Родословная

Жизнь коми и карелов на Русском Севере

Как жили коми и карелы – коренные народы Русского Севера? Какими обладали историческими и культурными особенностями?

История Русского Севера

С тем, чтобы понять историю и культуру коми и карел, необходимо взглянуть на само понятие Русский Север. Оно включает в себя территории Вологодской, Архангельской областей и те земли, на которые началась колонизация с XI века. Это место, где жили черносошные крестьяне, обладавшие личной свободой и образованием.

Карелы и коми: коренные жители

Карелы и коми – это родственные народы, представленные также вепсами и саамами. Они появились на этих территориях давно и имеют свои особенности и традиции.

Карелы

Карелы – это народ, населяющий восточную часть Финского залива и окраины Севера. Они известны своими народными песнями, народным танцем карьяла, а также национальными костюмами.

Коми

Коми – народ, проживающий в Приполярье и на северо-западе Урала. Они имеют свой уникальный язык и культуру, включая традиционные национальные праздники и обряды.

Как изменилась жизнь этих народов при Петре I?

При Петре I жизнь коми и карелов также претерпела изменения. Модернизация и централизация влияли на традиционный образ жизни и культуру тех времен.

Привлечение туристов на Русский Север

Чтобы сделать территории коми и карел привлекательными для туристов, необходимо сохранить и продвигать их культурное наследие. Развитие туризма может стать дополнительным источником дохода для местных жителей и способом сохранения уникальных культурных традиций.

Выводы Никиты Башнина позволяют нам увидеть, что культура и история коми и карелов играют важную роль в формировании исторического облика Русского Севера. Сохранение и продвижение их наследия имеет важное значение для будущих поколений.

История взаимоотношений коми и карелов с русскими

История взаимоотношений коми и карелов с русскими крестьянами на Русском Севере богата событиями и изменениями.

Коми и их взаимодействие с русскими

Коми жили изначально на северных территориях со своим укладом и бытом. С приходом славянских племен, начинается постепенная христианизация и установление торговых отношений в период с XI по XV век.

Карелы и их роль на Русском Севере

Карелы являются коренным народом северо-запада, проживавшим между Ладожским и Онежским озерами. Область Корелии в Приладожье играла ключевую роль в их взаимоотношениях с русскими, а также в процессе христианизации и установлении торговых связей.

Промыслы коми и карелов

Основными промыслами, которыми занимались коми и карелы, были охота и рыболовство. С приходом славян принесли на эти земли высококачественное железо, что существенно повлияло на уровень культуры и быта коренных народов.

Культурные и исторические особенности

Сохранение традиционных ремесел, языка, и культурных традиций было характерно для коми и карелов на Русском Севере. Охотничьи традиции, передаваемые из поколение в поколение, по сей день остаются важным элементом их жизни.

Ключевые события для коренных народов

Принятие христианства, начиная с XIII века, оказало значительное влияние на жизнь коми и карелов. Христианизация стала важным этапом в развитии этих народов и имела воздействие на язык, письменность и фиксацию истории в документах.

Русский Север во времена Петра I

Времена Петра I также оказали влияние на жизнь коренных народов на Русском Севере. Реформы Петра и появление Санкт-Петербурга ускорили изменения на этой территории, включая роль Архангельска и русского Севера.

Жизнь на Русском Севере: Культура, Туризм и Выживание

В петровскую эпоху как русское население, так и коренные народы Севера почувствовали усиление налогового давления. Сбор налогов был усилен, собирался более жестко, связано это было с Северной войной и необходимостью пополнения казны. Появилась рекрутская повинность, когда крестьян забирали на службу в армию. Усиление сбора налогов привело к запустению в 1720-х годах, население начало бегство и массовые переселения в Сибирь реагируя на чрезмерный налоговый пресс и рекрутскую повинность.

Характерные черты народов Севера

Характерные черты народов Севера включают стойкость, упорство в достижении целей, и мужественность. Борьба с суровой природой воспитывает сильный и закаленный характер, а также укрепляет связь с природой. Поморы и коми в значительной степени освоили Сибирь, что подчеркивает их способность к адаптации и выживанию на севере.

Способы выживания в сложных климатических условиях

Для выживания в сложных климатических условиях Русского Севера необходимо правильное питание и одежда. Традиционная диета включает оленье мясо, молоко, рыбу, обладающие витаминами и микроэлементами, необходимыми для переживания холода и полярной ночи. Кроме того, адаптированные жилища, например, огромные дома, которые объединяют жилые, хозяйственные и скотные помещения, способствуют выживанию в зимние месяцы.

Популяризация территорий арктических регионов

Сейчас власти арктических регионов уделяют внимание популяризации уникальности местности. Однако, необходимо сохранять и продвигать богатую культуру Севера, включая памятники различных культурных традиций. Утеря культурного наследия угрожает разнообразию исторического контекста региона.

Развитие туризма на русском севере

Для привлечения туристов на Русский Север необходимо создавать ориентиры и центры притяжения, вокруг которых может формироваться туристическая и научная инфраструктура. Это поможет не только популяризировать культуру и историю региона, но и способствует его развитию.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что Русский Север обладает уникальным культурным наследием, потенциалом для туризма и возможностями для выживания в экстремальных природных условиях. Сохранение и развитие этих особенностей станет ключевым фактором для успеха и процветания региона.


Дата: 1 января 2024, 12:00

Image 1

Image 2

Марийцы: история и культура

Марийцы (прежнее официальное название — черемисы), являющиеся аборигенным населением республики, исторически сформировались к концу I первого тысячелетия нашей эры, принадлежат к финно-угорской языковой семье народов.

Распределение населения

Марийцы — народ, живущий в России, коренное население Республики Марий Эл. Марийцы также проживают в соседних областях Поволжья и Урала. Всего в Российской Федерации проживает 604 тысячи марийцев (по данным переписи).

Марийцы делятся на три территориальные группы: горные, луговые (лесные) и восточные. Горные марийцы обитают на правом берегу Волги, луговые — на левом, восточные — в Башкирии и Свердловской области.

История и развитие

Этнический облик и особенности марийской культуры оформились во второй половине первого тысячелетия н.э. Первое упоминание о марийцах относится к середине X века, в письме хазарского кагана Иосифа. Формирование марийского этноса началось в первой половине I тысячелетия нашей эры и завершилось в IX – XI вв. Соседями марийцев стали русские, булгары и другие народы.

Важные исторические события

В 1236 – 1242 гг. Восточная Европа подверглась мощному монголо-татарскому нашествию. Марийцы подчинялись Золотой Орде через булгарских феодалов и ханских даруг. В октябре 1552 года часть марийцев приняли присягу на верность московскому царю, однако уже в декабре началось национально-освободительное движение, известное как черемисские войны. В результате в мае 1557 года марийцы приняли присягу верности русскому государству. Интеграция Марийского края в состав Российского государства завершилась в конце XVI века.

Читайте также:  Основы религиозных культур и светской этики

Современность

В республике активно сохраняются традиции, исходящие из давних времен. Марийцы — единственный народ в Европе, который сумел сохранить свою исконную языческую религию практически в неизменном виде.

Создание автономии

В феврале 1920 года был поднят вопрос о создании марийской территориальной автономии по инициативе Центрального отдела мари при Наркомате по делам национальностей. 4 ноября 1920 года Всероссийский национальный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров приняли декрет об образовании Марийской автономной области (МАО) в состав РСФСР, куда вошло почти половина марийского населения страны. В последующем территория автономии была расширена, включив еще 12% марий.

Уже к концу I — началу II тыс. н.э. носило комплексный характер, но главным было земледелие. В IX-XI вв. марийцы переходят к пашенному земледелию. Паровое трехполье с унавоженными парами у марийских крестьян утвердилось в XVIII в. Наряду с трехпольной системой земледелия до конца XIX в. сохранялись подсечно-огневая и переложная. Марийцы возделывали зерновые (овес, гречиха, ячмень, пшеница, полба, просо), бобовые (горох, вика), технические (конопля, лен) культуры. Иногда на полях, помимо огородов на усадьбе, сажали картофель, разводили хмель. Огородничество и садоводство носило потребительский характер. В традиционный набор огородных культур входили: лук, капуста, морковь, огурец, тыква, репа, редька, брюква, свекла. Картофель стали культивировать в первой половине XIX в. Помидоры начали разводить в советское время.

Садоводство получает широкое распространение с середины XIX в. в правобережье Волги среди горных марийцев, где были благоприятные климатические условия. Садоводство у них имело товарное значение.

Поселения и жилища

У марийцев издавна сложился приречно-овражный тип расселения. Древние места их обитания располагались по берегам крупных рек — Волги, Ветлуги, Суры, Вятки и их притоков. Ранние поселения, по археологическим данным, существовали в виде укрепленных городищ (карман, ор) и неукрепленных селищ (илем, сурт), связанных родственными узами. Поселения были малодворными, что характерно для лесной полосы. Вплоть до середины XIX в. в планировке марийских поселений преобладали кучевые, беспорядочные формы, унаследовавшие ранние формы расселения семейно-патронимическими группами. Переход от кучевых форм к рядовой, уличной планировке улиц происходил постепенно в середине — второй половине XIX в.

Интерьер дома был прост, но функционален, по боковым стенам от красного угла и стола располагались широкие лавки. На стенах подвешивались полки для посуды и утвари, перекладины для одежды, в доме было несколько стульев. Жилое помещение условно делилось на женскую половину, где находилась печь, мужскую — от входной двери до красного угла. Постепенно интерьер менялся — увеличивалось количество комнат, стала появляться мебель в виде кроватей, шкафов для посуды, зеркала, часы, табуретки, стулья, фотографии в рамках.

Численность и ареал

Всего: 557 000 чел.

Регион 2002 2010 2021

604 298 547 605 423 803

Башкортостан 105 829 103 658 84 988

38 390 29 598 18 766

27 863 23 801 13 995

18 787 18 848 15 666

8985 8067 5983

Ханты-Мансийский автономный округ 7309 7289 4982

7757 6415 2919

— 4121 1955

— 4121 2904

Казахстан 4416 (2009) — —

Украина 4130 (2001) — —

Белоруссия — 416 (2009) —

Латвия — — 229

Эстония — — 225

Марийский язык относится к финно-угорской семье языков. Марийскому языку около двух тысяч лет, он сформировался в начале I тыс. н. э. В нем сохранились древние слова финно-угорского праязыка III-II тыс. до н.э., индоевропейского, индоиранского, скифо-сарматского, сармато-аланского, балтийского происхождения.

В 1920-е гг. марийский язык приобрел государственный статус» стал официальным языком областных и местных органов управления, делопроизводства, общественной жизни. Расширился выпуск газет и журналов, книг на марийском языке. Принятие Верховным Советом Марийской АССР 22 октября 1990 г. «Декларации о суверенитете», Закона «О государственных языках».

Выделяются четыре наречия: горное (правобережье и часть левобережья Волги), луговое (междуречье р. Б.Кокшаги и р. Вятки), восточное (к востоку от р. Вятки) и северо-западное (междуречье верховьев р. Ветлуги и среднего течения р. Вятки).

В 2020 г. 258,7 тыс. марийцев говорили на родном языке. При последней переписи населения о владении марийским языком высказались на 192 тыс. человек меньше, чем 10 лет назад.

Народные календарные праздники

Первоначальной основой праздничного календаря была трудовая практика людей, прежде всего земледельческая, поэтому календарная обрядность марийцев имела аграрный характер. Календарные праздники были тесно связаны с цикличностью природы и соответствующими этапами сельскохозяйственных работ.

Значительное воздействие на календарные праздники марийцев оказало христианство. С внедрением церковного календаря, народные праздники были приближены по срокам к православным праздникам: Шорыкйол (Новый год, Святки) — к Рождеству, Кугече (Великий день) — к Пасхе, Сÿрем (праздник летнего жертвоприношения) – к Петрову дню, Угинде (праздник нового хлеба) — к Ильину дню и т.д. Несмотря на это, древние традиции не забывались, уживались с христианскими, сохраняя свой исконный смысл и структуру. Сроки прихода отдельных праздников продолжались исчисляться по-старому, с использованием лунно-солнечного календаря.

Художественные традиции народа издавна существовали в форме различных видов и жанров народного декоративного искусства. Свое стремление к красоте, богатство творческой фантазии марийский народ проявлял в оформлении предметов быта и ритуала, одежды, в мелкой пластике и ювелирных украшениях. Начальный этап изобразительного искусства в Марийском крае был связан с обращением исследователей, художников к этнографии, культуре и быту народа.

Марийский край богат талантливыми людьми. Стали известны далеко за пределами республики имена многих классиков марийской культуры. Именно Марийский край подарил России творчество композитора Андрея Яковлевича Эшпая и поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958). Основоположниками современного марийского искусства стали писатель Сергей Григорьевич Чавайн (Григорьев) (1888-1937) и композитор Иван Степанович Ключников-Палантай (1886-1926). Обогатили марийскую культуру своими произведениями Николай Арбан, Олык Ипай, Тыныш Осып, Шабдар Осып, Яныш Ялкайн и др. Всемирно известен Йыван Кырля, киноактер и поэт.

Родословная

Сделал полное секвенирование генома через предприятие оказался роднёй потомков Каринских князей – в районе 11 века был общий предок по прямой мужской линии.

Вот что мне об этом написал известный генеолог Владимир Волков

"Линия N1b каринских князей явно сибирского происхождения. Удмуртов из этой линии очень мало. У нас в Томске есть выборка Таким образом, эти удмурты, скорее всего потомки княжеской династии, пришедшей из Сибири."

Выходит что я один из удмуртов по отцу из этой линии, а ещё в линии есть бесермянин.

А ведь именно в 11 веке Атаманов помещает начало Арского княжества. В. Е. Владыкин и М. В. Гришкина предполагают, что арские князья (ары, аряне — булгаро-татарское наименование удмуртов) были по своему происхождению южными удмуртами, в золотоордынское, а, возможно, и в булгарское время в качестве выделившейся патриархально-родовой верхушки прошли этап мусульмамизации и усвоили язык господствующего татарского этноса. В силу исторических обстоятельств часть из них вместе с подвластными южными удмуртами-арянами и родственной им группой населения левобережья Волги, которую источники называют «чувашой», а позднее — «бесермянами», оказались на Вятке 4.

Читайте также:  Мбоу сош № 92

В 1489 г. Вятская земля окончательно вошла в состав Великого княжества Московского, аряне были приведены к «роте». Арские князья вместе с русской феодальной верхушкой были выведены в Москву. Но, очевидно, великокняжеская власть предпочла использовать в своих интересах их влияние на коренное нерусское население, поэтому вскоре Иван III «арських князей пожаловал, отпустил их в свою землю»

Субъект Российской Федерации

Входит в Приволжский федеральный округУральский экономический район

Председатель правительства Ярослав Семёнов

Председатель Госсовета Владимир Невоструев

История и география

Дата образования 4 ноября 1920

Часовой пояс MSK+1 (UTC+4)

Крупнейшие города Ижевск, Воткинск, Сарапул

Конфессии в основном православные

Код субъекта РФ 18

Телефонный код 388x и 388xx

Код автом. номеров 04

Медиафайлы на Викискладе

Столица — город Ижевск.

В 1489 году в со­ста­ве Вят­ской зем­ли северная часть ре­гио­на во­шла в со­став Русского государства, южная часть на­хо­ди­лась в со­ста­ве Ка­зан­ско­го хан­ст­ва до его при­сое­ди­не­ния к Русскому государству в 1552 году. Бла­го­да­ря вклю­че­нию всей тер­ри­то­рии рас­се­ле­ния вотя­ков (уд­мур­тов) в со­став Русского государства в конце XVI — начале XVII века про­изош­ла их кон­со­ли­да­ция как эт­но­са. Со 2-й половины XVI века на­ча­лось мас­со­вое за­се­ле­ние ре­гио­на рус­ски­ми.

В 1708-27 годы ре­ги­он вхо­дил в со­став Си­бир­ской гу­бер­нии (с 1719 года в её Вят­скую провинцию) и Ка­зан­ской гу­бер­нии (с 1719 года в её Ка­зан­скую провинцию). В 1727-80 года Вят­ская провинция вхо­ди­ла в Ка­зан­скую губернию. С середины XVIII века на­ча­лось мас­со­вое об­ра­щение уд­мур­тов в хри­сти­ан­ст­во (к концу XVIII века боль­шин­ст­во из них при­ня­ли кре­ще­ние). В 1774-75 года на­се­ле­ние ре­гио­на уча­ст­во­ва­ло в вос­ста­нии Пу­га­чё­ва. В 1780—1920 года ре­ги­он вхо­дил в со­став Вят­ской гу­бер­нии (до 1796 года Вят­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во).

По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года на тер­ри­то­рии современной Удмуртии по­лу­чи­ло раз­ви­тие дви­же­ние за национальное са­мо­оп­ре­де­ле­ние. 26 июня 1918 года в Ела­бу­ге со­сто­ял­ся 1-й Все­российский съезд уд­мур­тов, а в сентябре 1919 года на 2-м Все­российском съез­де уд­мур­тов в Са­ра­пу­ле бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии в го­ро­де Центрального ко­мис­са­риа­та по де­лам уд­мур­тов.

Дек­ре­том ВЦИК и СНК РСФСР от 04.11.1920 года об­ра­зо­ва­на Вот­ская АО. Центр — г. Гла­зов, с 10.06.1921 года Ижевск. Дек­ре­том ВЦИК от 08.12.1921 года ут­вер­жде­но административно-территориальное де­ле­ние Вот­ской АО на 5 уез­дов: Гла­зов­ский, Де­бёс­ский, Ижев­ский, Мож­гин­ский и Сел­тин­ский (26.11.1923 года уп­разд­нён Де­бёс­ский уезд, 28.07.1924 года Сел­тин­ский уезд). С соз­да­ни­ем ав­то­но­мии ста­ла бы­ст­ро раз­ви­вать­ся национальная удмуртская куль­ту­ра (драматургия, театр, ли­тература, изобразительное искусство). С 1920-х годов ве­лась боль­шая ра­бо­та по борь­бе с не­гра­мот­но­стью, важ­ную роль в про­све­ще­нии иг­ра­ло ос­но­ван­ное в 1921 году изд-во «Удкнига». Ста­тус го­ро­да по­лу­чи­ли Мож­га (1926 год) и Кам­бар­ка (1945 год). Поста­нов­ле­ни­ем Пре­зи­диу­ма ВЦИК от 15.07.1929 года вве­де­но рай­он­ное де­ле­ние (в 1929-34 года рай­оны на­зы­ва­лись ёро­са­ми). В 1929-34 года Вот­ская АО вхо­ди­ла в Ни­же­го­род­ский (с 1932 года Горь­ков­ский) край, по­ста­нов­лени­ем ВЦИК от 01.01.1932 года пе­ре­име­но­ва­на в Удмуртскую АО.

Рейтинговая оценка Удмуртской республики в России (январь — декабрь 2022 года):

Удмуртия находится на востоке Русской равнины, в европейском Приуралье, в междуречье Камы и её правого притока Вятки. На западе и севере Удмуртская Республика граничит с Кировской областью, на востоке — с Пермским краем, на юго-востоке — с Республикой Башкортостан, на юге и юго-западе — с Республикой Татарстан.

Столица Удмуртской Республики — город Ижевск, в котором проживает 623,5 тыс. человек.

Закамские удмурты, национальные

На удмуртской земле в мире и согласии живут люди более чем 100 национальностей.

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года: русских — 62,2 %, удмуртов — 28 %, татар — 6,7 %.

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

Славянская колонизация Вятской земли, колонизация Вятки — процесс заселения бассейна реки Вятки и её главного притока Чепцы, позднее — верховьев Камы. Проходила в два этапа: в XII-XV веках выходцами из Новгородской земли и Ростовского княжества, и в XVI- XVIII веках. Второй этап связан с деятельностью монастырей и освоением глубинных районов Вятского края.

В процессе заселения возникают селища и городища, объединившиеся в Никулицынскую, Котельническую и Пижемскую волости. После монгольского нашествия они создают единое государство — Вятскую вечевую республику и центром в городе Вятка. Позднее возникают города Орлов, Слободской.

Вятка до славян

Волго-Вятский регион X век.

Перед началом славянской колонизации на территории Вятки проживают коренные финно-угорские народности: марийцы, удмурты, коми и пермяки. Ранее они именовались соответственно черемисами, вотяками, зырянами и чудью.

Основная масса удмуртских племён населяла Вятско-Камское междуречье от реки Чепцы на севере до средней Камы на юге. Удмурты разделялись на две группы: северную, живущую в бассейне Чепцы, и южную, населявшую правобережье средней Камы. Центральная часть удмуртской земли была заселена слабо.

Марийские племена занимали вятско-ветлужское междуречье и высокое правобережье Волги от низовьев реки Суры до устья Оки. Условия жизни разделили марийцев на две группы: горных и луговых. Последние занимали вятско-ветлужский край. Племена коми и чуди не составляли компактного населения, и проживали небольшими группами в северных районах Вятского края и в верховьях Вятки и Камы.

Удмурты и марийцы находились на стадии разложения патриархально-родового строя и зарождения феодальных отношений. Главной отраслью их экономики было сельское хозяйство. Судя по археологическим данным, у них существовало пашенное земледелие на основе подсечно-огневой и переложной системы.

При полном господстве натурального хозяйства удмурты и марийцы начинали втягиваться в торговлю. Существовал межплеменной обмен, устанавливались связи с Русью, Хазарией и Волжской Булгарией. Однако эта торговля носила односторонний характер. Иноземные купцы проникали по рекам в поселения удмуртов и марийцев и скупали у них пушнину, мёд, воск, шкуры и другие товары в обмен на золотые и серебряные изделия, оружие, шёлковые ткани и прочие ценные вещи. Эта торговля носила в основном меновой характер, но частично расчёты производились и на деньги.

Обстановка, сложившаяся на Руси в начале II тысячелетия нашей эры, благоприятствовала проникновению восточнославянского населения на европейский Северо-Восток. Освоение новых земель сопровождалось соперничеством между новгородцами и ростовчанами. Последним удалось на протяжении второй половины XII — начала XIII в. закрепиться в верховьях Северной Двины и Волго-Вятском междуречье, где были построены крепости Городец, Гледен, Унжа, Нижний Новгород. Поэтому освоение бассейна р. Вятки явилось закономерным звеном в процессе русской колонизации.

Читайте также:  Проведение открытых уроков по выбору модулей предметной области орксэ

Общерусский характер археологических находок, диалектная пестрота словарного состава вятского говора, этнографические и топонимические данные свидетельствуют юб участии в освоении бассейна р. Вятки представителей различных восточнославянских племен — словен, кривичей, вятичей. Преобладающими были выходцы из Новгородской и Ростово-Суздальской земель, во второй половине XIII в. на Вятке появились южнорусские переселенцы, с середины XIV в. — нижегородцы, а в XV—XVI вв. усиливается приток населения из Двинской и Устюжской земель.

Русские поселения охватывают вятский бассейн от устья р. Летки до р. Пижмы. Отдельные древнерусские находки обнаружены на Нижней Вятке. Имели место как стихийная крестьянская колонизация, так и целенаправленное освоение территории, сопровождавшееся строительством городов и крепостей.

Основание Вятских городов

Археологические памятники Вятской земли

Согласно повести, другой отряд новгородцев в 1181 году захватывает черемисский город Кокшаров и основывает на его месте Котельнич. Однако, финно-угорских находок во время раскопок в Котельниче практически не обнаружено. Топонимы, близкие Кокшарову, в окрестностях города также отсутствуют.

Скопление топонимов «Кокша», «Какша», «Кокшага» близ реки Пижмы позволяют искать легендарный Кокшаров именно в этом районе. Не исключено, что им было Пижемское городище, расположенное около устья реки Пижмы. В нём обнаружены близкие по времени финно-угорские и древнерусские изделия.

Улица Хлыновского кремля конца XIV — начала XV вв.

Повестью это событие датируется 1199 годом. В русских летописях топоним Вятка впервые фигурирует под 1374 годом, а как город упоминается в «Списке русских городов дальних и ближних», составленным в 1394-1396 гг. Топоним Хлынов впервые упомянут лишь в 1457 году.

Русские земли в 1389 году.

В 1489 году Вятская республика была завоёвана Русским государством.

Поход на Вятку возглавлял московский воевода Даниил Васильевич Щеня.

Последующий за присоединением к Русскому государству этап XVI- XVIII веков связан с деятельностью монастырей и освоением глубинных районов Вятского края.

Губернатор Александр Валентинович Соколов

ПредседательЗаконодательного Собрания Роман Александрович Береснев

Крупнейшие города Киров, Кирово-Чепецк, Слободской, Котельнич, Вятские Поляны и др.

Национальности русские, татары, марийцы, удмурты

Код ISO 3166-2

Код субъекта РФ 43

Административный центр — город Киров.

Другие крупные города Кировской области — Кирово-Чепецк, Слободской, Вятские Поляны, Котельнич, Омутнинск, Советск. Административное деление области включает 24 муниципальных районов, а также пять городов областного подчинения и одно закрытое административно-территориальное образование федерального подчинения — Первомайский.

Кировская область граничит с девятью субъектами Российской Федерации (больше, чем любой другой субъект России): на востоке с Пермским краем и Удмуртией, на севере — с Республикой Коми и Архангельской областью, на западе — с Вологодской, Костромской и Нижегородской областями, на юге — с республиками Марий Эл и Татарстан.

Образована 7 декабря 1934 года как Кировский край путём разделения Горьковского края, а с 5 декабря 1936 года в соответствии с новой конституцией СССР — как Кировская область. Исторически области предшествовала Вятская губерния, образованная в 1780 году.

Гнездовая колония чёрной крачки у посёлка Коминтерновский

Площадь — 120 374 км².

Рельеф области — всхолмлённый с общим наклоном поверхности с северо-востока на юго-запад. Разница абсолютных высот составляет 281 м (от 56 м до 337 м). В центральной части области расположены Вятские Увалы, на северо-востоке — Верхнекамская возвышенность, на севере — Северные Увалы.

Климат умеренно континентальный. Близость к Северному Ледовитому океану обусловливает возможность вторжения холодного воздуха. Отсюда сильные морозы зимой, заморозки и резкие похолодания в летние месяцы.

В среднем за год относительная влажность воздуха 75—79 %. С октября по февраль средние месячные значения влажности — 81—89 %. В переходные месяцы года (март, сентябрь) она колеблется от 74 % до 85 %. Наиболее сухой воздух с влажностью 61—68 % бывает в мае — июне.

Область относится к зоне достаточного увлажнения. Осадки идут каждый второй день. В среднем за год по области выпадает 500—680 мм, на севере — 590—680 мм, на юге — 500—550 мм. 60—70 % осадков приходится на тёплое время года.

Основу природно-ресурсного потенциала области составляют лес (в основном хвойные породы), фосфориты, торфяники, пушнина, водные и земельные ресурсы. Встречается исключительно редкий минерал волконскоит. Широко распространены месторождения торфа. Велики запасы нерудного минерального сырья: известняков, мергелей, глин, песков и гравия. В последние десятилетия на востоке области выявлены незначительные промышленные запасы нефти, а также залежи бентонитовых глин. В Верхнекамском районе находится крупнейшее в Европе Вятско-Камское месторождение фосфоритов. Область богата минеральными источниками и лечебными грязями. На территории Кумёнского района находится известный курортный посёлок Нижнеивкино, куда на лечение и отдых приезжают жители Кировской области и других регионов России.

Особо охраняемые природные территории

Состояние атмосферного воздуха по Кировской области стабильное. Наиболее интенсивное загрязнение отмечается на территории сосредоточенности промышленных предприятий и интенсивного движения транспортных средств.

Вода в реке Вятке, бассейн которой занимает большую часть территории области, отличается повышенным содержанием железа, имеющего природный характер. Наиболее высокие концентрации вредных веществ сосредоточены на участке от города Слободского до города Кирова.

В 2007 году утверждён «Перечень потенциально-опасных и критически важных объектов Кировской области», в который включено 65 объектов, из них 3 химически опасных объекта 3 класса опасности: завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химкомбината, завод полимеров Кирово-Чепецкого химкомбината и комплекс объектов по хранению и уничтожению химического оружия «Марадыковский» в Оричевском районе.

14 января 1929 года постановлением президиума ВЦИК на территории Нижегородской и Вятской губерний, а также незначительных территорий Владимирской и Костромской губерний создаётся Нижегородская область. 15 июля 1929 года образован Нижегородский край (с 1932 года — Горьковский), куда вошли Нижегородская область, Вотская (с 1932 года — Удмуртская) и Марийская автономные области и Чувашская АССР.

Территория бывшей Нижегородской области поделена на 4 округа — Вятский, Котельнический, Нижегородский и Нолинский. В 1930 году округа упразднены, районы переданы в прямое подчинения краевых властей. В 1930—1934 годах проводится политика по разукрупнению регионов.

7 декабря 1934 года одновременно с переименованием города Вятки в Киров на территории Горьковского края выделяется Кировский край, куда вошли 37 районов Горьковского края, Удмуртская АССР, а также Воткинский и Сарапульский районы Свердловской области.

7 декабря 1936 года в преддверии принятия Конституции РСФСР 1937 года из состава Кировского края выходит Удмуртская АССР, сам Кировский край переименован в Кировскую область. 22 октября 1937 года постановлением ВЦИК из Кировской области в Удмуртскую АССР переданы Воткинский, Сарапульский, Каракулинский и Киясовский районы. В 1941 году в состав Кировской области из Архангельской области переданы Опаринский, Лальский и Подосиновский районы.

Систему органов государственной власти Кировской области составляют (согласно Уставу области):

Троицкая церковь в слободе Макарье — характерный пример вятского барокко

Национальный состав населения

Согласно переписи населения 2010 года:

Населённые пункты с численностью населения более 6 тысяч человек

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *