Работа с текстом традиции иудаизма в россии

Еврейская культура: сохранение традиций и искусства

Еврейская культура имеет богатую историю, насчитывающую четыре тысячелетия. Народ, которому пришлось проживать вне своей исторической родины в течение двух тысяч лет, успешно сохранял свою религию, обычаи и национальную идентичность. Рассеяние евреев по всему миру привело к развитию различных стилей искусства, которые были оказаны сильное влияние стран, где они проживали.

Свитки Торы: священный предмет синагоги

Свитки Торы являются одним из самых священных предметов в синагоге. Они обычно хранятся в ковчеге напротив стены, обращенной к Иерусалиму. Эти свитки изготавливаются из дерева, латуни, серебра и нередко покрыты золотом. Самые роскошные ковчеги были созданы в Италии в эпоху Ренессанса.

Перед дверцами Ковчега или за ними находится завеса, обычно сделанная из шелка, бархата, льна или шерсти, украшенная различными узорами и аппликациями. На завесе Торы обычно вышиваются традиционные мотивы, такие как менора или скрижали Моисея, а также историческая информация.

Заключение

Еврейская культура представляет собой богатое наследие, которое смогло успешно сохраниться благодаря адаптации к различным культурным и общественным условиям. Свитки Торы и ковчеги являются одним из основных символов еврейской религии и искусства, отражая вековые традиции и ценности этого народа.

Особенности древних синагог

Древние синагоги обладают рядом особенностей, которые воспроизводят атмосферу первоначального Храма:

Бима

  • В центре синагоги находится помост с возвышением, называемый Бима.
  • Священники оглашали благословение с этого возвышения.
  • Это место используется для чтения Торы.

Отделение для женщин

  • Синагоги располагают отделение для женщин, отделенное от места заседания мужчин.
  • Только ортодоксальные синагоги сохранили практику изоляции женщин.
  • В синагогах нового времени такие отделения находятся в галерее на возвышении и отделены занавесом.

Хранение Торы

  • Тора – священное писание, пятикнижие Моисея, дарованное на горе Синай.
  • Некоторые традиции хранения Торы включают цилиндрический футляр – Тик.
  • После чтения Торы, начинают читать заново.
  • Тору украшают короной из серебра, украшенной резьбой, гравировкой и камнями.

Храмовая утварь

Менора

  • Семисвечник Менора является важной храмовой утварью.
  • Символизирует шесть дней недели, когда Бог создавал мир, и день Шабат.
  • Праздник Шабат длится с пятницы до субботы за закатом солнца.
  • Традиционные элементы празднования Шабата включают масляные светильники, скатерть, специальный светильник, салфетку, киддуш и другие предметы.
  • Имеется обряд хавдала, включающий молитвы над вином, свечами и благовониями.
  • Для благословения используются витая свеча Хавдалы и ларец с благовониями.

Мезуза или Амулет

Введение

Мезуза является важным предметом в жизни евреев, который присутствует независимо от степени веры и используется как амулет.

Назначение

Мезуза прикрепляется к косяку дверей жилья или к косяку каждой комнаты. Внутри мезузы находится миниатюрный свиток пергамента с изречениями из Библии, напоминая о законах Бога и символизируя единство с другими евреями. Многие рассматривают мезузу как защиту дома и его обитателей.

Материалы

Мезузы изготовлены из серебра, латуни или дерева, бывают как простыми, так и богато украшенными.

Ношение

Некоторые евреи используют мезузу в виде подвески в виде ожерелья с символами, такими как слово Хай и шестиконечная звезда Давида, часто используемая для украшения предметов культа.


Ларцы и обряд омовения

Ларцы

Ларцы были распространены у различных народов и служили для хранения важных вещей. В домах евреев они часто представляли собой сундук с украшениями, изображающими сцены из жизни евреев.

Пример

В музее Иерусалима сохраняется ларец, изготовленный в 1470 году в Италии, на котором изображены сцены из жизни еврейских женщин.

Обряд омовения

Обряд омовения происходит при помощи специального сосуда под названием Лавер, который изготавливается из меди и серебра с ручками с одной стороны. Омовение также может происходить в микве – водоеме, который используется ультраортодоксальными евреями.


Одежда

История

В исторические эпохи евреев было сложно отличить по одежде от других народов. Однако некоторые типичные черты в одежде могут быть увидены на фресках и мозаиках, например, длинные платья и конические шляпы.

Примеры

На манускрипте Моисей вручает Тору израильтянам изображены евреи в типичных одеждах, также на барельефе Нюрнбергского Собора в Германии.


Талит

Назначение

Талит – это молитвенный шарф с кистями на углах, часто с синими или черными полосками. Этот предмет одежды используется мужчинами для совершения молитв.

Пример

Изображение талита с черными полосками можно найти на картинах Марка Шагала или фресках израильских художников.

Разновидности

Существуют разнообразные формы талитов, которые могут представлять разные цвета и узоры.


Эти предметы традиционной еврейской утвари являются важными символами культуры и веры евреев, отражающими многовековую традицию и историю этого народа.

ЕРМОЛКА ИЛИ КИПА

Мужчины носят на голове маленький головной убор, именуемый ермолкой или кипой. Часто, нарушая закон, мужчины носили и продолжают носить модные головные уборы. Молодежь, которая в наше время придерживается законов, носит кипу под бейсболками. Ношение головного убора у женщин имеет библейское происхождение, это выражение скромности. Женщины могут носить шали, накидки. Обыкновенно еврейки перенимали модели головных уборов у окружающих. Современные еврейские женщины головной убор должны надевать в синагоге. Ультраортодоксальные еврейские женщины придерживаются традиций и бреют головы. При этом они могут носить парики, но голова в любом случае должна быть покрыта платком.

ПЕЙСАХ

Первый из упомянутых в Библии праздников – это Пейсах. Его празднуют восемь дней, отмечая освобождение израильтян от четырехсотлетнего рабства в Египте. Кульминацией праздника является седер – молитвенный обряд. Главным обрядовым предметом служит блюдо или поднос из серебра, меди, олова, резного дерева, глазурованной керамики. Блюдо для седера иногда сделано ярусами. Если куски мацы (плоского бездрожжевого хлеба), подают на обычном неярусном блюде, то их обязательно покрывают салфеткой или накидкой, сделанной из бархата, шелка или парчи, украшенной сценами из праздника, вышивкой, аппликацией.

Читайте также:  Генератор кроссвордов

РОШ-А-ШАНА

Праздник Рош-А-Шана или еврейский Новый год, начинают праздновать в одну из суббот перед новолунием в месяц Тишрей. С первого дня празднования Нового года во время каждой службы раздается глас шофара. Шофар – древний духовой инструмент, изготовленный из рога мелкорогатого скота, барана или козла. Украшают шофар только гравировкой, обычно библейскими надписями. Шофар часто изображают на мозаичных пологах в синагогах, светильниках, печатях, кольцах. В иллюстрациях средневековых книг часто изображают мессию, подъезжающего к стенам Иерусалима на осле и трубящего в шофар.

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Семейная жизнь евреев определялась законами Торы и традициями, восходящими к далекой древности. Библейское благословение плодитесь и размножайтесь было обязательной религиозной заповедью для евреев. Женились рано, юноши – в 18 лет, девушки – в 14-15 лет.

  • Для молодого человека, собиравшегося жениться, существовало 10 заповедей.
  • Не одобрялась женитьба ради богатства, жениться советовалось на девушке из хорошего дома.
  • При выборе жены будь осторожен, Продай последнее, что имеешь, и женись на дочери ученого человека, Не бери жену из более богатого дома, чем твой, Я не желаю сапога, который слишком велик для моей ноги, Радость сердца – жена, Наследие Бога – сыновья.

Так еврейских мальчиков заранее готовили к семейной жизни. Девочка знала только одно – что ей надо научиться быть доброй и рачительной хозяйкой и, если даже отец в детстве сосватал ее, ей будет дано право сделать свой собственный выбор. Закон считал желательным, чтобы родители не торопились с обручением, пока дочь не решит, нравится ли ей жених.

КТУБА • Сразу после помолвки родители жениха и невесты заключали письменный договор. Это юридический документ, в котором указывались размеры приданого и время свадьбы. Непременным условием было то, что родители жениха и невесты после свадьбы должны предложить молодым и кров, и стол в течение двух лет. В договоре оговаривалось, что если одна из сторон нарушит его без уважительной причины, то нарушившие платят штраф. Договор можно было расторгнуть, но если жених посылал подарки, и их принимали, то договор становился законом. «Ктуба» – брачный договор – определял обязанности жениха и размеры приданого с каждой стороны. • Как правило, свадьбы игрались осенью. В назначенный день, когда родные и близкие сопровождали жениха и невесту, играл еврейский оркестр: скрипка, лютня, цимбала и бубны. Гости находились в синагоге или на площади возле нее. Жених и невеста становились под свадебный балдахин. Жених одевал невесте кольцо и произносил традиционные слова: «Этим кольцом посвящаешься ты мне согласно вере и закону Моисея и Израиля». Раввин читал «Ктубу», а затем он или кантор пел семь свадебных благословений. Жениху давали в руки стакан, и он разбивал его в память разрушенного Иерусалимского храма. Так заканчивалась религиозная часть свадебного обряда.

ЕЩЁ НЕКОТОРЫЕ ПОДРОБНОСТИ ПРО БРАКОСОЧЕТАНИЯ • Далее свадьба носила светский характер. Пели о женихе, о невесте, о матерях. Невеста исполняла танец с платком, с ней танцевали только мужчины. На второй и третий день молодожены приглашались в гости. А дальше шли будни. Особенностью семейной жизни была ее замкнутость, что и определяло ее чистоту и крепость. Нарушение супружеской жизни немедленно вызывало суровое осуждение общины. • Обручальное кольцо должно быть без камней. Кольцо, вручаемое невесте, нельзя одалживать или брать напрокат, поскольку оно является подарком, а не просто символом свершившегося брака. Поэтому кольцо должно быть собственностью жениха. Если он хочет использовать для церемонии фамильную драгоценность, он обязан купить такое кольцо у законного владельца или получить его в подарок. • После церемонии бракосочетания устраивают праздничную трапезу, во время которой вновь читают шева брахот. Музыка, танцы и песни традиционно сопровождают все еврейские свадьбы. • Бракосочетания не проводят в субботу, праздники, с 17-го тамуза до 9-го ава, в посты и в период между праздниками Пейсах и Шавуот.

ЕВРЕЙСКАЯ КУХНЯ • Блюда, созданные еврейской кухней, могут рассказать об истории, образе жизни, национальных вкусах народа. Определенный след оставили в еврейской кухне религиозные обычаи, которые наложили специфические ограничения на выбор и смешивание определенных видов продуктов. Так, ни в блюдах, ни в меню нельзя сочетать мясо (или птицу) и молоко. Не разрешается к употреблению кровь и свинина. Шакшука • В еврейской кухне отчетливо видны и элементы рационального питания. Из продуктов животного происхождения наибольшей популярностью пользуются рыба и мясо птицы, которые являются продуктами высокой пищевой и биологической ценности, так как они содержат значительное количество полноценных белков, витаминов, минеральных веществ, легко усваиваемых организмом. Хумус

ЛЮБИМЫЕ БЛЮДА • Наиболее излюбленными блюдами являются фаршированная рыба, бульоны с гренками, домашняя лапша и т. д. Летом, в первую очередь, употребляют холодные супы. Из вторых блюд предпочтение отдается цимесу, кисло-сладкому мясу, фаршированным блюдам (фаршированной курице, фаршированным шейкам). Ярким проявлением особенностей еврейской кухни являются изделия из теста, разнообразные по форме, приготовлению и начинкам. Излюбленным при этом является применение меда, мака, корицы. Фаршированная рыба • Вообще же, своеобразие еврейской кухни состоит в несложном составе блюд и быстром их приготовлении. Цимес

Читайте также:  Презентация на тему картотека дидактических игр по гендерному воспитанию презентация к уроку старшая группа

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Научно-методические основы преподаваниярелигиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;

развитие интереса к окружающему миру;

формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;

содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.

Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).

В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ

Основы православной культуры

Введение в православную духовную традицию.

Культура и религия. Во что верят православные христиане.

Добро и зло в православной традиции.

Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Православие в России. Православный храм и другие святыни.

Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.

Христианская семья и ее ценности.

Основы светской этики

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.

Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.

Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.

Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.

Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.

Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.

Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.

Основы религиозных культур народов России

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.

Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.

Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.

Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Читайте также:  Гбоу сош № 545 санкт петербурга

Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.

Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы, ритуалы, святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:

Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.

Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Открытый онлайн-урок по теме Справедливость

Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей

План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ

Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ

Первые достоверные сведения об иудейских общинах на территории современной России мы находим в греческих городах-колониях.

После крещения Руси права евреев были сильно ограничены. Московские правители не позволяли им селиться на своих землях, если те не принимали христианство. Переход в православие часто становился единственным способом «легализации» для еврейского населения. В Российской̆ империи они также стали гражданами государства, хотя и с большими ограничениями в правах.

В начале XX в. ведущими центрами религиозной жизни иудейских общин становятся Санкт-Петербург и Москва, где сооружаются монументальные синагоги. Раввинами столичной Санкт-Петербургской синагоги были люди исключительной учености и высоких моральных качеств.

После свержения в России царского режима все правовые ограничения для граждан иудейского вероисповедания были отменены.

В 1934 году в России, Дальнем Востоке, была даже образована Еврейская автономная область, столица – Биробиджан.

Традиции иудаизма чтут и помнят евреи, живущие в разных уголках земного шара, в том числе, и в России.

Праздник, которые отмечают еженедельно все иудеи – это СУББОТА (ШАББАТ).

В субботу никому нельзя работать, даже животным. Шаббат является временем отдыха и общения с друзьями и родственниками. В этот праздник нельзя даже включать свет, свечи зажигаются женщинами вечером в пятницу и ставятся на праздничный стол. Над вином и угощением перед трапезой читаются молитвы.

Особенностью еврейского календаря является то, что в нем есть целых четыре Новых года, причем ни один из них не приходится на первое января. Дело в том, что во времена, предшествовавшие рассеянию еврейского народа, существовало несколько важных для всего народа годичных циклов, отсчет которых начинался от определенных дат. Правила, устанавливающие эти циклы, со временем обрели статус заповедей. Существовало 4 таких цикла и, следовательно, и четыре Новых года.

Начинают праздновать Новый год в сентябре-октябре, этот период ‑ время добрых намерений и раскаяния в прошлых дурных поступках

Самым святым днем в году является ЙОМ-КИПУР. Верующие евреи в течение 25-ти часов постятся, не надевают кожаную обувь и не моются. В это время принято усердно молиться в синагоге. Завершается «день искупления» протяжным звуком «шофара» ‑ бараньего рога.

В ноябре-декабре отмечается ХАНУКА. При наступлении вечера на подоконнике или на входе в дом зажигается светильник. Ежедневно добавляется новый огонек, пока их общее число не достигнет 8-ми. В Хануку по обычаю готовят картофельные оладьи и пончики. Детей отпускают на каникулы.

ПУРИМ – самый весёлый праздник, который отмечается в конце февраля. В это время веселятся, танцуют и устраивают карнавалы.

На праздничный стол ставят торты, вино и сладости, главным блюдом праздника является гоменташен ‑ пирожки с изюмом и маком. В это время принято угощать бедных и неимущих людей.

В марте-апреле евреи празднуют ПЕСАХ (Пасху), к которому готовятся заранее. На стол подается маца (пресные лепешки), которые едят в течение 7-ми дней. В иудейской традиции Пасха символизирует не воскрешение Иисуса, а исход евреев из Египта, где они долгое время находились в рабстве у фараона. Для евреев данное событие – поворотное в их истории.

Кухня иудеев – это смесь кулинарных традиций разных стран. Религиозные обычаи наложили специфические ограничения на выбор и смешивание определенных видов продуктов. Так, ни в блюдах, ни в меню нельзя сочетать мясо (или птицу) и молоко. Не разрешается к употреблению свинина.

Наиболее излюбленными блюдами являются фаршированная рыба, бульоны с гренками, домашняя лапша. Ярким проявлением особенностей еврейской кухни являются изделия из теста, разнообразные по форме, приготовлению и начинкам.

Живя на территории России, иудеи, конечно, продолжали готовить свои традиционные блюда, но также переняли и русские пищевые привычки, например, они тоже едят картошку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *