Челпанова о м конспект урока по орксэ на тему в тебе рождается патриот и гражданин 4 класс

  • Проиграть музыкальный фрагмент, вызывающий эмоции уважения и гордости за Родину.
  • Показать видеоролик о героических поступках современных патриотов.
  • Провести небольшую беседу о значимости патриотизма и гражданственности в жизни каждого человека.

II. Основная часть (усвоение и закрепление знаний)

  1. Объяснение понятий патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, Отечество, Отчизна.
  2. Анализ конкретных исторических фактов, связанных с патриотизмом и гражданственностью.
  3. Работа с источниками информации: учебник, видеоматериалы, мультимедийные проекты.
  4. Выполнение заданий в группах и парами.

III. Итоговая часть (контроль и обобщение)

  1. Обсуждение полученных знаний и выводов.
  2. Создание устной высказывания на тему патриотизма.
  3. Работа с шаблоном Звезда Героя для подведения общих выводов.
  4. Написание синквейна о значимости патриотизма в жизни.

По итогам урока учащиеся должны осознать значимость патриотизма, гражданственности и долга гражданина для общества, а также развить чувство гордости за свою страну.

Подготовка к уроку патриотизма

Вступление

Учитель: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”.

(Щелчок-Звучит тихая мелодичная музыка)

Дети тихо повторяют за учителем:

  • Я в школе на уроке,
  • Сейчас я начну учиться.
  • Я радуюсь этому.
  • Внимание моё растёт.
  • Я как разведчик, всё замечу.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно.
  • Я хочу учиться.
  • Я очень хочу учиться.
  • Я готов к работе.
  • Я работаю!
  • Я хочу, чтобы наш сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и новых знаний.

Проверка готовности к уроку

  • Проверим готовность к уроку.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

  • Внимание на экран (слайд № 2: фрагмент видео С чего начинается Родина)
  • Назовите вопрос, который прозвучал в просмотренном видео и который был темой прошлого урока.
  • Мы прослушали песню В.Баснера на слова М.Матусовского в исполнении М. Бернеса.
  • Как авторы видят Родину?

Вывод: На прошлом уроке мы выяснили, что Родина неразрывно связана с природой, с домом, семьёй, малой родиной.

  • Какие чувства к Родине возникают у вас?
  • Четко и образно мысль о чувстве к Родине выразил древнеримский философ Цицерон. Слайд 3.
  • Прочитайте высказывание мыслителя-философа на с.144, 2-й абзац.
  • Если вы согласны с мыслителем, то поднимите вверх правую руку, если вы в чем-то не согласны с мыслителем, то поднимите левую руку.

Задания для учеников

  • Ваши мнения и мнения древнего философа полностью совпали. (на доску вывешиваем карточку со словом Отчизна)
  • Подберите синонимы к слову Отчизна. (Родина, Отечество. 2-ая строка кластера)
  • От какого слова произошло Родина? (род. 3-ая строка кластера)
  • От какого слова – Отчизна? (отец. 3-ая строка кластера)
  • В любой семье есть мама и папа. Произнесите слова Родина и Отчизна.
  • С каким из двух слов соединяется слово Родина, а с каким – Отчизна? (Продолжаем кластер: Родина – мама, Отчизна – папа)
  • С какими словами ассоциируется слово мама, а слово отец, папа? (добавляем к кластеру: любовь, нежность, заступник, хранитель рода).

Вывод: Вот так нежно и горячо мы любим нашу Родину. Как сыновья и дочери.

Мозговой штурм

  • А как называют человека, который любит своё Отечество?
  • Что значит проявлять любовь к родине и как называется это качество?
  • Как называется потребность человека стоять на страже Отчизны?

Постановка проблемных вопросов урока

  • Ответы на эти вопросы мы сегодня должны узнать.

(На магнитную доску вывешиваются зашифрованные слова.)

  • Расшифруем слова, которые относятся к нашей теме урока.

  • Читаем хором слова:

  • Внимание на экран. Слайд 5. (На доске слова: патриот, в тебе, гражданин рождается, и)

  • Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Слайд 6. (В тебе рождается патриот и гражданин)

  • На какие вопросы мы должны ответить в течение урока? Определим задачи:

Открытие нового знания

  • Решение учебной задачи

Примечание:
Данный формат урока направлен на активизацию учеников, включение их в процесс обучения и формирование понимания патриотизма и любви к родине.

Работа в группах

Для того чтобы найти ответы на наши вопросы, предлагаю обратиться к материалу нашего учебника (стр. 144-145) и словарю русского языка С.И. Ожегова.

Группа №1

Задание:

  1. Прочитайте 4 абзац текста и ответьте на вопрос: В чём проявляется патриотизм?
  2. Из данных высказываний выберите верные и дополните схему-опору.

Группа №2

Задание:

  1. Прочитайте 5 абзац текста и ответьте на вопрос: Что объединяют в себе слова гражданственность, гражданин?
  2. Из данных высказываний выберите верные, дополните схему-опору.

Группа №3

Задание:

  1. Прочитайте 2 абзац текста на стр. 145 и ответьте на вопрос: Кто такой патриот?
  2. Из данных высказываний выберите верные, заполните схему-опору.

Группа №4

Задание:

  1. С помощью словаря русского языка С.И. Ожегова, выберите верные значения слов гражданин и патриотизм и наклейте их на лист.
  2. Помогите детям найти верные определения и наклеить их на лист.

Физкультминутка Пусть всегда будет мир!

  1. Пусть всегда будет солнце! (Поднять руки вверх над головой.)
  2. Пусть всегда будет небо! (Развести руки в стороны над головой.)
  3. Пусть всегда будет море! (Развести руки в стороны перед собой.)
  4. Пусть всегда буду я! (Подняться на носочки, погладить себя.)
  5. Пусть всегда поют песни! (Сделать наклоны головы в стороны.)
  6. Пусть всегда будут танцы! (Сделать присядку.)
  7. Пусть всегда будут птицы! (Наклоны в стороны, отводя руки назад.)
  8. Пусть всегда будет мир! (Хлопки над головой.)

Проверка работы групп

  • Начнем с понятий гражданин и гражданственность.
  • У каждого из вас есть документ, подтверждающий, что вы граждане России.
  • Поговорим о правах и обязанностях граждан России, которые вы изучали на уроках окружающего мира.

Понятия патриот и патриотизм

  • Более точное значение даётся в словаре русского языка С.И. Ожегова.
  • Чтобы стать патриотом, необходимо быть готовым к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины.
  • Можете ли вы считать себя патриотом? Докажите.

Патриотизм: проявления и значение


Введение

Патриотизм – это не просто слово, а чувство любви и преданности своей Родине. Величайшие подвиги и победы нашего народа всегда были основаны на глубоком патриотизме граждан. Давайте разберемся, как проявляется патриотизм в разные периоды истории.

Читайте также:  Орксэ школа 154

Исторические примеры

История нашей страны полна ярких примеров патриотизма. Великие воины и герои, такие как Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков, всегда стояли на защите своей Родины.


Патриотизм в мирное время

Но патриотизм не проявляется только во времена войны. Важно быть гордым своей страной и проявлять патриотизм в повседневной жизни. Это может быть уважение к истории и культуре, помощь нуждающимся, участие в жизни общества.


Дидактическая игра Что мы можем?

Интерактивные игры и уроки помогают детям понять, что каждый может внести свой вклад в развитие страны. Будучи ответственными гражданами, мы можем сделать нашу Родину сильнее и процветающей.


Заключение

Патриотизм – это нечто большее, чем просто слово. Это чувство, которое объединяет нас и делает нашу страну сильной и процветающей. Берегите и цените свою Родину, проявляйте патриотизм в делах и поступках каждый день.


Вопрос для обсуждения

  • Какие еще способы проявления патриотизма в мирное время вы знаете?
  • Чему можно научиться из исторических примеров патриотизма?
  • Как вы вкладываете патриотизм в свою повседневную жизнь?

Давайте вместе делать наш мир лучше и процветающим!

(Учитель раздаёт информационные карточки, на которых перечислены разные сферы деятельности людей: искусство и культура, наука и образование, спорт и отдых, производство и продажа, медицина и фармацевтика, использование природных богатств и экология и варианты ответов. Ученики соединяют линией разные сферы деятельности и примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.)

Работа в парах с информационными карточками, подбор примеров к заданию. Предполагаемые варианты ответов детей:

– художники раскрывают красоту родной природы в своих картинах;

– учёные делают научные открытия, чтобы прославить свою страну;

– спортсмены посвящают свои победы в олимпиадах Родине;

– фармацевты разрабатывают новые лекарства, чтобы граждане их страны были здоровы;

– все граждане страны добросовестно трудятся, чтобы Родина стала ещё богаче и красивее;

– экологи защищают природные богатства родной страны.

– Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

(Ответы учащихся. Патриотизм может проявляться и в мирное время. Патриот – это человек, который трудится во благо своей страны.)

Рассказ учителя: Слайд 12.

Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Ему стоя аплодировал переполненный зал. Дима вышел биться за третье место с одной рукой. Вторую, висевшую плетью, зафиксировали врачи. Он вышел и выиграл. «Такого не бывает!» – не поверили эксперты. На вопрос: Как можно при такой травме продолжать борьбу? Дмитрий ответил коротко: "Я Русский."

– Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.

– А сейчас прошу вас встать. Включаю: Слайд 13. Видеоролик песни «Я поднимаю флаг своего государства».

– Почувствовали ли вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню. Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?

V. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания

– Подведем итоги нашего урока.

– Для чего нам нужен такой урок?

– Попробуйте выразить своё отношение к сегодняшней теме через создание синквейна. Составим его мы вместе.

Составление синквейна (на столе памятка). Слайд 14.

– Берем существительные из темы урока. (Патриот, гражданин)

– Подбираем 2 прилагательных.

– Находим 3 глагола.

– И последнее. Подбираем одно слово-синоним.

– Читаем получившиеся пятистишия.

Живёт, служит, гордится

Гражданин несёт ответственность за судьбу Родины.

Любит, верит, защищает

Патриот верен Родине!

– У каждого из вас на парте лежат звезды, которые символизируют «Звезду Героя». Вручается такая награда истинному патриоту своей Родины. Вы получили свои звезды за правильное выполнение заданий.

– И последнее. Если вы считаете, что вы – истинный патриот своей Родины, то возьмите «Звезду Героя» и приложите к груди, к сердцу. Если вы на данный момент считаете, что не достойны такой высокой награды, то пусть звезда останется лежать на парте.

– Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.

Спасибо за отличную работу.

Домашнее задание (Слайд 15.)

1. Прочитать текст с.144-147.

2. Ответить на вопросы для повторения стр.149.

3. Подготовить рассказ о человеке в своей семье, которого ты считаешь патриотом и гражданином.

Спасибо всем за урок!

1. А.И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: ил.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И.Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2014г. – 1376 стр.

3. Г. Шаков. Подвиг Дмитрия Носова. Медаль со сломанной рукой / https://живу спортом.рф/article/podvig-dmitriya-nosova-medal-so-slomannoj-rukoj.

Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя.

Зарифуллина Венера Фанисовна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Школа №82» г.Казани;

Пыркова Инна Михайловна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Школа №169» г.Казани

• Развитие представлений учащихся о семье.

• Формирование понятий о семейных ценностях, традициях, истории семьи.

• Воспитание глубокого уважения и любви к семье, к Родине.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

– формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

– развитие умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

– формирование умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров;

Читайте также:  В кц дар состоялся круглый стол религиозное воспитание образование в различных традициях мировых религий

– развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;

– формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем;

– создание условий для размышления учащихся о роли семьи в их жизни;

– развитие навыков сотрудничества

– развитие положительных эмоций и чувств, связанных с темой урока;

-формирование уважительного и бережного отношения к членам своей семьи и общества в целом;

– помочь детям увидеть своё место в семье.

проектор, интерактивная доска.

– Ребята, отгадайте, о ком идет речь: близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. (Семья)

Семья – самое главное в жизни для каждого человека.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

. Определение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

– Определите тему урока. (семья)

– Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с понятием «семья». Мы поговорим о таких понятиях, как «семейные традиции», «семейные ценности», узнаем об истории вашей семьи, попробуем создать герб семьи.

. Актуализация знаний обучающихся.

-Прочитайте высказывания Л.Н.Толстого. Объясните, как вы их понимаете.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

с возможностью делать добро людям».

. Работа над новым материалом.

1. Семейные ценности

– Что такое семейные ценности? Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

– Что же может объединять семью?

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности.

– Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?»

Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово.

– Как вы думаете, какое это слово? (Понимание)

– Какую семь можно назвать счастливой?

Ценности счастливой семьи:

• Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

• Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

• Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

• Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

• Верность. (Преданность друг другу.)

• Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

• Совместное времяпрепровождение.

2. Составление кластера

– Чем крепка семья? Давайте составим кластер «Семья».

3. Семейные традиции.

– Семьи все разные. А чем они отличаются? Привычками, укладом, историей, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Традиция – от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

– Назовите основные семейные традиции:

• Домашняя уборка, домашние обязанности членов семьи.

• Совместные игры с детьми.

• Семейный совет, на который собираются все члены семьи.

• Традиции гостеприимства, семейный обед.

• Празднование знаменательных событий в жизни семьи.

• Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.

• Передача семейных реликвий подрастающему поколению.

4. Работа в группах. Представление проектов по темам: «Традиции моей семьи», «История моей семьи», «Герб моей семьи»

5. Составление синквейна «Семья»

Первая строка – существительное – центральное понятие темы,

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих главное понятие,

Третья строка – три глагола, объясняющих суть происходящих событий,

Четвертая строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,

Пятая строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы.

Воспитывает, защищает, помогает

Моя семья – ячейка общества

. Рефлексия. Игра «Свеча любви»

Учитель: Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви».

Конечно же, каждый из вас любит свою семью. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их — и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься о том, как дороги вам ваши близкие.

Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи и т. д., а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (лицам — маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.

. Подведение итогов.

2. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

3. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., № 6.

4. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., № 3.

Сценарий «Притча «Погорельцы»»

Учащиеся начальной ступени (7–11 лет) общеобразовательных, в том числе православных школ и воскресных школ

Для чего

https://disk.yandex.ru/d/x8U3wAbz2PzY9A Притча «Погорельцы» может быть использована педагогами на уроках ОРКСЭ при изучении таких тем, как: «Милосердие и сострадание» или «Зачем творить добро?». Также может реализовываться в рамках внеурочной деятельности. Работа содержит сценарий для инсценировки притчи и авторскую видеозапись.

Кумбрасьева Ася Евгеньевна

Организация «Частное образовательное учреждение религиозной организации «Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» «Православная гимназия имени Серафима Саровского г. Дзержинска»

Призер (3-е место) конкурса «Клевер ДНК» за 2022 год в номинации «Творческий подход к ДНК», подноминации «Кинопритча»

Читайте также:  Презентация на тему основы исламской культуры

Последнее изменение: Понедельник, 23 октября 2023, 22:05

Фотоотчет о неделе русской народной культуры в начальной школе

Челпанова о м конспект урока по орксэ на тему в тебе рождается патриот и гражданин 4 класс

ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики – Конспект внеурочного занятия «Правила этикета» в 3 классе

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию в РЦ для детей и подростков с ОВЗ «Сретение Господне»

Челпанова о м конспект урока по орксэ на тему в тебе рождается патриот и гражданин 4 класс

ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики – Сценарий мероприятия по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» с детьми младшего школьного возраста

ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики – перейти на главную страницу рубрики.

Класс: 4 класс.

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая задача: формирование представления о нравственных ценностях и их значения в жизни.

Ресурсы: учебник Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, песня «Добрым жить на белом свете веселей», на ватмане рисунок цветущего дерева, бумажные жаворонки, сделанные накануне ко дню весеннего равноденствия.

I. Самоопределение

– Закройте глаза и послушайте. Каковы ваши эмоции и ощущения? (Песня «Добрым жить на белом свете веселей»)

– Как вы считаете, чему мы будем учиться на этом уроке?

II. Актуализация учебного действия

– Что приобретает человек, когда взрослеет? (Опыт, мудрость)

– Ощущаете ли вы, как постепенно приобретаете мудрость? Нравственное взросление?

III. Мотивация учебной деятельности

– Что такое экология?

– А слышали ли вы о понятии «экологичность» поступков?

– Что приходит вам на ум? Поделитесь друг с другом.

IV. Открытие нового знания

– Ребята, задумываетесь ли вы перед тем как совершить тот или иной поступок?

– Это значит, что при этом вы совершаете нравственный выбор. Сейчас с вами мы это продемонстрируем.

  1. Игра «Сделай выбор». Дети передают друг другу волшебное перо, заканчивают начатое предложение учителем и делают нравственный выбор. При этом они дополняют, всегда ли верны своему выбору.

– Когда наши гости уходят, я (обязательно провожаю их до дверей).

– Что же такое «экологичность» поступков?

– Это означает, что наши поступки никому не должны наносить вреда.

– Простая и важная истина состоит в том, что любые наши действия не должны быть во вред кому-либо. Ведь главное – благо человека, его жизнь.

– Чем должен руководствоваться человек перед выбором поступка?

– Стремлением сделать благо.

– Что же такое благо?

– Хорошее, приятное для другого.

– Сейчас мы проведём эксперимент, в котором скажем друг другу приятные слова

  1. Работа в парах: эксперимент «Волшебный жаворонок».

Ученики берут бумажного жаворонка и цветным маркером пишут на нём одно хорошее качество соседа по парте. При затруднении учитель предлагает написать качество-подарок своему товарищу. Зачитывают надпись.

– Посмотрите, ребята, какое волшебство произошло в нашем классе. Мы все увидели лучшее друг в друге и поняли, какие мы хорошие. Вам было это приятно?

– Что было приятнее, говорить добрые слова или слышать?

– Видите, как важно и как хорошо, когда в тебе стараются увидеть лучшее.

– Подумайте, какое простое этическое правило мы с вами можем сформулировать?

(Опирайся на лучшее в человеке, и он расцветёт.)

Поиграем в игру "Будь внимательным". Если вы услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет – то не выполняете.

Встаньте, пожалуйста. Поднимите руки. Поднимите, пожалуйста, руки. Будьте добры опустите руки. Поднимите, пожалуйста, правую руку. Опустите, пожалуйста, правую руку. Похлопайте. Будьте добры, хлопните 3 раза. Тихонько сядьте. Тихонько сядьте, пожалуйста. Спасибо! Молодцы!

V. Применение полученных знаний

  1. Работа в группах: «Пословицы недаром молвятся».

– Откуда мы с раннего детства узнаём об этике поведения? О нравственности поступков?( Из народной мудрости.)

– Где мы можем встретить народную мудрость?( В сказках, песнях, пословицах и поговорках.) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Работа в группах)

(Листок с пословицами, где необходимо вставить пропущенные слова).

Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

сам будешь стар.

что большое слово сказать.

Все, что прекрасно –

так всем будет милее.

Доброе семя – добрый и всход.

на добро не надейся.

не будет прав.

Дома, как хочу, а в людях, как велят.

Участники зачитывают свои пословицы.

Затем каждая группа презентует одну пословицу по выбору.

  1. Этические задачи. Сценки.

Сценка первая

Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.

Что посоветуете Рите?

Что посоветуете Зое?

Правило. Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом.

Сценка вторая

Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.

Что посоветуете Гоше?

Что посоветуете Тиме?

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Не предлагай другу совершать плохие поступки.

Ребята, сделаем выводы:

– Чему учат нас этика и народная мудрость?

– Уменьшать зло на белом свете, увеличивать и сеять добро.

– Совершенно верно! Мир должен быть соткан из доброты и чистоты. А мы жить в нём и стремиться раскрывать свои лучшие качества, подпитывать их правильными поступками, видеть в других людях хорошее, быть терпимыми друг к другу!

Золотое правило: что поливаем, то вырастет!

– А сейчас, ребята, посмотрите на наше «Дерево нравственности». Теперь мы заселим его нашими жаворонками добра. Пусть они разлетятся по всему свету и приумножают добро, такт, вежливость, терпение, гуманность, дружелюбие, бескорыстие и другие хорошие человеческие качества.

VI. Рефлексия

– Вспомните ещё раз урок, себя, свои эмоции и ощущения.

Что вас удивило?

– Что заставило задуматься?

Какое новое качество для себя вы взяли на заметку?

VII. Итог урока

Пусть эти простые, но очень важные правила будут постоянными ориентирами в вашей жизни. Они подсказаны вековым опытом жизни людей.

Домашнее задание: Сделать книжку-малышку с мини-сказкой «Дорогою добра».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *