- Проиграть музыкальный фрагмент, вызывающий эмоции уважения и гордости за Родину.
- Показать видеоролик о героических поступках современных патриотов.
- Провести небольшую беседу о значимости патриотизма и гражданственности в жизни каждого человека.
II. Основная часть (усвоение и закрепление знаний)
- Объяснение понятий патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, Отечество, Отчизна.
- Анализ конкретных исторических фактов, связанных с патриотизмом и гражданственностью.
- Работа с источниками информации: учебник, видеоматериалы, мультимедийные проекты.
- Выполнение заданий в группах и парами.
III. Итоговая часть (контроль и обобщение)
- Обсуждение полученных знаний и выводов.
- Создание устной высказывания на тему патриотизма.
- Работа с шаблоном Звезда Героя для подведения общих выводов.
- Написание синквейна о значимости патриотизма в жизни.
По итогам урока учащиеся должны осознать значимость патриотизма, гражданственности и долга гражданина для общества, а также развить чувство гордости за свою страну.
Подготовка к уроку патриотизма
Вступление
Учитель: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”.
(Щелчок-Звучит тихая мелодичная музыка)
Дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
- Я хочу, чтобы наш сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и новых знаний.
Проверка готовности к уроку
- Проверим готовность к уроку.
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
- Внимание на экран (слайд № 2: фрагмент видео С чего начинается Родина)
- Назовите вопрос, который прозвучал в просмотренном видео и который был темой прошлого урока.
- Мы прослушали песню В.Баснера на слова М.Матусовского в исполнении М. Бернеса.
- Как авторы видят Родину?
Вывод: На прошлом уроке мы выяснили, что Родина неразрывно связана с природой, с домом, семьёй, малой родиной.
- Какие чувства к Родине возникают у вас?
- Четко и образно мысль о чувстве к Родине выразил древнеримский философ Цицерон. Слайд 3.
- Прочитайте высказывание мыслителя-философа на с.144, 2-й абзац.
- Если вы согласны с мыслителем, то поднимите вверх правую руку, если вы в чем-то не согласны с мыслителем, то поднимите левую руку.
Задания для учеников
- Ваши мнения и мнения древнего философа полностью совпали. (на доску вывешиваем карточку со словом Отчизна)
- Подберите синонимы к слову Отчизна. (Родина, Отечество. 2-ая строка кластера)
- От какого слова произошло Родина? (род. 3-ая строка кластера)
- От какого слова – Отчизна? (отец. 3-ая строка кластера)
- В любой семье есть мама и папа. Произнесите слова Родина и Отчизна.
- С каким из двух слов соединяется слово Родина, а с каким – Отчизна? (Продолжаем кластер: Родина – мама, Отчизна – папа)
- С какими словами ассоциируется слово мама, а слово отец, папа? (добавляем к кластеру: любовь, нежность, заступник, хранитель рода).
Вывод: Вот так нежно и горячо мы любим нашу Родину. Как сыновья и дочери.
Мозговой штурм
- А как называют человека, который любит своё Отечество?
- Что значит проявлять любовь к родине и как называется это качество?
- Как называется потребность человека стоять на страже Отчизны?
Постановка проблемных вопросов урока
- Ответы на эти вопросы мы сегодня должны узнать.
(На магнитную доску вывешиваются зашифрованные слова.)
Расшифруем слова, которые относятся к нашей теме урока.
Читаем хором слова:
Внимание на экран. Слайд 5. (На доске слова: патриот, в тебе, гражданин рождается, и)
Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Слайд 6. (В тебе рождается патриот и гражданин)
На какие вопросы мы должны ответить в течение урока? Определим задачи:
Открытие нового знания
- Решение учебной задачи
Примечание:
Данный формат урока направлен на активизацию учеников, включение их в процесс обучения и формирование понимания патриотизма и любви к родине.
Работа в группах
Для того чтобы найти ответы на наши вопросы, предлагаю обратиться к материалу нашего учебника (стр. 144-145) и словарю русского языка С.И. Ожегова.
Группа №1
Задание:
- Прочитайте 4 абзац текста и ответьте на вопрос: В чём проявляется патриотизм?
- Из данных высказываний выберите верные и дополните схему-опору.
Группа №2
Задание:
- Прочитайте 5 абзац текста и ответьте на вопрос: Что объединяют в себе слова гражданственность, гражданин?
- Из данных высказываний выберите верные, дополните схему-опору.
Группа №3
Задание:
- Прочитайте 2 абзац текста на стр. 145 и ответьте на вопрос: Кто такой патриот?
- Из данных высказываний выберите верные, заполните схему-опору.
Группа №4
Задание:
- С помощью словаря русского языка С.И. Ожегова, выберите верные значения слов гражданин и патриотизм и наклейте их на лист.
- Помогите детям найти верные определения и наклеить их на лист.
Физкультминутка Пусть всегда будет мир!
- Пусть всегда будет солнце! (Поднять руки вверх над головой.)
- Пусть всегда будет небо! (Развести руки в стороны над головой.)
- Пусть всегда будет море! (Развести руки в стороны перед собой.)
- Пусть всегда буду я! (Подняться на носочки, погладить себя.)
- Пусть всегда поют песни! (Сделать наклоны головы в стороны.)
- Пусть всегда будут танцы! (Сделать присядку.)
- Пусть всегда будут птицы! (Наклоны в стороны, отводя руки назад.)
- Пусть всегда будет мир! (Хлопки над головой.)
Проверка работы групп
- Начнем с понятий гражданин и гражданственность.
- У каждого из вас есть документ, подтверждающий, что вы граждане России.
- Поговорим о правах и обязанностях граждан России, которые вы изучали на уроках окружающего мира.
Понятия патриот и патриотизм
- Более точное значение даётся в словаре русского языка С.И. Ожегова.
- Чтобы стать патриотом, необходимо быть готовым к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины.
- Можете ли вы считать себя патриотом? Докажите.
Патриотизм: проявления и значение
Введение
Патриотизм – это не просто слово, а чувство любви и преданности своей Родине. Величайшие подвиги и победы нашего народа всегда были основаны на глубоком патриотизме граждан. Давайте разберемся, как проявляется патриотизм в разные периоды истории.
Исторические примеры
История нашей страны полна ярких примеров патриотизма. Великие воины и герои, такие как Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков, всегда стояли на защите своей Родины.
Патриотизм в мирное время
Но патриотизм не проявляется только во времена войны. Важно быть гордым своей страной и проявлять патриотизм в повседневной жизни. Это может быть уважение к истории и культуре, помощь нуждающимся, участие в жизни общества.
Дидактическая игра Что мы можем?
Интерактивные игры и уроки помогают детям понять, что каждый может внести свой вклад в развитие страны. Будучи ответственными гражданами, мы можем сделать нашу Родину сильнее и процветающей.
Заключение
Патриотизм – это нечто большее, чем просто слово. Это чувство, которое объединяет нас и делает нашу страну сильной и процветающей. Берегите и цените свою Родину, проявляйте патриотизм в делах и поступках каждый день.
Вопрос для обсуждения
- Какие еще способы проявления патриотизма в мирное время вы знаете?
- Чему можно научиться из исторических примеров патриотизма?
- Как вы вкладываете патриотизм в свою повседневную жизнь?
Давайте вместе делать наш мир лучше и процветающим!
(Учитель раздаёт информационные карточки, на которых перечислены разные сферы деятельности людей: искусство и культура, наука и образование, спорт и отдых, производство и продажа, медицина и фармацевтика, использование природных богатств и экология и варианты ответов. Ученики соединяют линией разные сферы деятельности и примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.)
Работа в парах с информационными карточками, подбор примеров к заданию. Предполагаемые варианты ответов детей:
– художники раскрывают красоту родной природы в своих картинах;
– учёные делают научные открытия, чтобы прославить свою страну;
– спортсмены посвящают свои победы в олимпиадах Родине;
– фармацевты разрабатывают новые лекарства, чтобы граждане их страны были здоровы;
– все граждане страны добросовестно трудятся, чтобы Родина стала ещё богаче и красивее;
– экологи защищают природные богатства родной страны.
– Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
(Ответы учащихся. Патриотизм может проявляться и в мирное время. Патриот – это человек, который трудится во благо своей страны.)
Рассказ учителя: Слайд 12.
Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Ему стоя аплодировал переполненный зал. Дима вышел биться за третье место с одной рукой. Вторую, висевшую плетью, зафиксировали врачи. Он вышел и выиграл. «Такого не бывает!» – не поверили эксперты. На вопрос: Как можно при такой травме продолжать борьбу? Дмитрий ответил коротко: "Я Русский."
– Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.
– А сейчас прошу вас встать. Включаю: Слайд 13. Видеоролик песни «Я поднимаю флаг своего государства».
– Почувствовали ли вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню. Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?
V. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания
– Подведем итоги нашего урока.
– Для чего нам нужен такой урок?
– Попробуйте выразить своё отношение к сегодняшней теме через создание синквейна. Составим его мы вместе.
Составление синквейна (на столе памятка). Слайд 14.
– Берем существительные из темы урока. (Патриот, гражданин)
– Подбираем 2 прилагательных.
– Находим 3 глагола.
– И последнее. Подбираем одно слово-синоним.
– Читаем получившиеся пятистишия.
Живёт, служит, гордится
Гражданин несёт ответственность за судьбу Родины.
Любит, верит, защищает
Патриот верен Родине!
– У каждого из вас на парте лежат звезды, которые символизируют «Звезду Героя». Вручается такая награда истинному патриоту своей Родины. Вы получили свои звезды за правильное выполнение заданий.
– И последнее. Если вы считаете, что вы – истинный патриот своей Родины, то возьмите «Звезду Героя» и приложите к груди, к сердцу. Если вы на данный момент считаете, что не достойны такой высокой награды, то пусть звезда останется лежать на парте.
– Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.
Спасибо за отличную работу.
Домашнее задание (Слайд 15.)
1. Прочитать текст с.144-147.
2. Ответить на вопросы для повторения стр.149.
3. Подготовить рассказ о человеке в своей семье, которого ты считаешь патриотом и гражданином.
Спасибо всем за урок!
1. А.И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: ил.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И.Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2014г. – 1376 стр.
3. Г. Шаков. Подвиг Дмитрия Носова. Медаль со сломанной рукой / https://живу спортом.рф/article/podvig-dmitriya-nosova-medal-so-slomannoj-rukoj.
Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя.
Зарифуллина Венера Фанисовна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Школа №82» г.Казани;
Пыркова Инна Михайловна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Школа №169» г.Казани
• Развитие представлений учащихся о семье.
• Формирование понятий о семейных ценностях, традициях, истории семьи.
• Воспитание глубокого уважения и любви к семье, к Родине.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
– формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
– развитие умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– формирование умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров;
– развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;
– формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем;
– создание условий для размышления учащихся о роли семьи в их жизни;
– развитие навыков сотрудничества
– развитие положительных эмоций и чувств, связанных с темой урока;
-формирование уважительного и бережного отношения к членам своей семьи и общества в целом;
– помочь детям увидеть своё место в семье.
проектор, интерактивная доска.
– Ребята, отгадайте, о ком идет речь: близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. (Семья)
Семья – самое главное в жизни для каждого человека.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
. Определение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
– Определите тему урока. (семья)
– Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с понятием «семья». Мы поговорим о таких понятиях, как «семейные традиции», «семейные ценности», узнаем об истории вашей семьи, попробуем создать герб семьи.
. Актуализация знаний обучающихся.
-Прочитайте высказывания Л.Н.Толстого. Объясните, как вы их понимаете.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
с возможностью делать добро людям».
. Работа над новым материалом.
1. Семейные ценности
– Что такое семейные ценности? Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
– Что же может объединять семью?
Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности.
– Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?»
Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово.
– Как вы думаете, какое это слово? (Понимание)
– Какую семь можно назвать счастливой?
Ценности счастливой семьи:
• Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)
• Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)
• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)
• Компромисс. (Умение уступать друг другу.)
• Любовь. (Нежная забота друг о друге.)
• Верность. (Преданность друг другу.)
• Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)
• Совместное времяпрепровождение.
2. Составление кластера
– Чем крепка семья? Давайте составим кластер «Семья».
3. Семейные традиции.
– Семьи все разные. А чем они отличаются? Привычками, укладом, историей, традициями, которые передаются из поколения в поколение.
Традиция – от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
– Назовите основные семейные традиции:
• Домашняя уборка, домашние обязанности членов семьи.
• Совместные игры с детьми.
• Семейный совет, на который собираются все члены семьи.
• Традиции гостеприимства, семейный обед.
• Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
• Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
• Передача семейных реликвий подрастающему поколению.
4. Работа в группах. Представление проектов по темам: «Традиции моей семьи», «История моей семьи», «Герб моей семьи»
5. Составление синквейна «Семья»
Первая строка – существительное – центральное понятие темы,
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих главное понятие,
Третья строка – три глагола, объясняющих суть происходящих событий,
Четвертая строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,
Пятая строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы.
Воспитывает, защищает, помогает
Моя семья – ячейка общества
. Рефлексия. Игра «Свеча любви»
Учитель: Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви».
Конечно же, каждый из вас любит свою семью. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься о том, как дороги вам ваши близкие.
Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи и т. д., а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (лицам — маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.
. Подведение итогов.
2. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».
3. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., № 6.
4. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., № 3.
Сценарий «Притча «Погорельцы»»
Учащиеся начальной ступени (7–11 лет) общеобразовательных, в том числе православных школ и воскресных школ
Для чего
https://disk.yandex.ru/d/x8U3wAbz2PzY9A Притча «Погорельцы» может быть использована педагогами на уроках ОРКСЭ при изучении таких тем, как: «Милосердие и сострадание» или «Зачем творить добро?». Также может реализовываться в рамках внеурочной деятельности. Работа содержит сценарий для инсценировки притчи и авторскую видеозапись.
Кумбрасьева Ася Евгеньевна
Организация «Частное образовательное учреждение религиозной организации «Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» «Православная гимназия имени Серафима Саровского г. Дзержинска»
Призер (3-е место) конкурса «Клевер ДНК» за 2022 год в номинации «Творческий подход к ДНК», подноминации «Кинопритча»
Последнее изменение: Понедельник, 23 октября 2023, 22:05
Фотоотчет о неделе русской народной культуры в начальной школе
ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики – Конспект внеурочного занятия «Правила этикета» в 3 классе
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию в РЦ для детей и подростков с ОВЗ «Сретение Господне»
ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики – Сценарий мероприятия по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» с детьми младшего школьного возраста
ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики – перейти на главную страницу рубрики.
Класс: 4 класс.
Тип урока: комбинированный.
Дидактическая задача: формирование представления о нравственных ценностях и их значения в жизни.
Ресурсы: учебник Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, песня «Добрым жить на белом свете веселей», на ватмане рисунок цветущего дерева, бумажные жаворонки, сделанные накануне ко дню весеннего равноденствия.
I. Самоопределение
– Закройте глаза и послушайте. Каковы ваши эмоции и ощущения? (Песня «Добрым жить на белом свете веселей»)
– Как вы считаете, чему мы будем учиться на этом уроке?
II. Актуализация учебного действия
– Что приобретает человек, когда взрослеет? (Опыт, мудрость)
– Ощущаете ли вы, как постепенно приобретаете мудрость? Нравственное взросление?
III. Мотивация учебной деятельности
– Что такое экология?
– А слышали ли вы о понятии «экологичность» поступков?
– Что приходит вам на ум? Поделитесь друг с другом.
IV. Открытие нового знания
– Ребята, задумываетесь ли вы перед тем как совершить тот или иной поступок?
– Это значит, что при этом вы совершаете нравственный выбор. Сейчас с вами мы это продемонстрируем.
- Игра «Сделай выбор». Дети передают друг другу волшебное перо, заканчивают начатое предложение учителем и делают нравственный выбор. При этом они дополняют, всегда ли верны своему выбору.
– Когда наши гости уходят, я (обязательно провожаю их до дверей).
– Что же такое «экологичность» поступков?
– Это означает, что наши поступки никому не должны наносить вреда.
– Простая и важная истина состоит в том, что любые наши действия не должны быть во вред кому-либо. Ведь главное – благо человека, его жизнь.
– Чем должен руководствоваться человек перед выбором поступка?
– Стремлением сделать благо.
– Что же такое благо?
– Хорошее, приятное для другого.
– Сейчас мы проведём эксперимент, в котором скажем друг другу приятные слова
- Работа в парах: эксперимент «Волшебный жаворонок».
Ученики берут бумажного жаворонка и цветным маркером пишут на нём одно хорошее качество соседа по парте. При затруднении учитель предлагает написать качество-подарок своему товарищу. Зачитывают надпись.
– Посмотрите, ребята, какое волшебство произошло в нашем классе. Мы все увидели лучшее друг в друге и поняли, какие мы хорошие. Вам было это приятно?
– Что было приятнее, говорить добрые слова или слышать?
– Видите, как важно и как хорошо, когда в тебе стараются увидеть лучшее.
– Подумайте, какое простое этическое правило мы с вами можем сформулировать?
(Опирайся на лучшее в человеке, и он расцветёт.)
Поиграем в игру "Будь внимательным". Если вы услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет – то не выполняете.
Встаньте, пожалуйста. Поднимите руки. Поднимите, пожалуйста, руки. Будьте добры опустите руки. Поднимите, пожалуйста, правую руку. Опустите, пожалуйста, правую руку. Похлопайте. Будьте добры, хлопните 3 раза. Тихонько сядьте. Тихонько сядьте, пожалуйста. Спасибо! Молодцы!
V. Применение полученных знаний
- Работа в группах: «Пословицы недаром молвятся».
– Откуда мы с раннего детства узнаём об этике поведения? О нравственности поступков?( Из народной мудрости.)
– Где мы можем встретить народную мудрость?( В сказках, песнях, пословицах и поговорках.) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Работа в группах)
(Листок с пословицами, где необходимо вставить пропущенные слова).
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
сам будешь стар.
что большое слово сказать.
Все, что прекрасно –
так всем будет милее.
Доброе семя – добрый и всход.
на добро не надейся.
не будет прав.
Дома, как хочу, а в людях, как велят.
Участники зачитывают свои пословицы.
Затем каждая группа презентует одну пословицу по выбору.
- Этические задачи. Сценки.
Сценка первая
Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.
Что посоветуете Рите?
Что посоветуете Зое?
Правило. Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом.
Сценка вторая
Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
Что посоветуете Гоше?
Что посоветуете Тиме?
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Не предлагай другу совершать плохие поступки.
Ребята, сделаем выводы:
– Чему учат нас этика и народная мудрость?
– Уменьшать зло на белом свете, увеличивать и сеять добро.
– Совершенно верно! Мир должен быть соткан из доброты и чистоты. А мы жить в нём и стремиться раскрывать свои лучшие качества, подпитывать их правильными поступками, видеть в других людях хорошее, быть терпимыми друг к другу!
Золотое правило: что поливаем, то вырастет!
– А сейчас, ребята, посмотрите на наше «Дерево нравственности». Теперь мы заселим его нашими жаворонками добра. Пусть они разлетятся по всему свету и приумножают добро, такт, вежливость, терпение, гуманность, дружелюбие, бескорыстие и другие хорошие человеческие качества.
VI. Рефлексия
– Вспомните ещё раз урок, себя, свои эмоции и ощущения.
Что вас удивило?
– Что заставило задуматься?
Какое новое качество для себя вы взяли на заметку?
VII. Итог урока
Пусть эти простые, но очень важные правила будут постоянными ориентирами в вашей жизни. Они подсказаны вековым опытом жизни людей.
Домашнее задание: Сделать книжку-малышку с мини-сказкой «Дорогою добра».