Оксана Степанова. Блог
У пользователя пока нет публикаций.
Начальная школа. 4 класс
Проект урока курса Основы религиозных культур и светской этики по модулю Основы православной культуры и Основы светской этики
Цель урока:
Способствовать пониманию важности семейных праздников
Задачи:
- Уточнить понятия праздник, ритуал, подарок
- Закреплять умения работать в группах
- Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию)
Есть много праздников на свете. Их любят взрослые и дети. Рисуют открытки, готовят подарки. Праздники делают жизнь семьи яркой!
Вы узнаете:
- Когда и как появились праздники
- Какое значение имеют праздники
- Что такое подарок и как его выбирать
- В чем особенность семейного праздника?
Древним людям приходилось очень много трудиться. Чтобы облегчить себе труд, они просили себе поддержки, помощи и защиты у разных сил природы. Так возникли праздники, которыми отмечали различные события. Каждый праздник имел свой ритуал.
Вы узнаете:
- К каким силам природы обращались древние люди? Как они это делали?
- Что отмечали праздниками?
- В каком современном ритуале сохранилась древнейшая традиция приношения даров божествам?
- Каким требованиям должен отвечать праздничный подарок?
- Что такое праздник? Какое значение для людей имеют праздники? Что такое ритуал?
Вывод 1
Чтобы облегчить себе труд, люди обращались за помощью к небесным светилам (солнцу, звездам), стихиям (ветру, рекам, океанам), к духам, а позже к богам. Они приносили им дары, пели, танцевали и произносили хвалебные слова. Так возникли праздники. Праздниками отмечали всё новое: наступление весны, нового года, рождение новой жизни, свадьбы
Вывод 2
Сейчас праздник – это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу. Праздники напоминают людям обо всём хорошем, что происходило с ними раньше. В праздниках отражается история жизни каждого человека, народа и государства. Праздники – это историческая память человечества. Каждый праздник имеет свой порядок проведения – ритуал
Вывод 3
Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в наше время в виде праздничных подарков. Красиво упакованный, подаренный от души подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать характер, увлечения и вкусы человека, которому он предназначается
Семейные традиции и их значение
Автор: Кривенцова Ольга, ученица 4В класса, 10 лет
Учитель: Иконникова Ольга Александровна
Цель проекта
Цель данного проекта заключается в определении влияния семейных традиций на взаимоотношения внутри семьи.
Определение традиций
Традиция в переводе с латинского означает передача. Это значит, что традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, такие как взгляды, вкусы, идеи и обычаи.
Выявление семейных ценностей
Нравственное здоровье семьи и ее духовные ценности могут быть определены по установившимся в ней традициям.
Семейные традиции в моей семье
В моей семье существует ряд традиций, которые передались как из маминой, так и из папиной семей.
Традиция поздравления с днем рождения
В нашей семье принято поздравлять именинника с днем рождения очень рано утром. Подготовка подарков, воздушных шаров и цветов начинается заранее, а все члены семьи, кроме самого именинника, встают пораньше, чтобы его поздравить.
Ужин всей семьей
Мы всегда ужинаем вместе, ждем друг друга с работы или тренировок и садимся за стол.
Активный отдых
В нашей семье ценится активный отдых. Зимой мы занимаемся лыжами, коньками, ходим на горку или в бассейн. Летом предпочитаем проводить время на природе с палаткой, костром и купанием.
Походы и путешествия
Мы часто совершаем походы на природу с друзьями и родственниками. Посещение различных мест и путешествия стали для нас приятной традицией.
Заключение
Семейные традиции – это то, что связывает нас с родными, делает нас роднее и ближе друг к другу. Важно ценить и поддерживать эти традиции, так как они являются основой для крепких и доверительных отношений внутри семьи.
План урока по основам светской этики Семейные праздники
Класс: 4
УМК: Школа России
Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.
Учебный план по обучению культуре поведения и народным традициям
Предметные:
- Ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками.
- Учить культуре поведения в гостях.
- Развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми.
- Воспитывать интерес к народным традициям.
- Создать условия совершенствования умения работать в группах.
- Развивать навыки поисковой работы.
Метапредметные:
- Учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц.
- Использовать жизненный опыт.
- Работать с дополнительной литературой.
- Формировать умение извлекать фактическую информацию.
- Развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные:
- Способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям.
- Формировать позитивный образ семьи, чувства любви и гордости за свою семью.
- Уважение к родителям.
- Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной.
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся.
- Коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог).
- Формирование уверенности в себе.
- Учить оценивать свою работу и работу группы.
Оборудование и материалы:
- Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки).
- Презентация Семейные праздники (региональный компонент).
- Карточки с написанными на них буквами.
План урока:
- Организационный момент:
- Встреча учеников и создание позитивной атмосферы.
- Обсуждение хорошего настроения и его влияния на наше самочувствие.
- Актуализация знаний:
- Мозговой штурм: составление слов из букв, относящихся к нашей теме.
- Вспоминание пред-предпоследней буквы и ассоциации с этими словами.
- Частичное ознакомление с темой:
- Разделение дней жизни на категории и обсуждение их.
- Понятие праздника и его назначение.
- Обсуждение связи между праздниками и этикой.
- Проверка выполненной домашней работы:
- Рассказы детей о домашних праздниках и возможность задать им вопросы.
Подобное структурирование урока поможет обучающимся лучше усвоить информацию и активно участвовать в обсуждении темы.
Семейные праздники и традиции
Учитель: “Откуда в их семье появилась такая традиция?”
Предполагаемые ответы: “Потому что праздник помогают готовить родители, а их нельзя забывать. Дети часто советуются с родителями, как лучше провести праздник, потому что родители знают, как принято праздновать.”
Опыт предков и старинные обряды
Учитель: “Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали бабушки или прабабушки?”
Ребята делятся своим опытом.
Самостоятельная работа
Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:
Учитель: “Чтобы сделать вывод из нашей беседы, давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.”
Учащиеся выполняют задание.
Проверка выполнения работы
Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.
Формулирование вывода после самостоятельной работы
Учитель: “Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть. Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем всей семьей, есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.
Ребята пробуют выполнить это задание, предлагают свои варианты.
Открытие темы урока
Учитель: “Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: “Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”.
Закрепление с помощью таблицы
Вспоминаем защитников Родины
Религиозные праздники
Учитель: Каждый из праздников имеет свой порядок проведения, свой ритуал. Самым приятным ритуалом является получение подарка.
Подарок как символ
Что такое подарок?
Поводы к подарку
Подарки могут быть даны по разным поводам:
- Обычаи и праздники (День рождения, Новый год, Свадьба, Рождество, День святого Валентина)
- Выражение признательности, благодарности
- Выражение любви или дружбы
- Выражение сочувствия
История подарка на Руси
На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.
На Руси у слова «подарок» был брат-близнец – «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл – бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.
А каким должен быть праздник, мы прочитаем.
Стр.59, последний абзац.
Написание синквейна к слову « Праздник»
12. Домашнее задание.
Стр.58-59, Тв. Работа, к любому выбранному празднику придумать подарок.
Празднуем День ангела-хранителя
Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее
Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах
Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью
Благодарим женщин за их труд и заботу
Подписи к слайдам
* http://aida.ucoz.ru * * http://aida.ucoz.ru * праздник Семейные праздники * http://aida.ucoz.ru * Семейные праздники Как называется мой любимый праздник.Как моя семья отмечает этот праздник.Какие чувства вызывает этот праздник.Как появилась традиция отмечать праздник именно так. * http://aida.ucoz.ru * Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.Праздники помогают поддерживать связь поколений.Праздники помогают узнать традиции своего народа.Праздники учат уважать культуру других людей.Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.” * http://aida.ucoz.ru * праздник Встречи, веселье, радость, общение, игры, развлечения Историческая память человечества * http://aida.ucoz.ru * Праздники ГосударственныеОбщественныеСемейные * http://aida.ucoz.ru * * http://aida.ucoz.ru * Смысл праздника Праздник Вспоминаем защитников Родины Благодарим женщин за их труд и заботу Празднуем День ангела-хранителя Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью 23 февраля 8 марта День именинника Новый год Вербное воскресенье(Вход господен в Иерусалим День Победы Создавайте свои праздники и подарки * http://aida.ucoz.ru * Спасибозаурок! * http://aida.ucoz.ru *
Конспект урока+презентация по ОРК СЭ на тему: "Семейные праздники"
Просмотр содержимого документа «конспект урока»
Основы религиозных культур и светской этикиМодуль «Основы светской этики»
Разработала: Конкина Валентина Ивановна, учитель начальных классов МОУ СШ № 4 г. Богородицка
Предмет: ОРКСЭ (Основы светской этики)
Тема урока: «Семейные праздники»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях.
Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение.
Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
Планируемые результаты урока: личностные (развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; воспитание доброжелательности и отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; метапредметные (овладении е способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные дейтвия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладение навыками смыслового чтения текстов; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предметные (формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе)
Оборудование: учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики//А.Я. Данилюк// Основы светской этики. 4-5 классы //М,: Просвещение, 2012; мультимедийный проектор; экран; компьютер; презентация на тему: «Семейные праздники»; раздаточный материал, письменные принадлежности.
Слайд 2 – Звенит, заливается школьный звонок, Вас ждёт интересный, полезный урок. Хорошим пусть будет у вас настроение, Легко нам сегодня дается учение.
Какие правила этикета должен знать каждый?
Мы очень часто ходим в гости, или принимаем у себя гостей. – А как вы думаете нужно ли соблюдать правила этикета в гостях? Когда принимаем гостей?
Слайд 3 -Давайте вспомним сказку о Винни-Пухе. Соблюдал ли он правила этикета в гостях у Кролика?
Ребята, а в какие дни мы чаще всего ходим в гости?
Слайд 4. – Ребята, посмотрите на слайд с фотографиями. Что их объединяет?(Ответы детей: Это праздники)
Вы любите праздники? Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете.
У меня в мешке подарки
Вокруг елки хоровод
Что за праздник? (Новый год)
Праздник добрый, школьный, славный –
Всех учителей мы славим.
Принесем подарки им
И букет цветов вручим.
Хвалим мы учителей.
Что за день, скажи скорей? (День учителя)
В этот день стихи читаем,
В классе чай с печеньем пьем,
Всех мальчишек поздравляем,
Им подарки раздаем.
Ранцы, бантики мелькают,
Каждый свой букет несет,
Школа двери открывает
Нам в учебный новый год. (День знаний)
Праздник любви, шоколада, внимания,
Праздник «сердечек» и обниманий.
Дарят мальчишки девчонкам конфеты,
Пишут мальчишки стихи и сонеты.
Дарят девчонки мальчишкам сердца,
Пишут слова о любви без конца.
Праздник такой – просто причина
В школе блинчики пекут,
На обед их нам дадут,
А в большую перемену
Возле школы непременно
Чучело зимы сожжем
И весну к нам зазовем.
В этот праздник всю неделю
Мы блины в обеды ели. (Масленица)
Мы сегодня выступаем,
Грустные стихи читаем
В память тех, кто погибал,
Молча встанет целый зал.
Праздник скорбный и счастливый,
Вечером салют красивый
Мы для мам концерт даем:
Пляшем, песни им поем.
На стене висит газета,
Рядом – наших мам портреты.
В классе шум и тарарам,
Ведь сегодня праздник мам. (День матери)
Этот праздник отмечают
Те, кто космос покоряет.
Мы же в школе рисовали,
Как ракеты ввысь взмывали.
Про Гагарина узнали.
Что за праздник, отгадали? (День космонавтики)
День сегодня не простой,
С девочками в день такой
Этот праздник в воскресенье.
Будет дома угощенье,
В школе мы заранее
Проявим все старание.
Будут яйца расписные,
Храма купола златые.
Клеим, лепим, вырезаем,
Дома близких поздравляем.
В душах свет, добро и ласка
В нашем классе у ребят
Нынче праздник, говорят.
Не у всех, а лишь у Таньки.
Ей подарим мы мозаику.
Таня нынче с угощеньем.
Что за праздник? (День рожденья)
А как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О праздниках)
Как вы думаете, что такое праздник?
Как вы думаете, что предстоит нам узнать на уроке? (Какие бывают праздники, как вести себя во время проведения праздника, как правильно преподносить подарки, как выбрать подарок?)
Мы с вами отгадали загадки о праздниках, а теперь объединитесь в группы, возьмите листы с таблицами, которые лежат у вас на столах, и распределите праздники, о которых мы говорили по группам.
Обсуждение – фронтальный опрос.
Какие государственные праздники вам известны? Почему они называются государственными?
Какие профессиональные праздники вы знаете?
Какие религиозные праздники вам знакомы?
Какие семейные праздники вы знаете?
Как вы думаете, как и зачем возникла традиция праздновать?
Ответить на эти вопросы вам поможет учебник (стр.58-59). Прочитайте текст самостоятельно.
Что нам известно о возникновении традиции праздновать?
Слайд 6 – Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.
Слайд 7 – И слово «праздник» в славянских языках – столь же древнее, как и сами праздники. Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя многие люди уже забыли о его настоящих корнях.
Слайд 8 – Первое упоминание о Москве появилось в летописях именно благодаря празднику, который устроил Юрий Долгорукий.
Слайд 9 -Что же такое праздник в наше время?
В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности.
Праздники – это составляющая часть нашей культуры, которая помогает нам лучше понять друг друга.
А как сейчас мы можем отмечать праздники?
А какие праздники сочетают в себе и то и другое?
Слай10 – А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..
Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ – ромашка.
Слайд 11 – Так же и в нашем городе проводится праздник в честь этого дня, где чествуют создание новых семей и семьи, которые прожзили долгую семейную жизнь.
Давайте каждый из вас нарисует ромашку на листе бумаги. Центр ромашки -это «Я». А в лепестках напишите имена членов вашей семьи.
Что вы можете рассказать о своих семейных праздниках?
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду – мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели – посчитали.
Работа в паре.
У вас на столах лежат листочки, рассмотрите их. Что там написано? Соедините стрелочками части пословиц.
Семья – печка:коли в семье лад.
В семье любовь да совет,как холодно, все к ней собираются.
Не надобен и клад,и сердце на месте.
Когда семья вместе,когда над ней крыша одна.
так и нужды нет.
Как вы понимаете эти пословицы?
– Ребята, а что особенно приятно нам получать на праздники?(подарки)
Чтобы от праздника остались только приятные впечатления и все были довольны необходимо соблюдать несколько простых правил.
Слайд 12 – Как можно пригласить гостей?
Пригласить гостей можно по телефону, по электронной почте, при помощи открытки – приглашения. Главное – приглашать следует лично и заранее, точно указывая место и время проведения праздника.
Слайд 13 – Как вы думаете, как принимаются подарки?
Принимают подарок стоя, а не сидя;
Улыбаются дарителю и благодарят за подарок;
Подарок желательно рассмотреть;
Любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.
Слайд 14 -Как выбрать правильно подарок (продолжи предложение):
Слайд 15 -Скажите, а как нужно себя вести за столом во время праздника?
Сидеть за столом надо прямо.
Нельзя облокачиваться на стол, качаться на стуле, баловаться.
Никогда не бери нож в рот.
Не ковыряй вилкой в зубах.
Нож должен быть в правой руке, а вилка в левой.
Нельзя брать кушанье из общих тарелок своей вилкой или руками.
Есть надо спокойно, не торопясь.
V . Домашнее задание
VI . Оценочно-рефлексивный блок
Выразите свои впечатления от урока
1. учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики//А.Я. Данилюк// Основы светской этики. 4-5 классы //М,: Просвещение, 2012Интернет ресурсы: 1. http ://ru .wikipedia .org 2. festival .1september .ru 3. pedsovet .org
Просмотр содержимого презентации «Семейные праздники»
Выполнила: Конкина Валентина Ивановна, учитель начальных классов МОУ СШ № 4 г. Богородицка
ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики»
Тема «Семейные праздники»
Когда появились праздники?
Правила этикета (как пригласить гостей)
*Пригласить гостей можно по телефону
*по электронной почте
*при помощи открытки –приглашения.
Правила этикета (для получающего подарок)
*принимают подарок стоя, а не сидя;
*улыбаются дарителю и благодарят за подарок;
*подарок желательно рассмотреть;
*любой подарок принимают с радостью;
*если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.
Правила выбора подарка
Правила этикета (за столом)
*Сидеть за столом надо прямо.
*Нельзя облокачиваться на стол, качаться на стуле, баловаться.
*Никогда не бери нож в рот.
*Не ковыряй вилкой в зубах.
*Нож должен быть в правой руке, а вилка в левой.
*Нельзя брать кушанье из общих тарелок своей вилкой или руками.
*Есть надо спокойно, не торопясь.
Список литературы: 1. «Основы светской этики. 4-5 классы»: М,: Просвещение, 2012. Интернет ресурсы: 1. http: //ru.wikipedia.org 2. festival.1september.ru 3. pedsovet.org
Назарова Т.Н., учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов им. И.А.Куратова»
Города Сыктывкара Республики Коми
Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. Именно там он получает первые уроки любви, доверия, понимания. Ведь семья – это среда для формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Основным фактором семейного воспитания является эмоциональный характер, основанный на родственных чувствах и любви к детям. В той семье, где люди по-настоящему ценят, уважают, любят друг друга, интересная совместная жизнь. Близким людям хочется дарить подарки, устраивать праздники. Но в наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. Они мало интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. В результате этого дети не смогут вырасти достойными, успешными, уважаемыми людьми. Поэтому возникла необходимость в создании проекта, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье, через проведение семейных праздников. Данный проект обогатит детей и их родителей опытом эмоционального общения, совместной творческой деятельности.
Формирование ценностного отношения учащихся к значимости семейных праздников в жизни человека.
Ученики 4 класса, родители, педагоги.
Четвертая четверть IV класса.
организация целеполагания детей проведение классных часов на темы: «Семь Я», «История семьи. Памятные даты», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» защита мини проектов «Моя семья», «Семейные праздники», «Любимый праздник», «Семейные традиции»»,
составление устного рассказа о любимом празднике семьи проведение родительского собрания «Семейные ценности, праздники, традиции» конкурс поэтического творчества «моя семья»
подготовка рисунков на тему «Любимый праздник моей семьи» проведение урока ОРКСЭ на тему «Семейные праздники» создание общеклассной презентации «Любимые праздники нашего класса»
создание фотовыставки «Семейные праздники» просмотр семейных видеозаписей праздник учеников и родителей класса «наша дружная семья»
создание мини проектов на темы: «Моя семья», «Семейные праздники», «Любимый праздник», «Семейные традиции» просмотр и обсуждение художественных фильмов подведение итогов проекта
Подготовка к поэтическому конкурсу «Моя семья».
Список используемой литературы:
« Семья, семейные ценности и традиции»
Воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, семейным ценностям.
Выставка книг о семье, семейные фотографии , альбомы, презентации, фотовыставка « Мои увлечения и увлечения моих родителей»
« Лишь у счастливых родителей вырастают
счастливые дети «
« Семья – это то место, куда приходят
отдыхать победные силы человека»
« Семья – это та первичная среда, где человек
должен учиться творить добро»
Ход классного часа
( Вступительное слово классного руководителя)
Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека – семье, семейных ценностях и традициях
Поэтому темой нашего классного часа является « Семья, семейные ценности и традиции».
Цель, узнать что же такое семья, семейные ценности, семейные традиции? Какие ценности и традиции существуют в ваших семьях?
Они я уверена, есть в каждой семье. У каждой семьи своя судьба, своя жизнь. А семейные ценности и традиции напоминают вам историю вашей семьи.
Ребята, а знаете ли вы, что такое семья? ( Предполагаемые ответы учащихся)
Семья- это те, кто дорог вам больше всего. Семья- это где тебя всегда ждут и понимают. Семья – это родные друг другу люди.
. Молодцы! Да, ребята, семья – это не просто родственники живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Семья – « очаг», который потом стал обозначать
семью, дом. Это самые любимые, самые близкие для нас люди.
Семья – это , что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и паденье, радость , печаль
Дружбу и ссоры, молчанье , печаль
Семья – это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года.
В) Ребята, а как вы пронимаете, что такое семейные ценности?
( ответы детей это что-то важное, дорогое, что объединяет семью )
В)А какие бывают семейные ценности?
( ответы детей: Это дети, доброе отношение к людям, чувство долга, взаимоотношения в семье, семейные фотографии, ордена, медали предков и т.д.)
В) А что же такое семейные традиции? ( ответы детей: это обычные принятые в семье нормы, манеры, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение)
В) Какие традиции существуют в вашей семье? (ответы детей:празднование дней рождений, встреча Нового года, выезд на природу, совместный отпуск и т.д.)
Хорошо, я с вами согласна. А сейчас, я хочу вам прочитать одну легенду « Как появилась дружная семья». Вы сейчас внимательно послушайте, а потом ответьте на мой вопрос.
« Давным- давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он их научил жить дружно. Мудрец внимательно выслушал посетителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья .Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной надо относиться друг к другу придерживаясь этих качеств.
В) Как вы думаете, каких качеств надо придерживаться?
( ответы детей: Понимание, Любовь, Уважение, Доброта, Помощь, Забота, Дружба)
Так вот ребята, если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит все будут счастливы.
Ребята , а вот видите у меня на доске нарисован дом, но нет у него фундамента. Пусть эти качества будут кирпичиками фундамента нашего дома. Какие кирпичики мы положим? ( Понимание, любовь, уважение, забота, дружба, помощь, доброта).
Ребята , а вот когда вы называли семейные ценности, вы назвали и семейные фотографии.А как это понять, давайте поговорим об этом. Я неслучайно попросила вас принести сегодня семейные фотографии. Кто из вас принес. Хорошо. Расскажи нам о них.
Вот эта фотография очень старая, ее края уже потертые. Ей много лет. На ней мои самые близкие люди. Прадедушка, прабабушка, бабушка. Молодые и счастливые. Я их никогда не видела. Эта фотография у нас стоит дома на самом почетном и видном месте. Каждое утро, когда я собираюсь в школу, я невольно задерживаю на этом фото взгляд. И мне кажется, что они улыбаются и одобрительно кивают мне. Я им многим обязана. Для нашей семьи это большая ценность.
В) А кто еще принес?
Ты права. В моем доме тоже есть такие фото. Иногда мы всей семьей собираемся и смотрим фотографии. Мои родители вспоминают наших родных , которых уже нет в живых, вспоминают о своих друзьях. Представьте себе, если бы не было фотографий , мы бы не знали своих предков , никогда не видели их.
. Молодцы. Ну, а теперь, если есть такая возможность , давайте заглянем в семейный архив наших одноклассников. Кто желает показать нам свой семейный альбом. Ты Костя. Хорошо. ( показывает презентацию)
Эти фотографии история моей семьи, история моего рода. Я рад , что у меня есть такая семья. Они мне все дороги. Я их очень всех люблю.
. Да, ребята. Нет ни одной семьи, в которой не хранили бы снимки, ставшие семейной реликвией. Пока есть эти снимки в вашем доме, они живут вместе с вами, в ваших воспоминаниях.
Какой кирпичик в доме мы еще с вами положим?
А вот видите , в доме еще не все есть кирпичики. Давайте подумаем, какой можно еще положить кирпич.
. А, я хочу рассказать о семейных праздниках.
Мама Кости Колбанова. Я тоже хочу рассказать о наших семейных праздниках.
: А я, хочу рассказать о нашей семье.
Мама Насти Агорелик: Я тоже хочу рассказать о традициях нашей семьи.
А сейчас, я хочу проверить как вы поняли, что такое семейные ценности, а что такое семейные традиции. Семейные фотографии и семейный альбом – это что? ( ценности), а то что нам говорила Сарана, Татьяна Валерьевна,Римма Алигердо, Катя Рябинкова – это? ( традиции) Какой кирпич еще положим семейные традиции. Молодцы!
Строительство любого дома заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома называется « Счастливая семья» И так мы с вами построили «Дом счастья»
Несомненно, у каждого из вас должен быть дом, а не просто крыша над головой. А место, где вас любят и ждут, принимают и понимают, такими, какие вы есть. Где вам тепло и уютно. Счастье человека в семье – наибольшая ценность.
Ребята, а какой же дом без песни. Давайте все вместе споем песню» Родительский дом» (поют песню.)
Где бы небыли мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань родительский дом
Припев: Родительский дом- начало начал
Ты в жизни моей надежный причал
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет
: Давайте подведем итог нашего классного часа. Вспомним все о том, о чем мы с вами говорили сегодня мысленно. Что лично для себя вы взяли? К чему бы вы хотели еще вернуться? Что вас заинтересовало?
Ребята, я думаю, что вы еще подумаете над этим. И если мы будем хранить наши семейные ценности и традиции семьи, то в будущем мы получим отдачу. Спасибо за работу. Наш классный час окончен.