Развитие монастырской медицины в Древнерусском государстве
Введение
Монастырская медицина представляет собой важную составляющую медицинской помощи в Древнерусском государстве. В данной статье мы рассмотрим историю и развитие этой отрасли медицины в X–XII веках.
Библиографическое описание
Двуреченская, М. Н. Развитие монастырской медицины в Древнерусском государстве в X–XII веках / М. Н. Двуреченская, В. А. Газаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 46-47. — Ссылка (дата обращения: 23.02.2024).
Цель исследования
Целью данного исследования является выявление истоков монастырской медицины, определение уровня её развития и объема оказываемой помощи в Древней Руси.
Методы и материалы
Исследование основано на летописных упоминаниях, археологических находках и сведениях из житий святых. В работе использованы методы анализа и сравнительно-исторический подход.
Результаты исследования
Авторы статьи пришли к выводу, что монастырская медицина играла значительную роль в обеспечении медицинской помощи населению в Древней Руси. Она была неотъемлемой частью заботы монастырей о здоровье верующих.
Ключевые слова
развитие, история, монастырская медицина, Древнерусское государство, врачи.
В итоге, исследование авторов позволило более глубоко понять историю и развитие монастырской медицины в Древнерусском государстве, отметить её важность и значимость для медицинской практики того времени.
Монастырская медицина в Древней Руси
Результаты исследования
С принятием христианства в 988 году на территории Древней Руси стали строиться православные храмы и монастыри. Одними из первых были возведены монастыри в Киеве и Переславле. При монастырях появились специальные больницы — лечебницы, где монахи оказывали медицинскую помощь.
Организация больниц
Больницы включали помещения для различных патологий, изоляторы для инфекционных больных, а также разделяли больных по степени тяжести и уровню ухода. Медицинская помощь была бесплатной и оказывалась всем нуждающимся. Использовались настои, отвары, настойки лекарственных трав, а также мед и жир для приготовления мазей.
Развитие в области медицины
Монастыри стали центрами знаний, где монахи обучались лечебному делу, переводили медицинские трактаты с других языков. В XII веке стало обязательным соблюдение врачебной этики, что способствовало развитию медицины и улучшению качества помощи.
Выводы
Монастырская медицина на Руси возникла в конце X — начале XI веков. Качество помощи было высоким, способствовав распространению христианства и медицинской практики. Использование монастырских больниц как госпиталей для раненых воинов играло важную роль в развитии этого вида медицины. Уровень развития монастырской медицины был высоким, что обеспечивало доступность и качество медицинской помощи на всей территории Древней Руси.
История монастырей на Руси
Важным элементом истории Руси являются монастыри, которые играли значительную роль в религиозной жизни и культуре страны. Узнаем подробнее о первых монастырях на Руси.
Свято-Успенский монастырь
Символом раннего христианства на Руси стал Свято-Успенский монастырь, основанный в X веке. Расположен в живописном уголке на берегу реки, окруженный лесами. Монастырь является памятником древнерусской архитектуры.
Спасо-Евфимиев монастырь
Первый монастырь, основанный на Руси, был Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале в 1051 году. Название дано в честь святого Евфимия.
Святого Фёдора Ревельского монастырь
Святой Ревельский основал первый монастырь на Руси в IX веке на острове в реке Волхов, недалеко от Новгорода. Монастырь стал одним из самых почитаемых на Руси.
Киево-Печерская лавра
Монастырь располагается на территории Киева и находится на холмах, известных как печеры. Здесь были вырублены монастырские кельи и пещеры.
Монастыри Руси являются важной частью культурного наследия страны. Исследование истории первых монастырей позволяет лучше понять развитие религии и культуры на территории древней Руси.
Киево-Печерская Лавра: Древний Монастырь Украины
Изначально монастырь назывался просто Печерская лавра, но позднее было добавлено имя Киева, чтобы указать на его местоположение и подчеркнуть его связь с городом.
Киево-Печерская лавра является культурным и историческим центром Украины и привлекает много туристов каждый год. Монастырь известен своими красивыми церквями, мощами святых и уникальными пещерами, где жили и похоронены монахи.
Фото первого монастыря на Руси
Первый монастырь на Руси, который был основан тысячелетиями назад, все еще свидетельствует о богатой истории и духовном наследии нашей страны. Фотографии этого монастыря позволяют нам ощутить прекрасную атмосферу древности и насладиться его величественной архитектурой.
Одно из самых ранних и значимых монастырей в России – Кириллов-Белозерский монастырь, основанный в XIV веке. Сохранившись до наших дней, он привлекает внимание своими мощами, иконами и древними зодчими. Фото монастыря позволяют увидеть его белоснежные стены, украшенные шикарным резным декором и уникально спланированные садовые ансамбли.
Другой известный монастырь – Соловецкий, который стоит на Соловецких островах в Белом море. Фото этого монастыря показывают его мощные кремлевские стены, белые башни и купола, а также знаменитую Соборную площадь. Он является одним из наиболее посещаемых и уважаемых святых мест России.
Также стоит упомянуть Псково-Печерский монастырь, основанный в XV веке на берегу реки Великой. Фотографии этого монастыря демонстрируют его каменные стены, белые церкви с золотыми куполами и расположенные на холме живописные места. Этот монастырь является важным пунктом многих паломнических маршрутов.
И это только небольшая часть монастырей, которые можно увидеть на Руси. Фото этих мест навсегда сохраняют в себе уникальное наследие истории и культуры нашей страны.
Особенности первого монастыря на Руси
Первый монастырь на Руси, основанный святым небесным покровителем Михаилом, получил название Спасо-Михайловский монастырь.
Спасо-Михайловский монастырь был основан в IX веке на берегу реки Ирпень в Киевской Руси. Основателем монастыря был святой великомученик и целебник Феодор Киевский.
Символика Спасо-Михайловского монастыря включает в себя изображение архангела Михаила, который стоит на скале и побеждает змея, символизируя победу добра над злом.
Одной из особенностей архитектуры первого монастыря на Руси было красочное оформление фасадов церквей и зодчества, которое выражало величие и красоту православной веры.
Значение для истории Руси
Спасо-Михайловский монастырь сыграл важную роль в развитии культуры и духовности Руси. Он стал источником просвещения и местом сохранения духовных ценностей, а также выполнял социальные функции, предоставляя укрытие и поддержку нуждающимся.
Роль первого монастыря на Руси
Первый монастырь на Руси, Спасо-Евфимиев монастырь, играл важную роль в формировании религиозной и культурной идентичности русского народа.
Благодаря своему расположению в Киеве, столице Древнерусского государства, монастырь стал центром просвещения и духовной жизни. Он собирал вокруг себя ученых, монахов и простых верующих, которые созидали и обогащали культурное наследие Руси.
Спасо-Евфимиев монастырь был не только местом богослужений и молитв, но и центром образования и культуры.
Здесь создавались и хранились древние рукописи, книги и иконы, которые стали основой развития русской литературы и искусства. Монастырь стал местом возникновения первых школ, где обучались будущие правители и духовные лидеры Руси.
Кроме того, Спасо-Евфимиев монастырь играл важную роль в сохранении и распространении христианской веры. Монахи и старцы, проживавшие в монастыре, проповедовали и пропагандировали христианство среди населения, работали над переводом Библии и других религиозных текстов на русский язык.
Спасо-Евфимиев монастырь стал символом духовности и незыблемости русской православной веры, и его роль в истории Руси трудно переоценить.
Видео по теме
Монастырь Лавра Скит Пустынь Дацан
Слово «монастырь» вызывает практически у каждого довольно стандартный набор ассоциаций – церковь, золочёные купола, кресты, множество построек, монахи, колокольный звон. Возможно, у многих также перед глазами возникнут белые стены – для православной храмовой архитектуры белый цвет один из самых распространённых и характерных.
Источник vk.com // Тихвин, Ленинградская область
Однако монастыри – это не только православные церковные постройки: здесь можно вспомнить и католичество, и старообрядчество, и даже буддизм. К тому же, многие знаменитые монастыри самого слова «монастырь» в себе не заключают – как, например, Александро-Невская лавра или Оптина пустынь. Почему они называются иначе? Рассказываем о всём многообразии монастырей России в нашей статье.
Монастырь
Слово «монастырь» происходит от греческого слова «монос», то есть «один, одинокий» – и таким образом является родственным таким словам, как, например, «монокль» или «монополия». Слово здесь скорее показывает уединённость, отдельность существования монахов от мира, хотя по факту любой монастырь это община. Община монахов или монахинь, которая имеет единый устав и единый комплекс богослужебных построек.
Родина монашества – Египет и его отцы-пустынники IV–V веков нашей эры. Само понятие монашества в христианстве стало распространяться с III века, когда христиане стали удаляться от мира и его соблазнов. Первый монастырский устав появился в 318 году, и с этой поры монастыри стали распространяться по всему христианскому миру. В России они появились после Крещения Руси князем Владимиром.
Монастыри могут быть мужскими и женскими. На данный момент в России насчитывается 537 монастырей. Однако многие из них называются то лаврами, то пустынями, то скитами. В чём их отличие от монастырей? Коротко говоря – все они и есть монастыри, но со своими особенностями уклада жизни.
Лавра
Лавра – это греческое слово, которое в зависимости от контекста переводится как «городская улица» или же «многолюдный монастырь». Первоначально в истории слово не имело религиозного значения – так называли части города, обнесённые стеной или же оградой. Монастыри стали называть лаврами в Палестине в VI веке – там монахи были вынуждены ограждать свои жилища от нападений пустынных кочевников.
Источник fondholyland.ru // Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Санкт-Петербург
Чем лавра отличается от монастыря? Всякая лавра это монастырь, но не всякий монастырь является лаврой. Во-первых, лавра может быть только мужской. Во-вторых, лавра – это обязательно выдающийся в истории и духовной жизни страны монастырь, то есть именоваться «лаврой» монастырь может только спустя многие века своей службы. Вдобавок к этому – и в некотором роде вследствие вышеупомянутого – лавра подчиняется только и непосредственно патриарху.
На территории России располагается две исторических лавры – Александро-Невская в Петербурге и Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде. Расскажем вам о последней.
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра – крупнейший центр образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. Здесь находится Московская духовная академия. А также здесь лежат мощи основателя лавры – преподобного Сергия Радонежского.
Источник mk.mosreg.ru // Троице-Сергиева лавра
Лаврой Троице-Сергиев монастырь стал в 1744 году, но и до этого он играл огромную роль в жизни страны. Здесь был оплот борьбы с татаро-монгольским игом; монастырь противодействовал и войскам Лжедмитрия, и Семибоярщины, и польско-литовским войскам в Смутное время.
Любопытно, что в один из периодов своего расцвета – во время царствования Елизаветы Петровны, дочери Петра I – лавра превратилась в несколько светское место. Каждый приезд императрицы в лавру, которую она очень любила, сопровождался фейерверками, пушечной стрельбой и обильными пиршествами. Рядом с лаврой даже выстроили дворец для увеселений – он был окружён оранжереями и парками во французском стиле.
Скит
Слово «скит» и его значение – место жительства монахов, отдалённое от крупных поселений людей – кажется немного странным на фоне слова «скитаться», то есть «странствовать». Определённое место и неопределённые блуждания – как они могут быть связаны?
На самом деле они никак не связаны, кроме как по созвучию. Слово «скит» происходит от коптского слова «Шихет», названия одной из долин северного Египта. Именно там в IV веке нашей эры появился первый скит – крупная община монахов-пустынников.
Жизнь в скиту более строгая, чем в монастыре. Монахи здесь принимают дополнительные обеты – затворничества, строгого поста, усиленной молитвы или другие. Одними из самых знаменитых скитов России являются северные скиты Валаамского монастыря. Рассказываем о них.
Скиты Валаамского монастыря
Скиты, расположенные на островах Валаамского архипелага, входят в структуру одного из самых значимых монастырей России – Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, который подчиняется непосредственно патриарху. Здесь их насчитывается великое множество – 16 скитов располагаются на самих островах, и ещё три находятся на удалённых островах Ладожского озера.
Источник wikimedia.org // Скит Валаамского монастыря
Рядом с одним из скитов – скитом во имя Всех Святых – находится могила старца иеросхимонаха Антипы. Он завещал, чтобы его погребли за стенами скита. Для чего? Для того, чтобы на его могилу приходили молиться и женщины, которым по причине строгости устава можно было посетить скит только во время крестного хода в день Всех Святых. К Хэллоуину – который в другой версии и называется All Saint’s Day – этот праздник, конечно же, отношения не имеет. В православии он отмечается в первое воскресенье после Троицы и является днём памяти всех святых.
Пустынь
Пустынь – это монастырь, ещё более удалённый от мирской жизни: если монастыри возникали чаще всего рядом с городскими поселениями, то пустыни всегда существовали в отдалении от скоплений людей. Появилось такое название ещё в начале I тысячелетия в Египте, когда первые монахи удалялись от мира именно в пустыню.
Изначально словом «пустынь» называли небольшие монашеские общины, причём как и в случае лавры – обязательно мужские общины. В таких сообществах обычно был только один храм; однако потом сообщество могло разрастись, но сохранить в своём названии слово «пустынь».
Жители пустыни называли друг друга братьями. Ритм жизни здесь был в целом как и в обычном монастыре – монахи собирались для совместных богослужений, а также в трапезной для совместного приёма пищи. В остальное время они несли послушание, то есть работали, или же молились. Самой знаменитой пустынью России является Оптина пустынь.
Оптина пустынь
Оптина пустынь находится недалеко от Козельска, города, героически оборонявшегося от нашествия хана Батыя и названного им за это «злым городом». Появилась же пустынь позже татаро-монгольского ига – в XIV веке – и по преданию была основана неким Оптой. Опта был «разбойником и душегубцем», однако после убийства старца в церкви его стала мучить совесть, он стал искать избавления от душевных мук, пришёл к Богу и стал одним из церковных подвижников. Историчность этой фигуры, правда, ставится под сомнение.
Источник cdny.de // Оптина пустынь
О династии ордынских ханов – Чингизидов – читайте в нашей статье «Загадочные Чингизиды»
К XIX веку пустынь стала одним из духовных центров Российской империи. Монастырь занимался активным книгоиздательством. Здесь бывали многие знаменитые деятели культуры России – например, в 1878 году здесь были философ Владимир Соловьёв и писатель Фёдор Достоевский. Последний здесь появился, тяжело переживая смерть своего сына несколькими месяцами ранее. А прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» стал старец Амвросий Оптинский, живший в то время в этой пустыни. История старца Зосимы – вспыльчивого офицера, обратившегося к Богу – удивительно перекликается с историей разбойника Опты.
Дацан
Буддизм – одна из древнейших религий, основанная в середине I тысячелетия до нашей эры на территории Индии, и именно там, а также в Юго-Восточной Азии она является наиболее распространённой. Но и в России есть регионы, где традиционно исповедуют буддизм. Это Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай и Забайкальский край.
Об одном из традиционно буддийских народов России – бурятах – читайте в нашей статье “Народы России. Буряты”
Первые свидетельства того, что народы, населяющие территории современной Российской Федерации, причисляли себя именно к этой религии, относятся к далёкому VIII веку нашей эры. Из любопытных фактов – в 1764 году Екатерина II учредила пост Пандита-хамбо-ламы, то есть главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Спустя два года бурятские ламы признали императрицу воплощением Белой Тары – одной из главных фигур в буддийской мифологии.
В буддизме есть свои монастыри – дацаны. Традиционно это монастыри-университеты: здесь можно получить философское и медицинское образование. С течением времени в некоторых регионах – например, в Бурятии – этим словом стали обозначать буддийские храмовые комплексы в целом. Расскажем о самом большом буддийском монастыре не только России, но и Европы.
Золотая обитель на месте завода
Золотая обитель Будды Шакьямуни – крупнейший буддийский храм не только Калмыкии, но и всей Европы. Здание в высоту насчитывает 63 метра, а внутри него находится девятиметровая статуя Будды, вторая по величине в Европе. Расположена Золотая обитель в Элисте.
Храмовый комплекс был построен совсем недавно – в 2004 году – по благословению 14-го Далай-ламы. За девять месяцев строители не только возвели сам храм, но и смогли сделать сложное внутреннее убранство строения. Примечательно ещё и то, что дацан появился на месте старого завода железобетонных изделий.
Во многих монастырях России, от запада и до востока, хранится большое количество летописей – свидетельств исторических событий страны. Сохраните и вы летопись своего рода в Цифровой капсуле времени. И ваши потомки смогут опираться на наследие своей семьи, обращаться за помощью к мудрости предков, не совершать их ошибок и продолжать славные традиции.
Свято-Троицкая Сергиева лавра
• Свято-Троицкий собор • Церковь Сошествия Святого Духа • Успенский собор • Церковь Никона Радонежского • Церковь Зосимы и Савватия Соловецких • Церковь Сергия с Трапезной палатой • Церковь Рождества Иоанна Предтечи • Михеевская церковь • Церковь Смоленской иконы Божией Матери • Покровская церковь • Надкладезная часовня • Колокольня
Реликвии и святыни Мощи преподобного Сергия Радонежского, преподобных Михея, Никона, Дионисия Радонежских, преподобного Максима Грека, преподобного Антония (Медведева), святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, Иннокентия Московского
Настоятель Патриарх Московский и всея Руси (священноархимандрит монастыря)
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 501821313170006 (ЕГРОКН). Объект № 5010420000 (БД Викигида)
Медиафайлы на Викискладе
История монастыря до 1744 года
Эрнест Лисснер. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.
Гравюра Бориса Чорикова. Сергий Радонежский (справа, держа в левой руке Евангелие) крестом благословляет великого князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой
Монастырь в XV—XVI веках. Первые каменные сооружения
Василий Верещагин. «Осада Троице-Сергиевой лавры» (в 1608—1610 года), 1891 год.
С. Д. Милорадович. «Оборона Троице-Сергиевой лавры»(в 1608—1610 года), 1894 год. Русский музей.
Ф. Я. Алексеев Троице-Сергиева лавра. Вид на Успенский собор, колокольню и Трапезную палату, начало 1800-х гг.
Вид Троице-Сергиевой Лавры (с описанием на 1877 г.).
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Фотохром (цветная литография) 1896 г.
История монастыря в XX веке
Троице-Сергиева лавра. Фотохром (цветная литография) 1896 г.
В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды.
5-13 июля 1909 года в лавре прошёл Всероссийский монашеский съезд, на котором была выработана обширная программа по искоренению главных пороков монастырской жизни.
Троице-Сергиева лавра. Современный вид
Троице-Сергиева лавра с высоты, октябрь 2015
В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Возрождение монашеской жизни лавры относится к началу 1946 года. Патриарх Алексий I стал настоятелем, первым наместником по открытии был архимандрит Гурий (Егоров). Троице-Сергиева лавра оставалась основным местопребыванием патриархов до 1983 года, когда резиденция была переведена в московский Данилов монастырь.
В конце 1946 года лавра была показана сыну президента США Франклина Рузвельта — Эллиотту Рузвельту (Elliott Roosevelt) с супругой, которых встречал наместник архимандрит Иоанн с братией. В последующие годы до распада СССР подобные демонстрации свободы религии в СССР стали обычной практикой.
В декабре 1947 года Патриархии были переданы здание бывших Царских чертогов (ректорский корпус Московской духовной академии), Митрополичьи покои и надвратная церковь Святого Иоанна Предтечи, в июне 1948 года, накануне открытия в Москве Всеправославного совещания — Троицкий собор и Духовская церковь.
15 ноября 1959 года патриархом Алексием I был благословлён новый Устав Троице-Сергиевой лавры.
В лавре проходили Поместные соборы РПЦ 1971, 1988, 1990 годов.
Свято-Троицкий собор 1422–1423 Мощи преподобного Сергия Радонежского — в раке в южной части собора. Вещи преподобного Сергия: схима, посох и две деревянные литургические тарели.
Успенский собор 1559–1585 Мощи святителя Иннокентия Московского (в раке). Деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского (в нём до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия).
Церковь преподобного Никона Радонежского (южный придел Свято-Троицкого собора) 1623 Мощи преподобного Никона Радонежского (под спудом).
Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой (так называемая Трапезная церковь) 1686–1692
Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи 1693–1699
Успенская часовня над колодцем (кладезем) конец XVII века
Иконостас Троицкого собора
Сооружения XVI—XVII веков
Современный план территории лавры с достопримечательностями
Сооружения XVIII—XX веков
Вид на Пятницкую надкладезную часовню Троице-Сергиева лавра
Коллегиальный орган управления — Духовный собор лавры (с 1897 года).
В монастыре действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой лавры) и паломнический центр, регулярно проводятся экскурсии для посетителей.
Скиты и подворья Троице-Сергиевой лавры
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле