Информация о выборе модуля орксэ

Основы православной культуры и Закон Божий

У этого термина существуют и другие значения, см. ОПК (значения).

Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики

Информация о выборе модуля орксэ

Со стороны религиозных объединений

Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.

Информация о выборе модуля орксэ

Основы иудейской культуры

Модуль знакомит с основами иудаизма, раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея, его поведения и влиянии на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам. Показывает жизнь евреев в России.

Информация о выборе модуля орксэ

Основы буддийской культуры

Модуль знакомит с основами буддийской культуры, учением, ценностями, книгами, ритуалами, праздниками, искусством буддизма. Помогает сформировать представление о буддизме как традиционной религии России.

Информация о выборе модуля орксэ

Основы исламской культуры

Модуль знакомит с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся изучают жизнь пророка Мухаммада, основы ислама и исламской этики, обязанности мусульман. Большое внимание уделено искусству ислама и жизни мусульман в современной России.

Информация о выборе модуля орксэ

Всероссийская олимпиада по Основам православной культуры

Школьный этап проводится в октябре. Работы проверяет жюри олимпиады. Муниципальный этап в ноябре, региональный в декабре-январе, заключительный — в апреле в Москве.

Основы светской этики

Модуль подскажет детям решение многих проблем, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, нравственными людьми.

Информация о выборе модуля орксэ

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесенные в спам-лист.

Основы православной культуры в школе: почему это важно?

Современные школьники должны быть знакомы с православной культурой, которая является фундаментом российской государственности и культуры. Модуль Основы православной культуры из предмета Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) призван формировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности.

Значение модуля Основы православной культуры

Предмет направлен на передачу ценностей христианской морали, основанной на традиционных понятиях нравственности, достоинства, долга и чести гражданина. Содержание модуля не только знакомит с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства, такими как церковное пение, иконопись, храмовая архитектура и другие аспекты.

Почему стоит изучать православную культуру

Изучение православной культуры не только обогащает знания школьников о культурном наследии страны, но также способствует формированию добрых и ответственных граждан. Дети, изучающие этот модуль, узнают о нравственных принципах, исторических и культурных традициях своей Родины.

Как выбрать модуль Основы православной культуры для своего ребенка

Родителям предлагается собраться на собраниях в школах, где им будет представлена информация о шести модулях, включенных в предмет ОРКСЭ. Родителям важно понимать цель и задачи изучения православной культуры, чтобы принять осознанное решение о выборе модуля для своего ребенка.

Важно помнить, что изучение православной культуры не связано с пропагандой какой-либо религии, а является культурологическим предметом, способствующим всестороннему развитию личности.

Выбирая модуль Основы православной культуры для своего ребенка, вы даете ему возможность погрузиться в уникальный мир российской православной культуры и искусства, что будет полезно для его развития и обогащения знаний о нашей стране.

Информация о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики

В 4-х классах образовательных организаций Российской федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики, включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

  1. Основы исламской культуры
  2. Основы буддийской культуры
  3. Основы иудейской культуры
  4. Основы мировых религиозных культур

Цель и задачи

Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“.

Информация о выборе модуля орксэ

Информация о выборе модуля орксэ

Вопросы и ответы

Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.

Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.

Школа в России: светское учреждение

Школа в России является светским учреждением, поэтому во время учебного процесса не допускается политическая пропаганда, внушение каких-либо религиозных убеждений и прочее. Это закреплено в Федеральном Законе Об образовании в Российской Федерации, а именно в статье 48 Обязанности и ответственность педагогических работников.

Возрастные особенности

В 10-11 лет дети начинают задаваться вопросами о взрослении, ценностях, поиске самопознания и своего места в мире. Важно, чтобы воспитательный потенциал предмета основывался на доверительных отношениях между учеником и учителем, к которому ребенок привык за первые годы обучения. Предмет Основы религиозных культур и светской этики помогает подготовить детей к изучению гуманитарных предметов в основной школе, таких как история и обществознание.

Памятка для родителей

Выбор модуля

План-график проведения родительских собраний по выбору модулей курса ОРКСЭ на 2024-2025 учебный год МБОУ СОШ№92:

  • Ответственный за проведение: Ознакомление с содержанием курса ОРКСЭ
  • Выбор модулей: Информация о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся 3 классов модулей учебного курса Основы религиозных культур и светской этики на 2023-2024 учебный год.

Процесс выбора модулей

На родительских собраниях в 3 классах были представлены следующие модули:

  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики

Родители смогли задать вопросы, ознакомиться с модулями и сделать свой выбор.

Информирование родителей

Для обеспечения свободного и добровольного выбора модулей, родителям предоставлена подробная информация о курсе ОРКСЭ и их праве выбрать один из модулей для изучения своего ребенка. Презентации о каждом модуле проводились для родителей с приглашением представителей религиозных организаций для более глубокого понимания темы.

Методические рекомендации

Для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны методические рекомендации по реализации учебного курса Основы религиозных культур и светской этики и предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Предмет включает шесть модулей, из которых ученики или их родители выбирают один для изучения.

Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Цель изучения модуля— систематическое изучение православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях. Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности». Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.

Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама.

Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.

Читайте также:  Каким он будет и всем ли нужен

Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий.

Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматриваетосвоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».

Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа»,«Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».

Модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религияхмира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственногосамосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований.

Всю информацию можно получить на официальном сайте ОРКСЭ http://orkce.apkpro.ru/

Согласно решениям органов государственной власти Российской Федерации (поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и др.) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введено преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — курс ОРКСЭ), состоящего из шести учебных модулей (далее — модули ОРКСЭ):

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

С целью недопущения нарушений прав родителей на выбор со стороны работников органов управления образованием, образовательных учреждений решениями федерального Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах курса ОРКСЭ, Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России подготовлены методические материалы, включающие следующие указания: «Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие органа самоуправления образовательного учреждения.

С 2012 г. исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступает в силу с 1 сентября 2013 г.):

«1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей с образовательной программой, проведением специальных родительских собраний по выбору модулей ОРКСЭ может потребоваться индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён органом самоуправления в школе с участием представителей родительского сообщества.

Согласно указанным материалам Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России, администрации образовательного учреждения рекомендуется следующая последовательность действий по осуществлению родителями свободного, добровольного, информированного выбора учебного предмета для изучения их ребёнком.

2.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) о содержании образования по курсу ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся.

Организация выбора в образовательном учреждении должна быть рассмотрена на заседании органа самоуправления образовательного учреждения (школьного совета и др.) с участием руководителя учреждения.

Решением органа самоуправления или администрации в образовательном учреждении должен быть назначен представитель администрации, ответственный за организацию и проведение выбора.

Не менее чем за неделю до даты проведения родительских собраний до родителей учащихся должна быть доведена Информация о преподавании в 4-х классах общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики (приложение № 1).

Информация может быть передана родителям лично, через учащихся или дистанционно.

Классные руководители должны проверить доведение информации до всех родителей (законных представителей) учащихся в своём классе. Одновременно следует выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительских собраниях и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, возможные затруднения, проблемные ситуации, в случае их наличия с отдельными родителями.

О таких проблемных ситуациях следует известить администрацию и по возможности подготовиться к ним, принять превентивные меры, в том числе предварительно пообщаться с родителями школьников, чтобы к проведению родительских собраний такие ситуации были максимально исключены.

Читайте также:  Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Следует особо указать на недопустимость при общении с родителями склонять их к какому-либо определённому выбору под любыми предлогами (удобство для школы, для класса, отсутствие возможностей обеспечить их выбор, указания от управлений образования, отсутствие подготовленных учителей и др.). Такие действия недопустимы для всех работников образовательного учреждения, органов управления образования, любых иных лиц. Даже в случае просьб со стороны родителей «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство, устанавливающие исключительную ответственность родителей за выбор (см. выше), воспитание своих детей. В этом случае возможен только один совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка и его личные интересы.

В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что решение о его преподавании вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается. Предлагаемый выбор позволяет учесть возможные запросы граждан, родительского сообщества, поэтому отказ от изучения всех модулей курса ОРКСЭ не может быть обоснован рациональными аргументами.

2.2. Основной этап. Проведение родительского собрания.

Следует заранее определить даты проведения родительских собраний в классах, в которых запланировано преподавание, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей (приложение № 1).

На родительском собрании класса должны быть заранее приглашены и присутствовать: родители всех учащихся в классе; представитель администрации (директор или заместитель директора); классный руководитель; педагог или педагоги, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса; представитель родительского комитета школы, Управляющего совета и др.; официальные представители соответствующих религиозных организаций из числа представленных в Координационном совете города Москвы по введению ОРКСЭ, выразившие желание участвовать в собрании.

Возможно проведение единого собрания родителей в нескольких (двух и более) классах с родителями всех учащихся по списку. В этом случае протоколы всё равно должны быть оформлены по каждому классу на основе заявлений родителей каждого класса.

Вести собрание должен представитель администрации (директор, заместитель директора).

Регламент родительского собрания рекомендуется построить по следующему плану:

  1. вводное выступление представителя администрации;

  2. представление родителям содержания образования. Должны быть представлены все модули комплексного курса вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. В представлении родителям конфессиональных модулей могут принимать участие официальные представители соответствующих религиозных конфессий.

Представление по каждому модулю может включать краткий рассказ о соответствующей религиозной традиции, образовательных и воспитательных задачах данного модуля, связи его содержания с содержанием других модулей комплексного курса. Следует отметить единую ценностную основу всего комплексного курса, ориентированную на культуру и традиции народов России, российскую культуру, российские гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение мировоззренческих различий, национальных и культурных особенностей, достоинства личности в нашем обществе.

В представлении модулей могут использоваться только учебники по модулям ОРКСЭ, включенные в Федеральные перечни учебников, а по религиозным культурам желательно с учётом наличия их конфессиональной экспертизы.

  1. представление ведущим собрания учителей, которые предполагаются в качестве преподавателей.

  2. ответы на вопросы родителей, уточнения.

  3. заполнение родителями личных заявлений (приложение 2). Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы родителям на собрании. В заявлении должно быть вписано от руки родителями (по крайней мере, одним из родителей): сокращённое название общеобразовательного учреждения, например ГБОУ СОШ № 27 или ГБОУ ЦО № 1482; фамилия и инициалы директора; класс, в котором обучается их ребёнок; фамилия и имя их ребёнка; название выбранного модуля; дата; личная подпись (подписи) с расшифровкой.

Допускается предварительный сбор заявлений на данных бланках от родителей, которые могут отсутствовать в период выбора по уважительным причинам. В этом случае классный руководитель должен получить бланки заявлений от ответственного за выбор в учреждении и передать их родителям заранее лично или через ребёнка, пообщаться с родителями в случае, если у них есть вопросы по выбору, содержанию образования и другим темам, получить от них заполненный бланк, убедиться в правильности его заполнения и передать его представителю администрации, ответственному за выбор, который должен сохранить его до подведения общих результатов. Ответственный представитель администрации при необходимости должен оказывать помощь классному руководителю в общении с родителями, ответах на их вопросы, решении возможных конфликтных ситуаций;

  1. сдача родителями заявлений классным руководителям, сверка ими числа заявлений по заранее подготовленному списку каждого класса.

В случае отсутствия на собрании родителей отдельных учащихся необходимо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления. Оформление таких отдельных заявлений может быть проведено в администрации школы ответственным представителем администрации, который вместе с классными руководителями должен обеспечить сбор всех заявлений.

2.3. Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации в органы управления образования.

По каждому классу на основе данных выбора должен быть оформлен отдельный протокол родительского собрания класса (приложение 3).

Данные по выбору в правом столбце должны быть даны в численной форме, с дублированием их в письменной форме в скобках, например: 12 (двенадцать), 21 (двадцать один), 5 (пять) и т. п.

При отсутствии выбора одного или нескольких предметов (модулей) следует указать в соответствующей строке: 0 (ноль).

Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса.

В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки, в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до передачи данных в органы управления образования.

Данные протоколов по каждому классу должны точно соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе.

После сбора всех заявлений на собраниях и добора заявлений от отсутствовавших родителей в администрации оформляется лист сводной информации образовательного учреждения (приложение 4).

Лист сводной информации подписывается руководителем (директором) образовательного учреждения и председателем родительского комитета образовательного учреждения, скрепляется печатью учреждения.

Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК

Такое решение может быть принято на уровне администрации школы по предварительному согласованию с родителями.

Сколько классов длится обучение ОРКСЭ?

Предмет ОРКСЭ изучается только в 4-м классе в объеме 34 часа в год, то есть 1 час в неделю.

Можно ли делегировать выбор модуля учителю или директору?

Выбор одного из модулей ОРКСЭ по закону осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, определять без учета мнения родителей ребенка, какой именно модуль он будет изучать.

Может ли мой ребенок изучать несколько модулей одновременно, можно ли поменять модуль в процессе обучения и как это будет происходить?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. В исключительных случаях родители (законные представители) могут изменить свой выбор модуля после подведения итогов родительских собраний. Для этого родители должны письменно обратиться к директору школы. Решение об удовлетворении такого заявления принимается директором по согласованию с педагогами, которые будут преподавать выбранный модуль. Изменение выбора оформляется новым заявлением родителей, которое хранится в школе вместе с первоначальным заявлением.

Позиция президента Д. А. Медведева по вопросу преподавания ОПК

Предмет ОРКСЭ является обязательным для изучения в 4-м классе. Согласно нормативным документам, с 1 сентября 2012 года изучение предмета ОРКСЭ введено во всех образовательных организациях РФ, поэтому отказаться от него нельзя.

Читайте также:  1 мораль нравственная культура 2 искусство его основные функции 3 религия мировые религии роль религии в жизни общества

Что делать, если я категорически против любого из этих модулей?

Придется пересмотреть свое мнение. Данная позиция препятствует получению ребенком права на образование, что является нарушением Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации». Вы можете познакомиться с преподавателями, посмотреть учебники и, возможно, смените гнев на милость.

Шесть модулей на выбор

Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.

В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.

Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.

Откуда берутся преподаватели ОРКСЭ, в частности ОПК, и что делать, если у нас в школе их нет?

В педагогических вузах и колледжах действительно этому не учат. Вести учебные модули ОРКСЭ могут учителя, которые прошли обучение на курсах повышения квалификации и имеют документ установленного образца. Директор заранее направляет на обучение педагога, которого планируется поставить на преподавание того или иного модуля. За 12 лет с момента появления модуля появилось много качественных курсов подготовки. Как правило, преподавание модуля выбирают учителя младших классов (то есть классные руководители ваших детей) или преподаватели-предметники, которые уже имеют сильную гуманитарную базу.

Как я могу контролировать качество преподавания?

Выстраивать доверительные отношения с ребенком, демонстрируя свою заинтересованность в изучаемых темах предмета ОРКСЭ. Проявлять активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках изучения предмета. Не бояться задавать вопросы учителю на актуальные темы.

* Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя шесть модулей на выбор родителей ученика:

Первая половина курса (первое полугодие IV класса) Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

История преподавания предмета

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства. Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.

В школах Мордовии факультатив «Основ православной культуры» был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.

С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».

С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4—5 классах.

В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса «ОПК» с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.

В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях региона.

Статистика отношения к предмету в обществе

14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» — распределились следующим образом:

целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно 6% затрудняюсь ответить 11%

Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.

Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап

Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.

Округ Область Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК

Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616)

Тверская область 62,3% (более 6680)

Костромская область 75% (более 4080)

Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915)

Калининградская область 34% (2494)

Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804)

Новосибирская область 18,5% (5143)

Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050)

Камчатский край 39% (893)

Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764)

Удмуртская Республика 16% (более 2230)

Чувашская Республика 34,8% (более 3920)

Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)

Республика Калмыкия 30% (898)

Учебники по ОПК

В. Васнецов. «Радость праведных о Господе». Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.

История появления учебника

В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.

Пособия для учителей

В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя «Основы православной культуры в первом классе» (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры» (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.

Мы разные, но мы вместе

Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.

Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.

Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.

Основы религиозных культур и светской этики —

это курс, который

Если нам в нашей школе не предоставили выбора модуля, что делать?

Если вам как родителю не предоставили возможность выбора модуля, например 80% родителей за изучение «Основ православной культуры», а вам предлагают выбрать «Основы светской этики», то следует обратиться к администрации школы с коллективным заявлением от родительского сообщества класса. Выбор модуля обязан быть предоставлен. О подготовке педагога к преподаванию модуля вы узнаете в 6-м пункте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *