Основы религиозных культур и светской этики в образовании
В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики. Этот курс включает шесть учебных модулей, из которых родители выбирают один для изучения своими детьми.
Процесс выбора модуля
Выбор для изучения определенной религиозной культуры или основ светской этики происходит исключительно родителями школьника в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ребенок также может высказать свое мнение при выборе модуля.
Чтобы сделать выбор, родителям необходимо личное присутствие на родительском собрании и заполнение заявления, в котором зафиксирован выбранный модуль.
Процесс обучения и поддержки
Весь учебный процесс по изучению выбранного модуля проводят школьные учителя, прошедшие соответствующую подготовку. Родителям предоставляется возможность задать вопросы и ознакомиться с содержанием модулей на родительском собрании.
Присутствие хотя бы одного из родителей на собрании и заполнение заявления обязательны. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
Процесс выбора в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге каждый год родители учащихся 3-х классов выбирают один из 6-ти модулей учебного курса Основы религиозных культур народов России и светской этики. Выбор предмета является правом родителей и должен быть сделан по своему усмотрению.
В случае, если после начала изучения модуля считаете, что выбор был ошибочным, можно обратиться к директору школы с письменным заявлением о смене модуля.
Основные модули курса
Первые 4 модуля курса — конфессиональные и посвящены древнейшим духовным традициям вероисповедания: христианству, исламу, буддизму и иудаизму. Изучение этих модулей направлено на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, уважения к правам и интересам всех людей.
Помимо этого, изучение традиционных ценностей помогает формировать у детей духовно-нравственные основы для будущей взрослой жизни и защитить их от различных негативных воздействий.
Помните, что выбор модуля для вашего ребенка является важным шагом в его образовании и развитии. Рассмотрите все возможности и обратитесь за поддержкой к специалистам, если это необходимо.
- Познакомить учащихся с основами религиозных культур народов России и мира
- Сформировать у учащихся представление о светской этике и ее роли в обществе
- Развить у школьников уважение к культурным и религиозным традициям
- Подготовить учащихся к межкультурному и межрелигиозному диалогу
Ключевые понятия и категории учебного курса
Учебный курс Основы религиозных культур и светской этики включает в себя следующие ключевые понятия и категории:
- Религия и мировоззрение
- Культурные традиции и ценности
- Нравственные идеалы
- Современное общество и уважение культурного разнообразия
- Диалог и взаимопонимание между различными культурами
Заключение
Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики играет важную роль в формировании ценностных ориентаций учащихся, способствуя развитию их культурного сознания и уважения к различным религиозным и культурным традициям. Этот курс помогает подросткам осознанно строить свои ценностные установки, готовя их к жизни в современном многонациональном обществе с уважением к разнообразию и богатству культур.
Основы Религиозных Культур и Светской Этики в Школьном Образовании
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию, он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.
Важность учебного курса
С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета Окружающий мир, с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета История. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Структура комплексного учебного курса (34 часа)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители.
Учебные пособия для комплексного учебного курса
Учебные пособия, такие как Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы религиозных культур народов России и Основы светской этики, подготовлены для 4 классов начальной школы. Каждый ученик получает одно из шести учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами.
Методологический подход
В качестве методологического подхода разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся представлений об основах религиозных культур и светской этики. Материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
Модуль Основы буддийской культуры познакомит школьников с основными учениями и историей буддизма. Учащиеся изучат жизненные принципы и ценности буддийской религии, их отношение к миру и к самому себе. Модуль предполагает знакомство с обрядами и традициями буддийской культуры, а также с архитектурой и искусством буддизма. Важно формировать уважительное и понимающее отношение к вероисповеданиям других народов и культур.
Основы иудейской культуры
Модуль ознакомит учащихся с основными принципами и учениями иудаизма. Школьники узнают об истории иудейского народа, о значимых событиях и нравственных ценностях этой религии. Модуль познакомит с праздниками, традициями и обрядами иудаизма, а также с красотой искусства и культуры этого древнего народа, с его вкладом в мировую культуру.
Основы светской этики
Модуль Основы светской этики представляет собой введение в нравственные и этические ценности, не связанные с религиозными учениями. Учащиеся изучают общечеловеческие принципы этики, которые помогают строить гармоничные отношения с окружающим миром. Модуль развивает критическое мышление, способствует формированию личностной ответственности и уважительного отношения к другим людям.
Подведем итоги
Выбор модуля по предмету Основы религиозных культур и светской этики в 4-м классе является важным шагом в формировании культурного и духовного развития школьника. Знание основных религиозных культур и этических принципов позволяет лучше понимать разнообразие мировоззрений и формирует уважительное отношение к другим людям. Надеемся, что изучение этого предмета в школе поможет детям стать толерантными и гармонично развитыми личностями.
Если у вас есть какие-либо вопросы или комментарии, не стесняйтесь обращаться к учителям или администрации школы. Будем рады помочь вам в этом важном выборе.
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: «Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».
Вопросы и ответы
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.