающие тайны прошлого столицы.
Русско-тюркское двуязычие
На территории Киевской Руси исследователями отмечен феномен русско-тюркского двуязычия, как следствие смешанных браков и культурного обмена между народами.
Академик М.К. Любавский отмечал, что ассимиляция народов происходила как в степи, так и на окраинах русской оседлости, создавая уникальный культурный ландшафт Москвы.
Этому процессу сопутствовало антропологическое и культурное смешение этих народов, в результате которого возникла, например, такая сложная социальная группа обрусевших половцев, как «казаки». Слово «казак» в половецком словаре использовалось в значении передового стража, бойца, человека, которого можно встретить впереди основного отряда. Уместно также в этой связи вспомнить о тюркско-славянских корнях крестителя Киевской Руси великого князя Владимира Святого (980—1015), мать которого была рабыней и носила имя Малуша (Милуша), возможно, «мутированный» вариант тюркского либо персидского женского имени Миляуша; не лишено оснований мнение, что тюркская кровь текла и в жилах князя Александра Невского (1221—1263), половца по матери. Согласно известному литературному памятнику XI в. «Сказание о Борисе и Глебе» младшие сыновья великого князя Владимира Борис и Глеб, канонизированные позже Русской православной церковью, были от «болгарыни» (возможно, от болгарской царицы, дочери правителя Волжской Булгарии).
Известный французский историк М. Ларюэль полагает, что в IX в. «русские были не более многочисленны, чем тюрко-монголы, в то время как по политическому, культурному и экономическому значению татарское пространство превосходило пространство своего русского соседа». Другие исследователи, подтверждая эту мысль, подчеркивают, что в целом вклад тюркско-мусульманских народов в самобытное историческое развитие России не только вполне сопоставимо с достижениями русского православного народа, но «на начальном этапе мусульманский цивилизационный очаг развивался более динамично и тюркско-мусульманская культура была донорской по отношению к русско-православной».
Многие известные исследователи считают, что в Подмосковье жили племена «самого разного происхождения, между ними шло смешение, и искать здесь чистый расовый тип совершенно безнадежно». Наряду с угро-финнами, балтами, восточными славянами (всего насчитывается 15 славянских племен), а также иными экзотическими народами население древней Москвы, входившей в состав Владимиро-Суздальского княжества, составляли прямо либо косвенно знакомые с миром ислама тюркоговорящие половцы (кипчаки) и волжские булгары.
Судя по археологическим исследованиям известного советского историка М. М. Герасимова (1907—1970), ее первыми жителями были разнообразные по этническому составу, расовому типу и антропологическому облику евроазиатские и северные племена.
«В XII в. этот край, — отмечает В.О. Ключевский, — был более инородческим, чем русским краем».
К подобной точке зрения склоняются и современные историки. Опираясь на значительный круг исследованных источников, А.А. Формозов, придерживающийся в этом вопросе теории миграционизма, считает, что в Подмосковье жили племена «самого разного происхождения, между ними шло смешение, и искать здесь чистый расовый тип совершенно безнадежно». Более того, известный антрополог академик Т. Алексеева, ссылаясь на данные антропологических исследований, предполагает, что у древнего населения Москвы могла быть даже «примесь негроидной крови».
Наряду с угро-финнами, балтами, восточными славянами (всего насчитывается 15 славянских племен), а также иными экзотическими народами население древней Москвы, входившей в состав Владимиро-Суздальского княжества, составляли прямо либо косвенно знакомые с миром ислама тюркоговорящие половцы (кипчаки) и волжские булгары. В этой сложной этносоциальной мозаике древних поселенцев Московского края есть прямые свидетельства автохтонного характера восточноазиатского населения.
Таким образом, можно признать, что история заселения территории, на которой возникла современная Москва, — это история смешения разных по времени и по происхождению этнокультурных миграционных потоков, в том числе идущих из центров, имеющих цивилизационную связь с арабо-мусульманским Востоком.
Подробнее: Асадуллин Ф.А. От Кучки до Гайнутдина: Мусульманский мир Москвы. — М.: Издательство «Кучково поле», 2022. — 288 с.
ОбществоИсторияКультура Татарстан
Ислам выстроил уникальный мост между цивилизациями Востока и Запада. Мусульманские ученые спасли знания, которые были бы потеряны если не навсегда, то, по крайней мере, на века. Мусульманское научное сообщество объединяло и использовало как основу существующее знание, как следствие, привнося каждый раз что-то новое. Такой всплеск творчества мусульман стал их вкладом в развитие мирового сообщества на протяжении многих веков.
Данный достижения уходят корнями в уникальные черты религии, которая во многом была новой для человечества. Вопреки преобладающему в то время негативному взгляду на человека во многих частях мира, ислам наделял людей достоинством. Мусульмане считали поиск знаний своим религиозным долгом и в результате изменили восприятие мира. Уникальным был и способ понимания исламом того, что люди должны наслаждаться дарами земли, при условии, что они не игнорируют мораль и этику. Более того, ислам устранил социальные различия между классами и расами человечества.
Ислам создал цивилизацию, которая географически позволяла человеку безопасно путешествовать из Европы через Северную Африку, арабские страны, Иран, Индию и вплоть до Китая и Индонезии. Все, что для этого требовалось, – это копия Корана в одной руке и молитвенный коврик в другой.
Изменения, принесенные исламской цивилизацией, выходили далеко за географических рамки, пересекая временные границ, и, таким образом, обеспечили единство между различными народами. Положение женщин в мусульманских общинах улучшилось, в то время как во многих частях мира к женщинам относились как к движимому имуществу и бездушным созданиям.
Можно сказать, что на протяжении почти тысячи лет исламская цивилизация был одной из ведущих цивилизаций мира. Более семисот лет ее язык, арабский, был международным языком науки. Дж. М. Робертс, выдающийся историк Оксфордского университета, оценивает цивилизации в соответствии с тем вкладом, который они внесли в развитие мирового сообщества, и называет исламскую цивилизацию одним из основных участников этого процесса. Прогресс, достигнутый каждым аспектом мусульманского общества является лучшим примером того, как цивилизации возникали в почти первобытных, полуграмотных условий, как они развивались и как в конечном итоге превращались в настоящие цивилизации. Таким образом, исламская цивилизация, благодаря своему проникновению по всему миру, своей продуктивности и долгому существованию, заслужила высокое положение в истории человечества.
Тем не менее, даже те, кто хорошо разбирается в истории, могут никогда не узнать об этом. Во многих учебниках по истории мусульмане, населявшие обширные территории, рассматриваются как враги Запада. Из них читатели вряд ли узнают, что в средние века эта жизнеспособная цивилизация внесла ценный вклад в развитие других цивилизаций, особенно западной. На тех страницах подобных исследований, которые упоминают достижения исламской цивилизации, последние либо преуменьшаются, либо характеризуются как заимствования. Например, историки данного направления настаивают, что философия мусульман пришла из Греции; их форма правления – из Персии; их научные знания – из Греции, Индии и Китая; суфизм был воплощением индуизма; а исламская архитектура и искусство были заимствованы из Византии и Персии. Некоторые историки любят подчеркивать эти заимствования, как будто их собственные общества никогда не делали того же.
Такого рода историки предпочитают выделять Запад как единственную цивилизацию средневековья. Их внимание сосредоточено в первую очередь на Европе, которую они называют центром культуры того периода. И хотя они пишут в настоящее время, их разум питается идеями «мрачного средневековья». Их описания и суждения взяты из фолиантов, датируемых VII веком нашей эры и далее, нападающими на ислам, Коран и пророка Мухаммада. Уничижительный язык тех дней можно было бы перефразировать при помощи сегодняшних академических терминов, но он вопиющим образом отвергает ислам и особенно его цивилизацию. Техника увековечивания подобного рода отношения является обычным явлением: историки подробно останавливаются на Греции и Риме и на раннем этапе развития христианства, подводят итоги исламского периода и совершают огромный скачок в эпоху Возрождения.
Настоящая книга призвана восполнить огромный пробел между периодом упадка Рима и «чудесным» расцветом европейской цивилизации. На этой статье учтены заимствования, на которые обращают внимание современные историки, хотя они рассматриваются в контексте исторического континуума. Данное исследование признает, что так же, как все немусульманские цивилизации заимствовали у предшествующих культур, мусульмане поступали таким же образом. Однако затем мусульмане внесли свой вклад и создали цивилизацию, не похожую ни на одну из известных в истории человечества. В свою очередь, другие цивилизации, особенно зарождающаяся европейская, заимствовали идеи и материалы у исламской цивилизации.
Ислам также стал продолжателем в другом важном историческом контексте, дополнив развитие иудаизма и христианства. Таким образом, ценность этих религий возросла, поставив на новый уровень отношения между человеком и Богом, между человеком и человеком, а также между человеком и обществом.
В соответствии с принципом континуума, исламская цивилизация обеспечила основу для следующей доминирующей цивилизации, которой стала цивилизация Запада. Запад обязан исламу и мусульманам гораздо больше, чем он пока признал. Описывая, какой была Европа в те дни, Робертс говорит, что европейский континент «еще долгое время будет импортером культуры».
Обширная часть исламского континуума должна продолжать оставаться актуальной и в мире XXI века. Однако многие из его достижений, особенно в сфере ценностей, игнорируются. Существуют параллели между кризисами, с которыми мусульмане столкнулись в первые годы своей истории, и теми, с которыми они имеют дело в XXI веке. Те способы, которыми мусульмане того времени преодолевали трудности, актуальны и сегодня, как для мусульман, так и для не мусульман. Исламу и его цивилизации есть что предложить, поскольку уроки его истории могут дать пример тем, кто намеревается отвратить мир от его нынешнего курса нескончаемых конфликтов.
В настоящем разделе основное внимание уделяется тому, что значит быть мусульманином. Данная религия включает в себя гораздо больше, чем пять общепринятых «столпов»: исповедание веры, пять ежедневных молитв, пост во время священного месяца Рамадан, выплата закята (налог на благосостояние) и, если это экономически целесообразно, совершение паломничества в святые города Мекка и Медина. Более точно следует говорить об исламском образе жизни, поскольку в исламе нет разделения между религией и другими аспектами бытия. Такие пары слов, как «мирянин» и «церковнослужитель», «духовный» и «мирской», «светский» и «религиозный» не имеют эквивалентов в мире ислама. Жизнь мусульманина представляет собой единое целое 3. К сожалению, многие немусульмане, а также мусульмане в XXI веке не замечают этой реальности.
Все аспекты исламского образа жизни отвечали за создание исламской цивилизации. Ислам представляет собой как духовный взгляд на мир, так и качество жизни, отличающееся глубиной и серьезностью, а также чувством удивления. Цивилизация вбирает в себя образ жизни людей и их отношения друг к другу, особенно к бедным, инвалидам, голодающим и страдающим психическими заболеваниями. Цивилизация представляет собой то, как люди строят сообщества и охватывает все, что представляет ценность для ее членов; это то, как люди видят мир и вселенную. В этом находит свое выражение исламская цивилизация.
Истоки ислама незамысловаты. Они восходят к первому стиху, открытому Пророку Мухаммаду во время его духовных размышлений в пещере недалеко от вершины Горы Света к северу от Мекки, в суровом, неумолимом климате. Не единичное событие, а их целая череда сходились и работали вместе, поддерживая ислам. Среди них Священная книга, известная как Коран, которая взволновала и продолжает волновать сердца слушателей; посланник Бога, который был и остается образцом для мусульман; пророк, который был очень человечным; отважный муж войны, предпочитавший мир; правитель, который мог бы быть царем, но избрал оставаться просто руководителем; выходец из знатной семьи, но справедливо относившийся ко всем: мужчинам и женщинам, мусульманам и немусульманам, богатым и бедным, арабам и иноплеменникам, а также людям всех цветов кожи; вдохновленное Откровением сообщество; люди, осознавшие свой огромный потенциал и реализовавшие его; и, наконец, религия, которая оказалась значимой для народов по всей земле.
Как заявил покойный профессор Исмаил аль-Фаруки, мировоззрение ислама развивалось вместе с целостным взглядом на жизнь. Данная точка зрения послужила движущей силой для создания цивилизации, оказавшей серьезное влияние на человечество.
Мусульманские библиотеки в Российской империи
Кул Шариф. Казань. 2005
Мусульманские духовные структуры и управление ими со стороны государства
Управление мусульманами и мусульманским духовенством в Российской империи к 1917 году существовало на двух уровнях: государственные структуры (состоявшие в значительной мере из чиновников-немусульман) и подчинённые им формально выборные структуры высшего мусульманского духовенства.
Ислам и внешняя политика России
Президент России Владимир Путин с королём Саудовской Аравии Салманом ибн Абдул-Азизом Аль Саудом.Москва, Кремль, 5 октября 2017 года
Конфликты христиан и мусульман в Российской империи к 1917 году
В Российской империи существовали две территории, где между мусульманами и христианами имели место конфликты из-за земли. Первой территорией был Восточный Кавказ (современные Ингушетия, Дагестан и Чечня). Там у местных горцев были изъяты в XIX веке земли и переданы казакам. Горцы эти земли арендовали у казаков за плату. Второй конфликтной территорией стали степи современных Казахстана и Киргизии. Туда в начале XX века устремился поток христиан-переселенцев в рамках Столыпинской аграрной реформы. Это также привело к конфликтами с местными мусульманами, которые считали, что христиане занимают их земли.
В Закавказье имел место конфликт между армянами-христианами и азербайджанцами. В 1905 – 1906 годах в Закавказье произошла армяно-татарская резня.
Труп убитого азербайджанца на улицах Баку. 7 октября 1905 года
Братская могила убитых армян в Нахичевани
В Закавказье имел место конфликт между армянами-христианами и азербайджанцами-мусульманами. В 1905 – 1906 годах в Закавказье произошла резня, в ходе которой погибли тысячи людей с обеих сторон.
Исламоведение в Российской империи
Мусульманские части (из служилых татар) у русских великих князей Московских и царей ещё в XV—XVII веках. К началу XX века ситуация была следующей: часть российских мусульман (казанские татары и башкиры) в армию призывалась, а многие мусульмане (горцы Кавказа, жители Средней Азии) не призывались. При этом из «непризывных» мусульманских народов в императорскую армию могли поступать добровольцы.
В целом же в начале XIX века мусульмане составляли несколько процентов Российской императорской армии. Согласно официальной статистике (опубликованной в секретном Военно-статистическом ежегоднике), в 1912 году на военную службу были приняты 431436 новобранцев, из которых 12531 мусульманин (2,9 %). По вероисповеданию новобранцы-мусульмане в 1912 году занимали 4-е место после православных, католиков и иудеев. При этом уклонение от призыва в 1912 году у мусульман было ниже, чем у немцев. В 1912 году не явились на призывные участки 3197 немцев и только 1750 мусульман.
Появление ислама в России
С того же времени (734 года) существует построенная арабами Кумухская джума-мечеть. Впоследствии образовался Дербентский эмират. После монгольских завоеваний и походов Тамерлана на территории Дагестана образовался кумыкский Шамхалат.
Ислам в Поволжье
Мечеть хана Узбека, Старый Крым, 1314
Ислам в Сибири
Исламизация Золотой Орды также способствовала проникновению ислама в Сибирь, где впоследствии образовалось татарское Сибирское ханство. В 1394 году из Бухары в Сибирь для обращения местных племен в ислам была направлена военная экспедиция имама Бахауддина Накшбанда. В результате экспедиции на территории современной Тюменской области появилась Баишевская астана, которая стала впоследствии почитаться как святое место.
Ислам в Крыму
Исламизация Золотой Орды способствовала проникновению ислама на Крымский полуостров, где в 1441 году образовалось татарское Крымское ханство. Уже в 1314 году там появилась Мечеть хана Узбека. В XV веке было основано Текие дервишей в Евпатории.
Течения в исламе на территории России
Шиитская, бывшая суннитская, мечеть «Баку» в Астрахани.
В Дагестане, Чечне и Ингушетии среди суннитов широко распространён суфизм. В нём существуют различные тарикаты (направления), основанные религиозными авторитетами и названные по их именам. Суфизм в Чечне и Ингушетии представлен тарикатами накшбандийя и кадырия, в Дагестане распространен также тарикат шазилийя. Тарикаты состоят из мелких религиозных групп — вирдовых братств, которых только в Чечне существует более тридцати. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне является братство кунтахаджинцев (зикристов) — последователей кадирийского тариката в интерпретации шейха Кунта-Хаджи Кишиева — и отделившиеся от него вирды — Баммат-Гирей-Хаджи, Чиммирзы, Мани-шейх. К кадирийскому тарикату относятся и последователи Батал-Хаджи, проживающие в Ингушетии. До 1991 года в Чечено-Ингушетии наиболее влиятельными были последователи накшбандийского тариката, но с начала 1990-х годов в Чечне они были оттеснены последователями кадирийского тариката на периферию общественно-политической жизни и даже подверглись преследованиям. В Дагестане самым известным и влиятельным шейхом являлся Саид Афанди Чиркейский. Он возглавлял два тариката — накшбандийя и шазалийя. Суфийские братства в Дагестане в основном формируются по этническому принципу.
Мусульмане в Российской империи
Первая соборная мечеть. Уфа. 1830
Административные реформы и дальнейшая централизация России сделала актуальным исламский вопрос. Попытки христианизации мусульманских подданных приводили к ожесточенному сопротивлению. В итоге императрица Екатерины II приняла исторический указ 1773 «О терпимости всех вероисповеданий».
В 1788 году по её указу была создана первая официальная организация мусульман России — Магометанское духовное собрание, центром которого стал город Уфа. Первым российским муфтием стал Мухамеджан Хусаинов, который получал жалование из императорской казны.
Доля мусульман по уездам и округам Российской империи по данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года
В 1817 году Александр I подписал указ об образовании Министерства духовных дел, в котором было определено, что муфтий должен избираться мусульманским обществом. Данное положение вошло и в утверждённый в 1836 году Устав Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Однако реально муфтии назначались на должность императором по представлению министра внутренних дел. Только в сентябре 1889 года Государственный совет внёс соответствующие изменения в законодательство, и обычная практика обрела силу закона.
Кадии МДС избирались мусульманским духовенством Казанской губернии, а после 1889 года — назначались Министерством внутренних дел по представлению муфтия.
МДС было высшей инстанцией духовного суда с распорядительными (назначение духовного лица для разбирательства) и контролирующими (отмена решения духовного лица и вынесение окончательного постановления) функциями. Оно руководствовалось своеобразным синтезом норм шариата и общероссийского законодательства. Издание фетв муфтием и кадиями контролировалось губернской администрацией и Министерством внутренних дел. Под давлением властей ОМДС принимало постановления, запрещавшие применение тех положений шариата, которые противоречили законам Российской империи.
Санкт-Петербургская соборная мечеть начала XX века
МДС не имело чёткой структуры и отделений на местах. Проекты создания органов среднего звена — губернских духовных собраний и мухтасибатов отвергались властями. Так, в 1860-х годах проект реформ Марджани, направленный на создание местных отделений и централизованной системы мусульманского образования, был отвергнут. Более того, в начале XX века появились проекты закрытия ОМДС и создания на его месте нескольких духовных управлений.
К 1889 году в ведении МДС находилось 4254 прихода, 3,4 млн прихожан обоего пола, 65 ахунов, 2734 хатыба, 2621 мударрисов и имамов, 2783 муэдзина; к 1912 году — 5771 приход, 4,5 млн прихожан обоего пола и 12 341 духовное лицо.
Поддержка МДС различных действий правительства зачастую приводила к стремлению национальной татарской элиты взять МДС под свой контроль, которое усилилось после назначения в 1915 году муфтием М. Баязитова, подвергнутого бойкоту татарской элитой.
Исламские государства Северного Кавказа. Имамат
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Исламский фактор играл в политической и государственной жизни важную роль вплоть до Кавказских войн, в результате которых России удалось победить Северо-Кавказский имамат и Черкесию.
После распада Российской Империи на недолгое время до становления Советской власти были вновь учреждены северокавказские государства-эмираты с действием норм шариата.
Ислам в период революций 1917 года
Этот раздел статьи ещё не написан.
Здесь может располагаться Помогите Википедии, написав его. (7 ноября 2023)
Российские мусульмане в Первой мировой войне
По доставленным министерству сведениям, руководители младотурецкого движения, не ограничиваясь в пропаганде своих идей пределами Турции, решили способствовать возрождению ислама и в других странах и, в частности, развивать панисламистскую и пантюркскую идею в России. С этою целью младотурецкие вожди послали в Россию под видом купцов, возвращающихся из Мекки богомольцев и т. п. ряд лиц начитанных и преданных новым идеям ходжей для проповеди среди наших мусульман теории о единстве всего мусульманского мира
Призывы к джихаду и мусульманские восстания на территории России
Последствия Сарыкамышской кампании Османская империя ощущала до самого конца войны. Без боеспособной армии в Восточной Анатолии она уже не могла защищать свою территорию от посягательств России. Это поражение привело к обострению напряженности между турками, курдами и армянами в приграничных с Россией областях и, несмотря на отдельные вспышки исламского движения на начальных этапах Сарыкамышской кампании, всякую надежду на восстание мусульман Российской империи пришлось оставить
Российские власти и мусульмане оккупированных территорий
Территория Западной Армении, занятая русскими войсками к осени 1916 года
Мусульманский коллаборационизм в Первую мировую войну
Турецкие пленные на острове Нарген
На острове Нарген близ Баку был создан специальный лагерь для турецких пленных. Через него прошло около 25 тысяч пленных (в основном турецких). Им помогало Бакинское мусульманское общество.
Поддержка российским мусульманским духовенством царской власти в Первой мировой войне
Я, (имя и фамилия), вступая в состав граждан Российской державы, обещаюсь и клянусь пред Всемогущим Богом и своею совестью хранить свято и ненарушимо верность России, не зная отныне иного, кроме неё, отечества, исполнять неуклонно все обязанности российского гражданина и всемерно радеть о благе Российского государства, не щадя для него ни сил, ни достояния, ни даже, если потребуется, и самой жизни. В исполнении сей клятвы да поможет мне Бог.
Входной билет делегата Всероссийского съезда мусульман
Наш политический центр слаб. Горько констатировать свою слабость, но нужно смотреть прямо в глаза действительности. Скрывать нечего. По регламенту во Всероссийском мусульманском совете должно быть свыше 30 делегатов, но ни разу число этих делегатов не доходило и до трёх четвертей. В Исполнительном комитете должно быть 12 человек, а фактически пребывает 4 — 5.
Формирование частей лишь по религиозному признаку как показала практика на опыте формирования первой польской дивизии Юзфронте июне месяце сего года тире совершенно не даёт крепких частей двоеточие дивизия будучи на 100 процентов католической но состоящая не только из поляков и из других национальностей оказалась столь пёстрой по составу что из-за небоеспособности её пришлось расформировать точка Мусульмане не есть национальность а потому формирование такого рода частей желательно лишь постольку поскольку сохраняется идея единства национальности данной части
Территория расселения мусульман в Российской империи и их численность
Все территории, где мусульмане составляли большинство населения, располагались на окраинах, присоединённых к России во второй половине XVIII—XIX веков, то есть находились под русской властью сравнительно недавно. Исключением были мусульманские местности Поволжья и Урала, где проживали татары и башкиры, предки которых вошли в состав России в XVI веке. Ислам исповедовали крымские татары, ряд народов Северного Кавказа, Средней Азии и Казахстана, нынешнего Азербайджана и отдельных местностей Грузии. Особенностью мусульманского сообщества был тот факт, что значительная часть российских мусульман жила на территории протекторатов Российской империи — в Хивинском ханстве и в Бухарском эмирате. В религиозную жизнь этих двух государств российские власти практически не вмешивались.
Однако и за пределами мест традиционного проживания к 1917 году образовались мусульманские общины. Их появлению способствовали следующие факторы: призыв в армию (для татар и башкир), индустриализация и ссылка.
Татары и башкиры призывались в царскую армию и несли службу по всей империи. Этот фактор также способствовал большей интеграции татар и башкир в русское общество, так как мусульманские народы Кавказа, Средней Азии и Казахстана в армию не призывались. Часть военнослужащих-мусульман после окончания срока службы оседала в местах её прохождения. Так, например, появилась татарская мусульманская община в Великом княжестве Финляндском.
Мечеть в Иркутске – значительно восточнее Енисея
Мусульмане-иностранцы в Российской империи
Номер «Алем-и нисван»
Женская печать была представлена «Алем-и нисван» («Женский мир»), первым в мире женским мусульманским журналом, выходившим в 1906—1912 года в качестве приложения к «Терджиман».
Исламофобия в России
14% россиян отрицательно относятся к мусульманам. Исламофобская риторика наблюдается в СМИ, кинематографе, заявлениях некоторых политиков. Мусульмане более представителей других конфессий подвергаются репрессиям в местах заключения. Мусульманский хиджаб запрещён в школах ряда регионов, девочек, одетых по-мусульмански не допускают к учёбе. В России запрещаются исламские ненасильственные организации под предлогом «экстремизма».
Духовные управления мусульман в России
Муфтият Республики Дагестан и Центральная Джума-мечеть (Махачкала).
Московская соборная мечеть с резиденцией Совета муфтиев России.
Мусульманское образование в Российской империи
В момент провозглашения России империей страна включала ряд мусульманских земель в Поволжье и Приуралье. Кроме того, Россия на юге граничила с мусульманскими государствами — Крымским ханством, полунезависимыми государствами Северного Кавказа, жузами Казахстана. Причем мусульманские местности России находились рядом с границей. В частности, это касалось Башкирии, граничившей с казахской степью.
Ситуация усугублялась тем, что духовный центр ислама находился в Османской империи, государстве, с которым Россия вела войны. В XVIII веке власти России активно расширяли контроль над мусульманами — были подавлены последние башкирские восстания, под покровительство России перешли мусульмане казахских степей, присоединено было Крымское ханство. В XIX веке Россия присоединила Кавказ, а также казахские степи и часть Средней Азии. Однако в Средней Азии были сохранены в качестве протекторатов России Хивинское ханство и Бухарский эмират.
Георгиевский крест для награждения мусульман (4 степень) с изображением двуглавого орла
Георгиевский крест для награждения православных подданных (3-4 степень)
Российский паломнический паспорт для мусульман образца 1903 года
Замечая, что весь народ кабардинский с малым исключением имеет весьма темное и часто превратное понятие о своей религии, предлагаю народному эфендию из каждой фамилии избрать по одному мулле, преданному нашему правительству, которому и подчинить всех прочих мулл фамилии и возложить на них ответственность, чтобы аульные муллы каждую пятницу поучали народ, толковали им обязанности их к Богу, царю, правительству и ближним; наставляли бы их в правилах чести и трудовой жизни, в случае же неисполнения этого, выбранные эфендии (о назначении коих суд имеет мне донести) обязаны сообщить народному эфендию, который вместе с судьями должен подвергнуть виновного наказанию
Мусульманское книгоиздание в Российской империи
Напечатанный в Казани в 1812 году Коран. Экспозиция Музея истории и археологии Урала
Исламское образование в России
В советское время кадры мусульманского духовенства России в основном готовили в расположенном в Бухаре медресе «Мири-Араб», а также в Ташкентском исламском институте имени имама Аль-Бухари. На территории России в период с 1930-х годов до 1988 года никаких мусульманских образовательных учреждений официально не было.
В 1990-е годы возникали многочисленные самодеятельные кружки, центры по изучению основ ислама. Тысячи молодых мусульман из России отправились на обучение в зарубежные исламские учебные заведения. Возвратившиеся на родину выпускники зарубежных исламских университетов часто предъявляют более жёсткие требования к единоверцам в отношении соблюдения обрядов, подчеркивают «неполноценность» местного ислама. В самой России на средства благотворительных фондов, прежде всего саудовских, были открыты десятки учебных заведений, которые также вели обучение по отличающимся от российских программам.
3 марта 2005 года на заседании Совета муфтиев России было принято решение о создании Совета по исламскому образованию, который принял Единый образовательный стандарт по исламскому религиозному высшему образованию. В нём была дана характеристика специальности «Исламское богословие». При получении этой специальности присваивается квалификация «проповедник-богослов (имам-хатыб), преподаватель».
Вхождение в состав России
Ханская мечеть в Касимове. Рязанская область. 1768 (минарет XVI в.)
Первым мусульманским регионом в России стало Касимовское ханство (1452-1681). Там была возведена Ханская мечеть в Касимове. Мусульманский правитель Касимовского ханства Шигалей принимал участие в завоевании Казанского ханства (1552) в составе войска российского царя Ивана Грозного.
Если завоевание татарских ханств происходило в результате военных действий, то исповедующие ислам башкиры добровольно вошли в состав России (1557), что гарантировало им право свободного исповедания своей веры. Попытка православных миссионеров обратить татар в православие имела ограниченный успех (кряшены). Попытки насильственной христианизации башкир натолкнулись на ожесточенное сопротивление (Башкирское восстание 1681 года).
Присоединение Крыма к Российской империи состоялось в 1783 году.
Исламская культура в России
Президент России В. Путин на открытии нового комплекса Московской соборной мечети, сентябрь 2015 года
Ислам среди российских заключённых
В конце XIX — начале XX веков имели место попытки обновления российского ислама, его реформирования, модернизации жизни мусульман. Инициаторами таких попыток были российские власти, которые стремились интегрировать в состав Российской империи мусульман недавно присоединенных территорий — Средней Азии, Казахстана, Кавказа. На мусульман стали распространять общеимперские законы, ограничивать их самоуправление, компетенцию мусульманских судов. Кроме того, за реформы выступали также мусульманские интеллектуалы, получившие российское образование. В России с конца XIX века появилось и активно действовало движение джадидов, которые выступали за реформы в исламе и сами их проводили (например, создавая новометодные школы).
Российская бюрократия как реформатор мусульманского общества
Российскими чиновниками и учеными в XIX — начале XX веков разрабатывались и частично реализовывались идеи по русификации мусульман, отрыву их от иностранного (прежде всего турецкого) духовного влияния. Важную роль играли переход официального делопроизводства в мусульманских местностях на русский язык, а также обучение мусульман в русских учебных заведениях.
Официальный орган русского правительства в Дагестане газета "Джаридат Дагистан" вынужденно издавалась на арабском языке, поскольку русский язык в Дагестане было малораспространён.
Русский алфавит представляется, с одной стороны, хорошим средством к усвоению инородцами русского языка и русского образования, а где-то к объединению инородцев с русским народом, а с другой стороны, он дал бы русской администрации края возможность охранить кочевое население от татарского или вообще от мусульманского влияния
Попытки обновления ислама снизу
хлопочут об интересах касты.., думая, что народ все ещё остается и должен оставаться быдлом и дойной коровой. Некоторые чалмоносцы, забыв, что они только пастыри, лезут в роль плохого урядника