Николай Некрасов и его вклад в литературу
Крестьяне (в частности, сеятели) – люди, которые способны на многое в плане труда. Они помогают стране, а без них вряд ли что-то может быть. Именно эта мысль и заложена в основу произведения.
История создания
Николай Алексеевич умел писать так, чтобы его понимали люди. При этом он был профессионалом, использующим умелые тропы и создающим запоминающиеся образы. Произведение Сеятелям отражает важность уважения к труду людей, особенно крестьян. Некрасов был искренним в своем отношении к крестьянам и это чувствуется в каждой строчке стихотворения.
Темы и настроение
Главная тема стихотворения – труд крестьян. Читая произведение, ощущается сила созидания и уважения к труду простых людей.
Гражданственность и сатира. Некрасов и его школа
Некрасов был важной фигурой в литературной жизни России. Его гениальность признавали как читатели профессионалы, так и обычные люди. Поэзия Некрасова широко стала известна как народная песня. Его работы, такие как Коробейники, стали любимыми и популярными среди широкой аудитории.
Некрасов оставил огромный след в истории русской литературы и его вклад до сих пор оценивается и ценится. Стихотворение Сеятелям остается шедевром, который продолжает волновать сердца читателей.
Роль Некрасова в литературе
Ой, полна, полна коробушка,
Есть и ситцы и парча.
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!
Выди, выди в рожь высокую!
Там до ночки погожу,
А завижу черноокую —
Все товары разложу.
Цены сам платил немалые,
Не торгуйся, не скупись:
Подставляй-ка губы алые,
Ближе к милому садись!
Демократизм Некрасова
Дело ещё и в том, что Некрасов сознательно ориентировался на широкую аудиторию — и аудитория это обращение к себе чувствовала и считывала. Это выражалось и в охвате (те же Коробейники были напечатаны в дешёвой, трёхкопеечной серии Красные книжки) — и, конечно, в языке, стиле, тематике. Сегодня часто говорят о такой функции поэзии, как давать голос другому — доселе безголосому, не представленному. Некрасов осознал эту функцию: Передо мною никогда не изображёнными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! — вспоминал он. По словам некрасоведа Николая Скатова, поэзия Некрасова являет новый тип лирики именно потому, что основана на посылке к другим.
Этот демократизм стал поводом для вторичной канонизации Некрасова в советской критике — в которой Некрасову, вообще говоря, повезло: исследования Владислава Евгеньева-Максимова и Корнея Чуковского, начатые ещё до Октябрьской революции, не только подчёркивали огромное значение Некрасова в литературе XIX века, но и решали многие вопросы текстологии, вводили в оборот неучтённые, искажённые цензурой тексты. Прекрасная, пусть и сугубо апологетическая книга Чуковского Мастерство Некрасова показывает, насколько не правы критики, утверждавшие, что Некрасов поступался формой ради остроты содержания: Чуковский демонстрирует новаторство Некрасова в области рифмы, лексики, работы с фольклором, иронии и даже эзопова языка. Вся эта работа советских исследователей и сегодня сохраняет значение, хотя и нуждается в уточнениях (например, по-прежнему обсуждается вопрос: в каком порядке печатать части неоконченной поэмы Кому на Руси жить хорошо).
Биография Некрасова
Корней Чуковский на портрете работы Ильи Репина. 1910 год
Владислав Евгеньев-Максимов, один из крупнейших исследователей творчества Некрасова
В то же время какие-то аспекты творчества и биографии Некрасова сглаживались — хотя невозможно было замолчать самые драматичные из них, такие как попытка Некрасова в 1866 году спасти журнал Современник: ради этого поэт написал оду генералу Михаилу Муравьёву, прозванному Вешателем после подавления Польского восстания Царство Польское находилось в составе Российской империи с 1815 по 1915 год. В 1830 и 1863 годах в Польше произошли восстания, в обоих случаях они закончились неудачей и привели к усилению антипольских настроений в России. . Характерно, что эта ода, никак не повлиявшая на судьбу Современника и подорвавшая репутацию Некрасова у революционных демократов, до нас не дошла — в отличие от стихов, где поэт сетует на укоризну вчерашних друзей и страдальческих теней после своего опрометчивого поступка.
Николай Некрасов: революция в русской поэзии
Поздние исследователи не всегда видели то, что было заметно ранним, и наоборот: так, Дмитрий Святополк-Мирский Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1890–1939) — публицист и литературвед. До эмиграции Святополк-Мирский выпустил сборник стихотворений, участвовал в Первой мировой войне и в Гражданской войне на стороне Белого движения.
Биография Некрасова
В эмиграции с 1920 года; там издавал Историю русской литературы на английском языке, увлёкся евразийством и учредил журнал Вёрсты. В конце 20-х годов Святополк-Мирский заинтересовался марксизмом и в 1932 году вернулся в СССР. После возвращения он подписывал свои литературоведческие работы как Д. Мирский. В 1937 году его отправили в ссылку, где он погиб.
Поэтический талант Некрасова
Некрасов неоднократно отмечался своим вдохновением и выбором гражданской темы в стихах. Он работал с образом Музы, преображая его в романтическую фигуру.
Стихотворения Некрасова
Строфы Некрасова отражают глубокие проблемы общества. В стихотворении Поэт и гражданин он переходит от предъявления претензий самому себе к формулированию позитивной программы. Он призывает быть не только поэтом, но и гражданином.
Гражданский пафос
Традиционные тропы романтической поэзии переходят у Некрасова в гражданский пафос. В стихотворении Рыцарь на час он сочетает природную идиллию с мыслями о покойной матери и покаянными признаниями.
Заключение
Николай Некрасов остался в истории русской литературы как поэт-гражданин, чьи стихи отражают проблемы современной ему эпохи и воздействуют на читателей своей силой и актуальностью.
Николай Некрасов. Стихотворения. Кому на Руси жить хорошо. Детская литература, 1971 год
Иван Некрасов: дорога к литературному успеху
Иван Некрасов был знаком с трудностями с самого детства. Он мечтал о литературе, хотя его отец не поддерживал его стремления. Он выживал случайными заработками, включая работу фельетониста. Несмотря на все трудности, Некрасов не отказывался от своей мечты о поэзии и поэтической славе.
Дебютный сборник
В 1840 году он выпустил свой дебютный сборник Мечты и звуки. Однако это произведение не принесло ему успеха – оно не понравилось читателям и было жестоко раскритиковано Белинским.
Через пять лет Белинский с радостью прочел стихотворение В дороге, которое стало открывающим для собраний зрелого Некрасова. Это стихотворение отличается живым разговорным языком, вводя в русскую поэзию новый реалистический клей.
Множество сюжетов и образов
В его работе Кому на Руси жить хорошо содержится множество вставных сюжетов о жизни в пореформенной России. Он описывает историю помещика, убежденного, что крепостное право восстановлено, а также другого помещика, скучающего по своей бывшей власти над крестьянами.
Вывод
Важнее всего, что Некрасов не останавливался перед трудностями на пути к своей мечте. Его работы стали символом жизни бедняков и простых людей, порой оставленных наедине со своими бедами. Некрасов оставил неизгладимый след в истории русской литературы, продолжая восхищать читателей своими произведениями.
Среди других поэм Некрасова стоит обратить внимание на «Железную дорогу», «Русских женщин», «Современников». Первые две и сегодня изучаются в школе. «Железная дорога» — рассказ о тяжелейшем труде рабочих, строивших Николаевскую дорогу между Петербургом и Москвой. Рассказчик говорит с попутчиком-ребёнком:
Мрачная фантазия Некрасова поднимает из могил вдоль насыпи «толпу мертвецов», но поэт призывает ребёнка их не бояться: «С разных концов государства великого — / Это всё братья твои — мужики!» Поэма завершается саркастической «отрадной картиной»: рабочие, надрывавшие спины и губившие здоровье на строительстве, ещё и остаются должны подрядчику за прогулы — но тот «дарит им недоимку», то есть прощает долги, и выставляет бочку вина: этого достаточно, чтобы рабочие закричали «ура» (роль спиртного в саботаже всякого бунта — частый мотив у Некрасова). Некрасов опубликовал поэму на свой страх и риск в «Современнике» в 1865 году — журнал получил вслед за этим последнее строгое предупреждение, а в 1866-м, после покушения на Александра II, был закрыт.
Илья Глазунов. Иллюстрация к поэме «Железная дорога». 1970 год
Юрий Игнатьев. Иллюстрация к поэме «Русские женщины»
«Русские женщины» (1871–1872) — поэма о жёнах декабристов, последовавших за мужьями в сибирскую ссылку: Екатерине Трубецкой и Марии Волконской. «Русские женщины» были написаны на материале реальных воспоминаний Марии Волконской — и, хотя поэма вызвала нарекания у её близких (Софья Раевская говорила, что рассказ её сестры в передаче Некрасова «был бы вполне уместен в устах какой-нибудь мужички»), мелодраматическая история подвига «декабристок» пользовалась огромной популярностью у читателей.
«Современники», одна из поздних поэм Некрасова, — вероятно, самый выпуклый образец его сатиры. Повествователь, напрасно старающийся опровергнуть афоризм «Бывали хуже времена, / Но не было подлей», ходит по огромному ресторану, в залах которого справляют свои юбилеи герои эпохи: один замечателен только тем, что не обворовал вверенный ему край, другой — пустой представитель пустого, хоть и знатного, рода: «Князь Иван — колосс по брюху, / Руки — род пуховика, / Пьедесталом служит уху / Ожиревшая щека» (этими строками будет восхищаться Маяковский: «Неужели это не я написал?!»). В других залах чествуют жестоких военачальников, учёных-болтунов, литературоведов-«гробовскрывателей», благотворительницу, которая «за бедных в воду», но гораздо интереснее, что она «на эстраде поёт романсы» и у неё «так круглы плечи». Человечнее всех выглядят собравшиеся в двенадцатой зале: они просто-напросто обсуждают достоинства еды. Постепенно компания смешивается и пьянствует без разбора чинов, происходящее напоминает сцены из «Фауста».
«Свисток», сатирическое приложение к журналу «Современник». 1859. № 1
Сатира была одной из двух главных ветвей «общественного направления» в поэзии — причём, пожалуй, наиболее безопасной. С конца 1850-х по начало 1870-х сатира была очень востребованным жанром — ситуация, которая с тех пор в русской поэзии неоднократно повторялась; в эти годы выходило с десяток сатирических изданий разной степени зубастости. Популярностью пользовался «Свисток» — сатирическое приложение к «Современнику», где под псевдонимом Конрад Лилиеншвагер печатались стихотворения знаменитого критика Николая Добролюбова: «Слава нам! В поганой луже / Мы давно стоим. / И чем далее, тем хуже / Всё себя грязним!» Под этим псевдонимом Добролюбов публиковал и многочисленные пародии, — например, на «чистую лирику» Аполлона Майкова и даже на Лермонтова:
Выхожу задумчиво из класса,Вкруг меня товарищи бегут;Жарко спорит их живая масса,Был ли Лютер гений или плут.
Нет, не жду я кары гувернёра,И не жаль мне нынешнего дня..Но хочу я брани и укора,Я б хотел, чтоб высекли меня!..
Публиковал здесь сатирические стихи и Некрасов («Забракованные»), и рано умерший Александр Аммосов (в «Свистке» можно найти его пародию на самого Некрасова). Здесь же появлялись произведения Козьмы Пруткова — литературной маски, к созданию которой Аммосов, вероятно, приложил руку, хотя канонические четыре соавтора Пруткова — Алексей Толстой и братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. По крайней мере, современники указывали, что Аммосову принадлежит прутковская басня «Пастух, молоко и читатель»:
Однажды нёс пастух куда-то молоко,Но так ужасно далеко, Что уж назад не возвращался.
Читатель! он тебе не попадался?
Искра. 1861. № 2
О Пруткове мы подробнее поговорим ниже. Пока же нужно сказать о поэтах другого сатирического издания — куда более популярного, чем «Свисток». Это журнал «Искра» (не путать с одноимённой коммунистической газетой, основанной Лениным). «Искру» в 1859 году открыли карикатурист Николай Степанов и поэт Василий Курочкин, незадолго до этого прославившийся своими переводами французского сатирика Беранже. Современники писали, что «Искра» по влиянию была сопоставима с герценовским «Колоколом». Но она была изданием, во-первых, легальным, во-вторых, низовым. Она печатала много стихов, привлекала большой круг авторов (в том числе и печатавшихся в «Современнике» и «Свистке») — но тон в ней задавали два поэта: Василий Курочкин (1831–1875) и Дмитрий Минаев (1835–1889).
Курочкин, полжизни проведший под надзором полиции как «нигилист», писал и переводил очень много — и свои переводы из Беранже подбирал и стилизовал явно на злобу дня. Один из самых известных примеров — стихотворение «Господин Искариотов» (в оригинале у Беранже — «Monsieur Judas», «Господин Иуда»), портрет правительственного шпика, узнаваемый и во Франции, и в России:
Чтец усердный всех журналов, Он способен и готовСамых рьяных либералов Напугать потоком слов.Вскрикнет громко: «Гласность! гласность! Проводник святых идей!» Но кто ведает людей,Шепчет, чувствуя опасность: Тише, тише, господа! Господин Искариотов, Патриот из патриотов — Приближается сюда.
В оригинальных стихах Курочкин избирал своей мишенью и неизбывные стороны русской жизни, изображённые ещё Гоголем («Идеальная ревизия», где на всякое замечание ревизора ему накладывают деликатесов и подливают вина — в результате ревизия проходит благополучно), и такие политические вопросы, как крестьянская реформа, результатами которой круг «Искры» был, конечно, недоволен. Ранние и более «серьёзные» стихи Курочкина («Ни в мать, ни в отца», «Счастливец») находятся под прямым влиянием Некрасова.
Недостаточный, показной характер александровских реформ — одна из важных тем и для Дмитрия Минаева:
Минаев, редактировавший ещё один заметный, хоть и недолго проживший, сатирический журнал, «Гудок», писал много пародий — на «чистую лирику» Фета, на «направления русской поэзии» вообще. Юмористику того же Некрасова он считал неудачной, — видимо, не в пример собственной. Но сегодня его помнят в первую очередь как мастера поэтической формы — каламбурной составной рифмы: «Женихи, носов не весьте, / Приходя к своей невесте», хлёсткой эпиграммы: «Барышев! ты отомстил: / Каин нераскаянно / Брата Авеля убил, / Ты ж ухлопал Каина» (отзыв на бездарный перевод байроновской драмы «Каин»).
Козьма Прутков. Портрет работы Льва Жемчужникова. 1853 год
Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова. Типография М. М. Стасюлевича, 1894 год
Однако самое важное имя в русской поэтической юмористике и сатире XIX века, конечно, Козьма Прутков. Cамый известный русский коллективный автор, Прутков имел собственную биографию (был чиновником, служил в несуществующей должности директора Пробирной палатки На самом деле это государственное ведомство называлось Пробирной палатой: его задача — контроль за соответствием драгоценных металлов оттиснутым на них пробам, а также за обращением этих металлов и драгоценных камней. Пробирная палата в России существует и сегодня. , умер от внезапного удара в 1863 году) и даже собственный портрет, нарисованный Львом Жемчужниковым, братом непосредственных создателей текстов — Алексея, Владимира и Александра (четвёртым соавтором был, напомним, Алексей Константинович Толстой). Этот портрет обличает редкое самодовольство Козьмы Пруткова, автора нарочито банальных афоризмов вроде «Одного яйца два раза не высидишь» и «Никто не обнимет необъятного». Поэтические произведения Пруткова весьма разнообразны, их отличает лёгкий абсурдизм — будь то басни «Кондуктор и Тарантул» или «Цапля и Беговые дрожки» (экзотические действующие лица, возможно, — дань памяти образцово графоманским басням графа Хвостова), будь то подчёркнуто гипертрофированное «Честолюбие» (герой, носящий «Имя славное Пруткова, / Имя громкое Козьмы», сравнивает себя то с Самсоном, то с Ганнибалом, то с Диогеном, а то с Психеей и Венерой) или пародия на испанский романс «Осада Памбы»:
Девять лет дон Педро Гомец,По прозванью Лев Кастильи,Осаждает замок Памбу,Молоком одним питаясь.И все войско дона Педра,Девять тысяч кастильянцев,Все, по данному обету,Не касаются мясного,Ниже хлеба не снедают;Пьют одно лишь молоко.
Идут славянофилы и нигилисты;У тех и у других ногти не чисты.
Ибо если они не сходятся в теории вероятности,То сходятся в неопрятности.
И поэтому нет ничего слюнявее и плюгавееРусского безбожия и православия.
На краю разверстой могилыИмеют спорить нигилисты и славянофилы.
Первые утверждают, что кто умрёт,Тот весь обращается в кислород.
Вторые — что он входит в небесные угодияИ делается братчиком Кирилла-Мефодия.
И что верные вести оттудоваПолучила сама графиня Блудова.
На русскую сатирическую традицию Прутков оказал очень большое влияние: своим предтечей его считали, например, авторы «Сатирикона» — в первую очередь Саша Чёрный, написавший даже прямой оммаж прутковскому «Юнкеру Шмидту».
Николай Огарёв
О сердце скорбное народа!Среди твоих кромешных мукНе жди, чтоб счастье и свободаК тебе сошли из царских рук.
Не эти ль руки заковалиТебя в неволю и позор?Они и плахи воздвигали,И двигали топор.
Не царь ли век в твоей отчизнеГубил повсюду жизнь сплеча?Иль ты забыл, что дара жизниНе ждут от палача?
О, помни! не без боя злогоТвердыню зла шатнёт твой клик.Восстань из рабства векового,Восстань свободен и велик!
Вот моя деревня;Вот мой дом родной;Вот качусь я в санкахПо горе крутой
Вот свернулись санкиИ я на́ бок — хлоп!Кубарем качусяПод гору, в сугроб.
И начну у бабкиСказки я просить;И начнёт мне бабкаСказку говорить:
Как Иван-царевичПтицу-жар поймал,Как ему невестуСерый волк достал.
Слушаю я сказку —Сердце так и мрёт;А в трубе сердитоВетер злой поёт.
И во сне мне снятсяЧудные края.И Иван-царевич —Это будто я.
Весело текли вы,Детские года!Вас не омрачалиГоре и беда.
Такая чистая эмоция и такое описание счастливого детства — редкость в русской поэзии этого времени.
С Суриковым и другими последователями Некрасова мы ещё встретимся в следующей лекции — рассказе о последних десятилетиях XIX века, которые большинство исследователей и критиков признаёт периодом упадка русской поэзии.
Другие Статьи
Занятия с ребенком / Стихи
ВРЕМЯ ПРОЧТЕНИЯ: 4 минуты
Уникально и ценно творчество борца за свободу крестьян Николая Некрасова. Среди его многочисленных и сильных стихотворений сегодня проанализируем то, что называется «Сеятелям».
Средства выразительности
Отмечу сразу: основу текста в плане тропов составляют риторические восклицания. Каждое из них стоит на своём месте. Они нужны для усиления эмоциональной окраски текста. Вечное, бесплодную – примеры части многообразия эпитетов стихотворения. Есть и метафора «сейте разумное», которая выступает в роли назидательной силы.
Образы и символы
Сеятели – люди, на которых держится страна.Лирический герой – человек, понявший многое в жизни своими замыслами и мыслями он охотно делится с читателями.
Жанр, направление, размер
В плане размера стоит отметить разностопный дактиль. Лирическое стихотворение перед читателями. Его Николай Алексеевич выдержал в традициях народного искусства. Такой ход правильный: народ воспринимал текст как песню, поэтому запоминал и понимал смысл.