Двойной орарь на плече диакона Греческой православной церкви
Самым ранним упоминанием о возгласе аксиос является сирийский памятник III—V веков Завещание Господа нашего Иисуса Христа — в нём народ после хиротонии епископа трижды произносит аксиос.
Аксиос – это термин, который имеет особое значение в православии. Простыми словами, аксиос означает достойный или подобающий. В православной церкви этот термин используется для обозначения способности или достоинства различных лиц или предметов, связанных с богослужением.
Например, священники, которые проводят богослужение, считаются достойными исполнять свои обязанности перед Богом и верующими. Также аксиос может относиться к священным предметам, таким как иконы или крест, которые считаются святыми и достойными почитания.
Важно отметить, что аксиос не является просто словом, это понятие, которое имеет глубокий духовный смысл и символизирует связь верующих с божественным.
Аксиос
Литература по теме
А́ксиос (греч. ἄξιος достоин) – возглашение, произносимое при хиротонии (рукоположении) во диакона, иерея, епископа.
Возглашается совершающим Таинство архиереем, а затем повторяется священнослужителями и всем клиром.
В восточной традиции это возглашение произносится сразу после рукоположения ставленника при облачении его в священные одежды, соответствующие сану.
Рукополагающий архиерей возглашает: Аксиос! — вручая рукоположенному очередной предмет облачения, затем возглас повторяют трижды священнослужители в алтаре, трижды правый хор, трижды левый хор (если есть).
Вне практики совершения рукоположений аксиос поется при интронизации патриархов, при вручении церковных наград священнослужителям и иным лицам.
В Русской православной церкви диакону после пяти лет служения полагается первая награда — право ношения двойного ораря (хотя по усмотрению архиерея награждение может быть проведено и раньше).
Двойной орарь представляет собой фактически соединение двух орарей, у первого из которых один конец свободно свисает за спиной почти до пола, а второй конец спускается от левого плеча к правому бедру, где соединяется (сшивается) с концом второго ораря, поднимающимся от правого бедра за спиной к левому плечу и далее свободно свисающим на груди почти до пола.
В Русской Православной Церкви известны две разновидности двойного ораря: в одной концы двух орарей на правом бедре срезаны по диагонали и сшиты так, что их соединение представляет собой латинскую букву V, а в другой, встречающейся реже, концы двух орарей сшиты внахлёст.
Архидиаконы и протодиаконы носят протодиаконский орарь, отличающийся от обычного двойного бо́льшей — в полтора, а то и два раза — шириной, наличием на нём девяти (а не семи, как на простом и двойном орарях) крестов и ангельских слов Свят, свят, свят, а также богатой вышивкой.
Важно: Двойным орарём в Русской церкви крестообразно не препоясываются.
Ношение ораря в Поместных православных Церквях
В Поместных православных Церквях греческой традиции (а также в Грузинской православной церкви) ношение двойного ораря является привилегией всех диаконов. В этих церквах орарь представляет собой прямую ленту двойной длины, которая используется для крестообразного препоясывания.
Ношение ораря в других церквях
В Армянской апостольской церкви не практикуется ношение двойного ораря.
Орари для иподиаконов и диаконов
Иподиаконы и диаконы в Православной Церкви носят орарь крестообразно, накладывая его спереди на живот, затем перекладывая на спину и пересекая на груди. Диаконы носят орарь на левом плече, крепя его петлей на пуговице стихаря.
Орарь в различных церквах
Орари могут быть различных цветов, каждый со своим символическим значением. Они надеваются в зависимости от дня богослужения.
Ношение ораря в Русской церкви
В Русской православной церкви орарь надевается поверх подрясника.
Практика в Русской церкви
В Русской церкви алтарники иногда носят орарь крестообразно, подобно иподиаконам. Они могут выполнять определенные функции в богослужении, но без права прикасаться к престолу.
Церковная утварь в православных храмах
Церковная утварь включает различные предметы, используемые в ходе богослужений и религиозных обрядов. Ее виды включают богослужебную утварь, облачения, свечи, иконы и многое другое.
Виды церковной утвари
- Богослужебная утварь: предметы, используемые во время богослужений, например, сосуды для причастия.
- Облачения: одежда, носимая священнослужителями во время богослужений.
- Свечи: используются для освещения храма и символизируют свет и духовное прозрение.
- Иконы: изображения святых, которые служат объектами поклонения и молитвы.
Церковная утварь является важной частью православной веры, помогая священнослужителям и верующим сосредотачиваться на молитве и богослужении.
Богослужебная утварь в православной церкви
В православных церквах используются различные предметы и утварь для совершения богослужений. Эти предметы имеют свою символику и играют важную роль в религиозной практике.
Чаши, дискосы, блюда
- Чаша – содержит тело и кровь Христа в виде причастных даров.
- Дискос – на нем лежит причастный хлеб.
- Кувшин – емкость для вина для причастия.
- Блюда – используются в различных обрядах и церемониях.
Лампады, покровцы и воздухи
- Лампады – светильники для создания атмосферы поклонения и молитвы.
- Покровцы – матерчатые платы, покрывающие дискос и потир во время литургии.
- Воздухи – предметы для различных церемоний.
Облачения
Облачения также играют важную роль в богослужебной практике:
- Рясы – повседневная одежда для духовенства.
- Подрясники – распространенная церковная одежда.
- Скуфии – головные уборы.
Свечи
Церковные свечи имеют глубокие духовные значения:
- Символизируют свет и жизнь.
- Выражают готовность к послушанию Богу.
- Могут использоваться в храме или дома во время молитвы.
Иконы
Иконы – это живописные изображения святых и богословских событий. Они напоминают верующим о духовных ценностях и связи с Богом.
Зачем нужна церковная утварь?
Церковная утварь помогает создать атмосферу богослужения, символизирует связь верующего с Богом и помогает понять религиозные убеждения. Символика каждого предмета напоминает верующим о важности веры и духовной практики.
Роль церковной утвари в православной традиции
Церковная утварь имеет свой символический и культурный контекст в православной традиции. Эти священные предметы не только используются в церкви, но и имеют глубокий символический смысл для православных верующих.
Значение слова аксиос
Слово аксиос обозначает человека, который следует божественным заповедям и примеру Христа. Он живет по Господнему учению и старается придерживаться высоких моральных стандартов.
Что такое аксиос?
Аксиос в православной традиции – это литургический термин, который относится к лицам, исполняющим духовные функции в церкви. Это может быть священнослужитель, диакон, монах, преподобный и другие лица, служащие церкви и следующие учению Христа.
Роль аксиоса в православии включает:
- Священность и ответственность
- Служение не только людям, но и Богу
- Стремление к исполнению Божьей воли
- Помощь другим в духовном росте
Аксиос играет ключевую роль в связи верующих с Богом и помогает им понять и принять православные учения и ценности.
Таким образом, аксиос в православии имеет важное значение. Он является духовным руководителем, проповедником, учителем и примером для других верующих. Аксиос служит Церкви и помогает людям обрести духовное покровительство и руководство, необходимое для их духовного развития и спасения.
Аксиос – значение этого термина в православии простыми словами
В православной церкви титул «аксиос» может присваиваться нуждающимся в особом уважении лицам, таким как священнослужители, монахи или люди, служащие церковным делам. Этот титул придаётся только тем, кто достаточно благочестив, совершает добрые дела и предан Богу.
Также термин «аксиос» может относиться к святым и иконам, которым приписывается особая святость и мощная духовная сила. Когда верующие молятся перед такими иконами или обращаются к святым, то надеются на то, что Аксиос услышит их молитвы и поможет им в их нуждах и просьбах.
В целом, термин «аксиос» отражает особое достоинство, святость и духовную силу в православной традиции. Он подчеркивает превосходство и особую ценность перед Богом и верующими.
Облачение в орарь
Первое облачение в орарь происходит во время хиротесии во иподиакона. После того как другие иподиаконы облачат новопосвященного в стихарь, они подносят архиерею орарь. Архиерей осеняет орарь крестным знамением, затем посвящаемый целует его и руку архиерея, и иподиаконы опоясывают посвящаемого крестообразно.
При хиротонии иподиакона в диакона другие иподиаконы снимают орарь, которым он прежде был препоясан, и архиерей возлагает ему орарь на левое плечо, громко произнося: «Аксиос» (греч. «Достоин»).
Диакон и иподиакон в Православной Церкви носят орарь поверх стихаря только после благословения, которое получается у священника перед богослужением. Для этого, после троекратного крестного знамения с поклонами Кресту Господню, стихарь и орарь складываются особым образом (у диакона в облачение входят и поручи) и подносятся к священнику со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». После благословения в форме священнического крестного знамения диакон и иподиакон облачаются.
История и символическое значение
Историки богослужебного облачения полагают, что в новозаветной Церкви орарь возник из убру́са (полотенца), которым в ветхозаветных синагогах с возвышенного места давали знак возглашать «Аминь» при чтении Писания.
Орарь символизирует ангельские крыла, а сам диакон как бы уподобляется ангелу, готовому исполнять волю Божию. Кроме того, орарь является символическим изображением благодатных дарований диакона как священнослужителя.
В Православной церкви
Возглашается совершающим Таинство архиереем, а затем повторяется священнослужителями и всем клиром. Совершается при облачении новопоставляемого в священные одежды, соответствующие его сану. Клир выражает этим возгласом своё свидетельство о непорочной жизни и добром нраве поставляемого.
В Католической церкви
В Католической церкви возглас «Dignus est», аналогичный «аксиос», произносится до совершения таинства рукоположения. Его возглашает народ, а не епископ, что является свидетельством ранее имевшего место участия народа в избрании клириков.