класс Школа России
Новое время: встреча Европы и Америки
Цели урока:
- Ознакомить обучающихся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями.
- Научить отличать эпоху Нового времени от других эпох.
- Находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с эпохи Нового времени.
- Развивать устную речь, учить делать выводы, воспитывать любовь и интерес к истории.
Материал урока:
- Получение представлений о великих мореплавателях.
- Изучение происхождения Америки.
- Научиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Учебные задачи:
- Проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории.
- Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
- Самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
Оборудование:
- Учебник.
- Презентация.
- Карта полушарий.
Проверка домашнего задания:
- О какой исторической эпохе мы говорили на прошлом уроке?
- Как еще называли эпоху Средних веков?
- А в наше время можно быть рыцарем? Кого бы вы сейчас назвали рыцарем?
Игра Верно — неверно:
- История первобытного мира — самая длинная в истории человечества. (+)
- Первобытный мир называют детством человечества. (+)
- Древний мир — эпоха рождения первых цивилизаций. (+)
- Средние века называют временем рыцарей и замков. (+)
- В Средние века большинство людей жили в городах. (—)
Путешествие через историю: Новое время и открытие Америки
Наше путешествие по эпохам всемирной истории продолжается. Посмотрите на ленту времени. Какая историческая эпоха сменяет эпоху Средних веков?
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово новое?
- Впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прежнего, вновь открытое.
- Недостаточно знакомое, малоизвестное.
Как вы думаете, почему Новое время так назвали?
Прочитайте тему урока, записанную на доске. (Новое время: встреча Европы и Америки.) Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой? Что мы будем делать для достижения этой цели?
Работа по теме урока
Работа по учебнику
Проверим наши предположения по учебнику. На с. 16 самостоятельно найдите ответ на вопрос: почему Новое время так назвали?
Новое время — эпоха возникновения нового общества, великих технических достижений, появления новых предметов, облегчающих жизнь людей, Великих географических открытий, которые сопровождались открытием новых земель, встречей народов Европы и Америки.
Новое время называют эпохой Великих географических открытий.
Покажите на карте Европу и Америку. Как люди этих двух материков могли встретиться друг с другом?
(Переплыть через океан)
Одно из таких открытий совершил человек, о котором пойдет речь в стихотворении:
Плыл на запад, но никак
Он земли не достигал,
Компас свой не раз ругал.
Плыл он в Индию упорно,
И приплыл он наконец
В земли, где народ-творец
Он индейцами назвал,
Только в точку не попал.
- Кто был этим незадачливым моряком, отправившимся на поиски нового пути в Индию?
- В чем заключалось его открытие?
- Что об этом рассказывает наш учебник? Прочитайте. Поделитесь новой информацией.
- Куда планировал отправиться Колумб? В Индию.
- Удалось ли ему добраться до Индии?
- Посмотрите на карту, покажите Индию. Так почему Колумб не попал в Индию? Нет, он доплыл только до Америки, но сам Колумб решил, что это Индия и даже местное население назвал индейцами.
(Рассказываю о Колумбе.)
А вы знаете зачем все так стремились в Индию? Индию европейцы называли страной сказочных богатств. Оттуда купеческие караваны везли золото и драгоценные камни, тонкие ткани и пряности – гвоздику, черный перец, корицу. Ценили пряности на вес золота – платили за 1 грамм пряностей 1 грамм золота.
А разве нельзя сухопутным путем добраться до Индии? На карте видно, что кратчайший путь в Индию из Европы проходит по суше. Но сухопутное путешествие было очень трудным и опасным. Морским путём было перевозить товары намного легче и быстрее.
До конца жизни Колумб не знал, что он открыл новый Континент. И только после смерти Колумба итальянский путешественник Америго Веспучи догадался, что открытые Колумбом земли – новый материк. Вот его тоже именем и назвали Америку. А в память о Колумбе названа одна из стран Южной Америки – Колумбия.
—Более подробно о Колумбе и его путешествии можно узнать из книг, которые есть в нашей школьной библиотеке.
Встреча людей из Европы и Америки
Как вы думаете, что сделали предприимчивые европейцы с землей, которую открыли, или она так и осталась необжитой?
Совершенно верно, спустя некоторое время Америка была заселена европейцами. На ее территории были образованы новые государства: Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина.
Вот так и произошла встреча людей, живших в Европе и Америке.
Путешественники и их истории
- Фернан Магеллан
- Фаддей Беллинсгаузен
- Михаил Лазарев
Фернан Магеллан считал, что существует пролив, который соединяет его с Атлантическим океаном. После многих поисков, пролив был найден, но сопровождался бедой, когда самый крупный корабль корабли взбунтовался и вернулся в Испанию. Оставшиеся корабли отправились в неизвестный океан, который Магеллан назвал Тихим.
Кругосветное путешествие Магеллана
Почти три года длилось плавание эскадры Магеллана. Из всех кораблей лишь маленькая Виктория вернулась в Испанию, из 265 моряков домой вернулось только 17. Магеллан сам погиб во время этого плавания. Экспедиция Магеллана доказала, что Земля имеет форму шара и что океаны занимают большую часть планеты.
Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева
Русские путешественники Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев отправились в путь к Южному полюсу на шлюпах Мирный и Восток. Их задача была подойти как можно ближе к Южному полюсу и открыть неизвестные земли.
Впервые в истории человечества они пересекли Южный полярный круг, пробиваясь сквозь айсберги и сталкиваясь со снегом, льдами и туманом. Для сохранения связи корабли не отходили далеко друг от друга, а ночью зажигали фонари на мачтах.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями
С каждым днём Восток и Мирный ближе и ближе подходили к таинственной земле. Когда утихал ветер, и небо прояснялось, моряки с интересом наблюдали за китами, акулами и дельфинами. Так же на льдинах стали попадаться тюлени и пингвины. Таких удивительных птиц русские люди до сих пор не видывали. И вот 28-го января 1820-го года моряки увидели стену льда и стаи парящих над ними птиц. Так и произошло открытие Антарктиды российскими мореплавателями.
Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева
Фаддей Фаддевич Беллинсгаузен с Михаилом Петровичем Лазаревым 4 июня 1819 года вышли из Кронштадта. В ноябре экспедиция прибыла в Рио-де-Жанейро (Ю. Америка). Оттуда они отправились прямо на юг и открыли три острова. Затем в марте 1820 они пошли в Австралию, оттуда в Тихий океан, там открыли несколько островов и опять отправились в южнополярные моря. Днем открытия Антарктиды считается 28 января 1821 года.
За время плавания корабли Восток и Мирный прошли расстояние, равное 100 000 километров. Это примерно два с половиной оборота вокруг Земного шара. Путешествие заняло 751 день.
Значимость открытия Антарктиды
В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева русские станции на Антарктиде носят названия Восток и Мирный. Эта экспедиция считается одной из самых важных в истории географических открытий, кроме Антарктиды было обнаружено и нанесено на карту 29 новых островов.
Вопросы и продолжение работы по теме
Только ли великих путешественников подарило Новое время миру? (Новое время подарило миру художников, архитекторов, писателей.)
Каких знаменитых людей Нового времени вы знаете? (Итальянские художники Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.)
Какие картины этих художников вы видели? (Сикстинская Мадонна Рафаэля Санти, Мона Лиза Леонардо да Винчи.)
Какие произведения Жюля Верна вы знаете? (Дети капитана Гранта, Двадцать тысяч лье под водой, Таинственный остров.)
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
- Что еще оставило нам Новое время? Узнаем об этом на с. 18. (Технические изобретения: пароход, паровоз, фотография, телеграф, электрическое освещение, автомобиль, радио, телефон, метро.)
Как называется эпоха, о которой говорили на уроке? (Новое время.)
Что можно сказать о продолжительности этой эпохи? (История Нового времени продолжалась 400 лет.)
Какую эпоху историки называют Новым временем? (XVI-XIX вв. — это время выдающихся географических открытий.)
Назовите знаменитых людей Нового времени. (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Даниэль Дефо, Жюль Верн, Христофор Колумб, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.)
Какое открытие сделал Колумб? (Открыл Америку.)
Что доказал своей экспедицией Фернан Магеллан? (Доказал, что Земля имеет форму шара.)
А Беллинсгаузен и Лазарев какой след оставили в истории? (Открыли Антарктиду.)
Какие технические изобретения были сделаны в XIX в.? (Пароход, паровоз, телеграф, автомобиль, радио, телефон, метро, автомобиль, фотоаппарат, самолет, микроскоп, телескоп, электрическую лампочку, телеграф, компас.)
Технические изобретения имели большое значение в развитии общества. Так, при помощи телеграфа люди смогли передавать сообщения в течение нескольких секунд на большие расстояния. Сегодня люди не представляют себе жизни без телефона.
Изобретение электрических ламп, радио, телефона, двигателя и многие другие открытия перевернули человеческую жизнь того времени.
Эту эпоху в жизни человечества назвали новым потому, что мир стал совсем иным по сравнению с миром Средневековья.
Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений?
(Если кто-то заболел, можно быстрее об этом сообщить врачу и быстрее доставить человека в больницу. Люди получили больше возможностей общаться, узнавать новое, полезное. Человечество стало сильнее. Жить стало проще и удобнее.)
– Что начинает цениться в Новое время
Стали цениться предприимчивые люди, которые могли найти применение своим знаниям и талантам.
– Прочитайте вывод о Новом времени на с.19 учебника.
Эпохи сменяют друг друга: за Первобытным миром следует Древний мир, за ним Средневековье, а потом и наступает Новое время.
—Какое представление у вас сложилось об эпохе Нового времени? Давайте вспомним все, о чем мы говорили на уроке.
Обратимся к цели урока.
-Что можно сказать о продолжительности этой эпохи?
-Почему Новое время так назвали?
(Мир стал совсем иным по сравнению с миром Средневековья)
Назовите знаменитых людей-путешественников Нового времени.
( Х. Колумб, Фернан Магеллан, Фаддей Магеллан, Михаил Лазарев)
– Какое открытие сделал каждый из них?
– Назовите технические изобретения Нового времени.
-Какими достижениями эпохи Нового времени мы пользуемся и в наше время?
(метро, радио, телефон, электрическое освещение, автомобиль)
– А вы хотели бы жить в том времени?
-Читать и знать материал на стр. 16-19, выполнить задание в тетради.
Соедините в одну строку правильно карточки:
художник, писатель, мореплаватель, мореплаватель, путешественники, писатель, художник, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Даниэль Дефо, Антарктида, Америка, форма шара, «Мона Лиза», «Сикстинская Мадонна», Робинзон Крузо», «Таинственный остров».Должно получиться следующее:
Мореплаватель – Х.Колумб- Америка
Мореплаватель – Ф. Магеллан – Земля-шар
Путешественники- Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев – Антарктида
Балнова Елена Михайловна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №103»
г. Воронежа, 2023 г.
Культура – это то, чего нет в дикой природе.
пришло из латинского языка.
Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в природе.
Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек.
То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым)
воспитание , образование , развитие морали , этики , нравственности ;
совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
абсолютно всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком является частью культуры.
Что из изображенного относится к культуре, а что нет?
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду?
Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.
Уровень культуры определяется делами, которые мы совершаем.
Дела, которые одобряются людьми, закрепляются в обществе и становятся ориентиром для поведения остальных.
Культура копит опыт человеческих удач и неудач.
Участниц группы Pussy Riot Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич приговорили к двум годам колонии общего режима
Культуру люди создают.
А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.
Что такое религия?
- Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное , включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов , культовых действий и объединение людей в организации ( церковь , религиозную общину ).
Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.
Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру
На нашей планете существует три религии, которые называются мировыми.
Мировыми они называются потому, что имеют огромное количество последователей.
- Самая крупная по числу последователей мировая религия.
Православными называют себя большинство граждан нашей страны.
Истоки русской культуры в православной религии. Например, русское слово
« спасибо » – это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.
Слово православие – это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфография.
Орто означает «верный, правильный».
А вот слово докса в греческом языке имеет два значения.
Первое – «учение», «мнение».
Второе – «прославление». Значит, слово ортодоксия, как и слово православие, имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение православный христианин точнее, чем просто слово православный.
- (по-арабски "покорность")
Одна из мировых религий её последователи – мусульмане.
Ритуалы в религиях мира
Ритуал — традиционный порядок проведения какой-либо церемонии .
Ритуал — религиозный обряд .
Молитва
Богослужение
Венчание
Причищение
Крещение
погребение
Молитва
Ритуал очищения
Погребение
Ритуал притягивания богатства
Ритуалы красоты
Молитва
Милостыня
Поломничество
Пост
Молитва
омовение
Жертвоприношение
Иудаизм проникнут ритуалом до мелочей, полон писаных и неписаных правил, которые регламентируют деятельность человека: что можно и чего нельзя есть, пить, на ком жениться, когда работать, с кем дружить и кого ненавидеть.
Как вы понимаете термин «религия»?
Как вы понимаете термин «культура»?
О каких религиях мы услышали сегодня на уроке?
Какую роль культура играет в жизни людей?
Чем определяется уровень культуры?
Чем становится религия для глубоко верующих людей?
Кем создается культура?
Какое обращение христиане считают более точным: «православный» или «православный христианин»?
Одинаковой ли является культура разных народов мира?
Назовите общие черты, характерные для разных культур народов мира.
Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики —
это курс, который
не обучает религии, а фокусирует на главном акценте — культуре
связывает процесс воспитания с гуманитарным образованием (изучением истории, окружающего мира, обществознания)
дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» в начальной школе
предваряет начинающееся в 5-м классе изучение предмета «История»
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Основы православной культуры
Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль «Основы православной культуры» знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Цель и задачи
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
развивать представления ребенка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали
сформировать основу для целостного восприятия истории и культуры нашей страны
выстраивать общение в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии:
«Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».
- Видеотур «Символизм православного храма»
(на примере Церкви Николая Чудотворца в Подкомаях, м. Китай-город)
Вопросы и ответы
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.

Принципы буддизма просты и понятны. Если следовать им каждый день, можно быть спокойными и даже счастливыми в период турбулентности и полной неопределённости. Возможно, вас назовут пофигистом, но по факту — вы просто следуете принципам буддизма. В чём же они заключаются и какие шаги потребуются, чтобы встать на этот путь?
Принять непостоянство всего
Будда считал, что мир, в котором мы живём, основан на непостоянстве. Это означает, что всё созданное рано или поздно будет разрушено. Мы рождаемся и умираем. Жить вечно нам не дано. С теми, кого мы любим, рано или поздно придётся расстаться.
Всё в жизни постоянно меняется. Тело растёт, стареет и болеет. Красивая женщина со временем становится старой, её черты утрачивают привлекательность. Ребёнок постепенно превращается во взрослого человека, а потом – в старика.
Привычки и желания нашего партнёра меняются, его ум и настроение – тоже. Принять такое непостоянство – это мудрость буддизма и путь к счастью.
«Всё проходит, и это пройдёт» – ключевая фраза, которая помогает не огорчаться, когда что-то идёт не так, и не сильно радоваться, когда всё складывается очень удачно. Нейтральность в реакциях и принятие происходящего – основа всего. Это помогает адаптироваться к быстро меняющейся реальности.
Осознать, что страдание — основа этого мира
В буддизме даже радости считаются страданием, ведь пройдут и они. За восторгом последуют успокоение, разочарование и грусть.
Страдания могут быть связаны с нашим физическим телом. Оно болеет, подвергается травмам и стареет. Но существуют ещё и душевные муки. Мы терпим неудачи в карьере и личной жизни. Можем потерять работу, имущество, любимого человека. Избежать подобных изменений невозможно.
Какие психологические установки заставляют есть даже тогда, когда организму это не нужно? Список ищите ЗДЕСЬ.
Перестать страстно желать
Одна из главных идей буддизма заключается в том, что человек страдает из-за своих желаний. Мы постоянно чего-то хотим и расстраиваемся от того, что не можем это получить. Самое неприятное в том, что это бесконечная череда мучений: став обладателем желаемого, мы начинаем хотеть другого.
На этом построен принцип сезонных коллекций в магазинах. Такой подход заставляет людей всё время что-покупать: новую сумку, обувь, парфюм. Так же устроен Тиндер. Открывая его, мы видим множество фотографий людей, имеем возможность листать, выбирать, лайкать и общаться. Люди в данном случае воспринимаются как предметы, которыми хочется обладать. И это продуманный ход. Нас заставляют желать ещё и ещё.
Главная причина страданий — в привязанности к желаниям и удовольствиям. Поэтому люди, которые стремятся обладать и бесконечно наслаждаться, на них обречены. Они обесценивают то, что получают, и начинают хотеть чего-то ещё. Сказка «Золотая рыбка» – пример человеческой ненасытности и страданий от неуёмных амбиций.
Нирвана, которой достиг Будда, означает полную остановку желаний и страданий, с ними связанных.
«Моя жизнь уже закончилась. С корнем вырваны страдания и желания этого мира. И я знаю, что больше не перевоплощусь в этом мире», — так говорил Будда.
Карма – один из главных принципов буддизма. Суть проста: всё, что мы совершили, станет причиной последующих событий и вернётся к нам. Либо в этой жизни, либо в следующей. Поэтому мы приходим в этот мир с разными «вводными».
Кто-то рождается в бедной семье, а кто-то в богатой. Кто-то всю жизнь пытается добиться успеха, но у него ничего не получается, а кому-то всё идёт в руки без труда. Последние – это люди с хорошей кармой. Опция поддаётся прокачке.
Чтобы создать себе хорошую карму, важно следовать ряду буддийских принципов.
1. «Не совершай ничего разрушительного, достойно претворяй созидательное, полностью смири собственный ум».
Это значит, что нужно избегать негативных мыслей, эмоций и поступков по отношению к кому-либо. Важно не причинять вред себе и другим. Большую часть реальности мы создаём в своём сознании. Наши состояния ума и эмоции влияют на то, что мы делаем, говорим и думаем, а также — взаимодействуем с другими.
Важно перестать себя судить. Думать, что мы мы плохие, а наши поступки ужасны. Нужно отслеживать процесс катастрофизации или проецирования. Это о том, когда одна неудача заставляет смотреть в будущее без оптимизма. Например, если сейчас отношения не сложились, человек решает, что нового партнёра не найдёт никогда.
Нужно осознавать — то, что кажется реальным, на самом деле подобно сновидению, иллюзии. Оно не такое прочное, каким кажется, и скоро исчезнет. Всё проходит, и поэтому постоянно возникают новые возможности.
Как перестать заниматься вечным самобичеванием и найти личную суперсилу? Инструкции психолога ищите по ссылке.
2. «В присутствии других да смогу я постоянно проверять свою речь. Оставаясь один, да буду я постоянно проверять свой ум».
Это означает, что, когда мы общаемся с другими, нам нужно следить за тем, как мы разговариваем. Важны не только слова, но и тон, эмоции, состояние. Если вы обнаруживаете, что говорите с враждебностью или высокомерием, следует это заметить и исправиться. То же самое касается нашего ума.
Важно следить за тем, что вы думаете о себе и других людях. Плохие мысли нужно корректировать. Именно они впоследствии создают негативные события.
3. «Зачем печалиться, раз можно всё исправить? А коль исправить ничего нельзя – то чем поможет настроение плохое?»
Этот принцип схож с православной молитвой Оптинских старцев: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу. Дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».
Попадая в трудную ситуацию, мы оцениваем, что можем предпринять, и реализуем это. Когда ничего сделать нельзя, просто принимаем всё как есть. Например, если потерялся багаж и вы не получили его сразу после прилёта, то, возможно, чудо случится через несколько дней. Да, неприятно, но злиться и психовать смысла нет — это ничего не даст. Нужно просто принять реальность.
«Всё проходит, и это пройдёт», — просто вспоминаем мудрую фразу и живём дальше.
Много мудрых и вдохновляющих цитат вы сможете найти ЗДЕСЬ. Мы собрали изречения Будды, Конфуция и Лао-Цзы.
Хочешь получать больше советов и лайфхаков для здорового образа жизни?
Класс___________ ФИ ученика_______________________
1.Выберите правильный ответ. Где появился буддизм?
А. Индия Б. Аравийский полуостров В. Китай
2. Выберите регионы России, где большая часть населения являются буддистами.
. Республика Татарстан
Еврейская автономная область
3. Выбери правильный ответ. Религиозный учитель в буддизме называется:
А. раввин Б. лама В. пророк Г. Епископ
4. Допиши выражение: «Танка может изображать________
5. Закончи выражение: «Первый месяц в буддийском календаре – _________________________________________».
6. Что означает слово «Будда»?
7. Выбери из перечисленного символы буддизма.
Цветок лотоса, крест, звезда Давида, ступа, колесо с 8-ю спицами.
8. Выбери названия священных буддийских сооружений.
Мечеть, собор, дацан, ступа, пагода.
9. Напишите названия трех буддийских праздников.
Класс___________ ФИ ученика_______________________
1.Выберите правильный ответ. Где появился буддизм?
А. Индия Б. Аравийский полуостров В. Китай
2. Выберите регионы России, где большая часть населения являются буддистами.
. Республика Татарстан
Еврейская автономная область
3. Выбери правильный ответ. Религиозный учитель в буддизме называется:
А. раввин Б. лама В. пророк Г. Епископ
4. Допиши выражение: «Танка может изображать________
5. Закончи выражение: «Первый месяц в буддийском календаре – _________________________________________».
6. Что означает слово «Будда»?
7. Выбери из перечисленного символы буддизма.
Цветок лотоса, крест, звезда Давида, ступа, колесо с 8-ю спицами.
8. Выбери названия священных буддийских сооружений.
Мечеть, собор, дацан, ступа, пагода.
9. Напишите названия трех буддийских праздников.
До 1916 года в дацане были регулярные богослужения, но вскоре монахи уехали из Петрограда, так как у храма не было средств к существованию. В 1919 его разграбили, библиотеку уничтожили, навсегда пропали ценные бумаги из архива Агвана Доржиева, рассказывающие о взаимоотношениях России, Англии, Тибета и Китая за последние 30 лет.
После окончания Первой мировой войны в дацан возвращаются прихожане, с 1924 по 1935 храм снова работает. Вскоре начинаются преследования буддийского духовенства. Органы НКВД арестовывают группу лам, а впоследствии чекисты громят всё в здании. Под эту волну попадает и 85-летний Агван Доржиев, он погибает в 1938 году в тюрьме.
Во время Великой Отечественной войны в дацане устанавливают военную радиостанцию, которая пробыла там аж до 60-х и использовалась как «глушилка», после храм делают лабораторией института зоологии.
В 1990 году исполкомом Ленгорсовета было принято решение всё-таки отдать здание обратно буддистам. В 1991 года храму дали название, которое он имеет сейчас, — Дацан Гунзэчойнэй, что является аббревиатурой тибетского имени данного ему при освящении. Сегодня храм работает в обычном режиме, здесь проходят лекции и медитативные курсы, праздники, а также консультации у лам.
Стоит отметить, что возобновление службы в дацане помогло развитию буддизма в Петербурге и России. К 2000 году в городе было более десяти буддийских обществ, которые рассказывали о своих традициях.Туристы также посещают дацан, чтобы познакомиться поближе с культурой, посмотреть 5-метровую статую Будды в алтарном зале, которая была создана монгольскими мастерами из папье-маше и сусального золота, расписные колонны, мозаичные изображения божеств. Во дворе храма можно загадать желание. Там располагаются барабаны мантр, в каждом из них молитва, написанная десять тысяч раз. Можно покрутить барабан и ваша мечта воплотится в жизнь.
| Буддизм |
| —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- |
| |
| История Философия Люди Страны Школы Понятия Тексты Хронология Критика буддизма |
| Практика |
| Прибежище в трёх драгоценностях Буддийская этика Патимоккха Пять обетов Праджня Буддийская медитация |
| Дхамма |
| Четыре благородные истины Пять скандх Аничча Дуккха Анатта Взаимозависимое возникновение Карма Просветление Будда Ниббана |
Будда, восседающий на лотосе. Одно из канонических изображений Будды.
Колесо Дхармы. Один из основных символов буддизма. Используется для обозначения буддийской религии точно так же, как крест представляет христианство или Звезда Давида представляет иудаизм. Восемь спиц Колеса символизируют Восьмеричный Путь Будды, а три завитка в середине колеса представляют «Три Драгоценности» буддизма: Будду (учитель), Дхарму (учение) и Сангху (общество).
Первые записанные канонические тексты, относящиеся к Будде и его учению, появились приблизительно через четыре столетия после его смерти. Древнейшие исторические памятники буддизма, а именно стелы, установленные царём Ашокой и содержащие информацию о Будде и буддизме, созданы примерно через 200 лет и более после нирваны Будды. К этому моменту в рассказы о нём были внесены многочисленные изменения, прижизненные записи основ вероучения отсутствуют, поскольку на протяжении первых столетий канон учения передавался исключительно устным путём.
Корейская трипитака в Храме Отражения Тихого Моря, одного из наиболее почитаемых храмов в Южной Корее, полный текст канона написан на 81258 деревянных пластинах.
Бесконечный узел, один из древнейших символов буддизма. Он символизирует сансару, цикл рождений, смертей и возрождений.
Во второй, так называемой Сутта-питаке (по палийской редакции) собрано более 10 тысяч сутр, приписываемых лично Будде или, в меньшей степени, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются так называемые джатаки, повествующие о жизни Будды.
Мини-пагоды с высеченными в мраморе страницами Трипитаки в храме Куто-до Пайя, самая большая книга в мире. Мандалай, Бирма.
В письменном виде, написанный на пальмовых листьях на языке пали, канон появился лишь на Четвёртом буддийском соборе, состоявшемся на Цейлоне около 80 года до н. э., то есть более, чем через 400 лет после смерти Будды Шакьямуни. Сформированный полный текст канона был унифицирован после Пятого буддийского собора.
В 1871 году полный текст Типитаки был вырезан на 729 белых мраморных плитах высотой почти в два метра и весом в несколько тонн. Каждая отдельная вертикально стоящая плита помещается в миниатюрной Питака-пагоде, сотни которых окружают центральную ступу пагоды Куто-до Пайя в Мандалае (Бирма). Этот литературный памятник стал крупнейшей книгой в мире, вырезанной в камне постранично и занесён в этом качестве в Книгу Рекордов Гиннеса.
Основные положения вероучения
Колесо Сансары или Колесо Жизни (метафорическое представление цикличности эволюции Вселенной). Мурал, Тронгса Дзонг, Бутан.
В доктринальном плане буддизм основывается на следующих базовых концепциях часть из которых объединяет его с более ранними религиозными и философскими школами, а именно:
учение о карме (ка́мме) — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, понимаемой как вселенский причинно-следственный закон, согласно которому действия человека (праведные или неправедные) определяют его судьбу, испытываемые им страдания или блага как в этой жизни, так и в следующих[14].
доктрина о сансаре или колесе Сансары. Санса́ра или самса́ра — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых деяний[15].
доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»). Это учение об отсутствии «Я», одно из основных положений буддийской философии. В наиболее общем значении анатмавада заключается в «отрицании любой постоянно длящейся субстанциальной основы существования» (дравьи). В более конкретном случае отрицается вечная и неизменная «самость» атмана, под которым может пониматься как душа, так и «средоточие личностной идентичности»[16]. Это положение концептуально отличает доктрины буддизма и индуизма.
доктрина кшаникавады (учение о мгновенности бытия), Это — буддийское онтологическое учение, постулирующее, что в каждый момент времени появляются и мгновенно исчезают комбинации элементов бытия (дхарм), из которых состоит всё существование. Новая комбинация при этом является следствием предыдущей комбинации по закону взаимозависимого возникновения. Мгновенная смена комбинаций создаёт для наблюдателя всеобъемлющую иллюзию устойчивой и постоянной реальности[17].
учение базируется также на специфической буддистской космологии (представлении о строении и циклическом развитии мира), многое заимствующей из индуистской концепции.
Самбхогакайя связана с ментальными способностями человека, со способностью ума проявляться в соответствии с пятью мудростями. В тантрической практике тибетского буддизма все божества являются проявлениями Самбхогакайи, воплощающими пять различных типов мудрости. Самбхогакайя связана с общением, как на вербальном, так и на невербальном уровнях, а также с самой идеей установления отношений, не просто способностью использовать слова, но и способность общаться на всех уровнях.
Учение о четырёх благородные истинах
земная жизнь полна дукхи (неудовлетворённость, страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания) или попросту страданий. Жизнь человека — есть страдание. Все вещи вокруг нас непостоянны и преходящи, раз возникая, все должно быть рано или поздно уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее само себя, а огонь может принести только страдание;
страдания (дукха) всегда имеют свои причины (тришна) — жажду наживы, славы, удовольствия, власти и другие мирские страсти. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать;
от страданий (дукхи) можно избавиться. При этом, избавление от страданий возможно только с помощью избавления от самих желаний. для этого необходимо достичь нирваны — состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от бесконечной реинкарнации[26];
существует путь, освобождающий от страданий (дукхи), — отказ от мирских желаний, просветление, Нирвана. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к Восьмеричному пути спасения[22].
Учение о Восьмеричном пути
Буддизм предлагает человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является достижение Нирваны — Великого Освобождения.
Данный жизненный план это и есть так называемый Восьмеричный путь, который предусматривает соблюдение следующих восьми принципов:
правильное видение — понимание основ мира и своего пути в жизни. Первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
правильные мысли — жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется и сама жизнь. Человеку необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
правильная речь — высказывания человека, его речь воздействуют на его атман и его характер. Речь человека должна нести добро, поэтому следует следить за своими словами, чтобы они не источали зло;
правильные поступки — жить в согласии с собой и другими людьми, не причинение зла в мире. Человеку следует совершать добрые дела и воздерживаться от недобродетельных поступков;
правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке. Только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
правильные усилия — усердие и трудолюбие. Необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
правильные помыслы — контроль над своими мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь. Главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
правильное сосредоточение — Восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения, регулярных медитаций, осуществляющих связь с собственной природой[22].
Учение о Среднем (срединном) пути
Учение о срединном пути как жизненном пути между двумя крайними путями бытия: «пут`м удовольствия» (праздности, лени, развлечений, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (воздержания, умерщвления плоти, лишений, физического и морального изнеможения), характерного для индуизма ряда других ведических учений.
К пяти священным заповедям буддизма относятся следующие:
не причиняй смерти;
не кради;
будь целомудренным;
не лги;
не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Три Драгоценности буддизма
Будда — им может считаться как сам создатель учения, так и любой его последователь, достигший просветления.
Дхарма — непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
Сангха — община буддистов, придерживающихся правил этого религиозного учения.
отвержение от истины бытия и неведение;
желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас[22].
Особенности буддизма как вероучения
Таким образом, в отличие от авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) акцентирующих своё внимание на идее богоизбранности определённых народов, идее греха и его искупления, поклонения божественной сущности и её заветам и проблеме обретения вечной жизни, в буддизме просто нет таких базовых для большинства религий понятий как:
всемогущего Бога-творца или иного Бога в личностном плане. В частности по этому многие исследователи причисляют буддизм к так называемым не-теистическим религиям[27];
и как следствие, понятия божественного провидения, как осознанной деятельности божественной сущности;
безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы и Божий промысел;
акта сотворения мира, мир рассматривается как никем не созданный и никем единолично не управляемый, а вопрос о том, есть ли у мира начало, считается не имеющим ответа;
и вообще понятия единства мироздания, поскольку число миров считается бесконечным;
вечной души, поскольку духовная сущность личности (атман) не понимается в буддизме в персонифицированном и неизменном смысле, таким образом не может считаться аналогом понятия души;
религиозной организации, аналогичной понятию церкви (так буддийская сангха является сообществом, а не организацией);
резкого, принципиального различия природы праведности и греха. Поэтому в буддизме также нет: жёсткого разделения на верных и неверных, богоизбранных и язычников (например, гоимов, кафиров и тому подобных).
понятия искупления грехов;
акта «символа веры» в виде непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма, даосизма или любой другой религии, при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений религиозной толерантности;
ересей, по той причине, что в буддизме также нет единого канона священных текстов, общего для всех школ и общих и непререкаемых для всех школ догматов;
также в буддизме нет каких-либо притязаний на монопольное обладание истиной.
Пандито Хамбо-лама (камбы лама) — предстоятель религиозной общины. Первоначально учёное звание в школе гелуг тибетского буддизма, позднее такой титул носил настоятель монастыря. В настоящее время это также — титул главы некоторых региональных буддийских организаций включая регионы России.
В настоящее время в России этот титул носят:
Пандито Хамбо-лама XXIV — Дамба Бадмаевич Аюшеев глава Буддийской традиционной сангхи России.
Камбы-лама IX — Сергек Олегович Сарыглар (Его Преосвященство Гелек Нацык-Доржу) глава буддистов Тывы.
Хамбо-лама Алтая — Мерген Васильевич Шагаев.
Центр Буддийской традиционной сангхи России и главная резиденция Пандито Хамбо-ламы находится в Иволгинском дацане, Республика Бурятия. Вторая резиденция Пандито Хамбо-ламы — дацан Хамбын Сумэ располагающийся в Улан-Удэ.
В настоящее время централизованная организация, которая бы объединяла всех буддистов России, отсутствует, имеется целый ряд независимых организаций и духовных центров.