Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
- развитие интереса к окружающему миру;
- формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
- содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях.
В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом О свободе совести и религиозных объединениях выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Характеристики курса ОРКСЭ
- Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.
- Курс имеет культурологический характер, а не вероучительный.
- Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Базовые национальные ценности
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
- Отечество,
- Семья,
- Культурная традиция.
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Особенности уроков
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
Основы религиозных культур и светской этики в образовательной программе
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в учебных и внеучебных занятиях в ГБОУ школе № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особенно актуальны методы, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению, такие как исследования, проекты, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии и дискуссии.
Курс Основы религиозных культур и светской этики
В настоящее время курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год в 4 классе. Учебное время составляет 1 час (урок) в неделю, что за год составляет 34 учебных часа.
Принципиальная особенность программы
Преподавание основ религиозных культур и светской этики в школе направлено на удовлетворение запросов и потребностей социокультурных групп в современном российском обществе. Особое внимание уделяется обеспечению свободного и информированного выбора модулей для изучения родителями (законными представителями) учащихся.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Основы православной культуры | Основы светской этики | Основы религиозных культур народов России | Основы исламской культуры |
---|---|---|---|
Введение в православную духовную традицию | Этика – наука о нравственной жизни человека | Культура и религия. Древнейшие верования | Введение в исламскую духовную культуру |
Культура и религия. Во что верят православные христиане | Этика общения. Правила общения для всех | Религии мира и их основатели | Культура и религия |
Добро и зло в православной традиции | Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета | Священные книги религий мира | |
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему | Этика человеческих отношений | Человек в религиозных традициях мира | |
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание | Этика отношений в коллективе | ||
Православие в России. Православный храм и другие святыни | Простые нравственные истины | ||
Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство | Жизнь священна. Милосердие – закон жизни | ||
Христианская семья и ее ценности |
В процессе изучения модулей ученики обретают знания о различных аспектах культурных и этических традиций, формируют понимание своего места в обществе и развивают навыки межличностного взаимодействия. Курс ОРКСЭ становится важным компонентом в формировании ценностного отношения к миру и окружающим людям.
Заключение
Программа Основы религиозных культур и светской этики имеет целью сформировать у школьников толерантное и уважительное отношение к различным культурным традициям и убеждениям, способствуя формированию гармоничной личности и активного гражданина общества.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:
- Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
- Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
- Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
- Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
- План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
- Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
Исследования
- Введение
- Проблема исследования и её актуальность
- Гипотеза исследования
- Задачи исследования
- Объект исследования
- Методы исследования
- Предмет исследования
- Практическая работа
- Выводы
- Предложения
Слайд 3
- Введение. Это розы из сада моей бабушки. Её любимые цветы. Бабушка живёт в Украине и розы цветут во дворе с весны до осени. Мне тоже хочется иметь дома такие красивые цветы.
Слайд 4
- Проблема исследования и её актуальность. В Салехарде, надо узнать о них как можно больше. Поэтому я выбрала тему исследования Розы. Хочу узнать секрет их выращивания.
Слайд 5
- Если выполнять все правила ухода за комнатными цветами, можно в условиях Севера вырастить красивые розы.
Слайд 6
- Гипотеза исследования: Изучить правила ухода за комнатными цветами. Узнать всё о розах. Подтвердить или опровергнуть свою гипотезу.
Слайд 7
- Задачи исследования: РОЗЫ
Слайд 8
- Как можно узнать что-то новое о том, что
Розы: виды и особенности
Итак, если вы интересуетесь розами, то для изучения этой темы вам необходимо пользоваться различными методами исследования. Посмотрим на различные виды роз и их особенности.
Методы исследования
- Чтение книг на тему роз.
- Поиск информации в Интернете.
- Общение с другими людьми, знакомыми с растениями.
Предмет исследования
Виды роз
Разновидности роз
Комнатные розы
Кустарниковая роза, предок многих культивируемых сортов. Неустойчива к заморозкам.
Китайская роза
Появилась в Китае, полагают, что в X веке. Имеет розовые и желтые цветы.
Чайная роза
Группа роз с запахом чая, попавшая в Европу из Азии. Одна из древнейших культивируемых групп.
Чайно-гибридная роза
С крупными цветками, до 40-45 лепестков, и нежным запахом. Известна с XIX века, популярность получила в XX веке.
Роза Флорибунда
Превосходит чайно-гибридные розы в продолжительности цветения. Цветки расположены в соцветиях.
Плетистая роза
Различаются на розы Rambler и Climber. Rambler требует опоры, цветет один раз в году. Climber имеет крупные цветки и растет до 4 метров.
Почвопокровная роза
Идеальна для покрытия земли, используется как почвопокровное растение.
Таким образом, изучая различные виды роз, можно погрузиться в мир этих красивых и уникальных цветов. Важно помнить, что каждая разновидность роз имеет свои особенности и требования к уходу.
С английского так и называются – «цветочный ковёр», «снежный
ковёр», «волшебный ковёр». Есть сорта, которые образуют не ковры, а каскады. Высота растений этой группы может быть от 20 см до 2 м, при том что ширина куста значительно превышает высоту. Миниатюрная роза обладает всеми качествами своих высокорослых родственниц да плюс ещё одним – идеально подходит для альпийской горки, балкона, веранды или даже городской квартиры. Правда, в доме розочка будет страдать от сухости воздуха: её придётся часто опрыскивать и следить, чтобы не завёлся паутинный клещ. Чтобы роза цвела и зимой, ей надо обеспечить 16-18-часовой световой день с помощью лампы дневного света. Парковая роза неприхотлива, почти или совсем не нуждается в обрезке, не боится морозов, но требует достаточного места в саду – парковые розы имеют, как правило, довольно объёмистые кусты.
Слайд 13 Я узнала, что розы по разному ведут себя
Зимой и летом.Зимой роза не будет расти и цвести, а
будет сбрасывать оставшиеся листья и выглядеть очень печально; в это время уход за растением заключается в редком поливе (после высыхания почвы поливают через 2-3 дня) и опрыскиванииВесной у розы появляются новые листочки и веточки. В это время её начинают поливать обильнее, подсохшая земля до очередного полива остается сухой не больше одного дня. В начале роста розу надо подкормить полным минеральным удобрением, либо раствором коровяка или птичьего помета.
Слайд 14 8. Практическая работа.Наблюдая за своими цветами, я поняла.
Что в комнате лучше содержать розы, растущие на собственных
корнях, т. е. выращенные из черенков. После покупки кустика розы я не спешила его пересаживать, а поставила растение на окно, чтобы оно привыкло к новому микроклимату. 1.Выбор горшка. Новый горшок для розы должен быть больше контейнера, в котором продавали растение, как минимум на 2-4 см по диаметру и на 5-7 см по высоте. 2. Дренаж. На дно подготовленного для пересадки розы горшка укладывают слой дренажа (лучше керамзита) толщиной примерно 1 см.
Слайд 15 3.Питательная земля. Нужна смесь из 4 частей дерновой,
Частей перегнойной земли и 1 части песка. В
такую почву при посадке надо добавить гранулы комплексного удобрения 4. Полив. Перед пересадкой розу в контейнере я хорошо полила, дав воде впитаться. Поливать надо под корень, а не на листья розы.
Слайд 16 5.Место Через сутки после перевалки розу ставят на
Выбранное место – солнечный подоконник или балкон юго-восточного направления6.
Подкормка. Обычно розы подкармливают раз в две недели, поливая раствором полного минерального удобрения или раствором коровяка (корневая подкормка), или опрыскивая листья слабыми растворами специальных удобрений (внекорневая подкормка).
Слайд 17 Результат практической работы
И регулярного полива.При выращивании этой розы я выполняла все
правила ухода за цветами.
Слайд 18 9. Вывод.Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась, что
Можно в условиях Севера вырастить красивые розы. Но нужно
помнить:Розы любят: – южные и юго-восточные окна и балконы; – питательную почву; – свежий воздух в тёплое время года; – обильный полив в период активной вегетации (по мере высыхания почвы); – подкормки раз в неделю во время роста и цветения; – перевалку из тесного горшка в более просторный (при необходимости).Розы не любят: – холодную поливную воду; – перегрев в жару; – оставление на растении завядших цветков; – травмирование корней, если произошло разрушение земляного кома при пересадке; – появление вредителей и болезней; – тёплую зимовку.
Слайд 19 10. Предложения.Попробуйте вырастить хоть какой-нибудь цветочек! И вы
Поймёте, сколько радости приносит это увлечение.Спасибо за внимание! Эти
цветы вам!А для тех, кто любит розы, интересная информация!
Слайд 20 Блюда из роз.Печенье "шиповник"
500 г плодов шиповника,
Г сахарной пудры, 100 г орехов, 2 яичных
булка, 20 г лимонного сока, 50 г айвового варения.
Твердые плоды созревшего шиповника промывают, освобождаются от плодоножек и соцветий, разрезают пополам и очищают от семян. Измельченные орехи перемешивают с айвовым варением и 200 г сахарной пудры. Плоды шиповника заполняют приготовленной начинкой (при этом соединяют вместе разрезанные половинки). Оставшуюся сахарную пудру смешивают с белками и лимонным соком и растирают. Плоды шиповника смазывают полученной глазурью и отправляют в духовой шкаф 40 – 50 с, чтобы они подсохли. Печенье из шиповника готово.
Слайд 21 Блюда из роз.Мед из роз 100 г.
Плодов роз, 1 стакан воды, 450 г. меда. Очищенные и
вымытые плоды кладут в эмалированную кастрюльку, заливают водой, доводят до кипения и варят в течении 5 минут. Сваренные плоды протирают через мелкое сито и смешивают с медом. Полученную смесь варят при постоянном помешивании, пока не загустеет. Готовый мед раскладывают в стерилизованные банки с герметичными крышками. Мед из роз готов.
Слайд 22 Абсолютно, каждый цветок имеет своё значение. На сегодняшний
День роза ликует непобедимым лидером, среди других цветов! Универсальность
роз не имеет предела!У каждого цветка есть своё значение, но роза по выражению чувств является, несомненно, лидером, и это, понятно, ведь нет на свете наверно, ни одной женщины, которая не любила бы розы. Теперь поговорим подробнее о великом языке роз:Белые розы – всегда являлись символом невинности и чистоты. Белые розы дарят чаще всего в честь искренней любви. Поэтому букет из белых роз очень часто дарят на свадьбу.
Что означает цвет роз.
Слайд 23 Красные розы – будут всегда являться символом глубокой любви,
Горящей страсти и неистового желания. Сочетание красных и белых
роз в букете символизирует единодушие, лояльность и душевную целостность со своим партнёром.Бордовые розы – также как и алые розы означают страстную любовь, восхищение и любовь с первого взгляда.Розовые розы – символ изысканности и элегантности. Розовый цвет имеет самую богатую гамму оттенков. Подарив розы вишнёвого или ярко-розового цвета, можно выразить свою благодарность, а нежно-розовые розы расскажут о вашей симпатии к получателю. Розовые розы символизируют часто начало отношений, намекает на любовь, которая разгорится в скором будущем.
Слайд 24 Жёлтые розы – букет желтых роз означает, что ваш
Поклонник заботится о вас. Поэтому жёлтые розы дарят часто
на День рождения. Желтые розы – символ признания и дружбы, восхищения и преклонения. Оранжевые розы – выражают энтузиазм и горячие чувства, а главное пьянящую любовь, но в тоже время оранжевые розы выражают великодушие и дружеские отношения.Персиковые розы – являются проявлением скромности. При помощи персиковых роз выражают теплое отношение, и свою искреннюю благодарность.
Слайд 25 Зеленые розы – означают щедрость, изобилие и плодовитость. Черные
новые дела и начинания, а также восхищение внутренней силой того, кому их дарят.Синие (голубые розы) розы – являются символом таинственности. Их дарят недоступным и загадочным особам.Чайные розы – являются символом скорого расставания.
Урок 1. «Добро и зло»
Урок 2. «Священные книги религий»
Урок 3. Основы православной культуры. «Десять заповедей»
Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 579 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
о содержании и модулях учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
о безотметочном обучении по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах
по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ в 2023-2024 учебном году
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво. Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна
учитель начальных классов, ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска" Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок: инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без "воды". Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
Цель урока: формирование у обучающихся представления о «Ноев ковчеге» и разницы между понятиями «расстройство» и «обида» .
1.Познакомить учащихся с именем жены Адама;
2.Познакомить учащихся, чем отличается понятие «расстройство» и «обида»;
3.Сформировать представление о том, как мир был спасен благодаря «Ною».
1.Развивать у обучающихся умение работать в коллективе сверстников посредством выполнения заданий в команде;
2.Развивать навыки самостоятельной работы посредством самостоятельного выполнения упражнений.
1.Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
2.Воспитывать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.
1.Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
2.Расширение кругозора и культурного опыта, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
1.Готовность к нравственному саморазвитию, способность оценивать свои поступки;
2.Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
У этого термина существуют и другие значения, см. ОПК (значения).
Первая половина курса (первое полугодие IV класса) Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
История преподавания предмета
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства. Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.
В школах Мордовии факультатив «Основ православной культуры» был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.
С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».
С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4—5 классах.
В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса «ОПК» с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.
В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях региона.
Статистика отношения к предмету в обществе
14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» — распределились следующим образом:
целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно 6% затрудняюсь ответить 11%
Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.
Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап
Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.
Округ Область Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК
Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616)
Тверская область 62,3% (более 6680)
Костромская область 75% (более 4080)
Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915)
Калининградская область 34% (2494)
Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804)
Новосибирская область 18,5% (5143)
Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050)
Камчатский край 39% (893)
Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764)
Удмуртская Республика 16% (более 2230)
Чувашская Республика 34,8% (более 3920)
Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)
Республика Калмыкия 30% (898)
Учебники по ОПК
В. Васнецов. «Радость праведных о Господе». Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.
История появления учебника
В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.
Пособия для учителей
В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя «Основы православной культуры в первом классе» (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры» (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.
Всероссийская олимпиада по «Основам православной культуры»
Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах. Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре. Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа. Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.
Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
Список проблемных ссылок