Размышления у парадного подъезда николая некрасова

Николай Некрасов и его вклад в литературу

Крестьяне (в частности, сеятели) – люди, которые способны на многое в плане труда. Они помогают стране, а без них вряд ли что-то может быть. Именно эта мысль и заложена в основу произведения.

История создания

Николай Алексеевич умел писать так, чтобы его понимали люди. При этом он был профессионалом, использующим умелые тропы и создающим запоминающиеся образы. Произведение Сеятелям отражает важность уважения к труду людей, особенно крестьян. Некрасов был искренним в своем отношении к крестьянам и это чувствуется в каждой строчке стихотворения.

Темы и настроение

Главная тема стихотворения – труд крестьян. Читая произведение, ощущается сила созидания и уважения к труду простых людей.

Гражданственность и сатира. Некрасов и его школа

Некрасов был важной фигурой в литературной жизни России. Его гениальность признавали как читатели профессионалы, так и обычные люди. Поэзия Некрасова широко стала известна как народная песня. Его работы, такие как Коробейники, стали любимыми и популярными среди широкой аудитории.

Некрасов оставил огромный след в истории русской литературы и его вклад до сих пор оценивается и ценится. Стихотворение Сеятелям остается шедевром, который продолжает волновать сердца читателей.

Роль Некрасова в литературе

Ой, полна, полна коробушка,
Есть и ситцы и парча.
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!
Выди, выди в рожь высокую!
Там до ночки погожу,
А завижу черноокую —
Все товары разложу.
Цены сам платил немалые,
Не торгуйся, не скупись:
Подставляй-ка губы алые,
Ближе к милому садись!

Демократизм Некрасова

Дело ещё и в том, что Некрасов сознательно ориентировался на широкую аудиторию — и аудитория это обращение к себе чувствовала и считывала. Это выражалось и в охвате (те же Коробейники были напечатаны в дешёвой, трёхкопеечной серии Красные книжки) — и, конечно, в языке, стиле, тематике. Сегодня часто говорят о такой функции поэзии, как давать голос другому — доселе безголосому, не представленному. Некрасов осознал эту функцию: Передо мною никогда не изображёнными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! — вспоминал он. По словам некрасоведа Николая Скатова, поэзия Некрасова являет новый тип лирики именно потому, что основана на посылке к другим.

Этот демократизм стал поводом для вторичной канонизации Некрасова в советской критике — в которой Некрасову, вообще говоря, повезло: исследования Владислава Евгеньева-Максимова и Корнея Чуковского, начатые ещё до Октябрьской революции, не только подчёркивали огромное значение Некрасова в литературе XIX века, но и решали многие вопросы текстологии, вводили в оборот неучтённые, искажённые цензурой тексты. Прекрасная, пусть и сугубо апологетическая книга Чуковского Мастерство Некрасова показывает, насколько не правы критики, утверждавшие, что Некрасов поступался формой ради остроты содержания: Чуковский демонстрирует новаторство Некрасова в области рифмы, лексики, работы с фольклором, иронии и даже эзопова языка. Вся эта работа советских исследователей и сегодня сохраняет значение, хотя и нуждается в уточнениях (например, по-прежнему обсуждается вопрос: в каком порядке печатать части неоконченной поэмы Кому на Руси жить хорошо).

Биография Некрасова

Корней Чуковский на портрете работы Ильи Репина. 1910 год

Владислав Евгеньев-Максимов, один из крупнейших исследователей творчества Некрасова

В то же время какие-то аспекты творчества и биографии Некрасова сглаживались — хотя невозможно было замолчать самые драматичные из них, такие как попытка Некрасова в 1866 году спасти журнал Современник: ради этого поэт написал оду генералу Михаилу Муравьёву, прозванному Вешателем после подавления Польского восстания Царство Польское находилось в составе Российской империи с 1815 по 1915 год. В 1830 и 1863 годах в Польше произошли восстания, в обоих случаях они закончились неудачей и привели к усилению антипольских настроений в России. ⁠ . Характерно, что эта ода, никак не повлиявшая на судьбу Современника и подорвавшая репутацию Некрасова у революционных демократов, до нас не дошла — в отличие от стихов, где поэт сетует на укоризну вчерашних друзей и страдальческих теней после своего опрометчивого поступка.

Николай Некрасов: революция в русской поэзии

Поздние исследователи не всегда видели то, что было заметно ранним, и наоборот: так, Дмитрий Святополк-Мирский Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1890–1939) — публицист и литературвед. До эмиграции Святополк-Мирский выпустил сборник стихотворений, участвовал в Первой мировой войне и в Гражданской войне на стороне Белого движения.

Биография Некрасова

В эмиграции с 1920 года; там издавал Историю русской литературы на английском языке, увлёкся евразийством и учредил журнал Вёрсты. В конце 20-х годов Святополк-Мирский заинтересовался марксизмом и в 1932 году вернулся в СССР. После возвращения он подписывал свои литературоведческие работы как Д. Мирский. В 1937 году его отправили в ссылку, где он погиб.

Читайте также:  Стоял на крепкой ножке теперь лежит в лукошке загадка 4 буквы

Поэтический талант Некрасова

Некрасов неоднократно отмечался своим вдохновением и выбором гражданской темы в стихах. Он работал с образом Музы, преображая его в романтическую фигуру.

Стихотворения Некрасова

Строфы Некрасова отражают глубокие проблемы общества. В стихотворении Поэт и гражданин он переходит от предъявления претензий самому себе к формулированию позитивной программы. Он призывает быть не только поэтом, но и гражданином.

Гражданский пафос

Традиционные тропы романтической поэзии переходят у Некрасова в гражданский пафос. В стихотворении Рыцарь на час он сочетает природную идиллию с мыслями о покойной матери и покаянными признаниями.

Заключение

Николай Некрасов остался в истории русской литературы как поэт-гражданин, чьи стихи отражают проблемы современной ему эпохи и воздействуют на читателей своей силой и актуальностью.

Николай Некрасов. Стихотворения. Кому на Руси жить хорошо. Детская литература, 1971 год

Иван Некрасов: дорога к литературному успеху

Иван Некрасов был знаком с трудностями с самого детства. Он мечтал о литературе, хотя его отец не поддерживал его стремления. Он выживал случайными заработками, включая работу фельетониста. Несмотря на все трудности, Некрасов не отказывался от своей мечты о поэзии и поэтической славе.

Дебютный сборник

В 1840 году он выпустил свой дебютный сборник Мечты и звуки. Однако это произведение не принесло ему успеха – оно не понравилось читателям и было жестоко раскритиковано Белинским.

Через пять лет Белинский с радостью прочел стихотворение В дороге, которое стало открывающим для собраний зрелого Некрасова. Это стихотворение отличается живым разговорным языком, вводя в русскую поэзию новый реалистический клей.

Множество сюжетов и образов

В его работе Кому на Руси жить хорошо содержится множество вставных сюжетов о жизни в пореформенной России. Он описывает историю помещика, убежденного, что крепостное право восстановлено, а также другого помещика, скучающего по своей бывшей власти над крестьянами.

Вывод

Важнее всего, что Некрасов не останавливался перед трудностями на пути к своей мечте. Его работы стали символом жизни бедняков и простых людей, порой оставленных наедине со своими бедами. Некрасов оставил неизгладимый след в истории русской литературы, продолжая восхищать читателей своими произведениями.

Среди других поэм Некрасова стоит обратить внимание на «Железную дорогу», «Русских женщин», «Современников». Первые две и сегодня изучаются в школе. «Железная дорога» — рассказ о тяжелейшем труде рабочих, строивших Николаевскую дорогу между Петербургом и Москвой. Рассказчик говорит с попутчиком-ребёнком:

Мрачная фантазия Некрасова поднимает из могил вдоль насыпи «толпу мертвецов», но поэт призывает ребёнка их не бояться: «С разных концов государства великого — / Это всё братья твои — мужики!» Поэма завершается саркастической «отрадной картиной»: рабочие, надрывавшие спины и губившие здоровье на строительстве, ещё и остаются должны подрядчику за прогулы — но тот «дарит им недоимку», то есть прощает долги, и выставляет бочку вина: этого достаточно, чтобы рабочие закричали «ура» (роль спиртного в саботаже всякого бунта — частый мотив у Некрасова). Некрасов опубликовал поэму на свой страх и риск в «Современнике» в 1865 году — журнал получил вслед за этим последнее строгое предупреждение, а в 1866-м, после покушения на Александра II, был закрыт.

Илья Глазунов. Иллюстрация к поэме «Железная дорога». 1970 год

Юрий Игнатьев. Иллюстрация к поэме «Русские женщины»

«Русские женщины» (1871–1872) — поэма о жёнах декабристов, последовавших за мужьями в сибирскую ссылку: Екатерине Трубецкой и Марии Волконской. «Русские женщины» были написаны на материале реальных воспоминаний Марии Волконской — и, хотя поэма вызвала нарекания у её близких (Софья Раевская говорила, что рассказ её сестры в передаче Некрасова «был бы вполне уместен в устах какой-нибудь мужички»), мелодраматическая история подвига «декабристок» пользовалась огромной популярностью у читателей.

«Современники», одна из поздних поэм Некрасова, — вероятно, самый выпуклый образец его сатиры. Повествователь, напрасно старающийся опровергнуть афоризм «Бывали хуже времена, / Но не было подлей», ходит по огромному ресторану, в залах которого справляют свои юбилеи герои эпохи: один замечателен только тем, что не обворовал вверенный ему край, другой — пустой представитель пустого, хоть и знатного, рода: «Князь Иван — колосс по брюху, / Руки — род пуховика, / Пьедесталом служит уху / Ожиревшая щека» (этими строками будет восхищаться Маяковский: «Неужели это не я написал?!»). В других залах чествуют жестоких военачальников, учёных-болтунов, литературоведов-«гробовскрывателей», благотворительницу, которая «за бедных в воду», но гораздо интереснее, что она «на эстраде поёт романсы» и у неё «так круглы плечи». Человечнее всех выглядят собравшиеся в двенадцатой зале: они просто-напросто обсуждают достоинства еды. Постепенно компания смешивается и пьянствует без разбора чинов, происходящее напоминает сцены из «Фауста».

Читайте также:  10 заповедей буддизма
«Свисток», сатирическое приложение к журналу «Современник». 1859. № 1

Сатира была одной из двух главных ветвей «общественного направления» в поэзии — причём, пожалуй, наиболее безопасной. С конца 1850-х по начало 1870-х сатира была очень востребованным жанром — ситуация, которая с тех пор в русской поэзии неоднократно повторялась; в эти годы выходило с десяток сатирических изданий разной степени зубастости. Популярностью пользовался «Свисток» — сатирическое приложение к «Современнику», где под псевдонимом Конрад Лилиеншвагер печатались стихотворения знаменитого критика Николая Добролюбова: «Слава нам! В поганой луже / Мы давно стоим. / И чем далее, тем хуже / Всё себя грязним!» Под этим псевдонимом Добролюбов публиковал и многочисленные пародии, — например, на «чистую лирику» Аполлона Майкова и даже на Лермонтова:

Выхожу задумчиво из класса,Вкруг меня товарищи бегут;Жарко спорит их живая масса,Был ли Лютер гений или плут.

Нет, не жду я кары гувернёра,И не жаль мне нынешнего дня..Но хочу я брани и укора,Я б хотел, чтоб высекли меня!..

Публиковал здесь сатирические стихи и Некрасов («Забракованные»), и рано умерший Александр Аммосов (в «Свистке» можно найти его пародию на самого Некрасова). Здесь же появлялись произведения Козьмы Пруткова — литературной маски, к созданию которой Аммосов, вероятно, приложил руку, хотя канонические четыре соавтора Пруткова — Алексей Толстой и братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. По крайней мере, современники указывали, что Аммосову принадлежит прутковская басня «Пастух, молоко и читатель»:

Однажды нёс пастух куда-то молоко,Но так ужасно далеко, Что уж назад не возвращался.

Читатель! он тебе не попадался?

Искра. 1861. № 2

О Пруткове мы подробнее поговорим ниже. Пока же нужно сказать о поэтах другого сатирического издания — куда более популярного, чем «Свисток». Это журнал «Искра» (не путать с одноимённой коммунистической газетой, основанной Лениным). «Искру» в 1859 году открыли карикатурист Николай Степанов и поэт Василий Курочкин, незадолго до этого прославившийся своими переводами французского сатирика Беранже. Современники писали, что «Искра» по влиянию была сопоставима с герценовским «Колоколом». Но она была изданием, во-первых, легальным, во-вторых, низовым. Она печатала много стихов, привлекала большой круг авторов (в том числе и печатавшихся в «Современнике» и «Свистке») — но тон в ней задавали два поэта: Василий Курочкин (1831–1875) и Дмитрий Минаев (1835–1889).

Курочкин, полжизни проведший под надзором полиции как «нигилист», писал и переводил очень много — и свои переводы из Беранже подбирал и стилизовал явно на злобу дня. Один из самых известных примеров — стихотворение «Господин Искариотов» (в оригинале у Беранже — «Monsieur Judas», «Господин Иуда»), портрет правительственного шпика, узнаваемый и во Франции, и в России:

Чтец усердный всех журналов, Он способен и готовСамых рьяных либералов Напугать потоком слов.Вскрикнет громко: «Гласность! гласность! Проводник святых идей!» Но кто ведает людей,Шепчет, чувствуя опасность: Тише, тише, господа! Господин Искариотов, Патриот из патриотов — Приближается сюда.

В оригинальных стихах Курочкин избирал своей мишенью и неизбывные стороны русской жизни, изображённые ещё Гоголем («Идеальная ревизия», где на всякое замечание ревизора ему накладывают деликатесов и подливают вина — в результате ревизия проходит благополучно), и такие политические вопросы, как крестьянская реформа, результатами которой круг «Искры» был, конечно, недоволен. Ранние и более «серьёзные» стихи Курочкина («Ни в мать, ни в отца», «Счастливец») находятся под прямым влиянием Некрасова.

Недостаточный, показной характер александровских реформ — одна из важных тем и для Дмитрия Минаева:

Минаев, редактировавший ещё один заметный, хоть и недолго проживший, сатирический журнал, «Гудок», писал много пародий — на «чистую лирику» Фета, на «направления русской поэзии» вообще. Юмористику того же Некрасова он считал неудачной, — видимо, не в пример собственной. Но сегодня его помнят в первую очередь как мастера поэтической формы — каламбурной составной рифмы: «Женихи, носов не весьте, / Приходя к своей невесте», хлёсткой эпиграммы: «Барышев! ты отомстил: / Каин нераскаянно / Брата Авеля убил, / Ты ж ухлопал Каина» (отзыв на бездарный перевод байроновской драмы «Каин»).

Козьма Прутков. Портрет работы Льва Жемчужникова. 1853 год

Читайте также:  Чудесное словоплан конспект урока по психологии 5 класс

Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова. Типография М. М. Стасюлевича, 1894 год

Однако самое важное имя в русской поэтической юмористике и сатире XIX века, конечно, Козьма Прутков. Cамый известный русский коллективный автор, Прутков имел собственную биографию (был чиновником, служил в несуществующей должности директора Пробирной палатки На самом деле это государственное ведомство называлось Пробирной палатой: его задача — контроль за соответствием драгоценных металлов оттиснутым на них пробам, а также за обращением этих металлов и драгоценных камней. Пробирная палата в России существует и сегодня. ⁠ , умер от внезапного удара в 1863 году) и даже собственный портрет, нарисованный Львом Жемчужниковым, братом непосредственных создателей текстов — Алексея, Владимира и Александра (четвёртым соавтором был, напомним, Алексей Константинович Толстой). Этот портрет обличает редкое самодовольство Козьмы Пруткова, автора нарочито банальных афоризмов вроде «Одного яйца два раза не высидишь» и «Никто не обнимет необъятного». Поэтические произведения Пруткова весьма разнообразны, их отличает лёгкий абсурдизм — будь то басни «Кондуктор и Тарантул» или «Цапля и Беговые дрожки» (экзотические действующие лица, возможно, — дань памяти образцово графоманским басням графа Хвостова), будь то подчёркнуто гипертрофированное «Честолюбие» (герой, носящий «Имя славное Пруткова, / Имя громкое Козьмы», сравнивает себя то с Самсоном, то с Ганнибалом, то с Диогеном, а то с Психеей и Венерой) или пародия на испанский романс «Осада Памбы»:

Девять лет дон Педро Гомец,По прозванью Лев Кастильи,Осаждает замок Памбу,Молоком одним питаясь.И все войско дона Педра,Девять тысяч кастильянцев,Все, по данному обету,Не касаются мясного,Ниже хлеба не снедают;Пьют одно лишь молоко.

Идут славянофилы и нигилисты;У тех и у других ногти не чисты.

Ибо если они не сходятся в теории вероятности,То сходятся в неопрятности.

И поэтому нет ничего слюнявее и плюгавееРусского безбожия и православия.

На краю разверстой могилыИмеют спорить нигилисты и славянофилы.

Первые утверждают, что кто умрёт,Тот весь обращается в кислород.

Вторые — что он входит в небесные угодияИ делается братчиком Кирилла-Мефодия.

И что верные вести оттудоваПолучила сама графиня Блудова.

На русскую сатирическую традицию Прутков оказал очень большое влияние: своим предтечей его считали, например, авторы «Сатирикона» — в первую очередь Саша Чёрный, написавший даже прямой оммаж прутковскому «Юнкеру Шмидту».

Николай Огарёв

О сердце скорбное народа!Среди твоих кромешных мукНе жди, чтоб счастье и свободаК тебе сошли из царских рук.

Не эти ль руки заковалиТебя в неволю и позор?Они и плахи воздвигали,И двигали топор.

Не царь ли век в твоей отчизнеГубил повсюду жизнь сплеча?Иль ты забыл, что дара жизниНе ждут от палача?

О, помни! не без боя злогоТвердыню зла шатнёт твой клик.Восстань из рабства векового,Восстань свободен и велик!

Вот моя деревня;Вот мой дом родной;Вот качусь я в санкахПо горе крутой

Вот свернулись санкиИ я на́ бок — хлоп!Кубарем качусяПод гору, в сугроб.

И начну у бабкиСказки я просить;И начнёт мне бабкаСказку говорить:

Как Иван-царевичПтицу-жар поймал,Как ему невестуСерый волк достал.

Слушаю я сказку —Сердце так и мрёт;А в трубе сердитоВетер злой поёт.

И во сне мне снятсяЧудные края.И Иван-царевич —Это будто я.

Весело текли вы,Детские года!Вас не омрачалиГоре и беда.

Такая чистая эмоция и такое описание счастливого детства — редкость в русской поэзии этого времени.

С Суриковым и другими последователями Некрасова мы ещё встретимся в следующей лекции — рассказе о последних десятилетиях XIX века, которые большинство исследователей и критиков признаёт периодом упадка русской поэзии.

Другие Статьи

Занятия с ребенком / Стихи

ВРЕМЯ ПРОЧТЕНИЯ: 4 минуты

Размышления у парадного подъезда николая некрасова

Уникально и ценно творчество борца за свободу крестьян Николая Некрасова. Среди его многочисленных и сильных стихотворений сегодня проанализируем то, что называется «Сеятелям».

Средства выразительности

Отмечу сразу: основу текста в плане тропов составляют риторические восклицания. Каждое из них стоит на своём месте. Они нужны для усиления эмоциональной окраски текста. Вечное, бесплодную – примеры части многообразия эпитетов стихотворения. Есть и метафора «сейте разумное», которая выступает в роли назидательной силы.

Образы и символы

Сеятели – люди, на которых держится страна.Лирический герой – человек, понявший многое в жизни своими замыслами и мыслями он охотно делится с читателями.

Жанр, направление, размер

В плане размера стоит отметить разностопный дактиль. Лирическое стихотворение перед читателями. Его Николай Алексеевич выдержал в традициях народного искусства. Такой ход правильный: народ воспринимал текст как песню, поэтому запоминал и понимал смысл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *