Философия китайского буддизма

Происхождение понятия шуньята

  1. Как на пустой, взирай ты на этот мир. Разрушив обычное понимание себя, ты поборешь и смерть. Владыка смерти не узрит того, кто так смотрит на мир.

Śhūnya + -tā

Подходы к определению

Шуньята — наиболее трудное понятие буддизма, не поддающееся простому описанию и определению. Постижение пустоты — важная цель буддийских медитаций, методика которых отличается в разных школах.

Традиционно принято рассматривать 18 или 20 аспектов пустоты. Однако, для философского анализа наиболее важны первые четыре аспекта, которые последовательно лишают надежды отыскать хоть какую-то опору для мыслительных конструкций:

  1. Взаимозависимость
  2. Отсутствие постоянства
  3. Отсутствие индивидуальности
  4. Отсутствие чистой реальности

Сам Нагарджуна сказал, что ни одно явление не существует как абсолют. Это относится даже к самой пустоте. Даже абсолютная истина не существует как абсолют. Он сказал, что все явления обусловлены другими факторами, что они пребывают во взаимозависимости с другими явлениями. Именно поэтому все явления обладают природой пустоты, и сама пустота в данном случае не является исключением. Сам Будда дал это ясно понять в своем учении о шестнадцати, восемнадцати и двадцати различных видах пустоты.

Неточное понимание термина пустоты в небуддийских переводах и комментариях привело к тому, что буддизм получил репутацию философии нигилизма, солипсизма, отказа от доводов рассудка и от словесного понимания, отказа от позитивных тезисов, представления о всеобщей иллюзорности и т. п.; за подобные взгляды буддизм постоянно подвергался критике небуддийских школ. В то же время, буддийские школы, развивая понятие о пустоте, категорически отрицают все перечисленные пункты, акцентируя внимание на таковости, взаимозависимом происхождении, причинности и обусловленности.

Два подхода к пустотности в медитации

Неконцептуальное постижение пустотности (шуньята) происходит посредством наитончайшего ума ясного света (в дзогчен — ригпа, чистой осознанности). В тибетских школах гелуг, сакья и ветвях кагью, не практикующих дзогчен, сознание ясного света достигается методом сосредоточения и постепенного последовательного растворения более грубых уровней сознания в более тонких, а также работы с тонкими энергетическими каналами, ветрами и чакрами. В школах ньингма, бон и кагьюпинском дзогчен стремятся распознать ригпа, лежащего в основе грубых уровней сознания, в созерцании без постепенного растворения более грубых уровней ума в более тонких, работая с энергетическими каналами, ветрами, чакрами. И достигают ригпа спонтанно.

Читайте также:  История и культура евреев

Кроме достижения сознания ясного света, необходимо концептуальное понимание пустотности. И здесь имеют место два подхода:

  • Подход через анализ и размышление
  • Подход через прямой опыт

Представление о шуньяте развивали далее Арьядэва, Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Буддапалита, Бхававивека, Чандракирти и другие философы. Далее шуньята стала одним из важнейших понятий тибетского и дальневосточного буддизма, в частности чань.

Пустота в дзэн

В Теджабинду-упанишаде (8-11), говорится:

Буддийская философия: путь к освобождению

Блаженство, превосходящее счастье, невыразимое, нерождённое, вечное, свободное от влияния мыслей, постоянное, твёрдое, непоколебимое. То — Брахман, То — Сам Высший Атман. То — окончание, То — Высшая цель, состояние, бесконечное пространство, То — Сам Высочайший Параматман. Не пусто оно, но видится пустым, и превосходит пустоту, не мысль, не мыслящий и не мыслимое, но то, о чём только и следует мыслить.

Множество путей к освобождению

В буддийских традициях представлено множество различных путей к освобождению. Анализируя их, буддийские мыслители в Индии и позднее Восточной Азии рассматривали такие разнообразные предметы как феноменология, этика, онтология, эпистемология, логика и философия времени.

Особенности и фазы становления буддийской философии

Существует спонтанный и всеобщий закон причинности, который обусловливает все явления духовного и материального мира. Этот закон (дхарма или дхамма) действует стихийно, без помощи сознательного руководителя.

Согласно этому закону, возникновение одного частного явления (причина) сопровождается другим частным явлением (следствие). Имеется причина — возникает и следствие. Существование всего обусловлено, имеет свою причину.

Теория несуществования души

Теория несуществования души, или анатмава́да, является основным положением буддийской философии. Она отрицает абсолютное непреходящее я, отрицание Атмана. Эта теория различается и обосновывается в различных школах буддизма.

Школы буддийской философии

Мадхья́мака, или мадхья́мика — одно из основных философских направлений буддизма махаяны. В центре почти всей полемики в буддийской онтологии был вопрос о реальности дхарм. Мадхъямака доказывает, что невозможно утверждать ни реальность, ни нереальность дхарм: и то, и другое решение приводит к логическим противоречиям. Важнейшим текстом Мадхъямаки и Махаяны является Сутра Сердца Праджня-парамиты.

Читайте также:  Традиции буддизма в педагогике

это процесс постепенной очистки сознания от накопившихся иллюзий и пороков;

  1. о том, что настоящая сущность существа есть Будда, радость блаженства, свободы и неистощимых возможностей;

  2. о том, что недостижимость просветления Будды не существует, так как все сущее неизменно и есть пустота, покой и равенство.

Для йогачары этот список свойств татхагатагарбхи — это лишь первоначальное выражение нирманакайи необработанного потенциала сознания. Второе и более достоверное описание Татхагатагарбхи дает основные и классические источники йогачарских трактатов. Махаюана махапаринирвана-сутра в больше своем почти целиком посвящена этому толкованию.

Understanding the йогачары viewpoint is crucial for those interested in Buddhist philosophy. Yoga can be practiced in various forms such as Hatha Yoga, Karma Yoga, and Bhakti Yoga. Each form of Yoga has its own unique principles and practices. Yoga can help improve physical health, mental well-being, and spiritual growth. Practicing Yoga regularly can lead to a healthier and more fulfilling life. Embracing Yoga philosophy can help individuals achieve a sense of inner peace and harmony.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *