Составляем программу воспитания на год по фгос

Развитие Образовательной Организации: Программа на 2021-2025 годы

Образовательная организация – это важный социальный институт, который обеспечивает воспитательный процесс и интеграцию различных субъектов воспитания. В программу развития школы на 2021-2025 годы включены поэтапные мероприятия, отражающие интересы учащихся и воспитанников школы, а также социально-экономические и культурные особенности контингента школы и микрорайона.

Управление воспитательной системой

Управление воспитательной системой школы в новом учебном году будет реализовано в рамках программы ценностного воспитания, которая построена на единых идеологических подходах. Цель программы – обеспечение патриотического, национального, духовного и физического развития обучающихся.

Общечеловеческие ценности

Ключевой идеей воспитания являются общечеловеческие ценности. Единство обучения и воспитания реализуется через ценностно-ориентированный подход, который прослеживается в многоуровневой системе ожидаемых результатов.

Ценностно-ориентированный подход

Существует потребность в выделении и формировании системы ценностно-ориентированного подхода как основы определения целей обучения и воспитания. Этот подход является неотъемлемой частью мировоззрения личности, обеспечивающий адаптацию к современным условиям.

Интеграция воспитательных компонентов

Педагоги интегрируют элементы программ физического здоровья, патриотического и духовно-нравственного образования в содержание занятий по всем учебным предметам. Это является обязательным воспитательным компонентом на всех уровнях образования.

Модель адаптивной школы

Управление воспитательным процессом учитывает модель адаптивной школы. Это школа, где обучаются дети дошкольного и школьного возраста, учебный процесс ведется на казахском и русском языках, созданы условия для инклюзивной образовательной среды и социальной адаптации воспитанников из Рудненского детского дома.

image

Модель адаптивной школы для воспитанников и учащихся

Модель адаптивной школы предлагает жизнь, наполненную эмоциями, в которой дети могут удовлетворить свои природные, социальные и духовные потребности. Она готовит учащихся к самостоятельной жизни, помогая им стать нравственными и законопослушными членами общества. Педагогический коллектив играет ключевую роль в обеспечении масштабных преобразований в системе воспитания.

Основные принципы модели адаптивной школы

Ресурсный подход

Управление воспитанием должно быть ориентировано на ресурсный подход. Ключевыми результатами деятельности воспитательной системы являются развитие личности учащихся и создание условий для их обучения.

Группы ресурсов

Материальные ресурсы

  • Технологии
  • Помещения и оборудование
  • Географическое положение

Школа создает комфортное развивающее пространство, в котором учащиеся могут общаться уважительно и спокойно.

Кадровые ресурсы

  • Опыт и знания педагогов
  • Взаимоотношения в коллективе
  • Профессиональные компетенции

Наличие опытных и молодых педагогов создает благоприятную среду для образовательного процесса и воспитания.

Организационные ресурсы

  • Системы отчетности и планирования

Организация воспитательной работы позволяет выявлять позитивные аспекты и проблемы, требующие внимания.

Модель адаптивной школы способствует созданию трендов в современной образовательной среде, обеспечивая всестороннее развитие учащихся и подготовку к взрослой жизни.

Концепция воспитательной работы школы

Прежде всего, ориентир в организации воспитательного процесса направлен на создание и развитие школьного уклада как атмосферы отношений защищённости, доброжелательности, дружности. Только при наличии этих качеств в жизнедеятельности коллектива школы возможны устойчивые воспитательные результаты.

Организация работы школьного отряда юных инспекторов движения Дорожный дозор

Эффективным в воспитательной системе школы считаю организацию работы школьного отряда юных инспекторов движения Дорожный дозор, который показывает высокие результаты.

Областной проект Үндестік

Также в школе активно ведётся работа в рамках областного проекта Үндестік, направленного на улучшение взаимодействия педагогов и родителей.

Дебатное движение

Свою популярность в школе набирает дебатное движение – клубы Жігер и Олимп. Отрадно, что наших ребят знают как в городе, так и в области.

Педагогическая профессия

Выбор профессии – это всегда сложный и важный шаг, который определяет будущее ребёнка. Подготовить учащихся, выбравших педагогическую профессию, позволяет областной проект Педагог непрерывного образования.

Результаты и достижения

Отрадно отметить, что члены школьного педагогического отряда Шамшырақ заслужено получили образовательные гранты.

Таким образом, эффективное использование ресурсного подхода позволило успешно реализовать коллективом школы поставленные цели и задачи. В управлении воспитательной работой школы важен личностно-ориентированный подход, который предполагает формирование личности с заданными свойствами.

Читайте также:  Фрп основы религиозных культур и светской этики 4 класс

Воспитательная работа с использованием вышеперечисленных подходов эффективно влияет как на интересы и потребности учащихся, так и на социально-экономические и культурные особенности микрорайона, в котором расположена школа.

Алмагуль ЖАНАБАЕВА, замдиректора по ВР ОШ №13, г. Рудный

О школе Ретро

Жизнь наша, делится на две эпохи: первую проводим мы в будущем, а вторую в прошедшем, когда горячка юности пройдет.

Вот уже 22 года в школе Ретро педагоги и администрация возрождают модель традиционного классического российского образования XIX века. Главным в своей работе школа считает развитие духовной сферы воспитанников. И как следствие — особый взгляд на воспитание. Именно воспитание ставится во главу угла деятельности школы. Мы видим своего выпускника энциклопедически образованным, религиозным, воспитанным в духе лучших представителей российского общества XIX века.

Система гражданско-патриотического воспитания

Достигший небывалых масштабов процесс вестернизации России в педагогическом плане ожидаемых результатов — возрастания духовности, культуры, уровня образованности, патриотизма — не приносит. И причина здесь не в том, что этот процесс плох (есть свои плюсы и минусы), а в том, что система гражданского воспитания, им предлагаемая, не для нас и мы не для нее. Совершенно особенное мировосприятие, веками возраставшее в наших предках, невозможно просто взять и заменить другим в умах и сердцах целого народа. Именно это целенаправленно пытаются сделать новаторы, из разного рода школ будущего, создающие образ гражданина мира, оторванного от своих исторических корней. Воспитание человека беззаветно преданного своей Родине, готового пожертвовать собой во имя Отечества – вот истинная цель гражданско-патриотического воспитания в школе Ретро.

Основным содержанием гражданско-патриотического воспитания является воспитание чувства гражданского достоинства гражданина России.

Пути реализации системы гражданско-патриотического воспитания

  1. Традиционные школьные мероприятия (к примеру: День памяти павших, День рыцаря, Тематические балы (к примеру, Бал посвященный офицерам Российской армии, и.т.д.)
  2. Тематические недели (к примеру: Изучаем стихи и романсы поэтов XIX века, История русского костюма, История Дома Романовых, Отечественная геральдика, и.т.д.)
  3. Предметные недели (к примеру: Неделя естественных наук, Неделя гуманитарных наук, Неделя искусств, и.т.д.)
  4. Экскурсии, походы (к примеру: Еженедельные экскурсии по Москве и городам России, краеведческие турпоходы, и.т.д.)
  5. Диспуты, конференции, встречи (к примеру: Ежегодные встречи с участниками ВОВ, Диспут на тему Петр I – роль личности в истории, Николай II, Пресс-конференции по итогам поездок и турпоходов, и.т.д.)

6. Конкурсы, викторины (К примеру: «Конкурс творческих работ по истории Отечества», «Конкурс на лучший герб класса», Конкурс «Рисуем Москву», и.т.д. )

За более чем двадцатилетний срок своей работы педагогический коллектив школы создал и апробировал обширную систему гражданско-патриотического воспитания. Все воспитательные мероприятия имеют высокий образовательный и воспитательный уровень. Достаточно сказать, что при подготовке, педагоги используют метод «завышения планки» , т.е. продуманного усложнения и углубления (в разумных пределах) материала. И как показал опыт, результаты не заставили себя ждать. У ребят всех возрастов резко повысился интерес к проводимым мероприятиям, доступность материала с одной стороны, и «взрослость» с другой, создали благоприятное мотивационное пространство, что является основополагающим звеном в достижении цели.

Однако, работа по совершенствованию данного направления еще не завершена. В соответствии с программой развития школы в ближайшее время планируется начать работу по реализации проекта «Человеколюбие», направленного на привлечение учащихся к благотворительной деятельности, оказанию духовной поддержки сверстникам с тяжелыми заболеваниями. Так же, планируется совершенствовать систему путем объединения усилий педагогов из схожих по содержанию и концепции образовательных учреждений для решения совместных воспитательных задач.

Система нравственного воспитания

В своей работе «О методах воспитания» Гребнюк О.С. и Рожков М.И. выделяют следующие компоненты нравственного воспитания:

Данные компоненты можно переориентировать в конкретные задачи осуществления нравственного воспитания

Основными задачами нравственного воспитания в школе являются: Формирование знаний о нравственных христианских ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви , представление о долге, справедливости, праведности, честности, ответственности за себя). Формирование правомерности и обоснованности отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям. Формирование характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, стыд и др Формирование нравственно-волевых устремлений в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Формирование нравственной правомерности выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др. Развитие способности совершать нравственные поступки; умения оценить нравственность поступков; умения оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Формирование сознательного отношения к своим действиям, стремления к нравственному самосовершенствованию, гуманного отношения к себе и другим, заботы о красоте тела, речи, души; понимания морали.

Читайте также:  Орловские чиновники представили свои достижения

Формы и методы.

Для реализации вышеизложенных задач используются следующие формы и методы работы:

Система эстетического воспитания

Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя. Профессор психологии А. Асмолов на вопрос: «Что должен уметь делать современный учитель?» отвечает: «Развить личность ребенка, а не напичкать ее информацией — вот задача современного учителя». Именно развитие внутреннего потенциала каждого воспитанника, создание среды, которая бы способствовала приобщению к прекрасному, — основные направления работы педагогического коллектива.

Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание? Глобальная цель — это формирование творческого отношения чело­века к действительности, так как сама суть эстетического — в твор­честве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.

Среди более конкретных задач одна из важнейших — формирова­ние эстетической потребности, которую можно определить как по­требность воспитанника в красоте и деятельности по законам красоты.

Для реализации поставленных задач в школе используются следующие формы и методы:

Система физического воспитания

Этот постулат лег в основу разработки системы физического воспитания в школе. Важно, чтобы и взрослые и дети овладевали знаниями способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привычкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей — то есть, формировать социальную потребность жить и быть здоровым. Решение этой задачи является наиважнейшим направлением воспитательной работы в школе.

На первом плане стоит задача воспитания у детей и подростков потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к «самосозиданию» и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания.

Для реализации поставленных задач в школе используются следующие формы, приемы и методы физического воспитания:

Система развития личности каждого воспитанника

Наиболее важным аспектом воспитательной работы в школе «Ретро» является работа по индивидуализации воспитательного процесса, что подразумевает включение в состав приоритетных направлений воспитательной работы деятельность по всестороннему развитию личности каждого воспитанника.

Первым и наиболее важным шагом реализации данной задачи является определение уровня воспитанности для давнейшей корректировки и планировании ведения работы в зависимости от полученных результатов. Определение уровня воспитанности включает в себя определение показателей по следующим аспектам: эрудиция (начитанность и глубокие познания во всех областях науки), отношение к православной вере, отношение к труду, отношение к природе, отношение к общественным нормам и закону, эстетический вкус (отношение к прекрасному). Все эти показатели рассматриваются с трех сторон:

Средние результаты по каждому ребенку и по классам заносятся в базу данных. Далее следует обработка, сравнение и анализ полученных результатов.

Содержание. Формы и методы.

Письменный опрос учащихся «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» — самооценка.

Читайте также:  Гапоненко любовь леонтьевна работа № 312181

Письменный опрос родителей и педагогов «Оценка развитости качеств личности ребенка».

Диагностика воспитанности учащихся гувернанткой («Оценка развитости качеств личности воспитанников»)

Предварительное заполнение «Карты воспитанности»

Изучение воспитанности учащихся с помощью разнообразных методик:

Заполнение карты воспитанности на основе результатов, полученных на 1-3 этапах работы. Занесение в базу данных.

Составление характеристик учащихся, характеристики класса, коррекционных программ.

Система формирование ученического коллектива

На протяжении всех лет существования школы ведется работа по созданию неповторимой атмосферы комфорта (психологического и бытового) как в школе в целом, так и в каждом классе. В основу модели отношений воспитанников, педагогов и родителей легли принципы доброжелательности в отношениях, взаимоуважения и всеобщей преданности общему делу — воспитанию нового поколения.

Понимая как важно влияние коллектива (класса) на каждого из членов коллектива, школой предпринимаются шаги по активизации работы в данном направлении. Основываясь на передовом педагогическом опыте, школой была разработана программа изучения коллектива, а также были выделены основные направления работы по формированию коллектива. Наиболее полную картину содержания данного раздела воспитательной работы можно увидеть лишь на примере конкретного плана работы по формированию ученического коллектива.

Программа воспитания в школе на 2022-2023 учебный год по ФГОС. Общая информация

Нормативно-правовой базой при разработке рабочей программы воспитания в школе на 2022-2023 учебный год по ФГОС являются следующие документы:

Этот обязательный документ необходим для планирования и организации системной воспитательной работы. Он разрабатывается и утверждается школой, но при участии коллегиальных органов управления, в том числе советов обучающихся и советов родителей (законных представителей). Программа воспитания должна реализовываться в единстве урочной и внеурочной деятельности, которые осуществляются в сотрудничестве с семьей, социальными институтами воспитания, а также другими участниками образовательных отношений.

Программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Важно: в ходе разработки или обновления рабочей программы воспитания в ее содержание (кроме целевого раздела) можно вносить изменения. Они будут зависеть от особенностей школы: ее организационно-правовой формы, контингента обучающихся и их родителей (законных представителей); направленности самой образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных дисциплин и учитывающей особые образовательные потребности детей. Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания, а примерный календарный план воспитательной работы отражается в Приложении к основному документу.

Как составлять Программу

Сначала проводится педагогический совет. Обычно на нем обсуждают обновленную стратегию воспитательной работы, ее разделы и содержание; проблемы и риски, с которыми может столкнуться школа при реализации программного курса; специфику обучения в региональных школах. В конце мероприятия следует оформить проект решения педсовета. Подготовкой рабочей программы воспитания в школе на 2022-2023 учебный год по новым ФГОС, а также календарным планом занимается рабочая группа. В ее состав (он утверждается приказом), как правило, входят заместитель директора по воспитательной работе, методист, преподаватели, социальный педагог и педагог-психолог.

Помните, текст примерной программы воспитания является своего рода конструктором, он позволяет скорректировать содержание основных разделов по своему усмотрению. Поэтому из документа разрешено убирать неактуальную для конкретного уровня образования информацию и добавлять то, что нужно именно вашей школе. Также допустимо копировать одинаковые разделы для каждого уровня образования.

Важно: разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне основного общего образования, если есть необходимость. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности детей (п. 41 ФГОС ООО).

Если отталкиваться от текста примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, содержание документа будет следующее:

В актуализированной программе воспитания в школе на 2022-2023 учебный год по ФГОС на уровне основного и среднего общего образования целевыми ориентирами будут: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое воспитание; ценности научного познания; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *