Библейские пророчества

Пророчества и их значимость

Пророчества, описанные в Библии, касались конкретных народов, государств, городов, личностей и других событий. Особенно важными стали пророчества о Мессии, который, по мнению христиан и иудеев, должен был прийти.

Разные точки зрения

С точки зрения христиан и иудеев, все библейские пророчества либо уже исполнились, либо исполнятся в будущем. Они считают это доказательством непогрешимости и богодухновенности Библии. Однако, скептики утверждают, что некоторые пророчества либо не исполнились, либо изначально были двусмысленными, не давая возможности для оценки их исполнения или неисполнения.

Виды пророчеств

Предсказательные и непредсказательные пророчества

В этой категории пророчества делят на предсказательные и непредсказательные. Первые буквально предсказывают будущие события, в то время как вторые не носят явного характера предсказания.

Условные и безусловные пророчества

Условные пророчества зависят от выполнения определенных условий, в то время как безусловные выполняются независимо от каких-либо условий. Большинство пророчеств в Библии относятся к безусловным.

Символические и несимволические пророчества

Часть пророчеств формулируются в символах, тогда как основная часть является прямым предсказанием, не требующим расшифровки.

Мессианские пророчества

Эти пророчества относятся к предсказаниям о Мессии, описывая его роль и приход. Иудеи и христиане трактуют их различно.

Эсхатологические пророчества

Это пророчества о событиях последних дней, таких как Последний Суд, второе пришествие Христа, приход Антихриста и другие события.

Роль пророчеств в богословии

В богословии изучаются пророчества как важный элемент библейской традиции. Вопросы авторства пророческих книг и их значения подвергаются исследованию, как и многие другие аспекты религиозных текстов.

Авторы пророчеств и пророческих книг

В традиционных исследованиях авторами священных текстов считаются авторы, указанные в самих текстах. Однако, современные тенденции более скептически относятся к традиционным авторствам, предлагая альтернативные гипотезы, исходя из более поздних периодов создания библейских книг.

Пророчества в Библии играют важную роль в богословских обсуждениях и исследованиях, наполняя тексты священного писания глубинным и многозначительным смыслом.

Пророки в Библии: история и методы истолкования

Библейских пророков делят на две группы: ранние пророки (до VIII века до н. э.) и поздние пророки (VIII—IV века до н. э.). В Еврейской Библии (Танахе) раздел пророческих книг разделён на книги ранних и поздних пророков с принципиальной разницей в содержании. Ранние пророки книги не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств) — исторические по содержанию, о деятельности пророков упоминается лишь кратко.

В христианской традиции эти книги относятся к числу исторических, а не пророческих.

Великие пророки

Последовательность книг великих пророков в Библии соответствует хронологической последовательности событий. Пророк Исаия был самым ранним из великих пророков, а Даниил — самым поздним. Исаия пророчествовал во время гегемонии Ассирии, Иеремия — в Иудее накануне разрушения Иерусалима и вавилонского плена. Иезекииль — на территории Вавилонской империи во время вавилонского плена в среде уведенных в плен евреев. Даниил — в самом Вавилоне во время вавилонского плена.

Малые пророки

Книги малых пророков в еврейской Библии объединяли произведения пророков, живших в различные эпохи, в одну книгу. Расположение книг малых пророков приблизительно совпадает с хронологической последовательностью жизни авторов этих книг.

Литературные жанры

Книги Библии с пророчествами могут содержать тексты, написанные в различных литературных жанрах:

  • Апокалиптическая литература: книга Даниила и Откровение.

Истолкование пророчеств. Экзегетика и герменевтика

Вопросы методики истолкования библейского текста рассматриваются в дисциплинах герменевтика и экзегетика. Герменевтика занимается методикой исследования текста для выяснения авторского замысла, а экзегеза — непосредственным изучением текста с этой целью. Библейская герменевтика включает в себя как экзегезу текста, так и последующее истолкование и применение текстов в богословии.

Пророчества как жанр представляют наибольшую сложность для истолкования, вызывая разнообразие вариантов и подходов. Это выражается в различных школах, направлениях богословия и взглядах на методику истолкования.

Роль богословия в понимании пророчеств

Помимо самого текста Библии, понимание пророчеств также зависит от богословских систем, которые различные христианские течения применяют при их истолковании. В современном богословии существует четыре основных подхода к времени исполнения эсхатологических пророчеств:

  1. Премиллениализм: взгляд на то, что Христос вернется и установит Тысячелетнее царство до Судного дня.
  2. Постмиллениализм: убеждение, что Царство Божие будет установлено Христом через соборное деятельность Церкви.
  3. Амиллениализм: понимание времени второго пришествия Христа как периода установления царства Божия на земле.
  4. Диспенсационализм: учение о семи отрезках времени в истории спасения, каждый из которых имеет свои уникальные пророчества.

Роль пророков в Библии

Пророки в Библии играли ключевую роль как посредники в передаче Божьего воления людям. На протяжении истории Библии, пророки были избранными Богом для передачи Его послания. Они не обладали сверхъестественными способностями, а были обычными людьми, которых Бог призывал к пророческому служению. Во времена Ветхого Завета, священнодействие передавалось по наследству, но к пророческому служению люди призывались Богом лично.

Пророки строго обличали грехи народа, независимо от их положения в обществе. Их главной целью было возвращение народа к Богу и Его Закону.
Обличения пророков были направлены не только на израильтян, но и на соседние народы. Их предсказания о будущем Израиля и окружающих государств заграничья также были важной частью их послания.

Имейте в виду, что понимание пророчеств в Библии зависит от вашего отношения к вопросу богодухновенности текста, а также от применяемой богословской системы. Существуют разные точки зрения в христианстве на это, каждая из которых может обогащать ваше понимание Священного Писания.

Пророки в Библии

По происхождению пророки были из самых различных слоёв общества, согласно высказываниям Библии, Господь выбирал пророков не по их социальному происхождению, но по их духовным качествам. Из простого сословия были, например, пророки Осия и Амос, а из высшего общества — пророки Исаия, Софония и Даниил, священнического происхождения — пророки Иезекииль и Аввакум.

Впервые в Библии слово пророк потребляется к Аврааму (Быт. 20:7), хотя нигде не упоминается о том, что Авраам предсказывал будущее. Как и другие персонажи Библии, названные пророками, патриархи рассматривались как люди, через которых Бог передавал не только пророческие предсказания, но и слова назидания, обличения и утешения.

К числу ранних пророков исторических книг (в иудейской традиции — Ранние пророки) Библии относятся Самуил, Нафан, Илия, Елисей, кроме них в Библии упоминается ещё множество пророков.

Способы получения и передачи пророческой вести

В Библии описаны несколько способов передачи пророческой вести пророку или непосредственно людям. Среди них богословы выделяют такие основные формы передачи вести:

  1. Пророчествование и экстатическое состояние

    В свою очередь пророк передавал эту весть другим людям в устной или записанной форме.

Подобное поведение ложных пророков упоминается в Библии. Поведение пророков Ваала характеризуется как беснование, они громко кричат, призывая Ваала, и колют себя ножами и копьями.

Критические взгляды на возможность сверхъестественного откровения

Традиционно по объёму наследия (объём книги) библейских пророков делят на две части. Пророческими являются лишь книги поздних пророков. При этом в христианстве к числу пророческих относится книга Даниила, которая в Танахе таковой не считается и входит в другой раздел — Писания.

С точки зрения представителей «высшей библейской критики» в библиологии, никакого откровения от Бога не было, а пророки были или жертвой самообмана, пребывая в состоянии воодушевления, или же сознательно использовали имя Божье в своих целях, выдавая свои мысли и идеи за откровения от Бога.

С точки зрения ортодоксального богословия, доказательством реальности откровения является как само пророчество, которое через некоторое время сбывается в полной точности с предсказаниями пророков, так и сама жизнь пророков, которые своими страданиями и смертью доказывали отсутствие корыстных намерений в своей деятельности.

Представители либерального богословия часто придерживаются точки зрения концепций «высшей библейской критики»: или, разделяя скептическое отношение ко всему сверхъестественному (пророчествам и чудесам), могут не упоминать пророчества Библии в своих произведениях, или же не используют их в качестве тем для проповедей, сосредотачивая своё внимание на этической или социальной стороне религии.

Частота и распространённость пророческих откровений

В Библии пророчество рассматривается как особое откровение Бога человеку. В самом начале Библии, в книге Бытия, говорится о непосредственном общении Бога с человеком. В третьей главе книги Бытия описаны обстоятельства грехопадения человека и его последствия. Адам и Ева начали скрываться от Бога, когда после грехопадения услышали Его голос в райском саду (Быт. 3:7-10). Чувства страха и стыда стали серьёзным препятствием для общения Бога с человеком, и после этого Бог лично открывался только небольшому количеству людей, которые должны были потом стать вестниками для других людей. Когда в некоторых случаях Бог особо проявлял Своё присутствие, это приводило многих людей в трепет и они стремились избежать этого общения. Например, когда Бог провозгласил Своим голосом Десять заповедей на Синае, то они в страхе обратились к Моисею с просьбой быть их посредником в общении с Богом:

Читайте также:  Электронные сборники

18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали. 19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. 20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.

Моисей рассматривается многими как первый пример пророка в его традиционном понимании. Но впервые пророком в Библии (Быт. 20:7) был назван Авраам, с которым Бог тоже говорил явно, «лицем к лицу». Причём в данном месте Библии пророком его называет Сам Бог.

Моисей не претендовал на то, чтобы быть единственным посредником между Богом и людьми. Когда Моисею донесли, что другие тоже начали пророчествовать в стане Израиля, то Иисус Навин попросил Моисея запретить это. На что Моисей ответил:

29 Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!

Подобную оценку дару пророчества даёт и апостол Павел:

1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. 30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. 31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

Большая часть пророчеств Библии не связана с конкретными датами и периодами времени. Но часть пророчеств содержит упоминания временных периодов. Большая часть из них указаны непосредственно в явной форме. Некоторые пророческие периоды были даны в откровении сначала в символической форме, а потом их при истолковании перевели во временной период, например, истолкования Иосифом снов фараона о 7 годах изобилия и 7 годах голода (Быт. 41:1—36).

Период Тема Упоминание в Библии Время исполнения в богословии

3,5 года Засуха в Израиле 3Цар.17:1, Иак.5:17 при Ахаве при Ахаве при Ахаве при Ахаве

70 лет Вавилонский плен Иер.25:11,12

Время, времена и полувремена (3,5 года) Малый рог Дан.7:25 при Антиохе IV 312 — 1572 538—1798 в будущем

2300 вечеров и утр «Опустошительное нечестие» Дан.8:9-14 при Антиохе IV 457 до н. э. — 1844 (АСД)

Время для Израиля Дан.9:24-27

* 69 седьмин –//– Дан.9:25,26 457 до н. э. — 27 н. э.

* последняя седьмина –//– Дан.9:27 27 — 34 в будущем (дисп.)

Время, времена и полувремена (3,5 года) «низложение силы народа святого» Дан.12:7 при Антиохе IV 312 — 1572 538—1798

1290 дней Мерзость запустения Дан.12:11 508 — 1798 (АСД) в будущем

1335 дней Дан.12:12 508 — 1843 (АСД)

5 месяцев Саранча Откр.9:5,10 в будущем

Год, месяц, день, час 4 ангела при Евфрате Откр.9:15 в будущем

42 месяца (3,5 года) Время язычников Откр.11:2 I век н. э. 312 — 1572 538—1798 в будущем

1260 дней (~3,5 года) Проповедь 2 свидетелей Откр.11:3-6 I век н. э. 538 — 1798 в будущем

3,5 дня Смерть 2 свидетелей Откр.11:7-11 в будущем

1260 дней (~3,5 года) Жена в пустыне Откр.12:6 I век н. э. 312 — 1572 538—1798 в будущем

Время, времена и полувремена (3,5 года) Жена в пустыне Откр.12:14 I век н. э. 312 — 1572 538—1798 в будущем

42 месяца (3,5 года) Зверь, вышедший из моря Откр.13:5 I век н. э. 312 — 1572 538—1798 в будущем

1000 лет Тысячелетнее царство Откр.20:1-7 сейчас в будущем в будущем

Иосиф стал фактическим правителем Египта. Иллюстрация, 1926 год

Пророческие периоды, указанные через символы

Через пророческие символы были указано несколько периодов:

Реакция людей на пророчества и отношение к пророкам

Утверждения пророков о наличии особых откровений от Бога ставились под сомнения многими людьми, даже теми, кто их хорошо знал.

Характерным примером являются слова Аарона и пророчицы Мариам, сестры Моисея: «и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?» (Чис. 12:2) Сразу же описана реакция со стороны Бога:

5 И сошёл Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. 6 И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; 7 но не так с рабом Моим Моисеем, – он верен во всём дому Моему: 8 устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?

Но в большинстве случаев сомнения в богоизбранности не подтверждались особыми откровениями и чудесами. Много пророков было убито их современниками, об этом говорят как сохранившиеся предания времён Ветхого Завета, так и слова Нового Завета:

Кого из пророков не гнали отцы ваши?

Иисус Христос представляет пророков как посланных Им (до воплощения) и говорит об убийствах и гонениях на пророков:

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; 35 да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. 36 Истинно говорю вам, что всё сиё придёт на род сей. 37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

Пророки могли высказывать сомнения в том, что их весть будет принята людьми. Моисей в ответ на призвание высказал сомнение:

1 И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь?

Моисею в ответ Бог обещал подтвердить чудесами тот факт, что с ним был Бог.

Пророку Иеремии при призвании было сказано Богом:

25 С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих – пророков, посылал всякий день с раннего утра; 26 но они не слушались Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю свою, поступали хуже отцов своих. 27 И когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают; и когда будешь звать их, они тебе не ответят.

Все те обличения и предостережения, которые были переданы Богом через Иеремию, действительно не были выслушаны, Иеремия был брошен в заточение, из которого вышел только после взятия Иерусалима, которое и было предсказано через него (Иеремия, 34 глава).

Поскольку пророческая деятельность многих пророков сопровождалась чудесами, люди иногда просили и других пророков подтвердить чудесами своё призвание. На подобные ожидания указал апостол Павел: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости» (1Кор.1:22). Но в то же время чудеса, совершённые Иисусом Христом и апостолом Павлом, не убедили большинство иудеев в том, что через них действовал Бог. Иисус в заключение своей притчи о богаче и Лазаре сказал устами Авраама: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лук.16:31). В христианском богословии эти слова сопоставляются с воскрешением Иисусом Лазаря (от Иоанна 11 глава), результатом которого было не уверование иудеев, а заговор против Иисуса с целью убить Его.

Попытки не допустить исполнения пророчества

В Библии описано несколько случаев, когда люди пытались не допустить исполнения пророчеств.

Царь Саул, который вначале пророчествовал, потом сознательно не исполнил прямое повеление Господа. И за это он был отвергнут Богом, как царь Израиля (1 Цар. 15). Понимая это, Саул противился явно выраженной воле Божьей и преследовал Давида, который вместо него был помазан пророком Самуилом на царя Израиля. Не получая ответа от Бога, он нарушил ещё волю Божью тем, что обратился к волшебнице, хотя это было запрещено Законом Моисея. В итоге он бесславно погиб в сражении с филистимлянами, а Давид стал царём.

Хотя Ревекке было предсказано, что «больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23), её муж Исаак, пренебрегая пророчеством, пытался дать благословение Исаву (Быт. 27), а не Иакову, как было предсказано. Но благословение всё же получил Иаков, вопреки воле самого Исаака.

Читайте также:  Уроки по оркисэ

Израильтяне безуспешно пытались завоевать Ханаан после того, как Господь объявил, что они не увидят «земли обетованной», потому что поверили большинству соглядатаев, посланных в Ханаан (Чис. 14).

Когда Ахав проигнорировал пророчество пророка Михея, что он погибнет в бою, он всё же не избежал гибели и погиб от «случайно» пущенной стрелы (3 Цар. 22:1-40).

Пророчества в книгах Библии

Книги Библии содержат пророчества как в книгах, которых принято называть «пророческими», так и в других книгах Библии. К пророческим книгам Библии относят книгу Откровение и часть книг Ветхого Завета.

Большая часть книг Пятикнижия Моисея описывает историю жизни патриархов (книга Бытия) и историю еврейского народа от исхода из Египта до начала завоевания Ханаана (территория современного Израиля, палестинских территорий и части Иордании и Сирии). Пророчества в этих книгах связаны в основном с еврейским народом, а кроме этого, содержат пророчества и о некоторых других народах.

Проклятие земли 3:14-19 общеисторическое голос Божий нет Адам и Ева

Семя жены 3:15 мессианское голос Божий нет Адам и Ева первое пророчество о Мессии (христианство)

Всемирный потоп 6:3-7 общеисторическое 7,8 главы «сказал Господь» нет

Всемирный потоп 6:13-7:4 общеисторическое 7,8 главы «сказал Господь» нет Ной

Благословение Сима и Иафета, проклятие Ханаана 9:25-27 общеисторическое вдохновение Ной сыны Ноя

Потомство Авраама 12:1-3, 13:14-17 общеисторическое, История Израиля «сказал Господь» Авраам

Потомство Авраама 15:1-6 общеисторическое, Израиль видение Авраам

Потомство Авраама (от Сарры) 17:1-22 общеисторическое, Израиль Богоявление Авраам

Рождение Исаака 18:1-15 Израиль 21:1-3 Богоявление и/или явление ангелов Авраам и Сарра

Потомство Авраама (об избрании) 18:17-19 Израиль Богоявление и/или явление ангелов

Благословение Авраама (о потомстве) 22:15-17 общеисторическое, Израиль голос ангела Ангел Господень Авраам

О потомках Измаила 17:20 история Ближнего Востока Богоявление Авраам

Об Исааке и изгнании Измаила 21:12-13 история Ближнего Востока Авраам

Об Измаиле 21:17,18 история Ближнего Востока явление ангела ангел Агарь

Земля обетованная 12:1, 13:14-17 Израиль «сказал Господь» нет Авраам

Земля обетованная 12:7, 17:8 Израиль Богоявление Авраам

Египетское рабство 15:13-16 Израиль, Египет Исх. 1 гл. Авраам

Десять казней египетских 15:14 История Египта Исх.7:13-12:30 Авраам

Исход Израиля с большим имуществом 15:14 Израиль, Египет книга Исход Авраам

Уничтожение Содома и Гоморры 18:20-33 народы и города 19:24-29 Богоявление и/или явление ангелов Авраам

Уничтожение Содома и Гоморры 19:12-22 народы и города 19:24-29 явление ангелов ангелы Лот

Откровение Авимелеху 20:1-7 личное 20:17,18 сновидение Авимелех На осн. 20:7,17 богословы предполагают наличие болезни у Авимелеха, исцелённой по молитве Авраама

Об Иакове и Исаве 25:23 Израиль «сказал Господь» Ревекка

Повторение Исааку обетования, данного Аврааму 26:2-5 Израиль Богоявление Исаак

Исторические книги Ветхого Завета

Исторические книги Ветхого Завета охватывают период от начала завоевания Ханаана до разрушения Иерусалима Навуходоносором. Последние главы Четвёртой книги Царств и Второй книги Паралипоменон описывают события, которые являются историческим фоном для некоторых пророческих книг Ветхого Завета (книги Исаия, Иеремии, Иезекииля). Предыдущие главы содержат описание исторических событий и в том числе описание жизнедеятельности некоторых ранних пророков.

Поэтические и учительные книги Ветхого Завета

В этой части Ветхого Завета некоторые пророчества содержатся в книге Псалтирь. Это в основном пророчества о Мессии, суде Божьем.

Пророческие книги Ветхого Завета

В христианской традиции к каноническим пророческим книгам Ветхого Завета относят книги так называемых «великих» и «малых» пророков, включая книгу Даниила и Плач Иеремии. В христианской Библии эти книги следуют после так называемых «учительных» и «поэтических» книг Библии.

В греческой, славянской и русской Библии эти книги размещены в следующем порядке (знаком * отмечены неканонические книги):

В иудейской традиции к разделу Библии «Пророки» (др.-евр. – «Невиим») относят большую часть исторических книг по христианской классификации (под названием «Ранние пророки»): книги Книга Иисуса Навина, Книга Судей Израилевых, Самуила (1 и 2 Царств), Царей (3 и 4 Царств) и не включают книги Даниила и Плач Иеремии. В еврейской Библии пророческие книги (в христианском понимании) под название «Поздние пророки» следуют сразу за разделом «Ранние пророки», а раздел «Писание» (в который включают Книгу Даниила и Плач Иеремии) — после «Поздних пророков». При этом книги двенадцати «Малых пророков» объединены в одну книгу.

Книга пророка Исаии

В религиозной традиции автором всей книги считается пророк Исаия, сын Амоса. В настоящее время большая часть светских библеистов считают, что книга написана как минимум тремя разными людьми. Причиной этого является то, что книга состоит из трёх частей, причём вторая часть (главы 40-55) содержат пророчества, которые исполнились после смерти пророка Исаии. По их мнению, вторая часть книги (так называемый Второ-Исаия) написана во время непосредственного исполнения этих пророчеств. Подобное мнение разделяют и либеральные христианские богословы и библеисты, в то время как в консервативном христианстве преобладает традиционная точка зрения.

Книга содержит пророчества о Мессии, Израиле, Вавилоне (который во время пророка Исаии не был сильным государством) и других окружающих Израиль народах, и о грядущем царстве Божьем.

Книга пророка Иеремии

Книга содержит пророчества, связанные с вавилонским пленом и разрушением Иерусалима и Иерусалимского храма. Иеремия в своих речах обличал еврейский народ и его правителей за отступление от истинного Бога и предсказывал грядущие бедствия от вавилонского завоевания как наказание за грехи Израиля. Иеремия призывал покориться власти Вавилона, что встречало ожесточенную реакцию со стороны правящей элиты. В то же время он говорил и о будущем окончании вавилонского плена и наказании Вавилона, по истечении семидесяти лет:

11 И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет.

12 И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю её вечною пустынею.

Книга пророка Иезекииля

«Божественная колесница» в видении Иезекииля.

Книгу написал в вавилонском плену священник Иезекииль, который был современником Иеремии (жившим в Иерусалиме) и Даниила (жившим при дворе вавилонских царей).

По содержанию в книге богословы и библеисты выделяют три части: 1 часть (главы 1—24) содержит пророчества, связанные с вавилонским пленом, осадой и завоеванием Иерусалима; 2 часть (главы 25—32) содержит пророчества о судах над окружающими народами; 3 часть (главы 33—48) содержит пророчества, посвящённые отдалённому будущему — мессианское царство Божье, воскресение мёртвых, будущие благословения Израилю.

Книга пророка Даниила

«Пир Валтасара» Рембрандта

Четыре зверя в видении Даниила. (Маттеус Мериан Старший, 1630

Книга написана Даниилом, жившим при дворе вавилонских царей, который после покорения Иерусалима Навуходоносором ещё в юности был уведен в плен вместе с другими молодыми людьми знатного происхождения и жил там до окончания 70-летнего вавилонского плена и в дальнейшем и при дворе мидо-персидского царя Дария.

Первая часть книги (1-6 главы) написана в повествовательном стиле и содержит историю жизни Даниила при дворе царей вавилонских и мидо-персидских, где он занимал высокое положение. В этих главах описано, как Даниил даёт толкование снам царя Навуходонора (2 и 4 главы) и даёт объяснение таинственным словам, начертанным на стене внезапно возникнувшей рукой, во время пира вавилонянской знати в осаждённом персами Вавилоне (5 глава).

Вторая часть книги содержит пророчества, данные в видениях и откровениях ангелов, которые исследователи характеризуют как апокалиптические. Подобный стиль и тематика откровений характерна для книги Откровения и некоторых пророчеств Иисуса, записанных в Евангелиях.

Книги Нового Завета

Новый Завет содержит только одну пророческую книгу — Откровение Иоанна Богослова (или Апокалипсис). В то же время другие книги Нового Завета содержат предсказания о будущем или описания событий, которые в христианском богословии интерпретируются как исполнение пророчеств.

Четыре Евангелия содержат описания жизни Иисуса Христа и событий, которые предшествуют Его Рождению и некоторые события после Его смерти и воскресения. Эти события во многих местах Евангелий связываются с пророчествами Ветхого Завета.

Евангелия также содержат пророческие высказывания Иисуса. Предсказанию будущих бедствий посвящены 24 глава Евангелия от Матфея и 21 глава Евангелия от Луки, в которых изложены пророчества Иисуса, произнесенные в Иерусалимском храме накануне Пасхи, во время которой Он был распят. В частности, Он предсказывал разрушение Иерусалимского храма, который был разрушен в 70 году.

Книга Откровение Иоанна Богослова

Из всего множества пророчеств Библии некоторые пророчества привлекли и привлекают больше всего внимания как богословов, так и представителей религиозных направлений и религиоведов, критиков и атеистов. Чаще всего выделяют такие пророчества:

Пророчества Библии с точки зрения библейской критики

Пророчества Библии часто были темой критики со стороны представителей других религиозных убеждений, атеистов, скептиков. В настоящее время в научном сообществе преобладает восприятие Библии как книги, которая содержит не сверхъестественные откровения Бога пророкам, а просто определённые взгляды авторов этих книг.

Чаще всего подвергается критике предсказательная роль пророчеств. Здесь могут быть следующие взгляды на предсказания пророчеств Библии:

Читайте также:  Анкета моё отношение к чтению и библиотеке

Критика неисполнившихся пророчеств

Отдельные пророчества Библии, которые в богословии относят к тем, которые уже исполнились, с точки же зрения библейских критиков всё-таки так и не исполнились (например, пророчества о Тире). Эта одна из популярных тем библейской критики и она является предметом дискуссий между сторонниками традиционных богословских взглядов с одной стороны и критиками Библии и атеистами — с другой.

В некоторых случаях сторонники взглядов ортодоксального богословия сами причисляют некоторые пророчества к тем, которые не исполнились, но объясняют этот факт тем, что эти пророчества относились к условным, а не к безусловным, которые должны были исполниться в любом случае.

Критика традиционной хронологии пророчеств Библии

Чаще всего альтернативные взгляды на датировку пророческих книг Библии связаны с книгами Даниила, Исаии и Откровения.

Предположение о том, что книга Даниила была написана значительно позже, было выдвинуто ещё в первые века христианства критиком христианского учения Порфирием. Он утверждал, что автором этой книги был иудей, живший во времена Антиоха Епифана, и пророчества этой книги он связывал с событиями восстания Маккавеев во II веке до н. э. Это утверждение сразу было подвергнуто критике со стороны христианских богословов (Евсевия Кесарийского, Иеронима Стридонского).

Житие

Жил в VIII веке до Р. X. Царского рода, сын св. пророка Амоса. Был женат, имел сына (). Призван Богом к пророческому служению в царство Озии, царя Иудеи, и пророчествовал около 60-ти лет при Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии. Один из великих пророков. По ясности пророчества о рождении, жизни и особенно страданиях Иисуса Христа, Его восстании из мертвых пророк Исаия называется ветхозаветным евангелистом. Во время осады Иерусалима он, помолившись, извел из-под горы Сион источник воды, который был назван Силоам, т. е. «посланный от Бога». Скончался мученически: по повелению царя Манассии был перепилен деревянной пилой.

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Проро́ка Твоего́ Иса́ии па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.

Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднуя, потому Тебя молим: спаси души наши.

Кондак пророка Исаии,

Проро́чества дарова́ние прие́м,/ пророкому́чениче, Иса́ие Богопропове́дниче,/ всем изъясни́л еси́ вочелове́чение Госпо́дне,/ возгласи́в велегла́сно конце́м:// се Де́ва во чре́ве прии́мет.

Приняв дар пророчествования, мученик и пророк Исаия, проповедающий Бога, всем разъяснил ты воплощение Господа, громко возгласив во все концы: «Вот Дева во утробе зачнет» (Ис.7:14).

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Впервые идеал Божьего избранника как будущего владыки дан пророком Исаией (Ис. 9:1—6; 11:1—10; 32:1—5).

Славная картина далекого будущего соответствует взглядам Исаии на нравственное перерождение, следствием которого будет совершенство в моральном и религиозном отношениях. Горькая же действительность готовила ему союзы с Ассирией и Египтом в то самое время, когда он проповедовал надежду на одного Господа (Ис. 7:9; ср. 5:4; 8:13; 30:15).

У Иеремии и Иезекииля

Впервые с идеей предвечного Мессии небесного происхождения мы встречаемся в эсхатологической части книги Еноха (37—71), написанной в первое столетие до н. э. Мессия назван «Сыном человеческим», существом, подобным ангелам по внешности, человеком, сидящим на небе рядом с «Ветхим деньми» (66:1), или, как это выражено в ст. 39:7, «под крыльями Господа Духов». Имя его было произнесено перед Господом до сотворения солнца и 12 знаков зодиака и задолго до того, как звёзды и небеса были созданы (48:3, 6). «Он был избран и скрыт Господом до возникновения мира и останется перед Ним до окончания веков» (69:2б; ср. 62:6), «его слава будет существовать от века до века, а мощь его из рода в род». Мессия изображён воплощением справедливости и мудрости посредством божественных откровений (66:3; 69:1, 2а, 3). И по окончании времён Господь откроет его людям и поместит его на трон своей славы, дабы он судил все сотворенное согласно цели, ради которой он был сотворён с начала.

Енох или Метатрон

Пророк Исаия начал пророчествовать в 740 г. до н. э. (год смерти иудейского царя Уззии) и продолжал своё служение в царствование Иотама, Ахаза, Езекии и, возможно, даже Манассы, правившего в 698–643 гг. до н. э. Исаия был современником таких пророков, как Амос, Осия и Михей, и служил, преимущественно, в Иерусалиме, где он был вхож в царский дворец.

Первая часть книги (гл. 1–39) содержит пророчества, касающиеся ассирийской угрозы для Исраила и Иудеи, и говорит о событиях, которые исполнились ещё при жизни Исаии. С середины VIII в. до. н. э. Ассирия всё больше расширяла свои владения. Около 733 г. до н. э. расположенные к северу от Иудеи царства Сирии и Исраила заключили союз против Ассирии и путём военной угрозы пытались вовлечь в него и Иудею. Царь Ахаз не стал полагаться на Всевышнего, к чему призывал его Исаия (напр., 7:), и решил поскорее обратиться к Ассирии за помощью и защитой от северных соседей, а также от южных народов, эдомитян и филистимлян (см. 4 Цар. 16:; 2 Лет. 28:). Таким образом Иудея попала в подчинение к Ассирии и в дальнейшем не смогла восстановить свою независимость.

Другой кризис возник во время правления царя Езекии, когда Ассирия уже завоевала Сирию и Исраил, и её войска повернули против Иудеи и осадили Иерусалим в 701 г. до н. э. (гл. 36–37). Исаия в этой ситуации пророчествовал о великой победе над ассирийцами (37:), которую Всевышний и совершил в ответ на молитву праведного царя (37:). Но так как, в глазах Всевышнего, мера беззаконий Иудеи была переполнена, Исаия позже был вынужден объявить о её грядущем пленении Вавилоном (гл. 39).

Вторая часть книги Исаии (гл. 40–66) написана в другом стиле. Она говорит об участи пленных иудеев в Вавилоне и содержит утешительные для них пророчества, которые утверждают неизменную милость Всевышнего и обещают спасение в будущем.

Важная тема в книге Исаии – святость Всевышнего, которая побуждает Его строго осуждать и наказывать грех, но также и спасать Свой народ во исполнение Своих обещаний (6:; 8:; 29:23). Эта книга чаще всех цитируется в Инджиле, так как в ней находится множество предсказаний о приходе Масиха. Он здесь назван Ветвью Вечного и Побегом от корня Есея (т. е. отца Давуда; 4:2 и гл. 11), а также Рабом, Который пострадает за грехи всех людей (52::12).

Интересно отметить, что книга Исаии представляет собой как бы Священное Писание в миниатюре: она состоит из 66 глав, из которых первые 39 говорят о неизбежности суда, а 27 – о Масихе, спасении и грядущих благословениях. Также и Священное Писание состоит из 66 книг, 39 из которых говорят о Законе и судах Всевышнего, а 27 – об Исе Масихе, благодати Всевышнего и спасении для всех народов.

В этой книге Исраил часто назван Ефраимом, потому что это был наиболее влиятельный род в Исраиле.

Угроза со стороны Ассирии ()

Суд над Иудеей и Иерусалимом ()

Призвание Исаии. Пророчества об избавлении ()

Суд над народами ()

Суд над всем миром. Избавление Исраила ()

Иудея между Ассирией и Египтом ()

Спасение Иерусалима от Ассирии. Исаия и царь Езекия ()

Обещания, данные исраильтянам, уведённым в Вавилонский плен ()

Избавление народа Всевышнего ()

Служение Раба Вечного ()

Возвращение из Вавилонского плена ()

Спасение в раскаянии ()

Будущее благополучие и слава Иерусалима ()

Молитва народа о милости ()

Ответ Всевышнего: благословение и наказание ()

Память святого пророка Исаии. (Слева: святой пророк Исаия. Монастырь Богородицы Паммакаристос Константинополе. XIV в.) Святой пророк Исаия родился в Иудейском царстве ок. 756 г. до Р.Х. В то время иудейский народ был разделен на два соперничающих царства: Израиль со столицей в Самарии и Иудею со столицей в Иерусалиме. Приближался один из самых трагических периодов истории этого народа, завершившийся окончательным разрушением Самарийского царства. Исаия нес свое служение уже сорок лет, когда начала нарастать угроза со стороны Ассирии, властелина Востока, как для иудеев, так и для их соседей. Иудейское царство, зажатое в тиски между Ассирией и Египтом, постоянно пыталось заключить сугубо человеческий союз с одним врагом против другого. К тому же Иудея развратилась под влиянием инославных религий и пришла к нравственному упадку, связанному с материальным благосостоянием, и к презрению Закона Божия. Магия, некромантия, различные суеверные обычаи заменили в народе предписанное Законом почитание Бога. Даже если некоторые оставались верными служению Господу Богу в Храме, они довольствовались формальной и лицемерной религией, языком своим чтя Бога, сердце же их далеко отстояло от Него (см.: Ис. 29:13).

Библейские пророчества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *