Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Модуль Основы буддийской культуры

Этот модуль знакомит школьников с основами учения Будды Сакьямуни, его жизнью и учением. Дети узнают о основных принципах буддизма, о ритуалах, священных текстах, буддийских праздниках. Основное внимание модуль уделяет этическим и философским учениям буддизма, а также его влиянию на культуру и искусство.

Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Основы иудейской культуры

Модуль Основы иудейской культуры

Этот модуль познакомит учащихся с иудейской религией, ее историей и традициями. Школьники изучат основные праздники, символику и культовые предметы иудаизма. Особое внимание будет уделено этическим принципам иудаизма и его влиянию на мировую культуру и искусство.

Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Основы светской этики

Модуль Основы светской этики

Этот модуль познакомит учащихся с основными принципами этики, морали и нравственности, не связанными с религией. Ученики узнают о важности нравственных ценностей, уважения к другим людям и окружающей среде. Модуль способствует формированию гражданской позиции и ответственного отношения к своим поступкам и решениям.

Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Заключение

Основы религиозных культур и светской этики — это важный предмет, который помогает детям понять разнообразие культур и традиций, а также сформировать свое собственное мировоззрение и нравственные принципы. Изучение модулей этого предмета поможет учащимся стать толерантными, воспитанными и грамотными гражданами.

Модуль основ

Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.

Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Основы иудейской культуры

Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Основы мировых религиозных культур

Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.

Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Основы светской этики

Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими взрослыми вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля Основы светской этики. Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.

Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Цель и задачи

Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Вопросы и ответы

Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.

Заявление на урок ОРКСЭ для директора

В начале 3-го класса родительское собрание устраивается, чтобы рассказать о модулях курса ОРКСЭ и предоставить образец заявления на урок. Важно учитывать, что школа в России является светским учреждением и не поддерживает политическую агитацию или пропаганду религиозных убеждений, согласно Федеральному закону Об образовании в Российской Федерации.

Роль предмета в развитии ребенка

В 10-11 лет дети начинают задаваться вопросами о взрослении, ценностях и своем месте в мире. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к изучению гуманитарных предметов в старших классах школы, таких как история и обществознание.

Учитель Ольга Челпанова

Челпанова Ольга Максимовна, учитель начальных классов в Муниципальной школе № 7 в г. Туймазы, Республика Башкортостан. Ее конспект урока ОРКСЭ на тему В тебе рождается патриот и гражданин (4 класс) доступен по ссылке: Современная начальная школа.

Цели урока

  1. Формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и понимания долга гражданина.

  2. Развитие мыслительных способностей, умения сравнивать, анализировать и делать выводы, а также формирование коммуникативных навыков.

  3. Поддержание интереса к изучению истории страны, патриотизма и гражданственности, а также гордости за Родину.

Читайте также:  Курс орксэ и однкнр гбоу школа № 328

Что урок включает

На уроке ученики изучат понятия патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность через исторические факты, а также узнают о военной были От детей сорок четвертого года и значение патриотизма и гражданственности для человека и общества.

Что ученики получат

  • Понимание своей ответственности за Родину.
  • Умение анализировать и соотносить знания с собственным опытом.
  • Желание учиться и позитивное отношение к школе.
  • Планирование действий и удержание цели до достижения результата.

Урок по ОРКСЭ важен для развития патриотизма, гражданственности и формирования личностных качеств учеников.

Урок патриотизма и гражданственности: методика преподавания

Цели урока

Учащиеся должны:

  • Высказать свое предположение на основе работы с материалом учебника
  • Выделить главное в тексте учебника
  • Сделать выводы после работы в группе и всего класса

Основные понятия

  • Патриотизм
  • Патриот
  • Гражданин
  • Гражданственность
  • Отечество
  • Отчизна

Формы работы

  • Индивидуальная
  • Работа в парах
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Работа с учебником

Виды деятельности

  • Беседа
  • Комментированное чтение
  • Самостоятельная работа с источниками информации
  • Участие в учебном диалоге

Оборудование

  • Словарь русского языка С.И. Ожегова
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Презентация
  • Видеофрагменты
  • Музыкальные композиции
  • Карточки с заданиями для парной и групповой работы
  • Памятка Как составить синквейн
  • Шаблон Звезда Героя ссылка

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Психологический тренинг

Учитель: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”.

(Щелчок-Звучит тихая мелодичная музыка)

дети тихо повторяют за учителем:

  • Я в школе на уроке,
  • Сейчас я начну учиться.
  • Я радуюсь этому.
  • Внимание моё растёт.
  • Я как разведчик, всё замечу.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно.
  • Я хочу учиться.
  • Я очень хочу учиться.
  • Я готов к работе.
  • Я работаю!
  • Я хочу, чтобы наш сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и новых знаний.

Проверка готовности к уроку

  • Проверим готовность к уроку.

II. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

  • Внимание на экран (слайд № 2: фрагмент видео С чего начинается Родина)
  • Назовите вопрос, который прозвучал в просмотренном видео и который был темой прошлого урока.
  • Мы прослушали песню В.Баснера на слова М.Матусовского в исполнении М. Бернеса.
  • Как авторы видят Родину?

Вывод: На прошлом уроке мы выяснили, что Родина неразрывно связана с природой, с домом, семьёй, малой родиной.

  • Какие чувства к Родине возникают у вас?
  • Четко и образно мысль о чувстве к Родине выразил древнеримский философ Цицерон. Слайд 3.
  • Прочитайте высказывание мыслителя-философа на с.144, 2-й абзац.

– С каким из двух слов соединяется слово «Родина», а с каким – «Отчизна»? (Продолжаем кластер: Родина – мама, Отчизна – папа)

– С какими словами ассоциируется слово «мама», а слово «отец, папа»? (добавляем к кластеру: любовь, нежность, заступник, хранитель рода).

Вывод: Вот так нежно и горячо мы любим нашу Родину. Как сыновья и дочери.

Слайд 4. «Мозговой штурм»

– А как называют человека, который любит своё Отечество?

– Что значит проявлять любовь к родине и как называется это качество?

– Как называется потребность человека стоять на страже Отчизны?

(Постановка проблемных вопросов урока)

– Ответы на эти вопросы мы сегодня должны узнать.

(На магнитную доску вывешиваются зашифрованные слова.)

– расшифруем слова, которые относятся к нашей теме урока.

– Читаем хором слова:

– Внимание на экран. Слайд 5. (На доске слова: патриот, в тебе, гражданин рождается, и)

– Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Слайд 6. (В тебе рождается патриот и гражданин)

– На какие вопросы мы должны ответить в течение урока? Определим задачи:

III. Открытие нового знания. (Решение учебной задачи)

– Что нужно сделать, чтобы ответить на наши вопросы?

– Правильно, обратимся к материалу нашего учебника (стр.144-145) и словарю русского языка С..И. Ожегова.

1. Работа в группах.

– Предлагаю вам самостоятельно в группах поработать с текстом учебника и найти ответы на вопросы.

(повторение правил работы в группе) Слайд 8.

Карточка для группы № 1.

Прочитайте 4 абзац текста, ответьте на вопрос:

В чём проявляется патриотизм? (Из данных высказываний выберите верные и дополните схему-опору.)

Карточка для группы № 2.

Прочитайте 5 абзац текста, ответьте на вопрос:

– Что объединяют в себе слова гражданственность, гражданин? (Из данных высказываний выберите верные, дополните схему-опору.)

Карточка для группы № 3.

Прочитайте 2 абзац текста на с. 145, ответьте на вопрос:

Читайте также:  Основы православной культуры

1. Кто такой патриот? (Из данных высказываний выберите верные, заполните схему-опору.)

Карточка для группы № 4.

С помощью словаря русского языка С.И. Ожегова выберите верные значения слов «гражданин» и «патриотизм» и наклейте их на лист.

1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности

2. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. (из предложенных вариантов дети находят верное определение и наклеивают на лист).

2. Физкультминутка «Пусть всегда будет мир!» Слайд 9.

Пусть всегда будет солнце! (Поднять руки вверх над головой.)

Пусть всегда будет небо! (Развести руки в стороны над головой.)

Пусть всегда будет море! (Развести руки в стороны перед собой.)

Пусть всегда буду я! (Подняться на носочки, погладить себя.)

Пусть всегда поют песни! (Сделать наклоны головы в стороны.)

Пусть всегда будут танцы! (Сделать присядку.)

Пусть всегда будут птицы! (Наклоны в стороны, отводя руки назад.)

Пусть всегда будет мир! (Хлопки над головой.)

3. Проверка работы групп (на доску вывешиваем полученные схемы).

– Сначала говорим о понятиях «гражданин», «гражданственность».

– У вас у всех есть документ, подтверждающий, что вы граждане России. Это свидетельство о рождении. После рождения, каждого ребёнка регистрируют и «присваивают ему звание» гражданин, т.е. дают гражданство.

(снова обращаемся к правилу-схеме, кто такой гражданин)

– О правах и обязанностях граждан России вы изучали на уроках окружающего мира. Главное, что вы должны пользоваться своими правами и выполнять обязанности гражданина РФ.

– Теперь вы можете ответить на вопрос: считаете ли вы себя гражданином? Докажите (ответы детей).

– Поговорим о понятиях «патриот», «патриотизм».

– Более точное значение даётся в словаре русского языка С.И. Ожегова. (Патриот готов к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины).

– А звание «патриот» даётся с рождения? (из учебника гр.3: слово «патриот» не на любой случай. Не каждый заслуживает такой оценки).

– Можете ли вы считать себя патриотом? Докажите: обращаемся к схемам (ответы детей).

– В чём проявляется ваш патриотизм?

IV. Закрепление нового материала

– Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях.

– Внимание на экран. Слайд 10.

– Вспомните. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков.

– Что помогло выстоять и победить? (Любовь к Родине-патриотизм, потребность человека стоять на страже Отчизны-гражданственность и долг гражданина своей страны.)

– Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что говорят авторы учебника о патриотизме. С. 145 предпоследний абзац. (На доску выкладываем карточки: честь, ответственность, справедливость, совесть.)

– Патриотизм советских людей проявился в полной мере в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). В опасности оказалось Отечество, Родина, и миллионы патриотов встали на защиту. В этом была их гражданственность, долг гражданина. Защищая Родину, многие защищали свой народ от посягательств на его свободу, защищали людей своей страны, ее будущее. Многие отдали жизнь, свое сердце людям, которые живут сейчас, которые живы благодаря их непрожитой жизни.

– Давайте перелистаем страницы боевой славы нашей Отечества и посмотрим, как проявляли чувства патриотизма наши деды, прадеды и прапрадеды в годы Великой Отечественной войны.

(Чтение заранее подготовленными учащимися были «От детей сорок четвёртого года», учебник (стр.146))

Беседа о прочитанном:

– Понравилась ли вам эта быль?

– Зачем братья приезжают каждый год к этому постаменту? (Почтить память, это их гражданский долг, в знак благодарности.)

– Какие моменты вас взволновали, удивили?

– Какие чувства вызвала у вас военная быль?

– Можно ли назвать Василия и Антона гражданами и патриотами?

– С какой целью в учебник включили эту быль?

– Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Дети, подростки стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «Мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле», т.е. из чувства любви и долга перед Отечеством. Сколько им было? 10, 12.

Слайд-видео11 (Валя Котик)

– И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» – и, ответив самому себе искренно и честно. Спасибо, ребята, в такие минуты в вас действительно рождается патриот. Но я хочу, чтобы люди никогда не знали, что такое война. Никогда не испытывали горе и боль. Я желаю всем только радоваться процветанию нашей страны и гордиться сынами Отечества. Ведь быть патриотом можно и в мирное время.

Читайте также:  Технологическая карта урока по орксэ милосердие закон жизни план конспект урока по орксэ 4 класс

Дидактическая игра «Что мы можем?». Обсуждение в парах.

(Хорошо учиться, стать достойными гражданами, помогать друг другу, изучать традиции и прошлое своей Родины и т.д.)

Работа с раздаточным материалом (информационные карточки)

– Приведите примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.

(Учитель раздаёт информационные карточки, на которых перечислены разные сферы деятельности людей: искусство и культура, наука и образование, спорт и отдых, производство и продажа, медицина и фармацевтика, использование природных богатств и экология и варианты ответов. Ученики соединяют линией разные сферы деятельности и примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.)

Работа в парах с информационными карточками, подбор примеров к заданию. Предполагаемые варианты ответов детей:

– художники раскрывают красоту родной природы в своих картинах;

– учёные делают научные открытия, чтобы прославить свою страну;

– спортсмены посвящают свои победы в олимпиадах Родине;

– фармацевты разрабатывают новые лекарства, чтобы граждане их страны были здоровы;

– все граждане страны добросовестно трудятся, чтобы Родина стала ещё богаче и красивее;

– экологи защищают природные богатства родной страны.

– Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

(Ответы учащихся. Патриотизм может проявляться и в мирное время. Патриот – это человек, который трудится во благо своей страны.)

Рассказ учителя: Слайд 12.

Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Ему стоя аплодировал переполненный зал. Дима вышел биться за третье место с одной рукой. Вторую, висевшую плетью, зафиксировали врачи. Он вышел и выиграл. «Такого не бывает!» – не поверили эксперты. На вопрос: Как можно при такой травме продолжать борьбу? Дмитрий ответил коротко: "Я Русский."

– Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.

– А сейчас прошу вас встать. Включаю: Слайд 13. Видеоролик песни «Я поднимаю флаг своего государства».

– Почувствовали ли вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню. Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?

V. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания

– Подведем итоги нашего урока.

– Для чего нам нужен такой урок?

– Попробуйте выразить своё отношение к сегодняшней теме через создание синквейна. Составим его мы вместе.

Составление синквейна (на столе памятка). Слайд 14.

– Берем существительные из темы урока. (Патриот, гражданин)

– Подбираем 2 прилагательных.

– Находим 3 глагола.

– И последнее. Подбираем одно слово-синоним.

– Читаем получившиеся пятистишия.

Живёт, служит, гордится

Гражданин несёт ответственность за судьбу Родины.

Любит, верит, защищает

Патриот верен Родине!

– У каждого из вас на парте лежат звезды, которые символизируют «Звезду Героя». Вручается такая награда истинному патриоту своей Родины. Вы получили свои звезды за правильное выполнение заданий.

– И последнее. Если вы считаете, что вы – истинный патриот своей Родины, то возьмите «Звезду Героя» и приложите к груди, к сердцу. Если вы на данный момент считаете, что не достойны такой высокой награды, то пусть звезда останется лежать на парте.

– Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.

Спасибо за отличную работу.

Домашнее задание (Слайд 15.)

1. Прочитать текст с.144-147.

2. Ответить на вопросы для повторения стр.149.

3. Подготовить рассказ о человеке в своей семье, которого ты считаешь патриотом и гражданином.

Спасибо всем за урок!

1. А.И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: ил.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И.Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2014г. – 1376 стр.

3. Г. Шаков. Подвиг Дмитрия Носова. Медаль со сломанной рукой / https://живу спортом.рф/article/podvig-dmitriya-nosova-medal-so-slomannoj-rukoj.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *